|
Развитие Экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Экология человека
Развитие Экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Экология человека
Каждая наука имеет свою историю развития. Первым этапом является этап накопления знаний в области определенного научного направления. Экология не является исключением. Однако отличие в том, что экология - самая древняя наука. Начало экологии можно сравнивать с появлением человека. На формирование экологических представлений человека влияла среда, обстоятельства, образ его жизни. Древние люди являлись частью дикой природы. Свою зависимость от этой природы человек ощущал на каждом шагу. Но древний человек зависел не только от природы, но и от социума, в котором он жил. Потому что древние люди существовали в форме племени. В те времена оптимальной численностью племени было 25 человек. Видимо эта какое то неслучайное число, потому что студенческая группа тоже под 25 человек. А если собираешь гостей, то максимально комфортное количество - 25.
Для того чтобы существовать, человеку нужна была пища. Самостоятельно человек не мог себя обеспечить необходимым количеством пищи, не мог защитить себя от диких животных и погоды. В племени была группа охотников. В те времена добывали столько, сколько могли съесть сразу, без запасов. Это был разумный подход. Образ жизни был обусловлен собирательством и охотой - кочевой образ жизни. Люди не могли совершать длительные переходы, потому что относительно недавно человек встал на две конечности, поэтому опорно-двигательный аппарат не годился для длительных переходов.
Около 150 тысяч лет до н.э. люди научились разводить огонь. Человек начинает использовать термически обработанную пищу, с меньшими потерями становится возможно переносить суровые погодные явления, с помощью огня отпугивает диких животных. Образ жизни древнего человека, его зависимость от коллектива формировали его сознание. Примерно 8 тысяч лет до н.э. человек начинает осваивать первые трудовые навыки по обработке земли и начинает разводить растения. Поэтому совершается переход от кочевого образа жизни к оседлому. Для того, чтобы заниматься сельским хозяйством, были предпосылки в виде недостатка пищи, получаемыми собирательством. Человеку нужны были знания агрономические и климатические. В процессе наблюдения за сменой погоды, почвами, человек устанавливает связь между сезонными явлениями и астрономическими циклами. Естественно, что человек развивает те трудовые навыки, а значит приобретает знания о том, что ему приносят сразу материальную выгоду. Прежде всего развивается то, что носит утилитарную направленность - счет, строительство (дороги, здания), естественнонаучные знания.
Осознание своей зависимости от природы и теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания древнего человека, перерастая в анимизм, тотемизм, магию и мифологию. По мере накопления человеком знания об окружающем мире, человек все чаще задает себе вопрос о том, какое место он занимает в природе, откуда взялась жизнь на земле. Но ответов на такие вопросы в те времена люди получить не могли в силу того, что не было стройной научной методологии для изучения мира, не было приборов и соответствующего оборудования. Что подтолкнуло людей на создание более понятного и легкого на восприятие объяснения. Люди стали обожествлять и наделять чертами человеческого характера окружающую их природу.
Одни из первых попыток наладить и упорядочить процесс изучения природы были предприняты еще в эпоху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопления данных о протекании различных природных процессов и совершенствование систем счета и измерительных наук, позволило людям с более высокой точностью предсказывать наступление тех или иных природных катаклизм.
В развитии и накоплении экологических знаний выделяют два важных этапа:
1) эпоха античности
2) эпоха возрождения.
VIIIвек до н.э. – Vв. н.э. в эпоху античности обозначается отход от утилитаризма, характерного для более раннего этапа развития. На первый план стало выходить стремление людей к воссозданию непротиворечивой картины мира и осознанию своего места в нем. В этот период начинают развиваться те научные направления, которые не ориентированы на получение материальной выгоды - философия, драматургия, искусство. Наибольшее развитие, как известно, науки получили в Греции, Риме.
Древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор (500-428 гг до н. э.) выдвинул одну из первых теорий происхождения известного на тот момент мира. По его представлениям основа мира представляет собой соединение бесконечного множества микроэлементов «семян вещей», изначально они образовывали хаос. Впоследствии мировой «ум» привел их в движение и упорядочил таким образом, что неоднородные элементы отделились друг от друга, а однородные - сцепились между собой, образовав землю и вещи. Причем наиболее тонкие, светлые, сухие и теплые элементы оттеснились наружу и образовали эфир, а плотные, темные, влажные и холодные собрались к центру и образовали воздух, воду и землю. Высохнув и отвердев, земля стала колыбелью жизни: ее поверхность была оплодотворена семенами, занесенными туда из воздушной сферы дождями. В результате на свет появились растения, а уже следом за ними пришли животные.
