ГЛАВА III. ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
§ 1. Понятие претензионной работы
§ 2. Правовое регламентирование предъявления и рассмотрения претензий
§ 3. Порядок предъявления и рассмотрения претензий
ГЛАВА III. ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
§ 1. Понятие претензионной работы
Хозяйственная деятельность любого предприятия, учреждения и организации немыслима без правовой работы (1) в области защиты собственных прав и законных интересов.
Необходимость ведения правовой работы вытекает из сущности предприятий как самостоятельных, хозрасчетных звеньев народного хозяйства в предпринимательских отношениях, с одной стороны, и, с другой - из целей укрепления рыночных отношений между хозяйствующими субъектами.
В новых экономических условиях, в условиях развития рыночных отношений, когда все больше возрастает роль таких экономических категорий, как прибыль, рентабельность, хозрасчет, налоги, выполнение договорных обязательств, все больше возрастает значение правового обеспечения народного хозяйства.
Предъявление претензий сторонами по договору и рассмотрение их является одним из проявлений хозяйственного расчета, частью правовой работы предприятий, учреждений и организаций. Предъявлением претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприятие, организация защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения имущественных и в соответствующих случаях моральных интересов.
Для обеспечения защиты этих интересов разработана система норм, призванных в кратчайшие сроки разрешить возникший между контрагентами спор в соответствии с принципами законности и хозяйственного расчета.
Четкая организация хозяйственной деятельности, своевременное и полное исполнение договорных обязательств - идеальные условия хозяйствования, когда отпала бы необходимость в разрешении споров, предъявлении претензий и исков. Но так не бывает в действительности. Претензионно-исковая работа еще долго будет содействовать улучшению хозяйственной деятельности, укреплению хозрасчета, дисциплины во взаимоотношениях партнеров по хозяйственным договорам.
Претензионная работа, главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на хозяйственную деятельность со стороны контрагентов, будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, является эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. До тех пор, пока не будут устранены причины, отрицательно влияющие на выполнение обязательств одних хозяйствующих субъектов перед другими, будет оставаться необходимость в рассмотрении имущественных и других споров между ними.
В условиях становления рыночных отношений, нестабильного производства и нарушенных взаиморасчетов, большого числа порой недобросовестных предпринимателей и нестабильного законодательства причинами возникновения споров можно назвать следующие:
1) стремление каждой предпринимательской структуры добиться наибольшей выгоды для себя в рамках действующих законов и на основе заключенных договоров, предусматривающих твердые гарантии исполнения обязательств другой стороной по договору при отсутствии в последнем гарантий выполнения своих обязательств;
2) стремление руководителей и других работников предприятий, связанных с заключением и исполнением договоров, обеспечить свои интересы путем обхода законов, неправильного их толкования, создания наиболее выгодных для себя условий, ограничения собственной ответственности;
3) нередко причиной спора является незнание руководителями и специалистами, занимающимися договорной работой и защитой прав и интересов хозяйствующего субъекта, законов и других нормативных правовых актов, которыми регулируются спорные взаимоотношения, пренебрежение квалифицированной помощью и советами специалистов-юристов.
Необходимость предъявления претензий и исков находится, таким образом, в полной зависимости от степени организованности и ритмичности работы предприятий, от выполнения договорных обязательств, четкости во взаимоотношениях между предприятиями и организациями.
Являясь показателем имеющихся недостатков в хозяйственной деятельности, и, как правило, объективно отражая характер взаимоотношений между предприятиями и организациями, претензии в то же время служат серьезным фактором, способствующим устранению недостатков. Именно с этих позиций следует в первую очередь рассматривать важность улучшения пре-тензионной .работы и ее значение.
Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы, и требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные акты и фактические обстоятельства. В этом суть каждой претензии. Если предприятие добровольно удовлетворяет заявленную претензию, цель претензионного производства (восстановить нарушенное право и осуществить защиту законных интересов предприятия) достигнута и необходимость в передаче дела на разрешение в арбитражный суд отпадает.
Добровольное удовлетворение претензионных требований обеспечивает наиболее быстрое восстановление нарушенных прав кредитора. В этом заключается положительный аспект претензионного порядка урегулирования разногласий. Но такой порядок урегулирования разногласий положительно отражается и на добросовестном должнике, поскольку избавляет его от дополнительных затрат на арбитражные расходы. Это тоже положительное качество досудебного урегулирования взаимоотношений сторон при нарушении обязательств.
Непосредственными задачами претензионной работы являются:
а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов организаций;
б), выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества, хищения имущества и другие нарушения;
в) предупреждение нарушений плановой и договорной дисциплины, действующего законодательства;
г) улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности организаций;
д) возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного организации (2) .
Таким образом, претензионная работа призвана содействовать укреплению экономики хозяйствующих субъектов. Между тем новые условия хозяйствования требуют изменения содержания экономических и правовых взаимоотношений предприятий и организаций в процессе хозяйствования, их правового обеспечения. Так, рыночные отношения, да еще в условиях нестабильного финансового положения в стране, требуют сокращения как времени для выполнения обязательств по договорам, так и времени для урегулирования спора по поводу этих обязательств. По российскому законодательству, принятому до 1995 года, право на обращение в арбитражный суд у стороны по имущественному спору возникало лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке (3), т.е. после предъявления претензии. Срок для рассмотрения претензий по общему правилу устанавливался в один месяц, а по транспортному, например, законодательству - до 3 месяцев. И если в эти сроки претензионные требования не удовлетворялись, спор подлежал рассмотрению в арбитражном суде в лучшем случае в течение двух месяцев, а решение вступает в законную силу через месяц после его принятия. В результате полгода, а иногда и больше потерпевшая сторона не может восстановить свои нарушенные права, а виновная - незаконно пользуется имуществом или денежными средствами кредитора. Если же еще учесть современные темпы инфляции, то вырисовывается яркая картина несправедливости в отношениях хозяйствующих субъектов, когда хотя бы один из них недобросовестен. К этой картине надо добавить и еще не менее важное обстоятельство. В процессе перестройки хозяйственного механизма в народном хозяйстве появилось огромное количество всевозможных «предприятий», которые осуществляют свою деятельность по своим правилам: обещая поставить ту или иную продукцию или товар, получают в качестве предварительной оплаты стоимость товара и начинают свои операции с денежными средствами, получая от их оборота прибыль и забывая об обязательствах по поставкам. Эти предпринимательские структуры с минимальным уставным фондом не имеют, как правило, никаких основных средств, располагаются в жилых помещениях учредителей, т.е. не имеют имущества, которое в необходимых случаях можно было бы изъять для погашения долгов. Когда такие «предприятия» получают от своих контрагентов претензии, последние для них являются сигналом к самому важному действию в их деятельности: либо ликвидироваться, либо снять имеющиеся денежные средства со своего счета в банке и предстать перед судом и своим партнером неимущим, неспособным отвечать по своим же долгам. Ясно, что нужен был выход из такой ситуации.
Распоряжением Президента Российской Федерации «О совершенствовании организации и деятельности арбитражных судов Российской Федерации» предусматривался «пересмотр существующего порядка досудебного урегулирования споров в целях повышения уровня и оперативности судопроизводства по делам, подведомственным арбитражным судам» (4). Разумеется, что речь шла не об оперативности судопроизводства, а об оперативности самого разрешения спора: от момента его возникновения до вынесения и выполнения решения, в котором наибольшая доля по времени приходится на доарбитражный порядок урегулирования споров. Более важным представляется сам факт претензионного порядка урегулирования спора, который в настоящее время становится скорее сигналом к действиям по уклонению от ответственности, чем способом разрешения противоречий, урегулирования спора непосредственно сторонами, без вмешательства юрисдикционных органов с наименьшими потерями и в кратчайшие сроки.
