БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Установки на охрану окружающей среды в общественном сознании

Установки на охрану окружающей среды в общественном сознании

5

Содержание

  • Введение
    • Экологические установки в массовом сознании
    • Формирование экологической культуры населения
    • Мировая экологическая политика
    • Заключение
    • Список литературы
Введение

Актуальность экологических проблем в современном обществе является неоспоримым фактом, принятая научным сообществом в девяностых годах концепция "sustainable development" явилась значимым шагом в поиске выхода из тупика цивилизации, разрешения проблемной ситуации сложившейся на нашей планете.

Устойчивое развитие определяется как самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ и справедливое распределение материальных и духовных благ. Это концепция о том, как сделать устойчивым развитие с социальной, экономической и экологической точек зрения.

Экологические установки в массовом сознании

В рассматриваемой сфере экологических проблем необходимы инструменты и четко выработанные методы социокультурной интерпретации экологического знания и экологической информации, "какие бы принципы или постулаты ни выдвигались, в обществе должны быть их промоутеры".

Само понятие "экология" определяется как наука об отношении организмов с окружающей средой. Объектами ее чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции, биоценозы, а также экосистемы. Как самую большую экосистему можно рассматривать и всю биосферу.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии среды обитания человека, и даже - как само это состояние.

Прочно вошедшие в лексикон выражения: "плохая экология" того или иного района, "экологические чистые" продукты или товары и т.п. на самом деле нелепы и безграмотны.

Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий.

Именно широта вопросов изучаемых данной наукой, глобальность процессов, происходящих в сфере среды обитания человека, порождает некоторые особенности формирования экологических установок в массовом сознании.

Декларируемая острота и опасность не внимания общества к природной среде в средствах массовой информации сочетается с отсутствием самостоятельного чувственного опыта человека, ощущения ежеминутного воздействия природной среды.

Биосферные процессы медленны, невидимы и проявляются, как правило, в форме "внезапных" катастроф. Биосфера воздействует на человека опосредованно: загрязненный воздух, фальсифицированные продукты питания, внутрибольничные инфекции, загрязнение водоемов - это формы проявления экологических рисков, которые недоступны для самостоятельного измерения, они глобальны и чаще всего не воспринимаются органами чувств "обычного" человека.

Отсутствие у человека возможности самостоятельного чувственного познания области экологических процессов и формирования мнения в соответствии с этим опытом, основным транслятором экологических установок для массового сознания, на сегодняшний день являются средства массовой информации.

Основной гипотезой исследования экологических установок и ценностей в массовом сознании населения закрытого города, имеющего на своей территории завод по хранению ядерных отходов являлось предположение о существующих различиях в структуре экологических установок и уровнем их интегрированности с базовыми ценностями.

Нагнетание ситуации вокруг радиации и ввоза ядерных отходов, а также тот факт, что на территории города находится потенциально опасное предприятие ожидаемо должны были бы вызвать высокий интерес к экологическим проблемам среди населения города.

Однако данная сторона жизни по значимости для жителей города находится только на шестом месте. Экологические проблемы массовое сознание не фиксирует как наблюдаемые и осязаемые.

Гораздо более значимы для него эмоционально окрашенные явления, самыми актуальными населением города были названы - бытовая проблема (транспорт, ремонт жилищного фонда), образование и перспективы подрастающего поколения, работа власти в городе и крае.

Это те проблемы, с которыми население ежедневно сталкивается, наблюдает и фиксирует.

По результатам проведенного исследования в массовом сознании населения данного закрытого города отсутствуют четкие и однозначные экологические установки. Данный фактор объясняется односторонним описанием ситуации, об экологии если и говорят, то без упоминания конкретных ресурсов разрешения экологических противоречий, население видит свою неспособность что-либо изменить, экологические установки становятся фрустрирующими для сознания: "проблема есть - решения нет".

Характерной особенностью экологических установок массового сознания является возрастание экологического интереса на макроуровне, а именно то, что население активно интересуется глобальными экологическими проблемами.

