Формирование системы экологического менеджмента на предприятии
Формирование системы экологического менеджмента на предприятии
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМСеверодонецкий институтКУРСОВАЯ РАБОТАСеверодонецк 2008 г.СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Фактор экологии и его влияние на развитие человечества 1.1 Теоретические аспекты проблематики системы «экономика-экология» 1.2 Формирование благоприятных условий труда на предприятии 2. Эффективное экологическое предпринимательство в экономической системе Украины 2.1 Проблемы формирования механизма финансирования предприятий, осуществляющих природоохранную деятельность 2.2 Экологизация производства - основная стратегия предприятия 3. Современные методические принципы формирования системы экологического менеджмента на предприятиях Украины Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Внедрение в жизнь методической базы, которая базируется на современных научных принципах и теории открытых систем, ее широкое использование на всех этапах перестройки социально-экономической системы, включая наработку природоохранной базы, создание системы эффективного административного управления, осуществления реформирования экономики и переход ее на ресурсосберегающий и малоотходный режим работы, может обеспечить основу для более динамичного перехода общества к принципам устойчивого развития. Такая ориентация в окончательном итоге выдвигает в разряд приоритетных теоретические и практические вопросы организации нового уровня жизнедеятельности - рациональной, эффективной и безопасной как для человека и окружающей естественной среды, так и для населения страны, континента, планеты. Сегодня в основе жизнедеятельности человека лежит практика ведения хозяйства, которое базируется на привлечении в хозяйственное обращение значительного объема природных ресурсов. Это осуществляется с помощью техники и технологий соблюдением общепринятых норм, приемов и принципов ведения хозяйства. Иначе говоря, это технология ведения хозяйства, которое применяется отдельным человеком, группой людей, обществом, а также совокупность технологий отдельных отраслей или экономики определенных стран. Предусматривается, что современные технологии должны ориентироваться на соблюдение принципов и законов биосферы. В первую очередь речь идёт об уменьшении объема отходов производства, о создании таких технологий, когда бы отходы отдельных базовых производств становились для других производств полуфабрикатами или сырьем. Ведь и в биосфере отходы одних биологических видов используются другими как источник их развития. Таким способом в биосфере реализуются принципы самоорганизации, которые нужно воплощать и в организации современного жизненного уклада общества. Первоочередные задания должны направляться в первую очередь на то, чтобы сохранить обновительный потенциал естественной среды, не допуская при этом разрушительных изменений в системах с уже искусственно созданными социально-экономическими стандартами. Такая ориентация в развитии приведет к рождению новой тенденции. Речь идет о том, что традиционный макропоказатель развития экономики страны - производство валового внутреннего продукта (ВВП) - приобретет новое содержание. Продукт будет рассматриваться не сколько как товар, а больше как услуга. То есть будет учитываться цикл - от производства внутреннего товарного продукта к его использованию потребителем с обязательной дальнейшей его утилизацией после того, как он потеряет или исчерпает свои потребительские качества. Это даст возможность в перспективе выйти на оценку производства ВВП как на показатель, который характеризует в целом коэффициент полезного действия экономики. Для Украины сегодня чрезвычайно актуальным является обеспечение эффективного механизма экологизации национальной экономики с дальнейшим выходом на потенциальную возможность перестройки принципов постоянного развития. Доныне все мероприятия по решению в Украине экологических проблем предлагались как отдельные предложения, не связанные с ключевыми вопросами социально-экономического развития страны. Потому сегодня чрезвычайно актуально оценить именно реальны возможности и перспективы выхода Украины на путь устойчивого развития. Необидно также учитывать реальное состояние дел в государстве, в том числе потенциал имеющихся ресурсов та возможность применять механизмы и технологи эффективного их использования. В государстве ухудшается экологическое состояние. Даже отдельные позитивные проявления снижения выбросов в воздушный бассейн за счет сокращения производства не улучшают общей экологической ситуации в стране. Это в первую очередь свидетельствует о том, что антропогенная нагрузка на окружающую среду значительно превышает её экологическую ёмкость. Кроме того, наблюдается, например, такая негативная тенденция, как постоянное сокращение потенциала восстанавливаемых ресурсов. Под отвалы, отходы, шлаконакопители и тому подобное уже изъято более чем 0,3% земель от общей площади территории страны. И эти площади постоянно увеличиваются. В летний сезон в Украине постоянно, ограничивается использование рекреационных ресурсов из-за неудовлетворительного санитарно-эпидемиологического и экологического состояния в зонах рекреации подавляющего большинства морского побережья. Участились случаи загрязнения поверхностных водоемов, которые являются единственными источниками питьевого водоснабжения. Только конкретные действия, которые не будут увеличивать, а наоборот, будут уменьшать общее экологическую нагрузку на экологическую вместимость окружающей естественной среды, обеспечат предпосылки для стабильного улучшения экологического состояния в Украине. Стратегия последующего развития должна быть направлена, главным образом, на комплексную реструктуризацию экономики, что обеспечит постоянные позиции одновременно в экономической и экологической сферах. Однако для обеспечения флуктуативного перехода всей социально-экономической системы к качественно новому состоянию, близкому к возможному эволюционному развитию, необходимо также в то же время обеспечить улучшение целеустремленных позитивных трансформаций социальной, политической и духовной сфер для рядового гражданина государства. Этого на переходном этапе можно достичь ликвидацией всех препятствий в создании мощного сектора сферы предоставления услуг, удовлетворения бытовых и подавляющей части духовных и социальных потребностей населения, то есть значительной части непосредственной окружающей среды человека. Именно такая сфера может наиболее положительно повлиять на социальный климат каждого гражданина нашего общества. Актуальность темы заключается в острой необходимости оптимизации предпринимательской деятельности с учётом экологических аспектов. Цель работы состоит в поиске наиболее оптимальных методов и решений проблемы загрязнения окружающей среды отходами различных предприятий. Объектом исследования служит предприятие, предметом - отношения предприятия и природной среды. Структурно курсовая работа состоит из трёх разделов. Первый раздел раскрывает общие закономерности формирования системы экологического менеджмента на предприятии, его формирование, функционирование и развитие. Второй раздел описывает сущность украинской модели экологического менеджмента, выявляет и раскрывает его преимущества и недостатки. Третий раздел носит рекомендательный характер по вопросам усовершенствования системы экологического менеджмента на предприятиях Украины. 