Курсовая: Инфляция
Курсовая: Инфляция
Êàôåäðà ýêîíîìè÷åñêîé òåîðèè
Êóðñîâàяÿ ðàáîòà
Кожахметов Р.Т.
ПЛАÍ ÐÀÁÎÒÛ
Ââåäåíèå 3
² Инфляция в мировой экономике
1. сущность , пðè÷èíû и вèäû èíôëÿöèè 4
2. ñîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè 10
3. аíòèèíôëÿöèîííàÿ ïîëèòèêà и политика регулирования 11 доходов
²² Специфика инфляции в Республике Казахстане
1.Особенности развития инфляции в Республике Казахстан 15
2.Сîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè в РК 17
3.Пути преодоления инфляции 18
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Введение
Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные
денежные знаки , с которыми инфляция неразрывно связана. В
докапиталистических формациях инфляция проявлялась главным образом в форме
обесценения монет .Рабовладельческие и феодальные государства уменьшали
металлическое содержание монет ( вместо золота и серебра вводили в них ,
например , медь ) и выпускали в обращение заки стоимости , а точнее –
фальшивые деньги . В этих условиях имела место так называемая монетно-
денежная инфляция .
С появлением бумажных денег монетно-денежная инфляция уступает место бумажно-
денежной инфляции . В ХХ веке повсеместно был прекращен размен бумажных денег
на золото по фиксированному курсу . Это лишило экономику автоматически
действовавшего антиинфляционного механизма . Он обеспечивал стабильность
денежного обращения. Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер
во всех странах .
Òåðìèí
èíôëÿöèÿ (îò
ëàòèíñêîãî
inflatio - âçäóòèå)
âïåðâûå ñòàë
óïîòðåáëÿòüñÿ
â Ñåâåðíîé
Àìåðèêå â
ïåðèîä
ãðàæäàíñêîé
âîéíû 1861-1865 ãã. è
îáîçíà÷àë
ïðîöåññ
ðàçáóõàíèÿ
áóìàæíî-äåíåæíîãî
îáðàùåíèÿ. Â XIX
âåêå ýòîò
òåðìèí
óïîòðåáëÿëñÿ
òàêæå â
Àíãëèè è âî
Ôðàíöèè.
Øèðîêîå
ðàñïðîñòðàíåíèå
â
ýêîíîìè÷åñêîé
ëèòåðàòóðå
ïîíÿòèå
èíôëÿöèÿ
ïîëó÷èëî â
ÕÕ âåêå
ñðàçó ïîñëå
ïåðâîé
ìèðîâîé
âîéíû. Â
ñîâåòñêîé
ýêîíîìè÷åñêîé
ëèòåðàòóðå
ïîíÿòèå
âîçíèêëî
ëèøü â
ñåðåäèíå 20õ
ãîäîâ.
Íàèáîëåå ëàêîíè÷íîå îïðåäåëåíèå èíôëÿöèè - ïîâûøåíèå îáùåãî óðîâíÿ öåí, íàèáîëåå îáùåå - ïåðåïîëíåíèå êàíàëîâ îáðàùåíèÿ äåíåæíîé ìàññû ñâåðõ ïîòðåáíîñòåé òîâàðîîáîðîòà, ÷òî âûçûâàåò îáåñöåíиванèå äåíåæíîé åäèíèöû è ñîîòâåòñòâåííî ðîñò òîâàðíûõ öåí.
I Инфляция в мировой экономике .
1.Сущность , причины и виды èíôëÿöèè
Ñóòü
èíôëÿöèè
çàêëþ÷àåòñÿ
â òîì, ÷òî
íàöèîíàëüíàÿ
âàëþòà
îáåñöåíèâàåòñÿ
ïî
îòíîøåíèþ ê
òîâàðàì,
óñëóãàì è
èíîñòðàííûì
âàëþòàì,
ñîõðàíÿþùèì
ñòàáèëüíîñòü
ñâîåé
ïîêóïàòåëüíîé
ñïîñîáíîñòè.
Ðîñò öåí
ìîæåò áûòü
ñâÿçàí ñ
ïðåâûøåíèåì
ñïðîñà íàä
ïðåäëîæåíèåì
òîâàðîâ,
îäíàêî
òàêàÿ
äèñïðîïîðöèÿ
ìåæäó
ñïðîñîì è
ïðåäëîæåíèåì
âî ìíîãèõ
ñëó÷àÿõ íå
ÿâëÿåòñÿ
èíôëÿöèåé.
Ïðèìåð -
ýíåðãåòè÷åñêèé
êðèçèñ 70õ â
ÑØÀ, êîãäà
íåôòåäîáûâàþùèå
ñòðàíû
ïîäíÿëè öåíû
íà íåôòü â
äåñÿòêè ðàç,
à íà äðóãèå
òîâàðû è
óñëóãè â òî
âðåìÿ öåíû
âîçðîñëè íà 7-9%.
Íåçàâèñèìî
îò
ñîñòîÿíèÿ
äåíåæíîé
ñôåðû,
òîâàðíûå
öåíû ìîãóò
èçìåíÿòüñÿ
âñëåäñòâèå
ðîñòà
ïðîèçâîäèòåëüíîñòè
òðóäà,
öèêëè÷åñêèõ
è ñåçîííûõ
êîëåáàíèé,
ñòðóêòóðíûõ
ñäâèãîâ â
ñèñòåìå
âîñïðîèçâîäñòâà,
ìîíîïîëèçàöèè
ðûíêà,
ãîñóäàðñòâåííîãî
ðåãóëèðîâàíèÿ
ýêîíîìèêè,
ââåäåíèÿ
íîâûõ
ñòàâîê
íàëîãîâ,
äåâàëüâàöèè
è
ðåâàëüâàöèè
äåíåæíîé
åäèíèöû,
èçìåíåíèÿ
êîíúþíêòóðû
ðûíêà,
âîçäåéñòâèÿ
âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ
ñâÿçåé,
ñòèõèéíûõ
áåäñòâèé, è
ò.ï. Î÷åâèäíî,
÷òî íå
âñÿêèé ðîñò
öåí - èíôëÿöèÿ
, è среди названных выше причин роста цен
âàæíî
âûäåëèòü
äåéñòâèòåëüíî
èíôëÿöèîííûå.
Òàê, ðîñò öåí, ñâÿçíûé ñ öèêëè÷åñêèìè êîëåáàíèÿìè êîíúþнêòóðû, íåëüçÿ ñ÷èòàòü èíôëÿöèîííûì. Ïî ìåðå ïрîõîæäåíèÿ ôàç öèêëà çàìåòíî áóäåò ìåíÿòüñÿ è äèíàìèêà öåí. Öåíû áóäóò ïîâûøàòüñÿ â ôàçàõ áóìà è ïàäàòü â ôàçàõ êðèçèñà, à çàòåì ñíîâà âîçðàñòàòü â ïîñëåäóþùèõ ôàçàõ âûõîäà èç êðèçèñà.
Ïîâûøåíèå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà ïðè ïðî÷èõ ðàâíûõ óñëîâèÿõ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ öåí. Îäíàêî âîçìîæíû ñëó÷àè, êîãäà ïîâûøåíèå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà ïðèâîäèò ê ïîâûøåíèþ çàðàáîòíîé ïëàòû.  ýòîì ñëó÷àå - ò.í. èíôëÿöèè èçäåðæåê ïîâûøåíèå çàðàáîòíîé ïëàòû â êàêîé-òî îòðàñëè äåéñòâèòåëüíî ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåíèåì îáùåãî óðîâíÿ öåí.
