Анализ себестоимости и рентабельности продукции и услуг (на примере локомотивного депо г. Минска)
Анализ себестоимости и рентабельности продукции и услуг (на примере локомотивного депо г. Минска)
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра экономики РЕФЕРАТ На тему: «АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ (на примере Локомотивного депо г. Минска)» МИНСК, 2008 Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управ-лению эксплуатационными расходами. В связи с этим возникает необходи-мость группировки затрат по элементам. Эксплуатационные расходы локомотивного депо состоят из следующих эле-ментов: затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; матери-альные затраты (в том числе по группам: материалы, топливо, электроэнер-гия, прочие материальные затраты); амортизация основных фондов; прочие затраты. Группировка расходов по указанным элементам осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат. Таблица 1. Анализ себестоимости по локомотивному депо Минск за 2006-2007год |
Наименование показателей | Расходы за 12 месяцев 2006 г. | Расходы за 12 месяцев 2007 года | % роста к 2006 году | | | Перевозки млн. руб. | ПВД млн. руб. | Всего млн. руб. | Перевозки, млн.руб. | ПВД млн.руб. | Всего млн.руб. | | | | | | | План | Факт | | | | | ФОТ | 5014 | 211 | 5225 | 6941 | 6738 | 206 | 6944 | 132,9 | | Отчисления | 2030 | 74 | 2104 | 2674 | 2716 | 61 | 2777 | 132 | | Материалы | 1871 | 57 | 1928 | 2303 | 2210 | 29 | 2239 | 116,1 | | Топливо | 7829 | 1 | 7830 | 9940 | 10142 | | 10142 | 129,5 | | Эл. энергия | 8532 | 2 | 8534 | 10790 | 10935 | 8 | 10943 | 128,2 | | Амортизация | 1723 | 14 | 1737 | 1997 | 1953 | 5 | 1958 | 112,7 | | Прочие | 1990 | 44 | 2034 | 1796 | 1674 | 56 | 1730 | 85,1 | | ИТОГО: | 28989 | 403 | 29392 | 36441 | 36368 | 365 | 36733 | 125 | | Внереализацион | | ПО | | | | | 1563 | | | Прочая реал. | | 801 | | | | | 366 | | | Операционные | | - | | | | | 190 | | | ВСЕГО | 28989 | 1314 | 30303 | | 36368 | 365 | 38852 | 128,2 | | Объем работы, млн. т. км. бр. 8563,7 8636 8006,6 93,5 Ремонт локомотивов 2475,95 2320,57 2398,08 привел. ед. | | |
Фактические расходы предприятия за 12 месяцев 2007 года превышают прошлогодние на 28,2%. Основными причинами роста расходов локомотивного депо Минск в 2007 году, при уменьшении объема работы, являются: 1. рост стоимости ТМЦ (согласно статистических данных индекс потребительских цен декабря 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. составил 114,4, индекс цен производителей промышленной продукции - 120,3), 2. рост средней стоимости дизельного топлива на 135,1%, масла на 123,6%, электроэнергии на 130,7%. газа на 137,1%, бензин на 130,3%, водоснабжения на 63%. 3. повышения ставки первого разряда на 10,3%; 4. перевод работников на контрактную форму найма, повлекший повышение окладов на 30%. 40%. Расходы по перевозкам выросли по сравнению с прошлым годом на 25,5%, а к плану составляют 99,8%. Эксплуатационные расходы занимают 93,6% от общих расходов локомотивного депо Минск. Большую часть в расходах по перевозкам занимают затраты на электроэнергию - 30,1%, топливо -27,9%, ФОТ и отчисления - 26%. Уменьшились расходы по прочей реализации - топлива, в связи с окончанием 26.04.2007 г. лицензии на оптовую торговлю нефтепродуктами. Так же наблюдается увеличение внереализационных расходов - бывшие счета 81.5 «Использование прибыли», 88.3 «Фонд потребления», 88.7 «Фонд накопления» в связи с новым планом счетов и введением бухгалтерского учета учитываются с января 2007 г. как внереализационные операции. Таблица 2. Анализ себестоимости по локомотивному депо Минск за 2007-2008год |
