Анализ трудовых ресурсов лесхоза
Анализ трудовых ресурсов лесхоза
60 Содержание 1. Теоретические и методические аспекты анализа и оценки трудовых ресурсов в организации 7 1.1 Сущность трудовых ресурсов 7 1.2 Методические аспекты анализа использования трудовых ресурсов 10 1.2.1 Анализ показателей численности, состава, движения и 10 структуры трудовых ресурсов 10 1.2.2 Оценка показателей использования трудовых ресурсов 14 1.2.3 Понятие производительности труда и система показателей ее измерения 15 1.2.4 Оценка использования фонда заработной платы 20 2. Общая характеристика организации ГУ «Лубянский лесхоз-техникум» и анализ основных технико-экономических показателей ее деятельности 24 2.1 Общая характеристика и основные виды деятельности ГУ «Лубянский лесхоз-техникум» 24 2.2 Организационно-производственная структура управления ГУ «Лубянский лесхоз-техникум» 29 2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности лесхоз-техникума 37 3. Анализ трудовых ресурсов в ГУ «Лубянский лесхоз-техникум» 43 3.1 Анализ наличия, качественного состава и обеспеченности трудовыми ресурсами 43 3.2 Анализ использования трудовых ресурсов 47 3.3 Анализ показателей производительности труда, влияния факторов на производительность труда 50 3.4 Анализ системы оплаты труда и соотношения темпов роста производительности и оплаты труда 54 3.5 Основные пути повышения производительности труда работников организации ГУ «Лубянский лесхоз-техникум 58 Заключение 63 Библиографический список 66 Введение Введение От эффективности использования труда в процессе производства во многом зависят показатели объема производства продукции, уровень себестоимости и качества выпускаемой продукции, возникающий в связи с этим финансовый результат, а, в конечном счете, и экономический потенциал хозяйствующего субъекта. Поэтому анализ трудовых ресурсов представляет собой важный раздел системы комплексного экономического анализа деятельности предприятия. Целью проведения подобного анализа является выявление резервов трудовых ресурсов, более полное и эффективное их использование. При этом под эффективным использованием ресурсов понимается ситуация, когда отдача от использования этих ресурсов превышает их стоимость. Для достижения намеченной цели необходимо выполнение ряда задач: 1) оценка использования рабочей силы: численности, состава и структуры рабочей силы, использование рабочего времени; изучение квалификационного уровня работников предприятия; проведение анализа обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям; изучение показателей текучести кадров; определение степени влияния численности работающих на производственную программу выпуска продукции; 2) изучение эффективности труда: расчет интенсивных показателей (производительности труда, трудоемкости продукции); анализ динамики производительности труда; установление факторов, вызвавших отклонение производительности труда от плана и/или от уровня, достигнутого в предыдущем периоде; определение степени выполнения плана и изменения средней выработки на работающего, рабочего; 3) анализ затрат, связанных с трудовыми ресурсами: проведение исследования в области оплаты труда, проверка степени обоснованности применяемых форм и систем оплаты труда; определение размера и динамики средней заработной платы; определение показателей зарплатоотдачи и зарплатоемкости продукции. Анализ использования трудовых ресурсов включает также сводный подсчет факторов, так или иначе связанных с трудовыми ресурсами, повлекших за собой изменение финансового состояния хозяйствующего субъекта. Выявленные же резервы улучшения использования рабочего времени, снижения трудоемкости производства делают возможным рост объема производства и снижение себестоимости продукции при условии приведения в действие этих резервов. Роль анализа трудовых ресурсов существенно возросла в последнее время, что обусловило использование многими аналитиками данного тематического анализа при оценке финансового состояния предприятия. Данное использование исходит из того, что эффективность использования трудовых ресурсов, их квалификационный состав, социальная совместимость для малых предприятий является одним из главных факторов эффективности хозяйствования. Влияние эффективности использования трудовых ресурсов на финансовое положение предприятия выражается в следующем: - функциональной зависимости результатов использования трудовых ресурсов и результатов финансово-хозяйственной деятельности через показатель производительности труда. В свою очередь, прибыль находится в функциональной зависимости от производительности труда; - анализе видов оплаты труда, что позволит выявить нерациональное расходование средств, непосредственно влияющих на расходы предприятия, прибыль, а значит и на финансовое состояние. Кроме того, нереализованную часть затрат на оплату труда предприятие стремится финансировать собственными источниками; - нерациональном расходовании средств на оплату труда, распределившись на реализованную продукцию, готовую продукцию и незавершенное производство с двух сторон ухудшает устойчивость финансового положения предприятия; - повышение эффективности