Это объясняется основной особенностью трансляции экологической информации средствами массовой информации, в большинстве сообщений (в том числе и местных региональных СМИ), тематика затрагивает тот самый макроуровень - экологию планеты, глобальное потепление, эта информация более подробна и понятна, она играет роль сенсации и поднимает рейтинги канала трансляции.

Формирование экологической культуры населения

Атомная энергетика, как никакая другая отрасль экономики страны, вопросам экологии придает первостепенное значение, при котором требования охраны окружающей среды включаются в сам процесс производственной деятельности.

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов, приближающееся истощение запасов природных богатств ставит человечество перед выбором новых источников энергии.

Мировое сообщество считает атомную энергетику наиболее эффективной на сегодняшний день и экологически чистой, во многих странах предусмотрено ее опережающее развитие. Поэтому так важна проблема формирования экологической проблемы населения.

Процесс формирования экологической культуры и экологизации сознания связан с повышением общекультурного уровня современного общества. Жизненно важно становление индивидуального самосознания отдельного человека, воспринимающего современное экологическое положение как свое собственное.

Выход из экологически затруднительного положения предполагает модификацию отношения к миру со стороны каждого человека, его соучастие в духовном творческом процессе - формировании экологически позитивного отношения к природе.

Именно поэтому существует острая необходимость в концептуальном анализе экологической культуры, экологического сознания и поведения.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей вблизи атомной станции:

личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;

осознанного выполнения экологических правил и требований.

Формирование экологической культуры отражает интересы и запросы всех жителей Курской области и в частности города Курчатова, где располагается атомная станция, и поэтому важно усилить эту работу:

в экологическом просвещении;

в дошкольном, школьном и внешкольном экологическом образовании;

в профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в непрерывной и целеустремленной работе на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

в распространении экологических знаний;

в улучшении условий проживания нынешнего и будущего поколений;

в обеспечении спокойствия и уверенности за здоровье населения, вследствие уменьшения уровня воздействия радиации на городскую среду.

Экологическая культура формируется на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама, которые просто обязаны быть экологически ответственными.

Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка.

Здесь особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и главное - практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, воспитанию ответственности за чистоту окружающей территории.

Экологическое просвещение мы рассматриваем как важнейший аспект информационной политики Курской АЭС. Упор в работе с общественностью делается на работу с молодежью, учащимися школ и лицеев, студентами колледжей и вузов, работающего населения.

Вот уже на протяжении многих лет в начале учебного года совместно с информационно-аналитическим центром Курской АЭС проводятся экскурсии на атомную станцию для учителей и учащихся, открытые уроки экологических знаний, учебные семинары, олимпиады, конкурсы, экологические недели, круглые столы. К этой работе привлекаются специалисты станции, ветераны КуАЭС.

В рамках повышения экологической сознательности и развития экологической ответственности образа жизни граждан Курской АЭС проводится: пропаганда бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов города, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий; акции и мероприятия, побуждающие к консолидации жителей города вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды; повышение квалификации специалистов в области экологического образования; воспитание у старшего поколения экологического мировоззрения путем общения с младшим поколением и наоборот; подготовка и создание информационных материалов и средств наглядной агитации для распространения среди населения; изготовление видеороликов, радиопрограмм и их размещение в СМИ.

Мировая экологическая политика

Актуальность проблем экологической политики в настоящее время очень высока во всем мире. Толчок к обсуждению экологической проблематики дали Всемирная конференция ООН 1972 года и отчет Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию 1987 года.

Эти события стали вехами, влияние которых в обществе чувствуется до сих пор. Начиная с 80-х годов вопросы, связанные с очисткой сточных вод, обработкой отходов, снижением выброса газов в атмосферу, санирования почвы и снижения уровня шумов, постоянно находятся в политической повестке дня многих стран мира.

В конце 80-х годов добавились такие проблемы, как повышенная кислотность и засушливость, а в середине 90-х годов в центре внимания оказался повышенный выброс СО2 как результат изменения климата.

Дополнительным стимулом для развития экологической проблематики стал ряд техногенных катастроф, которые привлекли внимание не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества в целом.

В настоящее время необходимость безотлагательного решения проблем экологической безопасности осознана практически во всех странах мира.

Во всех развитых странах разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды.

