БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Международное право в борьбе с опустыниванием

Международное право в борьбе с опустыниванием

4

Содержание

  • Введение
  • 1. Опустынивание, природа его возникновения, методы борьбы
  • 2. Международная борьба с проблемой опустынивания
  • 2.1 Международно-правовые принципы сотрудничества в решении экологических проблем
  • 2.2 Международное право в борьбе с опустыниванием
  • 2.2.1 Международное право в борьбе с опустыниванием в Казахстане
  • 2.2.2 Международное право в борьбе с опустыниванием в Африке
  • Заключение
  • Список использованных источников информации
Введение

Человечество, быстро растущее количественно, стало всё более интенсивно проникать в трудно доступные районы и вовлекать в сферу своей деятельности природные ресурсы. К настоящему времени под серьёзным антропогенном прессом оказались и аридные территории, составляющие около 30 площади земной суши, которые рассматриваются ныне как последний для людей резерв земель. Уже сегодня на эти районы приходится около 80 орошаемых земель, 170 млн. га используется под богарное земледелие и 3,6 млрд. га - в качестве пастбищ. Здесь проживает около 800 млн. человек или почти 20 населения мира.

Степень проявления и скорость протекания различных процессов опустынивания преимущественно обусловлены неправильной хозяйственной деятельность человека, не учитывающей внешние и внутренние взаимосвязи природных компонентов, регулирующих баланс вещества и энергии в ландшафтах и, в конечном счёте, биологическую продуктивность земель. Конечно, наиболее чувствительны к антропогенным нарушениям ландшафты аридных и полуаридных территорий, имеющие довольно хрупкую структуру и исторически сложившееся многовековое воздействие на них деятельности человека.

Среди многих глобальных проблем, пожалуй, проблема опустынивания является наименее известной, хотя каждый знает, что пустынные территории отличаются чрезвычайно жарким климатом, большим дефицитом влаги и довольно хрупкой экологической системой, но в то же время эти земли обладают высоким экономическим потенциалом. В научной литературе и официальных документах характеризуется, как последняя стадия процесса медленной деградации окружающей среды в засушливой зоне и является продуктом сложного взаимодействия между социально-экономической системой и природно-антропогенными факторами.

Особую антропогенную нагрузку пустынные и полупустынные территории испытали в последние десятилетия, когда в ряде стран в поисках новых источников минерального сырья, земельных массивов и биологических ресурсов особенно широкомасштабно приступили к их освоению. Расширение площадей под земледелие, увеличение поголовья скота и более интенсивное использование естественных кормов, внедрение агроиндустриальных методов в освоении аридных земель привело к резкому нарушению эколого-ресурсного баланса на этих территориях.

Именно на аридных землях сейчас страдает от нищеты, голода и болезней население десятков развивающихся стран Африки и Азии. По оценке ЮНЕП в мире ежегодные потери только орошаемых земель в результате опустынивания составляют 6 млн. га. Было установлено, что площадь пустынь, созданных человеком, составляет 9,1 млн. км. Кроме того, около 3,5 млрд. га подвержены опустыниванию - эта опасность угрожает территории более ста стран мира. Ежегодно около 21 млн. га переходит в состояние полной деградации, а 6 млн. га поглощается пустынями. Наиболее высокий уровень опустынивания наблюдается в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Особенно опасны и распространены эти процессы в развивающихся странах.

Опустынивание, вызываемое деятельностью человека, это лишь определённая часть глубокого социально-экономического кризиса, охватившего развивающиеся страны. За усилением эксплуатации природных ресурсов большинства этих стран стоят бывшие метрополии с их разветвленной системой транснациональных корпораций. Таким образом, проблема опустынивания - это, прежде всего, проблема социально-экономическая, а затем уже экологическая.

Актуальность данной работы предопределена, с одной стороны, большим интересом к теме борьбе опустыниванием в современной экологической науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики борьбы с опустыниванием.

