|
Экологическое право
Экологическое право
СОДЕРЖАНИЕ 1 ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 1.1 Окружающая среда, понятие и сущность 1.2 Природные ресурсы 1.3 Новые объекты эколого-правового регулирования 2 СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Объекты экологического права -- это окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права. Это понятие близко понятию «предмет экологического права», под которым понимается обычно определенная сфера общественных отношений, как часто пишут, «в области взаимодействия человека с окружающей средой», «по использованию и охране природных ресурсов». При раскрытии понятия объектов правового регулирования прямо указывают на окружающую среду в целом и такие ее компоненты, как вода, земля, леса, животный мир и т. п. Понятие объектов экологического права, как и однородные понятия объектов гражданских правоотношений, объектов уголовно-правовой охраны и др., необходимо для юридического обозначения и различения того, на что направлено правовое регулирование, к чему относятся те или иные правовые установления. Например, понятие животного мира, леса как объектов экологического права отделяет их от домашних животных, городских зеленых насаждений, что необходимо для установления и последующего определения их правового положения. Действующее российское законодательство дает весьма подробный перечень объектов экологического права, структурируя окружающую среду, ее компоненты либо их части и описывая их так, чтобы можно было: а) дать общую характеристику объекта по одному или нескольким критериям, охватывающим его в целом; б) отличать один объект от другого; в) определить, к какому объекту относится тот или иной феномен, вид, вещество, растение, живое существо и пр. Традиционно выделяются три группы объектов правовой охраны: а) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, б) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; в) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания. То есть объектами охраны выступают компоненты (элементы) окружающей среды, биосферы, либо взятые в отдельности, либо образующие специфические структуры, например экосистемы, Мировой океан и др. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. такой подход в принципе сохранен. При этом проведено разделение объектов охраны на: компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы; объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. В связи с этим возникает ряд вопросов, например: по каким основаниям континентальный шельф и исключительная экономическая зона подлежат «особой охране» в отличие от животного мира, земли, вод и т. п.; существуют ли в наше время природные ландшафты и комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию; являются ли объектами охраны, упомянутые в ст. 1 Закона природно-антропогенные объекты, т. е. «природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение», природная среда и окружающая среда? Если Федеральный закон все же подразумевает, что окружающая среда и является самостоятельным объектом охраны, включая такие ее признаки, как качество, состояние, то приходится констатировать, что он не регулирует ее охрану. Наконец, при сравнении перечня объектов, подлежащих особой охране (ч. 3 ст. 4 Закона), и гл. IX «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» видно, что они не совпадают. 1.1 Окружающая среда, понятие и сущность Понятие окружающей среды анализируется с естественно-научных, обществоведческих и правовых позиций. Смежными являются термины «природа», «природные ресурсы», «естественная среда», «окружающая природная среда», «среда обитания». Различные авторы подчеркивали разные стороны понятия «окружающая среда», выделяя наиболее важные моменты, в частности: окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, т. е. созданных природой, но в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; это весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество. Окружающая среда существует как целое, взятое в разных масштабах и в разных сочетаниях, а не только как совокупность отдельных элементов, природных ресурсов и природных объектов. Подчеркивается, что окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и иных. В законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии среда обитания понимается как «совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека», а в перечень этих факторов включены биологические, химические, физические, социальные и иные, оказывающие или могущие оказать воздействие на человека и на состояние здоровья будущих поколений. 1.2 Природные ресурсы Данное понятие является одним из базовых для экологического, водного, земельного, горного и лесного права. Единого подхода, объединяющего естественно-научные, экологические, правовые (как научные, так и нормативные) аспекты, до настоящего времени не выработано. Анализ структуры и содержания экологической и природно-ресурсных отраслей законодательства, регулируемых ими правоотношений бесспорно позволяет выделить: 1) землю, 2) недра, 3) леса, 4) животный мир, 5) воды, 6) атмосферный воздух, 7) континентальный шельф, 8) морскую среду, 9) растительный мир вне лесов, 10) особо охраняемые природные территории и объекты как совокупность природных ресурсов в определенных границах, обладающих специальным правовым статусом, характеризующихся экологической значимостью. Все они, кроме особо охраняемых территорий, являются природными ресурсами, олицетворяющими физическое бытие какого-либо из элементов окружающей среды, рамки которого могут ограничиваться территориальными, естественно-географическими, правовыми и иными признаками, не характеризующимися индивидуально-определенными признаками. Следует