БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Основы недропользования в Росии

Основы недропользования в Росии

1. Определения

Недра - являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

Минеральные ресурсы (запасы полезных ископаемых) -- количество минерального сырья и органических полезных ископаемых в недрах Земли, на её поверхности, на дне водоёмов и в объёме поверхностных и подземных вод, определяемое по данным геологической разведки, применительно к существующим технологиям добычи.

Топливно-энергетические ресурсы - запасы топлива и энергии в природе, которые при современном уровне техники могут быть практически использованы человеком для производства материальных благ (различные виды топлива: каменный и бурый уголь, нефть, горючие газы, горючие сланцы, торф, дрова; энергия падающей воды рек, морских приливов, ветра; солнечная и атомная энергия).

2. Значение недр для человека, использование недр

Значение недр для человека определяются их полезностью для человека (общества) и состоит в том, что они являются источником материального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Недра удовлетворяют также научные потребности. Они используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций - таких, как склады, хранилища, линии метро, трубопроводы и многое другое. Все эти свойства недр принимаются во внимание при разработке системы мер их правовой охраны. Таким образом, обращаем внимание на то, что юридическое понятие "недра" не отождествляется с содержащимися в недрах полезными ископаемыми. Недра - более широкое понятие, чем полезные ископаемые.

3. Состояние минерально-сырьевой базы России

Отличительной чертой минерально-сырьевой базы России является ее комплексность - она включает в себя практически все виды полезных ископаемых:

- Топливно-энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь, уран);

- Черные металлы (железные, марганцевые, хромовые руды);

- Цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений, скандий, стронций и др.);

- Благородные металлы и алмазы (золото, серебро, платиноиды);

- Неметаллические полезные ископаемые (апатиты, фосфориты, калийные и поваренная соли, плавиковый шпат, слюда-мусковит, тальк, магний, графит, барит, пьезооптическое сырье, драгоценные и поделочные камни и др.).

Из недр России ежегодно извлекается: 8-12% нефти, 27-30% газа, 5-8% угля, 8-10% товарных железных руд, 22-25% никеля и кобальта, значительная часть других цветных и редких металлов, золота, серебра, платиноидов и платины, алмазов, до 60% апатитов, 12% калийных солей от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом.

4. Причины ухудшения минерально-сырьевой базы России в 1990 г. -х

Отказ государства от монополии на недропользование, и в то же время отсутствие системы управления недропользованием. Только к 1996 г. практически завершено создание системы государственного управления недропользованием, адаптированной к рыночным экономическим отношениям. В процессе реформирования отрасли можно выделить два основных этапа:

- 1992-1993 гг. - создание первичной законодательной основы введения платного недропользования (Закон РФ "О недрах", организация Комитета РФ по геологии и использованию недр, Положение "О порядке лицензирования пользованиями недрами и ряд других ведомственных нормативных документов);

- 1994-1996 гг. - накопление и обобщение опыта законопроектных работ и правоприменительной практики (новая редакция Федерального закона "О недрах", законы "О соглашениях о разделе продукции", "О порядке лицензирования пользования недрами", утверждение Федеральной программы развития минерально-сырьевой базы России на 1994-2000 годы, создание Министерства природных ресурсов РФ).

Снижение прироста запасов. Резкое падение темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы. Происходит устойчивое снижение ежегодно приращиваемых объемов разведанных запасов большинства видов полезных ископаемых. Сравнивая прирост запасов с объемами добычи полезных ископаемых по всем видам полезных ископаемых объемы добычи стали превышать прирост запасов. Мировая практика свидетельствует о том, что соотношение этих показателей должно быть обратным, то есть, прирост запасов должен опережать объем добычи в 1, 5-2 раза.

Основная причина - использование по назначению лишь 50% средств, предназначенных добывающим предприятиям на финансирование геологоразведочных работ. Нежелание вкладывать средства в новые проекты, разработка которых потребует в 10-и раз большие инвестиции, чем вложения в освоенные месторождения, исчерпывая их.