Теоретическое значение изучения проблемы опустынивания заключается в том, что выбранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является международное право в борьбе с опустыниванием.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных как задание данного исследования.

Целью исследования является изучение темы международной борьбы с опустыниванием с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по похожей проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задания:

1. Изучить теоретические аспекты и обнаружить природу опустынивания в разных странах мира.

2. Осветить актуальность борьбы с опустыниванием и международного сотрудничества в данном вопросе.

3. Изложить возможности решения проблемы опустынивания в разных странах мира.

4. Обозначить тенденции развития тематики международной борьбы с опустыниванием, определиться с последующими целями и приоритетами развития данного направления.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, связанной с международной борьбой с опустыниванием, круг вопросов и логическую схему ее построения.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды наибольших мыслителей у данной области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике международной борьбы с опустыниванием, справочная литература, другие актуальные источники информации, что описано в разделе использованных источников информации.

1. Опустынивание, природа его возникновения, методы борьбы

Опустынивание или дезертификация - деградация земель в аридных, полуаридных (семиаридных) и засушливых (субгумидных) областях земного шара, вызванное как деятельностью человека (антропогенными причинами), так и природными факторами и процессами. Термин "климатическое опустынивание" был предложен в 1940-х годах французским исследователем Обервилем. Понятия "земля" в данном случае означает биопродуктивную систему, состоящую из почвы, воды, растительности, прочей биомассы, а также экологические и гидрологические процессы внутри системы. Деградация земель - снижение или потеря биологической и экономической продуктивности пахотных земель или пастбищ в результате землепользования. Характеризуется иссушением земли, увяданием растительности, снижением связанности почвы, в результате чего становится возможной быстрая ветровая эрозия и образование пылевых бурь. Опустынивание относится к труднокомпенсируемым последствиям климатических изменений, так как на восстановление одного условного сантиметра плодородного почвенного покрова уходит в аридной зоне в среднем от 70 до 150 лет [1].

Последствия опустынивания в экологическом и экономическом отношении очень существенные и почти всегда отрицательные. Уменьшается производительность сельского хозяйства, сокращаются разнообразие видов и количество животных, что особенно в бедных странах приводит к ещё большей зависимости от природных ресурсов. Опустынивание ограничивает доступность элементарных услуг экосистемы и угрожает безопасности людей [1].

За последние годы из разных уголков земного шара раздаются тревожные сигналы о возрастающем наступлении пустыни на обжитых человеком территории. Например, по данным ООН только в Северной Америке пустыня ежегодно отнимает у людей около 100 тыс. га полезных земель. Наиболее вероятными причинами этого довольно опасного явления считаются неблагоприятные погодные условия, уничтожение растительного покрова, нерациональность природопользования, механизация сельского хозяйства, транспорта без возмещения ущерба, причиняемого природе. В связи с усилением процессов опустынивания отдельные ученые говорят о возможности обострения продовольственного кризиса [2, стр.117].

По данным ЮНЕСКО за последние 50 лет территория площадью чуть менее половины Южной Америки превращена в бесплодные пустыни. Это произошло в результате чрезмерного стравливания пастбищ, хищнической вырубки лесов, бессистемного ведения земледелия, строительства дорог и других инженерных сооружений. Быстрый рост населения и технических средств также приводит в ряде районов мира к усилению процессов опустынивания.

Существует много различных факторов, приводящих к опустыниванию в аридных регионах земного шара. Однако среди низ выделяются общие, играющие особую роль в усилении процессов опустынивания. К ним относятся:

· истребление растительного покрова и разрушение почвенного покрова при промышленном, ирригационном строительстве;

· деградация растительного покрова чрезмерным выпасом;

· уничтожение древесно-кустарниковой растительности в результате заготовки топлива;

· дефляция и эрозия почв при интенсивном богарном земледелии;

· вторичное засоление и заболачивание почв в условиях орошаемого земледелия;

· разрушение ландшафта в районах горных разработок за счет промышленных отходов, сброса сточных и дренажных вод [2, стр.135].

