БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Курсовая: Инфляция

Курсовая: Инфляция

Êàôåäðà ýêîíîìè÷åñêîé òåîðèè

Êóðñîâàяÿ ðàáîòà

Кожахметов Р.Т.

ПЛАÍ ÐÀÁÎÒÛ

Ââåäåíèå 3

² Инфляция в мировой экономике

1. сущность , пðè÷èíû и вèäû èíôëÿöèè 4

2. ñîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè 10

3. аíòèèíôëÿöèîííàÿ ïîëèòèêà и политика регулирования 11 доходов

²² Специфика инфляции в Республике Казахстане

1.Особенности развития инфляции в Республике Казахстан 15

2.Сîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè в РК 17

3.Пути преодоления инфляции 18

Заключение 24

Список используемой литературы 26

Введение

Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные

денежные знаки , с которыми инфляция неразрывно связана. В

докапиталистических формациях инфляция проявлялась главным образом в форме

обесценения монет .Рабовладельческие и феодальные государства уменьшали

металлическое содержание монет ( вместо золота и серебра вводили в них ,

например , медь ) и выпускали в обращение заки стоимости , а точнее –

фальшивые деньги . В этих условиях имела место так называемая монетно-

денежная инфляция .

С появлением бумажных денег монетно-денежная инфляция уступает место бумажно-

денежной инфляции . В ХХ веке повсеместно был прекращен размен бумажных денег

на золото по фиксированному курсу . Это лишило экономику автоматически

действовавшего антиинфляционного механизма . Он обеспечивал стабильность

денежного обращения. Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер

во всех странах .

Òåðìèí

èíôëÿöèÿ (îò

ëàòèíñêîãî

inflatio - âçäóòèå)

âïåðâûå ñòàë

óïîòðåáëÿòüñÿ

â Ñåâåðíîé

Àìåðèêå â

ïåðèîä

ãðàæäàíñêîé

âîéíû 1861-1865 ãã. è

îáîçíà÷àë

ïðîöåññ

ðàçáóõàíèÿ

áóìàæíî-äåíåæíîãî

îáðàùåíèÿ. Â XIX

âåêå ýòîò

òåðìèí

óïîòðåáëÿëñÿ

òàêæå â

Àíãëèè è âî

Ôðàíöèè.

Øèðîêîå

ðàñïðîñòðàíåíèå

â

ýêîíîìè÷åñêîé

ëèòåðàòóðå

ïîíÿòèå

èíôëÿöèÿ

ïîëó÷èëî â

ÕÕ âåêå

ñðàçó ïîñëå

ïåðâîé

ìèðîâîé

âîéíû. Â

ñîâåòñêîé

ýêîíîìè÷åñêîé

ëèòåðàòóðå

ïîíÿòèå

âîçíèêëî

ëèøü â

ñåðåäèíå 20õ

ãîäîâ.

Íàèáîëåå ëàêîíè÷íîå îïðåäåëåíèå èíôëÿöèè - ïîâûøåíèå îáùåãî óðîâíÿ öåí, íàèáîëåå îáùåå - ïåðåïîëíåíèå êàíàëîâ îáðàùåíèÿ äåíåæíîé ìàññû ñâåðõ ïîòðåáíîñòåé òîâàðîîáîðîòà, ÷òî âûçûâàåò îáåñöåíиванèå äåíåæíîé åäèíèöû è ñîîòâåòñòâåííî ðîñò òîâàðíûõ öåí.

I Инфляция в мировой экономике .

1.Сущность , причины и виды èíôëÿöèè

Ñóòü

èíôëÿöèè

çàêëþ÷àåòñÿ

â òîì, ÷òî

íàöèîíàëüíàÿ

âàëþòà

îáåñöåíèâàåòñÿ

ïî

îòíîøåíèþ ê

òîâàðàì,

óñëóãàì è

èíîñòðàííûì

âàëþòàì,

ñîõðàíÿþùèì

ñòàáèëüíîñòü

ñâîåé

ïîêóïàòåëüíîé

ñïîñîáíîñòè.

Ðîñò öåí

ìîæåò áûòü

ñâÿçàí ñ

ïðåâûøåíèåì

ñïðîñà íàä

ïðåäëîæåíèåì

òîâàðîâ,

îäíàêî

òàêàÿ

äèñïðîïîðöèÿ

ìåæäó

ñïðîñîì è

ïðåäëîæåíèåì

âî ìíîãèõ

ñëó÷àÿõ íå

ÿâëÿåòñÿ

èíôëÿöèåé.

Ïðèìåð -

ýíåðãåòè÷åñêèé

êðèçèñ 70õ â

ÑØÀ, êîãäà

íåôòåäîáûâàþùèå

ñòðàíû

ïîäíÿëè öåíû

íà íåôòü â

äåñÿòêè ðàç,

à íà äðóãèå

òîâàðû è

óñëóãè â òî

âðåìÿ öåíû

âîçðîñëè íà 7-9%.

Íåçàâèñèìî

îò

ñîñòîÿíèÿ

äåíåæíîé

ñôåðû,

òîâàðíûå

öåíû ìîãóò

èçìåíÿòüñÿ

âñëåäñòâèå

ðîñòà

ïðîèçâîäèòåëüíîñòè

òðóäà,

öèêëè÷åñêèõ

è ñåçîííûõ

êîëåáàíèé,

ñòðóêòóðíûõ

ñäâèãîâ â

ñèñòåìå

âîñïðîèçâîäñòâà,

ìîíîïîëèçàöèè

ðûíêà,

ãîñóäàðñòâåííîãî

ðåãóëèðîâàíèÿ

ýêîíîìèêè,

ââåäåíèÿ

íîâûõ

ñòàâîê

íàëîãîâ,

äåâàëüâàöèè

è

ðåâàëüâàöèè

äåíåæíîé

åäèíèöû,

èçìåíåíèÿ

êîíúþíêòóðû

ðûíêà,

âîçäåéñòâèÿ

âíåøíåýêîíîìè÷åñêèõ

ñâÿçåé,

ñòèõèéíûõ

áåäñòâèé, è

ò.ï. Î÷åâèäíî,

÷òî íå

âñÿêèé ðîñò

öåí - èíôëÿöèÿ

, è среди названных выше причин роста цен

âàæíî

âûäåëèòü

äåéñòâèòåëüíî

èíôëÿöèîííûå.

Òàê, ðîñò öåí, ñâÿçíûé ñ öèêëè÷åñêèìè êîëåáàíèÿìè êîíúþнêòóðû, íåëüçÿ ñ÷èòàòü èíôëÿöèîííûì. Ïî ìåðå ïрîõîæäåíèÿ ôàç öèêëà çàìåòíî áóäåò ìåíÿòüñÿ è äèíàìèêà öåí. Öåíû áóäóò ïîâûøàòüñÿ â ôàçàõ áóìà è ïàäàòü â ôàçàõ êðèçèñà, à çàòåì ñíîâà âîçðàñòàòü â ïîñëåäóþùèõ ôàçàõ âûõîäà èç êðèçèñà.

Ïîâûøåíèå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà ïðè ïðî÷èõ ðàâíûõ óñëîâèÿõ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ öåí. Îäíàêî âîçìîæíû ñëó÷àè, êîãäà ïîâûøåíèå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà ïðèâîäèò ê ïîâûøåíèþ çàðàáîòíîé ïëàòû.  ýòîì ñëó÷àå - ò.í. èíôëÿöèè èçäåðæåê ïîâûøåíèå çàðàáîòíîé ïëàòû â êàêîé-òî îòðàñëè äåéñòâèòåëüíî ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåíèåì îáùåãî óðîâíÿ öåí.

