Природные ресурсы
Природные ресурсы
13 ЛЕКЦИЯ 9. Природные ресурсы Для добычи энергии человек использует громадные объемы разнообразных природных веществ, поэтому проблема обеспеченности человечества природными ресурсами является глобальной. Природные ресурсы - это элементы природы, которые используются (или могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства. Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, в ходе которого они подвергаются эксплуатации и последующей переработке. Под классификацией природных ресурсов понимается разделение совокупности предметов на группы по функционально значимым признакам. Есть несколько классификаций природных ресурсов. 1. Природная классификация (по происхождению): геологические (минеральные - полезные ископаемые), водные, почвенные, растительные, животные (биологические), климатические, ресурсы энергии природных процессов (солнечное изучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.). 2. По техническим возможностям эксплуатации выделяют природные ресурсы: реальные - используемые при данном уровне развития производительных сил; потенциальные - установленные на основе теоретических расчетов и предварительных работ и включающие помимо точно установленных технически доступных запасов еще и ту часть, которую в настоящее время нельзя освоить по техническим возможностям. 3. По экономической целесообразности и принципиальной возможности замены природные ресурсы подразделяют на заменимые и незаменимые. Например, к заменимым относят все топливно-энергетические ресурсы (они могут быть заменены другими источниками энергии). Незаменимыми являются ресурсы атмосферного воздуха, пресной воды и др. 4. По экономическому значению полезные ископаемые делятся на балансовые, эксплуатация которых целесообразна в данный момент, и забалансовые, эксплуатация которых нецелесообразна из-за низкого содержания полезного вещества, большой глубины залегания, особенностей условий работы и др., но которые в перспективе могут разрабатываться. 5. Среди классификаций природных ресурсов, отражающих их экономическую значимость и хозяйственную роль, особенно часто используется классификация по направлению и видам хозяйственного использования. Основной критерий подразделения ресурсов в ней - отнесение их к различным секторам материального производства или непроизводственной сферы. По этому признаку природные ресурсы делятся на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства. Группа ресурсов промышленного производства включает все виды природного сырья, используемого промышленностью. В связи с многоотраслевым характером промышленного производства виды природных ресурсов дифференцируются следующим образом: А. Энергетические, к которым относят разнообразные виды ресурсов, используемых на современном этапе для производства энергии: q горючие полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, битуминозные сланцы и др.) q гидроэнергоресурсы (энергия речных вод, приливная энергия и т.п.); q источники биоэнергии (топливная древесина, биогаз из отходов сельского хозяйства.); q источники ядерной энергии (уран и радиоактивные элементы). В. Неэнергетические ресурсы, представляющие сырье для различных отраслей промышленности или участвующие в производстве согласно его техническим особенностям: q полезные ископаемые, не относящиеся к группе каустобиолитов (рудные и нерудные); q воды, используемые для промышленного производства; q земли, занятые промышленными объектами и объектами инфраструктуры; q лесные ресурсы промышленного значения; q биологические ресурсы промышленного значения. Ресурсы сельскохозяйственного производства объединяют те виды ресурсов, которые участвуют в создании сельскохозяйственной продукции: q агроклиматические ресурсы тепла и влаги, необходимые для продуцирования культурных растений и выпаса скота; q почвенно-земельные - земля и ее верхний слой - почва, обладающая уникальным свойством продуцировать биомассу; q растительные биологические ресурсы - кормовые ресурсы; q водные ресурсы - воды, используемые для орошения и пр. К ресурсам непроизводственной сферы (непроизводственного потребления - прямого или косвенного) относятся ресурсы, изымаемые из природной среды (дикие животные, представляющие объекты промысловой охоты, лекарственное сырье естественного происхождения), а также ресурсы рекреационного хозяйства, заповедных территорий и др. 6. В рыночных условиях хозяйства практический интерес приобретает классификация природных ресурсов, учитывающая, в частности, характер торговли природным сырьем. Например, можно выделить: · ресурсы, имеющие стратегическое значение, торговля которыми должна быть ограничена, поскольку ведет к подрыву оборонной мощи государства (урановая руда и др. радиоактивные вещества); · ресурсы, имеющие широкое экспортное значение и обеспечивающие основной приток валютных поступлений (нефть, алмазы, золото и др.); · ресурсы внутреннего рынка, имеющие, как правило, повсеместное распространение, например, минеральное сырье и др. Природные ресурсы распределяются на Земле неравномерно. Существуют различия в уровне и характере обеспеченности природными ресурсами различных