БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Экономика и планирование природопользования

Экономика и планирование природопользования

16

Содержание

Введение

1. Социально-экономические аспекты природопользования

2. Планирование природопользования

3. Методы и механизмы экономического регулирования

Заключение

Список литературы

Введение

Научная дисциплина экономика занимается изучением процессов управления хозяйством в материальном производстве и непроизводственной сфере. Целью такого изучения является познание и использование экономических законов для эффективного развития народного хозяйства в стране и ее регионах, для чего вырабатываются механизмы взаимоотношений государства и субъектов хозяйственной и иной деятельности, закреплённые нормативно-правовыми актами. Экономика природопользования, как раздел этой дисциплины, исследует объективные законы и закономерности развития природы и общества, разрабатывают научно обоснованные методы адаптации социально-экономических систем к биосферным процессам, формируя нормы их взаимодействия.

Экономика природопользования изучает проблемы наиболее эффективного использования природных ресурсов в хозяйственной и иной деятельности общества, а также методы анализа и обоснования наиболее рациональных технологий, предотвращающих, минимизирующих или ликвидирующих ущерб от загрязнения окружающей среды. Одновременно с этим она вырабатывает рекомендации по перестройке структур потребления и разработке экологически безопасных продуктов.

1. Социально-экономические аспекты природопользования

В сфере экономики можно выделить макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика - раздел экономической теории, который изучает общие для всей экономики явления и причины их возникновения. Она использует для этого агрегированные (всеохватывающие) показатели и их связи. Главные задачи национальной экономической деятельности сводятся к обеспечению стабильных цен, полной занятости, длительного экономического роста, справедливого решения социальных проблем общества и эффективного распределения ресурсов. Их решение существенно влияет на благосостояние как общества в целом, так и всех его граждан.

Следует подчеркнуть взаимосвязь и взаимообусловленность указанных задач, что затрудняет выделение из них какой-либо основной. На разных этапах развития экономики первостепенное значение может приобретать одна вполне определенная задача, от решения которой зависят успехи и в решении других, не менее важных экономических проблем социального, производственного и экологического характера. С точки зрения рационального природопользования наиболее важной в настоящее время является задача эффективного распределения ресурсов, которое связано с их ограниченностью, а также со стремлением получать больше продукции из имеющихся ресурсов, не допуская при этом образования значительного количества отходов.

Неблагоприятная экологическая обстановка, которая во много создаётся вследствие стремления собственников к своим эгоистическим целям, препятствует реализации целей макроэкономики. Хищническое использование ресурсов приводит к росту цен на продукцию (товары, оборудование и пр.) и услуги, закрытию ряда производств. Возможно также сокращение числа рабочих мест и при ликвидации экологически неблагополучных предприятий. В этих условиях невозможно рассчитывать на длительный экономический рост и справедливое распределение доходов. Более того, такие тенденции способны привести к экономическому упадку. В подобной ситуации неизбежно вмешательство государства в частный сектор экономики. При этом государственные структуры стремятся исправить положение на нерегулируемом рынке, чтобы обеспечить решения пяти упомянутых выше задач макроэкономики.

Микроэкономика - раздел экономической теории, связанный с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. В центре внимания здесь находятся производители и потребители, отношения между предпринимателями и государством.

Рыночное предприятие в своей деятельности преследует цели, которые можно сформулировать следующим образом:

- удовлетворение потребностей общества, (в противном случае продукция или услуги данного предприятия не найдут сбыта и предприятие окажется банкротом);

- получение прибыли, необходимой для удовлетворения потребностей работников предприятия и развития деятельности самого предприятия;

- повышение эффективности производства, за счет чего достигается снижение затрат на выпуск продукции, улучшение ее качества или услуг, т.е., в конечном итоге, обеспечивается их конкурентоспособность на рынке.