Потери сырья. Во-первых, приостановление идущих работ (в 30-70% от Гос. баланса) и признание нерентабельности предприятий из-за переоценки разведанных запасов с учетом мирового рынка. Высокая энергоемкость добывающего производства, резкое возрастание транспортировки и др. факторов сделала многие действующие предприятия банкротами. Во-вторых, недостаточная комплексность в использовании добытых из недр полезных ископаемых, прежде всего в связи с отставанием в технологии их добычи и переделов, ограниченность инвестиций, приводит к потерям до 50% от учтенных в недрах запасов. В частности, в больших объемах теряются попутный газ и сера при добыче нефти. Значительные потери имеют место на стадии переработки добытых руд, так из апатитовых руд для получения глинозема перерабатывается лишь 15% нефелина, практически не извлекаются стронций и редкоземельные элементы, платиноиды и кобальт. Из комплексных медных, свинцово-цинковых, медно-никелевых и др. месторождений не извлекается до 40% золота. В-третьих, утрата рентабельной части минерально-сырьевой базы бывшего СССР в связи с его распадом. Так сырьевая база по марганцу, хрому, титану, цирконию, каолину, бариту и ряду других видов полезных ископаемых создавалась на территориях других республик бывшего Союза, имевших более благоприятные геолого-экономические условия для их добычи.

5. Основная причина истощения минеральных ресурсов - отсутствие рационального природопользования и охраны недр

Рациональное природопользование -- система, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы (и соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов), обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используется вторсырье и отходы производства, что позволяет значительно минимизировать загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование характеризуется интенсивным хозяйством, и наличием научно-технического прогресса и организацией труда с высокой производительностью. Одними из примеров рационального природопользования могут быть:

- безотходное производство или безотходный цикл производства

- использование вторсырья, отходов как собственных, так и других организаций,

- оборотное использование сырья - многократное использование в технологическом процессе воды, взятой из рек, озер, буровых скважин.

6. Основные пути рационального природопользования и охраны недр

Со стороны государства является необходимым внедрение природно-ресурсной политики, решающей проблемы: нормативно-правового, учетно-статистического, экономического обеспечения рационального природопользования. Пути внедрения политики:

- совершенствование законодательства, в частности усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;

- формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;

- создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений;

- введение территориальных комплексных кадастров природных ресурсов;

- создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов естественных богатств;

- осуществление государственной поддержки научных исследований, как важнейшей части цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

- формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы;

- регулирование системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;

- определение возмездного пользования всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот;

- создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;

- совершенствование системы платежей за природопользование, в т.ч. получение льгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные полезные ископаемые;

- внедрение системы страхования и аудита в практику природопользования;

- противодействие монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования;

- соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций.

Дополнительно основные положения охраны недр

Основы законодательства РФ о недрах устанавливают собственность государства на недра, определяют главные требования к охране недр и рациональному их использованию.

Предъявляются следующие требования к охране недр.

1. Полное и комплексное геологическое изучение недр.

2. Соблюдение установленного порядка предоставления в пользование недр, исключая самовольное.

3. Полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов.

4. Исключение вредного влияния связанных с пользованием недр на сохранность запасов полезных ископаемых.

5. Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других неблагоприятных воздействий, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.

6. Запрещение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей для других целей.

7. Исключение вредного влияния связанных с пользованием недр работ на сохранность эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок, буровых скважин и подземных сооружений.

8. Запрещение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ, захоронении вредных веществ и отходов производства, а также при сбросе сточных вод.

7. Способы охраны недр от истощения

Охрана недр обеспечивается принятием и жестким соблюдением соответствующих нормативно-правовых актов.

8. Законодательные акты в области рационального природопользования и охраны недр

Федеральное законодательство о природопользовании и охраны окружающей среды представлено основными законами:

- "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

- "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 № 174-ФЗ;

- "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 № 33-ФЗ;

- "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ;

- "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ;

- "О животном мире" от 24.04.1995 № 52-ФЗ;

- "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.082001, N 128-ФЗ.

Федеральное законодательство о недрах представлено основными законами:

- "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1;

- "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 № 225-ФЗ;

- "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30.11.1995 № 187-ФЗ;

- "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 № 155-ФЗ;

- "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.1998 № 191-ФЗ.

9. Контроль за использованием и охраной недр в России осуществляется

- Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПРиЭ РФ);

- Федеральным агентством по недропользованию Российской Федерации (РОСНЕДРА).





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011