· Èòàê, ê âàæíåéøèì èíôëÿöèîííûì ïðè÷èíàì ðîñòà öåí ìîæíî îòíåñòè ñëåäóþùèå:
1. Äèñïðîïîðöèîíàëüíîñòü - íåñáàëàíñèðîâàííîñòü ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ è äîõîäîâ - ò.í. äåôèöèò ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà. ×àñòî ýòîò äåôèöèò ïîêðûâàåòñÿ çà ñ÷åò èñïîëüçîâàíèÿ “ïå÷àòíîãî ñòàíêà” ÷òî ïðèâîäèò ê óâåëè÷åíèþ äåíåæíîé ìàññû è êàê ñëåäñòâèå - èíôëÿöèè.
2. Èíôëÿöèîííî îïàñíûå èíâåñòèöèè - ïðåèìóùåñòâåííî ìèëèòàðèçàöèÿ ýêîíîìèêè. Âîåííûå àññèãíîâàíèÿ âåäóò ê ñîçäàíèþ äîïîëíèòåëüíîãî ïëàòåæåñïîñîáíîãî ñïðîñà, à êàê ñëåäñòâèå - óâåëè÷åíèþ äåíåæíîé ìàññû. ×ðåçìåðíûå âîåííûå àññèãíîâàíèÿ îáû÷íî ÿâëÿþòñÿ ãëàâíîé ïðè÷èíîé õðîíè÷åñêîãî äåôèöèòà ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà à òàêæå óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà äëÿ ïîêðûòèÿ êîòîðîãî âûïóñêàþòñÿ äîïîëíèòåëüíûå áóìàæíûå äåíüãè.
3.
Îòñóòñòâèå
÷èñòîãî
ñâîáîäíîãî
ðûíêà è
ñîâåðøåííîé
êîíêóðåíöèè
êàê åãî
÷àñòè. На инфляционный процесс в немалой
степени влияет и характер национальной экономики и рынка . частности ,
господство монополистических структур в экономике , превалирование
несовершенной конкуренции на рынках являются той благоприятной средой , в
которой легко подхватываются и усиливаются инфляционные тенденции . Монопольное
положение предприятия позволяет не только взвинчивать цены , но и одновременно
сокращать производство с целью еще большего роста цен и поддержания их на
высоком уровне .Искусственно снижая эластичность спроса , монополистические
структуры подавляют , угнетают реакцию производства на спрос и тем самым
усиливают и продлевают возникающее инфляционное неравновесие .
Ñîâðåìåííûé ðûíîê â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè мîнîïîëèñòè÷åí. Ïîñêîëüêó мîнîïîëèñò çàèíòåðåñîâàí â ñîêðàùåíèè ïðîèçâîäñòâà è ïðåäëîæåíèÿ òîâàðîâ ñîçäàåòñÿ äåôèöèò èñïîëüçóåìûé èì äëÿ ïîääåðæàíèÿ èëè ïîäíÿòèÿ öåíû íà òîâàð.
4. Èìïîðòèðóåìàÿ èíôëÿöèÿ, ðîëü êîòîðîé âîçðàñòàåò ñ ðîñòîì îòêðûòîñòè ýêîíîìèêè è âîâëå÷åíèÿ åå â ìèðîõîçÿéñòâåííûå ñâÿçè òîé èëè èíîé ñòðàíû. Âîçìîæíîñòè äëÿ áîðüáû ó ãîñóäàðñòâà äîâîëьно-òàêè îãðàíè÷åíû. Ìåòîä ðåâàëüâàöèè ñîáñòâåííîé âàëþòû, èíîãäà ïðèìåíÿåìûé â òàêèõ ñëó÷àÿõ, äåëàåò èìïîðò áîëåå âûãîäíûì, îäíîâðåìåííî çàòðóäíÿÿ ýêñïîðò.
5.
Èíôëÿöèîííûå
îæèäàíèÿ -
âîçíèêíîâåíèÿ
ó èíôëÿöèè
ñàìîïîääåðæèâàþùåãîñÿ
õàðàêòåðà.
Íàñåëåíèå è
õîçÿéñòâåííûå
ñóáúåêòû
ïðèâûêàþò ê
ïîñòîÿííîìó
ïîâûøåíèþ
óðîâíÿ öåí.
Íàñåëåíèå
òðåáóåò
ïîâûøåíèÿ
çàðàáîòíîé
ïëàòû è
çàïàñàåòñÿ
òîâàðàìè
âïðîê îæèäàÿ
èõ ñêîðîå
ïîäîðîæàíèå.
Ïðîèçâîäèòåëè
æå
îïàñàþòñÿ
ïîâûøåíèÿ
öåí ñî
ñòîðîíû
ñâîèõ
ïîñòàâùèêîâ,
îäíîâðåìåííî
çàêëàäûâàÿ â
öåíó ñâîèõ
òîâàðîâ
ïðîãíîçèðóåìûé
èìè ðîñò öåí
íà
êîìïëåêòóþùèå
è
ðàñêà÷èâàþò
òåì ñàìûì
ìàõîâèê
èíôëÿöèè.
Æèâîé ïðèìåð
òàêèõ
èíôëÿöèîííûõ
îæèäàíèé ìû
ìîæåì
íàáëþäàòü â
ñâîåé
ïîâñåäíåâíîé
æèçíè.
 òåîðèÿõ, ðàçðàáàòûâàåìûõ çàïàäíûìè ýêîíîìèñòàìè, âûäåëÿþòñÿ â êà÷åñòâå àëüòåðíàòèâíûõ êîíöåïöèé èíôëÿöèè ñïðîñà è èíôëÿöèè èçäåðæåê. Ýòè êîíöåïöèè ðàññìàòðèâàþò ðàçëè÷íûå ïðè÷èíû èíôëÿöèè.
Èíôëÿöèÿ
ñïðîñà -
íàðóøåíèå
ðàâíîâåñèÿ
ìåæäó
ñïðîñîì è
ïðåäëîæåíèåì
ñî ñòîðîíû
ñïðîñà.
Îñíîâíûìè
ïðè÷èíàìè
çäåñü ìîãóò
áûòü
óâåëè÷åíèå
ãîñóäàðñòâåííûõ
çàêàçîâ
(íàïðèìåð,
âîåííûõ),
óâåëè÷åíèå
ñïðîñà íà
ñðåäñòâà
ïðîèçâîäñòâà
â óñëîâèÿõ
ïîëíîé
çàíÿòîñòè è
ïî÷òè
ïîëíîé
çàãðóçêè
ïðîèçâîäñòâåííûõ
ìîùíîñòåé à
òàêæå ðîñò
ïîêóïàòåëüíîé
ñïîñîáíîñòè
òðóäÿùèõñÿ
(ðîñò
çàðàáîòíîé
ïëàòû ) â
ðåçóëüòàòå,
íàïðèìåð,
ñîãëàñîâàííûõ
äåéñòâèé
ïðîôñîþçîâ.
Âñëåäñòâèå
ýòîãî
âîçíèêàåò
èçáûòîê
äåíåã ïî
îòíîøåíèþ ê
êîëè÷åñòâó
òîâàðîâ,
ïîâûøàþòñÿ
öåíû. Òàêèì
îáðàçîì
èçáûòîê
ïëàòåæíûõ
ñðåäñòâ â
îáðàùåíèè
ñîçäàåò
äåôèöèò
ïðåäëîæåíèÿ,
êîãäà
ïðîèçâîäèòåëè
íå ìîãóò
ðåàãèðîâàòü
íà ðîñò
ñïðîñà.
Èíôëÿöèÿ èçäåðæåê - ðîñò öåí âñëåäñòâèå óâåëè÷åíèÿ èçäåðæåê ïðîèçâîäñòâà. Ïðè÷èíàìè óâåëè÷åíèÿ èçäåðæåê ìîãóò áûòü монîïîëèñòè÷åñêàÿ ïîëèòèêà öåíîîáðàçîâàíèÿ, ýêîíîìè÷åñêàÿ è ôèíàíñîâàÿ ïîëèòèêà ãîñóäàðñòâà, ðîñò öåí íà ñûðüå, äåéñòâèÿ ïðîôñîþçîâ, òðåáóþùèõ ïîâûøåíèÿ çàðàáîòíîé ïëàòû, è äð.
