БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Циркуляция загрязняющих веществ в природе

Циркуляция загрязняющих веществ в природе

Циркуляция загрязняющих веществ в природе и состояние в Донецкой области

Введение

Человечество в последнюю четверть двадцатого века вступило в эпоху всемирного эколого-экономического кризиса. Он еще в 70-е годы заявил о себе как энергетический кризис. И лишь спустя некоторое время стало понятным, что он носит системный экономико-эколого-политический характер и его проявления - это нарушения равновесия между обществом и природой.

Экономически развитые страны энергетический кризис преодолели ускоренным внедрением достижений научно-технического прогресса, новых ресурсосберегающих технологий, реконструкцией производств. Это вместе со значительными инвестициями в природоохранные мероприятия помогло в определенной мере стабилизировать экологическую ситуацию. Эти страны, таким образом, создали постиндустриальное общество. Остальные страны мира (это подавляющее большинство) находятся еще на ресурсорасточительной индустриально-технократической стадии развития с переходной экономикой, которая базируется на экстенсивной эксплуатации, добыче и распродаже природных богатств. На эти страны и сместился центр экологической напряженности. В целом всемирный экологический кризис продолжает развиваться и углубляться.

Специфика и особая сложность экономической и экологической ситуации в Украине заключается в том, что на нашу страну влияет как мировой, так и постсоветский кризис.

1. Законодательная база решения экологических проблем

Под экологической ситуацией подразумевается состояние окружающей среды или отдельных ее факторов, имеющих эмоциональную, количественную или качественную оценку. Антропоцентристское, т.е. с позиций человека, понимание экологической ситуации, которая требует улучшения или предотвращения, называется экологической проблемой.

Об острой кризисной экологической ситуации в Украине говорит следующее. Загрязнение воздуха, грунтов, поверхностных и подземных вод, особенно в зонах влияния промышленно-городских, горных и аграрных районов (последние занимают три четверти территории Украины, а половина ее под пашней), свидетельствует о чрезмерной техногенной нагрузке на окружающую среду.

Продолжается ухудшение состояния наиболее защищенных водных объектов - подземных водоносных горизонтов, являющихся последним экологически безопасным резервом питьевого водообеспечения населения и отраслей экономики.

По уровню зарегулированности речного стока, использования водных ресурсов для потребностей населения, промышленности и сельского хозяйства Украина занимает первые места среди европейских стран. Чрезмерно, экологически не сбалансировано используются и другие природные ресурсы, в частности лесные и т. п.

В Украине, площадь которой в общей мировой земельной территории занимает менее полупроцента, добывается, перерабатывается и задействуется в производство почти пять процентов мирового объема минерально-сырьевых ресурсов. По оценкам некоторых зарубежных ученых, ежегодные экономические потери нашего государства от неэффективного, нерационального природопользования и тотального загрязнения окружающей среды составляют от 15 до 20% его национального дохода и являются, пожалуй, самыми большими в мире.

Коротко можно сделать следующий вывод относительно причин экологического кризиса в Украине - это хозяйствование при чрезмерной эксплуатации природных ресурсов и богатств без учета экологических законов, факторов, требований, критериев и ограничений. Так продолжаться не может - без изменений в экологической политике, без того, чтобы соблюдался принцип приоритета экологии над экономикой, приоритета экологических критериев, показателей, требований над экономическими критериями, показателями.

Экологическая безопасность обеспечивается организационными, правовыми, экономическими и социальными средствами. Основой организационного управления экологической безопасностью окружающей среды является надежный правовой механизм, который должен обеспечить реализацию научно обоснованных принципов охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и экологическую безопасность человеческого сообщества в частности и биосферы в целом.

Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды воплощаются при помощи экологического права. Правовой механизм должен придать этим направлениям четкую целенаправленность, формальную определенность, общеобязательность, способствовать регулированию отношений в области экологии, применению превентивных, оперативных, стимулирующих и принудительных мероприятий к юридическим и физическим лицам относительно охраны окружающей среды и их отходов, экологической безопасности и юридической ответственности за нарушение экологического законодательства.