Выход из такой ситуации найден в отказе от претензионного, доарбитражного порядка урегулирования имущественных споров. Новый Гражданский кодекс РФ 1994 г. (часть 1) уже не содержит обязательного требования о доарбитражном порядке урегулирования разногласий. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1995 г. предусматривает, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров может быть установлен федеральным законом для определенной категории споров либо он может быть предусмотрен договором сторон, и тогда соблюдение претензионного порядка урегулирования разногласий обязательно. Хотя это нововведение опасно, как представляется, значительным увеличением количества судебных исков. Ведь практика свидетельствует, что количество претензий в 8-10 раз больше, чем исков. Но эту проблему можно будет решить увеличением числа судей арбитражных судов. Кроме того, надо полагать при стабилизации экономики, урегули-рованности и узаконении хозяйственных отношений не будет большого числа нарушений договорных обязательств и хозяйственных споров. И самое главное: при этом будет обеспечена не только оперативность в восстановлении и защите нарушенных прав предпринимательских структур, но и эффективность арбитражного судопроизводства.
До тех пор пока претензионный порядок урегулирования споров действует хотя и не как общее правило, а скорее в виде исключения, важно знать его содержание.
В претензионной работе прежде всего необходимо выяснить соотношение между предъявлением и рассмотрением претензий и исков, между претензионной и исковой работой, между претензией и иском, их взаимосвязь.
Обоснованные претензионные требования подлежат удовлетворению. Если же претензия не удовлетворена и законные интересы участника хозяйственных правоотношений не восстановлены, потерпевшая сторона вправе обратиться с иском в арбитражный суд. Начинается исковое производство. Право на обращение в арбитражный суд у заявителя наступает лишь в случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа на претензию.
В этой связи в юридической литературе верно было сказано, что предъявление и рассмотрение претензий есть составная, неразрывная часть общего процесса рассмотрения спора. Однако неверно полагать, что рассмотрение претензии - это имущественный спор (5). Характеризуя соотношение, связь претензий и исков, ряд авторов правильно определяют претензионную работу как один из правовых способов защиты прав и законных интересов предприятий (наряду с таким способом, как предъявление исков). Подчеркивают, что претензионная работа дает возможность предупреждать возникновение хозяйственных споров и устранять причины, их порождающие (6). Однако есть и другая точка зрения по этому вопросу, согласно которой совокупность регулируемых нормами права организационных мероприятий, осуществляемых в целях непосредственного урегулирования с предприятиями-нарушителями возникшего конфликта до обращения в арбитражный суд, называется претензионной защитой хозяйственных прав (7).
Как видно, общим для этих точек зрения является неразрывность претензионной и исковой частей одного процесса, рассмотрения хозяйственного спора. Действительно так и есть при рассмотрении хозяйственных споров, возникших после предъявления претензий: исковой части процесса, арбитражно-судебному процессу предшествует претензионный порядок. Спор же двух позиций, как нам представляется, возник на почве смешения понятий: когда требования удовлетворяются в результате разрешения хозяйственного спора в арбитражном суде и когда требования удовлетворяются в процессе рассмотрения претензии. В последнем случае дело до судебного спора не дошло. И это подтверждает существующая практика рассмотрения хозяйственных споров в случаях, предусмотренных законодательством, когда предъявление претензии до предъявления иска не требуется.
Появлению двух противоположных точек зрения способствовало и само законодательство. Действовавшие ранее Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами (1963 г.) с последующими изменениями и дополнениями регулировали не только порядок предъявления и рассмотрения исковых заявлений, но и порядок предъявления и рассмотрения претензий. Следовательно, сам законодатель объединял претензионный и исковой процессы защиты прав и законных интересов предприятий.
Позже были приняты Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, учреждениями и организациями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Оба эти документа были утверждены постановлениями Совета Министров СССР соответственно от 17 октября 1973 г. (8) и от 5 июня 1980 г. в редакции постановления от 16 апреля 1988 г. (9) Эти два документа достаточно четко разграничивали два самостоятельных института, два самостоятельных и в то же время единых этапа защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов.
Предъявляя претензии и иски, предприятия и организации преследуют одну цель - используя правовые средства, обеспечить защиту своих прав и законных интересов.
Говоря о неразрывной связи претензионной и исковой работы, следует помнить, что речь при этом идет лишь о спорных случаях, рассмотрение которых переносится в арбитражный суд. Поэтому, называя предъявление и рассмотрение претензий составной, неразрывной частью общего процесса рассмотрения споров, следует иметь в виду, что спор как таковой начинается с предъявления иска. Предъявление претензии правильнее было бы называть пред арбитражным, досудебным сообщением ответчику о том, что он нарушил законные интересы и права своего контрагента.
Претензионная работа - это один из способов защиты прав и законных интересов предприятий. Она дает возможность (и в этом ее основное значение) предупреждать возникновение хозяйственных споров и устранять причины, их порождающие (10).
Предъявление претензий обусловливается и тем, что посредством предъявления их осуществляется защита общегосударственных интересов, обеспечивается укрепление договорной дисциплины, соблюдение законности в хозяйственной деятельности. Последнее имеет особое значение в условиях хозяйственного расчета в правовом государстве. Одним из документов, обеспечивающих достижение указанных целей, является претензия-документ, имеющий правовой характер.
Правовой характер претензии определяется не только целью ею достигаемой, но и урегулированием порядка ее предъявления и рассмотрения федеральным законом или договором. Претензия служит также средством укрепления государственной и договорной дисциплины.
Работа каждого хозяйствующего субъекта по предъявлению и рассмотрению претензий должна быть рациональной, отвечать задачам и требованиям, вытекающим из необходимости объективного и быстрого решения возникающих между хозяйствующими субъектами разногласий, устранения допущенных нарушений договорных обязательств, осуществляться в рамках действующего законодательства. Практика юридических служб выработала определенные методы и приемы этой работы, ее организационные начала.
Юридической службе предприятия, организации следует разработать и издать свой, локальный нормативный акт (инструкцию, стандарт, положение, приказ) о порядке организации и ведения претензионно-исковой работы. В этом документе следует установить, какая служба или должностное лицо готовит претензию в случае нарушения прав и законных интересов, невыполнения или недобросовестного исполнения договорных обязательств. Обычно на эту же службу возлагается ведение учета предъявленных и поступающих претензий и подготовка ответов на них.
По требованию службы, готовящей претензию или ответ на претензию, другие службы или должностные лица представляют все материалы, необходимые для работы с претензией.
В соответствии с действующим Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения (11) (далее - общее положение о юридической (12) службе) юридический отдел, юрисконсульт предприятия, учреждения, организации организует и ведет претензионную работу;
осуществляет методическое руководство этой работой, если она ведется другими подразделениями предприятия, организации, учреждения (п.9 «е»). Выбор формы участия юридической службы в претензионной работе зависит от объема этой работы и структуры юридической службы конкретного предприятия, учреждения, организации. Однако в любом случае юридическая служба, юрисконсульт обязаны контролировать обоснованность предъявленных претензий и ответов на них, периодически обобщать результаты претензионной работы и вырабатывать предложения по устранению недостатков в претензионной работе, причин, порождающих претензии.