Наименование показателей | Расходы 2007 г. | Расходы 2008 года | % роста к прош. году | | | Перевозки млн. руб. | ПВД млн.руб. | Всего млн.руб. | Перевозки, млн.руб. | ПВД млн.руб. | Всего млн.руб. | | | | | | | План | Факт | | | | | ФОТ | 6738 | 206 | 6944 | 9013 | 9196 | 186 | 9382 | 135,1 | | Отчисления | 2716 | 61 | 2777 | 3657 | 3732 | 50 | 3782 | 136,2 | | Материалы | 2210 | 29 | 2239 | 2460 | 2482 | 86 | 2568 | 114,7 | | Топливо | 10142 | | 10142 | 11585 | 10696 | | 10696 | 105,5 | | Эл. энергия | 10935 | 8 | 10943 | 12439 | 12758 | 12 | 12770 | 116,7 | | Амортизация | 1953 | 5 | 1958 | 2499 | 2498 | 23 | 2521 | 128,8 | | Прочие | 1674 | 56 | 1730 | 1875 | 2144 | 93 | 2237 | 129,3 | | ИТОГО: | 36368 | 365 | 36733 | 43528 | 43506 | 450 | 43956 | 119,7 | | Внереализационные нереализационные | | | 1563 | | | | 1779 | 113,8 | | Прочая реализация | | 366 | 366 | | | | - | | | Операционные | | | 190 | | | | 157 | 82,6 | | ВСЕГО | 36368 | 731 | 38852 | 43528 | 43506 | 450 | 45892 | 118,1 | | Объем работы, Млн.т.км.бр. 8006,6 8151 8444,1 105,5 | | |
Фактические расходы предприятия за 12 месяцев 2008 года превышают прошлогодние на 18,1%, в т.ч. расходы по эксплуатации и ПВД- на 19,7%, по эксплуатации - 19,6%. В 2008 году отсутствуют расходы по прочей реализации - топлива, в связи с окончанием 26.04.2007 г. лицензии на оптовую торговлю нефтепродуктами Рост эксплуатационных расходов за год вызван: 1. Повышением заработной платы: выполнение плана по среднемесячной плате, согласно приказа от 15.02.05 № 16/П; увеличение ставки первого разряда на 20% с 01.12.2008 г.; увеличение списочного состава 2. Увеличением расхода электроэнергии: увеличение объема работы по электротяге в грузовом движении; увеличение расхода по независящим от депо причинам увеличение среднего веса поезда; 3. Ростом амортизационных отчислений: - прием на баланс депо очистных сооружений, оборудования по объекту «САИПС» (вычислительно-измерительная техника); 4. Увеличением прочих расходов: рост стоимости газа, водоснабжения; увеличение суммы экологического налога, уплачиваемого за выбросы вредных веществ в атмосферу, в связи с ростом ставки налогообложения; увеличение затрат на содержание производственных зданий и сооружений в результате ввода в действие очистных сооружений и обслуживание теплосетей, также ремонт помещений дома отдыха локомотивных бригад; повышение отчислений от ФОТ в результате роста заработной платы. 5. Ростом стоимости топливно-энергетических ресурсов: дизельного топлива на 4,5%, дизельного масла на 7,8%, электроэнергии на 11,8%, газа на 106%, водоснабжения на 124,8% Эксплуатационные расходы составляют 94,8% от общих расходов локомотивного депо Минск. Большую часть в расходах по перевозкам занимают затраты на электроэнергию - 29,3%, топливо - 24,6%, ФОТ и отчисления - 29,7%. По элементу "Затраты на оплату труда" отражаются расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в эксплуатационной деятельности. По элементу "Отчисления на социальные нужды" отражаются отчисле-ния в фонд социального страхования и фонд занятости населения. По элементу "Материалы" отражается стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содер-жание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений, а также запасных частей для ремонта подвижного со-става и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износа инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относящихся к основным фондам, износа спецодежды и малоценных предметов и др. По элементу "Топливо" отражается стоимость приобретаемого топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели. По элементу "Электроэнергия" отражается стоимость покупной электроэнергии, расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия. По элементу "Амортизация основных фондов" планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм, включая и ускоренную амортизацию, производимую в соответствии с законодательством. К элементу "Прочие расходы" относят: налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления; платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ; затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; затраты на оплату процентов по полученным кредитам; затраты на командировки, подъемные; плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану; за подготовку и переподготовку кадров; оплата услуг связи, ВЦ и банков; отчисления в резерв на капитальный ремонт хозяйства пути и другие. Исходя из вышеизложенных данных можно сделать вывод о том, что структура себестоимости в течение трех лет существенно не изменялась, основной удельный вес занимают затраты на электроэнергию, топливо, ФОТ и отчисления. Так как наибольший удельный вес в себестоимости занимают эксплуатационные расходы, которые составляют 94,8% от общих расходов локомотивного депо Минск, рассмотрим их подробнее на примере 2008 года. 2. Анализ себестоимости эксплуатационной деятельности по элементам затрат Рис. 1 Удельный вес элементов затрат в расходах по перевозкам 1.ФОТ |
Наименование элемента | 2007 год | 2008 год | % роста к плану | % роста к 2007 г. | | | | План | Факт | | | | 12 месяцев | 6738 | 9013 | 9196 | 102% | 136,5% | | Себестоимость на т.км.бр. | 0,84 руб. | 1,1руб. | 1,09руб. | | | | |
Причины роста: 1. Повышение ставки первого разряда на 32,4% 2. Перевод работников на контрактную форму найма с 01.04.2007 года, предусматривающую повышение должностного оклада; с 01.03.2008 г. на 40%-50% (ИТР), 40% - 50% (рабочим). 3. Рост списочной численности работников в течение года: · Ввод новых должностей в штатное расписание - 5 единиц; · Прием работников уволенных из ВС в количестве 7 человек; · Прием в ноябре-декабре 2008 г. выпускников МПТК по специальности помощник машиниста в количестве 21 человека 4. Рост расходов на выплату единовременных премий и вознаграждений стимулирующего, компенсирующего характера и другие для выполнение плана по среднемесячной зар.плате, согласно приказа от 15.02.08 № 16/П 2. Отчисления |
Наименование элемента | 2007 год | 2008 год | % роста к плану | % роста к 2007 г. | | | | План | Факт | | | | 12 месяцев | 2716 | 3657 | 3732 | 102,1% | 137,4% | | Себестоимость на т.км.бр. | 0,34 руб. | 0,45 руб. | 0,44 руб. | | | | |
3. Материалы |
Наименование элемента | 2007 год | 2008 год | % роста к плану | % роста к 2007 г. | | | | План | Факт | | | | 12 месяцев | 2210 | 2460 | 2482 | 100,9% | 112,3 | | Себестоимость, руб/т.км.бр. | 0,27 руб. | 0,30 руб. | 0,29 руб. | | | | |
Причины роста: Рост стоимости ТМЦ Расход новых дорогостоящих запчастей и материалов на ремонт ТПС 4. Топливо |
Наименование элемента | 2007 год | 2008 год | % роста к плану | % роста к 2007 г. | | | | План | Факт | | | | 12 месяцев | 10142 | 11585 | 10696 | 92,3% | 105,5% | | Себестоимость,руб/т.км.бр. | 1,27руб. | 1,42руб. | 1,27руб. | | | | |
Причина роста к прошлому году: В 2008 г. увеличился объем работы в хозяйственном движении по тепловозной тяге в связи с работой тепловоза 2М62 №138 в ПМС-71 с хозяйственными поездами с конца мая 2008 г. Рост стоимости дизельного топлива на 4,5%, дизельного масла на 7,8%. 5. Электроэнергия |
Наименование элемента | 2007 год | 2008 год | % роста к плану | % роста к 2007 г. | | | | План | Факт | | | | 12 месяцев | 10935 | 12439 | 12758 | 102,6% | 116,7% | | Себестоимость, руб/т.км .бр. | 1,37руб. | 1,53руб. | 1,51 руб. | | | | |
Причина роста: 1.Увеличение объема работы в грузовом движении по электротяге на 13% по сравнению с прошлым годом, на 10,5% по сравнению с планом. 2. Расход электроэнергии также вызван увеличением: количества неграфиковых стоянок на станциях на 12% количества задержек поездов на 5% количества срывов стоп-кранов на 6% время нагона пассажирских поездов на 8% 28% экстренных торможений вызваны предотвращением наездов. Основной причиной срыва стоп-кранов является то, что продажа билетов на пассажирские поезда производится на станциях проследования в один вагон и при малом времени стоянки не все пассажиры успевают зайти-выйти из вагона. З. Рост стоимости 1 кВт/ч на 11%. 4.Увеличение среднего веса поезда на 3,9% по сравнению с прошлым годом. 6. Амортизация |