Стремление получить любой ценой желаемую прибыль зачастую приводит к принятию экологически неоправданных решений. Препятствиями на этом пути могут стать природоохранное регулирование, введение платежей за выбросы и нерациональное использование ресурсов, специальное налогообложение. Перечисленные меры вместе с платежами за использование ресурсов, за размещение отходов на свалках, загрязнение водоемов и воздуха сокращают размер прибыли предприятия и неблагоприятно влияют на его экономику.

Так, обезвреживание стоков и выбросов связано с необходимостью установки дополнительного оборудования и его обслуживанием, что, естественно, приводит к затратам, иногда значительным, влияющим на конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Определенные затраты неизбежны и при комплексной переработке сырья, и при осуществлении рециркуляции технологических потоков. Создание санитарно-защитной зоны вокруг предприятия требует размещения жилых и общественных зданий за пределами такой зоны. Для населения, которое оказалось в санитарно-защитной зоне, также должно быть предоставлено жилье за ее пределами. Крупные капитальные затраты в этих случаях, существенно снижают его финансовые результаты.

Экологические проблемы обусловлены как выбросами в окружающую среду, так и потреблением ресурсов. Например, добыча полезных ископаемых значительно воздействует на окружающую среду, нарушая ландшафты, загрязняя почву, водоемы и воздух. При этом процесс извлечения сырья, как правило, сопровождается потреблением энергии, количество которой зависит от способов и технологий добычи, вида транспортных средств, применяемых при добыче и доставке сырья предприятию и т.п. Велики неблагоприятные воздействия на природу и при обогащении первичного сырья, в процессе этого формируются отходы. Их размещение обычно требует значительных площадей, а в некоторых случаях и специальных хранилищ. Наконец, само использование полезных ископаемых в каком-то одном производстве исключает возможность изготовления другой продукции, для которой необходимо тоже самое сырье. Таким образом, экологические проблемы, связанные с потреблением ресурсов, существуют на всех стадиях производства готовой продукции.

Комплексное использование определенного вида сырья предполагает получение на его основе вполне конкретных разных полезных материалов и изделий. Оно делает ненужным добычу других видов сырья для получения тех материалов и изделий. Выгода очевидна: из одного вида сырья изготавливают несколько наименований полезной продукции. При этом сырье, которое прежде использовалось в устаревших технологиях, остается в недрах земли для будущих поколений. Кроме того, важно подчеркнуть, что при комплексной переработке сырья существенно уменьшаются неблагоприятные воздействия на окружающую среду за счет снижения отдельных расходов сырья и количества образующихся выбросов, сбросов и отходов. Последнее достигается благодаря внедрению новых, более современных технологий производственных процессов. С позиции микроэкономики подобные технологии повышают эффективность производства и увеличивают прибыль предприятия за счет сбыта всех продуктов комплексной переработки. Однако следует отметить, что в настоящее время далеко не всегда сырье может быть использовано комплексно из-за отсутствия экономически целесообразных и экологически эффективных технологий. Поэтому предприятия вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях ограниченности ресурсов.

Макро- и микроэкономику, несмотря на различие в масштабах деятельности, объединяет проблема эффективного управления и использования природных, экономических, финансовых и трудовых ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом. В этой проблеме следует выделить две особенности: во-первых, ресурсы, предназначенные для создания продуктов производства и потребления небезграничны - они всегда ограничены, а во-вторых, материальные потребности общества, его структур и, в конечном итоге, каждого человека, в противоположность предыдущей особенности, безграничны. Таким образом, ограниченность ресурсов, обусловленная рамками объективной реальности была и остается главным и весьма важным условием существования и развития общественного и личного благосостояния.

Такое положение приводит к тому, что перед обществом и отдельным человеком возникает задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных целях. В процессе выбора стратегии развития, вызванного ограниченностью ресурсов, в условиях рынка приходится решать следующие задачи: сколько следует производить продукции и как при этом распределить и использовать ресурсы в производстве; что следует производить для наиболее полного удовлетворения потребностей общества; как, то есть с помощью каких технологических способов производить необходимую продукцию, работу, услуги и пр.; кто должен получать продукцию.