Среди естественных процессов, приводящих к опустыниванию, наиболее опасными являются:

· климатические - увеличение аридности, сокращение запасов влаги, вызываемых изменением макро - и микроклимата;

· гидрогеологические - осадки становятся нерегулярными, питание подземных вод - эпизодическим;

· морфодинамические - геоморфологические процессы становятся более активными (эрозия, дефляция и т.д.);

· почвенные - усыхание почв и их засоление;

· фитогенные - деградация почвенного покрова;

· зоогенные - сокращение популяции и численности животных [2, стр.136].

Борьба с процессами опустынивания ведется в следующих направлениях:

· раннее выявление процессов опустынивания с целью их предотвращения и ликвидации, ориентирование на формирование условий рационального природопользования;

· создание защитных лесных полос по окраинам оазисов, границам полей и вдоль каналов;

· создание лесных массивов и зеленых "зонтов" из местных пород - псамофитов в глубине пустынь для защиты скота от сильных ветров, палящих лучей солнца и укрепления кормовой базы;

· восстановление растительного покрова на территориях открытых горных разработок, вдоль строительства ирригационной сети, дорог, трубопроводов и всех мест, где он уничтожен;

· закрепление и облесение подвижных песков с целью защиты от песчаных заносов и выдувания орошаемых земель, каналов, населенных пунктов, железных и шоссейных дорог, нефте- и газопроводов, промышленных предприятий [2, стр.141].

Главный рычаг успешного решения этой глобальной проблемы - международное сотрудничество в области охраны природы и борьбы с опустыниванием. От того, насколько своевременно и безотлагательно будут решаться задачи по контролю и управлению природными процессами, во многом зависит жизнь Земли и жизнь на Земле.

Проблемы борьбы с неблагоприятными явлениями, наблюдаемые в аридной зоне, существуют давно. Принято считать, что из 45 выявленных причин опустынивания 87% приходится на нерациональное использование человеком воды, земли, растительности, животного мира и энергии, и только 13% относится к природным процессам.

Охрана природы - понятие очень широкое. Оно включает в себя не только мероприятия по охране конкретных районов пустыни или отдельных видов животных и растений. В современных условиях в это понятие входят и мероприятия по разработке рациональных методов природопользования, восстановление разрушенных человеком экосистемы, прогнозирование физико-географических процессов при освоении новых территорий, создание управляемых природных систем [2, стр.10].

2. Международная борьба с проблемой опустынивания

2.1 Международно-правовые принципы сотрудничества в решении экологических проблем

В первую очередь следует осознать, что проблема опустынивания является животрепещущей и актуальной в данных условиях жизни. Поэтому необходимо международное взаимодействие в борьбе с данной проблемой.

На своей пятьдесят восьмой сессии Генеральная Ассамблея постановила провозгласить 2006 год Международным годом пустынь и опустынивания (резолюция 58/211 от 23 декабря 2003 года). Ассамблея предложила всем странам учредить национальные комитеты и координационные центры и отметить Год путем проведения соответствующих мероприятий. Она призвала все соответствующие международные организации и государства-члены поддержать связанные с опустыниванием, в том числе с деградацией земель, мероприятия, которые будут организованы затрагиваемыми странами, в частности странами Африки и наименее развитыми странами.

22 декабря 2005 года Ассамблея заявила о твердой решимости активизировать осуществление Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, для устранения причин опустынивания и деградации земель, а также с нищетой, обусловленной деградацией земель, посредством, в частности, мобилизации достаточных финансовых ресурсов на предсказуемой основе, передачи технологий и наращивания потенциала на всех уровнях. Она приветствовала назначение почетных представителей Организации Объединенных Наций в рамках Международного года пустынь и опустынивания и рекомендовала Генеральному секретарю назначить в этой связи дополнительных представителей для содействия успешному осуществлению программы Года во всем мире [4, стр.86].

