ГЛАВА XVII. РАЗРЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ ТРЕТЕЙСКИМИ СУДАМИ
§ 1. Организационно-правовые основы деятельности третейских судов в России
§ 2. Третейское разбирательство. Роль арбитражного суда в исполнении решения третейского суда
ГЛАВА XVII. РАЗРЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ ТРЕТЕЙСКИМИ СУДАМИ
§ 1. Организационно-правовые основы деятельности третейских судов в России
В соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. 11 ГК РФ) (1) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел наряду с государственными общими и арбитражными судами и так называемые альтернативные третейские суды.
Третейский суд - это суд, избранный по соглашению сторон для разрешения возникшего между ними спора.
Сущность третейского разбирательства спора состоит в том, что спорящие стороны избирают третьих лиц, которым доверяют разрешение спора и вынесение решения. При этом стороны заранее обязуются подчиниться решению третейского суда.
Третейские суды по сравнению с арбитражными судами имеют определенные преимущества: большая оперативность и экономичность, доверительность и конфиденциальность, удобства для сторон в отношении времени и места разрешения спора. Эти преимущества должны бы придавать популярность третейским судам как органам, разрешающим споры в сфере предпринимательских отношений, содействовать росту числа третейских судов. Но этого почему-то не происходит, особенно на периферии. Представляется, что все положительные качества третейских судов перечеркиваются двумя важными факторами: 1) отсутствие в регионах достаточно квалифицированных специалистов - третейских судей и 2) сложности с исполнением решений третейского суда.
На разрешение третейского суда могут быть переданы споры, вытекающие из гражданских правоотношений и подведомственные арбитражному суду, до принятия им решения и только по соглашению сторон (ст.23 АПК РФ).
В отличие от АПК РФ 1992 г. новый Арбитражный процессуальный закон допускает возможность передачи спора на разрешение третейского суда не до принятия дела к производству арбитражным судом, а на любой стадии процесса вплоть до принятия решения. Однако законодатель предусматривает, что передаче третейскому суду подлежат только споры, вытекающие из гражданских правоотношений. Это значит, что подведомственный арбитражному суду экономический спор, возникающий из административных или иных правоотношений, на рассмотрение третейского суда передан быть не может.
Идея третейского судопроизводства для разбирательства экономических споров имеет довольно древнюю историю. Например, уставная грамота церкви Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде (1135 г.) определяла, что в суд по купеческим делам не могут вмешиваться посадник и бояре, поскольку это компетенция тысяцкого и самих купцов. Весьма развито законодательство о третейских судах было и в Российской империи, и в послереволюционной России. Достаточно назвать Декрет о третейских судах от 16 февраля 1918 г.. Положение о третейском суде от 16 октября 1924 г. и т.д. (2).
Рассмотрение хозяйственных споров третейскими судами было допущено постановлением СМ СССР от 23 июля 1959 г. «Об улучшении работы государственного арбитража». В соответствии с п.4 этого постановления Госарбитраж при СМ СССР 31 августа 1960 г. утвердил «Временные правила рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами».
В настоящее время организация и деятельность третейских судов в России регулируется отдельными нормами арбитражного процессуального законодательства, а также специальным нормативным правовым актом - Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. (далее - Временное положение) (3). Этим же Временным положением регулируется в настоящее время порядок выдачи арбитражным судом исполнительных листов по решениям третейских судов. В соответствии со ст. 7 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установленный Временным положением порядок будет применяться впредь до принятия федерального закона о третейских судах. Данное обстоятельство важно иметь в виду потому, что в новом АПК РФ отсутствует специальная норма, регулирующая условия и порядок выдачи исполнительных листов на решения третейского суда, как это было предусмотрено в ст. 157 АПК РФ 1992 г. Следует также заметить, что Временное положение применяется при передаче на разрешение третейских судов экономических споров, подведомственных арбитражным судам в соответствии с российским законодательством, межгосударственными соглашениями и международными договорами. Оно не применяется, если иное не установлено соглашением сторон, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства или является организацией с иностранными инвестициями.
В Российской Федерации функционируют и третейские суды, имеющие целью разрешение споров, возникающих в сфере международной торговли. К ним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, деятельность которых регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993г. (4) Указанные органы имеют свою специфику, обусловленную международно-правовыми аспектами их деятельности, и на них не распространяется действие Временного положения.
В соответствии со ст. 2 Временного положения в России могут создаваться как третейские суды для рассмотрения конкретного спора (ad hoc), так и постоянно действующие, инсти туциональные.
Третейские суды ad hoc создаются сторонами, которые могут сами установить практически все процессуальные правила, применяемые при рассмотрении и разрешении спора, за исключением правил, определенных законодательством в качестве императивных. Что же касается институциональных третейских судов, то под ними Временное положение понимает органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора. Постоянно действующие суды могут создаваться торговыми палатами, биржами, объединениями, иными органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, которые информируют арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен постоянно действующий третейский суд, о его создании и составе (ч.4 ст.2 Временного положения). В городе Воронеже, например, в 1993 г. создан третейский суд при Воронежском отделении Торгово-промышленной палаты. Но за все время существования на его рассмотрение не поступило ни одного спора. О создании других постоянно действующих третейских судов на территории Воронежской области сведений в Арбитражный суд области не поступало.
Порядок организации, деятельности, рассмотрения и разрешения споров постоянно действующими третейскими судами определяется их правилами (положениями, уставами, регламентами и другими документами), утверждаемыми организацией, создавшей их. В случае неурегулирования каких-либо вопросов в собственных документах третейский суд и стороны руководствуются нормами законодательства, в частности Временным положением.
По своей сути, постоянно действующий третейский суд представляет собой орган, который на основе соглашения сторон формирует состав третейских судей для разрешения спора и организует разбирательство дела6. Стороны, согласившиеся на передачу спора в постоянно действующий третейский суд, уже не имеют той свободы в определенных процессуальных аспектах, как это имеет место в третейском суде ad hoc. Эти аспекты регулируются правилами соответствующего третейского суда и отступление от этих правил возможно лишь в пределах, допускаемых ими.
Временное положение устанавливает порядок формирования состава третейского суда. Предусмотрено, в частности, что число третейских судей должно быть нечетным. Несмотря на то что Временное положение не содержит запрета на рассмотрение споров единолично третейским судьей, надо полагать, что споры должны рассматриваться в коллегиальном составе числом судей не менее трех. Третейским судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи. Положение не устанавливает обязательного наличия у судьи юридического образования, стажа работы по юридической специальности. Думается, это правильно. В составе суда не обязательно должны быть только специалисты правоведения, в нем могут быть и другие профессионалы, что подтверждается возможностью привлечения арбитражных заседателей из числа специалистов и руководителей народного хозяйства в арбитражных судах. Однако в составе третейского суда обязательно должны быть профессионалы юристы, и возможно в большом числе, чем прочие специалисты.
Стороны могут по своему усмотрению назначить состав третейского суда для рассмотрения конкретного спора. Но если такого согласия нет, то применяется порядок, определенный Временным положением. Суд образуется в составе трех судей, при этом каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом судей назначают третьего. Если же в течение 15 дней после получения уведомления одной из сторон о назначении третейского судьи другая сторона не назначит другого третейского судью, или если в течение того же срока судьи не достигли соглашения о назначении третьего судьи, либо третейский суд по иным причинам не создан, стороны вправе отказаться от передачи спора на разрешение третейского суда, и в этом случае спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.
Указанная выше процедура применяется для назначения судей третейского суда, создаваемого для разрешения конкретного спора. Если же спор передается на разрешение в постоянно действующий третейский суд, стороны назначают судей в порядке, установленном правилами этого суда.
Полномочия третейского судьи могут быть прекращены лишь по его просьбе или по соглашению сторон. В случае прекращения полномочий судьи новый третейский судья назначается по правилам, которые применялись при назначении замененного судьи.
Место разрешения спора стороны определяют по своему усмотрению. При отсутствии договоренности об этом место разрешения спора определяется третейским судом с учетом всех обстоятельств дела. Третейский суд определяет также язык, применяемый при разрешении спора, если стороны не достигли об этом соглашения. (5)
Временное положение содержит довольно жесткие требования к оформлению искового заявления. В нем должно указываться: дата и номер; наименование сторон и их почтовые адреса и расчетные реквизиты; цена иска, если иск подлежит оценке; исковые требования; обстоятельства, на которых исковое требование основано, и подтверждающие их доказательства;
обоснованный расчет искового требования; законодательство, на основании которого предъявляется иск; перечень прилагаемых к заявлению документов и других доказательств, в числе которых обязательны подтверждающие наличие соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.