Íà ïðàêòèêå íåëåãêî îòëè÷èòü îäèí òèï èíôëÿöèè îò äðóãîãî, âñå îíè òåñíî ñâÿçàíû è ïîñòîÿííî âçàèìîäåéñòâóþò è ,íàïðèìåð, ðîñò çàðïëàòû ìîæåò âûãëÿäåòü è êàê èíôëÿöèÿ ñïðîñà è êàê èíôëÿöèÿ èçäåðæåê.
Íåîáõîäèìî òàêæå îòìåòèòü, ÷òî íè â îäíîé ýêîíîìè÷åñêè ðàçâèòîé ñòðàíå íå íàáëþäàëîñü âî âòîðîé ïîëîâèíå ÕÕ âåêà ïîëíàÿ çàíÿòîñòü, ñâîáîäíûé ðûíîê èëè æå ñòàáèëüíîñòü öåí. Öåíû ïî ðÿäó ïðè÷èí â ýòî âðåìÿ ðîñëè ïîñòîÿííî è äàæå â ïåðèîäà çàñòîÿ ïðîèçâîäñòâà. Òàêîå ÿâëåíèå íàçûâàåòñÿ ñòàãôëÿöèåé - èíôëÿöèîííûì ðîñòîì öåí â óñëîâèÿõ ñòàãíàöèè - çàñòîÿ ïðîèçâîäñòâà, ýêîíîìè÷åñêîãî êðèçèñà.
Èíôëÿöèÿ ìîæåò ïðîòåêàòü óìåðåííî - áûòü ïîëçó÷åé, â óñëîâèÿõ êîòîðîé öåíû âîçðàñòàþò íå áîëåå ÷åì íà 10 % â ãîä. Ìíîãèå ñîâðåìåííûå ýêîíîìèñòû, â òîì ÷èñëå ñîâðåìåííûå ïîñëåäîâàòåëè ýêîíîìè÷åñêîãî ó÷åíèÿ Êåéíñà ñ÷èòàþò òàêóþ èíôëÿöèþ íåîáõîäèìîé äëÿ ýôôåêòèâíîãî ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Òàêàÿ èíôëÿöèÿ ïîçâîëÿåò ýôôåêòèâíî êîððåêòèðîâàòü öåíû ïðèìåíèòåëüíî ê èçìåíÿþùèìñÿ óñëîâèÿì ïðîèçâîäñòâà è ñïðîñà.
Ãàëîïèðóþùàÿ èíôëÿöèÿ, ïðè êîòîðîé õàðàêòåðåí ðîñò öåí îò 20% äî 200% â ãîä ÿâëÿåòñÿ óæå ñåðüåçíûì íàïðÿæåíèåì äëÿ ýêîíîìèêè, õîòÿ ðîñò öåí åùå íå ñëîæíî ïðåäñêàçàòü è âêëþ÷èòü â ïàðàìåòðû ñäåëîê è êîíòðàêòîâ.
Íàèáîëåå
ãóáèòåëüíà
äëÿ
ýêîíîìèêè
ãèïåðèíôëÿöèÿ
,
ïðåäñòàâëÿþùàÿ
ñîáîé
àñòðîíîìè÷åñêèé
ðîñò
êîëè÷åñòâà
äåíåã â
îáðàùåíèè è
êàê
ñëåäñòâèå
êàòàñòðîôè÷åñêèé
ðîñò
òîâàðíûõ
öåí. Ðîëü
ñàìèõ äåíåã
â òàêèõ
ñëó÷àÿõ
ñèëüíî
óìåíüøàåòñÿ
è íàñåëåíèå,
äà è
ïðîìûøëåííûå
ïðåäïðèÿòèÿ
ïðåèìóùåñòâåííî
ïåðåõîäÿò íà
äðóãèå,
ãîðàçäî
ìåíåå
ýôôåêòèâíóþ
ôîðìû
ðàñ÷åòà,
íàïðèìåð -
áàðòåð. Â
îòäåëüíûõ
ñëó÷àÿõ
ïîÿâëÿþòñÿ
ïàðàëëåëüíûå
âàëþòû,
ñèëüíî
âîçðàñòàåò
ðîëü
èíîñòðàííûõ
âàëþò.
Ãèïåðèíôëÿöèÿ
íàíîñèò
ñèëüíåéøèé
óäàð äàæå ïî
íàèáîëåå
ñîñòîÿòåëüíûì
ñëîÿì
îáùåñòâà.
Âñå ýòè âèäû
èíôëÿöèè
ñóùåñòâóþò
òîëüêî ïðè
îòêðûòîì åå
ñîñòîÿíèè -
ò.å. ïðè
îòíîñèòåëüíî
ñâîáîäíîì
ðûíêå. Ïðè
ïîäàâëåííîé
æå èíôëÿöèè
ðîñò öåí íà
òîâàðû è
óñëóãè
ìîæåò è íå
íàáëþäàåòñÿ,
à
îáåñöåíåíèå
äåíåã ìîæåò
âûðàæàòüñÿ â
äåôèöèòå
ïðåäëîæåíèÿ.
 50-60 ãîäû èíôëÿöèÿ ïðîòåêàëà â áîëüøèíñòâå ñòðàí óìåðåííûìè òåìïàìè.  ñâÿçè ñ íåôòÿíûì êðèçèñîì íà÷àëà 70õ ãîäîâ èíôëÿöèÿ ñòàëà âûõîäèòü èç-ïîä êîíòðîëÿ ãîñóäàðñòâà, äåçîðãàíèçóÿ íîðìàëüíûé ýêîíîìè÷åñêèé ïðîöåññ. Ñðåäíåãîäîâîé óðîâåíü ïðèðîñòà ðîçíè÷íûõ öåí çà âðåìÿ ñ 73 ïî 80 ãã. ïîäñêî÷èë â ñðåäíåì íå 9%.
· Òàáëèöà 1 - Ñðåäíåãîäîâûå ïîêàçàòåëè òåìïà ðîñòà ðîçíè÷íûõ öåí â íåêîòîðûõ ñòðàíàõ ñ ðàçâèòîé ðûíî÷íîé ýêîíîìèêîé.
| 1966-1974 | 1975-1980 | 1980-1987 | ÑØÀ | 1.7% | 5.1% | 9.3% | Àíãëèÿ | 3.1% | 7.1% | 15.8% | Èòàëèÿ | 3.4% | 6.0% | 17.9% | Ôðàíöèÿ | 5.0% | 5.9% | 10.9% |
 êîíöå 80õ ãîäîâ òåìïû ðîñòà öåí ïîíèçèëèñü äî (â ñðåäíåì) 4% â ãîä, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò ìîäåëè óìåðåííîé èíôëÿöèè. Ýòîìó ìîæíî ïðèâåñòè íåñêîëüêî ïðè÷èí.  èõ ÷èñëå - ïàäåíèå ìèðîâûõ öåí íà íåôòü, óñèëåíèå êîíêóðåíöèè, ïðåæäå âñåãî â ìèðîâîì ìàñøòàáå, ïîâûøåíèå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà âìåñòå ñ ñîãëàñîâàííûìè äåéñòâèÿìè ïðàâèòåëüñòâ è ïðîôñîþçîâ ïî óäåðæàíèþ óðîâíåé çàðàáîòíîé ïëàòû íà ïðåæíåì óðîâíå.