использования трудовых ресурсов, что обеспечивает увеличение собственного капитала, который необходим предприятию для улучшения его финансовой устойчивости. Объектом исследования курсовой работы является государственное учреждение Лубянский лесхоз-техникум. Целью курсовой работы является изучение и анализ деятельности конкретной организации, рассмотрение теоретических основ и расчет показателей использования трудовых ресурсов, выявление имеющихся путей повышения производительности труда работников исследуемого предприятия. В связи с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи: - изучение теоретических и методических аспектов анализа и оценки трудовых ресурсов в организации; - исследование видов деятельности лесхозтехникума, его организационно-производственной структуры; - изучение численности, состава, распределения, использования трудовых ресурсов и их динамики; - анализ обеспеченности организации рабочей силой в количественном и качественном отношении; - исследование производительности и оплаты труда (уровня, динамики и факторов, ее определяющих); - выявление неиспользованных резервов повышения производительности труда работников лесхоза-техникума. Анализ трудовых ресурсов, а также технико-экономический анализ основных показателей деятельности организации осуществлялся на основе изучения статистических и отчетных данных ГУ «Лубянский лесхоз-техникум» за 2002-2004 годы работы. 1. Теоретические и методические аспекты анализа и оценки трудовых ресурсов в организации 1.1 Сущность трудовых ресурсов Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием. Объективные процессы децентрализации систем управления народным хозяйством и его отраслями, перенесения центра тяжести на микроуровень, непосредственно к процессам производства и обмена, связаны с возникновением альтернативных и равноправных форм собственности и составляют необходимое условие формирования рыночных отношений. Проблема изучения развития первой производительной силы приобретает особое значение в условиях рыночной экономики. Анализ трудовых показателей - один из основных разделов анализа работы предприятий. Рабочая сила потребляется в процессе труда. Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума, поэтому в экономическом и широком социальном смысле отождествление понятия "рабочая сила" с такими категориями, как "трудовые резервы" и "работник", весьма условно и недостаточно корректно. Впервые в научной литературе термин "трудовые ресурсы" применил в начале 20-х годов академик С.Г.Струмилин для характеристики главного национального богатства - трудового потенциала страны. В настоящее время этот термин широко используется в научной литературе и практической планово-экономической деятельности. На VIII Международной конференции статистиков труда (1954 г.) утверждено определение "общие трудовые ресурсы", включающие "собственно трудовые ресурсы" и военнослужащих. При этом "собственно трудовые ресурсы" подразделялись на занятых и безработных. В 1966 г. в терминологию международной статистики труда введено понятие "экономически активное население", под которым понимается совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и в оказании услуг. По своему содержанию оно практически не отличается от понятия "общие трудовые ресурсы". Каковы же критерии выделения трудовых ресурсов из общей численности населения? Государство, устанавливая в силу своих социально-экономических условий нижнюю и верхнюю границы трудоспособного (рабочего) возраста, определяет контингент способного к активной трудовой деятельности населения. В РФ нижняя граница рабочего возраста установлена в 16 лет, верхняя для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет. Верхняя граница рабочего возраста является одновременно началом пенсионного периода. Однако по определенным видам работ пенсионный возраст в РФ наступает на 5-10 лет раньше. Снижение пенсионного возраста распространяется на рабочих и служащих, занятых на подземных работах, в горячих цехах, на других работах с тяжелыми и вредными условиями труда. Дорабочий возраст как один из элементов условной градации возраста в зависимости от участия населения в общественном производстве устанавливается трудовым законодательством и обусловливается необходимостью получения общего образования и определенной профессиональной подготовки. В соответствии с законодательством трудовая структура населения складывается из лиц рабочего возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих мужчин в возрасте 50-59 лет и женщин 45-54 лет, получающих пенсии на льготных условиях. Трудоспособное население рабочего возраста составляет основной контингент трудовых ресурсов. Совокупность работников предприятий можно подразделить на промышленно-производственный персонал, занятый в материальной сфере производства, и непроизводственный (жилищное хозяйство, культурно-бытовые и детские учреждения и т.п.) Промышленно-производственный персонал предприятия состоит из следующих групп: 1) рабочие: а) постоянные (принятые без указания срока окончания работы, т.