Третейский суд вправе рассматривать и разрешать споры лишь при наличии соответствующего соглашения сторон. Соглашение о передаче спора третейскому суду - это соглашение сторон о передаче третейскому суду конкретного спора, определенных категорий или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо правоотношением, независимо от того, нашло ли оно договорный характер (ч.1 ст.3 Временного положения).
Соглашение о передаче спора третейскому суду может быть заключено в виде отдельного третейского соглашения или в виде третейской оговорки в договоре. В ч. 4 ст.3 Временных правил предусмотрено, что признание третейским судом недействительным договора не влечет за собой недействительность содержащейся в нем оговорки о передаче спора третейскому суду.
Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или действительности соглашения между сторонами о передаче спора ему на рассмотрение. Если третейский суд признает отсутствие или недействительность соглашения сторон, спор может быть передан на разрешение арбитражного суда заинтересованной стороной на общих основаниях.
Соглашение о передаче спора третейскому суду обладает свойством безотзывности. Это означает, что стороны могут аннулировать его лишь по взаимному соглашению. Односторонний отказ от соглашения о передаче спора в третейский суд не допускается.
Заключение сторонами соглашения о передаче спора в третейский суд влечет за собой определенные процессуально-правовые последствия. Согласно п.1 ст.87 АПК РФ арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если имеется соглашение лиц, участвующих в деле, о передаче спора на разрешение третейского суда и возможность обращения к третейскому суду не утрачена и если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в арбитражном суде, не позднее своего первого заявления по существу спора, заявит ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда.
Из числа постоянно действующих третейских судов значительное распространение получили суды, создаваемые биржами, так называемые биржевые арбитражные комиссии. Биржевая арбитражная комиссия, согласно ч.2 ст.30 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. (6), создается как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий иные функции третейского суда. Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения ею споров утверждается в соответствии с законодательством. Законодательством к ведению биржевой арбитражной комиссии отнесено, в частности, разрешение споров, связанных с заключением биржевых сделок (ч.1 ст. 30 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Следует заметить, что не все биржевые арбитражные комиссии в соответствии с утвержденными положениями о них функционируют как постоянно действующие третейские суды. В случае, когда биржевая арбитражная комиссия в соответствии с положением функционирует как третейский суд, она вправе рассматривать не только споры, связанные с заключением биржевых сделок, но и имущественные споры по заключенным брокерами на биржах сделкам, т.е. споры, возникающие при исполнении биржевых сделок. Такой подход к определению компетенции биржевых арбитражных комиссий подтвержден Высшим Арбитражным Судом РФ (7).
Здесь необходимо сделать замечание, касающееся сделок, заключенных на бирже. В содержание биржевой сделки, заключаемой брокерами от имени и по поручению своих клиентов, может быть внесено условие о рассмотрении споров, связанных с исполнением сделки, в биржевой арбитражной комиссии. С точки зрения арбитражно-судебной практики действительность подобной оговорки зависит от наличия у брокера в момент заключения сделки полномочий на включение такого условия либо от последующего письменного согласия с ним клиента (8).
§ 2. Третейское разбирательство. Роль арбитражного суда в исполнении решения третейского суда
Порядок рассмотрения спора в третейском суде ad hoc может быть определен сторонами по их усмотрению (ч.1 ст. 10 Временного положения). При отсутствии такого соглашения спор рассматривается в порядке, определяемым самим судом с учетом норм Временного положения и АПК РФ.
После того как стороны достигнут соглашения о рассмотрении спора в третейском суде, а также будут назначены третейские судьи, определяется срок для подачи истцом искового заявления. Указанный срок согласовывается сторонами или определяется третейским судом.
После получения искового заявления и отзыва на него третейский суд проводит подготовку дела к разбирательству. Третейский суд может истребовать у сторон дополнительные документы, необходимые, по его мнению, для правильного разрешения спора. Однако требования третейского суда о предоставлении дополнительных доказательств не носят для сторон обязательного характера.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, третейский суд может назначить экспертизу при отсутствии иного соглашения сторон и потребовать от сторон представления необходимых для осуществления такой экспертизы документов и других доказательств (ст. 16 Временного положения).