Изучение, анализ и обобщение практики применения законодательства об охране окружающей среды осуществляются в двух направлениях:

1. Составление и утверждение экологических нормативов природопользования (относительно недр, грунтов, воды, воздуха, растительного и животного мира также);

2. Составление и утверждение комплекса эколого-экономических показателей государственного контроля за состоянием окружающей среды и деятельностью хозяйственных структур.

Общественные отношения между людьми и природой в государстве регулируются Конституцией, законами, правительственными подзаконными актами, ведомственными подзаконными актами и нормативными актами местных органов власти.

Основным базовым законом является Конституция Украины, которая была принята в 1996г., в соответствии с которой разрабатываются правовые основы государственной политики Украины в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности человека. Для осуществления конституционных законов в практическую деятельность Верховная Рада Украины разрабатывает законы, которые внедряет в жизнь Кабинет Министров, принимающий соответствующие законодательные правовые акты. При помощи министерств и ведомств, подчиненных Кабинету Министров, осуществляется контроль над строгим выполнением законов экологического законодательства.

Согласно Государственной программы охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности, в первую очередь предусматривается разработать и внедрить экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования, создать системы совершенного контроля за экологическим состоянием окружающей среды с одновременным вводом элементов комплексного экологического мониторинга, разработать нормативную базу оценки влияния вредных факторов на здоровье людей, экологический кадастр природных ресурсов и классифицировать производственные предприятия по степени их безопасности. Разрабатываются и внедряются также программы экологического образования, воспитания и информирование. В результате осуществления этих первоочередных мер принимаются основные законодательно-правовые акты, а также появляется возможность достоверно оценить экологическое состояние государства.

Для воплощения основных направлений государственной политики охраны окружающей среды в повседневную жизнь человеческого общества приняты такие законы и акты: «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «О природно-заповедном фонде», «Об охране атмосферного воздуха», «Лесном кодексе Украины», «Водном кодексе Украины», «Земельном кодексе Украины», «Кодекс Украины о недрах».

Систематизация экологического законодательства осуществляется в форме кодификации и инкорпорации с определением первоочередных и перспективных законодательных и подзаконных актов.

Основным стержневым, комплексным законом в отрасли охраны окружающей среды является закон "Об охране окружающей природной среды", который был принят 25 июня 1991 г.

Данный закон не только провозглашает, но и предусматривает систему гарантий экологической безопасности человека, вносит определенную упорядоченность в систему управления в отрасли природопользования. Он закрепляет право граждан Украины на безопасную для жизни, окружающую среду. Это неотъемлемое право, человека реализуется путем участия в обсуждении проектов законодательных актов и других решений в отрасли охраны окружающей среды; участия в разработке и осуществлении мероприятий по охране природной среды, рационального использования природных ресурсов; объединение в общественные природоохранные организации; получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды.

Закон предоставляет гражданам Украины право обращаться в суд с иском к предприятиям, учреждениям и организациям относительно возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу, в результате негативного влияния на окружающую среду. Он обязывает государственные органы оказывать всестороннюю помощь гражданам в осуществлении природоохранной деятельности и учитывать их предложения в этой отрасли.

Согласно этому закону граждане Украины имеют не только права, но и обязанности:

--беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства соответственно требованиям законодательства об охране окружающей природной среды;

--осуществлять деятельность с выполнением требований экологической безопасности, других экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов;

--не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;

вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения;

компенсировать вред, причиненный загрязнением и другим негативным влиянием на окружающую природную среду.

Важным является раздел об экологической экспертизе. Законодательно закреплена ее обязательность. Позитивный вывод государственной экологической экспертизы является основанием для открытия финансирования по всем проектам и программам, реализация которых без такого позитивного вывода запрещается. Кроме государственной, Закон предусматривает другие формы экологической экспертизы -- общественную, научную, которые проводятся независимо от государственной. Государственные стандарты в области охраны окружающей среды объявляются обязательными. Определена система экологических нормативов: предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде, предельно допустимые и временно согласованные выбросы и сбросы загрязняющих веществ; предельно допустимые уровни шума, электромагнитного излучения и других вредных влияний, а также нормы и правила радиационной безопасности; нормы и правила природопользования, которые устанавливаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения и Министерством охраны окружающей природной среды.

