Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду
Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду
2 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА» Уфимский филиал КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: "Правовые основы государственного и муниципального управления" на тему: "Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду". Выполнила: студентка 3 курса очного отделения факультета СПО спец. «ГМУ», гр.3/9 Шайхлисламова Альмира. Проверила: ст. преп., доцент, к.и.н. Нуртдинова З.Н. УФА - 2008 План: Введение 1. Экологическая обстановка в России как обоснование необходимости охраны окружающей среды 2. Экологическая политика и экологическое законодательство РФ 3. Экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду и экологическое аудирование 3.1. Государственная ЭЭ 3.2. Общественная ЭЭ 3.3. Государственный экологический контроль 4. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды Заключение Библиография Введение Одним из важнейших факторов в жизни человека является экологическая обстановка. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня за ней все чаще закрепляется определение «эпоха глобальных проблем». В этом названии -- свидетельство растущей взаимозависимости всех стран нашего противоречивого мира. Глобальные проблемы -- проблемы, касающиеся всего человечества. Они затрагивают взаимоотношения между странами мирового сообщества, отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности. К их числу относятся прежде всего: · экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды; · энергетическая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты; · проблемы Мирового океана, связанные в первую очередь с уменьшением его биологической продуктивности и загрязнением и др. Экологическая проблема как неизбежный результат про-изводства и потребления, сопровождает общественное разви-тие на всем его протяжении. Для того чтобы предотвратить экокризис, необходимы: но-вое мировосприятие, новая система ценностей, новая филосо-фия, новый образ жизни и программа конкретных действий на всех уровнях. В России до второй половины 80-х годов решения по развитию и размещению производительных сил принимались практически без учета экологических факторов. В связи с этим к концу XX века в стране возникла напряженная экологическая обстановка, а в отдельных районах и городах создалось кризисное, а подчас и катастрофическое положение. В ряде мест необратимая деградация окружающей среды зашла столь далеко, что они стали непригодными для жизни и хозяйственной деятельности. Спад производства в 90-х годах в базовых отраслях экономики не дал заметного снижения фоновой экологической нагрузки в промышленных центрах, городских агломерациях. Увеличивается рост аварийности из-за стрессовых нагрузок (невыплата зарплаты, угроза безработицы), оттока квалифицированных кадров (из районов Крайнего Севера, зон нестабильности), трудностей с обновлением оборудования (особенно импортного), что ухудшает экологическую обстановку. Актуальность темы определяется тяжелым состоянием окружающей среды в России и необходимостью обеспечения экологической безопасности населения. Оздоровление экологической обстановки в Российской Федерации затрагивает интересы каждого гражданина нашей страны и относится к наиболее острым проблемам жизнеобеспечения населения. Экологическая ситуация в России остается тревожной и сопровождается ухудшением основных показателей здоровья населения, особенно детей раннего возраста, снижением средней продолжительности жизни и ростом смертности. Среди факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения, экологический - стал одним из наиболее значимых. Цель работы - определить механизмы осуществления экологической экспертизы в России. Курсовая работа состоит из введения, 4 глав и заключения. 1. Экологическая обстановка в России как обоснование необходимости охраны окружающей среды Все доступные данные свидетельствуют о том, что экологическая обстановка в России - самая неблагополучная на земном шаре. В период гласности по меньшей мере 200 городов России были признаны экологически опасными для здоровья населения вследствие загрязнения воздуха и вод. По программе «грязные города» около 30 городов были отобраны для очистки от загрязняющих отходов производства, но эффект оказался минимальным. Ежегодно в районе Норильска, где сосредоточены богатейшие месторождения полиметаллических руд, в окружающую среду выбрасывается 2 млн. т диоксида серы, почти 2 млн. т оксида меди, 19 млн. т закиси азота, почти 44 тыс. т свинца и огромное количество других опасных для здоровья человека веществ. Продолжительность жизни в этом районе самая низкая в России. В одной из местных больниц, по данным за шестилетний период, 90% пациентов страдали различными заболеваниями легких. Эти болезни плохо поддаются лечению в условиях слабой и устаревшей системы здравоохранения. Завод по переработке никелевых руд в городе Никель на Кольском п-ове настолько сильно загрязняет окружающую среду, что соседняя Норвегия предложила выделить средства на замену устаревшего оборудования. В советское время было засекречено до 50 ядерных предприятий, и только в 1994 выяснилось, что многие местности заражены радиоактивными отходами. Взрывы отходов производства атомного оружия в Челябинской области (1957) и атомного реактора Чернобыльской АЭС близ Киева (1986) привели к радиоактивному заражению обширных территорий. Нередки случаи аварий на нефте- и газопроводах. Широко распространено загрязнение вод стоками промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В 1990-х годах в России неоднократно отмечались вспышки холеры из-за плохой очистки воды. Россия, где на сохранившиеся сплошные массивы ненарушенных экосистем приходится почти 65% площади страны (11 млн. км2), имеет ключевое значение для глобальной экодинамики. Вместе с некоторыми прилегающими территориями этот массив образует крупнейший в мире Северный Евразийский центр стабилизации окружающей среды, значение которого для восстановления биосферы Земли будет все больше возрастать. Однако 15% территории России (по площади больше, чем Западная и Центральная Европа, вместе взятые), на которой сосредоточена основная часть населения и производства, находится в неудовлетворительном экологическом состоянии, экологическая безопасность здесь не гарантирована. При этом удельные показатели негативных воздействий на окружающую среду в расчете на душу населения и единицу валового внутреннего продукта в России являются одними из самых высоких в мире. Все это подтверждает необходимость ведения экологической политики, как инструмента предупреждения негативного воздействия человека на окружающую его среду. 