Дренаж и интегрированное управление водными ресурсами
Дренаж и интегрированное управление водными ресурсами
ДРЕНАЖ И ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 1. Интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР) имеет за-дачу увеличения продуктивности воды, отнесенной к водозабору, при со-блюдении экологических и социальных требований в интересах общества и экономики. Разработчиками ИУВР, обычно, концентрируется в большей степени внимание лишь на организационных и управленческих аспектах, которые бесспорно являются важнейшими условиями перехода к этому принципи-ально новому методу использованием воды такими как: управление по бассейновому принципу вдоль гидрографических групп; увязка иерархии уровней управления и их связи; межсекторный подход; общественное участие в управлении, эксплуатации и поддержании пу-тем направления двух потоков «снизу вверх» и «сверху вниз»; обеспечение экологических требований; * устойчивое функционирование. Бесспорно, этим почти исчерпывается организационные составляю-щие, но далеко не природно-экологические и природно-ресурсные. В этом плане ИУВР означает еще: интеграцию водоподачи и водоотведения; орошения и дренажа; интеграцию взаимодействия различных видов дренажа между собой (открытый, закрытый и вертикальный дренаж); интеграция использования и управления различными видами вод (по-верхностные, подземные и возвратные). Но учет всех этих составляющих резко усложняет подходы и анализ ИУВР и его осуществление в интересах устойчивого развития. 2. Функциональные задачи управления дренажных систем резко отли-чаются в зоне осушения и в зоне орошения. В зоне осушения излишки во-ды формируются осадками, грунтовыми водами, снеготаянием и их отвод должен предотвратить подъем грунтовых вод и тем самым ущерб растени-ям, зданиям и сооружениям и т.д. В зоне орошения дренажная сеть в бассейне есть часть мелиоративной системы, включающей кроме него и ирригационную сеть, которые совмест-но должны создать условия для развития сельхозкультур. Здесь дренаж имеет много задач: регулирование водно-солевого режима, предотвраще-ние засоления, уменьшение запасов солей и создание определенного ме-лиоративного режима, который позволяет уменьшить удельные затраты воды на орошение. Таким образом, в обеих зонах общими функциями яв-ляется отвод дренажных вод и отвод излишних вод в увязке с режимом во-доприемников (рек, озер, закрытых понижений), которые регулируют и ог-раничивают количество и качество вод для того, чтобы обеспечить устой-чивость водного режима в виде соблюдения определенных показателей биоразнообразия и биопродуктивности. С этих позиций ИУВР в таких усло-виях включает необходимость управления системой крупных коллекторов, водоотводных арыков так же, как и системой водоемов (ветландов или озер) силами бассейновых водохозяйственных организаций (БВО) и нацио-нальных (или территориальных) органов мелиорации. В то же время по-нятно, что эксплуатация и управление дренажной сетью есть обязанность местных водохозяйственных организаций -возможно АВП. Надо иметь в виду, что границы дренажных и оросительных сетей в большинстве совсем не совпадают и если мы строим границы водохозяйственных организаций по границам площадей, подкомандных каналам и водоподающих сетей, то надо найти организационные принципы, по которым увязка дренажа и орошения будет проведена. Здесь возникают достаточно сложные организационные задачи в связи с многоуровенностью иерархии управления: БВО управляет распределени-ем воды из реки и в бассейне, кто будет обеспечивать прием воды из крупных коллекторов в реку -то же БВО или специализированные органи-зации по дренажу? Кто будет обеспечивать сопряжение дренажных и оро-сительных сетей на более низших уровнях -одна организация (тогда по каким принципам?) или отдельно оросительная сеть и отдельно дренажная. Но ведь задача сокращения водозаборов из источников имеет одно из ре-шений -использование к.д.с. путем подкачки и смешения в сетях, путем совместного использования! Но кто будет делать, если эти органы будут раздельны? Далее как управлять динамикой солей в пути воды от реки к полю и от поля к реке, водоприемник, озеру и т.д.? Ведь это управление требует ус-тановления определенных лимитов солей в воде и других загрязнителей и также лимитов сбросов по количеству и составу. А ведь это еще более сложная задача, без которой устойчивость экологии невозможна! Здесь особо хочется отметить необходимость такого управления водой и солями, чтобы качество воды сбрасываемой в реку не ухудшало ее каче-ство больше допусков и с другой стороны -обеспечить постоянное сниже-ние запасов вредных солей в почве с максимальным сохранением полез-ных солей. 3. Необходимость общественного участия в управлении и поддержании коллекторно-дренажной сети становится еще одной последующей из задач и с точки зрения необходимости усиления внимания к вопросам управле-ния солями (а не только водой) со стороны всего общества и одновременно для выработки и осуществления мер по вовлечению участия «заинтересо-ванных лиц» в его поддержание. Сегодня стало ясно, что государства не обладают необходимыми средствами для устойчивой работы дренажа, но и невнимание к нему чревато тяжелыми последствиями. За истекшие 11 лет независимости по различным оценкам площади сильно и среднезасолен-ных земель в регионе выросли на 600-800 тысяч га. Сохранились опасные очаги засоления там, где ранее было достигнуто устойчивое рассоление на фоне дренажных сетей (Махтааральская зона в Казахстане, Западная часть земель Голодной степи в Узбекистане и т.