Ответы на эти вопросы способны разрешить дилемму "безграничные потребности - ограниченные ресурсы".

Природопользование роднит с экономикой то обстоятельство, что природа и ресурсы общества, равно как и экономические ресурсы, ограниченные, а потребности в них - безграничны. Поэтому экономика природопользования по существу решает те же макро- и микроэкономические задачи: "сколько", "что", "как" и "кто", осложненные требованиями охраны окружающей среды.

Ограниченность ресурсов имеет абсолютный характер, так как заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей человечества. Если бы ресурсы были не ограничены, то не было бы необходимости заботиться об их рациональном распределении между различными целями, повышать эффективность их использования, стремиться к их экономии.

Сам по себе рыночный механизм может лишь ослабить, смягчить ограниченность ресурсов. Поэтому в условиях такой ограниченности конкуренция целей расходования ресурсов обостряется, и долг государственных органов придать ей цивилизованную направленность, в результате чего могут быть успешно решены проблемы рационального природопользования.

2. Планирование природопользования

Необходимость планирования природопользования вытекает из требований реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

План в обычном понимании - это документ, в котором представлена система взаимосвязанных действий, направленных на достижение каких-либо целей и решение конкретных задач (например, рационального природопользования), а также последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий с указанием сроков их выполнения. В плане могут быть отражены содержание, объемы и способы выполнения работ, раскрывающие пути реализации плана. Подобного рода документы в области природопользования могут создаваться в масштабах государства, региона (группы или субъекта федерации, территорий, муниципальных образований, отдельных предприятий). Планы могут определять решение проблем природопользования топливно-энергетического, горно-металлургического, агропромышленного комплексов и др. В некоторых случаях проблемы природопользования решаются на основе программно-целевого планирования. Планы, в зависимости от сроков их действий, подразделяются на краткосрочные (1 - 3 года), среднесрочные (4 - 9 лет) и долгосрочные (10 и более лет). Создание того или иного типа плана диктуется сложившейся экологической обстановкой и требованиями по ее улучшению.

Принципиально важным становится сочетание территориальных и отраслевых планов природопользования, основу которых составляют договорные отношения между предприятиями и местными органами самоуправления (к примеру, долговременные экономические нормативы по природопользованию: плата за пользование ресурсами, плата за выбросы загрязняющих веществ, поступления в целевой фонд местного бюджета этих средств и пр.). В результате развития и укрепления связей предприятий с местными органами самоуправления на территории достигается комплексное социально-экономическое развитие, которое обеспечивает рациональное использование территориальных ресурсов, а также создание экологических объектов для многих предприятий, расположенных в городе или промышленном узле. Общая заинтересованность в снижении антропогенных нагрузок на природную среду способствует ускорению внедрения достижений научно-технического прогресса природопользования, составляющих базу наукоемких, высокотехнологичных, природосберегающих производств и технологий.

Хорошо организованное взаимодействие территорий и предприятий позволяет создать предпосылки экономного бережного отношения к природным ресурсам за счет минимизации отходов на всех этапах производства. Такими этапами являются: изъятие ресурсов из природной среды, их использование (снижение удельных норм), утилизация (повторное и последовательное использование единицы ресурса в интересах многих потребителей, как на данном предприятии, так и в процессе кооперирования предприятий для рационального природопользования).

Независимо от значимости экологических проблем и задач, объемов работ, связанных с их решением, планы природопользования должны предусматривать:

- неистощительное использование невозобновимых ресурсов;

- рациональное использование невозобновимых ресурсов.

Реализация таких подходов способна гарантировать внедрение комплексного природопользования, ориентированного на достижение целей устойчивого развития Российской Федерации и предусматривающего научно обоснованные экологические методы разработки минеральных, водных, земельных, лесных и других ресурсов.