отличать понятия «природный ресурс» и «природный объект», который выступает как индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды. Земля -- природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля выступает в качестве природного объекта и природного ресурса, охватывает все виды земельных угодий независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей. Но режим охраны отдельных категорий земель различен. В ЗК РФ подчеркивается, что объектами земельных отношений выступают не только земельные участки и их части как природный ресурс и природный объект. Недра -- часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения человеком. Смежными понятиями являются запасы полезных ископаемых, полезные ископаемые, гидроминеральные ресурсы, минеральные ресурсы. Воды -- природный ресурс, понимаемый как воды, участвующие в круговороте в качестве химического соединения кислорода и водорода, существующие в жидком, твердом и газообразном состоянии, а также как вся вода, находящаяся в водных объектах (объектами правовой охраны являются поверхностные и подземные воды, источники питьевого водоснабжения). Атмосферный воздух -- компонент биосферы, элемент окружающей среды, природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли. Морская среда -- море (морские воды), минеральные и живые ресурсы (морские биоресурсы), неразрывно связанные со средой обитания. Для экологического права имеют значение правовой, статус и особенности морского пространства (внутренние моря, территориальное море, открытое море, исключительная экономическая зона и т. п.). Континентальный шельф -- природный ресурс, морское, океаническое мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболее продуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами. Животный мир -- возобновляющийся природный ресурс, совокупность живых организмов, населяющих временно или постоянно территорию РФ, находящихся в состоянии естественной свободы (звери, птицы, водные биоресурсы, т. е. пресноводные и морские рыбы, водные животные, морские звери, беспозвоноч^ ные, насекомые и др.). Леса (лес) -- возобновляемый природный ресурс, совокупность лесной растительности, земли, животного мира, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение. Растительный мир (вне лесов) -- природный ресурс, важный компонент биосферы, тесно связанный с животным миром, климатом, почвой. Смежные понятия: растительность, растительное сообщество. 1.3 Новые объекты эколого-правового регулирования Учитывая тенденции развития экологического права (и международного, и регионального, и национального), следует подчеркнуть, что возникает проблема, требующая правотворческих, правореализационных и научных решений,-- изменение круга объектов правового регулирования. А. С. Шестаков отмечает, что принятие Декларации по окружающей среде и развитию, Конвенции о биологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климата символизирует новый этап развития международного экологического права и, более того, формирование глобального экологического права. Образующие его акты направлены на регулирование отношений по предметам, которые затрагивают все страны мира без исключения. Это уже не просто многосторонние договоры или соглашения, касающиеся отдельных видов объектов или воздействий на окружающую среду, а «инструменты, призванные определять позиции человечества по феноменам планетарного масштаба». Поэтому следует как минимум выделить в качестве особого объекта правового регулирования биологические ресурсы, биоразнообразие, экосистемы, безопасность человека, глобальные экологические услуги и др. А. С. Шестаков указывает, что после 1992 г. (подписание) и 1995 г. (ратификация) Россией Конвенции о биоразнообразии (этот термин (или смежные понятия) появился более чем в 100 актах федерального законодательства, а задача его сохранения предусмотрена в ст. 2 Лесного кодекса, ст. 3 Водного кодекса. Биологические ресурсы -- генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность либо ценность для человечества. Генетические ресурсы -- генетический материал, т. е. любой материал растительного, животного, микробиологического или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности и представляющий фактическую или потенциальную ценность. В последние годы в российской литературе активно обсуждается вопрос о необходимости включения в число объектов правового регулирования (и соответственно в предмет экологического права) экологической безопасности и экологического правопорядка. Экологическая безопасность -- состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере взаимодействия с окружающей средой. Экологический правопорядок -- вид правового порядка, определившегося в гражданском обществе как результат и состояние существующей совокупности правоотношений, сложившихся по поводу охраны среды обитания человека и рационального, бережного использования природных ресурсов, объектов и комплексов, главным назначением которого является обеспечение экологической безопасности населения и территорий России. Биобезопасность генно-инженерно-модифицировнаных организмов -- отсутствие фактического или прогнозируемого нежелательного воздействия на окружающую среду модифицированного организма в сравнении с исходным немодифицированным организмом. Экологические услуги -- виды деятельности, состоящие в целенаправленном проведении природоохранительных мероприятий одним субъектом права (государством, международной организацией, юридическим лицом и т. п.) в пользу другого (иных) субъекта (человечества, группы государств, отдельного государства и т. п.). Они могут носить глобальный характер (например, в случае сохранения биоразнообразия). На Конференции в Найроби 2000 