е. на неограниченный срок); б) сезонные (принятые на срок сезонных работ до 6 месяцев); в) временные (зачисленные на определенный срок в соответствии с законодательством о труде не более 2 месяцев). 2) инженерно-технические работники; 3) служащие; 4) младший обслуживающий персонал и сторожевая охрана. Трудовые ресурсы, выступая главной производительной силой общества, являются носителями отношений, складывающихся в процессе их формирования, распределения и использования. Определение трудовых ресурсов как экономической категории непосредственно связано с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы. Это, в первую очередь, установление границ трудоспособного (рабочего) возраста, а также условия вовлечения в общественное производство пенсионеров, инвалидов, сроки обучения и службы в армии и т.п. Отсюда трудовые ресурсы как экономическая категория выражают отношения по поводу населения, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы. Определение же трудовых ресурсов в качестве планово-учетного показателя должно прежде всего отражать количественную характеристику трудовых ресурсов и их структуру. Трудовые ресурсы как планово-учетный показатель - это численность населения, занятого в общественном хозяйстве, а также незанятого в нем трудоспособного населения рабочего возраста. Это характеризует активную и пассивную части трудовых ресурсов. Следовательно, трудовые ресурсы - сложная социально-экономическая категория, которая одновременно может служить мерой трудового потенциала общества, а также планово-учетным показателем. Изучение трудовых ресурсов как многогранной социально-экономической категории позволяет: во-первых, более полно показать формирование работника нового типа; во-вторых, глубже раскрывать количественные и качественные суммирования трудового потенциала в условиях научно-технического прогресса; в-третьих, осуществлять разработку проблем экономически трудовых ресурсов в органической взаимосвязи со сложившимися условиями рыночной экономики. 1.2 Методические аспекты анализа использования трудовых ресурсов 1.2.1 Анализ показателей численности, состава, движения и структуры трудовых ресурсов Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. Первые их них включают показатели численности и состава (по полу, возрасту, общественным группам и др.). Вторые - показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т.п. Показатели численности трудовых ресурсов рассчитываются по состоянию на конкретный момент времени (ту или иную дату) и исчислена в среднем за определенный период (месяц, год). В том и в другом случае используется два показателя: списочное число рабочих и число фактически работавших. В списочный состав работников государственных предприятий включают всех работников, занятых основной деятельностью предприятия, принятых на постоянную и временную работу на срок более одного дня, а также работников неосновной деятельности, принятых на срок не менее 5 дней, получающих зарплату в данном хозяйстве, несмотря на то, что они находятся в командировке, в отпуске, на курсах повышения квалификации, работают по договору в другом хозяйстве, выполняют общественные обязанности. В списочный состав не включают работников, временно направленных по договору в другие организации, если они не получают зарплату по основному месту работы, учащихся учебных заведений, проходящих производственную практику, совместителей, студентов-стипендиатов хозяйства. Наряду с численностью по списку важно знать число фактически работавших. Для предприятий определенное значение имеет также явочное число (число явившихся на работу.) Явочное число отличается от числа фактически работавших на величину так называемых целодневных простоев. Ввиду постоянного изменения численности трудовых ресурсов рассчитываются средние показатели. Среднесписочное число работников за месяц определяется делением суммы величин списочного состава за все дни месяца (с учетом выходных и праздничных дней по численности предшествующего дня) на календарную продолжительность месяца. Среднегодовая численность трудовых ресурсов - есть сумма среднесписочных величин за все месяцы года делимая на 12. Количественная характеристика трудовых ресурсов во времени и по темпам изменения округляется с помощью абсолютных и относительных показателей: абсолютного прироста, темпов роста и прироста, трудовых ресурсов. Абсолютный прирост - разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец определенного периода. Темп роста трудовых ресурсов - отношение численности трудовых ресурсов на конец и начало периода. Темпы прироста трудовых ресурсов - отношение абсолютной величины соответствующего прироста к численности трудовых ресурсов на начало периода, для которого исчисляется показатель. Показатели численности трудовых ресурсов используются прежде всего для составления баланса трудовых ресурсов, а также в научных исследованиях, при планировании трудообеспечения народного хозяйства и др. Уровень общего и специального профессионального образования служит объективной характеристикой трудовых ресурсов, показателем интеллектуального потенциала общества. При анализе трудовых ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовки учитываются следующие показатели: уровень образования трудоспособного населения (общего, специального), соотношение численности занятого населения к численности лиц с высшим, средним и начальным образованием, динамика численности учащихся по видам обучения; развитие и уровень профессионально-технического образования, численность и состав учащихся, выпуск из училищ по профессиям и отраслям народного хозяйства. Важное значение при этом имеет изучение профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, определение удельного веса работников по видам деятельности, уровню квалификации и т.