стран. Так, Ближний Восток обладает крупными ресурсами нефти и газа. Государства, которые имеют большие массивы тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов. Это Россия, США и Китай. Высоко обеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами одного или нескольких ресурсов. Так, Габон обеспечен запасами марганца, Кувейт -- нефти, Марокко -- фосфоритов. Большое значение для каждой страны имеет комплексность имеющихся природных ресурсов. Например, для организации черной металлургии в стране нужно располагать ресурсами не только железной руды, но и марганца, хромитов и коксующегося угля. Однако встречаются государства с очень небольшим количеством полезных ископаемых. Например, Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количество минеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии. 7. Экологическая классификация природных ресурсов основана на признаках исчерпаемости и возобновимости запасов ресурсов. Понятием исчерпаемости пользуются при учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия. Выделяют по данному признаку ресурсы: o неисчерпаемые - использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов ныне или в обозримом будущем. Их можно разделить на абсолютно неисчерпаемые - солнечная энергия, внутриземное тепло, воздух и относительно неисчерпаемые (вещества, включенные на земле в циклы, круговороты) - вода, азот, углерод, кислород. o исчерпаемые возобновимые - ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (через размножение или другие природные циклы), например, флора, фауна, водные ресурсы, В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины). o исчерпаемые невозобновимые - непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они неспособны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления (например, минеральные ресурсы: процесс рудообразования и формирования горных пород идет непрерывно, но его скорость намного меньше скорости использования полезных ископаемых); Запасы большинства полезных ископаемых, находящихся в Земной коре, ограничены и со временем могут полностью исчезнуть. Где же выход из создавшегося положения? Следует, прежде всего, разработать стратегию рационального использования недр Земли как одного из элементов глобальной экологической политики. 1. Уменьшение запасов сырья уже сейчас заставляет человека искать замену тому или иному полезному ископаемому. Разработка альтернативных источников энергии и производств, использующих иные минеральные ресурсы - один из путей выхода из кризисной ситуации. 2. Добыча полезных ископаемых при разработке месторождений, как правило, сопровождается гигантскими потерями из-за несовершенства технологий добычи, стремления к снижению затрат и т.д. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование способов добычи, снижение или полное исключение потерь. 3. Разработка месторождений более глубоких горизонтов земной коры - еще один путь выхода из кризиса. Опыт бурения сверхглубоких скважин (до глубины 10000 м и более) показывает, что глубокие горизонты земной коры не менее (а по ряду ископаемых - более) богаты полезными ископаемыми, чем поверхностные. 4. Наконец, самый очевидный путь выхода из минерально-сырьевого кризиса - так называемый рециклинг или вторичное использование и переработка отходов производства. Процесс круговорота веществ в природе - один из механизмов их возобновления и сохранения. Например, именно благодаря круговороту воды мы имеем практически неисчерпаемые её запасы. Если искусственно использовать круговые циклы для различных минеральных веществ, то отпадёт необходимость в их добыче. Достаточно будет того количества, которое уже находится в сфере промышленного и хозяйственного использования. 5. Для охраны возобновляемых природных ресурсов нужно создавать возможности их возобновления: снижать нагрузку на почву, ограничить охоту на животных. Роль природных ресурсов в общественном развитии всегда была значима, но полностью последствия их использования не осознавались Человечеством вплоть до последнего времени. В большинстве стран независимо от типа экономической системы сложился природоемкий тип производства, характеризующийся как «природоразрушающий» тип развития. Он обладает следующими отличительными чертами: * использованием невозобновимых видов природных ресурсов (прежде всего полезных ископаемых); * сверхэксплуатацией возобновимых ресурсов (почвы, леса и др.) со скоростью, превосходящей возможности их воспроизводства и восстановления. Длительное время в экономической теории внимание уделялось лишь двум факторам экономического роста -- труду и капиталу. Это наглядно иллюстрирует широко распространенная в экономической теории «производственная функция», т. е. зависимость количества производимой продукции Y от капитала К и трудовых ресурсов L: Y=f (K,L). При таком подходе природные ресурсы считаются неистощимыми, а уровень их потребления, как и возможности восстановления, фактически не учитываются. Никак не учитываются и последствия экономического развития, выражающиеся в виде загрязнения, деградации природной среды и оскудения ресурсов. Целесообразность этой системы до определенного момента (почти до конца