БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Экология настоящего дня

Экология настоящего дня

5

Оглавление

  • Введение
    • 1. Экология настоящего дня
      • 2. Экология как предмет
      • Заключение
      • Список литературы
Введение

Современное определение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Два альтернативных определения данной науки:

· Экология -- познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология -- это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.[2]

· Экология -- биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.

Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно.

Классическая экология включает в себя три подраздела:

· Аутэкология -- раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде).

· Демэкология -- раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой.

· Синэкология -- раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.

Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология также изучает среду, в которой они живут, и её проблемы. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания.

1. Экология настоящего дня

В многочисленных публикациях показано, что населению Земли в настоящий день угрожает несколько экологических катастроф: глобальное потепление, исчезновение целых видов животных и растений, загрязнение гидросферы, атмосферы и литосферы и демографический взрыв.

Насчёт зарождения данных катастроф существует несколько гипотез, но наиболее популярная из них - вмешательство человека в природу.

В поддержку этой гипотезы говорят и 4 основных закона экологии Б. Коммонера:

1. Всё связано со всем

2. Всё должно куда-то деваться

3. Природа знает лучше -- закон имеет двойной смысл -- одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.

4. Ничто не даётся даром.

Вопреки этим законам человек создал (и продолжает создавать) все условия для того, чтобы безвозвратно нарушить экологическое равновесие.

Опасность необратимых изменений природной среды в отдельных регионах Земли стала реальной из-за возросших масштабов хозяйственной деятельности человека. СМИ не устают оповещать граждан о том, что во многих регионах нашей страны наблюдается устойчивая тенденция к многократному, в десятки раз, превышению санитарно-гигиенических норм по содержанию в атмосфере окислов углерода, азота, пыли, токсичных соединений металлов, аминов и других вредных веществ. Особо остро проблема стоит в городах. Имеются серьезные проблемы с мелиорацией земель, бесконтрольным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений, чрезмерным использованием пестицидов, гербицидов. Происходит загрязнение сточными водами промышленных и коммунальных предприятий больших и малых рек, озер, прибрежных морских вод. Из-за постоянного загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительности происходит деградация экосистем, сокращение продуктивных возможностей биосферы.

Загрязнение среды обитания вредно отражается на здоровье людей, приносит значительные убытки народному хозяйству. В последнее врем обстановка ухудшилась настолько, что многие районы объявлены районами экологического бедствия.

Другая опасность связана с дефицитом чистой пресной воды. Известно, что промышленность потребляет 3000 км3 пресной воды в год, из которых примерно 40% возвращается в цикл, но с жидкими отходами, содержащими продукты коррозии, отработанное масло, органику, частицы золы, смол, технологические сбросы, в том числе вредные компоненты типа тяжелых металлов и радиоактивных веществ. Эти жидкости растекаются по водным системам, причем вредные вещества депонируются в фитоценозах, донных отложениях, рыбах, распространяются по трофическим, т.е. пищевым цепям, попадают на стол человека. Расход пресной воды на сельскохозяйственные нужды - орошение, ирригацию стал в некоторых районах столь велик, что вызвал крупные необратимые сдвиги в экологическом равновесии целых регионов. Среди других экологических проблем следует упомянуть риск нарушения озонового слоя, загрязнение Мирового океана, деградацию почв и опустынивание зернопроизводящих районов, закисление природных сред, изменение электрических свойств атмосферы.

По данным Всемирного союза охраны природы (The World Conservation Union) на 2008 год за последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных, а 23 % млекопитающих и 16 % птиц в мире находятся под угрозой вымирания. С начала 80 годов в среднем 1 вид/подвид животных исчезал ежедневно, а вид растений -- еженедельно.

Несмотря на все перечисленные и ещё множество неперечисленных экологических проблем, в настоящее время человек не только не прекращает губительную для природы деятельность, но даже создаёт новые, ещё более опасные для всего живого научно-технические изобретения.

Такие, как, например, атомная бомба, которая не только одномоментно уничтожает всех представителей животного и растительного мира на большой площади, но также ещё длительное время спустя не позволяет жизни в этом пространстве начать вновь развиваться. Несмотря на эту опасность, мирового запаса атомного оружия хватит на то, чтобы уничтожить полностью не только планету Земля, но и ещё шесть ей подобных.

К сожалению, угроза уничтожения для человечества возможна не только "благодаря" военной сфере, но также из-за деятельности всех отраслей промышленности и даже из-за человеческого быта.

Но ещё более страшным оказывается осознание не только того, что человек осознанно создаёт угрозу для себя и всего живого, но и того, что такая угроза порой возникает по незнанию или же в результате ошибки. Подобное произошло на Чернобыльской АЭС, где авария возникла из-за отключения работниками станции устройств безопасности.

Что же необходимо сделать, чтобы человек осознал губительность результатов своей деятельности для природы? Как не допустить очередной экологической катастрофы, возникшей также в результате ошибки?

Ответ прост: необходимо научить людей печься не только о ежеминутных благах, но и задумываться о благе для природы.

2. Экология как предмет

В настоящее время экология вводится, как самостоятельный предмет, не только в школах и гуманитарных вузах, но и в технических университетах, что порой вызывает удивление.

Но где, как не в технических вузах, необходимо изучать предмет, который неразрывно связывают с понятием "Защита окружающей среды"?

Очевидно, будущие инженеры, будущие проектировщики заводов, домов, средств передвижения - это дети и молодые люди. Они же - будущие защитники окружающей среды. Поэтому то, насколько оберегающими природу будут технологии будущего, непосредственно зависит от того, насколько создатели этих технологий посвящены в вопросы защиты окружающей среды. То есть, насколько они хорошо изучили такой предмет, как экология.

Заключение

Для меня полезность изучения экологии заключается не только в том, насколько хорошим специалистом я стану. Слова из известного произведения Артура Конана Дойля:

"Человеческий разум подобен чердаку. Глупый человек тащит туда нужное и ненужное", - являются для меня чужими и малопонятными.

Нельзя заранее узнать, какие знания пригодятся человеку, а какие нет. Зато сегодня научно доказано, что человек в точности запоминает всё, что когда-либо слышал или прочёл.

Так что знания, которые изначально могут показаться "лишним грузом", никогда не стоит отвергать.

Я изучаю всё, что мне интересно изучать и что мне изучать помогают, и с удовольствием познаю мир.

Список литературы:

1.
С.И. Колесников Экология: Учебное пособие.

2. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met20/node2.html

3. Материал из Википедии - свободной энциклопедии: http://ru.wikipedia.org





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011