1. ФАКТОР ЭКОЛОГИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Современное состояние эколого-экономического развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Это природоёмкий тип развития, который базируется на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Экономическое обоснование природоохранных мероприятий нуждается в подходе, который предусматривает обязательный учет внешних эффектов: · полное охватывание всех социальных, экологических экономических результатов природоохранных мероприятий в разных сферах народного хозяйства как в ближайшее время, так и на перспективу; · полное охватывание всех расходов, связанных с осуществлением разных вариантов природоохранных мероприятий; · учет фактора времени при оценке расходов и результатов природоохранных мероприятий; · межотраслевой подход с учетом необходимости экономии расходов и обеспечения как самого эффективного использования природных ресурсов в масштабах рассматриваемой территории (района, области, страны). Общий эффект природоохранных мероприятий оказывается в таких сферах: · материального производства как прирост объема прибыли или снижения себестоимости продукции; · непроизводственной сфере, как экономия расходов на выполнение работ и предоставление услуг; · личного потребления как сокращения расходов личных средств населения, вызванных загрязнением окружающей среды. Следует отметить важность изменения потребительского поведения людей. Переход к устойчивому развитию допускает ограничение потребностей в товарах и услугах в отличие от техногенного развития из его максимизацией потребления. Лозунги типа «Больше потребляйте!», «Каждому второму члену семьи - по автомобилю!» явно вступают в противоречие с возможностями биосферы. Для изменения потребительского поведения важными являются экологическое воспитание и воссоздание природных ресурсов. Часто институциональный фактор не рассматривается, однако для устойчивого развития эта составляющая очень важна. Культурные традиции, религия, институты собственности и тому подобное влияют на выбор эколого-экономической политики. Например, в некоторых восточных странах вода считается даром Бога и потому нельзя устанавливать на нее цену и плату за ее использование, то есть нельзя использовать те экономические инструменты, которые являются очевидными для рационального природопользования. Все это делает индивидуальным формирование стойкого типа развития в каждой стране при сохранении его общих принципов. Экологический результат природоохранной деятельности характеризуется снижением негативного влияния на окружающую среду и оказывается в уменьшении объемов загрязняющих веществ, попадающих в биосферу, увеличении количества и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных, водных, биологических и других природных ресурсов. Социально-экономические результаты базируются на экономии и предотвращении потерь природных ресурсов, а также в сфере личного выживания и предусматривают повышение экологического комфорта проживания, условий жизнедеятельности населения и, в конце концов, увеличении национального богатства и благосостояния; улучшение физического состояния человека и снижения заболеваемости, увеличения продолжительности жизни; удовлетворение невещественных (культурных, эстетических, образовательных) потребностей человека; поддержка экологического равновесия; создание благоприятных условий для роста творческого потенциала личности, повышения уровня ее сознания. В научной литературе до этого времени отсутствовала общепринятая мысль, что стоит понимать под экологической безопасностью и по каким критериям отличать ее от понятия охраны окружающей среды. Действующее законодательство Украины также не выделяет критериев их разграничения, хотя этой теме и посвящен раздел XI Закона Украины «Об охране окружающей естественной среды». В чем единодушны как законодатели, так и ученые, так это в том, что необходимость разработки этого направления в сфере взаимодействия общества и природы предопределена развитием антропогенной деятельности. Потому к приоритетным направлениям обеспечения экологической безопасности причислена борьба с загрязнением естественной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с уничтожением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов, радиоактивным загрязнением, создание экологически чистых технологий, рациональное использование природных ресурсов. Охрана окружающей среды - это сложный социальный процесс, который охватывает разные общественные отношения, которые объективно складываются для решения разных жизненных проблем. К одной из них принадлежит экологическая безопасность, которая воспроизводит специфическую сферу общественных отношений из осуществления экологически опасной деятельности на современном этапе, что и может быть направлением дальнейших научных исследований в теории современного экологического менеджмента нашего государства. 1.1 Теоретические аспекты проблематики системы «экономика-экология» Традиционно вопросы экологии и экономики рассматривались отдельно (как в правительственных, так и в научных кругах). Связь между экологической наукой, с одной стороны, и управление производством - с другой, демонстрирует экологический менеджмент, который ориентирован на достижение оптимального соотношения между экологическими и экономическими показателями. О необходимости апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента отмечается в Экологическом Акте, Британском стандарте в отрасли систем экологического менеджмента, требованиях к экоаудиту, международных стандартах систем экологического менеджмента. Значительная деградация окружающей среды, негативные социально-политические и технологические изменения обусловили появление нового мышления, изменение приоритетов, взглядов в научных и профессиональных кругах. Это касается экологического менеджмента. Для преодоления неблагоприятного влияния быстрых изменений при реализации экологических программ необходимо вопрос экологической безопасности рассматривать системно, охватывая три важные подсистемы: естественную, экономическую и социальную. Внедрение такого подхода на каждом предприятии будет способствовать созданию конкретных экологических моделей и методов управления ими с целью управления равновесием системы. Дискуссионным является вопрос взаимосвязи экономики, экологии и здоровья. По большей части экономическая дискуссия продолжается по поводу того, что человек может быть здоровым только при здоровой экономике, поскольку длительный экономический рост - предпосылка достижения индивидуального благосостояния. 1.2 Формирование благоприятных условий труда на предприятии Во всем мире экологический менеджмент воспринимается в тесной взаимосвязи с обеспечением качества продукции, производственной безопасности и благоприятных условий труда. Рассмотрим детальнее одну из важных проблем экологического менеджмента - создания благоприятных условий труда. Основными критериями качественного оборудования рабочего места является гарантирование безопасности и уменьшение вредного влияния на здоровье работников. В индустриальных обществах усовершенствования технологии все в большей степени угрожает экологической системе, а следовательно, и человечеству. Экологические катастрофы (например, на Чернобыльской АЭС) наглядно продемонстрировали риски, связанные с индустриализацией тогда как повседневные опасности для здоровья в производственных условиях многих людей воспринимаются как должное. Пока рабочая сила кажется неисчерпаемой в краткосрочной перспективе, очевидно будет тяжело осознать и стимулировать действия, направленные на улучшение условий труда. Но в странах, где уже чувствуется недостаток рабочей силы и придется привлекать работников-эмигрантов (например, Сингапур, Малайзия, Тайвань), вопросы качества условий труда приобретает все большее значение. Существуют много разных путей улучшения условий труда: одни из них касаются безопасности механизмов и собственно процесса работы, другие -профессионального здоровья и техники безопасности, как, скажем, использование устройств, которые обеспечивают защиту здоровья. Виллис Голдбек, исполнительный директор Вашингтонской бизнес-группы по вопросам здоровья, различает четыре поколения программ содействия здоровью на рабочем месте. 