БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Концепция устойчивого развития

Концепция устойчивого развития

Пермский государственный педагогический университет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Концепция устойчивого развития

Исполнитель:

Кулакова Татьяна,

студентка II курса очного отделения

факультета дошкольной педагогики и психологии,

группа 521

Руководитель:

Евсеев Сергей Афанасьевич

Пермь, 2007

Содержание

Введение

От экономического роста - к устойчивому развитию

Основные принципы устойчивого развития

Повестка 21

Заключение

Список литературы

Введение

У природы достаточно ресурсов

для удовлетворения потребностей человека,

но совершенно недостаточно для удовлетворения

человеческой жадности.

(Махатма Ганди)

Развитие общества во все исторические периоды сопровождалось кризисами разного масштаба в природной, социальной и экономической сферах. Кризисы возникали в результате противоречия между потребностями людей и их возможностями удовлетворить, на определенном этапе развития, свои потребности.

Например, в палеолите возникли противоречия между:

· потребностями людей в пище в результате роста численности населения;

· исчезновением основных, доступных на данном этапе источников пищи (крупных млекопитающих) в результате изменения климата и перепромысла;

· возможностями людей добывать необходимое для всех количество ресурсов.

Противоречия вызвали кризис, выходом из которого стала аграрная революция, в результате чего общество перешло к земледелию и скотоводству. И так каждый раз, когда развитие человечества исчерпывало доступные возможности окружающей среды при имеющемся уровне технического развития, на смену одной социально-экономической системе приходила другая, которая изыскивала новые возможности и ресурсы для своего развития.

Современный кризис, о котором последние десятилетия мы слышим от ученых, природоохранных организаций и средств массовой информации, проявляется в:

· недостаточности продовольствия, энергии и других ресурсов для растущего населения планеты;

· загрязнении атмосферы, гидросферы и литосферы планеты, сокращении биоразнообразия и деградации окружающей среды;

· экономическом и социальном неравенстве, незащищенности людей от войн и других социальных потрясений.

Особенности современного кризиса - его голбальный и комплексный характер.

Глобальным его можно считать, так как современные проблемы:

· отражаются на существовании всей планеты, затрагивают всех людей;

· касаются всех сфер жизнедеятельности человека;

· требуют международных и межгосударственных усилий для преодоления;

· нуждаются в неотложных и эффективных мерах, предпринимаемых каждым жителем планеты.

Комплексный характер современного кризиса заключается в том, что проблемы возникают во всех трех составляющих окружающей среды (экологической, экономической, социальной), то есть в сложной социо-эколого-экономической системе.

Существующий в настоящее время комплекс глобальных проблем возник вследствие осуществления человечеством процессов жизнедеятельности:

· без учета возможностей биосферы компенсировать антропогенные воздействия;

· в соответствии со стратегией неограниченного роста исходя из экономических приоритетов.

То есть преобразования и изменения осуществились в социальной, экономической и экологической сферах изолированно, без учета связей и особенностей протекания процессов в сложной социо-эколого-экономической системе. Естественно, что несогласование целей развития подсистем с возможностями друг друга, господство приоритета "экономической выгоды" способствовало возникновению множества проблем и конфликтов.

Таким образом, современный кризис связан не столько с ограниченными возможностями окружающей среды и возрастающими потребностями человечества, сколько с несовершенством управления социо-эколого-экономической системой планеты, поэтому его можно охарактеризовать как глобальный кризис управления. Следовательно, для преодоления кризиса управления, решения глобальных проблем современности, удовлетворения потребностей людей в условиях ограниченности ресурсов, необходимо изменить стратегию управления: приоритеты, цели, ценности и механизмы развития общества.

Эффективное управление социо-эколого-экономическими системами заключается в установлении динамического баланса между выполнением интересов ее подсистем и элементов. Мера согласованности интересов в системе может служить мерой эффективности ее управления. Принятие управляющих решений должно основываться на знаниях о сложном строении социо-эколого-экономических систем и учитывать ее важнейшие свойства.

От экономического роста - к устойчивому развитию

После второй мировой войны для большинства государств основной задачей стала послевоенная реконструкция, рост промышленного производства, увеличение валового продукта, усиление научно-технического прогресса, расширение торговли. Этот период можно назвать этапом экономического роста.

