Анализ прибыли и рентабельности отельных изделий в системе директ-костинг
Анализ прибыли и рентабельности отельных изделий в системе директ-костинг
УО БГУИР Кафедра экономики РЕФЕРАТ На тему: «Анализ прибыли и рентабельности отельных изделий в системе директ-костинг» 1 Анализ прибыли от реализации отдельных изделий В отечественной практике при анализе прибыли обычно используется модель в которой все факторы ее формирования изменяются сами по себе, независимо друг от друга: прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция, и обратно пропорционально - если реализуется убыточная продукция. В ней не учитывается существующая взаимосвязь между объемом производства (реализации) продукции и ее себестоимостью, хотя такая взаимосвязь имеется. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных остается, как правило, без изменений, и сумма прибыли увеличивается. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции, и сумма прибыли уменьшается. В зарубежной практике при планировании, учёте, контроле и анализе прибыли используется “система директ-костинг”, при которой затраты, связанные с производством и реализацией продукции, делятся на переменные и постоянные. Для обеспечения системного подхода при анализе прибыли и прогнозирования её величины в зависимости от объёма производства и продаж, издержек производства используется категория маржинальный доход (предельный или максимально возможный доход). Маржинальный доход (МД) - это разность между стоимостью реализованной продукции и общей величиной переменных затрат на эту продукцию () или сумма прибыли (П) с постоянными издержками предприятия (): откуда . Маржинальный доход на изделие: Поскольку деление издержек на постоянные и переменные весьма условно, в зарубежной практике для повышения объективности деления затрат на постоянные и переменные используются такие методы, как графический метод, метод высшей и низшей точек, статистический, метод корреляции, метод наименьших квадратов, упрощённый статистический и др. Для анализа прибыли от реализации i-х изделий можно применять модифицированную формулу где - сумма удельных переменных издержек по i-му изделию, тыс.р./шт. Данная формула позволяет определить изменение суммы прибыли от реализации i-х изделий за счёт количества реализованных изделий, среднего уровня цен реализации изделий, удельных переменных и суммы постоянных издержек предприятия. Расчёт влияния этих факторов способом цепных подстановок приведён в табл. 1. Таблица 1 Алгоритм изменения прибыли от реализации отдельных изделий |
Фактор | Алгоритм расчёта | | 1 | 2 | | Общее изменение прибыли от реализации i-х изделий, всего,в том числе за счёт изменения: | | | 1. Количества реализованных i-х изделий | | | 2. Уровня цен реализации i-х изделий | | | 3. Удельных переменных издержек i-х изделий | | | 4. Суммы постоянных издержек | | | | 2. Анализ прибыли от реализации продукцииВ системе директ-костинг прибыль от реализации продукции:При многономенклатурном производстве при определении суммы прибыли от реализации продукции вместо маржинального дохода используется выручка от реализации продукции РП и средний удельный вес маржинального дохода в ней :Средний удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции рассчитывается по формулегде - удельный вес i-го изделия в общем объёме выручки от реализации продукции, в долях; - удельный вес маржинального дохода i-го изделия в выручке от его реализации или в цене i-го изделия, в долях:Отсюда прибыль от реализации продукции определяется по формуле Она позволяет установить изменение прибыли от реализации продукции за счёт: количества (объема) реализованной продукции; структуры реализованной продукции; цен реализации изделий; удельных переменных издержек на одно изделие; суммы постоянных издержек предприятия. Алгоритм расчёта влияния этих факторов на изменение прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок и абсолютных разниц приведён в табл. 11.2. 3. Анализ рентабельности отдельных изделий В соответствии с системой директ-костинг уровень рентабельности реализации отдельных изделий рассчитывается по следующей факторной модели: Влияние факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов изделий можно рассчитать приёмом цепных подстановок (табл. 3.) Таблица 2 Алгоритм изменения прибыли от реализации продукции |
Фактор | Алгоритм расчета | | 1 | 2 | | Изменение?прибыли?от `еалиизации продукции, всего, в том числе за счет изменения | | | 1. Объёма реализации продукции, всего, в том числе за счёт изменения: | | | 1.1. Объёма произведенной продукции | | | 1.2. Остатков нереализованной продукции | | | 2. Структуры и ассортимента реализованной продукции, всего, в том числе: | | | 2.1. Структуры объёма реализации | | | 2.2. Структуры себестоимости реализованной продукции | | | 3. Цен реализации изделий | | | 4. Удельных переменных издержек | | | 5. Суммы постоянных издержек | | | |
Таблица 3 Алгоритм изменения уровня рентабельности отдельных видов изделий |
Фактор | Алгоритм расчёта | | Изменение уровня рентабельности отдельных видов изделий, всего, в том числе за счёт изменения: | | | 1. Количества реализованной продукции | | | 2. Цены реализации изделий | | | 3. Удельных переменных издержек | | | 4. Суммы постоянных издержек | | | |
4. Анализ рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж реализованной продукции Анализ рентабельности реализованной продукции предприятия производится по следующей факторной модели: Таблица 4 Алгоритм изменения уровня рентабельности реализованной продукции |
Фактор | Алгоритм расчёта | | 1 | 2 | | Изменение уровня рентабельности реализованной продукции, всего, в том числе за счёт изменения: | | | 1. Объёма реализации продукции, всего | | | 2. Структуры реализованной продукции, всего | | | 3. Средних цен реализации изделий | | | 4. Удельных переменных издержек | | | 5. Суммы постоянных издержек | | | |
Анализ рентабельности продаж реализованной продукции производится по следующей факторной модели Таблица 5 Алгоритм изменения рентабельности продаж реализованной продукции |
Фактор | Алгоритм расчёта | | 1 | 2 | | Изменение рентабельности продаж реализованной продукции, всего, в том числе за счёт | | | 1. Объёма реализации продукции, всего | | | 2. Структуры реализованной продукции, всего | | | 3. Цен реализации изделий | | | 4. Удельных переменных издержек | | | 5. Суммы постоянных издержек | | | |
5 Анализ рентабельности инвестированного капитала (вариант 2) Анализ рентабельности инвестированного капитала может производиться по следующим факторным моделям: либо Таблица 6 Алгоритм изменения рентабельности инвестированного капитала |
Фактор | Алгоритм расчёта | | 1 | 2 | | Изменение рентабельности инвестированного капитала, всего, в том числе за счёт изменения: | | | 1. Объёма реализованной продукции, всего | | | 2. Структуры реализованной продукции, всего | | | 3. Цен реализации изделий | | | 4. Удельных переменных издержек | | | 5. Суммы постоянных издержек | | | 6. Операционных финансовых результатов | | | 7. Внереализационных финансовых результатов | | | 8. Коэффициента оборачиваемости инвестиционного капитала | | | |
ЛИТЕРАТУРА 1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, 2005. - 208 с. 2. Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с. 3. Экономика предприятия / Под ред. Е.Л.Кантора. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с. 4. Ковалев В., Волкова О Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Издательство: ТК Велби, 2006.
|