1. Программы первого поколения инициировались по различным причинам, что не касались здоровья. Политика относительно курения, например, была актуальной сверх века потому, то есть намного раньше от того, когда гиблое влияние курения на здоровье стало очевидно. 2. Программы второго поколения появились тогда, когда стало возможным перенесение механизмов распознавания факторов риска и вмешательства на рабочие места (представление помощи вследствие отдельных болезней или факторы риска одной группы населения). 3. Программами третьего поколения предлагается совокупность методов с целью обеспечения более всеобъемлющих вмешательств для разнообразных факторов риска на всех работников. 4. В программах четвертого поколения оздоровление становится как компонентом, так и руководящим принципом для корпоративной стратегии здоровья. Оздоровительная стратегия объединяет все виды деятельности, стратегии и решения, которые влияют на здоровье работников, их семей, обществ, в которых расположена компания, и потребителей, покупательные решения которых определяют соответствующий успех компании на рынке. Как видим, развитие программ содействия здоровью в США описано как учитывая его историю, так и современное состояние. Однако четвертое поколение программ иллюстрирует подход, который лишь в отдельных случаях реально воплощается в жизнь. В программах первого - третьего поколений не учитываются последствия условий труда, которые могут вредно влиять на здоровье работников. Условия работы, то есть качество работы плюс условия жизни работников, играют намного более важную роль в осуществлении изменений, которые способствуют здоровью на рабочем месте. Как иллюстрации комплексного подхода к содействию здоровью на рабочем месте можно привести две программы: Шведскую инициативу реформы труда и программу содействия здоровью на рабочем месте (Австралия). 1. Шведская инициатива реформы труда. В Швеции законодательство, которое касается профессионального здоровья, безопасности и содействия здоровью на рабочем месте, разработано очень обстоятельно. Производственные отношения между работниками и работодателями являются объектом национального законодательства. Стандарты профессионального здоровья и безопасности очень высоки; работники все в большей степени вовлекаются в решение вопросов здоровья, условий труда и рабочего места. Содействие здоровью принадлежит к компетенции департаментов профессионального здоровья и безопасности. Дизайн рабочего места и рабочего процесса должен быть ведущим заданием профессионального здоровья и безопасности в Швеции. Пример концерна “Volvo” стал достаточно известен специалистам этой отрасли. 2. Содействие здоровью на рабочем месте в Кливленде (Австралия). Ключевые аспекта содействия здоровью на рабочем месте: · вовлекать работников в планирование, принятие решений, организации и внедрение программ содействия здоровью на рабочем месте; · необходимо, чтобы содействие здоровью на рабочем месте было совместной деятельностью, разделенной между работниками и работодателями, а специалисты в сфере здравоохранения играли роль посредников; · необходимо учитывать особенности структуры рабочего места, а также то, какие изменения могут быть сделаны с целью улучшения здоровья. Австралийские ученые рекомендуют применять в промышленности новые принципы движения за охрану здоровья путем: · включения проблемы здоровья в общую политику; · создания безопасной окружающей среды рабочего места; · предоставление возможности рабочим быть представленным в комитетах по вопросам здравоохранения и безопасности; · развитие навыков здорового образа жизни с помощью образования; · предоставление преимущества предотвращению заболеванием перед лечением. Условия рабочего места - достаточно важный фактор, который влияет на социальное, умственное и физическое состояние работников. Здоровая окружающая среда на рабочих местах обязательно будет способствовать улучшению здоровья и морального состояния работников, повышению продуктивности их труда. И наоборот, нездоровые и опасные условия труда могут повлечь увеличение расходов в поддержку здоровья и снижение продуктивности труда. Таким образом, решение вопросов содействия здоровью работников на рабочем месте должно стать одной из важных сфер интересов специалистов в отрасли управления. 2. ЭФФЕКТИВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ УКРАИНЫ При нынешних условиях политического и социально-экономического развития Украины особое значения приобретают активизация развития и рационализация предпринимательства. С этим связываются постепенный выход страны из экономического кризиса, наполнение рынка качественными отечественными товарами и решение социальных проблем. Осуществляемые в Украине социально-экономические превращения предопределяют необходимость существенного реформирования хозяйственных, административно-управленческих, производственно-хозяйственных, кредитно-финансовых и других отношений предпринимательства как материальной базы обеспечения жизнедеятельности государства. Отдельные позитивные сдвиги, которые происходят в экономическом процессе, еще не обеспечивают необходимое развитие производства, привлечения к хозяйственному обороту имеющихся материальных ресурсов, накопленных и замороженных резервов развития производительных сил, колоссального человеческого потенциала, особенно молодежного и интеллектуального. Необходимость таких изменений повседневно декларируется из самых массовых источников информационного пространства, но реально они не происходят. Принимаются экономически необоснованные или половинчатые мероприятия, которые тормозят продвижение к цивилизованному рынку. Неотложными остаются проблемы инвестирования предпринимательства, наличия массовой безработицы, особенно молодежной. Возобновление и развитие производственных и других обслуживающих предпринимательство отраслей при наличии соответствующих естественно ресурсных, материальных, социальных и исторических предпосылок. Невзирая на существенную деградацию природы в Украине сохранились уникальные естественные экологические системы, энергетические топливные ресурсы и материалы, которые являются ценными даже в планетарном масштабе. При рациональной природоохранной структуре землепользования и соответствующего уровня развития сельскохозяйственного производства, наша земля в состоянии прокормить до 320 млн. людей. Однако такие возможности тормозятся нерациональной системой государственного управления, несовершенством правовой регуляции и финансово-кредитного обеспечения предпринимательства, особенно молодежного. В Украине, начиная с 20-х годов прошлого века сложилась крайне нерациональная для самодостаточного развития структура народнохозяйственного комплекса, неспособная удовлетворить материальные и культурные потребности общества, и в то же время влечет к губительным для жизни и здоровья людей антропологическим загрязнениям окружающей среды и варварского чрезмерного исчерпания природных ресурсов. Именно эти проблемы связаны с национальной безопасностью Украины, социально-экономическим развитием, обеспечением здоровья нынешних и грядущих поколений. Их решение должно быть положено в основу научно-мониторинговых, аналитических наблюдений, прогнозных программно плановых разработок на разных уровнях государственного, регионального и отраслевого управления. Характер природопользования постоянно изменяется и пребывает в тесной взаимосвязи с уровнями экономики, культуры, науки, техники и экологической образованности населения. Длительное время человечеству навязывались принципы бездуховной, потребительской концепции мирового «прогресса», что привело к истреблению национальных ценностей, этносов и их духовного наследия, к разрушению традиций, моральной деградации человечества и как следствие - заострение экологических ситуаций. И это или в наибольшей степени наблюдается в Украине, где существует избыточная нагрузка на природу ради удовлетворения потребностей производства, которое приводит к колоссальным расходам и перемещениям энергии, веществ как на Земле, так и в биосфере, к существенным изменениям естественных ландшафтов, нарушения естественных связей и равновесия, которое сложилось на протяжении тысячелетий. Потому должно быть закономерное развитие предпринимательства с учетом экологических, естественно ресурсных факторов и соответственно пересмотрена государственная политика относительно концепций, принципов и путей развития предпринимательства. В Украине мае быть создана широкая программа екологизации предпринимательства и системы мониторинговых, менеджерских, консалтинговых структур и учреждений по предоставлению услуг по развитию экологического предпринимательства, чтобы избежать дальнейшего неурегулированного исчерпания (истребления) природных ресурсов, загрязнения окружающей среды. Нынешний минерально-сырьевой потенциал Украины базируется почти на 100 видах полезных ископаемых, разведанных в 4,5 тыс. месторождениях. До 50% ВВП связано с добычей и переработкой сырья, которое является экологически опасным и экономически невыгодным для государства. В горнодобывающих отраслях сосредоточенно до 30% капитальных вложений. С вывозом минерального сырья связано до 35% экспортных поступлений. Чтобы не допустить последующего истребления национальных богатств, необходимо разработать специальную программу устойчивого развития, которая будет предусматривать достаточное воспроизводство, эффективное и природосберегающее предпринимательство. Украина принадлежит к странам с высоким научным потенциалом. Это прежде всего признанные в мире научные школы, весомые, временами уникальные достижения во многих сферах - разработке новых материалов, биотехнологий, радиоэлектроники, физике низких температур, ядерной физике, авиа - и космической технике, электросварке, информатике, телекоммуникациях и связи и тому подобное. При таком потенциале и благосклонной политике к отечественному товаропроизводителю наше государство должно было бы занимать ведущее место среди самых развитых стран мира. Однако в Украине еще не создан реальный механизм устойчивого экономического развития, государственного протекционизма отечественного товаропроизводства. В первую очередь это касается малого и среднего бизнеса. Именно сюда приходят люди молодого поколения с более современным предпринимательским мышлением, лишенным стереотипов гиблой плановой, так называемой антирыночной экономики. Те, кто получил менеджерское образование и постепенно овладевает современной рыночной практикой. Мировой опыт свидетельствует о том, что важнейшим признаком рыночной экономики является существование и взаимодействие многих больших, средних и малых предприятий, их оптимальное соотношение. Малое и среднее предпринимательство более динамично и приобрело значение в большинстве развитых стран мира как фактор социально-экономической стабилизации общества, а также значения, доминирующего в экономике. Там и сейчас при государственной поддержке утверждаются и реализуются глобальные программы укрепления и поддержки предпринимательства, что в наибольшей степени отвечают рыночным принципам, где теснее всего взаимоувязаны частные, общественные и общегосударственные интересы. В украинском предпринимательстве наблюдается неравномерность функционирования малого и среднего бизнеса по территориальным, отраслевым, структурным признакам производства, численности работников и разделение по формам собственности. В 2005 г. предприятиями малого бизнеса всех форм собственности, которые составляют 23,6% общего количества зарегистрированных предприятий, выработано продукции (предоставлено услуг) на 23,3 млрд. грн, что составляет лишь 7,3% общих объемов производства и услуг. Украина значительно отстает от других зарубежных стран. Часть занятого работоспособного населения в Украине не превышает 5%, тогда как в Италии - 73%, США и Франции - 54%, Японии - 78%. В Польше, например, на 1 тыс. населения приходится 35 действующих малых и средних предприятий, в Эстонии - 25, России - 6, Украине - лишь около 5. Современное развитие украинского предпринимательства сопровождается высоким профессиональным уровнем подготовки предпринимательских кадров, особенно молодых, умением рационального природопользования и использование ресурсов с привлечением внутренних и внешних резервов для обеспечения повышения прибыльности предприятия. Оно нуждается во внедрении новейших технологий, новых маркетинговых, менеджерских решений. Без этого приобретать крепкие позиции на рынке, быть конкурентоспособным становится более проблематичным и базируется на сохранении, воссоздании и рациональном использовании природных ресурсов без причинения вреда окружающей среде ради улучшения жизни людей, удовлетворения их экологических потребностей и получения экологической выгоды (прибыли). Экологическое предпринимательство направлено на достижение устойчивого экономического развития и гармонизацию взаимоотношений природы и общества. Но эффективность экологического предпринимательства зависит от уровня экологического менеджмента, переориентации промышленности на внедрение новейших организационных форм и технологий. Поскольку сейчас большинство предприятий сектора тяжелой промышленности малорентабельны или убыточны, развитие предпринимательства должно базироваться на комплексных ресурсосберегающих программах общественного производства и принципах постоянного развития с учётом нынешних внутренних и геоэкономических условий, на принципах, признанных большинством передовых стран мира как самые прогрессивные, более совершенные и самые перспективные. Однако эти вопросы в отечественных публикациях и исследованиях не освещены в известной мере. В Украине реализация стратегии устойчивого развития должна происходить с учетом специфики каждого региона, то есть на общегосударственных и региональных широкомасштабных, всеобъемлющих природоохранных программах, которые должны предусматривать конкурентоспособное товаропроизводство при условиях экономного использования всех видов ресурсов, решения проблем занятости населения в общественном производстве без причинения вреда окружающей среде. 2.1 Проблемы формирования механизма финансирования предприятий, осуществляющих природоохранную деятельность В пределах финансового механизма выделяют два основных метода финансового влияния: финансовая регуляция и финансовое обеспечение. Существует три формы финансового обеспечения: самофинансирование, кредитование и бюджетное финансирование. Их внедрение нуждается в значительных материальных расходах, которые большинство субъектов хозяйствования не в состоянии осуществлять самостоятельно, потому самофинансирование природоохранных мероприятий достаточно проблематично. Преодолению этой проблемы будут способствовать такие факторы: · привлечение финансовых ресурсов для природоохранных мероприятий извне (получение кредитов, прямое субсидирование, предоставление дотаций и тому подобное); · создание благоприятных внешних условий стимулирования самофинансирования природоохраны (политика ускоренной амортизации, льготное налогообложение и тому подобное). С целью достижения максимального эффекта финансовый механизм реализации природоохранных мероприятий должен оптимально соединять все финансовые инструменты, а именно: кредитование, инструменты бюджетного финансирования, налоговые (в том числе амортизационные) инструменты, экологическое страхование. Рассмотрим каждый из этих инструментов детальнее. 