|
Экологические права граждан
Экологические права граждан
23 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН Курсовая работа Содержание Введение. §1. Понятие и виды экологических прав человека. §2. Правовое регулирование экологических прав человека по россий-скому законодательству. §3. Защита экологических прав граждан в судебном и администра-тивном порядке. §4. Роль общественных объединений в защите экологических прав граждан. Заключение. Литература. ВведениеВопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружаю-щей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду, реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам чело-века, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благо-приятного состояния окружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью Конституция Российской Федерации 1993 г. - Ст.2..Но любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Российской Федерации.Означает ли, что с принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране будут решены, и все экологические права соблюдены ? Безусловно, нет. Потребуется детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований в данной предметной области. Целью настоящей курсовой работы является теоретическое обобщение основных положений в области регулирования экологических прав граждан. Данная цель достигается решением следующих частных задач исследования: систематизация понятийного аппарата и группирование экологи-ческих прав человека по видам; раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством; анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке; оценка роли общественности в защите экологических прав граждан. §1. Понятие и виды экологических прав человека Под экологическими правами человека понимаются признан-ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе-чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой Экологическое право России. Учебник. - М.: ИМП, 1997. - С. 227. . По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды. Основные права часто называются конституционными и фунда-ментальными. В Российской Федерации они закреплены Консти-туцией, а также международно-правовыми документами по пра-вам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна-родным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.). Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологи-ческие права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу-ция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения чело-века таких прав. Они являются правами субъективными и естест-венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рож-дения. К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно-видности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданст-ва, проживающих на территории Российской Федерации, на ра-диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др. Выделение в предлагаемой классификации категории “иные экологических прав” вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государствен-ному обеспечению и защите. Наряду с представленной выше классификацией, экологичес-кие права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Консти-туции, так и в Международных пактах по правам человека выделя-ются гражданские (личные) права; политические права; культур-ные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юри-дически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав Экологическое право России. Учебник. - М.: ИМП, 1997. - С. 246. . Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды). Политические права граждан выражают возможности индиви-да на участие в осуществлении государственной власти (посредст-вом проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государствен-ных органов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша-ющих экологические права граждан). Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня эколо-гической культуры человека. Социальные и экономические права призваны обеспечить чело-веку достойный жизненный уровень с учетом экологических ха-рактеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружаю-щей среды, право на экологическое образование. С учетом важности экологических интересов для человека, об-щества и государства, уровня развития экологических прав чело-века они должны быть выделены в качестве самостоятельной раз-новидности прав. §2. Правовое регулирование экологических прав человека по российскому законодательству. Признание и регулирование экологических прав граж-дан -- одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст. 36, 37, 41, 42), К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и приро-ды вполне могут быть применимы также некоторые другие консти-туционные права -- свободно искать, получать, передавать, произ-водить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), соби-раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон-страции, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав и свобод челове-ка и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в об-ласти охраны окружающей среды. Конституционное право каждо-го на благоприятную окружающую среду -- одно из фундаменталь-ных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с под-держанием нормальных экологических, экономических и эстети-ческих условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных формах за-крепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду. Федеральный Закон “Об охране окружающей среды” не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагопри-ятного воздействия окружающей природной среды, но и предус-мотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспе-чению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право: а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях; г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды; е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды; ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; з) осуществлять другие предусмотренные законом права Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». - Ст.11.. Ряд существенных прав граждан в области охраны окружаю-щей среды установлен иными законодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь-зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга-низм человека настоящего и будущих поколений; на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас-совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева-ний; при обращении на предприятия и в организации -- на полу-чение от них в пределах их компетенции полных и достовер-ных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья на-селения, эпидемиологической обстановке, действующих са-нитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их резуль-татах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб-ления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды; непосредственно или через своего представителя, или через общественные объединения участвовать в разработке, обсуж-дении и принятии органами государственной власти и управ-ления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Росс. газ. - 1999, 6 апреля.. С учетом высокой социальной и экологической опасности ра-диационного загрязнения окружающей среды Федеральным зако-ном “О радиационной безопасности населения” также установлен ряд прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопас-ность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осущест-вляющей деятельность с использованием источников ионизирую-щего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиаци-онной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиаци-онной безопасности (ст. 23). Представителям общественных объ-единений предоставлено право доступа в организацию, осущест-вляющую деятельность с использованием источников ионизирую-щего излучения, в порядке и на условиях, установленных законо-дательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26, граж-дане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх уста-новленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмеще-ние вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмеще-ние причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законом “О защите прав потребителей” (в редакции Федераль-ного закона от 9 января 1996 г.) установлено право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требова-ний в государственные образовательные стандарты и общеобразо-вательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приоб-рести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя -- на без-опасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его ис-пользования, хранения, транспортировки и утилизации был без-опасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу. В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека -- эко-номических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, на-учных, культурных. Права граждан на природопользование регу-лируются природоресурсными актами законодательства -- Зе-мельным, Водным, Лесным кодексами, законами “О недрах”, “О животном мире” и др. §3. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Рос-сии является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой государства его конституци-онных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основа-нии Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 ок-тября 1996 г. Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже само-стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю-чена в структуру Управления по работе с обращениями граждан. Таким образом, в действующем государственно-правовом меха-низме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело-века. В Конституции России предусмотрена система юридических га-рантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществлять-ся охрана таких прав: судебная защита прав и свобод; право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуп-равления, общественных объединений и должностных лиц; право на получение квалифицированной юридической по-мощи; право на возмещение государством вреда, причиненного не-законными действиями (или бездействием) органов государ-ственной власти или их должностными лицами; право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу-дарственные средства правовой защиты Конституция Российской Федерации 1993 г. - Ст.17.. Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражда-нина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защи-щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26). Защита экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти. Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а от-дельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защи-ты относятся: а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеют-ся в виду полномочия общих судов по рассмотрению администра-тивных споров, а также возможная организация административ-ной юстиции); б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой испол-нительной власти. Сюда следует отнести и президентский кон-троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен-ных органов; в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти; г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон-ностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуп-равления; д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с уче-том принципа разделения властей. Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Зако-ном РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.). Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в кото-рый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государст-венному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя-щие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в ме-сячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражда-нина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд -- один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани-ном не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обраще-ния в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нару-шении его прав и закон наделяет суд правом восстановления про-пущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Ува-жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд-нившие получение информации об обжалованных действиях (ре-шениях) и их последствиях. Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обосно-ванна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовле-творить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФВажная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-пра-вовых актов, конституционность которых проверяет Конституци-онный Суд РФ. Это -- федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра-вительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с за-просом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государ-ственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституци-онного Суда связана с реализацией права граждан на конституци-онную жалобу. В соответствии с Законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” правом на обращение в Конституци-онный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нару-шение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежа-щим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст. 96).По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом консти-туционных экологических прав принимается одно из двух реше-ний: о признании закона либо отдельных его положений соответст-вующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или созда-ющими возможность не соответствующего Конституции истолко-вания судом или иным органом. В случае признания закона, при-мененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обыч-ном порядке.Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской ФедерацииНарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государ-ственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уваже-ния государственными органами, органами местного самоуправле-ния и должностными лицами.Институт Уполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и осво-бождается от должности Государственной Думой в порядке, пред-усмотренном Федеральным конституционным законом от 26 фев-раля 1997 г. “Об Уполномоченном по правам человека в Россий-ской Федерации”. Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию между-народного сотрудничества в области прав человека, правовому про-свещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.Защита экологических прав и Европейский суд по правам человекаС момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граж-дане получили право обращаться за защитой нарушенных экологи-ческих прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.Обращение направляется заявителем лично либо через адвока-та в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или не-посредственно в суд. В обращении указывается заявитель, прави-тельство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво-бод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.Такими документами могут быть ответы Генеральной прокурату-ры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европей-скую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстан-ции.Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удосто-верится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавли-вает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвен-ции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязы-вает соответствующее государство принять в течение определенно-го времени предписанные ему решением Комитета меры. По исте-чении этого периода в случае невыполнения государством вынесен-ных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были пере-даны в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду, неправительствен-ным организациям и группам лиц направлять петиции непосред-ственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из сем-надцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются коми-тетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осущест-влением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.§4. Роль общественных объединений в защите экологических прав граждан.Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защи-щать свои экологические права возрастают при объединении уси-лий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.Полномочия общественных экологических объединений в об-ласти охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе “Об охране окружающей природной среды ” ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» // Росс. газ. 2002, 12 января. - Ст. 12..Экологические и иные общественные объединения, выполняю-щие экологические функции, имеют право: а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды; г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды; д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан; е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды; з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде; и) организовывать и проводить экологическую экспертизу; к) рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе; л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду; м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права. В России создано более 1000 общественных экологических фор-мирований, осуществляющих многообразную полезную деятель-ность. Одним из примеров реализации прав общественных объедине-ний в области охраны окружающей среды может служить опротес-тование Российским социально-экологическим союзом в Вологод-ском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка “Русский Север”, образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации. По иску партии “зеленых” к Правительству Ленинградской об-ласти суд признал незаконным выделение участка под садоводчес-кие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику “Линдуловская роща”. Эти земли, полученные ПО “Союз” с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой кора-бельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохрани-лись сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия “зеленых”, на чьей стороне было общество охраны природы, ука-зывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом “сантехнических вы-рубок”. Успешно для российского отделения Гринпис и населения Крас-ноярского края завершилось рассмотрение иска его представите-лей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа “О государственной поддержке структурной перестройки и кон-версии атомной промышленности в г. Железногорске Краснояр-ского края” от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству. ЗаключениеРоссийская Федерация - самое большое по площади государство мира. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой - негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой. ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: “Выживаемость русских достигла критической отметки”. Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию -- “воспроизводимые” поколения будут отличаться физиологичес-кой и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти по-коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет спо-собностей к самостоятельному мышлениюВинокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. - М.: «Просвещение», 1998. - С.210. . Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого. Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать. Литература1. Конституция Российской Федерации 1993 г. - М.: ПРОСПЕКТ, 1999.2. ФКЗ от 20.03.2001г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» // Российская газета. - 2001, 23 марта.3. ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» // Российская газета. - 2002, 12 января.4. ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне» // Российская газета. - 2002, 12 января.5. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российская газета. - 1999, 6 апреля.6. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Российская газета. - 1997, 30 июля.7. ФЗ от 7.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием» // Российская газета. - 2000, 9 ноября.8. ФЗ «Об общественных объединениях» // Росс. газета. - 1995, 25 мая.9. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. - М.: ЦЭП, 1996.10. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. - М., 1996.11. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. - М.: «Просвещение», 1998.12. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. - Р-на-Дону, «Феникс», 1996.13. Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. - М.: Экология, 1995.14. Экологическое право России. Учебник. - М.: ИМП, 1997. 15. Экологическая безопасность России (вып. 2). - М., 1996.
|
|