Òàêæå ðàçäåëÿþò äâà òèïà èíôëÿöèè - ñáàëàíñèðîâàííóþ è íåñáàëàíñèðîâàííóþ. Ïðè ñáàëàíñèðîâàííîé èíôëÿöèè öåíû ïîäíèìàþòñÿ îòíîñèòåëüíî óìåðåííî è îäíîâðåìåííî íà áîëüøèíñòâî òîâàðîâ è óñëóã.  ýòîì ñëó÷àå ïî ðåçóëüòàòàì ñðåäíåãîäîâîãî ðîñòà öåí ïîäíèìàåòñÿ ïðîöåíòíàÿ ñòàâêà ãîñóäàðñòâåííîãî áàíêà è òàêèì îáðàçîì ñèòóàöèÿ ñòàíîâèòñÿ ðàâíîñèëüíîé ñèòóàöèè ñî ñòàáèëüíûìè öåíàìè.
 ñëó÷àå æå íåñáàëàíñèðîâàííîé èíôëÿöèè öåíû íà ðàçëè÷íûå òîâàðû è óñëóãè ïîâûøàþòñÿ ðàçíîâðåìåííî è íà ïî-ðàçíîìó í êàæäûé òèï òîâàðà.
Ñóùåñòâóþò è äðóãèå âèäû êëàññèôèêàöèè èíôëÿöèè, íàïðèìåð, íà îæèäàåìóþ è íåîæèäàåìóþ.
Îæèäàåìóþ èíôëÿöèþ ìîæíî ñïðîãíîçèðîâàòü íà êàêîé-ëèáî ïåðèîä âðåìåíè è îíà çà÷àñòóþ ÿâëÿåòñÿ ïðÿìûì ðåçóëüòàòîì äåéñòâèé ïðàâèòåëüñòâà.  êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè ëèáåðàëèçàöèþ öåí â Ðîññèè 92-ãî ãîäà è ñîîòâåòñòâóþùèé ïðîãíîç ðîñòà öåí, ïîäãîòîâëåííûé ïðàâèòåëüñòâîì ÐÔ íàêàíóíå - â äåêàáðå 91-ãî ãîäà.
Íåîæèäàåìàÿ
èíôëÿöèÿ
õàðàêòåðèçóåòñÿ
âíåçàïíûì
ñêà÷êîì öåí,
÷òî
íåãàòèâíî
ñêàçûâàåòñÿ
íà ñèñòåìå
íàëîãîîáëîæåíèÿ
è äåíåæíîãî
îáðàùåíèÿ. Â
ñëó÷àå
íàëè÷èÿ ó
íàñåëåíèÿ
èíôëÿöèîííûõ
îæèäàíèé
òàêàÿ
ñèòóàöèÿ
âûçîâåò
ðåçêîå
óâåëè÷åíèå
ñïðîñà, ÷òî
ñàìî ïî ñåáå
ñîçäàåò
òðóäíîñòè â
ýêîíîìèêå è
èñêàæàåò
ðåàëüíóþ
êàðòèíó
îáùåñòâåííîãî
ñïðîñà, ÷òî
âåäåò ê ñáîþ
â
ïðîãíîçèðîâàíèþ
òåíäåíöèé â
ýêîíîìèêå è
ïðè
íåêîòîðîé
íåðåøèòåëüíîñòè
ïðàâèòåëüñòâà
åùå ñèëüíåå
óâåëè÷èâàåò
èíôëÿöèîííûå
îæèäàíèÿ,
êîòîðûå
áóäóò
ïîäñòåãèâàòü
ðîñò öåí.
Îäíàêî â
ñëó÷àå,
êîãäà
âíåçàïíûé
ñêà÷îê öåí
ïðîèñõîäèò â
ýêîíîìèêå
íå
çàðàæåííîé
èíôëÿöèîííûìè
îæèäàíèÿìè,
òî
âîçíèêàåò
òàê
íàçûâàåìûé “
ýôôåêò Ïèãó”
- ðåçêîå
ïàäåíèå
ñïðîñà ó
íàñåëåíèÿ â
íàäåæäå íà
ñêîðîå
ñíèæåíèå
öåí.
Âñëåäñòâèå
ñíèæåíèÿ
ñïðîñà
ïðîèçâîäèòåëü
ñòàíîâèòñÿ
âûíóæäåí
ñíèæàòü
öåíó è âñå
âîçâðàùàåòñÿ
â ñîñòîÿíèå
ðàâíîâåñèÿ.
2. Сîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè.
Ýòè
ïîñëåäñòâèÿ
ñëîæíû è
ðàçíîîáðàçíû.
Íåáîëüøèå
òåìïû
èíôëÿöèè
ñîäåéñòâóþò
ðîñòó öåí è
íîðìû
ïðèáûëè являясь таким образом фактором
âðåìåííîго
îæèâëåíèя
êîíúþíêòóðû
. Ïî ìåðå
óâåëè÷åíèÿ
òåìïîâ
èíôëÿöèè
îíà
ïðåâðàùàåòñÿ
â ðåàëüíîå
ïðåïÿòñòâèå
äëÿ
ïðîèçâîäñòâà
è îáîñòðÿåò
ýêîíîìè÷åñêóþ
è
ñîöèàëüíóþ
íàïðÿæåííîñòü
â îáùåñòâå .Инфляция
искажает структуру потребительского спроса , обостряет проблему емкости
внутреннего рынка .
Ãàëîïèðóþùàÿ
èíôëÿöèÿ
äåçîðãàíèçóåò
ïðîèçâîäñòâî,
íàíîñèò
ñåðüåçíûé
ýêîíîìè÷åñêèé
óùåðá,
çàòðóäíÿåò
ïðîâåäåíèå
ýêîíîìè÷åñêîé
ïîëèòèêè.
Òàêæå
íåðàâíîìåðíûé
ðîñò öåí
óñèëèâàåò
äèñïðîïîðöèè
ìåæäó
îòðàñëÿìè
ýêîíîìèêè,
èñêàæàåò
ñèñòåìó
ïîòðåáèòåëüñêîãî
ñïðîñà è
îáîñòðÿåò
ïðîáëåìó
ðåàëèçàöèè
òîâàðîâ íà
âíóòðåííåì
ðûíêå.
Ãàëîïèðóþùàÿ
èíôëÿöèÿ
àêòèâèçèðóåò
ñïðîñ äî
óðîâíÿ, íà
êîòîðîì îí
íå ìîæåò
áûòü
íàñûùåí
ïðîìûøëåííîñòüþ,
à òîâàðíûé
äåôèöèò, â
ñâîþ î÷åðåäü,
ïîäðûâàåò
ñòèìóëû ê
äåíåæíîìó
íàêîïëåíèþ.
Ñáåðåæåíèÿ
íàñåëåíèÿ
îáåñöåíèâàþòñÿ,
ïîòåðè
íåñóò áàíêè
è äðóãèå
êðåäèòóþùèå
ó÷ðåæäåíèÿ.
Инфляция имеет и социальные последствия , она ведет к перераспределению
национального дохода , ÿâëÿåòñÿ
êàê áû
ñâåðõíàëîãîì
íà
íàñåëåíèå, что
обуславливает
îòñòàâàíèå
темпов роста номинальной , а также реальной заработной платы от резко
возрастающих цен на товары и услуги .Ущерб от инфляции терпят все категории
паемных работников , лица свободных профессий , пенсионеры , доходы которых
либо уменьшаются , либо возрастают темпами меньшеми ,чем темпы инфляции .
3. Àíòèèíôëÿöèîííая ïîëèòèêà и политика регулирования доходов .