Увеличивается количество органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственных за состояние окружающей среды. Особенно пристально за состоянием окружающей среды следят небольшие государства, в которых даже незначительные изменения грозят крупными катастрофами.

Такие государства принимают национальные программы по охране природы, но в мировой практике принятие таких программ затруднено. Кроме того, сам характер экологических проблем носит глобальный характер: загрязнения окружающей среды не признают официальных государственных границ.

Несмотря на то, что в национальных рамках решение экологических проблем происходит постоянно, в глобальном масштабе усилий отдельных международных акторов недостаточно.

Актуальность экологических проблем в будущем будет нарастать, особенно для России, которая является одной из немногих стран - доноров экологических ресурсов. Экосистема России вносит самый большой вклад в планетарную экологическую стабильность. Территория России составляет 12% от всей площади суши.

Природно-ресурсный потенциал России (13% мировых запасов нефти, 34% газа, 12% угля, 27% железных руд) принципиален для мировой экономики. Вместе с тем в нашей стране много нерешенных проблем в сфере экологии. Сырьевая направленность российской экономики снижает количество невозобновляемых ресурсов.

Экологически неблагополучны все крупные города России, включая Москву. Загрязнены реки, в критическом состоянии находится система водоснабжения большинства городов. Экологическую угрозу России несет Балтика, страдающая от выбросов многочисленных промышленных предприятий и затопленного во время Второй мировой войны химического оружия.

Политика отдельных государств и других международных акторов препятствует решению экологических проблем. Например, в ходе ускоренного развития стран третьего мира, особенно Китая и Индии происходят массовые неконтролируемые выбросы и загрязнения, которые оказывают влияние на весь мир, в том числе и на Россию.

Негативно сказывается на мировой экологии расхождение мнений развитых и развивающихся стран по вопросам охраны окружающей среды. Не всегда благоприятна для экологии деятельность транснациональных корпораций. В последнее время реальной стала угроза экологического терроризма. У человечества уже существует опыт ведения экологических войн (например, США в Индокитае).

Для решения экологических проблем необходимо выявить особенности экологической политики развитых и развивающихся стран.

Важно изучить связь экологической политики с экономической и культурной политикой, войнами и конфликтами, выявить факторы, определяющие экологическую политику ведущих стран мира - России, США, стран Западной Европы, Индии и Китая.

Необходимо определить перспективы дальнейшего развития политики разных стран в сфере экологии, сравнить национальные программы и опыт решения экологических проблем и выявить связь уровня развития страны на проводимую ей экологическую политику.

Заключение

Решение глобальных проблем экологической безопасности возможно только на международном уровне. Оно является необходимым условием создания условий будущего развития человечества в целом.

Для их решения требуются согласованные действия всех членов мирового сообщества. Экологическая проблематика сегодня предполагает планомерную совместную работу государств, международных правительственных и неправительственных организаций, транснациональных корпораций, экспертов и многих других организаций и лиц.

Одним из противоречий экологических установок населения является то, что свое участие и возможную деятельность в сфере гармоничного развития среды "обыватель" видит в поддержании чистоты на улицах, уборке за собой мусора, то есть как деятельность именно на "микроуровне", с другой стороны - в сферу наибольших интересов экологической информации попадает "макроуровень".

Список литературы

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М. 2008.

2. Галкин Ю.Ю. Экологическое сознание: понятие и сущность/ ЮЮ. Галкин, И.А. Сосунова, Л.М. Яо // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2007. № 3.

3. Сосунова И.А. Проблемы развития экологического сознания в Российской Федерации: опыт конкретного социологического исследования // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2004. № 4.

4. Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006. № 7

5. Яо Л.М. Опыт создания модели экологического сознания российского общества // Социологические исследования. 2008. № 9.

6. Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М.: Международные отношения, 2008.

7. Шипулин А.Н. Необъявленная война природы и новая международная экологическая коалиция. М.: "Интердиалект+", 2006.

8. Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2009. - № 4.

9. Экологические проблемы современного общества: Сб. обзоров и реф. / РАН ИНИОН. Ред. - сост.: Капранова Л.Д. М., 2008.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011