· Èòàê, ê âàæíåéøèì èíôëÿöèîííûì ïðè÷èíàì ðîñòà öåí ìîæíî îòíåñòè ñëåäóþùèå:

1. Äèñïðîïîðöèîíàëüíîñòü - íåñáàëàíñèðîâàííîñòü ãîñóäàðñòâåííûõ ðàñõîäîâ è äîõîäîâ - ò.í. äåôèöèò ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà. ×àñòî ýòîò äåôèöèò ïîêðûâàåòñÿ çà ñ÷åò èñïîëüçîâàíèÿ “ïå÷àòíîãî ñòàíêà” ÷òî ïðèâîäèò ê óâåëè÷åíèþ äåíåæíîé ìàññû è êàê ñëåäñòâèå - èíôëÿöèè.

2. Èíôëÿöèîííî îïàñíûå èíâåñòèöèè - ïðåèìóùåñòâåííî ìèëèòàðèçàöèÿ ýêîíîìèêè. Âîåííûå àññèãíîâàíèÿ âåäóò ê ñîçäàíèþ äîïîëíèòåëüíîãî ïëàòåæåñïîñîáíîãî ñïðîñà, à êàê ñëåäñòâèå - óâåëè÷åíèþ äåíåæíîé ìàññû. ×ðåçìåðíûå âîåííûå àññèãíîâàíèÿ îáû÷íî ÿâëÿþòñÿ ãëàâíîé ïðè÷èíîé õðîíè÷åñêîãî äåôèöèòà ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà à òàêæå óâåëè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî äîëãà äëÿ ïîêðûòèÿ êîòîðîãî âûïóñêàþòñÿ äîïîëíèòåëüíûå áóìàæíûå äåíüãè.

3.

Îòñóòñòâèå

÷èñòîãî

ñâîáîäíîãî

ðûíêà è

ñîâåðøåííîé

êîíêóðåíöèè

êàê åãî

÷àñòè. На инфляционный процесс в немалой

степени влияет и характер национальной экономики и рынка . частности ,

господство монополистических структур в экономике , превалирование

несовершенной конкуренции на рынках являются той благоприятной средой , в

которой легко подхватываются и усиливаются инфляционные тенденции . Монопольное

положение предприятия позволяет не только взвинчивать цены , но и одновременно

сокращать производство с целью еще большего роста цен и поддержания их на

высоком уровне .Искусственно снижая эластичность спроса , монополистические

структуры подавляют , угнетают реакцию производства на спрос и тем самым

усиливают и продлевают возникающее инфляционное неравновесие .

Ñîâðåìåííûé ðûíîê â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè мîнîïîëèñòè÷åí. Ïîñêîëüêó мîнîïîëèñò çàèíòåðåñîâàí â ñîêðàùåíèè ïðîèçâîäñòâà è ïðåäëîæåíèÿ òîâàðîâ ñîçäàåòñÿ äåôèöèò èñïîëüçóåìûé èì äëÿ ïîääåðæàíèÿ èëè ïîäíÿòèÿ öåíû íà òîâàð.

4. Èìïîðòèðóåìàÿ èíôëÿöèÿ, ðîëü êîòîðîé âîçðàñòàåò ñ ðîñòîì îòêðûòîñòè ýêîíîìèêè è âîâëå÷åíèÿ åå â ìèðîõîçÿéñòâåííûå ñâÿçè òîé èëè èíîé ñòðàíû. Âîçìîæíîñòè äëÿ áîðüáû ó ãîñóäàðñòâà äîâîëьно-òàêè îãðàíè÷åíû. Ìåòîä ðåâàëüâàöèè ñîáñòâåííîé âàëþòû, èíîãäà ïðèìåíÿåìûé â òàêèõ ñëó÷àÿõ, äåëàåò èìïîðò áîëåå âûãîäíûì, îäíîâðåìåííî çàòðóäíÿÿ ýêñïîðò.

5.

Èíôëÿöèîííûå

îæèäàíèÿ -

âîçíèêíîâåíèÿ

ó èíôëÿöèè

ñàìîïîääåðæèâàþùåãîñÿ

õàðàêòåðà.

Íàñåëåíèå è

õîçÿéñòâåííûå

ñóáúåêòû

ïðèâûêàþò ê

ïîñòîÿííîìó

ïîâûøåíèþ

óðîâíÿ öåí.

Íàñåëåíèå

òðåáóåò

ïîâûøåíèÿ

çàðàáîòíîé

ïëàòû è

çàïàñàåòñÿ

òîâàðàìè

âïðîê îæèäàÿ

èõ ñêîðîå

ïîäîðîæàíèå.

Ïðîèçâîäèòåëè

æå

îïàñàþòñÿ

ïîâûøåíèÿ

öåí ñî

ñòîðîíû

ñâîèõ

ïîñòàâùèêîâ,

îäíîâðåìåííî

çàêëàäûâàÿ â

öåíó ñâîèõ

òîâàðîâ

ïðîãíîçèðóåìûé

èìè ðîñò öåí

íà

êîìïëåêòóþùèå

è

ðàñêà÷èâàþò

òåì ñàìûì

ìàõîâèê

èíôëÿöèè.

Æèâîé ïðèìåð

òàêèõ

èíôëÿöèîííûõ

îæèäàíèé ìû

ìîæåì

íàáëþäàòü â

ñâîåé

ïîâñåäíåâíîé

æèçíè.

 òåîðèÿõ, ðàçðàáàòûâàåìûõ çàïàäíûìè ýêîíîìèñòàìè, âûäåëÿþòñÿ â êà÷åñòâå àëüòåðíàòèâíûõ êîíöåïöèé èíôëÿöèè ñïðîñà è èíôëÿöèè èçäåðæåê. Ýòè êîíöåïöèè ðàññìàòðèâàþò ðàçëè÷íûå ïðè÷èíû èíôëÿöèè.

Èíôëÿöèÿ

ñïðîñà -

íàðóøåíèå

ðàâíîâåñèÿ

ìåæäó

ñïðîñîì è

ïðåäëîæåíèåì

ñî ñòîðîíû

ñïðîñà.

Îñíîâíûìè

ïðè÷èíàìè

çäåñü ìîãóò

áûòü

óâåëè÷åíèå

ãîñóäàðñòâåííûõ

çàêàçîâ

(íàïðèìåð,

âîåííûõ),

óâåëè÷åíèå

ñïðîñà íà

ñðåäñòâà

ïðîèçâîäñòâà

â óñëîâèÿõ

ïîëíîé

çàíÿòîñòè è

ïî÷òè

ïîëíîé

çàãðóçêè

ïðîèçâîäñòâåííûõ

ìîùíîñòåé à

òàêæå ðîñò

ïîêóïàòåëüíîé

ñïîñîáíîñòè

òðóäÿùèõñÿ

(ðîñò

çàðàáîòíîé

ïëàòû ) â

ðåçóëüòàòå,

íàïðèìåð,

ñîãëàñîâàííûõ

äåéñòâèé

ïðîôñîþçîâ.

Âñëåäñòâèå

ýòîãî

âîçíèêàåò

èçáûòîê

äåíåã ïî

îòíîøåíèþ ê

êîëè÷åñòâó

òîâàðîâ,

ïîâûøàþòñÿ

öåíû. Òàêèì

îáðàçîì

èçáûòîê

ïëàòåæíûõ

ñðåäñòâ â

îáðàùåíèè

ñîçäàåò

äåôèöèò

ïðåäëîæåíèÿ,

êîãäà

ïðîèçâîäèòåëè

íå ìîãóò

ðåàãèðîâàòü

íà ðîñò

ñïðîñà.

Èíôëÿöèÿ èçäåðæåê - ðîñò öåí âñëåäñòâèå óâåëè÷åíèÿ èçäåðæåê ïðîèçâîäñòâà. Ïðè÷èíàìè óâåëè÷åíèÿ èçäåðæåê ìîãóò áûòü монîïîëèñòè÷åñêàÿ ïîëèòèêà öåíîîáðàçîâàíèÿ, ýêîíîìè÷åñêàÿ è ôèíàíñîâàÿ ïîëèòèêà ãîñóäàðñòâà, ðîñò öåí íà ñûðüå, äåéñòâèÿ ïðîôñîþçîâ, òðåáóþùèõ ïîâûøåíèÿ çàðàáîòíîé ïëàòû, è äð.