По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп, во главу которых, конечно, необходимо определить принципы, утверждающие право граждан на благоприятную окружающую среду, хотя еще 20 лет назад приоритет отдавался суверенитету государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Итак, первая группа включает принципы, закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и области окружающей среды. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него [4, стр.111].

Заметим также, что принцип 2 Стокгольмской декларации провозглашает, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

Вторая группа принципов провозглашает суверенитет государств на использование природных ресурсов. Особенно ярко это положение отражает принцип 21 Стокгольмской конференции, который гласит: ”В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды, и именно на них лежит ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде в других государствах или районах, лежащих за пределами национальной юрисдикции“.

Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности развивающихся.

Как и Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы содержит руководящие принципы поведения государств и народов по отношению к окружающей природе, с тем, однако, особенным качеством, что они обращены не только и даже не столько к сфере межгосударственных отношений, сколько к внутригосударственным правоотношениям, к сфере реального поведения людей, индивидуального или коллективного. Во Всемирной хартии природы говорится, что принципы, изложенные в Хартии, должны найти отражение в законодательстве и практике каждого государства, а также на международном уровне: в полной мере учитывая суверенитет государств над своими природными ресурсами, каждое государство должно применять положения настоящей Хартии через посредство своих компетентных органов и в сотрудничестве с другими государствами [4, стр.92].

2.2 Международное право в борьбе с опустыниванием

Согласно определению, сформулированному в Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием “опустынивание означает деградацию земель в аридных, семиаридных и сухих субгумидных районах в результате действия различных факторов, включая изменение климата и действие человека”, и борьба с опустыниванием включает в себя деятельность, которая является частью комплексного процесса в интересах устойчивого развития.

Разработка Конвенции ОНН по борьбе с опустыниванием была начата согласно решению Всемирной Конференции по окружающей среде и устойчивому развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, разработанная Межправительственным Комитетом по ведению переговоров для разработки Международной Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, была принята Генеральной Ассамблеей ООН 17 июня 1994 года. Этот день - 17 июня - провозглашен ООН Всемирным днем борьбы с опустыниванием. Конвенция вступила в силу 26 декабря 1996 года. В настоящее время Конвенция ратифицирована 124-я странами [4, стр.217].

Рассмотрим наиболее значимые участки Земли, в которых борьба с опустыниванием имеет существенную роль.

2.2.1 Международное право в борьбе с опустыниванием в Казахстане

Опустынивание
является одной из важнейших проблем современности. В настоящее время площадь деградированных земель Казахстана составляет 179,9 млн. гектаров или более 66% ее территории.

Таким образом, в Казахстане существует острая необходимость принять превентивные меры для предотвращения дальнейшей деградации земель и провести мероприятия по восстановлению и дальнейшему рациональному использованию природных ресурсов страны, в том числе земельных и водных [4, стр.310].

Снижение плодородия пахотных земель, деградация пастбищ и сокращение площадей сенокосных угодий, химическое и радиоактивное загрязнение почв и водоемов сильно ухудшили состояний природных угодий и привели к снижению объема производства сельскохозяйственной продукции, ухудшению условий жизнеобеспечения и здоровья населения. Таким образом, перед Казахстаном остро стоит вопрос о проведении превентивных мер для предотвращения дальнейшей деградации земель и проведении мероприятий по восстановлению и дальнейшему рациональному использованию природных ресурсов страны, в том числе земельных и водных. В настоящее время, когда земля передана частным землепользователям, возникла насущная потребность повышения информированности населения о процессах опустынивания в Казахстане, о воздействии этих процессов на экономическое и социальное положение сельского населения, целях и задачах Конвенции.

Для решения этих проблем Республика Казахстан в 1996 году подписала, а 7 июня 1997 года ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием и тем самым взяла на себя обязательства неуклонно выполнять основные положения Конвенции [4, стр.315].

В 1996 году в Казахстане началась работа по подготовке национальной программы действий. Группой ученых при участии всех заинтересованных министерств и ведомств, широком участии общественности и при финансовой поддержке UNEP и UNDP в декабре 1997 году был завершен проект “Национальной программы действий по борьбе с опустыниванием в Казахстане” (НПДБО). В 1999 г. начата разработка Национальной стратегии и плана действий по борьбе с опустыниванием (НСПДБО).