Внимание разработчиков планов природопользования должно быть сосредоточено на максимально полной выработки извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов за счет сокращения отходов, образующихся при их добыче и переработке, до минимума.

Планирование природопользования всегда должно быть направлено на снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, что предполагает уменьшение выбросов в атмосферу, сбросов в водные источники, а также отходов, размещаемых в литосфере. Параллельно в планах большое внимание уделяется реализации проблем ресурсосбережения, в частности, снижению удельных показателей по энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг, а также производству товаров, рассчитанных на длительное использование до наступления износа.

Работа по созданию планов природопользования будет считаться успешной, если их реализация обеспечить качество атмосферного воздуха, воды и почвы в соответствии с нормативными требованиями.

В планах природопользования значительное место должно уделяться разработке мероприятий по решению энергетических проблем, острота которых в Российской Федерации определяется, с одной стороны, повышенной энергоемкостью промышленного производства и социальных услуг, а с другой - ограниченностью топливных ресурсов, их неравномерным распределением по территории страны.

В последнее время большую весомость приобретают проблемы, обусловленные негативным воздействием транспорта на окружающую среду.

В этой связи необходимо включение в планы природопользования мероприятий по модернизации и развитию экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и систем контроля, а также новых видов топлива, в том числе неуглеродного.

Планирование, как процесс, всегда начинается с анализа исходного и прогнозируемого состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, что позволяет определить ключевые экологические проблемы. Исходные материалы и данные для такого анализа могут быть получены на основе оценки воздействия на окружающую среду.

Важным этапом планирования, базирующимся на результатах анализа, является ранжирование проблем охраны окружающей среды и природопользования, определяющих стратегические цели экологической политики на основе критериев с учетом степени риска, обусловленного загрязнением окружающей среды. При этом могут быть использованы следующие критерии:

- ущерб здоровью людей;

- ущерб продуктивности природных ресурсов;

- ущерб экосистемам;

- ущерб производственным мощностям и объектам жизнедеятельности.

Следующий этап планирования связан с оценкой и ранжированием мероприятий (инвестиционных проектов), направленных на решение проблем охраны окружающей среды и природопользования.

Для этого обычно применяются следующие характеристики:

- экологическая эффективность мероприятий;

- экономическая осуществимость мероприятия;

- организационная обеспеченность мероприятия.

Значительную часть работы при планировании природоохранной деятельности составляет определение источников и механизмов финансирования конкретных природоохранных мероприятий (инвестиционных природоохранных проектов).

В качестве механизмов финансирование наиболее часто используются безвозмездные субсидии, предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям из бюджета разных уровней.

В плане природопользования следует уделять внимание и тем трудовым ресурсам, которые связаны с реализацией плана, предусмотрев для этого непрерывное совершенствование экологических знаний производственного персонала, а в случае необходимости - переподготовку или повышение квалификации участников внедрения запланированных мероприятий.

Для анализа материалов в ходе планирования природопользования могут использоваться не только расчетные методы, но и методы экспертных оценок.

В заключение необходимо подчеркнуть, что на всех этапах создания плана природоохранной деятельности следует обеспечивать согласованность разрабатываемых мероприятий с действующими целевыми программами, как по содержанию самих мероприятий, так и по срокам их реализации.

3. Методы и механизмы экономического регулирования

Экономические отношения в системе взаимодействия "общество - природная среда" связаны с удовлетворением потребностей в природных ресурсах и сохранением природно-ресурсного потенциала. Формирование таких отношений предполагает адекватность затрат на охрану и воспроизводство природных ресурсов, объектов природы в масштабах их потребления и в процессе природопользования. На всех этапах этого процесса необходима целенаправленная деятельность по обеспечению оптимальных пропорций между потреблением, использованием природных ресурсов, природных объектов и их охраны, воспроизводством. Такую деятельность может обеспечить система, соответствующая целям рационального природопользования. Обычно она включает комплекс организационных и экономических средств, механизмов, действий. Работа такой системы направлена на учет экологических факторов, на разработку экономических мер стимулирования рационального природопользования в функционирующей экономике с достигнутыми технологиями производства и природопользования, на использование в механизме хозяйствования экономических предпосылок, факторов и условий, согласующихся с новыми экологическими требованиями.