Íà ïðàêòèêå íåëåãêî îòëè÷èòü îäèí òèï èíôëÿöèè îò äðóãîãî, âñå îíè òåñíî ñâÿçàíû è ïîñòîÿííî âçàèìîäåéñòâóþò è ,íàïðèìåð, ðîñò çàðïëàòû ìîæåò âûãëÿäåòü è êàê èíôëÿöèÿ ñïðîñà è êàê èíôëÿöèÿ èçäåðæåê.

Íåîáõîäèìî òàêæå îòìåòèòü, ÷òî íè â îäíîé ýêîíîìè÷åñêè ðàçâèòîé ñòðàíå íå íàáëþäàëîñü âî âòîðîé ïîëîâèíå ÕÕ âåêà ïîëíàÿ çàíÿòîñòü, ñâîáîäíûé ðûíîê èëè æå ñòàáèëüíîñòü öåí. Öåíû ïî ðÿäó ïðè÷èí â ýòî âðåìÿ ðîñëè ïîñòîÿííî è äàæå â ïåðèîäà çàñòîÿ ïðîèçâîäñòâà. Òàêîå ÿâëåíèå íàçûâàåòñÿ ñòàãôëÿöèåé - èíôëÿöèîííûì ðîñòîì öåí â óñëîâèÿõ ñòàãíàöèè - çàñòîÿ ïðîèçâîäñòâà, ýêîíîìè÷åñêîãî êðèçèñà.

Èíôëÿöèÿ ìîæåò ïðîòåêàòü óìåðåííî - áûòü ïîëçó÷åé, â óñëîâèÿõ êîòîðîé öåíû âîçðàñòàþò íå áîëåå ÷åì íà 10 % â ãîä. Ìíîãèå ñîâðåìåííûå ýêîíîìèñòû, â òîì ÷èñëå ñîâðåìåííûå ïîñëåäîâàòåëè ýêîíîìè÷åñêîãî ó÷åíèÿ Êåéíñà ñ÷èòàþò òàêóþ èíôëÿöèþ íåîáõîäèìîé äëÿ ýôôåêòèâíîãî ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Òàêàÿ èíôëÿöèÿ ïîçâîëÿåò ýôôåêòèâíî êîððåêòèðîâàòü öåíû ïðèìåíèòåëüíî ê èçìåíÿþùèìñÿ óñëîâèÿì ïðîèçâîäñòâà è ñïðîñà.

Ãàëîïèðóþùàÿ èíôëÿöèÿ, ïðè êîòîðîé õàðàêòåðåí ðîñò öåí îò 20% äî 200% â ãîä ÿâëÿåòñÿ óæå ñåðüåçíûì íàïðÿæåíèåì äëÿ ýêîíîìèêè, õîòÿ ðîñò öåí åùå íå ñëîæíî ïðåäñêàçàòü è âêëþ÷èòü â ïàðàìåòðû ñäåëîê è êîíòðàêòîâ.

Íàèáîëåå

ãóáèòåëüíà

äëÿ

ýêîíîìèêè

ãèïåðèíôëÿöèÿ

,

ïðåäñòàâëÿþùàÿ

ñîáîé

àñòðîíîìè÷åñêèé

ðîñò

êîëè÷åñòâà

äåíåã â

îáðàùåíèè è

êàê

ñëåäñòâèå

êàòàñòðîôè÷åñêèé

ðîñò

òîâàðíûõ

öåí. Ðîëü

ñàìèõ äåíåã

â òàêèõ

ñëó÷àÿõ

ñèëüíî

óìåíüøàåòñÿ

è íàñåëåíèå,

äà è

ïðîìûøëåííûå

ïðåäïðèÿòèÿ

ïðåèìóùåñòâåííî

ïåðåõîäÿò íà

äðóãèå,

ãîðàçäî

ìåíåå

ýôôåêòèâíóþ

ôîðìû

ðàñ÷åòà,

íàïðèìåð -

áàðòåð. Â

îòäåëüíûõ

ñëó÷àÿõ

ïîÿâëÿþòñÿ

ïàðàëëåëüíûå

âàëþòû,

ñèëüíî

âîçðàñòàåò

ðîëü

èíîñòðàííûõ

âàëþò.

Ãèïåðèíôëÿöèÿ

íàíîñèò

ñèëüíåéøèé

óäàð äàæå ïî

íàèáîëåå

ñîñòîÿòåëüíûì

ñëîÿì

îáùåñòâà.

Âñå ýòè âèäû

èíôëÿöèè

ñóùåñòâóþò

òîëüêî ïðè

îòêðûòîì åå

ñîñòîÿíèè -

ò.å. ïðè

îòíîñèòåëüíî

ñâîáîäíîì

ðûíêå. Ïðè

ïîäàâëåííîé

æå èíôëÿöèè

ðîñò öåí íà

òîâàðû è

óñëóãè

ìîæåò è íå

íàáëþäàåòñÿ,

à

îáåñöåíåíèå

äåíåã ìîæåò

âûðàæàòüñÿ â

äåôèöèòå

ïðåäëîæåíèÿ.

 50-60 ãîäû èíôëÿöèÿ ïðîòåêàëà â áîëüøèíñòâå ñòðàí óìåðåííûìè òåìïàìè.  ñâÿçè ñ íåôòÿíûì êðèçèñîì íà÷àëà 70õ ãîäîâ èíôëÿöèÿ ñòàëà âûõîäèòü èç-ïîä êîíòðîëÿ ãîñóäàðñòâà, äåçîðãàíèçóÿ íîðìàëüíûé ýêîíîìè÷åñêèé ïðîöåññ. Ñðåäíåãîäîâîé óðîâåíü ïðèðîñòà ðîçíè÷íûõ öåí çà âðåìÿ ñ 73 ïî 80 ãã. ïîäñêî÷èë â ñðåäíåì íå 9%.

· Òàáëèöà 1 - Ñðåäíåãîäîâûå ïîêàçàòåëè òåìïà ðîñòà ðîçíè÷íûõ öåí â íåêîòîðûõ ñòðàíàõ ñ ðàçâèòîé ðûíî÷íîé ýêîíîìèêîé.

1966-19741975-19801980-1987
ÑØÀ1.7%5.1%9.3%
Àíãëèÿ3.1%7.1%15.8%
Èòàëèÿ3.4%6.0%17.9%
Ôðàíöèÿ5.0%5.9%10.9%

 êîíöå 80õ ãîäîâ òåìïû ðîñòà öåí ïîíèçèëèñü äî (â ñðåäíåì) 4% â ãîä, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò ìîäåëè óìåðåííîé èíôëÿöèè. Ýòîìó ìîæíî ïðèâåñòè íåñêîëüêî ïðè÷èí.  èõ ÷èñëå - ïàäåíèå ìèðîâûõ öåí íà íåôòü, óñèëåíèå êîíêóðåíöèè, ïðåæäå âñåãî â ìèðîâîì ìàñøòàáå, ïîâûøåíèå ïðîèçâîäèòåëüíîñòè òðóäà âìåñòå ñ ñîãëàñîâàííûìè äåéñòâèÿìè ïðàâèòåëüñòâ è ïðîôñîþçîâ ïî óäåðæàíèþ óðîâíåé çàðàáîòíîé ïëàòû íà ïðåæíåì óðîâíå.