Заключения экспертов и другие документы (их копии), истребованные третейским судом в процессе рассмотрения спора, на которых третейский суд основывает свое решение, должны быть переданы сторонами.
Одной из специфических черт третейского разбирательства является то, что третейский суд самостоятельно определяет необходимость проведения заседания с участием сторон или их представителей либо разрешения спора только на основании документов и других доказательств при отсутствии иного соглашения сторон (ч.1 ст. 14 Временного положения). Сторонам третейский суд заблаговременно сообщает о заседании письмом, по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств связи, обеспечивающих фиксирование такого уведомления. Неявка в заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не является препятствием к рассмотрению дела при отсутствии иного соглашения сторон (ч.1 ст. 15 Временного положения).
При рассмотрении и разрешении дела третейским судом действуют принципы, присущие и арбитражному процессу, такие, как: равенство сторон, диспозитивность, состязательность и т.д. Процедура рассмотрения дела в третейском суде должна обеспечивать сторонам надлежащие процессуальные гарантии, создавать предпосылки для вынесения законного и обоснованного решения. Наличие в производстве третейского суда дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям имеет значение для арбитражного процесса. В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии искового заявления (п.3 ч.1 ст. 107 АПК РФ), а если дело было уже принято к производству - арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения (п.1 ст.87 АПК РФ).
При разрешении споров третейский, как и арбитражный, суд руководствуется федеральным и иным законодательством, действующим на территории Российской Федерации, законами и законодательством субъектов Российской Федерации, другими нормативными актами, межгосударственными соглашениями, международными договорами. В случаях, предусмотренных законодательством либо соглашением сторон, третейский суд применяет нормы права других государств. В случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное правоотношение, третейский суд применяет законодательство, регулирующее сходные правоотношения, а при его отсутствии исходит из общих начал и смысла законодательства.
Третейский суд принимает решение по делу в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота, применяемых к данному договору. Решение третейского суда принимается большинством голосов всех членов суда, а судья, не согласный с решением, излагает свое особое мнение, которое прилагается к решению.
Законодательство устанавливает определенные требования к форме и содержанию решения третейского суда. В соответствии со ст.20 Временного положения решение принимается в письменной форме и подписывается составом суда. В решении должны быть указаны: дата его принятия; состав суда; место и время рассмотрения спора; наименование участников спора; фамилии и должности их представителей с указанием полномочий; сущность спора; заявления и объяснения участвующих в рассмотрении спора лиц; обстоятельства дела, установленные судом;
доказательства, на основании которых принято решение; законодательство, которым руководствовался суд при принятии решения; содержание принятого решения; распределение сумм гонорара и других расходов, связанных с рассмотрением дела;
срок и порядок исполнения решения.
После принятия решения каждой стороне должен быть передан его экземпляр, подписанный третейскими судьями.
Рассмотрение спора третейским судом может закончиться не только его разрешением по существу. Возможно и прекращение производства по делу в случаях, когда стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства либо когда спор не подлежит рассмотрению третейским судом (ст. 21 Временного положения). Прекращение производства по делу оформляется определением третейского суда.
Законодательство допускает возможность исправления третейским судом недостатков вынесенного им решения: исправление допущенных в нем арифметических ошибок, опечаток или иных ошибок аналогичного характера, разъяснение решения либо вынесение дополнительного решения (ст. 22 Временного положения). В течение 10 дней после получения решения третейского суда, если сторонами не согласован иной срок, любая из сторон, уведомив об этом другую, может просить третейский суд исправить допущенную в решении арифметическую ошибку, опечатку или иную ошибку аналогичного характера, либо дать разъяснения решения или его части. Эти просьбы третейский суд рассматривает в течение 10 дней. При этом третейский суд вправе внести соответствующие исправления или дать разъяснения, не изменяя существа решения. По результатам рассмотрения ходатайств сторон третейский суд выносит определение.
Решение третейского суда вступает в силу в указанный в нем срок , а при отсутствии указания на срок - немедленно. Дело, рассмотренное третейским судом в пятидневный срок, сдается им для хранения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого было вынесено решение третейским судом (в Арбитражный суд Воронежской области подобные дела не сдавались). Если же дело было рассмотрено постоянно действующим третейским судом, оно хранится в этом суде.