г. отмечалось, что, с одной стороны, биоразнообразие оказывает глобальные услуги человечеству, с другой -- его сохранение также является глобальной услугой человечеству, хотя пока оба эти момента не находят адекватного признания и отражения в рамках существующих экономических и политических отношений и моделей. При этом важно, что наивысшая степень биоразнообразия присутствует в основном в менее развитых в экономическом отношении регионах (странах). В связи с этим специалисты в области международного права окружающей среды (А. С. Шестаков) ставят вопрос о возможности для России использовать этот новый правовой институт -- оказание глобальных услуг по сохранению биоразнообразия на основе адекватного возмещения их со стороны мирового сообщества. Дело в том, что Россия обладает большим потенциалом биоразнообразия: около 60% площади страны -- это малозатронутые массивы экосистем вне особо охраняемых территорий (которые составляют около 5%). Тем самым обеспечивается экологический баланс не только на континенте Евразия, но и на всей планете. Малоизмененное, т. е. естественное биоразнообразие, характерно для отсталых экологически депрессивных районов РФ с низкой плотностью населения и неразвитой инфраструктурой. И здесь возможны два варианта их развития: традиционное освоение индустриально-урбанического типа или же сохранение биоразнообразия с отказом от индустриализации (с учетом потенциальных убытков и затрат на их сохранение и т. п.). Конечно, такого рода решение должно быть тщательно обдумано, так как его принятие и реализация могут привести к стагнации, способствовать еще большему отставанию страны, дальнейшему развитию иждивенческих настроений в масштабах государства и населения России, наконец, к нарушению принципа равенства настоящих и будущих поколений. Примеры такого рода проблем и способов их решения уже имеются. Это торговля квотами на выброс вредных веществ в атмосферу, когда индустриально развитые страны покупают право на выброс у других стран или ввозят на территории отсталых стран опасные отходы для их захоронения, оплачивая тем или иным образом эту экологическую услугу. В РФ в 2001 г. также было принято решение о предоставлении экологических услуг, связанных с переработкой и захоронением опасных (радиоактивных) отходов. 6 июня Государственной Думой РФ были приняты Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в ст. 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"», «О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» и подписаны Президентом РФ 10 июля 2001 г. Указанными актами введены новые для отечественного законодательства понятия: «тепловыделяющие сборки ядерного реактора», т. е. машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии и ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции, и «облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора» т. е. облученные в ядерном реакторе, извлеченные из него и содержащие отработавшее ядерное топливо тепловыделяющие сборки, а также «временное технологическое хранение», т.е. временное хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в специально приспособленных хранилищах в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними, осуществляемое на условиях гражданско-правовых договоров. Оговорено, что порядок их ввоза и вывоза определяется Правительством РФ, но, главное, разрешается их ввоз на территорию страны, что коренным образом изменяет политику в области экспорта опасных (радиоактивных) отходов в России. Статья 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» изменениям не подверглась, но новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» запрещает в абз. 4 ч. 2 ст. 51 ввоз опасных и радиоактивных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания, а в ч. 4 ст. 48 формулирует исключение: ввоз в РФ из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ, в случаях, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством РФ, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта. В данном пункте Закона также указывается, что необходимо «принимать во внимание» приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов или «обеспечить» их возвращение, но не раскрываются конкретные правовые механизмы того и другого. Что касается законодательного регулирования программ реабилитации, то фактически они являются формой «расплаты» за услуги по захоронению радиоактивных отходов. Об этом достаточно много говорилось и независимыми специалистами, и в средствах массовой информации, причем не только в известном своей острокритической позицией еженедельнике «Зеленый мир», но и во многих других. К числу глобальных экологических услуг относятся также прекращение производства и сокращение применения озоноразрушающих веществ. Широко известно, что отнюдь не все страны выразили готовность соблюдать условия Венской конвенции, Киотского протокола, а дискуссии по этому поводу приобретают острейший политико-экономический характер. Региональными экологическими услугами можно считать отдельные мероприятия, реализация которых сказывается на состоянии окружающей среды в пределах одного региона, нескольких государств, отдельных компонентов окружающей среды. Например, это разведение и выпуск в Каспийское море миллионов мальков осетровых, осуществляемые Россией -- единственной из государств, добывающих осетров в Каспии. Российское законодательство довольно часто употребляет термин «услуги природоохранного назначения». В узком смысле это проведение работ, предназначенных только и исключительно для достижения цели охраны окружающей среды и оказываемых на возмездной основе в самых различных сферах природопользования, народного хозяйства и иной социальной, экономической, правовой деятельности. Экоаудит -- разновидность экологических услуг. Это вид деятельности, заключающийся в анализе соответствия деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта нормативно-методическим, инструктивным и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. В последнее время делаются попытки «перевода» некоторых объектов, традиционно охраняемых теми или иными отраслями права, в число объектов экологического права. Так, в Законе Республики Башкортостан «О домашних животных» от 28 марта 1997 г. вводятся понятия: животные, т.