Наименование элемента | 2007 год | 2008 год | % роста к плану | % роста к 2007 г. | | | | План | Факт | | | | 12 месяцев | 1953 | 2499 | 2498 | 100% | 127,9% | | Себестоимость,руб/т.км.бр. | 0,24 руб. | 0,31 руб. | 0,3 | | | | |
Причина роста к прошлому году: 1.Переоценка основных средств на 01.01.2008 г. 2.Передача основных средств (теплосети) отделом капитального строительства НОД-1 на баланс локомотивного депо Минск в ноябре месяце 2007 года на 781,7 млн.руб. 3.Прием на баланс депо очистных сооружений в начале 2008 г. 4.Прием на баланс оборудования по объекту «САИПС» (вычислительно-измерительная техника) 7. Прочие |
Наименование элемента | 2007 год | 2008 год | % роста к плану | % роста к 2007 г. | | | | План | Факт | | | | 12 месяцев | 1674 | 1875 | 2144 | 114,3% | 128,1% | | Себестоимость, руб/т.км.бр. | 0,21 руб. | 0,23 руб. | 0,25 руб. | | | | |
Причина роста к прошлому году: 1.Рост стоимости газа на 106%, водоснабжения на 124,8%. 2.Увеличение суммы экологического налога, уплачиваемого за выбросы вредных веществ в атмосферу, в связи с ростом ставки налогообложения. 3.Увеличение затрат на содержание производственных зданий и сооружений в результате ввода в действие очистных сооружений и обслуживание теплосетей, также ремонт помещений дома отдыха локомотивных бригад. 4.Отчисления от ФОТ в результате повышения заработной платы работников. Расшифровка прочих расходов по локомотивному депо Минск за 11 месяцев 2008 года |
№ п/п | Наименование статьи затрат | Един.изм. | 2008 | 2007 | | 1. | Ремонт подвижного состава: | млн. руб. | 9 | 7 | | | - капитальный ремонт колесных пар | | | | | | - капитальный ремонт локомотивов | | | | | | - деповской ремонт локомотивов | | | | | | - прочие затраты по ремонту подвиж.состава | | 9 | 7 | | 2. | Ремонт основных средств: | млн. руб. | 102 | 55 | | | - зданий и сооружений | | | 40 | | | -ремонт машин (ж.д.кранов, восст.машин и т.д.) | | 1 | | | | - прочих (машин, обор.,выч.-, оргтехники и т.д.) | | 101 | 15 | | 3. | Налоги: | млн. руб. | 1118 | 953 | | | - отчисления от ФОТ (чрез. налог и фонд занятости) | | 428 | 380 | | | - платежи за землю | | | | | | - экологический налог | | 588 | 500 | | | - НДС от пригорода, относимый на себестоимость | | | | | | - отчисления по обязательному страхованию | | 88 | 71 | | | - прочие налоги, относимые на себестоимость | | 14 | 2 | | 4. | Обслуживание производственных помещений: | млн. руб. | 383 | 323 | | | - теплоэнергия | | 133 | 206 | | | - водоснабжение и канализация | | 75 | 55 | | | - текущее содержание произвол. зданий и сооруж. | | 175 | 62 | | 5. | Услуги: | млн. руб. | 158 | 97 | | | - сбербанков | | 94 | 78 | | | - охрана объектов | | 3 | 0 | | | - услуги связи | | 4 | 1 | | | - сервисное обслуживание выч.- и оргтехники | | 11 | 1 | | | - оплата % по кредитам | | | | | | - прочие услуги | | 46 | 17 | | 6. | Транспортные расходы | млн. руб. | 193 | 114 | | 7. | Охрана труда | млн. руб. | 52 | 52 | | 8. | Суточные, командировочные | млн. руб. | 49 | 28 | | 9. | Погрузочно-разгрузочные работы | млн. руб. | | | | 10. | Расходы заготовительных цехов | млн. руб. | | | | 11. | Дезпромпункт (пропарка и очистка) | млн. руб. | | | | 12. | Расходы по водо-снего-пескоборьбе | млн. руб. | | | | 13. | Непроизводительные расходы | млн. руб. | | -7 | | 14. | Расходы по подготовке кадров | млн. руб. | 25 | 31 | | 15. | Отпуск топлива в гос. материальный резерв | млн. руб. | | | | 16. | Помощь по постановлениям гос.органов предприятиям сельского хозяйства | млн. руб. млн. руб. | | | | 17. | Отчисления в инновационный фонд | млн. руб. | | | | 18. | Прочие расходы | млн. руб. | 55 | 21 | | | ВСЕГО прочих расходов: | млн. руб. | 2144 | 1674 | | |