Древнегреческий философ и врачЭмпедокл (ок. 487 - ок. 424 гг. до н. э.) уделял большее внимание возникновению и дальнейшему развитию жизни. По его представлениям сначала появились растения, в дальнейшем животные, (отдельно появились головы, туловища, руки и ноги) соединяясь между собой появились сложнейшие организмы которые смогли выжить и в дальнейшем дали потомства. О происхождении человека Эмпедокл придерживался того же мнения.
Известный философ, ученый-энциклопедист, Аристотель (384-322 гг до н.э.) создал первую из известных классификаций животных и заложил основы описательной и сравнительной анатомии. Он придерживался идеи единства природы. По его мнению, все живые существа появились от простейших, появившихся путем самозарождения, а столь сложное устройство организмов объяснял, стремлением каждого из них к самосовершенствованию.
Одним из актуальнейших вопросов того времени, был вопрос взаимоотношений человека и природы.
Древнегреческий историк Геродот (484-425 г.г. до н.э.) связывал формирование человеческого характера или установление политического строя государств с действием природных факторов (климат, ландшафт и прочее).
Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 г.г. до н.э.) учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивидуальные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Он считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера.
Знаменитый философ Платон (428-348 гг до н.э.) обращал внимание на изменения (преимущественно негативного характера) происходящие со временем в окружающей среде человека. При этом Платон не связывал факты деградации окружающей среды с хозяйственной деятельностью человека, как он считал, их признаком естественного упадка, по его мнению вещи просто перерождались.
Древнегреческий ученый Эратосфен(276-194 гг до н.э.), сделал попытку строго описать современной ему Ойкумены - части вселенной населенной людьми. Он составил наиболее точную карту известного мира, на которой земля простиралась от Атлантического океана на западе до Бенгальского залива на востоке, от земли Туле (западное побережье современной Норвегии) на севере до Тапробаны (остров Цейлон) на юге. Вся Ойкумена была поделена им на зоны: жаркую, две умеренные и две холодные.
Представления людей о мире рамками Ойкумены не ограничивались. По Анаксагору земля представляется в форме верхнего основания цилиндра свободно плавающего в пространстве, вокруг которого вращаются Солнце и планеты. Филалий (500-400 гг до н.э.) считал что в центре Вселенной полыхает центральный огонь, «хестна», вокруг которого земля имеющая сферическую форму описывает ежесуточно окружность, вследствие чего и происходит смена дня и ночи. Древнегреческий астроном Аристарх Самосский (310-230 гг н.э.) предложил первую гелиоцентрическую систему мира, поместив Солнце в центре Вселенной. Однако подобный взгляд на мироустройство еще очень долго не получал признания. Аристотель считал, что Земля имеет шарообразную форму и находится в центре мира. Отрицая вращение Земли вокруг своей оси, он считал звезды и планеты связанными с вращающимися вокруг общего центра хрустальными сферами.
Римский поэт и философЛукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.) утверждал что природой управляют некие законы, познав которые человек избавиться от страха перед смертью, и откроет дорогу к счастью и блаженству. Он оставил после себя не завершенную поэму «О природе вещей», в которой изложил естественную историю происхождения и развития человеческого рода. Рост могущества человека Лукреций связывал с развитием у людей особых механизмов способствующих приспособлению людей к условиям существования. Страбон (ок. 64-24 гг. до н.э.) написал 17-томную «Географию», содержащую ценные сведения из области геологии, физической географии, этнографии, зоологии и ботаники. Как геолог Страбон предвосхитил споры «вулканистов» и «нептунистов», допуская, что поверхность Земли формировалась под влиянием обоих факторов динамической геологии - воды и подземного жара. Он интерпретировал ископаемые раковины моллюсков как окаменелые остатки древнейшей морской фауны, оказавшиеся на суше в результате поднятия соответствующих участков морского дна. Страбон также высказал предположение, что за Атлантическим океаном, на западе существует неизвестный материк, возможно, населенный другими, не похожими на европейцев, людьми. Он также придерживался интересной точки зрения, согласно которой к цивилизации могут приобщиться лишь люди, проживающие на территории с теплым или умеренным климатом, обосновывая это тем, что в условиях низких температур жизнь вынуждена собираться вокруг костров, требующих непрерывного поддержания огня.
Римский натуралистПлиний (23-79 гг. н.э.) составил 37-томное сочинение «Естественная история», своеобразную энциклопедию естествознания, в которой изложил сведения по астрономии, географии, этнографии, метеорологии, зоологии и ботанике. Описав большое количество растений и животных, он также указал места их произрастания и обитания. Определенный интерес представляет предпринятая Плинием попытка сравнения человека и животных. Он обратил внимание на то, что у животных в жизни доминирует инстинкт, а человек всё (в том числе умение ходить и говорить) приобретает путем выучки, через подражание, а также посредством сознательного опыта
Во второй половине IIвека наблюдается упадок древнеримской цивилизации - нашествие племен северных народностей в этот же период происходит распространение христианской религии по территории западной Европы. Оно повлияло на различие научных направлений, в том числе на процесс накопления экологических направлений. Господства догматического христианства привели к тому, что науки о природе и человеке в течение многих веков переживали состояние глубокой стагнации, не получая практически никакого развития.