XX в.) не вызывала никаких сомнений, однако впоследствии она получила название «фронтальной» или «ковбойской» экономики. В результате глубокой дестабилизации состояния природной среды из-за гигантского развития производительных сил, беспрецедентного роста населения и, как следствие, огромного роста нагрузки на экосистемы возникла потребность в установлении истинной экономической оценки Природы, ее ресурсов и представляемых Человеку благ. Принцип платности природопользования широко применяется в ряде экономически развитых стран. Цели введения платного природопользования: 1) рациональное и комплексное использование природных ресурсов; 2) стимулирование деятельности по охране окружающей среды; 3) выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов; 4) формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов. Система платежей за природные ресурсы в России начала формироваться в 70-е г. прошлого века. Элементами этой системы становились: попенная плата в лесной промышленности, плата за водные и земельные ресурсы и др. В 1991 году принцип «платности использования ресурсов» впервые был закреплен в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20). Подразделяют систему платежей на плату за: · право пользования природными ресурсами; · загрязнение природной среды. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г., статья 16), плата за природные ресурсы взимается: 1) за право использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов; 2) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; 3) на их воспроизводство и охрану. При этом право определения и применения нормативов платы за использование природных ресурсов предоставлено Правительству России. Плата за право пользования природным ресурсом является налогом за природопользование и включена в налоговую систему. Плата за нерациональное использование природных ресурсов -- это форма экономической ответственности природопользователя за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования. Иначе -- это штрафные санкции в повышенном размере за нерациональное использование ресурсов. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов -- это компенсация затрат организаций и ведомств, осуществляющих воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. Средства, полученные в виде платы за право пользования природными ресурсами, поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Важно подчеркнуть, что внесение платы за природные ресурсы, включая платежи за сверхлимитное природопользование, не освобождает природопользователя от необходимости выполнения мероприятий по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, и выполнению мер по охране и воспроизводству природных ресурсов. Среди имеющихся подходов к определению экономической ценности природных ресурсов и природных услуг, которые позволяют получить конкретную оценку, можно выделить базирующиеся на: · рыночной оценке; · ренте; · затратном подходе; · альтернативной стоимости. Не все эти подходы хорошо разработаны, в них имеются противоречивые моменты, однако на их основе можно хотя бы в самом первом приближении оценить экономическую ценность природы. Хотя во многих случаях правильнее говорить о «недооценке» природы, так как имеет место, скорее, занижение её ценности. Затратный подход. Такой подход заключается в определении ценности ресурсных источников по суммарным затратам на их использование с помощью следующих методов оценки: прямых затрат: суммируют затраты на освоение и использование (эксплуатацию) ресурсного источника; издержек: помимо непосредственных финансовых затрат на хозяйственное освоение ресурсного источника учитывается ущерб, вызванный его эксплуатацией (косвенные затраты); транспортных затрат: на основе оценки стоимости или времени, затрачиваемой на доставку ресурса из места его расположения, определяется экономическая ценность ресурсного источника; стоимости воссоздания: оценивают затраты на воспроизводство потерянного или деградировавшего вида ресурсов; «желания платить» -- путем опросов или анкетирования населения выясняют желание людей платить за существование определенного вида ресурсов. Затратный подход содержит в себе принципиальное противоречие: чем лучше по качеству природный ресурс, тем меньшую оценку в соответствии с затратной концепцией он получит. Получается парадокс: чем выше качество ресурса, чем легче его эксплуатировать, тем меньше затрат для этого нужно, а следовательно, и меньше его экономическая оценка. Это противоречие существенно ограничивает применение рентного подхода к экономической оценке природы. Рентный подход. Данный подход наиболее широко применяется в наши дни при оценке земельных ресурсов. Рента (от лат. reddita -- отдаленная назад) -- доход, получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от владельца осуществления предпринимательской деятельности. При оценке природных ресурсов используется концепция дифференцированной ренты, заключающаяся в выявлении дополнительного экономического эффекта от использования ресурсного источника лучшего качества по сравнению с другими. Эта концепция основывается на том, что различные источники некоего определенного