В конце 1960-х - 1970-х годов в дополнение к развитию экономики выдвигается задача гармонизации экономического и социального развития. Начинает уделяться внимание установлению социального равенства, повышению уровня жизни, подъему отстающих регионов. В 1970-х годах в обществе, научных и правительственных кругах усиливается обеспокоенность истощением природных ресурсов и ухудшением состояния окружающей среды. Основным приоритетом на этом этапе, продолжавшемся до начала 1990-х годов, становится охрана природы. В ряде стран создаются национальные агентства (министерства) по охране окружающей среды, активизируется движение "Зеленых" (движение, возникшее в начале 70-х годов в Западной Европе и выступающее против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, за сокращение военных бюджетов, децентрализацию и демократизацию общественной жизни; в Германии "Зеленые" в 1980 оформились в политическую партию, а с 1984 существует Европейская партия "Зеленых", объединяющая группы из многих стран Европы). Однако экологические, экономические и социальные проблемы решаются изолированно друг от друга - человеческая жизнедеятельность и ее последствия четко разграничиваются в рамках государств, отраслей (энергетика, сельское хозяйство, торговля), сфер деятельности (охрана природы, экономика, сфера социальных отношений). Деятельность по охране окружающей среды противопоставляется социально-экономическому развитию, в рассмотрении проблемы человек отделяется от природы. Образно выражаясь, общество указывает на некоторые предметы, которые считает "природой" (например, участок леса или водоем), а потом осуществляет какие-то мероприятия по "охране" выбранного участка. Часто полностью игнорируется тот факт, что деятельность людей вокруг "охраняемой природы" оказывает гораздо большее воздействие на среду, чем "природоохранная" политика. Таким образом, негативные проявления проблемы на время сокращаются, но проблема остается, так как для ее решения необходимы экономические и социальные изменения, которые повышали бы благополучие людей, сокращая в то же время необходимость в защите окружающей среды.

Заявление о невозможности раздельного решения экологических, экономических и социальных проблем впервые прозвучало на первой Конференции Организации объединенных наций (ООН) по окружающей среде и развитию в Стокгольме, 1972 год. На конференции был сделан вывод о необходимости разработки долгосрочной стратегии развития, учитывающей взаимосвязь и взаимообусловленность современных проблем.

Для разработки стратегии развития в 1983 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). В процессе ее работы был предложен термин "устойчивое развитие" (sustainable development), и разработаны основные положения концепции устойчивого развития, впервые опубликованные в докладе Генеральной Ассамблее ООН "Наше общее будущее" в 1987 году.

Согласно определению МКОСР, устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не ставя под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Концепция устойчивого развития предполагает ответы на следующие вопросы:

· Как жить, чтобы сохранить и улучшить этот мир?

· Как обеспечить равновесие между желаниями и потребностями человека и возможностями биосферы?

· Как разрешить противоречия между природой и обществом, экологией и экономикой, развитыми и развивающимися странами, богатством и бедностью, настоящим и будущими поколениями?

В концепции устойчивого развития выделяется главное противоречие современного развития - несоответствие между растущими потребностями человечества и возможностями окружающей среды.

Ключевой вопрос, который она ставит - как жить, чтобы сохранить условия для развития настоящих и будущих поколений?

Намеченная цель - повышение качества жизни каждого с сохранением возможностей для жизни будущих поколений.

Основные принципы устойчивого развития

Концепция устойчивого развития предлагает четыре основных принципа, на основе которых необходимо строить политику устойчивого развития. Это:

· принцип справедливости;

· принцип сохранения природной среды;

· принцип целостности мышления;

· принцип "думать глобально - действовать локально".

Принцип справедливости - важнейший принцип устойчивого развития. Он ориентирует на обеспечение высокого качества жизни для всех людей на планете, включая будущие поколения.

Сегодня многие не имеют возможности в достаточной мере удовлетворять свои жизненные потребности в пище, одежде, крове, работе. Это касается в первую очередь жителей развивающихся стран (стран Юга). В то же время часть населения развитых стран (стран Севера) живет "не по средствам". Экономический разрыв между странами Севера и Юга отрицательно сказывается на экологической ситуации в мире, делает развитие неустойчивым. Принцип справедливости означает, что богатства (блага), возможности и ответственности должны быть распределены справедливо между странами и между людьми внутри каждой страны.

Принцип справедливости распространяется и на будущие поколения. Мы не можем жить взаймы у будущих поколений, исчерпывая ресурсы и ухудшая качество окружающей среды. Наш моральный долг - сохранить достаточно условий и ресурсов, чтобы будущие поколения имели возможность удовлетворять собственные потребности.

Принцип сохранения природной среды предполагает такую организацию процессов жизнедеятельности, чтобы они не приводили к необратимым изменениям в биосфере, не нарушали ее возможности к самовосстановлению. Достижение этого возможно при:

· уменьшении антропогенного воздействия на природу (антропогенные воздействия - это различные формы влияния деятельности человека на природу. Антропогенные воздействия охватывают отдельные компоненты природы и природные комплексы. Количественной и качественной характеристикой антропогенных воздействий является антропогенная нагрузка. Антропогенные воздействия могут носить как позитивный, так и негативный характер; последнее вызывает необходимость в применении специальных природоохранных мер);

· целенаправленной работе по поддержанию устойчивости биосферы;

· стремлении к гармоничному сбалансированному развитию всех трех аспектов окружающей среды - экологического, экономического и социального.