Законом предусмотрено, что Украина присоединяется ко всем видам международного сотрудничества в отрасли охраны природы и рационального использования природных ресурсов, которое осуществляется путем заключения договоров, соглашений, а также участия в природоохранной деятельности ООН, других правительственных и неправительственных организаций.

Все другие экологические законы и подзаконные акты не только не должны ему противоречить, но и должны развивать, детализировать и конкретизировать его положение.

Например, в отдельном разделе Закона были закреплены принципы обязательности экологической экспертизы в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности, установлены виды, объекты и субъекты экологической экспертизы. На базе этих положений в 1995 году был принят Закон "об экологической экспертизе", который урегулировал эти вопросы более детально.

В развитие Закона «Об охране окружающей природной среды» принято и предусматривается разработка пакета законодательных актов, который должен включить лишь 18 законов и кодексов. Первыми из этого пакета приняты законы «О природно-заповедном фонде Украины», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира», «Об охране и рациональном использовании растительного мира», земельном, водном, лесном Кодексах Украины, Кодекс о недрах.

2. Циркуляция загрязняющих веществ в природе и мутагенные

изменения в организме человека

До недавнего времени (приблизительно до XIII в., когда численность населения составляла 300--350 млн. человек) природа активно перерабатывала все поступления веществ в биосферу, то есть происходила самоочистка. Продукты жизнедеятельности всех организмов, включая и человека, были преимущественно органического происхождения. После превращения их редуцентами на неорганические соединения они включались в природный круговорот веществ. Орудия труда или предметы употребления, хоть и имели неорганическую природу, использовались в относительно небольшом количестве, и это не составляло угрозы для окружающей природной среды. Однако в дальнейшем, с ростом численности населения, значительно увеличивались его потребности, для удовлетворения которых человечество начало привлекать много новых веществ (порох, кислоты, соли, позже -- разные химические препараты для борьбы с вредителями сельского хозяйства и тому подобное), которые были не свойственные природе и за относительно небольшой промежуток времени она не успевала к ним адаптироваться, то есть они не включались в естественный процесс кругооборота веществ. Это привело к их накоплению и в дальнейшем стало наносить значительный вред экосистемам в целом и человеку в частности.

Следовательно, загрязнение -- это внесение в окружающую среду или возникновение в нем новых, обычно не характерных химических и биологических веществ, агентов или внесение в избыточном количестве любых уже известных веществ, которые оказывают вредное влияние на природные экосистемы и человека и от которых природа не способна избавиться самоочищением. Загрязнение биосферы означает не просто внесение в почву, воду или воздух тех или других инородных компонентов. В любом случае объектом загрязнения является биогеоценоз. Избыток одних веществ в природной среде или наличие других приводит к изменению экологических факторов (изменяются состав атмосферы, воды, почвы и тому подобное). При этом нарушаются процессы обмена веществ, снижается интенсивность ассимиляции продуцентов и биопроизводительность биогеоценоза в целом.

Загрязнение разделяют на природные, вызванные любыми природными, обычно катастрофическими факторами (наводнения, извержения вулканов, селевой поток и тому подобное), и антропогенные, что возникают в результате деятельности людей. Антропогенные загрязнения по типу происхождения разделяют на механические, химические, физические и биологические.

К механическим загрязнениям принадлежат разные предметы в воде и почве, а также твердые дольки разного размера. Химические загрязнения -- это разнообразные посторонние искусственные химические вещества (жидкие, частицы и газообразные), которые образовались в результате химической реакции в химической, металлургической или других отраслях хозяйства. Они попадают в биосферу и нарушают установленные природой процессы кругооборота веществ и энергии. Физические загрязнения разделяют на тепловые, электрические, радиационные и световые, а также шумы, вибрации и гравитационные силы.

В биосферном и биологическом круговоротах участвует огромное количество химических элементов и соединений, но важнейшими из них являются те, которые определяют современный этап развития биосферы, связанный с хозяйственной деятельностью человека. К ним относятся круговороты углерода, серы, азота и фосфора. Оксиды первых трех являются главными загрязнителями атмосферы, а фосфаты -- загрязнителями водных бассейнов. Большое значение имеет знание круговоротов ряда токсичных элементов и, в частности, ртути (загрязнитель пищевых продуктов) и свинца (компонент бензина, который выступает как загрязнитель почвы и атмосферы). В круговороты вовлекаются многие вещества антропогенного происхождения (ДДТ, пестициды, радионуклиды и др.), которые наносят вред биоте и здоровью человека.

