Банковская система России: кризис и перспективы развития
Банковская система России: кризис и перспективы развития
Ульяновский государственный технический университет
Банковская система России: кризис и перспективы развития
Доклад
Выполнил: Самохвалов К.М., гр. ПМИд-51
Руководитель: Иванов И.В.
г. Ульяновск
2000г.
Интенсивное развитие банковской системы России, происходившее в последнее
десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в
рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая
банковская система. На первом этапе, в 1988-1993 гг., активное развитие
банковской системы определялось дефицитом банковских услуг, распределением
централизованных кредитов, а также высокой инфляцией одновременно с низкой
стоимостью привлекаемых средств. В этот период было образовано около 2500
коммерческих банков.
С 1993 г. в России началось интенсивное рaзвитие финансовых рынков, в
первую очередь рынка государственных ценных бумаг. И это внесло изменения в
направления работы коммерческих банков. Принципиальное значение в связи с
этим приобрело увеличение объема привлекаемых банковской системой средств и
их размещение на внутреннем финансовом рынке. Коммерческие банки снизили
практически до нуля тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических
лиц и начали проводить активную политику процентных ставок по депозитам
физических лиц. Высокая реальная доходность на финансовых рынках вместе с
укреплением реального курса рубля обеспечили устойчивое развитие банковской
системы.
Однако в результате прошлогоднего финансового кризиса банковская система
понесла значительные потери. Так, по активной части потери вследствие
решений правительства от 17 августа составили:
110-120 млрд. руб. вложений в ГКО/ОФЗ, которые оказались замороженными на
неопределенный срок, т.е. фактически 17% чистых активов банков из ликвидных
мгновенно превратились в просроченную задолженность. (Сбербанк на 17
августа имел пакет рублевых гособлигаций в объеме 78-85 млрд. руб.,
остальные коммерческие банки - 33-34.5 млрд. руб.);
6.2-6.3 млрд. руб. вложений в муниципальные бумаги, которые также можно
квалифицировать как неликвидные активы, поскольку после 17 августа
обязательства по своим облигациям смогли выполнять немногие местные органы
власти;
23.2 млрд. руб. - прирост просроченной задолженности за август-сентябрь1998
г. по предоставленным кредитам (предприятиям, банкам и местным органам
власти).
Кроме того, уровень достаточности капитала (рассчитываемый как отношение
капитала к чистым активам) банковской системы сократился с почти 20% (на 1
августа 1998 г.) до 10% (на 1 ноября 1998 г.).
Изъятие средств из банковской системы (или уменьшение пассивной части
банковских балансов) в кризисный период составило:
5 млрд. руб. - уменьшение (за август) рублевых средств юридических лиц;
7.8 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) - уменьшение (за август) валютных средств
юридических лиц;
17.5 млрд. руб. - сокращение за период кризиса (с июня по декабрь) рублевых
депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1.1 млрд. руб., в
остальных коммерческих банках - 16.4 млрд. руб.);
23.4 млрд. руб. (3 млрд. долл.)- сокращение с июня по декабрь валютных
депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1 млрд. долл., в
остальных коммерческих банках - 2 млрд. долл.).
Таким образом, суммарные активы банков, оценивавшиеся еще на начало августа
в 1.1 трлн. руб., за один день, 17 августа, фактически сократились на 140-
150 млрд. руб. (или на 12.5-13.5%); чистые активы, оценивавшиеся на 1
августа примерно в 700 млрд. руб., сократились на 20-21.5% (т.е. до 560-550
млрд. руб.).