Фактическая себестоимость за 11 месяцев 2008 года не превышает плановую и составляет 100% к доведенному показателю. Себестоимость производства на т.км.бр. 5,2 руб., плановая 5,3 руб. При росте объема перевозок к плану на 3,6%, фактическая себестоимость перевозок в 2008 году была снижена на 0,1 руб. с т.км.бр. Депо Минск за 11 месяцев текущего года сэкономило 611 млн.руб. при плане 32 млн.руб., за счет снижения объема работы в тепловозной тяге, в результате чего расход дизельного топлива и ГСМ снизился; рационального топливно-энергетических ресурсов, использования денежных средств на прочие расходы. Таким образом, рассмотрев и проанализировав технико-экономические показатели локомотивного депо Минск, можно предложить следующие пути снижения себестоимости: 1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применения материальных ресурсов (изготовление узлов и деталей в условиях депо); прочие факторы, повышающие технический уровень производства. Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. 2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; повышение производительности труда; прочих факторов, повышающих уровень организации производства. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих нормы выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала. При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов. Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости. Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). 3. Увеличение объема перевозок, при котором создаются благоприятные условия для улучшения качества работы, использования новой техники, методов эксплуатации, форм и методов организации труда. 4. Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов. 4.1. На тягу поездов: · Содержать количество поездных локомотивов в соответствии с объемом перевозок. Содержать рабочий парк локомотивов в соответствии с объемом работы. · Обеспечить строгий учет расхода топлива при простое локомотивов в депо в ожидании работы и совершенствовать учет расхода по сменам ТЧД. · При производстве реостатных испытаний не допускать случаев настройки дизель-генераторной установки с превышением удельных расходов при нормальных атмосферных условиях и номинальной мощности дизеля. · Регулярно проводить хронометраж загрузки локомотивов непоездного парка. · Экономия топливно-энергетических ресурсов локомотивными бригадами. · Ремонт и проверка топливной аппаратуры, механизма газораспределения дизеля. 4.2. На хозяйственные нужды: · Перевод в период положительных температур наружного воздуха обогрева административных и промышленных зданий в режим дежурного отопления в нерабочее время, выходные и праздничные дни в течение отопительного периода. · Снижение температуры в нерабочее время, выходные и праздничные дни до+10С в помещениях административных и производственных зданий. · Снижение удельного расхода электроэнергии на выработку 1 Гкал (преобразователь частоты на дымососы). · Установка преобразователей частоты в котельную на питательные насосы. · Замена светильников ЛН-100 на энергосберегающие светильники ЛЭС2х36-203. · Замена светильников ЛПО2х80 на энергосберегающие светильники ЛСП10-2х58 . · Замена выпрямителей сварочных ВД-306УЗ на ВД-306М1. · Замена электродвигателей насосов на более экономичные. ЛИТЕРАТУРА 1. Баланс счетов Лок. Депо г . Минска 2006-2008гг 2. Статистическая отчетность Лок. Депо г . Минска 2006-2008гг 3. Адаменкова С.И. Технико-экономический анализ деятельности предприятия (фирмы). - Минск:2008.-173с. 4. Экономика машиностроительного производства: Учебн. Для. Машиностр. спец. ВУЗов./ И.М. Бабук, Э.И. Горнаков, Б.И. Гусаков, А.М. Панин; под общ. ред. И.М. Бабука. Мн. Выш. Шк. 2008. - 352 с.
|