Òàêæå ðàçäåëÿþò äâà òèïà èíôëÿöèè - ñáàëàíñèðîâàííóþ è íåñáàëàíñèðîâàííóþ. Ïðè ñáàëàíñèðîâàííîé èíôëÿöèè öåíû ïîäíèìàþòñÿ îòíîñèòåëüíî óìåðåííî è îäíîâðåìåííî íà áîëüøèíñòâî òîâàðîâ è óñëóã.  ýòîì ñëó÷àå ïî ðåçóëüòàòàì ñðåäíåãîäîâîãî ðîñòà öåí ïîäíèìàåòñÿ ïðîöåíòíàÿ ñòàâêà ãîñóäàðñòâåííîãî áàíêà è òàêèì îáðàçîì ñèòóàöèÿ ñòàíîâèòñÿ ðàâíîñèëüíîé ñèòóàöèè ñî ñòàáèëüíûìè öåíàìè.

 ñëó÷àå æå íåñáàëàíñèðîâàííîé èíôëÿöèè öåíû íà ðàçëè÷íûå òîâàðû è óñëóãè ïîâûøàþòñÿ ðàçíîâðåìåííî è íà ïî-ðàçíîìó í êàæäûé òèï òîâàðà.

Ñóùåñòâóþò è äðóãèå âèäû êëàññèôèêàöèè èíôëÿöèè, íàïðèìåð, íà îæèäàåìóþ è íåîæèäàåìóþ.

Îæèäàåìóþ èíôëÿöèþ ìîæíî ñïðîãíîçèðîâàòü íà êàêîé-ëèáî ïåðèîä âðåìåíè è îíà çà÷àñòóþ ÿâëÿåòñÿ ïðÿìûì ðåçóëüòàòîì äåéñòâèé ïðàâèòåëüñòâà.  êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè ëèáåðàëèçàöèþ öåí â Ðîññèè 92-ãî ãîäà è ñîîòâåòñòâóþùèé ïðîãíîç ðîñòà öåí, ïîäãîòîâëåííûé ïðàâèòåëüñòâîì ÐÔ íàêàíóíå - â äåêàáðå 91-ãî ãîäà.

Íåîæèäàåìàÿ

èíôëÿöèÿ

õàðàêòåðèçóåòñÿ

âíåçàïíûì

ñêà÷êîì öåí,

÷òî

íåãàòèâíî

ñêàçûâàåòñÿ

íà ñèñòåìå

íàëîãîîáëîæåíèÿ

è äåíåæíîãî

îáðàùåíèÿ. Â

ñëó÷àå

íàëè÷èÿ ó

íàñåëåíèÿ

èíôëÿöèîííûõ

îæèäàíèé

òàêàÿ

ñèòóàöèÿ

âûçîâåò

ðåçêîå

óâåëè÷åíèå

ñïðîñà, ÷òî

ñàìî ïî ñåáå

ñîçäàåò

òðóäíîñòè â

ýêîíîìèêå è

èñêàæàåò

ðåàëüíóþ

êàðòèíó

îáùåñòâåííîãî

ñïðîñà, ÷òî

âåäåò ê ñáîþ

â

ïðîãíîçèðîâàíèþ

òåíäåíöèé â

ýêîíîìèêå è

ïðè

íåêîòîðîé

íåðåøèòåëüíîñòè

ïðàâèòåëüñòâà

åùå ñèëüíåå

óâåëè÷èâàåò

èíôëÿöèîííûå

îæèäàíèÿ,

êîòîðûå

áóäóò

ïîäñòåãèâàòü

ðîñò öåí.

Îäíàêî â

ñëó÷àå,

êîãäà

âíåçàïíûé

ñêà÷îê öåí

ïðîèñõîäèò â

ýêîíîìèêå

íå

çàðàæåííîé

èíôëÿöèîííûìè

îæèäàíèÿìè,

òî

âîçíèêàåò

òàê

íàçûâàåìûé “

ýôôåêò Ïèãó

- ðåçêîå

ïàäåíèå

ñïðîñà ó

íàñåëåíèÿ â

íàäåæäå íà

ñêîðîå

ñíèæåíèå

öåí.

Âñëåäñòâèå

ñíèæåíèÿ

ñïðîñà

ïðîèçâîäèòåëü

ñòàíîâèòñÿ

âûíóæäåí

ñíèæàòü

öåíó è âñå

âîçâðàùàåòñÿ

â ñîñòîÿíèå

ðàâíîâåñèÿ.

2. Сîöèàëüíо-эêîíîìè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ èíôëÿöèè.

Ýòè

ïîñëåäñòâèÿ

ñëîæíû è

ðàçíîîáðàçíû.

Íåáîëüøèå

òåìïû

èíôëÿöèè

ñîäåéñòâóþò

ðîñòó öåí è

íîðìû

ïðèáûëè являясь таким образом фактором

âðåìåííîго

îæèâëåíèя

êîíúþíêòóðû

. Ïî ìåðå

óâåëè÷åíèÿ

òåìïîâ

èíôëÿöèè

îíà

ïðåâðàùàåòñÿ

â ðåàëüíîå

ïðåïÿòñòâèå

äëÿ

ïðîèçâîäñòâà

è îáîñòðÿåò

ýêîíîìè÷åñêóþ

è

ñîöèàëüíóþ

íàïðÿæåííîñòü

â îáùåñòâå .Инфляция

искажает структуру потребительского спроса , обостряет проблему емкости

внутреннего рынка .

Ãàëîïèðóþùàÿ

èíôëÿöèÿ

äåçîðãàíèçóåò

ïðîèçâîäñòâî,

íàíîñèò

ñåðüåçíûé

ýêîíîìè÷åñêèé

óùåðá,

çàòðóäíÿåò

ïðîâåäåíèå

ýêîíîìè÷åñêîé

ïîëèòèêè.

Òàêæå

íåðàâíîìåðíûé

ðîñò öåí

óñèëèâàåò

äèñïðîïîðöèè

ìåæäó

îòðàñëÿìè

ýêîíîìèêè,

èñêàæàåò

ñèñòåìó

ïîòðåáèòåëüñêîãî

ñïðîñà è

îáîñòðÿåò

ïðîáëåìó

ðåàëèçàöèè

òîâàðîâ íà

âíóòðåííåì

ðûíêå.

Ãàëîïèðóþùàÿ

èíôëÿöèÿ

àêòèâèçèðóåò

ñïðîñ äî

óðîâíÿ, íà

êîòîðîì îí

íå ìîæåò

áûòü

íàñûùåí

ïðîìûøëåííîñòüþ,

à òîâàðíûé

äåôèöèò, â

ñâîþ î÷åðåäü,

ïîäðûâàåò

ñòèìóëû ê

äåíåæíîìó

íàêîïëåíèþ.

Ñáåðåæåíèÿ

íàñåëåíèÿ

îáåñöåíèâàþòñÿ,

ïîòåðè

íåñóò áàíêè

è äðóãèå

êðåäèòóþùèå

ó÷ðåæäåíèÿ.

Инфляция имеет и социальные последствия , она ведет к перераспределению

национального дохода , ÿâëÿåòñÿ

êàê áû

ñâåðõíàëîãîì

íà

íàñåëåíèå, что

обуславливает

îòñòàâàíèå

темпов роста номинальной , а также реальной заработной платы от резко

возрастающих цен на товары и услуги .Ущерб от инфляции терпят все категории

паемных работников , лица свободных профессий , пенсионеры , доходы которых

либо уменьшаются , либо возрастают темпами меньшеми ,чем темпы инфляции .

3. Àíòèèíôëÿöèîííая ïîëèòèêà и политика регулирования доходов .

Îïûò áîðüáû ñ

èíôëÿöèåé â

Ðîññèè

ïîêàçûâàåò,

÷òî áîëüøàÿ

÷àñòü

ìåðîïðèÿòèé

îñíîâûâàåòñÿ

â îñíîâíîì

íà “êíèæíûõ”

ïðèìåðàõ,

òîãäà êàê

óñïåõ â

áîðüáå ñ

ýòèì çëîì

âîçìîæåí

òîëüêî ëèøü

ïðè ó÷åòå

òîíêèõ

îñîáåííîñòåé

ñèòóàöèè.