Экономическое регулирование в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охрану и защиту в условиях рыночных отношений предполагает привлечение бюджетных и внебюджетных средств, необходимых для осуществления природоохранной деятельности.

Действующий Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" отнес к числу основных методов экологического регулирования установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также возмещение вреда окружающей среды. Сюда же следует отнести и определение лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Введение платности за природопользование обусловлено необходимостью аккумулирования в специальных фондах средств, расходуемых на финансирование природоохранных мероприятий в интересах потребителей и пользователей природными ресурсами. Эти средства используются и для стимулирования рационального природопользования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, а также для уменьшения техногенных нагрузок на окружающую среду, для снижения и предотвращения ущерба, наносимого природной средой.

Система платежей за природопользование включает платежи за природные ресурсы, за размещение отходов, за возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями, а также штрафы за нарушение норм и правил рационального природопользования.

Платежи за право пользования природными ресурсами представляют собой форму реализации экономических отношений между собственником (владельцев) природных ресурсов и их пользователем. Полученные средства направляются на социально-экономическое развитие территорий.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов представляет собой форму возмещения бюджетных ассигнований и затрат (специализированных хозрасчетных организаций) на осуществление этого вида деятельности, связанного с сохранением природно-ресурсного потенциала.

К методам экономического регулирования относятся также методы, применяемые для экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов, а также воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Среди прочих методов регулирования экономических отношений в области рационального природопользования широко применяются методы, направленные на предоставление налоговых и иных льгот.

Природные ресурсы должны не только удовлетворять потребности нынешнего и будущего поколений, но и обеспечивать соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия его жизнедеятельности. Решение этих глобальных задач определяется эффективным действием экономических механизмов в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов. Некоторые из этих механизмов уже созданы, часть из них нуждается в совершенствовании, другие - в ближайшем будущем - предстоит еще разработать и внедрить в практику природопользования и охраны окружающей среды.

Возможны и другие эколого-экономические подходы в оценке планируемых мероприятий (проектов), в которых определяющими критериями выступают экологическая эффективность, техническая и экономическая обоснованность, реализуемость.

Заключение

Как заявила Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию при ООН ("комиссия Брутланд"): "Человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности". Для того чтобы осуществить такое развитие, как заявила комиссия, "экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей, но её рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты". Поэтому задачи, решение которых обеспечивает устойчивое развитие народного хозяйства, исключительно сложны в современном мире. Экономическое развитие не может остановиться, однако оно должно пойти по одному пути, не допускающему столь активного разрушения окружающей среды. Другими словами, экономическое развитие должно осуществляться в условиях ограничений, которые определяются:

- возможностями окружающей среды по природным ресурсам и ее аккумулирующей способности;

- уровень технологий, зависящих от современных достижений науки и техники;

- степенью развития общества, его способностью решать социальные, экономические и экологические проблемы, отражающие национальные способности, которые в первую очередь связаны с ростом населения, здоровьем экологических систем и др.

С развитием общества и его возможностей рамки ограничений раздвигаются. Однако следует иметь в виду, что сами ограничения при этом не исчезают.

Список литературы

1. Нормативные акты

Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 2. Ст. 133.

2. Учебная литература

Глухов В.В., Лисичкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии: Учебник. СПб.: Специальная литература, 1997.

Экология: Учебник / Под ред. Г. В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. М.: Логос, 2005.

3. Периодические издания

Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.А., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования // Закон и право, 1998.

Экологической безопасность РФ // Зеленый мир, 2001. № 1 -2.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011