Основы недропользования в Росии
Основы недропользования в Росии
1. Определения Недра - являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства. Минеральные ресурсы (запасы полезных ископаемых) -- количество минерального сырья и органических полезных ископаемых в недрах Земли, на её поверхности, на дне водоёмов и в объёме поверхностных и подземных вод, определяемое по данным геологической разведки, применительно к существующим технологиям добычи. Топливно-энергетические ресурсы - запасы топлива и энергии в природе, которые при современном уровне техники могут быть практически использованы человеком для производства материальных благ (различные виды топлива: каменный и бурый уголь, нефть, горючие газы, горючие сланцы, торф, дрова; энергия падающей воды рек, морских приливов, ветра; солнечная и атомная энергия). 2. Значение недр для человека, использование недр Значение недр для человека определяются их полезностью для человека (общества) и состоит в том, что они являются источником материального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Недра удовлетворяют также научные потребности. Они используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций - таких, как склады, хранилища, линии метро, трубопроводы и многое другое. Все эти свойства недр принимаются во внимание при разработке системы мер их правовой охраны. Таким образом, обращаем внимание на то, что юридическое понятие "недра" не отождествляется с содержащимися в недрах полезными ископаемыми. Недра - более широкое понятие, чем полезные ископаемые. 3. Состояние минерально-сырьевой базы России Отличительной чертой минерально-сырьевой базы России является ее комплексность - она включает в себя практически все виды полезных ископаемых: - Топливно-энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь, уран); - Черные металлы (железные, марганцевые, хромовые руды); - Цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений, скандий, стронций и др.); - Благородные металлы и алмазы (золото, серебро, платиноиды); - Неметаллические полезные ископаемые (апатиты, фосфориты, калийные и поваренная соли, плавиковый шпат, слюда-мусковит, тальк, магний, графит, барит, пьезооптическое сырье, драгоценные и поделочные камни и др.). Из недр России ежегодно извлекается: 8-12% нефти, 27-30% газа, 5-8% угля, 8-10% товарных железных руд, 22-25% никеля и кобальта, значительная часть других цветных и редких металлов, золота, серебра, платиноидов и платины, алмазов, до 60% апатитов, 12% калийных солей от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом. 4. Причины ухудшения минерально-сырьевой базы России в 1990 г. -х Отказ государства от монополии на недропользование, и в то же время отсутствие системы управления недропользованием. Только к 1996 г. практически завершено создание системы государственного управления недропользованием, адаптированной к рыночным экономическим отношениям. В процессе реформирования отрасли можно выделить два основных этапа: - 1992-1993 гг. - создание первичной законодательной основы введения платного недропользования (Закон РФ "О недрах", организация Комитета РФ по геологии и использованию недр, Положение "О порядке лицензирования пользованиями недрами и ряд других ведомственных нормативных документов); - 1994-1996 гг. - накопление и обобщение опыта законопроектных работ и правоприменительной практики (новая редакция Федерального закона "О недрах", законы "О соглашениях о разделе продукции", "О порядке лицензирования пользования недрами", утверждение Федеральной программы развития минерально-сырьевой базы России на 1994-2000 годы, создание Министерства природных ресурсов РФ). Снижение прироста запасов. Резкое падение темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы. Происходит устойчивое снижение ежегодно приращиваемых объемов разведанных запасов большинства видов полезных ископаемых. Сравнивая прирост запасов с объемами добычи полезных ископаемых по всем видам полезных ископаемых объемы добычи стали превышать прирост запасов. Мировая практика свидетельствует о том, что соотношение этих показателей должно быть обратным, то есть, прирост запасов должен опережать объем добычи в 1, 5-2 раза. Основная причина - использование по назначению лишь 50% средств, предназначенных добывающим предприятиям на финансирование геологоразведочных работ. Нежелание вкладывать средства в новые проекты, разработка которых потребует в 10-и раз большие инвестиции, чем вложения в освоенные месторождения, исчерпывая их. Потери сырья. Во-первых, приостановление идущих работ (в 30-70% от Гос. баланса) и признание нерентабельности предприятий из-за переоценки разведанных запасов с учетом мирового рынка. Высокая энергоемкость добывающего производства, резкое возрастание транспортировки и др. факторов сделала многие действующие предприятия банкротами. Во-вторых, недостаточная комплексность в использовании добытых из недр полезных ископаемых, прежде всего в связи с отставанием в технологии их добычи и переделов, ограниченность инвестиций, приводит к потерям до 50% от учтенных в недрах запасов. В частности, в больших объемах теряются попутный газ и сера при добыче нефти. Значительные потери имеют место на стадии переработки добытых руд, так из апатитовых руд для получения глинозема перерабатывается лишь 15% нефелина, практически не извлекаются стронций и редкоземельные элементы, платиноиды и кобальт. Из комплексных медных, свинцово-цинковых, медно-никелевых и др. месторождений не извлекается до 40% золота. В-третьих, утрата рентабельной части минерально-сырьевой базы бывшего СССР в связи с его распадом. Так сырьевая база по марганцу, хрому, титану, цирконию, каолину, бариту и ряду других видов полезных ископаемых создавалась на территориях других республик бывшего Союза, имевших более благоприятные геолого-экономические условия для их добычи. 