Как показывает практика, несмотря на наличие общих требований и условий, есть немало особенностей и специфических элементов в организации и ведении претензионной работы на предприятии, в учреждении. Поэтому целесообразно остановиться на некоторых общих вопросах, имея в виду, что конкретный порядок работы по отдельным категориям претензий и исков, особые приемы и методы вырабатываются юрисконсультами с учетом конкретной обстановки, характера производства, специальных нормативных актов и судебно-арбитражной практики.
а) Регистрация и учет претензий и исков
Регистрация и учет претензий и исков позволяют решать двуединую задачу. Во-первых, обеспечивается сохранность документов. Нельзя забывать, что утеря документов может повлечь за собой большие убытки для организации (невозможность произвести взыскание, уплату госпошлины и др., если в связи с необоснованным отклонением претензии спор будет передан в арбитражный суд). Регистрация и учет претензий имеют большое значение и для контроля за своевременностью их рассмотрения, направлением и получением ответов.
Во-вторых, значение
правильно поставленного учета претензий и исков
состоит в том, что он позволяет периодически
анализировать, по каким мотивам больше
предъявляется претензий, выявить их причины,
уровень их удовлетворения и на основе полученных
данных разрабатывать необходимые предложения и
мероприятия для представления руководству
предприятия, организации.
б) Сроки предъявления и рассмотрения претензий
Своевременное предъявление и рассмотрение претензий диктуется прежде всего необходимостью в кратчайшие сроки решать вопрос о судьбе материальных ценностей, денежных средств, вещных и других прав хозяйствующего субъекта. Быстрое удовлетворение обоснованных претензий содействует правильному обороту средств предприятия, укреплению хозяйственного расчета. Несоблюдение претензионных сроков в некоторых случаях, в частности во взаимоотношениях с органами транспорта, связи, лишает предприятие права на предъявление иска, что может повлечь для организации невосполнимые непроизводительные потери. Соблюдение установленных сроков рассмотрения претензий во многих случаях гарантирует предприятие от разбирательства споров в арбитражных судах, от излишнего расходования средств (уплата госпошлины, расходы по командировкам и т.п.).
Поскольку новейшее гражданское законодательство исключило обязательный претензионный порядок разрешения разногласий между сторонами, утратило силу и Положение о претензи-онном порядке урегулирования споров, (13) которое, в частности, устанавливало конкретные сроки для рассмотрения претензий. Теперь эти сроки будут устанавливаться в каждом конкретном случае либо федеральным законом, либо хозяйственным договором. Однако поскольку ранее установленные в законодательном порядке сроки рассмотрения претензий (30 дней) являются наиболее оптимальными в условиях нашей страны, есть основания полагать, что этот срок следует устанавливать и сторонам в договорах, и в федеральных законах (14) .
Чтобы эти сроки строго соблюдать, необходимо выработать определенный порядок ведения претензионной работы, регламентируемый упоминавшимся ранее локальным нормативным актом о претензионно-исковой работе.
Исходя из указанного срока (30 дней) рекомендуется следующий порядок организации рассмотрения претензий:
- предъявленная организации претензия незамедлительно передается в службу, ведающую вопросами заключения и исполнения договора, по которому предъявлена претензия. Эта служба, структурное подразделение организации выясняет все обстоятельства, связанные с претензией, и составляет заключение по ней;
- все структурные подразделения предприятия представляют материалы, необходимые для решения вопроса об удовлетворении или отклонении претензии и дачи ответа на нее, по требованию подразделения, готовящего заключение по претензии, в срок, определяемый в каждом конкретном случае по согласованию заинтересованных служб. В случае разногласий между соответствующими службами относительно указанных сроков, необходимые материалы представляются не позже чем в двухдневный срок;
- подразделение, готовящее заключение по претензии, передает заключение на проверку и визирование юрисконсульту не позднее 20 дней после поступления претензии;
- юрисконсульт визирует заключение по претензии и не позднее чем в пятидневный срок возвращает все документы в структурное подразделение, готовящее заключение по претензии;
- если претензия подлежит удовлетворению, то заключение об этом представляется на подпись руководителю организации или его заместителю. После этого заключение о необходимости удовлетворения претензии передается в подразделение, исполняющее претензионное требование, а также дается соответствующий ответ заявителю претензии;
- если претензия не подлежит удовлетворению, подразделение, готовящее заключение по ней, представляет ответ на подпись руководителю и обеспечивает отправление ответа заявителю претензии.
в) Предъявление претензий
Как показывает практика, правильное предъявление претензии дает возможность своевременно урегулировать разногласия, восстановить нарушенные законные права и интересы предприятия, организации в более короткие сроки, чем посредством предъявления иска в арбитражный суд.
Необходимые для предъявления претензии материалы готовят заинтересованные службы или должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению претензионно-исковой и договорной работы.
При получении материалов для предъявления претензии служба, ведущая претензионную работу, должна проверить:
- наличие права на предъявление претензии;
- полноту полученных материалов и их надлежащее оформление.
При необходимости следует получить дополнительные материалы. Неправильно оформленные материалы возвращаются соответствующему подразделению, службе, должностному лицу с указанием срока для исправления.
Независимо от установленного порядка ведения претензион-ной работы и формы учета движения претензионных дел необходимо периодически, но не реже одного раза в квартал сверять данные учета претензионных дел с данными учета исковых материалов, чтобы обеспечить своевременное предъявление исковых заявлений по не удовлетворенным полностью или частично претензиям.
§ 2. Правовое регламентирование, предъявления и рассмотрения претензий
Порядок предъявления и рассмотрения претензий, возникающих при исполнении хозяйственных договоров и в сфере управления до 1995 года регулировался Положением о претензии устанавливающими претензионный порядок урегулирования разногласий, а также договорами (17). Именно в последнем случае может применяться названное положение. Нормы положения следует включать в договоры, поскольку оно имеет обширную практику применения и представляет собой хорошо отработанный документ. В настоящее время иной порядок пре-тензионного урегулирования споров предусмотрен в транспортных уставах и в законе о связи.
Так, порядок предъявления претензий, вытекающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения услуг связи или выполнения работ в области связи, регулируется Федеральным Законом Российской Федерации «О связи»18 от 16 февраля 1995 г.
Закон устанавливает, что претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке. Предъявляются претензии в следующие сроки: претензии в связи с непредоставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электрической связи (за исключением претензий по телеграфным сообщениям) - в течение шести месяцев; претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтовых отправлений - в течение шести месяцев; претензии, вытекающие из недоставки, несвоевременной доставки или искажения телеграфного отправления, - в течение одного месяца.
Установлены и сроки для дачи письменных ответов на претензии. Они составляют два месяца по претензиям в связи с непредоставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электрической связи, а также по всем видам иногородних почтовых отправлений, один месяц - по телеграфным отправлениям и пять дней - по местным почтовым отправлениям.
По претензиям, связанным с подпиской и доставкой газет, журналов и других печатных периодических изданий, сроки предъявления претензий и их рассмотрения составляют для юридических лиц один год.
При отклонении претензии полностью или частично или неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки заявитель имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
В ст. 44 5 Гражданского кодекса РФ установлен доарбитраж-ный порядок урегулирования разногласий при заключении договоров, которые стороны обязаны заключить в силу закона.
Сторона, получившая предложение о заключении такого договора, обязана направить другой стороне сообщение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте предложения (оферты) на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с законом заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение арбитражного суда.
Указанные тридцатидневные сроки, установленные ГК РФ для акцепта оферты, рассмотрения протокола разногласий по договору применяются в тех случаях, когда иными правовыми актами или соглашением сторон не установлены иные сроки.