д.) В то же имеется много приме-ров, когда привлечение внимания местных администраций (например, в Бухарской области) позволяет поддерживать дренажную сеть даже с вер-тикального дренажа в достаточно хорошем состоянии. Возникает необхо-димость продумать формы общественного участия в этих работах в свете перехода на ИУВР. Возможно, необходимо в пределах каждой ороситель-ной системы или управления магистрального канала создавать наряду с общественными Советами (Комитетом) системы (канала) еще и аналогич-ный Комитет мелиоративного благополучия, который будет составлен из заинтересованных в успешной работе дренажа и будет рассматривать во-просы, связанные с поддержанием и реконструкцией этих сетей. Такое решение может быть вызвано тем, что лишь 50 % площади орошения под-вержено засолению и заболачиванию и не все водопользователи заинтере-сованы в работе дренажа, но создание специального общественного органа не только привлечет внимание всех заинтересованных к обеспечению ме-лиоративного благополучия, но и заставит думать, как добиться его мини-мальными затратами. Не секрет, что зачастую ухудшение работы каналов и дрен вызвано неправильной их эксплуатацией, невниманием к нарушени-ям, а иногда и сознательным сбросом оросительной воды в к.д.с. Создание общественных органов позволит организовать общественный контроль за поддержанием сети, организовать вклад в улучшение работы к.д.с. не обя- зательно денежными средствами, но непосредственной работой по про-мывке дренажа, по охране скважин от разграбления и раскулачивания, по организации разнообразных режимов. С помощью этих комитетов можно будет реализовать старые доморощенные методы восстановления закрыто-го дренажа промывкой непосредственно из оросительной сети, ремонт ко-лодцев и надзор за ними и много других работ. Одновременно такой под-ход поможет создать общественные правила эксплуатации, поднять ответ-ственность землепользователей за сохранение дренажа перед обществом и ввести общие правила использования дренажных вод в действие с целью экономии водных ресурсов. Устойчивость работы дренажных систем зависит от многих факто-ров. Сегодня мы имеем множество примеров очень устойчивой работы за-крытого дренажа, который показал свою огромную работоспособность да-же при нашем не всегда внимательном к нему отношении. Можно привести пример дренажной системы в бывшем колхозе Ниязова в Ферганской об-ласти, где закрытый дренаж был построен в 1950 -х годах и безаварийно существует уже почти 50 лет. Опыт показывает, что запроектированная ранее система имеет большой запас, в первую очередь, вследствие недос-таточного учета пространственного взаимодействия дренажа и орошения. В то же время на устойчивость дренажного воздействия влияет много факто-ров, которые должны найти отражение в наших анализах для понимания фактического положения дел и необходимых мер: Колебания, нестабильность и разнообразие естественных факторов оп-ределяющих величину дренажного модуля, таких как осадки, естест-венный подток грунтовых вод, испарение; Изменения антропогенных воздействий, таких как оросительные нормы, техника орошения, потери из каналов; Уменьшение работоспособности дрен в зависимости от заиления, коль-матации щелей и отверстий, уплотнение наддренных полос, разрушение труб, коллекторов и скважин; Интенсивность и время проводимых ремонтных работ. С этих позиций очень важно найти «золотую середину» между капи-тальностью строительства дренажа и периодичностью ремонтов. Понятно, что тем более надежно (а значит и дорого) выполнена дренажная сеть с позиций тщательности подбора конструкций, густоты и интенсивности дре-нажа и т.д., тем реже могут предвидеться ремонтные и профилактические работы. Здесь необходимо попытаться определить разумную степень капи-талоемкости и в то же время технического контроля системы и проведения профилактических и ремонтно-эксплуатационных работ. 5. В связи с усложняем проведения любых капиталоемких работ, большое значение приобретает анализ фактической эффективности имею-щихся и работающих систем дренажа. Появилось снова мнение о необхо-димости отказа от горизонтального закрытого дренажа, о всемерном воз-врате к открытому дренажу. Эти безосновательные разговоры, тем не ме-нее, находят поддержку у сторонников сиюминутных мер вместо создания долговременных эффектов. Трудно даже себе представить, как можно ду-мать об отказе более чем 40 тысяч км закрытых дрен в регионе и замене их на открытый дренаж. Не говоря уже о том, что невозможно выдержи-вать в открытых дренах ту глубину, которая имеется у закрытых дрен, а стало быть, необходимо загущать открытый дренаж, но это будет стоить огромных средств и потери как минимум 200 тысяч га земель по региону. При таких анализах нужно попытаться оценить не только прямые эф-фекты от работы современных типов дренажа за прошедшие годы, но и ко-личество сэкономленной воды, вторичные эффекты, связанные с уменьше-нием ремонтно-эксплуатационных работ, устойчивостью получения сель-хозкультур, а также за счет уменьшенного дренирования. Особо следует учитывать огромный социальный эффект дренажа и его экологическое значение. 6. Наконец, один из важнейших вопросов - сроки и состав проведения реконструкции дренажных систем. Многие понимают реконструкцию, как выбросить все старое и заново построить новую систему дренажа. По тако-му пути пошли, например, руководители казахского проекта реконструк-ции дренажа в Мактааральской зоне Южного Казахстана. Вместо восста-новления и очистки скважин, достаточно работоспособных, но кое-где за-кольматировшихся стреперов вертикального дренажа большого диаметра, построенных в 1970 - х годах, проектировщики приняли решение строить все скважины заново с намного меньшим диаметром скважин. Очевидно, подходы и решения должны быть очень тщательными и объективными, должны основываться в первую очередь на опыте прежних работ, анализе преимуществ и недостатков и только затем решать, какие работы должны быть проведены по реконструкции или модернизации дренажных систем.
|