1. Экологическое кредитование является одним из важнейших инструментов финансового механизма охраны природы. Ради решения экологических проблем природоохранные мероприятия следует кредитовать на льготных условиях. Применяют такие формы кредитных льгот: · по срокам кредитования; · по процентным ставкам (вплоть до беспроцентных условий использования ссуды); · по объемам кредитования; · по гарантиям на кредит. Выбирают форму льготных условий в зависимости от конкретной ситуации (объекта кредитования, заемщика). Кредиты на природоохранные мероприятия могут предоставляться коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными организациями и государством. Следует ожидать, что для частных коммерческих учреждений льготное кредитование не будет представлять интереса. Потому затраты на подобное размещение кредитных ресурсов могут компенсироваться за счет государственного бюджета. 2. Еще одним источником привлечения средств является бюджетное финансирование. Оно осуществляется через предоставление дотаций и субсидий. Основным отличием между этими видами ассигнований являются объемы покрытия необходимых расходов. Дотация лишь частично покрывает эти расходы, тогда как субсидия предусматривает полное их финансирование. Приоритетным принципом предоставления как кредитов, так и бюджетных ассигнований должно стать целевое использование полученных финансовых ресурсов. Финансово-кредитные учреждения и уполномочены государственные органы должны постоянно контролировать процесс использования вложенных средств, и в случае нецелевого использования применять жесткие штрафные санкции или отменять кредитные льготы. 3. Особенное место в финансовом инструментарии занимает система налогообложения. С помощью экологических налогов может природоохранные мероприятия могут стимулироваться путем внедрения более чистых технологий и более рационального использования природных ресурсов. Экологические налоги могут предоставить производителям и потребителям необходимый толчок к минимизации расходов и максимизации дохода и способствовать достижению определенной экологической цели. Достаточно эффективной мерой стимулирования природоохраны является внедрение системы льготных налоговых инструментов. Основными видами таких налоговых льгот должны стать уменьшение ставок налога на прибыль (или даже отмена) на инвестиции экологического назначения, освобождение от импортной пошлины (снижение таможенных тарифов) экологического оборудования. 4. Особое внимание следует уделить амортизационной политике как составляющей финансового инструментария регуляции природоохранной деятельности. Предоставление прав на ускоренную амортизацию экологически направленных основных фондов является одной из налоговых льгот. Ускоренная амортизация - это система мероприятий (преимущественно введения специальных норм амортизации), которые способствуют увеличению амортизационных фондов (части дохода, который не облагается налогом) в первые годы эксплуатации основных фондов. Это мероприятие используется во многих странах (Японии, Франции, Германии), поскольку создает фундамент для ускоренной модернизации оборудования и оборудования. 5. Также, важным с позиции природоохранной деятельности является экологическое страхование. Исходя из обзора на особенности возникновения загрязнений, их случайный, вероятностный характер, неспособность предприятия взять на себя эту экономическую ответственность за крупномасштабные экологические последствия аварий в реальных условиях целесообразно сформировать в экологически опасных регионах многоуровневую систему страхового резервирования средств на возмещение расходов. Стержнем системы страхования должны стать специализированные институты по обязательному и добровольному страхованию. Деятельность приоритетных объектов экологического страхования заключается в сборе информации о каждом объекте, который составляет экологическую опасность, определении степени экологической опасности на каждом из них в зависимости от вероятности аварий и размера возможных убытков, а также построению приоритетных рядов объектов по рангу для последовательного включения их в сферу экологического страхования. Таким образом, при формировании финансового механизма природоохранной деятельности необходимо объединять эколого-экономические интересы предприятий-природопользователей, финансово-кредитных учреждений и государства. В существующий в настоящее время в Украине механизм финансирования природоохранных мероприятий нужно ввести более действенные финансовые инструменты, такие как: · льготное кредитование; · льготное налогооблажение и тому подобное; · усовершенствовать уже существующие системы ускоренной амортизации и экологического страхования. 2.2 Экологизация производства - основная стратегия предприятия Промышленное производство Украины характеризуется высоким уровнем использования природных ресурсов (ресурсоемкость производимого продукта в нашей стране в три раза превышает мировые стандарты) и значительным загрязнением окружающей природной среды. Несмотря на значительный спад промышленного производства выбросы (сбросы загрязняющих веществ и объемы накопления отходов производства (твердых и жидких) в стране исчисляются миллионами и миллиардами кубических метров (тонн). А это результат крайне низкой эффективности процессов природопользования, несовершенства экономического механизма природопользования, существенных недостатков в организации, управлении, стимулировании экологического производства и хозяйствования. В последние несколько лет в Украине активно разрабатывается концепция устойчивого, сбалансированного социально-экономического развития. Это новое мировоззрение в социальной и хозяйственной деятельности человека. И для реального внедрения этой концепции необходима принципиально новая стратегия экологического менеджмента на уровне предприятия (фирмы). Необходима такая стратегия менеджмента, которая обобщила бы целостный комплекс решения проблем формирования новых технологий, элементов общественного сознания и тенденций развития производства, основанных на принципах экологического управления окружающей природной средой. Одним из направлений решения этой проблемы является внутрипроизводственные экономические отношения природопользования. Рассмотрим одну из проблем экологизации производства -- управление отходами производства. В этом направлении на предприятиях многих западных стран используются различные стратегии. 1. Разбавление. Разбавление проводится на месте сбора отходов для увеличения распределения и, следовательно, снижения концентрации загрязняющих веществ. 2. Фильтрация. Фильтрация, концентрация, сжатие применяются для отходов перед введением их в сборник или перед сбором на свалках. Этот метод не зависит вот первичной обработки. 3. Вторичное использование. Разбавление, сортировка применяются для выбора отходов, которые можно использовать повторно как сырье или продукт. Этот метод не зависит вот первичной обработки. Во всех приведенных стратегиях наблюдается принципиальное сходство в подходе к решению проблемы охраны окружающей природной среды. В первых двух стратегиях, как и в большинстве - вторичное использование отходов, отходы -- загрязнители рассматриваются независимо вот источников их возникновения, размеров и содержания т. е. количественных и качественных характеристик. Очевидно, такая стратегия не может быть составляющей устойчивого развития, поскольку способствует загрязнению окружающей среды, в результате концентрации и перемещения большого количества отходов. И как следствие - огромная расточительность (расходование ресурсов земли) и повышение экологического ущерба. Однако именно эта бесхозяйственность в отношении сырья дает шанс для более устойчивой стратегии. Поскольку сырье имеет определенную стоимость и расходы на очищение отходов и обработка загрязнителей имеет тенденцию к увеличению, существует очевидный экономический стимул для решения экологического вопроса -- причин возникновения отходов и загрязнителей. На основании этого разработана четвертая стратегия экологической защиты. 