Оценка средств, необходимых для восстановления российской банковской
системы (приравниваемая к понесенным потерям) по состоянию на 1 января 1999
г., может быть различна в зависимости от поставленных целей:
70 млрд. долл. (1.45 трлн. руб. - по курсу 20.65 руб./долл.) -
восстановление (в долларовом исчислении) чистых активов российской
банковской системы;
15 млрд. долл. (310 млрд. руб. - по курсу 20.65 руб./долл.) -
восстановление (в долларовом исчислении) собственных средств российских
банков;
76.6 млрд. руб. - ликвидация потерь, понесенных в результате замораживания
гособлигаций (средства, вложенные в ГКО/ОФЗ по состоянию на 1 января 1999
г.);
135 млрд. руб. - ликвидация объема неликвидных активов (просроченная
задолженность, ГКО/ОФЗ и муниципальные облигации);
40 млрд. руб. - ликвидация непокрытого активами (исключая неликвидные
активы) объема привлеченных средств банковских клиентов ;
33.3 млрд. руб. - ликвидация убытков российских коммерческих банков
(исключая Сбербанк) или 18.5 млрд. руб. - убытки банков с учетом
показателей Сбербанка.
Реформа национальной банковской системы может основываться на трех
принципиальных подходах (сценариях), хотя и очевидно, что дальнейшее ее
развитие будет сочетать в себе все направления, лежащие в основе этих
подходов Но в любом случае очертания будущей банковской системы будут во
многом зависеть от выбранных денежными властями соотношений между данными
подходами, характеризуемыми ниже.
Первый - самостоятельный выход банков из кризиса. Очевидно, что на
восстановление российской банковской системы понадобится значительное
время. Ряд коммерческих банков, несмотря на имеющиеся убытки, реализуют
агрессивную стратегию, направленную на привлечение новых клиентов, и за
счет их средств решают проблемы с ликвидностью. Другие, главным образом
крупные кредитные учреждения, открывают новые банки. При этом в старом
банке остаются все «плохие» активы и пассивы, а крупные корпоративные
клиенты переводятся на расчетно-кассовое обслуживание в новый банк.
Неработающие активы (государственные и муниципальные ценные бумаги,
подлежащие реструктуризации) и замороженные пассивы (средства физических и
юридических лиц) остаются в старом банке до завершения реструктуризации
государственных облигаций, часть депозитов физических лиц переводится в
Сбербанк РФ.
Перечисленные стратегии могут в той или иной степени успешно
реализовываться в случае, если банк имел нулевую (или незначительную)
открытую валютную позицию, а также крупных корпоративных клиентов.
Девальвация рубля (напомним, что рост обменного курса за 1998 г. составил
около 250%, а инфляция - 84.4%) резко обесценила активы, а также создала
дополнительные проблемы с возвратом синдицированных кредитов. Крупные
банки, располагающие значительным объемом депозитов населения и вложения
которых в государственные ценные бумаги существенны, фактически не имеют
шансов на самостоятельное восстановление.
Второй - государственная поддержка банковской системы. За более чем
полгода, прошедшие с начала финансового кризиса, денежными властями были
обнародованы несколько планов стабилизации банковской системы, однако
конкретных практических действий предпринято не было. Вызвано это
следующими причинами:
отсутствием общего правительственного плана макроэкономической стабилизации
и среднесрочной экономической программы;
стабилизация в настоящий момент банковской системы, как это ни
парадоксально, усилит общую финансовую нестабильность.
Последний тезис нуждается в некоторых пояснениях. Прежде всего, только
решение проблемы нормализации банковских перечислений в экономике
потребовало значительной эмиссии: было проведено несколько взаимных зачетов
с использованием фонда обязательного резервирования, а ряд банков получили
стабилизационные централизованные кредиты.
Далее, перевод депозитных вкладов физических лиц из проблемных банков в
Сбербанк РФ предполагает, что государство берет ответственность за их
возврат на себя, даже при использовании частично конфискационных схем.
Население испытывает, по понятным причинам, недоверие как к банковской
системе, так и к государству, и будет стремиться изъять вклады. Наличные
деньги, в свою очередь, окажутся на товарных и валютном рынках и обусловят
рост цен и обменного курса рубля.
Наконец, российские коммерческие банки имеют значительную внешнюю
задолженность. Выдавая подобным банкам стабилизационные кредиты, Центробанк
должен учитывать, что определенная часть рублевых средств будет
конвертироваться в иностранную валюту, усиливая давление на обменный курс.