Второй этап - эпоха возрождения. Начало связывают с именами таких как Альберт Великий (нем.) и Роджер Бекон (англ). в их работах - "об алхимии" и "о металлах и минералах" (Альберт Великий).Была показана зависимость климатических условий от географической широты и высотой над уровнем моря. т.е. как бы начинает систематизировать определенный накопленный теоретический материал. Бекон в своих работах отметил роль Солнца в жизнедеятельности организмов, показал зависимость организмов от состояния окружающих их среды и климатических условий. Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи (1452-1519). Он считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи. Изучая морфологию растений, Леонардо интересовался влиянием, оказываемым на их строение и функционирование со стороны света, воздуха, воды и минеральных частей почвы. Изучение истории жизни на Земле привело его к заключению о связи судеб Земли и Вселенной и о ничтожности того места, которое занимает в ней наша планета. Леонардо отрицал центральное положение Земли как во Вселенной, так и в Солнечной системе.
Конец XV - начало XVI в. по праву носит название эпохи Великих географических открытий. В 1492 г. итальянский мореплаватель Христофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии. В 1516(17?) г. португальские путешественники впервые достигли Китая морским путем. А в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Фернаном Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Обогнув Южную Америку, они достигли Восточной Азии, после чего возвратились в Испанию. Эти путешествия явились важным этапом в расширении знаний о Земле.
В 1543 г. был опубликован труд Николая Коперника (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер», в котором излагалась гелиоцентрическая система мира, отражающая истинную картину мироздания. Открытие Коперника произвело переворот в представлениях людей о мире и понимании ими своего места в нем. Итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви Джордано Бруно (1548-1600) внес значительный вклад в развитие учения Коперника, а также в освобождение его от недостатков и ограниченности. Он утверждал, что во Вселенной имеется бесчисленное множество звезд, подобных Солнцу, значительная часть которых заселена живыми существами.
Расширению границ известного мира в значительной мере способствовало изобретение новых средств изучения звездного неба. Итальянский физик и астроном Галилео Галилеи (1564-1642) сконструировал телескоп, при помощи которого исследовал строение Млечного Пути, установив, что он является скоплением звезд, наблюдал фазы Венеры и пятна на Солнце, открыл четыре больших спутника Юпитера. Немногим более полувека спустя английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1642-1727), основываясь на результатах собственных исследований оптических явлений, создал первый зеркальный телескоп, который и по сей день остается основным средством изучения видимой части Вселенной. С его помощью были сделаны многие важные открытия, позволившие существенно расширить, уточнить и упорядочить представления о космическом «доме» человечества.
Философ и логик Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его заслуга заключалась в том, что он первым разработал индуктивный и экспериментальный методы научного исследования. Иными словами поставил науку на методологическую основу. Главная цель науки - установление власти человека над природой. Также отметил, что любая наука может достичь такой цели только при одном условии - наука должна позволить человеку как можно лучше понять природу, чтобы подчиняясь природе человек в конце концов мог господствовать в ней и над ней.
Дальнейшему познанию природы способствовали открытия в конце XVIIIвека Захари Янсон (голл.) создает первый микроскоп. Несколько позднее Роберт Гук (англ.) усовершенствовал микроспко Янсона, изучая клетки растений, строение некоторых минералов. Антони Ван Ливенгук (голл.) еще раз усовершенствовал микроскоп и использует его для изучения строений простейших, насекомых, клеток крови, грибов. Эти исследования позволяют получить определенную информацию о пищевых цепях в мире животных. Такая информация помогала понять механизмы управления численностью популяции. Его исследования в перспективе положили основу для зарождения аналогичных разделов экологии. Его исследования фактически положили начало новому научному исследованию живого микромира. Микромир - важная составляющая среды обитания человека. До сих пор численность видов микроорганизмов гораздо больше численности представителей макромира, так как микроорганизмы быстро мутируют и приспособляются (см. фильм «Плесень»). Основное влияние микромира - на здоровье человека. Такие знания позволяют эффективней разрабатывать лекарственные средства.
Большой вклад в осознание места человека внесли исследования Карла Линнея (швед.) (1707-1778), он создал систему классификации растительного и животного мира. Начинает систематизировать. В этой системе впервые определяется место для человека как вида. Т.е. человек рассматривается как биологическое существо. Его относят к миру животных, классу млекопитающих, отряду приматов, вид - человек разумный (homo sapiens). Другое важное открытие, которое способствовало появлению экологии - Жан Батист Ламарк (фр.), в конце XVIIIвека - эволюционную теорию. В ней он высказывает гипотезу о причинах развития организмов от низших к высшим формам. Также он отмечает влияние различных внешних условий на живые организмы.