4. Предотвращение загрязнения. Модификация технологического процесса, замена сырья, разработка новой продукции, внедрение экологического менеджмента для минимизации отходов, их качественных и количественных параметров, а также адаптации продуктов и отходов к увеличенной рециркуляции. Этот метод должен быть интегрирован в первичное производство. Последняя стратегия включает несколько направлений: · мало- и безотходную технологию; · экологически более чистую технологию; · экологически более чистое производство; · минимизацию отходов. Стратегия предотвращения загрязнения окружающей природной среды должна сопровождаться административными экономическими и информационными методами. Перечисленные методы внедрения стратегии не обязательно применяются именно экологическими службами. В настоящее время руководители промышленных предприятий, заботящиеся о перспективах развития собственного предприятия, а также региона, страны в целом и осознающие негативные тенденции традиционных, пассивных и оборонительных экологических стратегий, переходят к разработке и внедрению собственных экологических программ, что будет экономически более выгодным и прямым решением экологических проблем. Таким образом, стратегия предотвращения загрязнения окружающей природной среды является проактивной экологической стратегией (одновременно с процессом загрязнения окружающей среды), а остальные - реактивными (направлены на последствия процесса). 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ Идеи экоменеджмента зародились в далеком прошлом. Еще в 1871 г. американский эколог Б. Коммонера попробовал сформулировать законы экологии, в которых четко прослеживается необходимость управления в отрасли сохранения окружающей среды. В настоящее время учитывая экологические проблемы Украины в их разностороннем проявлении вопрос о необходимости учета требований в системе «Человек - материальное производство - окружающая естественная среда», особенно на стадии принятия предпринимательских решений, уже не подлежит дискуссии. Анализ зарубежной и отечественной литературы свидетельствует об отсутствии консенсуса у разных авторов относительно конкретного содержания и формирования такого управления предприятием, когда урон окружающей среде сведен к минимуму. Относительно терминологии отечественной экологической науки понятия «экологический менеджмент» трактуется по-разному, потому появились определенные недоразумения относительно разграничения этого термина с традиционным понятием «экологическое управление». В этой связи необходимо разработать более четкое определение экологического менеджмента, усилив в нем концептуальную базу управления. В научных трудах современных ученых В. Трегобчука, О. Веклича, С. Харичковой, Т. Галушкиной, I. Карагодова концепция екологического управления включает полный комплекс проблем, связанных с экологическими процессами как объектом управления. Вместе с тем в их публикациях вопросы экологического менеджмента недостаточно освещены с позиций методологической (общей теории менеджмента) и нормативно-методической баз (например, стандартов в сфере систем экологического менеджмента). Начиная с 1995 г. предприятия получили возможность осуществлять сертификацию в соответствии с EMAS (Ecomanagement and audit scheme or EMAS). Согласно со стандартами серии ISO 14000 основным их предметом является система экологического менеджмента, который составляет для организаций образец действий, благодаря которым будет достигнуто цели экологической деятельности, развязаны конкретные задания в отрасли охраны окружающей среды. В серию ISO 14000 входят три группы документов: · принципы создания и использования систем экологического менеджмента; · инструменты экологического контроля и оценки; · стандарты, ориентированные на продукцию. Центральным является стандарт ISO 14001, согласно с которым осуществляется формальная сертификация предприятия, а другие считаются как вспомогательными. В документах серии ISO 14000, введенных в Украине на добровольных принципах, термин «экологический менеджмент» заменен сроком «управления качеством окружающей среды», а в отдельных случаях - «экологическое управление». В этих понятиях согласно с анализом существующих нормативных документов оказываются существенные разногласия. Экологическое управление связано с постановкой заданий, включая ограничения и рамочные условия их реализации. Много авторов-экономистов и экологов считают, что «экологическое управление» - это планирование, управление, контроль за всей деятельностью, направленной на выполнение соответствующих государственных требований в экологической сфере. С одной стороны, сертификация на соответствие стандартам серии ISO 14000 создает единственную базу для сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном уровне, с другой стороны стандарты могут создавать благоприятные условия для «экспорта загрязнения» - перенесения вредных производств в страны, которые развиваются. Таким образом, предприятие может быть сертифицировано в государстве из более «мягкими» национальными природоохранными нормативами, получив при этом международный статус. Стандарты серии ISO 14000 гибкие, потом, подход постоянного улучшения, усовершенствования в части предупреждения загрязнения окружающей среды в Украине может стать затяжным и «постоянным». До конца 2007 г. около 112 тысяч предприятий мира осуществили сертификацию и получили экологический сертификат согласно со стандартом ISO 14001. По данным экологического аудита Германии состоянием на 2006 г. этот стандарт применялся в Японии (2229 предприятий), Германии (1400), Великобритании (1009), Швеции (645), на Тайване (506), в США (480 предприятий). Параллельно существующий экологический аудит ЕС выдвигает более высокие требования, чем ISO 14001. Между этими двумя системами экологического менеджмента существуют определенные отличия: Постановление об экологическом аудите ЕС является частью действующего в Европейском Союзе законодательства, в то время как стандарт ISO 14001 является частным правовым соглашением. Сфера действия Постановления об экологическом аудите ЕС распространяется на производственные предприятия и ограничивается Европейским Союзом и это постановление содержит требование об официальном заявлении из информирования общественности, тогда как стандарт ISO 14001 такого требования не содержит. Экологический аудит ЕС осуществляет также государственный контроль по требованию официально назначенного государственного инспектора и выдвигает требование непрерывной модернизации производства, улучшения условий производства с целью увеличения взноса предприятия в охрану окружающей среды. Выполнение всех действующих законов - требование экологического аудита ЕС, в то время как стандарт ISO 14001 лишь призывает к этому и надеется на выполнение законов. Суммарные расходы на внедрение системы экологического менеджмента включают расходы на консультативные услуги, организацию деятельности, сертификацию за ISO 14001. Применение системы экологического менеджмента обеспечивает предприятия определенными преимуществами, к которым принадлежат систематическое снижение негативного влияния на окружающую среду; систематическое снижение производственных и эксплуатационных расходов; снижение природоохранных платежей и более эффективное соблюдение требований природоохоронного законодательства. Дополнительные преимущества -- снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов их последствий; повышение конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках, возможность освоения новых рынков; получение позитивного имиджа предприятием, улучшение отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью; снижение процентных ставок по кредитам; снижение ставок платежей по экологическому страхованию. Практика предприятий мира, которые внедряют систему экологическго менеджмента удостоверяет, что расходы компенсируются за 2-4 года и дают возможность предприятиям экономить значительные средства. Экономические преимущества системы экологического менеджмента потребуют постоянной подготовки специалистов и переподготовки кадров. Ряд зарубежных школ бизнеса и менеджмента готовят специалистов в отрасли экологического менеджмента по разным срокам учебы, в том числе по программам MBA. В настоящее время действуют образовательные программы, которые финансируются разными международными фондами с целью помочь странам с переходной экономикой воплотить соответствующие стандарты экологического менеджмента через подготовку специалистов. К короткосрочным курсам, тренингам, семинаров привлекаются иностранные специалисты и консультанта. Действуют также долговременные проекта из подготовки и внедрения учебных курсов. Следовательно, международная практика экологического менеджмента и аудита является образцом для заимствования и внедрения в Украине. Внедрение экологического менеджмента в Украине зависит от ряда факторов: экономической ситуации; направленности и стабильности предприятий; регуляторной роли органов государственной власти; состоянию правового поля, которое регулирует питания охраны природы; информированности населения о состоянии окружающей среды; подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере охраны окружающей среды. Понятно, что все еще сложная экономическая ситуация в Украине сдвигает приоритетность охраны природы на второй план. Вместе с тем, развиваются предприятия, которые ориентируются на рынки развитых стран. Получая большие прибыли эти предприятия могут быть заинтересованы во внедрении современных систем экологического менеджмента и аудита и их сертификации. Большую роль призванные играть органы государственной власти путем создания механизмов стимулирования внедрения системы охраны окружающей среды на предприятиях. Комплексное управление охраной окружающей среды как на государственном, так и на местном уровни, а также на уровне предприятий в Украине осложняется по той причине, что природоохранные нормативно-правовые документы действуют по большей части в отдельных областях (охрана атмосферного воздуха, водных ресурсов, земельных ресурсов и тому подобное). Природоохранное законодательство в Украине постоянно развиваться и совершенствуется. В настоящее время в украинском законодательстве наметились определенные тенденции, которые положительно влияют на воплощение системы охраны окружающей среды на предприятиях. В 1997 г. стандарты серии ISO 14000 (14001, 14004, 14010-14012) были локализованы в Украине утверждением приказа Госстандарта Украины. На практике оказывается, что эти стандарты практически неизвестны людям, которые работают в сфере охраны окружающей среды, органах государственной власти, общественных организациях. Понятно, что отсутствие информации негативно влияет на при-йняття решений на разных уровнях управления предприятиями. Вместе с тем дефицит информации снижает активность общественных экологических организаций. Перечисленные факторы влияют и на состояние подготовки специалистов в сфере охраны окружающей среды, проведения соответствующих специализированных семинаров, курсов повышения квалификации и тому подобное. Понятно, что внедрение экологического менеджмента в Украине - дело времени. Но предпосылки для формирования системы экологического менеджмента и аудита в Украине существуют. Еще одной темой для дискуссии является достаточность открытости предприятия в соответствии с серией стандартов ISO 14001 относительно экологической политики из позиций доступа для общественности. В том виде, в котором известен этот стандарт, он имеет очень общий характер в этом контексте и создает атмосферу для злоупотреблений предприятиями-загрязнителями. Главное заключается в том, что стандарты серп ISO 14000 вообще не содержат количественных требований, нормативов, потому вызывает сомнение принадлежность настоящих документов к категории стандартов. Таким образом, невзирая на недостатки в методологической базе с развитием практической проработки внедрения экологического менеджмента в Украине можно будет создать общую теорию экологического менеджмента, как одну из основных теорий внедрения экологических требований, их соблюдения с целью преодоления социально-экономического кризиса при условии крайней ограниченности имеющихся финансовых и материальных ресурсов, а также возможности сохранения окружающей для будущих поколений. Грандиозные масштабы хозяйственной деятельности человека усиливают взаимозависимость экономики и окружающей среды. Проблемы влияния научно-технического прогресса на окружающую среду описываются в научной литературе, в колонках газет и журналов, на международных конференциях, в передачах на радио и телевидении. В них четко прослеживаются две противоположных точки зрения. Первая подчеркивает, что развитие промышленности, сельского хозяйства, урбанизации и тому подобное неминуемо приведет к глобальной социально-экологической катастрофе. Другая точка зрения удостоверяет принципиальную возможность управления естественными процессами и установления в каждом конкретном случае оптимального соотношения между потребностями человека и сохранением окружающей среды. Человечество, в принципе, способное обеспечить динамическое равновесие между своею деятельностью и природой. Для решения этой проблемы нужно преодолеть совокупность противоречий - экономических, политических, социальных, психологических и сформировать природоохранную стратегию, которая должна базироваться на объективной оценке ситуации, которая сложилась. Что же касается ситуации в Украине, административный (силовой) метод управления - запретить, закрыть, ограничить - в настоящее время уже не срабатывает. Ведь запретить - это лишить населения товаров и услуг, закрыть - спровоцировать безработицу, социальное напряжение и тому подобное. Другими словами, административные методы нарушают баланс социальных интересов. А большинство людей сегодня тревожат, в первую очередь, проблема физического выживания, а не улучшение социально-экологической ситуации. Потому крайние меры в социально-экономической политике просто нежелательны, нужно искать компромисс между социальными благами и экологическими приоритетами. Реальную экономическую силу постепенно перебирают на себя предприниматели и деловые структуры. Без их участия реализация больших социально-экологических проектов становится невозможной. В настоящее время важным заданием является создание реальных условий для привлечения бизнеса к процессам улучшения качества естественной среды, принятия выгодных для бизнеса и территории «правил игры». Ведь бюджетные ассигнования на природоохранные мероприятия сведены к минимуму, а надежды на внебюджетные охранительные фонды не осуществляются. К тому же много неплатежеспособных предприятий, вызывают кризис неплатежей, и потому финансовый фактор ограничивает активную природоохранную деятельность. К тому же природоохранная деятельность осуществляется на фоне низкой социальной культуры населения. При переходе к рыночным условиям ведения хозяйства особенно актуальной является необходимость подкрепления экономическими стимулами плетни времени хозяйственной деятельности, которая направлена на природоохранные мероприятия. Суть экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у предприятий-природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мероприятий природоохранного характера, установление льготных кредитов, компенсационных выплат при улучшении природоохранных показателей, освобождение на некоторое время от обязательных платежей, система материального поощрения работников и тому подобное. Вместе с тем повышается уровень ответственности предприятий, потому повинные применяться такие формы влияния, как нормативные и сверхнормативные платежи за потребление природных ресурсов; платежи за загрязнение окружающей среды; штрафы при нарушении нормах и правилах рационального природопользования; возмещение причиненных убытков и тому подобное. Только сочетание этих двух механизмов - стимулирования и ответственности - может дать позитивный результат. В конечном итоге это и есть путь к устойчивому развитию, которое является целью современного эффективного управления природоохранной деятельностью. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для стран с переходной экономикой, к которым принадлежит Украина, изучение опыта развитых стран, которые имеют самые значительные достижения в отрасли экологического управления, является необходимой предпосылкой совершенствования их собственной системы управления. Использование этого опыта будет способствовать охватыванию системой управления всей проблемы, повышению ее действенности и эффективности при решении экологических вопросов в процессе формирования внутренних рыночных отношений в государстве. Не существует единственных для всех стран мира моделей экологического менеджмента и институций. В каждой стране сложилась собственная система управления, которое воспроизводит политические традиции, экономические механизмы, культурные и национальные особенности, существующие правовая и административная системы, а также общий стиль формального и неформального процесса принятия решений. Современная Украина имеет еще много из тех недостатков формирования экологической политики, которые существовали в странах СССР в прошлые годы. Во-первых, это касается её фрагментарной разработки, отсутствия системного подхода. Охрана окружающей среды рассматривалась как “приложение” к существующим технологическим, экономическим и административным системам; экологическую политику было сфокусировано на решении проблем загрязнения «на выходе из трубы»; охрану окружающей среды “связывали” с управлением состоянием определенной части окружающего естественной среды, его компонента; создавались новые институции для решения экологических вопросов. Однако такое экологическое управление не отображало сложное взаимодействие разных компонентов окружающей среды и отраслей экономики, не отмечало необходимость рассмотрения природоохранных мероприятий на начальных стадиях экономического и технологического планирования. Поскольку такой подход вызывал перенесения проблем из одной части окружающей среды в другую, что обусловило увеличение расходов и дублирование в процессах регуляции и внедрения нормативных требований, в большинстве стран СССР получил популярность интегрированный подход к установлению экологической политики. В Украине разработку такого подхода еще и не начинали. В известной мере это объясняется тем, что вообще экологическая проблема в государстве на фоне всех других проблем многими считается второстепенной. Изменению таких настроений и ускорению процесса формирования в Украине современной экологической политики, гармонизированной с принятой в развитых странах мира, будет способствовать определенный политическое, экономическое и идеологическое влияние на украинских парламентские и правительственные круги со стороны этих стран, для которых, в частности, представляет интерес постепенное приближение Украины к Европейскому сообществу, а также активизация экологической законотворческой деятельности украинских учёных и специалистов, которые работают в этой отрасли. Экологический менеджмент в Украине недостаточно последователен и системен. Очерчивание экологических проблем имеет в известной мере фрагментарный характер без системного анализа с оценкой риска и определением региональных и отраслевых приоритетов относительно каждого из компонентов окружающей среды. В Украине еще не сложилась практика вынесения на рассмотрение общественности аналитических документов, которые касаются реального состояния окружающей среды и антропогенных влияний на него с целью их оценки со стороны научных работников, специалистов, всех слоев населения и выявления политической воли относительно направлений и темпов его улучшения. Для совершенствования системы экологического управления в Украине должны быть реализованы определены мероприятия, в частности: · укрепление механизмов и средств для обеспечения принятия необходимых политических обязательств и создания общественного давления путем использования средств массовой информации для освещения и толкования экологических проблем, а также путем поддержки экологических негосударственных организаций и міс-цевих природоохранных инициатив; · разработка и внедрение механизмов и средств, которые бы помогали находить баланс природоохранных расходов и выгод для того, чтобы поддержать разработчиков экологической политики в установлении ими реальных экологических приоритетов и предупреждение волюнтаристского установления недосягаемых целей; · внедрение механизмов и процедур, которые бы сделали возможным рассмотрение комплекса экологических влияний решений и деятельности начиная с определения приоритетных областей; · принятие стратегии постепенного приближения к развитию экологических институций, а не механическое копирование существующего комплекса зарубежных институциональных и регуляторных моделей. Эффективное внедрение отмеченных мероприятий невозможно без коренного изменения взглядов на роль в их разработке и реализации научных институций при широком (не словами, а делом) привлечении общественности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анищенко В. О., Кайстренко Т. Л. К вопросу о путях внедрения экологического менеджмента в Украине // 36. наук. пр. міжнар. науч.-практ. конф. “Полет-2003”. - К.: Изд-во НАУ, 2003. - С. 583-588. 2. Галушкина Т. П., Харичков С. К. Формирование системы стимулирующих рычагов в сфере природопользования // Тр. Одесского политехи, ун-та. - Одесса, 2000. - Вып. 1 (10). - С. 293-297. 3. Галушкина Т. П. Экологический менеджмент в Украине // Экономика Украины. - 1999. - № 6, С 78-83. 4. Завадский И. С. Менеджмент: Учебник для студ. экон. спец. вищ. навч. закл.: Ч. 2. - Т. 2. - К: Выдал. Европ. ун-ту, 2002 5. Коротков Е. М. Концепция экологического менеджмента / Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - № 2. - С. 20 6. Костицкий В. Конституционная регуляция охраны окружающей среды: украинский и мировой опыт // Право Украины. - 2003. 7. Кислый В. К, Лапин Е. В., Трофименко Н. А. Экологизация управления предприятия. - Сумы: Университет. кн., 2002. 8. Лысенко Ю. Экологический подход к управлению предприятием // Экономика Украины. - 2003. - № 5. - С. 33-40. 9. Лукъянихин В. А., Лукъянихин Е. А. Средства и методы экологического менеджмета // Высш. сумского гос. аграр. ун-та. сэр. “Экономика и менеджмент”. - 2001. - № 2. - С. 159-162. 10. Салтовский О. И. Основы социальной экологии: Курс лекций. - К: МАУП, 1997. 11. Экологический менеджмент: учебник. Под ред. В. А. Гайченко. - К.: МАУП, 2006. 12. Фролова Г. I., Федулова Л. I. Ситуативный подход к формированию модели экологического менеджмента // Науч. тр. МАУП. - Вып. 7. - 2003. - С. 65. 13. Хилъко Г. И. Экологическая политика: Монография. - К.: Абрис, 1999. 14. Экологическое общественное здоровье: от теории к практике / Пер.: О. В. Кунгурцева, О. I. Мартинюка и др. - Каменець-Подольский: АБЕТКА-НОВА, 2002. - 290 с. 15. Юргутис И.А., Кравчук И.И. Основы менеджмента: Учеб. пособ. - К.: Образование, 1998.
|