п. Показатели профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов широко применяются при составлении балансовых расчетов потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Ответственным этапом в анализе использования предприятия кадрами является изучение движения рабочей силы. Анализ осуществляется в динамике за ряд лет на основе следующих коэффициентов (табл. 1). Таблица 1. Показатели движения рабочей силы |
Название показателя | Формула для расчёта показателя | Экономический смысл | | Коэффициент оборота по приёму (Кn) Коэффициент оборота по выбытию (Кв) Коэффициент текучести кадров (Кт) Коэффициент постоянства кадров (Кпост) | Кпост = 1 - Кв | Характеризует удельный вес принятых работников за период Характеризует удельный вес выбывших за период работников Характеризует уровень увольнения работников по отрицательным причинам Характеризует уровень работающих на данном предприятии постоянно в анализируемом периоде (году, квартале) | | |
В ходе анализа тщательному изучению подвергают причины выбытия работников за нарушение трудовой дисциплины, т.к. это часто связано с нерешёнными социальными проблемами. Показателем, характеризующими неоправданную текучесть рабочей силы, является отношение числа выбывших по собственному желанию и уволенных за нарушение трудовой дисциплины к среднегодовому числу. Перечисленные показатели могут быть найдены в целом по предприятию и отдельным категориям работников. 1.2.2 Оценка показателей использования трудовых ресурсов Уровень использования трудовых ресурсов характеризуется показателями степени участия трудовых ресурсов в производственном процессе и показателями степени использования возможного фонда рабочего времени. Степень использования возможного фонда рабочего времени изучается с помощью следующих показателей, связанных между собой. При определении времени максимально возможного рабочего года из календарного числа дней в году вычитаются выходные и праздничные дни, в также ежегодные отпуска. Кроме того, при расчете балансов использования рабочего времени определяют следующие показатели: - коэффициент потерь рабочего времени находят отношением потерь рабочего времени к максимально возможному фонду рабочего времени; - коэффициент потерь рабочих дней по неуважительным причинам определяется как отношение числа целодневных простоев и неявок по неуважительным причинам к возможному фонду рабочего времени; - коэффициент потерь внутрисменного времени вычисляют как отношение количества часов внутрисменных простоев к общему числу отработанных человеко-дней. Для характеристики сезонности труда используют следующие показатели: 1. Помесячное распределение затрат труда в процентах к годовым; 2. Коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов характеризуется отношением максимальной (минимальной) месячной занятости работников к среднегодовой; 3. Размах сезонности - отношение максимальных месячных затрат труда к минимальным. 1.2.3 Понятие производительности труда и система показателей ее измерения Производительность труда как экономическая категория выражает эффективность человеческого труда, способность конкретного живого труда создавать в единицу времени при данных условиях производства то или иное количество потребительских стоимостей или выполнять определенный объем работ. При этом производительность труда есть единство различных, но неразрывно связанных сторон - материально-вещественного содержания и общественной формы. С точки зрения материально-вещественного содержания производительность труда представляет собой степень результативности живого конкретного труда, производящего в течение данного промежутка времени определенное количество потребительных стоимостей. Но при исследовании социально-экономической сущности процесса роста производительности труда очень важное значение имеет наряду с вещественным содержанием изучение общественной формы труда. С этой точки зрения анализ производительности труда предполагает рассмотрение ее как экономической категории, отражающей производственные отношения людей по поводу достижения той или иной результативности труда. При повышении производительности труда увеличивается количество производимых продуктов и потребительных стоимостей, но стоимость каждой единицы товара снижается. Следовательно, производительная сила труда проявляется в том, что одно и то же количество труда в течение данного времени может дать большее или меньшее количество продукта. Мерой труда является рабочее время, в течении которого затрачивается различное количество труда вследствие