ресурса в зависимости от своих количественных и качественных характеристик приносят разные экономические результаты при равенстве прочих условий (местоположение, наличие транспорта, оборудования и технологий, квалификация кадров и др.) Концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода) - одна из основополагающих в экономической теории. В экономике природопользования альтернативные стоимости позволяют оценить природный объект, ресурс, имеющие заниженную рыночную цену через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта, ресурса в других целях. Плата за землю. Федеральный закон «О плате за землю» с последующими изменениями и дополнениями регламентирует вопросы платы за землю. Доля средств от налога и арендной платы за землю, согласно этому закону, уточняется постановлениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Земельный налог взимается со всех землепользователей с последующим перераспределением части средств в бюджет региона и в федеральный бюджет. Доля централизации средств от земельного налога меняется ежегодно при составлении федерального бюджета. Земельный налог фактически является платой за право пользования землей и не стимулирует рационального землепользования. В соответствии со ст. 8 этого закона налог на городские земли уплачивается на основании средних ставок, приведенных в приложении к закону. Средние ставки дифференцируются по зонам градостроительной ценности территории городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Плата за пользование недрами. Согласно Закону «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии и является платным. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей, которые поступают в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации за пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок и условия взимания платежей устанавливаются Правительством Российской Федерации, размер устанавливается при предоставлении лицензий на право пользования недрами. В соответствии со ст. 40 Закона «О недрах» следующие категории пользователей недр в городах освобождены от платежей: метрополитенные линейные службы (парки, депо, участки, аварийные пункты), метрополитенные управления; организации, осуществляющие специальные работы по шахтостроению, осушению шахт и прочие горнопроходческие работы, включая строительство метрополитена; организации, осуществляющие прокладку наружных коммуникаций (водопроводов, канализации и др.), теплофикацию, прокладку магистральных нефте- и газопроводов, строительство железных и автомобильных дорог, городских дорог, мостов и других искусственных сооружений на дорогах, включая городские, строительство и реконструкцию линий связи и радиофикацию; организации по эксплуатации водопроводных распределительных сетей для распределения воды на коммунально-бытовые нужды и населению, организации по эксплуатации канализационных сетей (с очистными сооружениями) для коммунально-бытовых нужд; организации по эксплуатации газовых распределительных сетей для распределения газа на коммунально-бытовые нужды и населению; организации по эксплуатации тепловых распределительных сетей для распределения тепла на коммунально-бытовые нужды и населению. Плата за воду. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» промышленные предприятия за забор воды из водохозяйственных систем вносят в бюджет плату за воду. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации. В мае 1998 г. принят Закон Российской Федерации «О плате за пользование водными объектами», которым на территории Российской Федерации введена плата за пользование водными ресурсами. Этим Законом установлены плательщики, объекты платы, платежная база, минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами для Российской Федерации в целом, порядок зачисления и расходования сумм платы, а также льготы по плате и условия взимания повышенной платы. Плательщиками признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 818 утверждены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Федеральным законом от 1 апреля 1994 г. № 54-ФЗ «О внесении дополнения в статью 4 Федерального Закона «О плате за пользование водными объектами» установлено, что «до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации». Плата за пользование водными объектами (водный налог), за забор воды и сброс сточных вод вносится ежемесячно, за использование акватории - ежеквартально. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. |
ОБЪЕКТ | Вид платежа | | Земля | Земельный налог Арендная плата Нормативная цена земли | | Недра | Платежи за пользование недрами Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Акцизы Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств | | Вода | Плата за пользование водными объектами (водный налог) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов Сбор за выдачу лицензий на водопользование | | Лес | Лесные подати Арендная плата | | Растительные ресурсы | За сбор лекарственных трав и сырья За сбор недревесных ресурсов За заготовку технического сырья | | Ресурсы животного мира | Плата за право пользования животным миром Арендная плата за пользование охотничьими угодьями | | |
|