Òàê, ê

ïðèìåðó,

ñæàòèå

äåíåæíîé

ìàññû - òîò

ñàìûé

ïðåñëîâóòûé

ìîíåòàðèçì

â ðàçíûõ

ñòðàíàõ

ïðèâîäèò ê

äèàìåòðàëüíî

ïðîòèâîïîëîæíûì

ðåçóëüòàòàì.

 îäíèõ

ñòðàíàõ

уìåíüøåíèå

íàëè÷íûõ

äåíåã â

îáîðîòå

ñíèæàåò

èíôëÿöèþ, â

äðóãèõ -

ïîâûøàåò.

Òîíêîñòü

áîðüáû ñ

èíôëÿöèей

çàêëþ÷àåòñÿ

èìåííî â òîì,

÷òîáû

ïðàâèëüíî

óëîâèòü è

èñïîëüçîâàòü

èìåííî òå,

îáóñëîâëåííûå

ìåñòîì è

âðåìåíåì

ÿâëåíèÿ.

Êàê

èçâåñòíî,

÷åòêî

âûäåëèòü

êàêîé èç

âèäîâ

èíôëÿöèè

èìååò ìåñòî

íåâîçìîæíî ,

òàê êàê îíè

ñèëüíî

ïåðåïëåòåíû

ìåæäó ñîáîþ.

 ñëó÷àå

èíôëÿöèè

èçäåðæåê

öåíû ðàñòóò

ïî ïðè÷èíå

æåëàíèÿ

ïðîèçâîäèòåëåé

ïðîäàòü ñâîþ

ïðîäóêöèþ ïî

áîëåå

âûñîêèì

öåíàì, à ïðè

èíôëÿöèè

ñïðîñà

ïîêóïàòåëü

ïðîäóêöèè

ñòðåìèòñÿ потратить

äåíüãè êàê

ìîæíî

ñêîðåå.

Î÷åâèäíî,

÷òî îáà ýòè

ñëó÷àÿ

èìåþò ìåñòî

â íàøåé

äåéñòâèòåëüíîñòè.

Áîëüøèíñòâî

ýêîíîìèñòîâ

ñ÷èòàþò,

÷òî

èñïîëüçóÿ

ëèøü îäèí

ðû÷àã -

ðåãóëÿòîð

äåíåæíîé

ìàññû îò

èíôëÿöèè

èçáàâèòüñÿ

íåâîçìîæíî.

Ìåòîäû áîðüáû ñ èíôëÿöèåé ìîãóò áûòü ïðÿìûå è êîñâåííûå. ×àùå âñåãî ïðîÿâëÿåòñÿ ñëåäóþùàÿ çàêîíîìåðíîñòü - ÷åì êðèçèñíåå ñèòóàöèÿ, òåì íàñóùíåå ïðÿìûå ìåòîäû âîçäåéñòâèÿ ïðàâèòåëüñòâà è öåíòðàëüíîãî áàíêà íà ýêîíîìèêó è äåíåæíóþ ìàññó, êàê åå ñîñòàâëÿþùóþ.

Êîñâåííûå ìåòîäû âêëþ÷àþò:

¨ ðåãóëèðîâàíèå îáùåé ìàññû äåíåã ÷åðåç óïðàâëåíèå “ïå÷àòíûì ñòàíêîì”.

¨ ðåãóëèðîâàíèå ïðîöåíòíûõ ñòàâîê êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ ÷åðåç óïðàâëеíèå èìè Цåíòðîáàíêîì.

¨ îáÿçàòåëüíûå äåíåæíûå ðåçåðâû êîììåð÷åñêèõ áàíêîâ.

¨ îïåðàöèè öåíòðàëüíîãî áàíêà íà îòêðûòîì ðûíêå öåííûõ áóìàã.

Êîñâåííûå ìåòîäû íå ìîãóò ðàáîòàòü â íàøåé ýêîíîìèêå íà ïîëíóþ ìîùíîñòü ïî ïðè÷èíå åå íåäîñòàòî÷íîé “ðûíî÷íîñòè”. Ïîëíîöåííûé ðûíîê öåííûõ áóìàã, â òîì ÷èñëå ðûíîê ãîñóäàðñòâåííûõ îáÿçàòåëüñòâ ó íàñ îòñóòñòâóåò, à ñîîòâåòñòâåííî öåíòðàëüíûé áàíê íå ìîæåò âîçäåéñòâîâàòü íà äåíåæíóþ ìàññó ÷åðåç êóïëþ-ïðîäàæó öåííûõ áóìàã.

Ïðÿìîå ðåãóëèðîâàíèå ïîêóïàòåëüíîé ñïîñîáíîñòè äåíåæíîé åäèíèöû âêëþ÷àåò â ñåáÿ òàêèå ìåòîäû, êàê:

¨ ïðÿìîå è íåïîñðåäñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå êðåäèòîâ è èõ ðàñïðåäåëåíèÿ ãîñóäàðñòâîì.

¨ ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå öåí.

¨ ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå ïðåäåëîâ çàðàáîòíîé ïëàòû.

¨ ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå âíåøíåé òîðãîâëè è îïåðàöèé ñ èíîñòðàííûì êàïèòàëîì.

¨ ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå âàëþòíîãî êóðñà.

Ïðàêòèêà

ïðÿìîãî

ðåãóëèðîâàíèÿ

äåíåæíîé

ìàññû

øèðîêî

ðàñïðîñòðàíåíà

íà çàïàäå.

ÑØÀ

íåîäíîêðàòíî

â 60õ - 70õ

ãîäàõ

íåîäíîêðàòíî

çàìîðàæèâàëè

öåíû íà

ìíîãèå

òîâàðû.

Ïîëòîðà

äåñÿòèëåòèÿ

ïîñëå âòîðîé

ìèðîâîé

âîéíû

ïîíàäîáèëîñü

ñòðàíàì

çàïàäíîé Европы

äëÿ íà÷àëà

ëèáåðàëèçàöèè

öåí, äà è òî

íåïîëíîé.

Ôðàíöèÿ

ïîëíîñòüþ

ëèáåðàëèçîâàëà

öåíû íà

âíóòðåííåì

ðûíêå ëèøü â 1986

ãîäó. Ô. Рузвельт

âûâîäèë ÑØÀ

èç

ãëóáî÷àéøåãî

êðèçèñà 30õ

ïóòåì

æåñòî÷àéøåãî

ãîñóäàðñòâåííîãî

ðåãóëèðîâàíèÿ

ýêîíîìèêè. Â

áîëüøèíñòâå

ñòðàí

ñóùåñòâîâàëè

ñïåöèàëüíûå

çàêîíû,

îãðàíè÷èâàþùèå

äîõîäû îò

òîðãîâîãî

ïîñðåäíè÷åñòâà.

Íîðìàëèçàöèÿ

âàëþòíîãî

êóðñà

ÿâëÿåòñÿ

àáñîëþòíî

íåîáõîäèìûì

äëÿ

ïðåêðàùåíèÿ

âñåâîçìîæíûõ

íåýêâèâàëåíòíûõ

ìåæäóíàðîäíûõ

òîðãîâûõ

îïåðàöèé ,

ðåàëüíî

îöåíèâàÿ

âîçìîæíîñòè

ðåãóëèðîâàíèÿ

âàëþòíîãî

êóðñà çà

ñ÷åò

èíòåðâåíöèé

öåíòðàëüíîãî

áàíêà

ñëåäóåò

ñêàçàòü, ÷òî

íàäåæä íà

óñïåõ òàêîé

ïîëèòèêè

ïðàêòè÷åñêè

íå

ñóùåñòâóåò.