При поддержке Программы развития ООН/УНСО Республикой Казахстан разработан проект “Пастбища”, управление пастбищными экосистемами. Целью разработки данного проекта является организация действий совместно с местными администрациями по сохранению биоразнообразия, борьбе с опустыниванием и бедностью в отдаленных поселках побережья казахстанской части Аральского моря для поддержки пастбищного животноводства. Данный проект предполагает оказание эффективной помощи местным общинам в восстановлении, улучшении и устойчивом использовании пастбищных угодий, восстановлении и рациональном водопользовании для развития животноводства, обретении местным населением самодостаточности [4, стр.321].

Стратегические направления борьбы с опустыниванием разрабатываются как неотъемлемая часть более широкой национальной политики устойчивого развития страны, изложенной в Стратегии “Казахстан - 2030”.

В ходе реализации Конвенции были выделены следующие приоритетные направления борьбы с опустыниванием:

1. Мониторинг опустынивания. В республике формируется базовая территориально-зональная мониторинговая сеть. В настоящее время она представлена 36 стационарными и 16 полустационарными экологическими площадками. Для создания базовой мониторинговой сети, охватывающей всю территорию республики, необходимо значительно увеличить их количество, разработать и внедрить набор индикаторов опустынивания. В рамках Регионального плана действий для Азии Казахстан дал свои предложения и вошел в качестве члена в Тематическую программную сеть “Организация региональной сети мониторинга и оценки опустынивания в Азии”. Казахстан участвует в работе, проводимой Секретариатом КБО, над показателями и индикаторами воздействия. Необходимо отметить важность этой работы для оценки осуществления КБО в пострадавших странах. Мы готовы продолжить эту работу, и предлагаем опробовать методологию, разработанную Секретариатом КБО, в Казахстане.

2. Экологическое районирование и создание системы эффективного управления природопользованием. В основу экологического районирования закладывается экосистемный принцип и установление потенциальных возможностей экосистем к самовосстановлению - экологическая ёмкость района.

3. Мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов Республики Казахстан включают основные направления борьбы с опустыниванием:

· По пашне: ведение интенсивного зернового хозяйства на более плодородных землях; восстановление плодородия пахотных земель; трансформация части низко продуктивной пашни в кормовые угодья; внедрение почвозащитной системы земледелия и др.

· По пастбищам: инвентаризация пастбищ; обводнение и поверхностное улучшение пастбищ; разработка и внедрение системы огораживаемых пастбищ и др.

· По лесоразведению и охране лесного фонда: проведение лесовосстановительных работ на землях Гослесфонда; организация мониторинга пустынных, тугайных и горных лесов и др.

· По водным ресурсам: внедрение водосберегающих технологий орошения; замена влаголюбивых сельскохозяйственных культур на устойчивые к засухе, менее влаголюбивые [4, стр.329].

Секретариатом Конвенции принято решение о разработке Региональной программы действий по борьбе с опустыниванием в Азии на базе региональных тематических сетей. В рамках усиления регионального сотрудничества Казахстан вступил в качестве страны-участницы в уже созданные тематические программные сети:

1. Мониторинг и оценка опустынивания (ответственная страна - Китай);

2. Агролесоводство и сохранение почв (ответственная страна - Индия).

В настоящее время Казахстан принимает активное участие в развитии регионального сотрудничества. Ведется активная работа по включению Казахстана в международную сеть борьбы с опустыниванием. Основные действия направлены на усиление роли Казахстана на региональном уровне, повышение информированности местного населения о целях и задачах КБО путем проведения семинаров, совещаний, выступлений в средствах массовой информации. Большое значение придается вопросу участия неправительственных организаций в процесс осуществления Конвенции на местном уровне.

Особое внимание уделяется вопросу поиска возможных доноров для привлечения инвестиций и реализации проектных предложений.