е. все представители зоологического подтипа позвоночных животных, а также беспозвоночные, обладающие развитой нервной системой, способные испытывать чувство боли; домашние животные -- т. е. зоологические виды, кроме животных, оставленных без попечения, в том числе бродячих, одичавших; экзотические животные -- представители нехарактерных и непривычных для местных условий видов животных, содержание которых представляет особую сложность; дикие животные в неволе -- т. е. особи, изъятые из естественных для них условий и содержащиеся человеком в условиях ограниченной свободы; синантропные животные -- животные, не содержащиеся человеком, но обитающие в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека; лабораторные животные -- предназначенные для проведения экспериментов или демонстраций. Примеры, свидетельствующие об общих тенденциях расширения круга объектов экологического права, можно продолжить, но понятно, что они могут порождать и новые виды деятельности, ранее не существовавшие (или не привлекавшие внимания) явления, процессы, свойства чего-либо, наконец, могут объединять и обобщать частные признаки и объекты, укрупняя их, или, наоборот, разбивать их на ряд более мелких единиц, нуждающихся и специальном правовом регулировании. 2 СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Экологическое законодательство, т. е. совокупность норм, устанавливающих требования в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, всем своим содержанием предназначено для: 1) граждан, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее (все граждане страны, каждый человек может настаивать на применении норм экологического законодательства); 2) физических лиц, принимающих и реализующих определенные экологически значимые решения, совершающих акты экологического поведения; 3) юридических лиц как коллективного субъекта, принимающего и реализующего экологически значимые решения и действия, несущего ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения. Понятно, что такие решения и действия осуществляются поведением физических лиц, но, как известно, в ряде случаев нужно принимать во внимание именно специфику статуса и поведения коллективного субъекта эколого-правовых отношений. Именно юридическим лицам в первую очередь адресованы требования законодательства об охране окружающей среды. Правоспособность юридического лица в сфере экологических отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. По общему правилу юридические лица становятся участниками данных правоотношений с момента предоставления им в собственность или пользование природных ресурсов, т. е. возникновения у них прав на природные ресурсы, или с момента начала осуществления хозяйственной деятельности; 4) лиц, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные (предполагается, что правовые нормы тем самым программируют их действия); 5) правоприменителей (следователей, прокуроров, судей и должностных лиц, наделенных правом применения административных санкций), т. е. для лиц, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.; 6) лиц (индивидуально или коллективно), осуществляющих право- и нормотворчество. Несомненно, каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве. Степень его освоения и, главное, реакция на него, отношение к закону, использование его положений практически являются и должны быть различными. Граждане -- не специалисты в области экологического права, не обладающие специализированными обязанностями и функциями в сфере экологического законодательства, могут иметь общее представление о нем. Кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ -- «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» -- и выполнения отдельных требований они не должны совершать каких-либо дополнительных действий. В то же время граждане, как в индивидуальном порядке, так и коллективно, в том числе объединения граждан, имеют право инициировать проведение общественной экологической экспертизы, обращаться, например, в суд с иском о защите своих экологических прав, о прекращении вредной для окружающей среды деятельности, в прокуратуру с заявлениями, жалобами, письмами, в которых сообщаются сведения о нарушениях экологического законодательства. К числу таких сведений относится информация о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц органов государственной власти и управления, предприятий и организаций, которые причинили или могут причинить ущерб окружающей среде, о фактах совершения экологических преступлений отдельными гражданами, а также о нарушениях экологических прав человека. Направленная информация подлежит обязательной проверке, в результате которой либо возбуждается уголовное дело (или административное производство, осуществляемое уполномоченными на то органами), либо дается обоснованный и мотивированный отказ на заявление, жалобу или иное обращение, либо разъясняются порядок обжалования принятого решения, право обращения в суд (в порядке гражданского судопроизводства). В настоящее время создана законодательная база для защиты гражданами Российской Федерации своих конституционных экологических прав. Предусмотрена судебная защита прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), в том числе установленных ст. 42 Конституции РФ (право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением); сформирован правовой механизм обжалования действий и решений органов государственной власти и управления, должностных лиц, издающих нормативно-правовые и правоприменительные акты, а также совершающих иные действия, если своей деятельностью они нарушают экологические права граждан, вплоть до рассмотрения вопроса Конституционным Судом РФ. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с дополнениями от 14 декабря 1995 г. устанавливает возможность обжалования действий и решений всех государственных служащих, а не только должностных лиц, а также бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, должностных лиц, государственных служащих и других субъектов. Значителен объем правовых актов, обеспечивающих защиту прав граждан на получение экологической информации. Таким образом, в настоящее время наряду с другими правовыми средствами и механизмами существуют реальные методы защиты прав и интересов граждан. Именно поэтому они являются наиболее представительной группой адресатов экологического законодательства. Физические лица, совершающие экологически значимые поступки, должны более предметно, чем рассмотренная выше категория, знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера. Это влечет необходимость организационного обеспечения самой возможности знать закон, реализации правовой презумпции знания закона. Соответственно содержание норм об экологических требованиях для этой группы адресатов экологического права должно быть представлено в виде управленческой, технологической информации. Юридические лица, в ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться требованиями экологического законодательства (ныне в случае нарушения ими этих требований они могут быть привлечены не только к гражданско-правовой, но и к административной ответственности). Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В первую очередь это работники специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, природоохранительных инспекций, природоохранительных служб предприятий и организаций и др. Специфическую группу составляют представители средств массовой информации. Так или иначе, в той или иной юридической форме эти лица должны обеспечивать исполнение природоохранных норм в плане как соблюдения охраняемого порядка деятельности, так и создания условий для их реализации и для самой реализации. Для них обязанность знания норм дополняется освоением (в разной, разумеется, степени) механизма их применения, в особенности побуждения к исполнению правовых предписаний. Сколь обширна эта группа субъектов экологического права, можно судить хотя бы по перечню органов, их должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях и рассматривающих дела о них. Это (в соответствии со ст. 23.3, 23.10, 23.13-23.29, 23.31-23.34, 23.36-42, 23.49, 23.52, 23.53, 23.56-23.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) органы внутренних дел, пограничной службы, государственного экологического контроля, органы рыбоохраны, государственные семенные Инспекции, органы государственного энергетического надзора и многие другие. Некоторые из названных структур ограничены по штатной численности несколькими сотнями человек, некоторые (как лесная служба) насчитывают сотню и более тысяч сотрудников, реализующих в пределах своей компетенции контрольно-надзорные полномочия в области охраны окружающей среды. Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения. В равной степени они обязаны владеть знаниями и навыками, необходимыми для применения норм уголовного, гражданского и других отраслей права в конкретных случаях и в рамках существующих правоохранительной и судебной систем. Это связано с использованием экологически значимой информации, освоением огромного массива экологического законодательства, обращением к возможностям экологической экспертизы и т. п. Субъекты экологического правотворчества. Эта группа обозначается по другим критериям. Их можно выделять в зависимости от подхода к определению источников экологического права: широкому и узкому. В первом случае ими являются не только органы государственной власти, уполномоченные на создание российского экологического законодательства (Федеральное Собрание, Президент, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления), но в пределах своей компетенции -- суды, международные организации, физические и юридические лица, вступающие, например, в договорные отношения общего характера, заключающие трудовой договор, принимающие устав, статут, иной акт и пр. Во втором случае речь идет о субъектах принятия законодательных и нормативно-правовых актов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.). 3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. 4. Бринчук М. М. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. 2001. №2. С. 22--26; 5. Бринчук М. М., Дубовик О. Л. О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // Экологическое право. 2001. № 3. С. 23--29; 6. Дубовик О. Л. Экологическое право: Учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 7. Современное экологическое право в России и за рубежом /Под ред. О. Л. Дубовик. М., 2001. 8. Шестаков А. С. Биологическое разнообразие: регулирование использования и охраны в международном праве // Экологическое право. 2001. № 2. С. 48--55; 9. Шестерюк А. С. Экологическое право и вопросы кодификации экологического законодательства Российской Федерации // Экологическое право. 2001. №2. С. 26-29. 10. Экологическое право России / Под ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева. 11. Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Боголюбова. М, 2000;
|
|