Îïûò áîðüáû ñ
èíôëÿöèåé â
Ðîññèè
ïîêàçûâàåò,
÷òî áîëüøàÿ
÷àñòü
ìåðîïðèÿòèé
îñíîâûâàåòñÿ
â îñíîâíîì
íà “êíèæíûõ”
ïðèìåðàõ,
òîãäà êàê
óñïåõ â
áîðüáå ñ
ýòèì çëîì
âîçìîæåí
òîëüêî ëèøü
ïðè ó÷åòå
òîíêèõ
îñîáåííîñòåé
ñèòóàöèè.
Òàê, ê
ïðèìåðó,
ñæàòèå
äåíåæíîé
ìàññû - òîò
ñàìûé
ïðåñëîâóòûé
ìîíåòàðèçì
â ðàçíûõ
ñòðàíàõ
ïðèâîäèò ê
äèàìåòðàëüíî
ïðîòèâîïîëîæíûì
ðåçóëüòàòàì.
 îäíèõ
ñòðàíàõ
уìåíüøåíèå
íàëè÷íûõ
äåíåã â
îáîðîòå
ñíèæàåò
èíôëÿöèþ, â
äðóãèõ -
ïîâûøàåò.
Òîíêîñòü
áîðüáû ñ
èíôëÿöèей
çàêëþ÷àåòñÿ
èìåííî â òîì,
÷òîáû
ïðàâèëüíî
óëîâèòü è
èñïîëüçîâàòü
èìåííî òå,
îáóñëîâëåííûå
ìåñòîì è
âðåìåíåì
ÿâëåíèÿ.
Êàê
èçâåñòíî,
÷åòêî
âûäåëèòü
êàêîé èç
âèäîâ
èíôëÿöèè
èìååò ìåñòî
íåâîçìîæíî ,
òàê êàê îíè
ñèëüíî
ïåðåïëåòåíû
ìåæäó ñîáîþ.
 ñëó÷àå
èíôëÿöèè
èçäåðæåê
öåíû ðàñòóò
ïî ïðè÷èíå
æåëàíèÿ
ïðîèçâîäèòåëåé
ïðîäàòü ñâîþ
ïðîäóêöèþ ïî
áîëåå
âûñîêèì
öåíàì, à ïðè
èíôëÿöèè
ñïðîñà
ïîêóïàòåëü
ïðîäóêöèè
ñòðåìèòñÿ потратить
äåíüãè êàê
ìîæíî
ñêîðåå.
Î÷åâèäíî,
÷òî îáà ýòè
ñëó÷àÿ
èìåþò ìåñòî
â íàøåé
äåéñòâèòåëüíîñòè.
Áîëüøèíñòâî
ýêîíîìèñòîâ
ñ÷èòàþò,
÷òî
èñïîëüçóÿ
ëèøü îäèí
ðû÷àã -
ðåãóëÿòîð
äåíåæíîé
ìàññû îò
èíôëÿöèè
èçáàâèòüñÿ
íåâîçìîæíî.
Ìåòîäû áîðüáû ñ èíôëÿöèåé ìîãóò áûòü ïðÿìûå è êîñâåííûå. ×àùå âñåãî ïðîÿâëÿåòñÿ ñëåäóþùàÿ çàêîíîìåðíîñòü - ÷åì êðèçèñíåå ñèòóàöèÿ, òåì íàñóùíåå ïðÿìûå ìåòîäû âîçäåéñòâèÿ ïðàâèòåëüñòâà è öåíòðàëüíîãî áàíêà íà ýêîíîìèêó è äåíåæíóþ ìàññó, êàê åå ñîñòàâëÿþùóþ.
Êîñâåííûå ìåòîäû âêëþ÷àþò:
¨ ðåãóëèðîâàíèå îáùåé ìàññû äåíåã ÷åðåç óïðàâëåíèå “ïå÷àòíûì ñòàíêîì”.
¨ ðåãóëèðîâàíèå ïðîöåíòíûõ ñòàâîê êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ ÷åðåç óïðàâëеíèå èìè Цåíòðîáàíêîì.
¨ îáÿçàòåëüíûå äåíåæíûå ðåçåðâû êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ.
¨ îïåðàöèè öåíòðàëüíîãî áàíêà íà îòêðûòîì ðûíêå öåííûõ áóìàã.
Êîñâåííûå ìåòîäû íå ìîãóò ðàáîòàòü â íàøåé ýêîíîìèêå íà ïîëíóþ ìîùíîñòü ïî ïðè÷èíå åå íåäîñòàòî÷íîé “ðûíî÷íîñòè”. Ïîëíîöåííûé ðûíîê öåííûõ áóìàã, â òîì ÷èñëå ðûíîê ãîñóäàðñòâåííûõ îáÿçàòåëüñòâ ó íàñ îòñóòñòâóåò, à ñîîòâåòñòâåííî öåíòðàëüíûé áàíê íå ìîæåò âîçäåéñòâîâàòü íà äåíåæíóþ ìàññó ÷åðåç êóïëþ-ïðîäàæó öåííûõ áóìàã.
Ïðÿìîå ðåãóëèðîâàíèå ïîêóïàòåëüíîé ñïîñîáíîñòè äåíåæíîé åäèíèöû âêëþ÷àåò â ñåáÿ òàêèå ìåòîäû, êàê:
¨ ïðÿìîå è íåïîñðåäñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå êðåäèòîâ è èõ ðàñïðåäåëåíèÿ ãîñóäàðñòâîì.
¨ ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå öåí.
¨ ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå ïðåäåëîâ çàðàáîòíîé ïëàòû.
¨ ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå âíåøíåé òîðãîâëè è îïåðàöèé ñ èíîñòðàííûì êàïèòàëîì.
¨ ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå âàëþòíîãî êóðñà.
Ïðàêòèêà
ïðÿìîãî
ðåãóëèðîâàíèÿ
äåíåæíîé
ìàññû
øèðîêî
ðàñïðîñòðàíåíà
íà çàïàäå.
ÑØÀ
íåîäíîêðàòíî
â 60õ - 70õ
ãîäàõ
íåîäíîêðàòíî
çàìîðàæèâàëè
öåíû íà
ìíîãèå
òîâàðû.
Ïîëòîðà
äåñÿòèëåòèÿ
ïîñëå âòîðîé
ìèðîâîé
âîéíû
ïîíàäîáèëîñü
ñòðàíàì
çàïàäíîé Европы
äëÿ íà÷àëà
ëèáåðàëèçàöèè
öåí, äà è òî
íåïîëíîé.
Ôðàíöèÿ
ïîëíîñòüþ
ëèáåðàëèçîâàëà
öåíû íà
âíóòðåííåì
ðûíêå ëèøü â 1986
ãîäó. Ô. Рузвельт
âûâîäèë ÑØÀ
èç
ãëóáî÷àéøåãî
êðèçèñà 30õ
ïóòåì
æåñòî÷àéøåãî
ãîñóäàðñòâåííîãî
ðåãóëèðîâàíèÿ
ýêîíîìèêè. Â
áîëüøèíñòâå
ñòðàí
ñóùåñòâîâàëè
ñïåöèàëüíûå
çàêîíû,
îãðàíè÷èâàþùèå
äîõîäû îò
òîðãîâîãî
ïîñðåäíè÷åñòâà.
Íîðìàëèçàöèÿ
âàëþòíîãî
êóðñà
ÿâëÿåòñÿ
àáñîëþòíî
íåîáõîäèìûì
äëÿ
ïðåêðàùåíèÿ
âñåâîçìîæíûõ
íåýêâèâàëåíòíûõ
ìåæäóíàðîäíûõ
òîðãîâûõ
îïåðàöèé ,
ðåàëüíî
îöåíèâàÿ
âîçìîæíîñòè
ðåãóëèðîâàíèÿ
âàëþòíîãî
êóðñà çà
ñ÷åò
èíòåðâåíöèé
öåíòðàëüíîãî
áàíêà
ñëåäóåò
ñêàçàòü, ÷òî
íàäåæä íà
óñïåõ òàêîé
ïîëèòèêè
ïðàêòè÷åñêè
íå
ñóùåñòâóåò.