Борьба с опустыниванием в Казахстане, забота о сохранении природных ресурсов - общегосударственная задача, которая может быть успешно решена только при непосредственном и активном участии всех административных, законодательных, исполнительных органов, общественных объединений и всего населения в целом [4, стр.340].

2.2.2 Международное право в борьбе с опустыниванием в Африке

Наверное,
одной из самых проблемных в плане опустынивания зон земного шара является Африка. Существенные усилия международного сотрудничества в борьбе с опустыниванием направлены именно на Африку. Ниже приведены выдержки из конвенции по борьбе с опустыниванием Африки, принятой в 2002 году в Йоханнесбурге.

Основным приоритетом в области борьбы с опустыниванием должно быть осуществление профилактических мер в отношении земель, которые еще не деградировали или которые деградировали лишь в незначительной степени. Однако сильно деградировавшие земли не следует оставлять без внимания. В рамках борьбы с опустыниванием и засухой важнейшее значение имеет участие местных общин, сельских организаций, национальных правительств, неправительственных организаций, а также международных и региональных организаций [5, стр.47].

Ниже приведены охватываемые положениями Конвенции программные области:

· укрепление базы знаний и разработка систем информации и мониторинга в отношении регионов, подверженных опустыниванию и засухам, включая экономические и социальные аспекты этих экосистем;

· борьба с деградацией земель путем, в частности, интенсификации деятельности по сохранению почвенных ресурсов, облесению и лесовосстановлению;

· разработка и укрепление комплексных программ в области искоренения нищеты и содействия развитию альтернативных источников средств к существованию в районах, подверженных опустыниванию;

· разработка и учет комплексных программ по борьбе с опустыниванием в национальных планах развития и в процессе планирования природоохранных мероприятий на национальном уровне;

· разработка комплексных планов обеспечения готовности к засухам и ликвидации их последствий, включая меры по организации самопомощи, для районов, подверженных засухе, и разработка программ по решению проблем экологических беженцев;

· поощрение и стимулирование участия населения и экологического просвещения с упором на борьбу с опустыниванием и ликвидацию последствий засухи [5, стр.51].

Уязвимые экосистемы являются важными экосистемами, обладающими уникальными особенностями и ресурсами. Уязвимые экосистемы включают пустыни, полузасушливые земли, горы, увлажненные земли, небольшие острова и некоторые прибрежные районы. Большинство этих экосистем являются региональными по масштабу и выходят за рамки национальных границ [5, стр.52].

Немаловажную роль в международной борьбе с опустыниванием в Африке сыграла конвенция Генеральной Ассамблеи ООН 2006 года.

Основополагающими факторами принятия Конвенции являлись следующие положения:

· людям в затрагиваемых или находящихся под угрозой районах уделяется центральное внимание в рамках деятельности по борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи;

· наличие серьезной озабоченности международного сообщества, в том числе государств и международных организаций, по поводу неблагоприятных последствий опустынивания и засухи;

· осознание, что на долю засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районов в совокупности приходится значительная доля поверхности суши Земли и они являются средой обитания и источником средств к существованию для значительной доли ее населения;

· признание того, что опустынивание и засуха являются проблемами, имеющими глобальные масштабы, поскольку они затрагивают все регионы мира, а также что для борьбы с опустыниванием и/или смягчения последствий засухи необходимы совместные действия международного сообщества;

· наличие значительной доли развивающихся стран, особенно наименее развитых стран, среди стран, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, и особенно трагические последствия этих явлений в Африке;

· опустынивание вызывается сложным взаимодействием физических, биологических, политических, социальных, культурных и экономических факторов;

· наличие воздействия торговли и других аспектов международных экономических отношений на способность затрагиваемых стран надлежащим образом вести борьбу с опустыниванием;

· осознание того, что устойчивый экономический рост, социальное развитие и искоренение нищеты являются первоочередными задачами затрагиваемых развивающихся стран, особенно в Африке, и необходимыми условиями достижения целей устойчивого развития;