Круговорот углерода. Этот круговорот -- один из важнейших круговоротов веществ в биосфере. Изменения глобального масштаба круговорота углерода, вызванные антропогенной деятельностью, приводят к неблагоприятным для биосферы последствиям. С процессом круговорота углерода напрямую связаны содержание кислорода в атмосфере и его круговорот в биосфере, изменения климата и погодных условий на земной поверхности и т.д.

Углерод участвует в большом и малом круговоротах вещества. Его соединения в биосфере постоянно возникают, испытывают превращения и разлагаются. Основной путь миграции углерода -- от углекислого газа в атмосфере в живое вещество и из живого вещества в атмосферную углекислоту. При этом часть углерода выходит из круговорота, растворяясь в гидросфере и осаждаясь в форме карбонатных пород, а часть остается в почве.

Считают, что наибольшую опасность для биосферы представляет нарушение круговорота углерода.

В современную эпоху, в отличие от прошлых геологических периодов, поток углерода в атмосферу увеличился за счет антропогенных выбросов, а растительность полностью его усвоить оказалась не в состоянии. Вследствие этого снизилось самоочищение атмосферы от оксида углерода, т.е. от угарного газа.

Самоочищение воздуха от оксида углерода происходит в результате миграции СО в верхние слои атмосферы, где в присутствии диоксида азота и озона он окисляется до СО2. Установлено, что если бы прекратилось постоянное поступление в атмосферу техногенного оксида углерода, то она бы очистилась от него в течение нескольких лет.

Азот, как и углерод, участвует в большом и малом круговоротах. Источником азота в биологическом круговороте являются нитраты и нитриты, которые поглощаются растениями из почвы и воды. У растений отсутствует возможность извлекать азот непосредственно из атмосферы. Растительноядные животные создают из аминокислот растительных белков протоплазму своих клеток. Гнилостные бактерии переводят соединения азота в отмерших остатках растений и животных в аммиак. Затем нитрифицирующие бактерии превращают аммиак в нитриты и нитраты. Часть азота благодаря денитрифицирующимся бактериям вновь поступает в атмосферу. Если бы отсутствовал дополнительный источник пополнения запасов азота в почве, то произошло бы азотное голодание растений и как следствие -- разрушение биосферы, так как в процессе денитрификации свободный азот выводится из биологического цикла.

Потеря азота непрерывно восполняется поступлением его с суши, в результате постоянного перемешивания вод, выпадения аммиака из атмосферы и разложения остатков растений и животных в поверхностных частях водоемов зависит от кислотности почвенного раствора.

В почве и природных водах фосфор всегда находится в дефиците. Соотношение фосфора и азота в природных водах составляет в среднем 1 : 23 (в реках и ручьях 1 : 28), в биомассе 1 : 16. Это определенным образом тормозит биологическую продуктивность Земли. Хотя часть фосфора из Мирового океана естественным путем возвращается на сушу птицами и с выловленной рыбой, общий объем возврата фосфора явно меньше количества выноса его в гидросферу.

Литература

1. Киселев В.Н. Основы экологии. Мн.:Універсітэцкае, 1998. - 367с.

2. Зарубинский О. и др. Как улучшить экологическую ситуацию в Украине?// Наш край №1, 2005г.

3. Запольський А.К., Салюк А.І. Основи екології. К.: В.ш., 2004. - 382с.

4. Назарук М.М. Основи екології та соціоекології.-- Львів: Афіша, 2000. -- 256 с.

5. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Агентство «ФАИР», 2006,-- 320 с

6. Выступление начальника Госуправления экологии и природных ресурсов в Донецкой области С.С. Куруленко на парламентских слушаниях.// Наш край, №2, 2004 год

7. Джигирей В.С. и др. Основи екології та охорона навколишнього природного середовища (екологія та охорона природи). Л.: Афіша, 2001. - 272с.

8. Сугой О. Экономическая экология.// Наука и жизнь, №5, 2007г. С29





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011