Î÷åâèäíî,

÷òî êóðñ

äîëëàðà

ðàñòåò

ñêà÷êîîáðàçíî

- â íåêîòîðûé

ìîìåíò

Цåíòðîáàíê

íå èìååò

âîçìîæíîñòåé

ñäåðæèâàòü

êóðñ è åãî

êàê áû

“ïðîðûâàåò”.

Ïîñëåäíåå

âðåìÿ

Öåíòðîáàíê

íàó÷èëñÿ

èñïîëüçîâàòü

êðèçèñíûå

ïîëèòè÷åñêèå

ìîìåíòû äëÿ

òàêèõ

ñêà÷êîâ. Äî

òåõ ïîð, ïîêà

èíîñòðàííàÿ

âàëþòà íå

áóäåò

èñïîëüçîâàòüñÿ

ëèøü äëÿ

óäîâëåòâîðåíèÿ

èìïîðòà è

äðóãèõ

òåêóùèõ

ïëàòåæåé

ïîëèòèêà

“èãðû íà

ïîíèæåíèå”

îáðå÷åíà íà

ïîðàæåíèå.

 öåëîì, íàäî îòìåòèòü, ÷òî ðåàëüíî â íàøåì ñåãîäíÿøíåì ïîëîæåíèè ïî íàñòîÿùåìó ýôôåêòèâíû òîëüêî ïðÿìûå ìåòîäû áîðüáû ñ èíôëÿöèåé - ðåãóëèðîâàíèå êðåäèòîâ, öåí è çàðàáîòíîé ïëàòû, ðåãóëèðîâàíèå âàëþòíîãî êóðñà è âíåøíåé òîðãîâëè.

Ñäåðæèâàíèå ðîñòà çàðàбîòíîé ïëàòû â óñëîâèÿõ ñòèìóëèðîâàíèÿ ñîâîêóïíîãî ñïðîñà ÿâëÿåòñÿ êëþ÷åâûì ýëåìåíòîì ,ñïîñîáíûì ïîâëèÿòü íà çàìåäëåíèå òåìïîâ ðàçâèòèÿ èíôëÿöèè .Òåì ñàìûì ïðåäïîëàãàåòñÿ '÷òî íàèëó÷øèì ìåòîäîì áûëî áû íåïîñðåäñòâåííîå âîçäåéñòâèå íà óðîâåíü çàðàбîòíîé ïëàòû .

Ïîëèòèêà ðåãóëèðîâàíèÿ äîõîäîâ ñîñòîèò â îñóùåñòâëåíèè âëèÿíèÿ íà óðîâåíü çàðïëàòû è äðóãèõ äîõîäîâ íå ÷åðåç ñîâîêóïíûé ñïðîñ , à íåïîñðåäñòâåííî .

Íàïðèìåð ïðàâèòåëüñòâî ìîæåò îáðàòèòüñÿ ê ïðîôñîþçàì ñ ïðîñüáîé îãðàíè÷èòü â òå÷åíèå äàííîãî ãîäà ðîñò çàðàáîòíîé ïëàòû óðîâíåì â 2%.Äðóãîé âàðèàíò – äîñòèæåíèå òàêîãî êîìïðîìèññà ìåæäó ïðàâèòåëüñòâîì è ïðîôñîþçàìè , ïðè котором ïðîôñîþçû îáÿçóþòñÿ нå òðåáîâàòü ñëèøêîì çíà÷èòåëüíîãî óâåëè÷åíèÿ çàðïëàòû â îáìåí íà îáåùàíèå ïðàâèòåëüñòâà ñäåðæèâàòü ðîñò íàëîãîâ .

Ïîìèìî ýòîãî ïðàâèòåëüñòâî ìîæåò ïðèíèìàòü çàêîíû, ðåãóëèðóþùèå òåìïû ðîñòà çàðïëàòû è öåí. Òàêèå þðèäè÷åñêèå àêòû ïðèíÿòî íàçûâàòü êîíòðîëåì íàä çàðïëàòîé è öåíàìè.

Êîíòðîëü íàä çàðïëàòîé è öåíàìè îãðàíè÷èâàåò è ðåãóëèðóåò äåéñòâèÿ ôèðì ïî âûïëàòå çàðïëàòû è íàçíà÷åíèю öåí .

Òàêîé êîíòðîëü ïðèìåíÿëñÿ â Ñîåäèíåííûõ Øòàòàõ âî âðåìÿ âòîðîé ìèðîâîé âîéíû è âîéíû â Êîðåå , à òàêæå â ãîäû ïðåçèäåíòñòâà Íèêñîíà .Íå âûçûâàåò ñîìíåíèÿ òî , ÷òî âî âðåìÿ âòîðîé ìèðîâîé âîéíû èìåííî ïîëèòèêà ðåãóëèðîâàíèÿ äîõîäîâ óäåðæèâàëà öåíû îò òàêîãî æå áûñòðîãî ðîñòà êàêîé èìåë ìåñòî âî âðåìåíà ïðåäûäóùèõ âîéí .Òî÷íî òàêæå î÷åâèäíî ÷òî ïðè Íèêñîíå ïîëèòèêà ñäåðæèâàíèÿ äîõîäîâ ïðàêòè÷åñêè íå èìåëà óñïåõà .

 ñàìîì äåëå

,÷àñòî ìîæíî

âñòðåòèòü

óòâåðæäåíèå

î òîì , ÷òî

ïîëèòèêà

îãðàíè÷åíèÿ

äîõîäîâ

íèêîãäà íå

ïðèíîñèëà

óñïåõà.

Îò÷àñòè ýòî

ìîæåò áûòü

îáúÿñíåíî

òåì , ÷òî

÷àñòî îíà

ðàññìàòðèâàåòñÿ

â êà÷åñòâå

ïðоòèâîâåñà

ìàêðîýêîíîìи÷åñêîé

ïîëèòèêå

ñîêðàùåíèÿ

èíôëÿöèè , à

íå êàê

ïîëåçíîå

äîïîëíåíèå

ïîñëåäíåé.

Âåäü åñëè

ïðàâèòåëüñòâî

ïðîâîäèò

æåñòêóþ

àíòèèíôëÿöèîííóþ

ôèñêàëüíî-äåíåæíóþ

ïîëèòèêó

,ñàìîå âðåìÿ

ïðèìåíèòü

ìåðû ïî

ïðåäîòâðàùåíèþ

ðîñòà

çàðïëàòû è

öåí,

âîçìîæíîãî

â ðåçóëüòàòå

èíôëÿöèîííûõ

îæèäàíèé è

îïðåäåëåííîé

èíåðöèè

ýêîíîìè÷åñêèõ

ïðîöåññîâ .Íî

íà ïðàêòèêå ,

êàê ïðàâèëî,

ðåãóëèðîâàíèå

äîõîäîâ

îáû÷íî íå

ñîïðîâîæäàåòñÿ

æåñòêîé

ìàêðîýêîíîìè÷åñêîé

ïîëèòèêîé.

Ïðèìåðаìи

íåóäà÷íîãî

èñïîëüçîâàíèÿ

æåñòêîé

ìàêðîýêîíîìè÷åñêîé

ïîëèòèêè â

äîïîëíåíèå ê

êîíòðîëþ íàä

öåíàìè

ÿâëÿþòñÿ

Àðãåíòèíà è

Áðàçèëèÿ â 1986

ã. Â ýòèõ

ñòðàíàõ

ïðàâèòåëüñòâî

,ïûòàÿñü

óìåíüøèòü

òðåõçíà÷íûå

òåìïû

èíôëÿöèè ,

èñïîëüçîâàëî

ìåðû

öåíîâîãî

êîíòðîëÿ

.Îäíàêî ýòè

ñòðàíû íå

ñìîãëè â

äîñòàòî÷íîé

ìåðå

ñîêðàòèòü

áþäæåòíûé

äåôèöèò ,

ÿâëÿþùèéñÿ

èñòî÷íèêîì

èíôëÿöèîííîãî

äàâëåíèÿ

.Ïîñêîëüêó

ìàñøòàáû

ñîêðàùåíèÿ

ãîñóäàðñòâåííûõ

ðàñõîäîâ è

óâåëè÷åíèÿ

íàëîãîâûõ

ïîñòóïëåíèé

áûëè

íåäîñòàòî÷íû

, áþäæåòíûé

äåôèöèò

îñòàâàëñÿ

íà äîâîëüíî

âûñîêîì

óðîâíå è

òåìïû

èíôëÿöèè в обеих странах

áûëè

ñíèæåíû

ëèøü íà

êîðîòêîå

âðåìÿ .