Досудебный порядок должен быть соблюден также при рассмотрении требований об изменении или расторжении договора. Такое требование может быть заявлено в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Порядок предъявления претензий и исков к транспортным организациям регулируется Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, специальными правилами. Так, Транспортный устав железных дорог РФ предусматривает обязательный претензионный порядок разрешения споров. Порядок предварительного обращения к железной дороге с претензией до предъявления к ней того же требования в исковом порядке имеет некоторые особенности.
Для предъявления претензий к железной дороге предусмотрены особые сроки, от соблюдения которых зависит и начало течения срока давности для предъявления к железной дороге соответствующего иска. Пропуск претензионного срока по отношению к железной дороге влечет за собой утрату права на иск.
Сроки для предъявления претензий к железной дороге относятся к так называемым пресекательным и не могут быть восстановлены арбитражным судом.
Особенности претензионного порядка по отношению к железной дороге предопределены Уставом железных дорог. Они заключаются в следующем:
1) четко определены организации железнодорожного транспорта, к которым могут быть предъявлены претензии;
2) установлены субъекты, которые управомочены на предъявление претензий;
3) предусмотрен перечень документов, определяющих право на предъявление претензий;
4) определены конкретные сроки на предъявление претензий и их рассмотрение железными дорогами .
Следует отметить, что представляется одиозным порядок предъявления претензий и исков по Транспортному уставу железных дорог управлениям железных дорог станции назначения груза. В Доперестроечное время этот порядок объяснялся тем, что такие подразделения железных дорог, как: отделения дорог, станции, вагонные, локомотивные депо и т.п. являлись структурными подразделениями дорог. Теперь же все они являются юридическими лицами, самостоятельными хозяйствующими субъектами, которые сами и должны отвечать по своим обязательствам наравне со всеми предпринимательскими структурами народного хозяйства.
Претензия должна предъявляться в письменной форме за подписью руководителя предприятия или его заместителя, если это предусмотрено законом или уставом предприятия, а также гражданином-предпринимателем. Законом не предусмотрена возможность подписания претензий другими должностными лицами по доверенности, по соглашению или договору. Но это не исключает, однако, возможность предъявления претензий и исков структурными подразделениями, филиалами предприятия, а также по доверенности другими должностными лицами в интересах последнего. Такие полномочия могут быть предусмотрены в положении об этой структурной единице и в доверенности.
В письменную форму вкладывается довольно широкое понятие: письменной признается телеграфная, телетайпная претензия, а также претензия, переданная с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления. Самым распространенным и надежным является отправление претензии заказным письмом либо вручение ее под расписку. При этом доказательства отправки претензии заказной корреспонденцией, почтовая квитанция в приеме заказного письма почтовым отделением должна сохраняться у заявителя до предъявления иска. Почтовая квитанция должна прикладываться к исковому заявлению, направляемому в арбитражный суд, в качестве доказательства принятия мер к непосредственному урегулированию спора, если не будет получен ответ на претензию.
Не совсем удачным, а возможно даже и нецелесообразным следует признать отправку претензии ценным письмом. Во-первых, удлиняется срок доставки претензии от заявителя до получателя. Во-вторых, получатели ценных писем нередко не являются для получения их в почтовое отделение и последнее вынуждено после определенного срока хранения возвращать их обратно. Обычное же заказное письмо доставляется адресату непосредственно работниками связи. Поэтому предпринимателям настоятельно рекомендуется избегать отправки претензий и исков ценными письмами.
Более предпочтительным представляется отправка претензий и других отправлений заказным письмом с уведомлением. Такой порядок просто необходим в нынешних условиях нестабильности экономики, неурегулированности многих организационно-правовых вопросов. В Арбитражном процессуальном кодексе РФ предусмотрена рассылка отдельных судебных актов заказным письмом с уведомлением о вручении.
По содержанию претензия должна отвечать конкретным требованиям.
Прежде всего в претензии должно быть указано наименование организации, учреждения, предприятия, предъявившего претензию с указанием полного и правильного наименования и почтового адреса, а также наименование и все реквизиты предприятия, которому эта претензия предъявляется. Это особенно важно, когда предприятия различной организационно-правовой формы, разной формы собственности могут иметь идентичное наименование. Например, акционерное общество « ЛОТТ», общество с ограниченной ответственностью «ЛОТТ», товарищество на вере «ЛОТТ», кооператив «ЛОТТ» и т.п.
В самой претензии следует конкретно изложить свои требования. Именно конкретность должна характеризовать требования заявителя. Недопустимо заявление сослагательных требований, т. е. таких, которые ставятся в зависимость от других действий или обязательств. Разумеется, это не значит, что в определенных случаях требования не могут быть альтернативными. Например, в случае получения товара с недостачей получатель может потребовать либо возвратить стоимость оплаченного, но не полученного товара, либо дослать недостающее количества товара.
Если претензионные требования подлежат денежной оценке, в претензии указывается истребуемая сумма и приводится ее полный и обоснованный расчет. На практике встречается чаще всего несоблюдение именно последнего. В таких случаях ответчик не может проверить обоснованность требований и по существу дать ответ по заявленной претензии. К сожалению, заявители нередко не утруждают себя обязанностью предоставить расчет требований не только в претензиях, но даже и в исковых заявлениях в арбитражный суд. Такое отношение, конечно, не только не способствует скорейшему разрешению спора и восстановлению законных прав заявителей, но и осложняет весь процесс защиты прав, удлиняет и удорожает его, выводит из оборота денежные средства на более длительный срок.
Требования, заявленные в претензии, должны быть основаны на конкретных обстоятельствах и доказательствах, подтверждающих их, со ссылкой на соответствующее законодательство. Так, в случае предъявления претензии в связи с недостачей товара в ней необходимо указать в соответствии с каким договором, по какому документу (товарно-транспортная накладная, доверенность и т.п.) получен товар, каким документом зафиксирована недостача (коммерческий акт, акт приемки товара по количеству и т.д.). В претензии указывается количество и стоимость недостающего груза. Если истребуются штрафные санкции или убытки, необходимо сослаться на законодательный акт или договор, в котором установлена эта ответственность.
В претензии могут быть указаны и другие сведения, которые по мнению заявителя, будут способствовать более быстрому и правильному ее рассмотрению, объективному урегулированию спора.
Заявленные требования подтверждаются необходимыми документами, которые прилагаются к претензии в подлинном виде или надлежащие заверенные копии либо выписки из них. Если какие-то документы у другой стороны имеются, например договор, соглашение о цене, их направлять с претензией не требуется.
Действующее законодательство о связи и транспортные уставы и кодексы устанавливают конкретные сроки как для предъявления претензий, так и для их рассмотрения. Между тем самый последний правовой акт, регламентировавший порядок претензионного урегулирования разногласий, устанавливал только сроки для рассмотрения претензий. Думается, что законодательное установление сроков для предъявления претензий по традиционным хозяйственно-правовым отношениям не требуется. Законодатель установил конкретные сроки исковой давности, в течение которых заинтересованная сторона вправе обратиться с иском в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав. Защита прав и законных интересов - это исключительное право хозяйствующих субъектов. Нет необходимости ограничивать сроки использования этих прав.
Вместе с тем специфика отдельных видов хозяйственных отношений, особый характер некоторых видов работ, услуг, каковой, в частности, являются услуги связи и транспортных организаций, вызывает необходимость устанавливать сроки для предъявления претензий. Особенность названных услуг прежде всего характеризуется их массовостью и огромными расстояниями, на которых они реализуются.