Вступившее в законную силу решение третейского суда влечет за собой последствия для арбитражного процесса. Судья арбитражного суда отказывает в принятии искового заявления (п.4 ч.1 ст. 10 7 АПК РФ), арбитражный суд прекращает производство по делу (п.3 ст.85 АПК РФ), если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, когда арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, возвратил дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение, но рассмотрение дела в том же третейском суде оказалось невозможным.
Решение третейского суда должно исполняться добровольно в порядке и сроки, определенные в самом решении, поскольку третейский суд не располагает собственными средствами обеспечения принудительного исполнения принятых решений. Но встречаются случаи неисполнения в добровольном порядке решения третейского суда. Для этих случаев, признавая третейский суд органом, осуществляющим защиту прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей (ст. 11 ГК РФ), государство специально обеспечивает его решение возможностью принудительного исполнения. Это осуществляется путем установления процедуры выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Федеральный Закон РФ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 мая 1995г. (9) предусматривает, что впредь до принятия федерального закона о третейских судах в Российской Федерации выдача исполнительных листов по решениям третейских судов производится в порядке, установленном Временным положением о третейских судах.
Согласно ст. 25 Временного положения, в случае неисполнения ответчиком решения третейского суда в установленный срок исполнительный лист на его принудительное исполнение выдается арбитражным судом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится третейский суд. Заявление о выдаче исполнительного листа подается стороной, в пользу которой вынесено решение, в арбитражный суд или в постоянно действующий третейский суд, в котором хранится дело. Если дело хранится в постоянно действующем третейском суде, последний в пятидневный срок с момента получения заявления направляет дело в арбитражный суд, правомочный выдать исполнительный лист.
Заявление может быть подано в течение месяца со дня окончания срока исполнения решения третейского суда. Истечение указанного месячного срока служит основанием для возвращения заявления без рассмотрения, однако по ходатайству стороны, при наличии уважительных причин пропуска срока, он может быть восстановлен арбитражным судом.
К заявлению о выдаче исполнительного листа прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда, и доказательство уплаты государственной пошлины, размер которой определен Федеральным законом «О государственной пошлине» и составляет в настоящее время пятикратный размер минимальной месячной оплаты труда. При отсутствии указанных документов заявление возвращается без рассмотрения.
Заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается судьей арбитражного суда единолично в месячный срок. При необходимости судья может вызвать в арбитражный суд представителей одной или обеих сторон для выяснения обстоятельств, связанных с рассмотрением заявления. По результатам рассмотрения выносится определение о выдаче исполнительного листа или об отказе в этой выдаче. Отказать в выдаче исполнительного листа арбитражный суд вправе в случаях, предусмотренных в законе: соглашение сторон о рассмотрении спора в третейском суде не достигнуто; состав третейского суда или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон о рассмотрении спора в третейском суде; сторона, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства дела в третейском суде или по другим причинам не могла представить свои объяснения; спор вытекает не из гражданских правоотношений и, следовательно, не подлежит рассмотрению в третейском суде.
Определение о выдаче исполнительного листа или об отказе в его выдаче может быть обжаловано в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.
Анализ указанных выше оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда позволяет сделать вывод о том, что закон не допускает возможности ревизии, проверки решения третейского суда арбитражным судом. Вместе с тем в соответствии с ч.З ст.26 Временного положения, если при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа будет установлено, что решение третейского суда не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам, арбитражный суд возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение.
В определении арбитражного суда об отказе в выдаче исполнительного листа по этому основанию указывается о возвращении дела истцу для рассмотрения его в том же третейском суде, который его рассматривал.
При невозможности рассмотрения дела в том же третейском суде истец вправе предъявить иск в арбитражный суд в соответствии с установленной подсудностью (ст.26 Временного положения).
В случае удовлетворения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда арбитражный суд направляет заявителю исполнительный лист одновременно с определением, не ожидая истечения срока на подачу жалобы и ее рассмотрения.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 августа 1993 г. № С-13/ОСЗ-26810 признание и приведение в исполнение решений, упоминавшихся выше Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ и Морской комиссии при Торгово-промышленной палате, производится общими, а не арбитражными судами.