Íåóäà÷è â

îñóщåñòâëåíèè

ïîëèòèêè

êîíòðîëÿ íàä

öåíàìè è

çàðïëàòîé

ìîæíî òàêæå

îáúÿñíèòü

çíà÷èòеëüíûìè

àäìèíèñòðàòèâíûìè

ñëîæíîñòÿìè

åå

ïðîâåäåíèÿ. Ê

îðãàíàì

êîíòðîëÿ

ïîñòîÿííî

ïðåäúÿâëÿþòñÿ

òðåáîâàíèÿ

ñäåëàòü

èñêëþ÷åíèÿ

äëÿ òåõ èëè

èíûõ цен èëè äëÿ

êàêîé-ëèáî

îòðàñëè.

Êîíå÷íî , íå

ðàáîòàÿ â

ýòîé

îòðàñëè ,

òðóäíî

ïðàâèëüíî

îïðåäåëèòü

,êàêèìè

äîëæíû áûòü

óðîâåíü öåí è

âåëè÷èíà

çàðïëàòû

,ïîýòîìó îò

êîíòðîëèðóþùèõ

îðãàíîâ

òðåáóåòñÿ

ïðèíÿòèå

æåñòêèõ è íå

ïîäëåæàùèõ

îáñóæäåíèþ

ðåøåíèé

.Ïîñòåïåííî

,ïî ìåðå

äàëüíåéøåãî

îòêëîíåíèÿ

öåí îò

ñîñòîÿíèÿ

ðàâíîâåñèÿ

è óñèëåíèÿ

äåôèöèòà

,äàâëåíèå íà

êîíòðîëèðóþùèå

îðãàíû ñ

òðåáîâàíèÿìè

ïðåäîñòàâèòü

ëüãîòû

âîçðàñòàåò

,è â êîíöå

êîíöîâ , эòî

äåëàåò ìåðû

êîíòðîëÿ

òðóäíîîñóùåñòâèìû.

II Специфика развития инфляции в Республике Казахстан

1. Особенности развития инфляции в Республике Казахстан .

Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями ,связанными со

спецификой республики в экономическом и социальном аспектах развития в до- и

послесоветский период .

Прежде всего , она развивается в обстановке резкого спада производства.

Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она возникла из

состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и услуги были

искусственно низки , но имелся их значительный дефицит .Состояние

«подавленной» инфляции создает внешнюю видимость макроэкономического

равновесия ,поддерживаемого неприемлемыми для нормальной экономики методами –

тотального дотирования убыточных производств , отраслей. Процесс

сопровождался накоплением значительных денежных средств у предприятий ,

организаций , населения , на которые нельзя было приобрести продукцию

производственно-технического и потребительского назначения . По своей сути

это инфляция спроса , т.е. повышенный спрос хозяйственных агентов и населения

не мог быть удовлетворен со стороны предложения .

Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень

монополизма в экономике , что связано с наличием крупных предприятий ,

работавших на потребности экономики Советского Союза . Крупные

сырьедобывающие , металлургические ,химические , машиностроительные

предприятия не имеют аналогов в республике и не создают конкурентной среды ,

присущей рынку .

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства

Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по

потребительским товарам от внешних рынков . В данном случае инфляция

генерируется за счет двух составляющих . Во-первых , удорожание импортируемой

продукции за счет таможенных пошлин . Во-вторых , разницей в стоимости и

соответсвенно в ценах на сырьевую продукцию , с одной стороны , и готовые

потребительские или инвестиционные товары – с другой .Данный фактор

проявляется через состояние платежного баланса государства – его

отрицательное сальдо . Сбалансирование достигается за счет внешних займов ,

распродажи активов , снижения официальных валютных резервов государства

.Однако названные меры нарушают макроэкономическую стабильность в экономике ,

требуют крупных внутренних вложений денежных средств на достижение

хозяйственной стабильности и вызывают новую волну инфляции .

Развитию инфляции в Казахстане способствовало поспешное проведение таких

финансовых и социальных мероприятий , как введение новых налогов , вызывающих

инфляционный эффект – налога на добавленную стоимость с первоначальной

ставкой в 28 % , акцизов ,экспортных и таможенных пошлин , отчислений средств

, включаемых в себестоимость продукции , в Фонд преобразования экономики ,

Государственный фонд содействия занятости населения , резкое увеличение

отчислений на социальное страхование .

Налог на добавленную стоимость в странах с развитой рыночной экономикой

служит инструментом сдерживания излишнего инвестиционного спроса ,

переключение его на потребительский.Это необходимо , чтобы не допустить

кризиса перепроизводства .В Казахстане сейчас , при резком падении

инвестиционного спроса , дополнительное его сокращение под влиянием действия

НДС еще больше усугубляет проблему накоплений и является фактором снижения

инвестиций в народное хозяйство .

Рассмотрим тенденцию развития инфляции в Республике Казахстан с 1994 года

.Как видно из графика в 1994 месячный уровень инфляции был очень высок – 45

%, уровень близкий к гиперинфляции . (гиперинфляция 50% и больше) .В 1994-

1995 г изменение месячного уровня инфляции было скачкообразным , что

характеризует экономическую нестабильность . С октября 1995 года наблядается

тенденция к снижению уровня инфляции и постепенно уровень инфляции

стабилизируется .

Курсовая: Инфляция

2.Социально-экономические последствия инфляции в РК

Существенной особенностью инфляции является ее отражение в деформированном

состоянии рынка в Казахстане .Неготовность большинства структур единого

народнохозяйственного комплекса к восприятию форм и методов рыночного

самоуправления привела к результатам , обратным ожидаемым

Либерализация цен , имевшая целью достижение упорядочения их структуры и

соотношения в общей структуре обернулась обвальным их ростом в сотни и тысячи

раз и еще большими диспропорциями в соотношениях цен на отдельные виды товара

, услуг .

Разрешение коммерческой деятельности гражданам , организациям и предприятиям

для достижения оперативности движения товаров , улучшения снабжения ,

удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции , привело

к неуправляемым процессам перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный

, неуправляемый характер , чему способствует ослабление контроля со стороны

государственных органов , игнорирование законодательства коммерческими

структурами и т.д.

Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением

населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки , складывающейся в

государстве . Политическая нестабильность , недоверие населения к

правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем нарушают

естественное функционирование денежного обращения , приводит к «бегству» от

денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,, иностранную

валюту , золото . Психологическое состояние «ожидаемой» инфляции вызывает

ажиотажный спрос , закупку товаров впрок , что порождает дефицит и

соответствующее повышение цен.

3. Пути преодоления инфляции .

Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать

соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации , т.е.

методы , способы , приемы противодействия инфляции , комплексно и

целенаправленно действовать на очаги ее возникновения .

Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции :

1) чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться ;

2) все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для

подавляющего большинства населения ;

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные

стороны производственно-экономической, социальной, правовой,

институциональной сфер функционирования общества , хотя решающей из них

является базовая , производственно-экономическая .

Рассмотрим методы преодоления инфляции .