Особое внимание должно уделяться предпринимательскими структурами в заключаемых ими договорах условиям о порядке предъявления и рассмотрения претензий, если они решают использовать претензионный порядок при разрешении споров, возникающих при реализации договоров.
В договоре необходимо предусмотреть: порядок предъявления претензии (форма, способ отправления, вручения); срок рассмотрения и порядок направления ответа на претензию; последствия удовлетворения и последствия отказа в удовлетворении требований. Это не такие простые вопросы как может показаться на первый взгляд. Тем более, что наши предприниматели приучены к тому, что все их ходы просчитаны и предусмотрены в законодательных актах. Да и их не всегда они умеют выполнять.
Сроки рассмотрения претензий — важный институт претен-зионной работы. Они могут устанавливаться сторонами. Необходимо только учитывать, что время, которое затрачивается на урегулирование спора в претензионном порядке, включается в срок исковой давности. Поэтому важно, чтобы претензии предъявлялись как можно быстрее с того момента, когда заявитель обнаружил нарушение своих прав. В то же время у другой стороны должно быть достаточно времени для полного и объективного рассмотрения заявленной претензии и дачи ответа на нее.
Практика свидетельствует, что наиболее оптимальным для рассмотрения претензий является тридцатидневный срок. Его и следует устанавливать договаривающимся сторонам.
О результатах рассмотрения претензии организация, гражданин-предприниматель, получившие претензию, обязаны в 30-дневный срок сообщить заявителю. Если к претензии не приложены необходимые для ее рассмотрения документы, они запрашиваются у заявителя с указанием срока представления. Но независимо от получения дополнительных документов претензия должна быть рассмотрена в установленный срок. Указывая в договорах слишком маленькие сроки для рассмотрения претензии, стороны заранее лишают себя возможности полного и объективного рассмотрения претензий.
Ответ на полученную претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя организации, гражданином-предпринимателем. Как и претензия, ответ на претензию должен содержать вполне определенные данные: при полном или частичном удовлетворении претензии - признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии - мотивы отказа со ссылкой на соответствующее законодательство и доказательства, обосновывающие отказ. В конце ответа на претензию должен содержаться перечень прилагаемых документов, других доказательств.
В случае удовлетворения претензии, подлежащей денежной оценке, к ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению).
Особое внимание следует обратить на требование в случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии возвратить заявителю подлинные документы, которые были приложены к претензии. Заявителю также должны направляться документы, обосновывающие отказ, если их нет у заявителя претензии.
Следует признать абсолютно неправомерными действия сторон при предъявлении и рассмотрении претензий, умышленно осложняющие доарбитражньш порядок урегулирования разногласий, делающие его невозможным и необоснованно переходящим в арбитражный суд. Нередко не только с претензией, но и по дополнительному запросу заявители не представляют другой стороне документы, обосновывающие претензионные требования, расчет последних. Получатель претензии в этих случаях оставляет претензию без рассмотрения или вовсе не дает ответа и поступает юридически неверно. В подобных ситуациях необоснованный иск может поступить на рассмотрение арбитражного суда, и независимо от результатов его рассмотрения арбитражные расходы будут отнесены на сторону, виновную в нарушении претензионного порядка урегулирования спора. Совершенно необъяснимы с точки зрения права действия организаций, не возвращающих подлинные документы, полученные с претензией. Уйти от ответственности благодаря таким бездействиям все равно не удается. У контрагентов да и у арбитражного суда лишь складывается отрицательное впечатление о таком партнере по хозяйственным правоотношениям.
Ответ на претензию отправляется теми же способами, что и претензия: заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.
В упоминавшемся уже неоднократно Положении о претензи-онном порядке урегулирования споров содержалась довольно важная норма, которая может применяться сторонами при добровольном использовании досудебного урегулирования разногласий, и предпринимателям необходимо знать тонкости ее применения.
Суть рассматриваемой нормы состоит в следующем.
Если в ответе организации о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручение банку с отметкой об исполнении (принятии к исполнению), заявитель претензии вправе по истечении 20 дней после получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных законодательством, пени за просрочку платежа. К поручению прилагается ответ должника.
Этот, на первый взгляд кажущийся простым, порядок удовлетворения претензионных требований нуждается тем не менее в некоторых разъяснениях.
Прежде всего следует иметь в виду, что учреждения банков не принимают на инкассо документы на списание средств, если эти документы предъявлены с пропуском срока давности.
Нормативными актами (19), регулирующими безналичные расчеты в народном хозяйстве для списания денежных средств по признанным претензиям, установлен шестимесячный срок исковой давности. При этом указанный срок исчисляется по истечении 20 дней после получения ответа от должника о признании претензии. Таким образом, в анализируемой норме присутствуют два срока: 20 дней, в течение которых должник может сам исполнить предъявленные требования в натуральном выражении или денежном исчислении. Взыскатель же в течение этих 20 дней не имеет права выставлять инкассовое распоряжение на списание признанной суммы. Существенное правовое значение имеет и шестимесячный срок исковой давности: по истечении этого срока заявитель (взыскатель) теряет право на списание, т. е. на получение уже признанной в претензионном порядке суммы. Если взыскатель по каким-либо причинам пропустил установленный срок, не списал со счета должника признанную последним сумму, он теряет и право на обращение с исковым заявлением в арбитражный суд. Ибо в п. 7 Положения о претензионном порядке урегулирования споров и специальными нормативными актами о претензиях предусмотрено, что право предъявить иск в арбитражный суд заявитель приобретает лишь в случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа на претензию.
Эта позиция подтверждена и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который указал:
«Поскольку пунктом 6 Положения установлен бесспорный порядок взыскания признанных должником сумм, исковые требования о взыскании этих сумм в соответствии с п.1 ст. 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятию к рассмотрению в арбитражном суде не подлежат. Если это обстоятельство установлено в заседании арбитражного суда, производство по делу должно быть прекращено на основании п.1 ст. 85 Кодекса.
Вместе с тем, подлежат принятию и рассмотрению по существу исковые заявления в случаях, когда банком отказано в бесспорном списании признанной суммы при условии, что истцом был соблюден порядок обращения в банк за бесспорным списанием» (20) .
Следует заметить, однако, что указанное разъяснение вызывает некоторые сомнения и заслуживает более внимательного к нему подхода.
Сомнение вызывает прежде всего то, что взыскателю предоставляется право на бесспорное списание признанной должником претензионной суммы. Именно право, а не обязанность. Поэтому вряд ли можно согласиться со столь категоричной формулировкой в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: «... п. 6 Положения установлен бесспорный порядок взыскания признанных должником сумм». Не общий порядок установлен, а лишь предоставлено право, которым, надо полагать, лицо может распорядиться по собственному желанию: воспользоваться или нет. Представляется, что если взыскатель не воспользовался предоставленным ему правом на более выгодный для него порядок удовлетворения собственных требований, осознанно в силу каких-то обстоятельств, то он должен иметь право и возможность на обращение с исковым заявлением в арбитражный суд в общем порядке. Право юридического лица на защиту и восстановление своих нарушенных прав по действующему законодательству ограничено лишь сроками исковой давности или иными сроками, установленными в законодательстве (например, срок для предъявления иска после получения ответа на претензию по транспортным уставам и кодексам). Добровольный отказ от бесспорного списания признанной суммы не должен лишать взыскателя права на иск. Эта норма должна быть закреплена в законодательстве. При этом следует также предусмотреть, что в подобных случаях расходы по государственной пошлине необходимо отнести на взыс-кателя, по чьей инициативе возбуждено дело в арбитражном суде.