Определенное влияние на развитие экологических представлений оказали труды Томаса Роберта Мальтус (англ.) (1866-1834), он сформулировал закон народонаселения: численность населения на планете увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как средства существования (прежде всего пища) могут увеличиваться только в арифметической. Т.е. показал, что в перспективе человечество столкнется с рядом проблем. Сложно избежать упоминания Чарльза Дарвина. Он сыграл важную роль в становлении экологии. Создал теорию происхождения видов, причем основной механизм - естественный отбор. Создание этой теории позволило проводить исследования важнейшей экологической проблемы - борьбы за существование. Исследуя эту проблему Дарвин отмечает влияние образа жизни, условий существования, межвидовых взаимодействий на морфологию и поведение организма.
В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существование и влияния на живые существа комплекса физических и биотических условий, назвать термином «экология». Следует отметить, что предложение Геккеля несколько опередило его время: прошло более полувека, прежде чем слово «экология» прочно вошло в научный обиход как обозначение новой самостоятельной отрасли научного знания.
Появление экологии обусловлено биологической наукой. И экология появляется в рамках биологии. Многие термины (категориальный аппарат заимствуются из биологии, методологии и т.д.).
Состав слова "экология" - ο?κος — обиталище, жилище, дом, имущество и λ?γος — понятие, учение, наука, «наука о доме». Но ведь "дом" имеет самое разное значение - от "жилища" до "планета".
Во второй половине XIXвека формируются относительно самостоятельно развивающиеся направления экологических исследований - экология растений, экология животных, экология человека, геоэкология.
Исследования, проводимые в рамках перечисленных выше направлений, заложили основу для выделения их в самостоятельные отрасли научного знания. В 1910 г. в Брюсселе состоялся Международный ботанический конгресс, на котором в качестве самостоятельной ботанической дисциплины была выделена экология растений - биологическая наука, изучающая взаимосвязи живого организма и окружающей его среды. В последующие несколько десятилетий официальное признание в качестве относительно самостоятельных направлений исследований получили также экология человека, экология животных и геоэкология.
Еще задолго до того, как отдельные направления экологических исследований обрели самостоятельность, наметилась очевидная тенденция к постепенному укрупнению объектов экологического изучения. Если первоначально в качестве таковых выступали единичные особи, их группы, конкретные биологические виды и т.д., то с течением времени их стали дополнять крупные природные комплексы, такие, как «биоценоз», понятие о котором было сформулировано немецким зоологом и гидробиологом К.Мебиусом еще в 1877 г. (новый термин призван был обозначать совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство). Незадолго до этого, в 1875 г., австрийский геолог Э.Зюсс для обозначения «пленки жизни» на поверхности Земли предложил понятие «биосфера». Значительно расширил и конкретизировал это понятие русский, советский ученый В.И.Вернадский в своей книге «Биосфера», в 1926 г. В 1935 г. английский ботаник А.Тенсли ввел понятие «экологическая система» (экосистема). А в 1940 г. советским ботаником и географом В.Н.Сукачевым был введен термин «биогеоценоз», которым он обозначил элементарную единицу биосферы. Естественно, что изучение столь масштабных комплексных образований требовало объединения исследовательских усилий представителей разных «специальных» экологии. Результатом их воссоединения стало образование «большой экологии» (по выражению Н.Ф.Рей-мерса) или «макроэкологии» (по Т.А.Акимовой и В.В.Хаскину), включающей сегодня в свою структуру следующие основные разделы:
• общая экология;
• биоэкология;
• геоэкология;
• экология человека (включая социальную экологию);
• прикладная экология.
Каждый раздел имеет свою структуру. Например, прикладная:
инженерная, биоресурсная, промысловая, медицинская, приложение экологии к охране природы и окр. среды, экологическая экономика природопользования.
Современная экология - комплексная наука. Решает широкий спектр задач. Она тесно связана прежде всего с биологией и другими дисциплинами, а также она пронизывает все направления.
Предмет экологии очень многогранен. Юджин Одум (амер.): Экология - междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе, и их взаимосвязях.
Стратегической задачей современной экологии является развитие теории взаимодействия природы и человеческого общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Список литературы:
1. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В.
С 41 Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.
2. Словарь - справочник / авт. сост. Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин и др. Под общ. ред. Н. А. Агаджаняна - М.: ММП "Экоцентр", издательская фирма "Крук", 1997 - 208 с.
3.Н63 Экология: Учеб. Для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003 – 624 с.: ил.
|
|