2. Экологическая политика и экологическое законодательство РФ Государственная экологическая политика Российской Федера-ции в области природопользования должна быть направлена на реализацию закрепленных в Конституции страны прав граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях под-держания устойчивого экономического развития, а также на решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением необходимых мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению естественных ресурсов. Ее стратегическая цель -- обеспечение неистощимого рационального использования и охраны всего комплекса природ-ных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколе-ний людей на благоприятную среду обитания, создание основы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности России. Исходя из этой цели, можно выделить следующие важные на-правления экологической политики Российской Федерации в об-ласти природопользования: 1. Государственное регулирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое должно включать совершенствование правовых и экономических рычагов приро-допользования, поддержку внедрения ресурсо- и энергосберега-ющих технологий, развитие сети особо охраняемых природных территорий, организацию эффективного государственного и об-щественного контроля за исполнением природоохранного зако-нодательства. 2. Сохранение жизнеобеспечивающих функций гео- и экосистем на основе поддержания таких антропогенных нагрузок, при ко-торых масштабы изъятия возобновляемых ресурсов не превыша-ют скорость их возобновления, а темпы использования невозобновимых ресурсов соответствуют темпам разработки их устой-чивой возобновляемой замены. 3. Приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поко-лений людей от неблагоприятного воздействия антропогенных факторов, последовательное достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения. 4. Приоритет вопросов охраны окружающей среды и устойчи-вого развития в разработке и принятии политических и экономи-ческих решений; поддержание экологической безопасности госу-дарства как важнейшего элемента национальной безопасности Российской Федерации, включая предотвращение возможных опасных последствий при развитии и размещении производитель-ных сил в процессе природопользования. 5. Восстановление свойств и функций гео- и экосистем, нару-шенных в результате хозяйственной деятельности человека, для улучшения экологического состояния среды и рационального ис-пользования их природно-ресурсного потенциала. Реализации перечисленных направлений экологической поли-тики должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области ресурсопользования и охраны окружающей среды. Российская Федерация осуществляет международное сотрудни-чество в области охраны окружающей среды по общепризнанным принципам и нормам международного права и положениям меж-дународных договоров РФ. Одной из причин негативных экологических тенденций в Рос-сии является несовершенство правового инструментария. Его от-личают фрагментарность и непрямой характер действия, что вку-пе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды. Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонару-шениях, экологическое страхование, экологическое лицензирова-ние), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их по-лезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего меха-низма, работающего на одну цель -- поддержание благоприятного качества окружающей среды. Каждое экологизированное правовое предписание Уголовно-го кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нуж-ным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружаю-щей среды. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окру-жающей среды, биологического разнообразия и природных ресур-сов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю-щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия обще-ства и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континен-тальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природо-охранное законодательство Российской Федерации. Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального приро-допользования определены в действующих законах, ко-торые условно можно разбить на четыре группы: общие законопроекты (ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе» и др.), блок законопроектов по экологической безопасности, блок законопроектов по радиационной безопасности населения, блок законопроектов по природным ресурсам. С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Фе-дерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы экологических преступлений. С 1 июля 2002 г. на территории Российской Федерации вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях. Вопросы защиты окружающей среды затронуты в гл. 7 «Административные наруше-ния в области охраны собственности» и гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях. 3. Экологическая экспертиза (ЭЭ), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическое аудирование (ЭА) Экологическая экспертиза и ОВОС являются одними из методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Разграничим эти и другие понятия. Закон Российской Федерации “Об экологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как “установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы”. При этом в действующем российском законодательстве существует определение понятия “государственная экологическая экспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона “Об охране окружающей природной среды”: "государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду". Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как “организационно-правовую форму предупредительного контроля и ... самостоятельный вид управленческой деятельности”, а эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению "... предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ ... решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)". Пока единственный действующий российский нормативный документ, регламентирующий ОВОС _ Положение "Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации" (утв. приказом Минприроды России от 18.07.94 г. № 222), определил оценку воздействия на окружающую среду как "процедуру учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества... с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности". На первый взгляд похожие друг на друга понятия имеют и некоторые смысловые различия. 1. ОВОС _ это "процедура учета" экологических требований (или обоснование _ информационная мера) при подготовке оптимального решения (в ходе проектирования), то ЭЭ _ "установление соответствия" этим требованиям уже готового проекта... и "определение допустимости" принятия решения о его реализации (т.е. разрешение _ административная мера). 2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде всего, государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического законодательства. 3. Целью ОВОС является "выявление и принятие" (т.е. разработка) необходимых природоохранных мер, в то время как цель ЭЭ _ "предупреждение" (т.е. запрет) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или нет) в результате ОВОС профилактические меры. Не имеющее пока нормативно-правового закрепления, понятие "экологическое обоснование" (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии (Минприроды) РФ как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: "доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду"). Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование в ещё большей степени, чем экологическая оценка, нацелено на проектную деятельность, фактически являющееся его составной частью (часто даже предшествует ей). Рассматривая организационный ряд ("жизненный цикл проекта"): обоснование _ проектирование _ экспертиза _ решение о реализации, можно довольно точно указать место каждого из выше определяемых мероприятий. Так, экологическое обоснование _ предваряет проектирование, являясь его начальной стадией; ОВОС (экологическая оценка) _ или входит как составная часть в проект, или проводится параллельно проектированию, подготавливая материалы для экспертизы; экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта. Существует и ещё одно мероприятие, выходящее за рамки проектной стадии жизненного цикла хозяйственной деятельности, относящееся уже к его реализации, т.е. действующему объекту. Речь идет об экологическом аудировании. Стремительно вторгающееся в российскую практику, новое для нас экспертное мероприятие, выходит за рамки не только проектной стадии, но и меры чисто экологической направленности. Также не имея нормативно-правового закрепления в российском экологическом законодательстве, "экологическое аудирование" (ЭА) по-разному определяется отечественными специалистами, в частности: как объективный независимый анализ, оценка разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности; как предпринимательская деятельность..., заключающаяся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия.... Устоявшегося определения ЭА не существует и за рубежом. Используется целый ряд терминов, обозначающих сходные с экологическим аудитом процедуры: оценка эксплуатации, обзорная оценка, экологическая ревизия, проверка соответствия экологическим требованиям и т.д. (audit, review, survey, surveillance, assessement). Наиболее часто приводят два определения ЭА: инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система... и функционирование оборудования экологическим целям, что предполагает усиление контроля..., а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, включая и соответствие нормативным требованиям...; систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка регулируемых субъектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическими требованиями. По своей сути ЭА является ни чем иным, как эколого-экономической экспертизой послепроектной стадии жизненного цикла действующего объекта (хозяйственной деятельности). В самое последнее время в России появился ещё один термин, в рамках которого делается попытка объединить все выше перечисленные эколого-экспертные мероприятия, учитывающие экологический фактор на всех этапах хозяйственной деятельности. Это предложено называть "экологическим сопровождением хозяйственной деятельности" (ЭСХД). По другому, более точным будет не "экологическое сопровождение". а "экологическое регламентирование хозяйственной деятельности" (ЭРХД). Из всего многообразия представленных понятий в рамках данной работы обсуждается только экологическая экспертиза, так как именно она юридически закреплена в российских нормативно-правовых документах. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). 3.1. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) Экологическая экспертиза -- установление соответствия наме-чаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требо-ваниям и определение допустимости ее осуществления в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, эко-номических и иных последствий. Порядок организации и проведения экологической экспертизы определен Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Экологическую экспертизу могут проводить государственные структуры и общественные организации. В том случае, когда эко-логическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами, она называется ГЭЭ. Специально уполномоченными Правительством РФ государ-ственными органами в области экологической экспертизы является некий федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (в настоящее время -- МПР России), кото-рые имеют исключительное право на проведение ГЭЭ и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области ее организации и проведения. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об экологической Экспертизе» ГЭЭ осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Прове-дение ГЭЭ обязательно для всех проектов хозяйственных объектов, а также для планов и программ территориального и отрасле-вого развития, нормативно-технических документов, законодательных актов и др. Таким образом, она требуется как на уровне проек-тов, так и на уровне стратегических документов. Проведение ГЭЭ регламентируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе», а также рядом подзаконных актов, уточняющих его положения. В этих положениях определены требо-вания к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Конкретные требования, учитывающие отраслевую и ведомственную специфику, отражены в многочис-ленных нормативных документах, рассматривающих экологические вопросы при проектировании и строительстве различных объек-тов, в том числе охраны воздушного бассейна, поверхностных и подземных вод, почв и недр, растительного и животного мира, природно-культурного наследия и пр. Общие требования к ОВОС, проводимой заказчиком, опреде-ляются рамочным «По-ложением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». Эти требования развиты в более поздней редакции Федераль-ного закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ и конкретизируются в многочисленных нормативно-право-вых актах (Земельном, Лесном, Водном и Градостроительном ко-дексах, законах, Указах Президента РФ и постановлениях Прави-тельства РФ, приказах министерств и ведомств, ГОСТах, СНи-Пах, других нормативных актах). Перечисленные документы не толь-ко формулируют различные требования к намечаемой деятельнос-ти и ее воздействию на окружающую среду, но и к порядку при-нятия тех или иных решений, аттестации методик расчетов и т.д. Приказом Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397 утвержден подробный «Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснова-ния хозяйственной и иной деятельности». Законодательством определено, что экологическая экспертиза основывается на следующих принципах: · презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; · обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реали-зации объекта экологической экспертизы; · комплексности оценки воздействия на окружающую природ-ную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; · обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; · достоверности и полноты информации, представляемой на эко-логическую экспертизу; · независимости экспертов экологической экспертизы при осу-ществлении ими своих полномочий в области экспертизы; · научной обоснованности, объективности и законности заклю-чений экологической экспертизы; · гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; · ответственности участников экологической экспертизы и заин-тересованных лиц за организацию, проведение, качество экологи-ческой экспертизы. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повтор-ная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчикам материалов требованиям Федерально-го закона «Об экологической экспертизе» и других нормативно-правовых документов, установленному Правительством РФ порядку проведения. Документация, предмет экспертизы анализируются экспертной комиссией, формируемой специально уполномоченным органом. Результатом ГЭЭ является заключение, которое может быть поло-жительным или отрицательным, причем положительное заключе-ние является одним из необходимых условий для осуществления намечаемой деятельности. Перечень объектов, для которых проведение ГЭЭ обязательно, определяется ст. 11, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Этот перечень чрезвычайно широк, охватывает мно-гочисленные виды документации проектного и стратегического уровней. К тому же ст. 11 допускает расширительное толкование, поскольку содержит ссылку на «иные виды документации, обо-сновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая спо-собна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружаю-щую среду». Наиболее подробно порядок проведения ГЭЭ регулируется «Ре-гламентом проведения государственной экологической эксперти-зы» (утвержден Приказом Госкомэкологии России от 17.06.97 № 280). Регламент определяет порядок представления документа-ции на экспертизу, порядок формирования и работы экспертной комиссии, разграничение ответственности между экспертами -- членами комиссии и специально уполномоченным органом, по-рядок утверждения заключения экспертизы и пр. Участниками (субъектами) ГЭЭ выступают: · специально уполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (орган системы Минприроды России); · экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномоченным органом по проведению экспертизы; · заказчик документации, подлежащей экспертизе, - предприятие, организация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводиться экологическая экспертиза. Государственной экологической экспертизе подлежат все пред-плановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и Мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принад-лежности, а также экологические обоснования лицензий и серти-фикатов. Созданию и регистрации предприятий с иностранными инвес-тициями, связанных с проведением крупномасштабного строитель-ства или реконструкцией, осуществление которых может оказы-вать вредное воздействие на природную среду, должна предше-ствовать экологическая экспертиза на федеральном уровне в слу-чае, когда объем иностранных инвестиций превышает 500 тыс. долл. и на уровне субъекта Российской Федерации в случае меньшего объема инвестиций. Объектом экологической экспертизы является предпроектная, проектная или иная документация, описывающая намечаемую деятельность. Она должна содержать в своем составе (Федераль-ный закон «Об экологической экспертизе», ст. 14): · материалы оценки воздействия на окружающую среду; · положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке; · заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; · материалы обсуждений объекта экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Анализ сопоставления объектов экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации показывает, что объекты экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъек-та Российской Федерации в пределах своей компетенции похожи. Однако ряд объектов экологической экспертизы присутствует толь-ко на федеральном уровне. Хотелось бы подчеркнуть, что экологическая экспертиза мате-риалов комплексного экологического обследования участков тер-риторий, обосновывающего придание этим территориям правово-го статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий, проводится только на федеральном уровне. Также на федеральном уровне проводится ГЭЭ документации по объектам, намечаемая деятельность которых затрагивает инте-ресы нескольких субъектов Российской Федерации. Примером яв-ляется документация по строительству Балтийской трубопровод-ной системы (БТС). Исключительно на уровне субъекта федерации проводится экологическая экспертиза всех видов градостроительной документа-ции, в том числе: · схемы и проекты районной планировки административно-тер-риториальных образований; · генеральные планы городов, других поселений и их систем; · проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений; · генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон; · проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов; · проекты застройки кварталов и участков городов и других посе-лений; · проекты рекультивации земель, нарушенных в результате гео-логоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ. При проведении экспертизы градостроительной и проектной документации ГЭЭ является одним из элементов государственной экспертизы. Государственной экспертизе в Российской Федерации подле-жит градостроительная, предпроектная и проектная документа-ция до ее утверждения, независимо от источников финансирова-ния, форм собственности, принадлежности и стоимости строи-тельства, за исключением отдельных жилых малоэтажных домов для одной или двух семей с хозяйственными постройками к ним, расположенных в сельской местности или пригородной зоне, стро-ительство которых осуществляется за счет средств владельцев, а также временных сооружений общей площадью менее 150 м2. Кон-троль за качеством документации таких построек осуществляется органами местного самоуправления. На федеральном уровне государственная экспертиза градостро-ительной, предпроектной и проектной документации проводится: 1) экспертным советом при Правительстве Российской Феде-рации; 2) главным управлением государственной вневедомственной эк-спертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с учас-тием следующих федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы (органы специализированной экспертизы): o Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (государственная экспертиза в области пре-дупреждения чрезвычайных ситуаций); o Министерства природных ресурсов Российской Федерации (го-сударственная экспертиза в области охраны окружающей природ-ной среды, использования и охраны водных объектов и недр); o Министерства труда и социального развития Российской Феде-рации (государственная экспертиза условий труда); o Федерального горного и промышленного надзора России (экс-пертиза промышленной безопасности и рационального использо-вания недр); o других федеральных органов исполнительной власти, уполно-моченных на проведение государственной экспертизы; 3) федеральными органами исполнительной власти, уполно-моченными на проведение ведомственной экспертизы (органы ве-домственной экспертизы) в соответствии с положениями о раз-граничении функций по государственной экспертизе и утвержде-нию предпроектной и проектной документации между соответ-ствующими федеральными органами исполнительной власти и Государственным комитетом Российской Федерации по строитель-ству и жилищно-коммунальному комплексу. На уровне субъектов Российской Федерации государствен-ная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится организациями государственной вне-ведомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов специализированной экспер-тизы. Государственной экологической экспертизе подлежит раздел «Охрана окружающей среды» объектов экспертизы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации соответственно. Государственная экологическая экспертиза проводится эксперт-ной комиссией, образованной МПР России для объектов феде-рального уровня или территориальными подразделениями МПР России для объектов уровня субъектов Российской Федерации. Результатом ее проведения является заключение государственной экологической экспертизы. Повторное проведение осуществляется на основании решения суда. Государственная экологическая экспертиза организуется и про-водится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы. В настоящее время ГЭЭ на федеральном уровне проводится Глав-ным управлением природных ресурсов и охраны окружающей сре-ды МПР России, специализированным в этой области. В регионах и субъектах Российской Федерации ГЭЭ организуют и выполняют структурные подразделения указанного Главного управления (в ранге департаментов или отделов), осуществляющие возложенные на них полномочия по объектам ГЭЭ на подведомственной территории. Основными задачами отделов ГЭЭ являются: · участие, в пределах своей компетенции, в реализации на под-ведомственной территории проводимой МПР России государствен-ной политики; · обеспечение организации и проведения экологической экспертизы по объектам экспертизы, указанным в ст. 12 Федерального |закона «Об экологической экспертизе», других правовых актах российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной де-ятельности экологическим требованиям, для определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий; · участие, в пределах своей компетенции, в разработке и реализации мер, направленных на обеспечение охраны, оздоровления и Улучшения качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов; · участие, в пределах своей компетенции, в осуществлении комплексной оценки и прогнозирования состояния окружающей среды и использования природных ресурсов; · обеспечение, в пределах своей компетенции, соблюдения фи-зическими и юридическими лицами природоохранного законодательства. Основания и случай проведения экологической экспертизы в законодательстве четко не определены. Как отмечают практики, "представляется важным дать более определенное описание случая, не ограничиваясь только перечнем объектов, подлежащих ГЭЭ...". Предлагаются критерии для определения случая ГЭЭ, к числу которых относятся: · конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требования по своему составу и объему; · решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти; · инициативное решение самого специально уполномоченного в области ЭЭ государственного органа (органа государственной ЭЭ); · решение органа местного самоуправления или результаты референдума (опроса - для ОЭЭ), выражающие мнение не менее одной трети голосов граждан, проживающих на данной территории. Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности ЭЭ, она очевидно должна проводиться во всех случаях по указанным в законе объектам _ на основании представления материалов в экспертизу. Но отсюда не следует прямое основание для её назначения, а только лишь косвенное, определяемое через права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ это решение соответствующего уровня органа управления. Единственное прямое, законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14) закона “Об ЭЭ”. На уровне подзаконных актов (в Регламенте проведения ЭЭ) основания сформулированы следующим образом _ Государственная экологическая экспертиза проводится на основании: · поручений Правительства Российской Федерации; · решений органов государственной власти субъектов РФ (для территориальных органов); · указаний руководства Госкомэкологии России; · заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе; · решения судебных органов соответствующей инстанции; · в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы. Статья 12 этого же закона конкретизирует случаи проведения повторной экологической экспертизы по объектам, ранее получившим положительное заключение ГЭЭ: изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды; доработка объектов ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ; внесение изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ; реализация объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ; Положение "О порядке проведения ГЭЭ" конкретизирует некоторые нормы Закона в отношении государственной ЭЭ, устанавливая, что ГЭЭ организуется и проводится при условиях: регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности; оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов; соответствии материалов установленным требованиям; создания экспертной комиссии и назначения приказом по специально уполномоченному органу в области ЭЭ её состава; назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях _ до 6 месяцев); выполнения Регламента государственной экологической экспертизы; информирования заинтересованных организаций о её результатах. Все вышеперечисленные условия организации и проведения экологической экспертизы применяются как в случае государственной, так и ОЭЭ. Процедура ГЭЭ закреплена её Регламентом, описывающим эколого-экспертный процесс. Регламент разработан с целью установления единых правил проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и предназначен для использования: государственными органами, организующими государственную экологическую экспертизу; экспертами государственной экологической экспертизы; заказчиками материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Регламент рекомендован для общественных организаций (объединений), осуществляющих экологическую экспертизу. Государственная экологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование государственной ЭЭ осуществляется за счет средств заказчика материалов, подлежащих ГЭЭ. Стоимость проведения государственной экологической экспертизы определяется в соответствии с нормативными документами Госкомэкологии России, утвержденными в установленном порядке (в частности, постановления Правительства). При непоступлении документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации счета на оплату, государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику с письменным уведомлением. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее, чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного поручения). В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии (ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников, обычно это - ранее назначенный ответственный исполнитель). Руководитель экспертной комиссии и ответственный исполнитель: уточняют численный состав экспертной комиссии, определяют персональный состав экспертной комиссии и формируют при необходимости группы экспертов; подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии; подготавливают техническое задание руководителям групп. Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех. Ответственный исполнитель подготавливает: техническое задание на проведение ГЭЭ; трудовые соглашения с каждым членом экспертной комиссии; проект приказа на проведение ГЭЭ и представляет его руководству Госмкомэкологии России или его территориального органа. Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказа Госкомэкологии России (его территориального органа) о проведении экспертизы. Продолжительность проведения ГЭЭ определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ по объекту экспертизы, но не должна превышать 120 дней. Ответственный исполнитель в течение 10 дней после подписания приказа о проведении ГЭЭ информирует об этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта экспертизы. Руководитель экспертного подразделения утверждает техническое задание на проведение ГЭЭ, а также технические задания руководителям групп и экспертам. Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня, реализация которых затрагивает интересы субъекта Российской Федерации, проводится с участием соответствующего территориального органа Госкомэкологии России. Участие территориального органа может осуществляться в следующих формах: территориальный орган делегирует в состав экспертной комиссии своего представителя (или нескольких экспертов); территориальный орган передает свои аргументированные заключения с выводами о возможности реализации объекта экспертизы. Члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, и подготавливают индивидуальные экспертные заключения. Проекты групповых заключений обсуждаются на заседаниях экспертных групп. Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают заключения экспертов и готовят проект сводного заключения. До проведения заключительного заседания экспертной комиссии ответственный секретарь информирует заказчика о проекте заключения государственной экологической экспертизы и приглашает на заключительное заседание экспертной комиссии представителя заказчика документации. Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители других заинтересованных организаций. Принятие решения по сводному заключению государственной экологической экспертизы проводится в присутствии только членов экспертной комиссии и сотрудников Госкомэкологии России (его территориального органа). Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации проектных решений. Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, обретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством Госкомэкологии России (территориального органа). Заключения ГЭЭ, утвержденные в установленном порядке, аннулированию не подлежат, за исключением случаев: утраты документами юридической силы в соответствии с законом; признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда. При отрицательном заключении ГЭЭ заказчик вправе обеспечить доработку документации в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на ГЭЭ. При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением ГЭЭ, результаты государственной экологической экспертизы могут быть обжалованы в судебном порядке. В данном случае повторная ГЭЭ проводится по решению Арбитражного суда. 3.2. Общественная экологическая экспертиза Государственная и общественная экологические экспертизы ре-гулируются одними и теми же законами, однако функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений суще-ственным образом различаются. При этом процедура ОЭЭ пока прак-тически не регламентирована. Организовывать участие общественности в процессе экологи-ческой оценки может инициатор деятельности или государствен-ные органы. По российскому законодательству мероприятия по участию общественности могут проводиться по инициативе самой общественности и организовываться в форме ОЭЭ. Общественная экологическая экспертиза организуется и про-водится по инициативе граждан и общественных организаций (объе-динений), а также органов местного самоуправления обществен-ными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охра-на окружающей природной среды, в том числе организация и про-ведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Феде-рации. Рассматривая общие принципы проведе-ния экологической экспертизы, установленные законодательством, можно определить, что к ОЭЭ применимо большинство из них. Обществен-ная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов ГЭЭ за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Общественная экологическая экспертиза проводится до прове-дения государственной или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при ус-ловии государственной регистрации заявления общественных орга-низаций о ее проведении. В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ дол-жны быть приведены наименование, юридический адрес, харак-тер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправ-ления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если: · она ранее была дважды проведена в отношении объекта; · она проводилась в отношении объекта, сведения о котором со-ставляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; · порядок государственной регистрации общественной органи-зации (объединения) не соответствует установленному порядку; · устав общественной организации (объединения), организую-щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на-стоящего Федерального закона; · требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, пре-дусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выпол-нены. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистра-ции заявления о проведении ОЭЭ. Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны из-вестить население о начале и результатах ее проведения. Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право: · получать от заказчика документацию, подлежащую экологичес-кой экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерально-го закона «Об экологической экспертизе»; · получать от структурных подразделений МПР России, специализированных в области экологической экспертизы, для ознаком-ления нормативно-технические документы, которые устанавлива-ют требования к проведению ГЭЭ; · участвовать в качестве наблюдателей через своих представите-лей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в прово-димом ими обсуждении заключений ОЭЭ. Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по про-ведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний. Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказ-чика техническое задание, во многом, естественно, сходное с за-данием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее. 1. Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций и ОВОС проекта. 2. Определить достоверность и достаточность представленной информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам-аналогам. 3. Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих оценок. 4. Проанализировать соответствие технических решений совре-менным требованиям. 5. Оценить экономическую эффективность предложенных при-родоохранных решений. 6. Определить соответствие намечаемой деятельности и ее по-следствий нормативным правовым актам РФ и международным обязательствам России. 7. Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации намечаемой деятельности по экологическим требованиям. Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологи-ческой экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверж-дения его специально уполномоченным государственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документа-ции, подлежащей общественной экологической экспертизе, и дру-гим заинтересованным лицам. Финансирование ОЭЭ осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделя-емых в соответствии с решением соответствующих органов мест-ного самоуправления. 3.3. Государственный экологический контроль Государственная экологическая экспертиза является организа-ционно-правовой формой предупредительного контроля. Как уже отмечалось, ее основным документом является заключение, со-держащее обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельно-сти и о возможности реализации объекта ГЭЭ. Для осуществления контрольных функций за выполнением требований заключения ГЭЭ информация о нем направляется органам государственного эколо-гического контроля, исполнительной власти субъектов и местного самоуправления. В отдельных случаях по решению государственно-го органа в области экологической экспертизы информация о зак-лючении ГЭЭ может быть направлена банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта экс-пертизы. Задачами экологического контроля являются: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выпол-нения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранитель-ного законодательства и нормативов качества окружающей при-родной среды. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружаю-щей среды» экологический контроль -- это система мер, направ-ленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспе-чение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятель-ности требований, в том числе нормативов и нормативных доку-ментов, в области охраны окружающей среды. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный экологи-ческий контроль. Правительством РФ определен особый порядок организации и осуществления государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил России, объектов вооружения и военной техники, военных объектов и воен-ной деятельности. Этот особый порядок в первую очередь касается порядка допуска уполномоченных должностных лиц, осуществляю-щих государственный экологический контроль над ними. Заключения ГЭЭ по федеральным объектам поступают для осу-ществления государственного экологического контроля в Депар-тамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды и (или) Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Федера-ции МПР России, поскольку в соответствии с требованиями Фе-дерального закона «Об охране окружающей среды» федеральные государственные инспекторы в области государственного эколо-гического контроля осуществляют контроль федеральных объек-тов. Осуществление государственного экологического контроля за выполнением заключений ГЭЭ на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил России не отличается от контроля за другими объектами. 4. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды В Российской Федерации на основании федеральных законов и иных НПА осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем: · установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; · освобождение от налогообложения экологических фондов; · передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и граждан для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; · установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов; · применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; · введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; · применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Заключение Самой острой экологической проблемой современности ока-зывается проблема выживания самой цивилизации. В ближайшее время человечество обязано сделать выбор: либо продолжать экс-тенсивное использование природных ресурсов, либо переключить экономику на экологически чистые источники минерального сы-рья и энергии. Важно осознать, что без процедуры экологической оценки и экологического сопровождения проекта вопросы экологической безопасности хозяйственной и иной дея-тельности положительно решены быть не могут. Для эффективного развития ЭО необходима организация «обрат-ной связи», дающей возможность оценить соответствие или несо-ответствие сделанных предсказаний реальному воздействию на окружающую среду и при необходимости осуществить мероприя-тия по корректировке деятельности. Эта цель достигается путем разработки по результатам ОВОС и ГЭЭ планов экологического менеджмента и программ послепроектного анализа. Завершая обсуждение вопросов экологической экспертизы, сле-дует отметить, что в ряде стран созданы специальные библиотеки или депозитарии (хранилища), в которые передаются ОВОС после завершения процесса ЭО. Эти библиотеки доступны для заинтере-сованных лиц--практиков, исследователей, студентов. Доступность таких хранилищ вносит значительный вклад в улучшение практи-ки ЭО, способствует как качественной подготовке ОВОС в конк-ретных случаях, так и развитию национальной системы экологи-ческой оценки в целом. Хранилища существенно ускоряют накоп-ление, анализ и распространение опыта в этой области. Подобные хранилища могут создаваться при соответствующих государственных органах или исследовательских центрах. В России для проектов, проходящих экологическую экспертизу федераль-ного уровня, эти функции выполняет журнал «Экологическая эк-спертиза и оценка воздействия на окружающую среду», издавае-мый с 1996 г. Библиографический список: 1. Бганба В.Р. «Социальная экология», учебное пособие, М., 2004 2. Бринчук М.М. «Введение в экологическое право», учебник, М., 1996 3. Донченко В.К., Питулько В.М. и др. «Экологическая экспертиза», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2004 4. Емельянов А.Г. «Основы природопользования», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2003 5. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования», учебное пособие, М., 2001 6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ 7. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ (с изм. и доп. от 15.04.98) 8. Комментарии к федеральным законам
|