Если ответчик ошибочно признал претензию и это привело к списанию в бесспорном порядке признанной суммы, то должник имеет право предъявить на общих основаниях иск в арбитражный суд о ее возврате. При этом предъявлению такого иска должно предшествовать соблюдение претензионного порядка.
В отличие от действовавшего ранее правила Положение о пре-тензионном порядке урегулирования споров не предусматривает ответственности за неправильное, необоснованное списание денежных средств по претензиям. Думается, что в установлении специальных мер ответственности в рассматриваемом случае нет необходимости по двум причинам. Во-первых, необоснованное бесспорное списание денежных средств представляет собой не что иное, как неосновательное обогащение. В соответствии со ст.395 ГК РФ лицо, неосновательно получившее имущество, обязано не только возвратить его, но и возместить все доходы. На сумму неосновательного денежного обогащения начисляются проценты за пользование чужими средствами в размере средней ставки банковского процента, существующей в месте нахождения кредитора. Эта норма делает абсолютно невыгодным неосновательное списание претензионных сумм. Во-вторых, учреждения банков также несут ответственность за правильность операций по счетам своих клиентов. Следовательно, они должны исполнять только обоснованные инкассовые поручения, правомерность которых подтверждается письмом-ответом должника. Следует обратить особое внимание на содержание ответа о признании претензии: право на бесспорное списание у взыскателя возникает в тех случаях, когда в ответе о признании не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не приложено поручение банку с отметкой об исполнении (принятии к исполнению). Думается, что другие сведения как то: указание на тяжелое финансовое положение, временное отсутствие денежных средств, обещание в ближайшее время перечислить сумму задолженности не имеют никаких правовых последствий и не должны приниматься во внимание. Взыскатель лишь обязан подождать 20 дней, установленные законом или договором, в течение которых должник сам может исполнить свою обязанность по уплате долга. В связи с этим рекомендуется давать ответы на претензии в части признания суммы лаконичными и конкретными по содержанию.
Порядок изменения и расторжения договора определен ст.452 ГК РФ, где предусматривается досудебный порядок урегулирования спора.
Изменение или расторжение договора осуществляется соглашением сторон или по решению арбитражного суда. Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
§ 3. Порядок предъявления и рассмотрения претензий
Как уже отмечалось, общие требования по организации и ведению претензионной работы в каждой конкретной организации определяются наряду с действующими нормативными актами общего характера локальным нормативным актом о порядке организации и ведения претензионной работы.
В последнем и должны учитываться специфика и особенности, как в целом хозяйственной деятельности организации, так и особенности претензионной работы.
До сих пор в специальной юридической литературе, в научных работах при разработке хозяйственно-правовых вопросов за основу бралась хозяйственная деятельность промышленных предприятий, строительных организаций, реже предприятий агропромышленного комплекса. Это относится и к разработке вопросов защиты прав и законных экономических интересов предпринимательских структур. Выработанные правила для классических предпринимательских структур на практике переносились на другие хозяйствующие субъекты. Не случайно поэтому правовые вопросы отдельных направлений хозяйственной деятельности неоправданно остаются вне поля зрения ученых-юристов, а хозяйственная практика отдельных организаций, ее правовое обеспечение являются не разработанными.
Если же учесть, что настоящий период хозяйственного строительства характерен резким и динамичным спадом производства, с одной стороны, и сложной криминогенной обстановкой - с другой, то весьма очевидной становится необходимость разработки проблем правового обеспечения деятельности, например органов вневедомственной охраны, стоящих на страже интересов собственника, охраны имущества предпринимателей.
Претензионная работа в этих организациях имеет специфические черты. Кроме того, порядок ведения претензионной работы в органах вневедомственной охраны органов внутренних дел может быть использован частными и другими охранными фирмами и структурами.
В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года№ 58921, основными задачами подразделений вневедомственной охраны являются: охрана имущества собственников на основе договоров; участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
В соответствии с возложенными задачами вневедомственная охрана обеспечивает охрану имущества, оказывает другие услуги по договорам с собственниками, участвует в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей, организует и проводит научные исследования, опытно-конструкторские и иные работы в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполняет функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд, осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на охраняемых объектах, а также выполняет другие технические и организационные функции.
Сотрудникам вневедомственной охраны для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право: требовать от работников охраняемых объектов и других лиц соблюдения установленного пропускного режима; задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности с охраняемого объекта, доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество; производить в установленном законодательством порядке на условиях договора досмотр вещей, а в исключительных случаях - личный досмотр на контрольно-пропускных пунктах, а также досмотр транспортных средств и проверку соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при въезде (выезде) на территорию охраняемого объекта; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вывозимого (выносимого) имущества, а также для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде; применять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, огнестрельное оружие; требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создания безопасных условий труда для работников охраны.
В соответствии с Положением о вневедомственной охране все подразделения вневедомственной охраны являются юридическими лицами, имеют гербовую печать и штамп со своим наименованием, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках.
Подразделения вневедомственной охраны осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержатся за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Деятельность органов вневедомственной охраны по обеспечению охраны объектов осуществляется на основе договоров с владельцами охраняемых объектов.
В основу заключаемых договоров об охране объектов закладываются условия Типового договора об охране объектов подразделениями охраны, утвержденного постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 31 мая 1967 г. № ТД-7 (в редакции постановлений Госарбитража СССР от 28 ноября 1983 г. № 28 и от 06 июля 1988 г. № 2) (22) .
Рассматриваемый договор не только подробно регламентирует взаимоотношения подразделений охраны и хозяйственных организаций по поводу предмета договора, но и содержит требования, предъявляемые к охраняемому объекту, в том числе его технической оснащенности, системе и видам охраны. В договоре предусмотрены также обязанности охраны и хозоргана, ответственность охраны и другие условия. Вместе с тем надо иметь в виду, что Типовой договор в современных условиях хозяйствования не может быть обязательным для сторон, он может использоваться лишь в качестве примерного образца при заключении договоров. Это тем более очевидно, что отдельные его пункты (см., например, п.1, 2, 4) представляют собой требования, соблюдение которых необходимо при заключении договоров, а в самих договорах они должны быть конкретизированы.
Общий порядок заключения договоров об охране объектов должен отвечать требованиям главы 28 Гражданского кодекса РФ. Договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Для рассматриваемого договора существенными следует признать условия: перечень и план (схема) охраняемых объектов, техническая оснащенность охраняемого объекта и территории;
порядок приема и сдачи объекта под охрану; размер оплаты за оказываемые услуги; ответственность за ущерб, причиненный охраняемому объекту ненадлежащей охраной; срок действия договора. Если стороны не смогли договориться об условиях договора и не согласились на передачу разногласий на разрешение арбитражного суда, то договор считается незаключенным.
Все эти особенности правового положения сторон, обязательств их по договору непременно должны учитываться органами вневедомственной охраны при осуществлении претензи-онной работы (23) .
Исходя из сущности договора можно констатировать, что наиболее распространенными в хозяйственной практике являются претензии и иски, вытекающие из несохранения имущества на охраняемом объекте. Вообще нарушение сторонами своих договорных обязательств влечет за собой имущественную ответственность.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (глава 25) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должник обязан возместить кредитору причиненные этим убытки. Установлено также, что должник отвечает за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не установлено законодательством или договором. Должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности, что имеет место при охране объекта, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непре-дотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные явления, военные действия и т.п.).