· опустынивание и засуха оказывают неблагоприятное воздействие на устойчивое развитие в силу их взаимосвязи с такими важными социальными проблемами, как нищета, плохое здравоохранение и питание, отсутствие продовольственной безопасности, и с проблемами, возникающими в связи с миграцией, перемещением лиц и динамикой изменения демографических факторов;

· высокое значение предпринимавшихся в прошлом усилий и опыта государств и международных организаций в области борьбы с опустыниванием и смягчения последствий засухи, в частности при осуществлении Плана действий по борьбе с опустыниванием Организации Объединенных Наций, который был принят Конференцией Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в 1977 году;

· признание действенности и актуальности решений, принятых Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, в частности Повестки дня на XXI век и ее главы 12, в которой предусматривается основа для деятельности по борьбе с опустыниванием;

· национальные правительства играют решающую роль в борьбе с опустыниванием и в смягчении последствий засухи и что прогресс в этой области зависит от осуществления на местах программ действий в затрагиваемых районах;

· большое значение и необходимость международного сотрудничества и партнерства в деле борьбы с опустыниванием и смягчения последствий засухи;

· значение предоставления затрагиваемым развивающимся странам, особенно в Африке, эффективных средств и, в частности, существенных финансовых ресурсов, включая обеспечение новых и дополнительных источников финансирования и значение предоставления доступа к технологии, без которых им будет сложно в полной мере выполнять свои обязательства по Конвенции;

· воздействие опустынивания и засухи на затрагиваемые этими явлениями страны Центральной Азии и Закавказья;

· важная роль, которую играют женщины в регионах, пострадавших от опустынивания и/или засухи, особенно в сельских районах развивающихся стран, и важность обеспечения полного участия как мужчин, так и женщин на всех уровнях в программах борьбы с опустыниванием и смягчения последствий засухи;

· особая роль неправительственных организаций и других крупных групп в программах борьбы с опустыниванием и смягчения последствий засухи;

· взаимосвязь между опустыниванием и другими экологическими проблемами глобального масштаба, с которыми сталкиваются международное и национальные сообщества;

· вклад, который может внести борьба с опустыниванием в достижение целей Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, Конвенции о биологическом разнообразии и других конвенций по охране окружающей среды;

· стратегии борьбы с опустыниванием и смягчения последствий засухи будут наиболее эффективными, если они будут основываться на надлежащем систематическом наблюдении и точных научных знаниях и если будет проводиться их постоянная переоценка;

· насущная потребность в повышении эффективности и улучшении координации международного сотрудничества в целях содействия осуществлению национальных планов и приоритетов [6].

Заключение

Среди многих глобальных проблем проблема опустынивания является наименее известной, хотя каждый знает, что пустынные территории отличаются чрезвычайно жарким климатом, большим дефицитом влаги и довольно хрупкой экологической системой, но в то же время эти земли обладают высоким экономическим потенциалом. В научной литературе и официальных документах характеризуется, как последняя стадия процесса медленной деградации окружающей среды в засушливой зоне и является продуктом сложного взаимодействия между социально-экономической системой и природно-антропогенными факторами.

Таким образом, обязательное международное сотрудничество в направлении борьбы с опустыниванием земель, особенно африканских, должно существенно помочь в решении данной проблемы, чтобы сохранить для будущих поколений богатое природное и экологически чистое наследие.

Список использованных источников информации

1. ru. wikipedia.org/Опустынивание - Электронный ресурс, режим доступа http://www.ru. wikipedia.org/Опустынивание

2. Экология: рациональное природопользование безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие под редакцией А.Н. Павлова. - М.: Высшая школа, 2008. - 343 с.

3. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие под редакцией Д.А. Кривошеина, Л.А. Муравья. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 447 с.

4. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. - М., 2007.

5. Тимощенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. - М., 2006.

6. Международная Конвенция Генеральной Ассамблеи по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху или опустынивание, особенно в Африке (окончательный текст)





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011