5. Основная причина истощения минеральных ресурсов - отсутствие рационального природопользования и охраны недр Рациональное природопользование -- система, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы (и соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов), обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используется вторсырье и отходы производства, что позволяет значительно минимизировать загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование характеризуется интенсивным хозяйством, и наличием научно-технического прогресса и организацией труда с высокой производительностью. Одними из примеров рационального природопользования могут быть: - безотходное производство или безотходный цикл производства - использование вторсырья, отходов как собственных, так и других организаций, - оборотное использование сырья - многократное использование в технологическом процессе воды, взятой из рек, озер, буровых скважин. 6. Основные пути рационального природопользования и охраны недр Со стороны государства является необходимым внедрение природно-ресурсной политики, решающей проблемы: нормативно-правового, учетно-статистического, экономического обеспечения рационального природопользования. Пути внедрения политики: - совершенствование законодательства, в частности усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение; - формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности; - создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений; - введение территориальных комплексных кадастров природных ресурсов; - создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов естественных богатств; - осуществление государственной поддержки научных исследований, как важнейшей части цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов; - формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы; - регулирование системы лицензирования и регламентации режимов природопользования; - определение возмездного пользования всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; - создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов; - совершенствование системы платежей за природопользование, в т.ч. получение льгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные полезные ископаемые; - внедрение системы страхования и аудита в практику природопользования; - противодействие монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования; - соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций. Дополнительно основные положения охраны недр Основы законодательства РФ о недрах устанавливают собственность государства на недра, определяют главные требования к охране недр и рациональному их использованию. Предъявляются следующие требования к охране недр. 1. Полное и комплексное геологическое изучение недр. 2. Соблюдение установленного порядка предоставления в пользование недр, исключая самовольное. 3. Полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов. 4. Исключение вредного влияния связанных с пользованием недр на сохранность запасов полезных ископаемых. 5. Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других неблагоприятных воздействий, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку. 6. Запрещение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей для других целей. 7. Исключение вредного влияния связанных с пользованием недр работ на сохранность эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок, буровых скважин и подземных сооружений. 8. Запрещение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ, захоронении вредных веществ и отходов производства, а также при сбросе сточных вод. 7. Способы охраны недр от истощения Охрана недр обеспечивается принятием и жестким соблюдением соответствующих нормативно-правовых актов. 8. Законодательные акты в области рационального природопользования и охраны недр Федеральное законодательство о природопользовании и охраны окружающей среды представлено основными законами: - "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ; - "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 № 174-ФЗ; - "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 № 33-ФЗ; - "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ; - "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ; - "О животном мире" от 24.04.1995 № 52-ФЗ; - "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.082001, N 128-ФЗ. Федеральное законодательство о недрах представлено основными законами: - "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1; - "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 № 225-ФЗ; - "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30.11.1995 № 187-ФЗ; - "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 № 155-ФЗ; - "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.1998 № 191-ФЗ. 9. Контроль за использованием и охраной недр в России осуществляется - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПРиЭ РФ); - Федеральным агентством по недропользованию Российской Федерации (РОСНЕДРА).
|