Однако к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Имущественная ответственность органа охраны устанавливается в договоре. Типовой договор (п.11) предполагает, что орган охраны (охрана) несет материальную ответственность за ущерб:
а) причиненный кражами товарно-материальных ценностей, совершенными посредством взлома на охраняемых объектах помещений, запоров, замков, окон, витрин и ограждений, иными способами в результате необеспечения надлежащей охраны или вследствие невыполнения охраной установленного на охраняемом объекте порядка вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей, а также хищениями, совершенными путем грабежа или при разбойном нападении;
б) нанесенный уничтожением или повреждением имущества (в том числе путем поджога) посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения охраной принятых по договору обязательств;
в) причиненный пожарами или в силу других причин по вине работников, осуществляющих охрану объектов.
Рассмотрим конкретный случай из практики. Акционерное общество «Воронежский трикотаж» предъявило требование к органу охраны о взыскании ущерба, причиненного в результате пожара на территории предприятия, который повлек за собой уничтожение сырья и готовой продукции. Причиной возникновения пожара явилось неосторожное обращение с огнем подростков. Они жгли костер за забором предприятия. Эти требования были правомерно отклонены, поскольку в договоре указано, что охрана несет ответственность за ущерб, нанесенный имуществу посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения охраной договорных обязательств.
Факты кражи, грабежа, разбоя, а также уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, либо вследствие пожара, или в силу других причин по вине работников охраны устанавливаются органами дознания, следствия или судом. Кроме того, в договоре предусматривается, что при установлении факта причинения вреда в случаях, предусмотренных в договоре и описанных выше, хозорган, предприятие обязаны сразу же назначить инвентаризацию для снятия остатков наличия товарно-материальных ценностей и определения размера ущерба, о начале проведения которой извещается охрана. Последняя, в свою очередь, обязана принять в ней непосредственное участие. Иногда руководители органа охраны, полагая, что кража и т.п. произошли по вине хозоргана, не направляют своих представителей для снятия остатков товарно-материальных ценностей. Этим самым они не только нарушают условия договора, но и предоставляют возможность хозоргану увеличить размер ущерба за счет своей недостачи, а то и умышленного укрывательства наличного имущества.
Так, при рассмотрении иска акционерного предприятия «Росторгодежда» к отделу охраны одной из причин отказа в иске послужило нарушение хозорганом обязанности известить охрану о начале снятия остатков товарно-материальных ценностей. Однако факт неучастия охраны в этом мероприятии не стал бы причиной отказа в иске, если бы были представлены доказательства извещения охраны хозорганом о времени начала указанного мероприятия.
Для наступления имущественной ответственности охраны в случаях предусмотренных, например, в Типовом договоре, необходимо, по крайней мере, чтобы: вред был причинен посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект с нарушением пропускного режима, если такие лица оказались на объекте без нарушения пропускного режима, охрана не несет имущественной ответственности за уничтоженное или поврежденное имущество хозоргана; проникновение посторонних лиц произошло по вине охраны, т. е. охрана не обеспечила надлежащее выполнение своих обязанностей по обеспечению установленного на охраняемом объекте пропускного режима; факт проникновения посторонних лиц и причинения хозоргану ущерба установлен органами дознания, следствия или судом. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков освобождает охрану от имущественной ответственности за нанесенный ущерб.
Работникам, заключающим договор об охране объектов, необходимо пользоваться «подсказкой» Типового договора и включать в конкретные договоры условия освобождения охраны от ответственности, а претензионистам следует руководствоваться этими условиями при защите интересов своего органа.
Охрана освобождается от ответственности лишь в случаях, когда докажет отсутствие своей вины. В частности, охрана не несет ответственности:
а) за имущественный ущерб, причиненный стихийными бедствиями;
б) за кражу, а также хищение, совершенное путем грабежа или при разбойном нападении, денежных средств, оставленных в охраняемом помещении, сверх суммы, которые хозорган вправе был оставить на объекте, а также в случаях, когда денежные средства хранились не в сейфе или металлическом шкафу (ящике), прикрепленном к полу;
в) за оставленное в охраняемом помещении личное имущество работников хозоргана;
г) за ущерб, причиненный преступником внутри охраняемого помещения, если он проник в это помещение до его закрытия и покинул его в неохраняемое время;
д) за кражу, а также хищение, совершенное путем грабежа или При разбойном нападении, из витрин магазинов, ателье и т.п., выставленных товаров и изделий при отсутствии описи этих товаров и изделий;
е) за кражу, а также хищение, совершенное путем грабежа или при разбойном нападении изделий с драгоценными камнями, из золота, платины и палладия, часов в золотых, платиновых и серебряных корпусах, оставленных на объектах вне сейфов или металлических шкафов (ящиков), прикрепленных к полу;
ж) за кражу, а также хищение, совершенное путем грабежа или при разбойном нападении, товарно-материальных ценностей, если органами дознания, следствия иди судом будет установлено, что они совершены в связи с невключением хозорга-ном охранной сигнализации, несдачей объекта под охрану или несообщением охране о неисправности сигнализации;
з) за кражу товарно-материальных ценностей при невыполнении хозорганом в установленные двусторонним актом сроки требований по технической укрепленности охраняемых объектов, если это послужило условием совершения кражи.
Охрана также не несет ответственности за ущерб, причиненный уничтожением денежных средств, а также уничтожением или повреждением товарно-материальных ценностей посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, в случаях, указанных в подпунктах «б», «д>>, «е», «ж» и «з».
Защищая интересы охраны, его работники должны иметь в виду, что в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного обращения в Российской Федерации» от 13 января 1992 г.24, а также Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г.26 предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не более трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. Поэтому при хищении из сейфа денежных знаков охрана должна истребовать из банка, обслуживающего хозорган, справку о размерах суммы, которую хозорган вправе оставлять на охраняемом объекте после его закрытия.
В одном из предприятий города Борисоглебска в ночь с пятницы на субботу из кассы была похищена крупная сумма денег. Однако арбитражный суд отказал хозоргану во взыскании ущерба с органа охраны. При рассмотрении дела было установлено следующее. Истец не предупредил охрану об оставлении денег в кассе, не принял мер к их инкассации, тем более, что в пятницу зарплата сотрудникам не выдавалась, а суббота и воскресенье были выходными днями. Несмотря на то что кража денежных средств в кассе была совершена в ночь на 10 февраля, акт снятия остатка денежных средств в кассе и проверка кассовой документации были составлены лишь 19 февраля, т. е. спустя 9 дней. Согласно справке обслуживающего банка лимит остатка наличных денег в кассе истца не был установлен, а следовательно, он не вправе был оставить в кассе деньги свыше 100 рублей. Кроме того, истец не смог документально подтвердить размер ущерба.
Аналогичное решение было принято арбитражным судом и по иску об истребовании ущерба, причиненного хищением денег из кассового аппарата продавца, тогда как в договоре предусмотрена обязанность хозоргана хранить деньги в сейфе или металлическом ящике, прикрепленном к полу.
Важнейшей обязанностью хозоргана является оборудование объекта техническими средствами охраны, создание надлежащих условий для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. Двухсторонними актами, являющимися неотъемлемой частью договора, определяются мероприятия по технической укрепленное™ охраняемых объектов. Невыполнение этих мероприятий - грубое нарушение хозорганом своих обязанностей по договору, поэтому на хозорган ложатся все неблагоприятные последствия, когда недостаточная техническая ук-репленность объекта создала возможность совершения кражи.
Работникам органов охраны следует иметь в виду, что не любой представитель хозоргана имеет право подписать акт проверки технической укрепленности. Такое право принадлежит лицам, имеющим право подписывать хозяйственные договоры, а также специально уполномоченным должностным лицам.