Î÷åâèäíî,
÷òî êóðñ
äîëëàðà
ðàñòåò
ñêà÷êîîáðàçíî
- â íåêîòîðûé
ìîìåíò
Цåíòðîáàíê
íå èìååò
âîçìîæíîñòåé
ñäåðæèâàòü
êóðñ è åãî
êàê áû
“ïðîðûâàåò”.
Ïîñëåäíåå
âðåìÿ
Öåíòðîáàíê
íàó÷èëñÿ
èñïîëüçîâàòü
êðèçèñíûå
ïîëèòè÷åñêèå
ìîìåíòû äëÿ
òàêèõ
ñêà÷êîâ. Äî
òåõ ïîð, ïîêà
èíîñòðàííàÿ
âàëþòà íå
áóäåò
èñïîëüçîâàòüñÿ
ëèøü äëÿ
óäîâëåòâîðåíèÿ
èìïîðòà è
äðóãèõ
òåêóùèõ
ïëàòåæåé
ïîëèòèêà
“èãðû íà
ïîíèæåíèå”
îáðå÷åíà íà
ïîðàæåíèå.
 öåëîì, íàäî îòìåòèòü, ÷òî ðåàëüíî â íàøåì ñåãîäíÿøíåì ïîëîæåíèè ïî íàñòîÿùåìó ýôôåêòèâíû òîëüêî ïðÿìûå ìåòîäû áîðüáû ñ èíôëÿöèåé - ðåãóëèðîâàíèå êðåäèòîâ, öåí è çàðàáîòíîé ïëàòû, ðåãóëèðîâàíèå âàëþòíîãî êóðñà è âíåøíåé òîðãîâëè.
Ñäåðæèâàíèå ðîñòà çàðàбîòíîé ïëàòû â óñëîâèÿõ ñòèìóëèðîâàíèÿ ñîâîêóïíîãî ñïðîñà ÿâëÿåòñÿ êëþ÷åâûì ýëåìåíòîì ,ñïîñîáíûì ïîâëèÿòü íà çàìåäëåíèå òåìïîâ ðàçâèòèÿ èíôëÿöèè .Òåì ñàìûì ïðåäïîëàãàåòñÿ '÷òî íàèëó÷øèì ìåòîäîì áûëî áû íåïîñðåäñòâåííîå âîçäåéñòâèå íà óðîâåíü çàðàбîòíîé ïëàòû .
Ïîëèòèêà ðåãóëèðîâàíèÿ äîõîäîâ ñîñòîèò â îñóùåñòâëåíèè âëèÿíèÿ íà óðîâåíü çàðïëàòû è äðóãèõ äîõîäîâ íå ÷åðåç ñîâîêóïíûé ñïðîñ , à íåïîñðåäñòâåííî .
Íàïðèìåð ïðàâèòåëüñòâî ìîæåò îáðàòèòüñÿ ê ïðîôñîþçàì ñ ïðîñüáîé îãðàíè÷èòü â òå÷åíèå äàííîãî ãîäà ðîñò çàðàáîòíîé ïëàòû óðîâíåì â 2%.Äðóãîé âàðèàíò – äîñòèæåíèå òàêîãî êîìïðîìèññà ìåæäó ïðàâèòåëüñòâîì è ïðîôñîþçàìè , ïðè котором ïðîôñîþçû îáÿçóþòñÿ нå òðåáîâàòü ñëèøêîì çíà÷èòåëüíîãî óâåëè÷åíèÿ çàðïëàòû â îáìåí íà îáåùàíèå ïðàâèòåëüñòâà ñäåðæèâàòü ðîñò íàëîãîâ .
Ïîìèìî ýòîãî ïðàâèòåëüñòâî ìîæåò ïðèíèìàòü çàêîíû, ðåãóëèðóþùèå òåìïû ðîñòà çàðïëàòû è öåí. Òàêèå þðèäè÷åñêèå àêòû ïðèíÿòî íàçûâàòü êîíòðîëåì íàä çàðïëàòîé è öåíàìè.
Êîíòðîëü íàä çàðïëàòîé è öåíàìè îãðàíè÷èâàåò è ðåãóëèðóåò äåéñòâèÿ ôèðì ïî âûïëàòå çàðïëàòû è íàçíà÷åíèю öåí .
Òàêîé êîíòðîëü ïðèìåíÿëñÿ â Ñîåäèíåííûõ Øòàòàõ âî âðåìÿ âòîðîé ìèðîâîé âîéíû è âîéíû â Êîðåå , à òàêæå â ãîäû ïðåçèäåíòñòâà Íèêñîíà .Íå âûçûâàåò ñîìíåíèÿ òî , ÷òî âî âðåìÿ âòîðîé ìèðîâîé âîéíû èìåííî ïîëèòèêà ðåãóëèðîâàíèÿ äîõîäîâ óäåðæèâàëà öåíû îò òàêîãî æå áûñòðîãî ðîñòà êàêîé èìåë ìåñòî âî âðåìåíà ïðåäûäóùèõ âîéí .Òî÷íî òàêæå î÷åâèäíî ÷òî ïðè Íèêñîíå ïîëèòèêà ñäåðæèâàíèÿ äîõîäîâ ïðàêòè÷åñêè íå èìåëà óñïåõà .
 ñàìîì äåëå
,÷àñòî ìîæíî
âñòðåòèòü
óòâåðæäåíèå
î òîì , ÷òî
ïîëèòèêà
îãðàíè÷åíèÿ
äîõîäîâ
íèêîãäà íå
ïðèíîñèëà
óñïåõà.
Îò÷àñòè ýòî
ìîæåò áûòü
îáúÿñíåíî
òåì , ÷òî
÷àñòî îíà
ðàññìàòðèâàåòñÿ
â êà÷åñòâå
ïðоòèâîâåñà
ìàêðîýêîíîìи÷åñêîé
ïîëèòèêå
ñîêðàùåíèÿ
èíôëÿöèè , à
íå êàê
ïîëåçíîå
äîïîëíåíèå
ïîñëåäíåé.
Âåäü åñëè
ïðàâèòåëüñòâî
ïðîâîäèò
æåñòêóþ
àíòèèíôëÿöèîííóþ
ôèñêàëüíî-äåíåæíóþ
ïîëèòèêó
,ñàìîå âðåìÿ
ïðèìåíèòü
ìåðû ïî
ïðåäîòâðàùåíèþ
ðîñòà
çàðïëàòû è
öåí,
âîçìîæíîãî
â ðåçóëüòàòå
èíôëÿöèîííûõ
îæèäàíèé è
îïðåäåëåííîé
èíåðöèè
ýêîíîìè÷åñêèõ
ïðîöåññîâ .Íî
íà ïðàêòèêå ,
êàê ïðàâèëî,
ðåãóëèðîâàíèå
äîõîäîâ
îáû÷íî íå
ñîïðîâîæäàåòñÿ
æåñòêîé
ìàêðîýêîíîìè÷åñêîé
ïîëèòèêîé.