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми

макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного

предложения :

1)уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично-

денежной эмиссии Национальным банком;

2)увеличение учетных ставок за централизованные кредиты в целях удорожания

кредитных ресурсов и снижение их доступности

3)увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам

для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;

4)прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.

Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной эмиссии ,

но в наших условиях только ценой остановки производства ; сокращение эмиссии

, приводящее к спаду производства при достижении критических величин в

жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных

групп вынуждает правительство возобновить эмиссию , после чего происходит

очередное повышение цен .Этот процесс последовательно повторяется :отсутствие

рыночной конкуренции на микроуровне и неразвитость рыночной среды приводит к

возникновению инфляционных волн . При сохранении подобной экономической

политики в расчете только на включение автоматических рыночных механизмов

ситуация воспроизводится бесконечно долго и приводит к разрушению

экономического потенциала страны .

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов ,

сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение дефицитов

государственного бюджета .

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового

бремени, особенно косвенного налогообложения .Косвенные налоги имеют

инфляционный характер , поскольку увеличивают цены ,сокращают спрос. Другим

вариантом действия высоких налогов является их давление на производство ,

что ограничивает предложение .И третье ,значительное налоговое бремя ,как

правило ,связывается с действием множества налогов ,усложняющих налоговую

систему , что приводит к уклонению от налогов. Поэтому при инфляции ,

предпочтительнее простая и надежная налоговая система .Сокращение

государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на

бюджетную , так и на сферу материального производства в отношении

государственных предприятий и организаций .В последнем случае

антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции

издержек , или производителей .

Для преодоление инфляции, связанной с издержками производства, требуется

преодоление спада производства . Это требует усиления мотивационных стимулов

производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах,

восстановление производственной трудовой деятельности в качестве

приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного

сектора, где связь между трудовымми усилиями и результатом непосредственная.

Государство поошряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и

экономического режима его функционирования. В государственном же секторе

стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования

тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поошрения за достижение

необходимых показателей и критериев эффективности производства.

Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание

механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности

предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-

правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к

схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет

роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».

Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных

мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением

их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.

Механизм банкротства требует последовательнык организационных, экономических

и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, вклчючающик в себя

восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или

переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование

мероприяитий.

Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление

контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования

экономики.

Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в

программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в

зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной

защиты населения.

Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов –

заработной платы и цен. Раздельное ограничение не может привести к успеху по

следующим соображениям.

Регулирование только цен при снятии ограничений на оплату труда, равно как и

отставание в темпах роста, приводит к появлению разнообразных дефицитов и,

как показывает опыт, к подавленной инфляции.

Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной платы с

целью сокращения спроса, а также влияния на уменьшение инфляции

производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.

Во-первых, предполагаемое накопление средств предприятий, организаций за счет

ценового фактора не может быть реализовано в воспроизводственном процессе при

подавлении основного его фактора - трудового, при капитализации упомянутых

средств из-за ослабления (даже отсутствия) стимулирующик мотивов трудовой

активности участников процесса.

Во-вторык, получают развитие нелегальные способы получения доходов, в обиход

официально регистрируемых для возможной реализации номинального ценового

объема появившегося на рынке продукта; при попыткак проведения ограничений в

национальной денежной наличности для обмена начнет привлекаться иностранная

валюта, усилятся бартерные операции; ужесточение контроля источников

незаконных доходов приведет к дополнительным затратам государства на

содержание соответствующих органов.

В-третьих, затруднения с реализацией произведенного продукта в назначенных

рыночных ценах внутри страны повлекут за собой дополнительный вывоз его за

пределы республики, что в условиях внутреннего недопотребления нежелательно;

ввиду посредственного качества отечественных товаров и насыщенности внешних

рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже мировых, что приведет к

потерям для национальной экономики.

Перечисленные сценарии развития событий в том или ином сочетании способны

усугубить ситуацию с кризисом, привести экономику республики к дальнейшей

дестабилизации.

Представляется более целесообразным совместное последовательное регулирование

цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в

виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым,

исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро- и теплоэнергия, зерно,

хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается

в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических

переделов.

Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню

цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны

государственных органов ценообразования.

Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого)

уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности

труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам

роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.

В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться

путем тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях

ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов,

представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные

соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение

определенного соглашением краткосрочного периода.

В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно

постепенное снижение ее темпов.

Заключение

Процесс инфляции такого же древнего происхождения , как и номинальные денежные

знаки , с которыми инфляция неразрывно связана .

Òåðìèí

èíôëÿöèÿ (îò

ëàòèíñêîãî

inflatio - âçäóòèå)

âïåðâûå ñòàë

óïîòðåáëÿòüñÿ

â Ñåâåðíîé

Àìåðèêå â

ïåðèîä

ãðàæäàíñêîé

âîéíû 1861-1865 ãã. è

îáîçíà÷àë

ïðîöåññ

ðàçáóõàíèÿ

áóìàæíî-äåíåæíîãî

îáðàùåíèÿ.

Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих странах

мира . Республика Казахстан не исключение .

Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями .Прежде всего , она

развивается в обстановке резкого спада производства.

Другой особенностью инфляции в Казахстане является то ,что она возникла из

состояния «подавленной «инфляции , когда цены на товары и услуги были

искусственно низки , но имелся их значительный дефицит . Важной особенностью

развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в

экономике , что связано с наличием крупных предприятий , работавших на

потребности экономики Советского Союза . Крупные сырьедобывающие ,

металлургические ,химические , машиностроительные предприятия не имеют

аналогов в республике и не создают конкурентной среды , присущей рынку .

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства

Казахстана , что обусловливает зависимость внутреннего рынка по

потребительским товарам от внешних рынков .

Естественно , процесс инфляции не мог негативно не отразиться на

деформированном состоянии рынка в Казахстане . Так разрешение коммерческой

деятельности гражданам , организациям и предприятиям для достижения

оперативности движения товаров , улучшения снабжения , удовлетворения спроса

рыночными методами вызвало разгул спекуляции , привело к неуправляемым

процессам перераспределения .Этот процесс приобрел стихийный , неуправляемый

характер , чему способствует ослабление контроля со стороны государственных

органов , игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.

Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением

населения ,хозяйствующих субъектов относительно обстановки , складывающейся в

государстве . Политическая нестабильность , недоверие населения к

правительству , политические кризисы , неуверенность в будущем нарушают

естественное функционирование денежного обращения , приводит к «бегству» от

денег , что усиливает спрос на необесценивающиеся активы ,, иностранную

валюту , золото .

Как видим , процес инфляции мешает развитию экономики , поэтому необходимо

проводить меры по преодолению инфляции .Наиболее целесообразным является

последовательное регулирование цен и заработной платы. Продукция предприятий-

монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение

является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов

ценообразования.

Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого)

уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности

труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам

роста производительности труда, являются по своему характеру неинфляционными.

В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться

путем тшательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях

ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов,

представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные

соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение

определенного соглашением краткосрочного периода.

В этик условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно

постепенное снижение ее темпов.

· Используемая литература

К.Берентаев' Инфляционная волна в Каз-не' Финансы Каз-на 9/97
А.Кожанулова

Финансы Каз-на 11/97 ' Инфляция и учет

основных средств '

Нацагенство РК

Экономика и право Каз-на 11'97 ' Индекс потребительских цен и инфляция '

Л.М.Музапарова,

М.У.Спанов

Финансы Каз-на 4/97 'Макроэкономические показатели Каз-на '

В.Д.Мельников

” Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана ” Алматы 1995
Под ред-й Ильясова К.К. ” Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана ” , Алматы 1996
Булатов” Экономика ”

Ñ.Ôèøåð Ð.Äîðíáóø

Ð. Øìàëåíçè

”Ýêîíîìèêà”





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011