Принцип целостности мышления заостряет внимание на том, что решение глобальных проблем современности, устойчивое повышение качества жизни настоящих и будущих поколений возможно лишь при понимании сложности строения социо-эколого-экономической системы, взаимосвязанности ее элементов. Другими словами, в соответствии с этим принципом, устойчивым будет только такое развитие общества, при котором социальные, экологические и экономические проблемы будут решаться в комплексе.

"Думать глобально - действовать локально". Устойчивое развитие мирового сообщества складывается из результатов усилий, предпринятых людьми на местах (в каждом доме, дворе, селе, городе, стране). В условиях мира как целостной системы любое локальное воздействие приведет к изменениям в глобальном масштабе. Производя какие-либо преобразования у себя дома важно прогнозировать глобальные последствия действий, отдавать себе отчет в том, чему способствует ваша работа - повышению или снижению устойчивости местных и глобальной социо-эколого-экономических систем.

Принцип "думать глобально - действовать локально" можно рассмотреть и во временном измерении. Тогда он будет звучать так: "думать о будущем - действовать сейчас". Это означает, что при решении сиюминутных, насущных проблем необходимо помнить о долгосрочной перспективе и действовать в соответствии с ней, анализировать прошлый опыт, чтобы иметь целостное представление о причинах проблемы и ее возможных решениях.

Повестка 21

Международное признание концепция устойчивого развития получила на второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в Рио-де-Жанейро в 1992 году. На конференции в числе прочих участников работали 114 глав государств и дипломаты из 178 стран (в том числе из России).

Для перехода к реальным действиям по реализации устойчивого развития главами государств и правительств был подписан и принят к исполнению документ "Повестка 21". Число 21 - порядковый номер документа в системе регистрации ООН - стало основанием для метафорического названия "Повестка дня на 21 век".

Повестка 21 - глобальный план действий по повышению качества жизни ныне живущих поколений с сохранением возможностей для будущих поколений удовлетворять свои потребности (другими словами - план устойчивого развития мирового сообщества).

В Повестке 21 сформулированы основные задачи перехода мирового сообщества к устойчивом развитию и предложены механизмы их реализации. В масштабе планеты главные направления деятельности, предусмотренные Повесткой 21, следующие:

1. Социальные и экономические аспекты:

· международное сотрудничество;

· борьба с нищетой;

· охрана и укрепление здоровья людей;

· стабилизация численности планеты;

· учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия управленческих решений;

· создание экологического законодательства;

· внедрение эффективных экономических рычагов управления;

· учет интересов женщин, детей и молодежи;

· укрепление роли коренных народов, неправительственных (общественных) организаций, деловых кругов, промышленности и науки.

2. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития:

· защита атмосферы;

· рациональное использование земельных ресурсов;

· устойчивое ведение сельского хозяйства;

· борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой;

· сохранение биологического разнообразия;

· экологическая безопасность в использовании токсических веществ и биотехнологии;

· экологически безопасное удаление отходов, очистка сточных вод.

Таким образом, Повестка 21 предусматривает:

· целостный подход к решению проблем развития с учетом экологических, экономических и социальных аспектов;

· участие различных слоев и групп населения (общественности) в процессе принятия решений и реализации планов;

· повышение качества жизни людей (а не рост количественных показателей) с максимально возможным сохранением условий и ресурсов окружающей среды;

· расширение временного и пространственного масштаба развития.

Хотя Повестка 21 как официальный документ и руководство к действию была принята главами государств и правительств, ее выполнение зависит не только от эффективности работы органов государственной власти. Устойчивое развитие мирового сообщества может быть достигнуто лишь совместными усилиями всех людей - от президента до тебя самого. Осознавая это, жители местных сообществ (стран, регионов, населенных пунктов, микрорайонов) по всему миру разрабатывают собственные повестки 21 - концепции и планы перехода к устойчивому развитию. Эти планы называют местными повестками 21.

Заключение

Сущность современного глобального кризиса заключается в несоответствии возможностей ресурсной базы Земли потребностям мирового сообщества.

Устойчивое развитие - политика развития мирового сообщества, призванная урегулировать отношения между окружающей средой и человеком с целью повышения качества каждого представителя мирового сообщества и сохранения условий для развития настоящих и будущих поколений.

Устойчивое развитие может потребовать меньше природных ресурсов, но гораздо более высоких моральных качеств.

(Герман Дейли)

Что такое устойчивое развитие? Точного ответа не только нет: он вряд ли когда-либо будет. Но и ответ, и путь к устойчивости со временем становятся все яснее.

(Джеффри Браун, директор организации

"Глобальное обучение")

Список литературы

Калинин В.Б., Ермаков Д.С., Лапшина С.Ю. Устойчивое развитие: Учебно-методический комплект для 10-11 классов. М.: АсЭкО, 2002.

Современная универсальная мультимедийная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.

Охрана окружающей среды. Под ред. С.А. Брылова, СПб., 2003.

Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. М., 1986.

Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. М.: Просвещение, 1986.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Под редакцией Супруновича Б.П. М., 1990.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011