Ïðèìåðаìи
íåóäà÷íîãî
èñïîëüçîâàíèÿ
æåñòêîé
ìàêðîýêîíîìè÷åñêîé
ïîëèòèêè â
äîïîëíåíèå ê
êîíòðîëþ íàä
öåíàìè
ÿâëÿþòñÿ
Àðãåíòèíà è
Áðàçèëèÿ â 1986
ã. Â ýòèõ
ñòðàíàõ
ïðàâèòåëüñòâî
,ïûòàÿñü
óìåíüøèòü
òðåõçíà÷íûå
òåìïû
èíôëÿöèè ,
èñïîëüçîâàëî
ìåðû
öåíîâîãî
êîíòðîëÿ
.Îäíàêî ýòè
ñòðàíû íå
ñìîãëè â
äîñòàòî÷íîé
ìåðå
ñîêðàòèòü
áþäæåòíûé
äåôèöèò ,
ÿâëÿþùèéñÿ
èñòî÷íèêîì
èíôëÿöèîííîãî
äàâëåíèÿ
.Ïîñêîëüêó
ìàñøòàáû
ñîêðàùåíèÿ
ãîñóäàðñòâåííûõ
ðàñõîäîâ è
óâåëè÷åíèÿ
íàëîãîâûõ
ïîñòóïëåíèé
áûëè
íåäîñòàòî÷íû
, áþäæåòíûé
äåôèöèò
îñòàâàëñÿ
íà äîâîëüíî
âûñîêîì
óðîâíå è
òåìïû
èíôëÿöèè в обеих странах
áûëè
ñíèæåíû
ëèøü íà
êîðîòêîå
âðåìÿ .
Íåóäà÷è â
îñóщåñòâëåíèè
ïîëèòèêè
êîíòðîëÿ íàä
öåíàìè è
çàðïëàòîé
ìîæíî òàêæå
îáúÿñíèòü
çíà÷èòеëüíûìè
àäìèíèñòðàòèâíûìè
ñëîæíîñòÿìè
åå
ïðîâåäåíèÿ. Ê
îðãàíàì
êîíòðîëÿ
ïîñòîÿííî
ïðåäúÿâëÿþòñÿ
òðåáîâàíèÿ
ñäåëàòü
èñêëþ÷åíèÿ
äëÿ òåõ èëè
èíûõ цен èëè äëÿ
êàêîé-ëèáî
îòðàñëè.
Êîíå÷íî , íå
ðàáîòàÿ â
ýòîé
îòðàñëè ,
òðóäíî
ïðàâèëüíî
îïðåäåëèòü
,êàêèìè
äîëæíû áûòü
óðîâåíü öåí è
âåëè÷èíà
çàðïëàòû
,ïîýòîìó îò
êîíòðîëèðóþùèõ
îðãàíîâ
òðåáóåòñÿ
ïðèíÿòèå
æåñòêèõ è íå
ïîäëåæàùèõ
îáñóæäåíèþ
ðåøåíèé
.Ïîñòåïåííî
,ïî ìåðå
äàëüíåéøåãî
îòêëîíåíèÿ
öåí îò
ñîñòîÿíèÿ
ðàâíîâåñèÿ
è óñèëåíèÿ
äåôèöèòà
,äàâëåíèå íà
êîíòðîëèðóþùèå
îðãàíû ñ
òðåáîâàíèÿìè
ïðåäîñòàâèòü
ëüãîòû
âîçðàñòàåò
,è â êîíöå
êîíöîâ , эòî
äåëàåò ìåðû
êîíòðîëÿ
òðóäíîîñóùåñòâèìû.
II Специфика развития инфляции в Республике Казахстан
1. Особенности развития инфляции в Республике Казахстан .
Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями ,связанными со
спецификой республики в экономическом и социальном аспектах развития в до- и
послесоветский период .
Прежде всего , она развивается в обстановке резкого спада производства.
Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она возникла из
состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и услуги были
искусственно низки , но имелся их значительный дефицит .Состояние
«подавленной» инфляции создает внешнюю видимость макроэкономического
равновесия ,поддерживаемого неприемлемыми для нормальной экономики методами –
тотального дотирования убыточных производств , отраслей. Процесс
сопровождался накоплением значительных денежных средств у предприятий ,
организаций , населения , на которые нельзя было приобрести продукцию
производственно-технического и потребительского назначения . По своей сути
это инфляция спроса , т.е. повышенный спрос хозяйственных агентов и населения
не мог быть удовлетворен со стороны предложения .
Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень
монополизма в экономике , что связано с наличием крупных предприятий ,
работавших на потребности экономики Советского Союза . Крупные
сырьедобывающие , металлургические ,химические , машиностроительные
предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды ,
присущей рынку .
Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства
Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по
потребительским товарам от внешних рынков . В данном случае инфляция
генерируется за счет двух составляющих . Во-первых , удорожание импортируемой
продукции за счет таможенных пошлин . Во-вторых , разницей в стоимости и
соответсвенно в ценах на сырьевую продукцию , с одной стороны , и готовые
потребительские или инвестиционные товары – с другой .Данный фактор
проявляется через состояние платежного баланса государства – его
отрицательное сальдо . Сбалансирование достигается за счет внешних займов ,
распродажи активов , снижения официальных валютных резервов государства
.Однако названные меры нарушают макроэкономическую стабильность в экономике ,
требуют крупных внутренних вложений денежных средств на достижение
хозяйственной стабильности и вызывают новую волну инфляции .
Развитию инфляции в Казахстане способствовало поспешное проведение таких
финансовых и социальных мероприятий , как введение новых налогов , вызывающих
инфляционный эффект – налога на добавленную стоимость с первоначальной
ставкой в 28 % , акцизов ,экспортных и таможенных пошлин , отчислений средств
, включаемых в себестоимость продукции , в Фонд преобразования экономики ,
Государственный фонд содействия занятости населения , резкое увеличение
отчислений на социальное страхование .
Налог на добавленную стоимость в странах с развитой рыночной экономикой
служит инструментом сдерживания излишнего инвестиционного спроса ,
переключение его на потребительский.Это необходимо , чтобы не допустить
кризиса перепроизводства .В Казахстане сейчас , при резком падении
инвестиционного спроса , дополнительное его сокращение под влиянием действия
НДС еще больше усугубляет проблему накоплений и является фактором снижения
инвестиций в народное хозяйство .
Рассмотрим тенденцию развития инфляции в Республике Казахстан с 1994 года
.Как видно из графика в 1994 месячный уровень инфляции был очень высок – 45
%, уровень близкий к гиперинфляции . (гиперинфляция 50% и больше) .В 1994-
1995 г изменение месячного уровня инфляции было скачкообразным , что
характеризует экономическую нестабильность . С октября 1995 года наблядается
тенденция к снижению уровня инфляции и постепенно уровень инфляции
стабилизируется .
2.Социально-экономические последствия инфляции в РК
Существенной особенностью инфляции является ее отражение в деформированном
состоянии рынка в Казахстане .Неготовность большинства структур единого
народнохозяйственного комплекса к восприятию форм и методов рыночного
самоуправления привела к результатам , обратным ожидаемым
Либерализация цен , имевшая целью достижение упорядочения их структуры и
соотношения в общей структуре обернулась обвальным их ростом в сотни и тысячи
раз и еще большими диспропорциями в соотношениях цен на отдельные виды товара
, услуг .
Разрешение коммерческой деятельности гражданам , организациям и предприятиям
для достижения оперативности движения товаров , улучшения снабжения ,
удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции , привело
к неуправляемым процессам перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный
, неуправляемый характер , чему способствует ослабление контроля со стороны
государственных органов , игнорирование законодательства коммерческими
структурами и т.д.
Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением
населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки , складывающейся в
государстве . Политическая нестабильность , недоверие населения к
правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем нарушают
естественное функционирование денежного обращения , приводит к «бегству» от
денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,, иностранную
валюту , золото . Психологическое состояние «ожидаемой» инфляции вызывает
ажиотажный спрос , закупку товаров впрок , что порождает дефицит и
соответствующее повышение цен.
3. Пути преодоления инфляции .
Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать
соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации , т.е.
методы , способы , приемы противодействия инфляции , комплексно и
целенаправленно действовать на очаги ее возникновения .
Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции :
1) чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться ;
2) все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для
подавляющего большинства населения ;
Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные
стороны производственно-экономической, социальной, правовой,
институциональной сфер функционирования общества , хотя решающей из них
является базовая , производственно-экономическая .
Рассмотрим методы преодоления инфляции .
Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми
макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.
Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного
предложения :
1)уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично-
денежной эмиссии Национальным банком;
2)увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях удорожания
кредитных ресурсов и снижение их доступности
3)увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам
для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;
4)прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.
Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной эмиссии ,
но в наших условиях только ценой остановки производства ; сокращение эмиссии
, приводящее к спаду производства при достижении критических величин в
жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных
групп вынуждает правительство возобновить эмиссию , после чего происходит
очередное повышение цен .Этот процесс последовательно повторяется :отсутствие
рыночной конкуренции на микроуровне и неразвитость рыночной среды приводит к
возникновению инфляционных волн . При сохранении подобной экономической
политики в расчете только на включение автоматических рыночных механизмов
ситуация воспроизводится бесконечно долго и приводит к разрушению
экономического потенциала страны .
Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов ,
сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение дефицитов
государственного бюджета .
Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового
бремени, особенно косвенного налогообложения .Косвенные налоги имеют
инфляционный характер , поскольку увеличивают цены ,сокращают спрос. Другим
вариантом действия высоких налогов является их давление на производство ,
что ограничивает предложение .И третье ,значительное налоговое бремя ,как
правило ,связывается с действием множества налогов ,усложняющих налоговую
систему , что приводит к уклонению от налогов. Поэтому при инфляции ,
предпочтительнее простая и надежная налоговая система .Сокращение
государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на
бюджетную , так и на сферу материального производства в отношении
государственных предприятий и организаций .В последнем случае
антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции
издержек , или производителей .
Для преодоление инфляции, связанной с издержками производства, требуется
преодоление спада производства . Это требует усиления мотивационных стимулов
производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах,
восстановление производственной трудовой деятельности в качестве
приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного
сектора, где связь между трудовымми усилиями и результатом непосредственная.
Государство поошряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и
экономического режима его функционирования. В государственном же секторе
стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования
тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поошрения за достижение
необходимых показателей и критериев эффективности производства.
Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание
механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности
предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-
правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к
схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет
роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».
Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных
мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением
их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.
Механизм банкротства требует последовательнык организационных, экономических
и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, вклчючающик в себя
восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или
переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование
мероприяитий.
Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление
контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования
экономики.
Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в
программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в
зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной
защиты населения.
Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов –
заработной платы и цен. Раздельное ограничение не может привести к успеху по
следующим соображениям.
Регулирование только цен при снятии ограничений на оплату труда, равно как и
отставание в темпах роста, приводит к появлению разнообразных дефицитов и,
как показывает опыт, к подавленной инфляции.
Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной платы с
целью сокращения спроса, а также влияния на уменьшение инфляции
производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.
Во-первых, предполагаемое накопление средств предприятий, организаций за счет
ценового фактора не может быть реализовано в воспроизводственном процессе при
подавлении основного его фактора - трудового, при капитализации упомянутых
средств из-за ослабления (даже отсутствия) стимулирующик мотивов трудовой
активности участников процесса.
Во-вторык, получают развитие нелегальные способы получения доходов, в обиход
официально регистрируемых для возможной реализации номинального ценового
объема появившегося на рынке продукта; при попыткак проведения ограничений в
национальной денежной наличности для обмена начнет привлекаться иностранная
валюта, усилятся бартерные операции; ужесточение контроля источников
незаконных доходов приведет к дополнительным затратам государства на
содержание соответствующих органов.
В-третьих, затруднения с реализацией произведенного продукта в назначенных
рыночных ценах внутри страны повлекут за собой дополнительный вывоз его за
пределы республики, что в условиях внутреннего недопотребления нежелательно;
ввиду посредственного качества отечественных товаров и насыщенности внешних
рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже мировых, что приведет к
потерям для национальной экономики.
Перечисленные сценарии развития событий в том или ином сочетании способны
усугубить ситуацию с кризисом, привести экономику республики к дальнейшей
дестабилизации.
Представляется более целесообразным совместное последовательное регулирование
цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в
виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым,
исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро- и теплоэнергия, зерно,
хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается
в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических
переделов.
Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню
цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны
государственных органов ценообразования.
Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого)
уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности
труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам
роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.
В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться
путем тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях
ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов,
представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные
соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение
определенного соглашением краткосрочного периода.
В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно
постепенное снижение ее темпов.
Заключение
Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные денежные
знаки , с которыми инфляция неразрывно связана .
Òåðìèí
èíôëÿöèÿ (îò
ëàòèíñêîãî
inflatio - âçäóòèå)
âïåðâûå ñòàë
óïîòðåáëÿòüñÿ
â Ñåâåðíîé
Àìåðèêå â
ïåðèîä
ãðàæäàíñêîé
âîéíû 1861-1865 ãã. è
îáîçíà÷àë
ïðîöåññ
ðàçáóõàíèÿ
áóìàæíî-äåíåæíîãî
îáðàùåíèÿ.
Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих странах
мира . Республика Казахстан не исключение .
Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями .Прежде всего , она
развивается в обстановке резкого спада производства.
Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она возникла из
состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и услуги были
искусственно низки , но имелся их значительный дефицит . Важной особенностью
развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в
экономике , что связано с наличием крупных предприятий , работавших на
потребности экономики Советского Союза . Крупные сырьедобывающие ,
металлургические ,химические , машиностроительные предприятия не имеют
аналогов в республике и не создают конкурентной среды , присущей рынку .
Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства
Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по
потребительским товарам от внешних рынков .
Естественно , процесс инфляции не мог негативно не отразиться на
деформированном состоянии рынка в Казахстане . Так разрешение коммерческой
деятельности гражданам , организациям и предприятиям для достижения
оперативности движения товаров , улучшения снабжения , удовлетворения спроса
рыночными методами вызвало разгул спекуляции , привело к неуправляемым
процессам перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный , неуправляемый
характер , чему способствует ослабление контроля со стороны государственных
органов , игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.
Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением
населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки , складывающейся в
государстве . Политическая нестабильность , недоверие населения к
правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем нарушают
естественное функционирование денежного обращения , приводит к «бегству» от
денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,, иностранную
валюту , золото .
Как видим , процес инфляции мешает развитию экономики , поэтому необходимо
проводить меры по преодолению инфляции .Наиболее целесообразным является
последовательное регулирование цен и заработной платы. Продукция предприятий-
монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение
является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов
ценообразования.
Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого)
уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности
труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам
роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.
В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться
путем тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях
ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов,
представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные
соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение
определенного соглашением краткосрочного периода.
В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно
постепенное снижение ее темпов.
· Используемая литература
К.Берентаев | ' Инфляционная волна в Каз-не' Финансы Каз-на 9/97 | А.Кожанулова | Финансы Каз-на 11/97 ' Инфляция и учет основных средств ' | Нацагенство РК | Экономика и право Каз-на 11'97 ' Индекс потребительских цен и инфляция ' | Л.М.Музапарова, М.У.Спанов | Финансы Каз-на 4/97 'Макроэкономические показатели Каз-на ' | В.Д.Мельников | ” Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана ” Алматы 1995 | Под ред-й Ильясова К.К. | ” Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана ” , Алматы 1996 | Булатов | ” Экономика ” | Ñ.Ôèøåð Ð.Äîðíáóø Ð. Øìàëåíçè | ”Ýêîíîìèêà” |
|