Так, при рассмотрении иска одного из торговых предприятий о взыскании с охраны материального ущерба, причиненного кражей, охраной было заявлено, что истцом не выполнены мероприятия по укреплению двери, ведущей в склад магазина, хотя соответствующий акт был подписан со стороны хозоргана заведующей отделом этого магазина, а со стороны охраны - инспектором охраны. При этом оба лица, подписавшие акт, не имели надлежащим образом оформленных полномочий на подписание акта. При таких обстоятельствах арбитражный суд совершенно правомерно и обоснованно удовлетворил исковые требования, поскольку ответчик не доказал нарушение хозорганом своих договорных обязательств.
Рассмотрим другой пример. Мценский продторг предъявил яск к отделу вневедомственной охраны о взыскании ущерба, причиненного кражей товарно-материальных ценностей из магазина. Магазин охранялся с помощью пульта централизованной охраны и был оборудован средствами охранно-пожарной сигнализации по периметру здания магазина. Нарушений сигнализации при проникновении в магазин не было. Выяснилось, что план-схемой блокировки магазина не предусматривалась блокировка потолочных перекрытий на пролом, о чем отдел охраны на протяжении последних двух лет неоднократно указывал хозоргану в актах обследования технического состояния объекта.
Поскольку требование охраны об укреплении объекта не было выполнено, проникновение в магазин было совершено именно через это незаблокированное место и ответчик не мог принять мер по предотвращению ущерба, арбитражный суд не установил причинной связи между кражей и обязательствами ответчика, вины органа охраны и в иске отказал.
Правильно поступают стороны, когда в договор об охране объекта включают в качестве условия обязанность хозоргана на время охраны убирать наиболее ценные вещи в недоступные, обособленные помещения. Это особенно касается торговых и ремонтно-бытовых предприятий. От них надо требовать, чтобы на время охраны все дорогостоящие вещи убирались в более укрепленные, защищенные помещения из торгового зала, общих залов и комнат ремонтных мастерских. При этом следует указывать в договоре нижний предел стоимости вещей, свыше которого все вещи по окончании рабочего времени должны убираться в особые помещения.
Так, арбитражный суд освободил от ответственности и отказал в удовлетворении исковых требований ремонтного предприятия к отделу охраны о возмещении стоимости пяти похищенных видеомагнитофонов. Как установлено в ходе рассмотрения дела, видеомагнитофоны после окончания рабочего времени не были убраны из зала ремонта в особое приспособленное помещение, что было обусловлено договором. Хищение осуществлено путем проникновения именно в этот зал. В другие помещения, в том числе и в приспособленное для хранения дорогостоящей техники. злоумышленники проникнуть не смогли. При таких обстоятельствах арбитражный суд вины охраны не усмотрел.
В условиях рыночных отношений любой хозяйственный договор представляет собой совокупность взаимных обязанностей и прав сторон. Это в полной мере относится и к условиям об ответственности. Однако Типовой договор об охране объекта, разработанный еще в пору административных методов управления экономикой, страдает существенным недостатком: он содержит условия ответственности лишь органа охраны и не предусматривает мер ответственности хозяйствующего органа. Не случайно поэтому претензии и иски по этим договорам предъявлялись лишь к органам охраны. К хозорганам у охраны претензии не возникали. В то же время хозорганы нередко свои обязательства не выполняли или выполняли не своевременно, ненадлежащим образом, создавая неудобства своему партнеру по договору.
Назрела необходимость предусматривать в договоре ответственность и хозоргана. Так, например, можно установить ответственность в виде определенного штрафа за несвоевременное выполнение мероприятий по технической укрепленности объекта, за необеспечение освещенности территории объекта, за непредставление возможности пользоваться средствами связи и за нарушение других обязанностей. Обязательно должна быть предусмотрена ответственность хозоргана за несвоевременную оплату услуг.
Работники охраны должны иметь в виду, что возмещение хозоргану причиненного по вине охраны ущерба производится по представлении постановления органов дознания, следствия или приговора суда, установившего факт кражи, грабежа, разбоя, а также факт уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, либо вследствие пожара, или в силу других причин по вине охраны. Размер ущерба должен быть подтвержден соответствующими документами и расчетом стоимости похищенных, уничтоженных или поврежденных товарно-материальных ценностей и похищенных денежных сумм. Эти документы должны составляться с участием охраны и сверяться с бухгалтерскими данными. В возмещаемый ущерб включаются стоимость похищенного или уничтоженного имущества, размер уценки поврежденных товарно-материальных ценностей, расходы, произведенные на восстановление поврежденного имущества, а также похищенные денежные средства.
Хозорган, имущественные права и законные интересы которого нарушены ненадлежащим исполнением охраной своих обязанностей по договору, имеет право предъявить претензию к охране о возмещении ущерба.
В качестве обоснования своих требований хозорган обязан приложить к претензии необходимые доказательства: постановление органов дознания, следствия о возбуждении уголовного дела по факту кражи, грабежа, разбоя, или приговор суда, установившего этот факт, или иное причинение вреда по вине охраны; акт инвентаризации товарно-материальных ценностей;
акты, справки и другие документы, подтверждающие требования заявителя.
Обоснованные требования хозоргана следует удовлетворять в добровольном порядке, не понуждая заявителя обращаться с иском в арбитражный суд и не увеличивая свои затраты за счет арбитражных расходов, которые относятся на ответчика.
Диапазон обстоятельств, по которым охрана может предъявить претензионные или исковые требования к хозоргану, в настоящее время невелик, но может быть пополнен за счет включения ответственности хозоргана за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.
Наиболее распространенными пока являются требования об уплате предусмотренной договором платы за охрану.
Оформление таких претензий не отличается сложностью. В этих случаях не требуется предъявлять особые доказательства:
достаточно указать размер платы по договору за конкретный период времени и сообщить о непоступлении денежных средств на счет охраны.
Если же в договоре будет установлен штраф за просрочку платежа, то одновременно можно требовать и уплаты штрафа. Штраф и его размер обосновывается соответствующими пунктом договора и расчетом: количество просроченных дней платежа умножается на размер штрафа за каждый день просрочки.
Аналогичным образом оформляются претензии при взыскании других штрафов, если они будут установлены договором.
Особого внимания заслуживает вопрос о размере платы за охрану и другие услуги. В связи с довольно частым изменением цен на важнейшие энергоресурсы и вообще на продукцию и товары, заработной платы рабочих и служащих, в том числе и охраны, в договорах невозможно определить размер платы на длительное время. Поэтому в договоре обязательно должны предусматриваться условия и порядок изменения размера оплаты. Вопросы об изменении условий договора вообще и об оплате в частности, решаются по соглашению сторон или, при недостижении соглашения, по решению арбитражного суда. Сторона, заинтересованная в изменении условий договора, должна проявить заинтересованность и оперативность в решении этих вопросов. Последнее особо важно при изменении размера оплаты за услуги, ибо новый размер оплаты начинает действовать с момента достижения согласия или с момента вынесения решения арбитражного суда.
Свои требования об увеличении платы за выполняемые услуги охрана должна обосновать документально и подробными расчетами, калькуляцией затрат. Эти документы должны прилагаться к претензии или иску об изменении размера оплаты.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучения в срок ответа на претензию (30 дней) или на предложение об изменении или расторжении договора (30 дней), если иные сроки не установлены соглашением сторон или в законодательных актах, заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.
Порядок предъявления и рассмотрения исков в арбитражном суде регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс). Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается истцом либо его представителем.