В случае расширения государственного участия в определенном банке власти
берут ответственность за взятые им ранее внешние кредиты на себя.
Отметим, что в случае предоставления банкам централизованных кредитов
важное значение имеют условия залога и процентные ставки. При
предоставлении централизованного кредита под залог ГКО/ОФЗ речь фактически
идет о досрочном погашении данных бумаг. Централизованный кредит, выданный
по ставке рефинансирования (60% годовых), при складывающейся рыночной
конъюнктуре означает, что определенный коммерческий банк привлекает ресурсы
по любой цене и его шансы на восстановление нормального состояния невелики.
Активное участие денежных властей в восстановлении банковской системы имеет
и ряд положительных моментов, к которым можно отнести следующие:
контроль за финансовыми потоками. Расширение участия правительства и
Центробанка в крупных коммерческих банках позволит расширить кредитование
предприятий реального сектора;
значительная устойчивость конъюнктуры на финансовых рынках, поскольку
снизится объем спекулятивного капитала;
сокращение вывоза капитала из России в результате ужесточения
государственного контроля;
привлечение ресурсов для федерального бюджета, в частности размещение
государственных ценных бумаг, со сравнительно низкой доходностью.
Третий - расширение участия внешнего капитала на банковском сегменте. Опыт
работы зарубежных банков на российском рынке нельзя назвать удачным.
Иностранные инвестиционные структуры понесли огромные убытки в результате
объявленной реструктуризации рынка ГКО/ОФЗ, а вопрос о репатриации
оставшихся средств не решен до сих пор. Российские долговые обязательства,
номинированные в иностранной валюте, находятся под угрозой дефолта либо
оцениваются как чрезвычайно рискованные. Некоторая активность по
предоставлению кредитов предприятиям, отмеченная в середине 90-х годов,
также сведена на нет.
Для большинства иностранных банков российский рынок не представляет особого
интереса, за исключением двух случаев. Во-первых, банки, понесшие
значительные потери и не имеющие возможности провести фиксацию убытков и
возврата оставшихся средств, будут вынуждены присутствовать на российском
рынке - в частности, в случае обмена государственных (равно как и
муниципальных) облигаций на другие государственные бумаги либо акции
российских компаний или в случае невозможности репатриации остатков
средств. Во-вторых, банки, преследующие стратегические интересы, могут
открыть, помимо представительств, небольшие отделения с ограниченной
областью деятельности.
В целом можно констатировать, что реформирования банковской системы не
происходит. Одни коммерческие банки проводят достаточно агрессивную
стратегию, направленную на выживания и захват части рынка банковских услуг.
Другим удалось получить централизованные стабилизационные кредиты. Наконец,
ряд банков либо закрыты, либо находятся на грани банкротства.
Государственное агентство реструктуризации кредитных организаций (АРКО) так
и не начало функционировать. Вхождение иностранных банков на российский
рынок приветствуется денежными властями (по крайней мере, на словах),
однако никаких реальных действий в связи с этим не предпринимается.
Наиболее вероятный сценарий развития российской банковской системы на 1999
г. - отсутствие реальной реформы. Активная национализация коммерческих
банков представляется маловероятной в силу их значительной задолженности -
в первую очередь населению и внешним инвесторам. Учитывая сохраняющуюся
финансовую нестабильность, денежные власти будут не в состоянии провести
реструктуризацию государственного долга с минимальными потерями для
инвесторов и эффективно реформировать банковскую систему.
Литература:
1. Аналитическая лаборатория «Веди». Обзор банковской системы России.
1999г.
( Адрес в интернет: http://www.vedi.ru/ocr/cr013_r.htm )
2. “Монитор”, Ежедневный обзор прессы от 06.04.2000г. ( Адрес в интернет:
http://www.policy.ru/monitor/00/0400-1/060400-1.htm )
3. “Монитор”, Ежедневный обзор прессы от 17.06.2000г. ( Адрес в интернет:
http://www.policy.ru/monitor/00/0400-1/170600-1.htm )
|