различий в интенсивности труда. Система показателей производительности труда представляет собой объективное единство закономерно связанных между собой и дополняющих друг друга показателей, характеризующих различные стороны этого сложного экономического явления. Система показателей труда включает как показатели производительности труда при производстве отдельного вида продукта (чисто отрасль), так и показатели производительности труда агрегированных отраслей (например, растениеводство, животноводство и др.). Существует следующая классификация показателей производительности труда: - по форме оценки произведенной продукции - натуральные, условно-натуральные, стоимостные; - по степени отражения завершенности процесса производства - полные, частичные; - по форме исчисления показателей - прямые, обратные; - по степени полноты учета затрат труда на создание продукта - прямые затраты живого труда, все затраты живого труда, совокупные затраты труда (живого и овеществленного). Производительность труда в натуральном выражении - объем работы, количество изделий, вырабатываемых в среднем на 1 работника или за определенную единицу рабочего времени в натуральных единицах измерения (вспахано за смену, произведено продукции). Данный показатель, как правило, рассчитывают в подразделениях хозяйства, а в целом по предприятию - по категориям работников (произведено молока на одну доярку и т.п.). Производительность труда в условно-натуральном выражении - объем нескольких видов однородной продукции, вырабатываемой в среднем на 1 работника или в единицу рабочего времени в пересчете на один вид этой же продукции в условных единицах (объем работ в эталонных гектарах на 1 механизатора, производство кормов на 1 работника, занятого их производством). Производительность труда в стоимостном выражении - стоимость продукции, вырабатываемой в среднем на 1 работника или за определенную единицу рабочего времени. Для сопоставимости показателей производительности труда в динамике продукцию оценивают в неизменных, сопоставимых ценах. Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей. Обобщающие показатели: среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим, среднегодовая выработка на одного работающего в стоимостном выражении. Частные показатели: трудоемкость продукции определенного вида в натуральном выражении за 1 человеко-день или человеко-час. Вспомогательные показатели: затраты времени на выполнение единицы определённого вида работ или объём выполненных работ за единицу времени. Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим (ГВ): , где ТП - объём товарной продукции в стоимостном выражении; Ч - численность работающих. Факторы, влияющие на годовую выработку, представлены на рис. 1. Рис. 1. Взаимосвязь факторов, определяющих среднегодовую выработку продукции работника предприятия Трудоёмкость - затраты рабочего времени на единицу или весь объём изготовленной продукции: где ФРВi - фонд рабочего времени на изготовление i-го вида изделий, VВПi - количество изделий одного наименования в натуральном выражении. Данный показатель является обратным среднечасовой выработке продукции. Снижение трудоёмкости продукции - важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счёт снижения трудоёмкости продукции. Достигнуть снижения трудоёмкости возможно за счёт внедрения мероприятий НТП, механизации и автоматизации производства и труда, а также увеличения кооперированных поставок, пересмотра норм выработки и т. д. В процессе анализа изучают динамику трудоёмкости, выполнение плана по её уровню, причины её изменения и влияния на уровень производительности труда. Если возможно, следует сравнить удельную трудоёмкость продукции по другим предприятиям отрасли, что позволит выявить передовой опыт и разработать мероприятия по его внедрению на анализируемом предприятии. Между трудоёмкостью продукции и уровнем производительности труда существует обратно пропорциональная зависимость. Поэтому общая удельная трудоёмкость продукции зависит от тех же факторов, что и среднечасовая выработка рабочих. В процессе последующего анализа изучают показатели удельной трудоёмкости по видам продукции. Изменение среднего уровня удельной трудоёмкости может произойти за счёт изменения её уровня по отдельным видам продукции (ТЕi) и структуры производства (УДi). При увеличении удельного веса более трудоёмких изделий средний её уровень возрастает и наоборот: Изменение в уровне трудоёмкости не всегда оценивается однозначно. Трудоёмкость может возрастать при значительном удельном весе вновь осваиваемой продукции или улучшении её качества. Чтобы добиться повышения качества, надёжности и конкурентоспособности продукции, требуются дополнительные затраты средств и труда. Однако выигрыш от увеличения объёма продаж, более высоких цен, как правило, перекрывает проигрыш от повышения трудоёмкости изделий. Поэтому взаимосвязь трудоёмкости продукции и её качества, себестоимости, объема продаж и прибыли должна находиться в центре внимания аналитиков. 1.2.4 Оценка использования фонда заработной платы Анализ использования фонда заработной платы начинают с расчёта абсолютного и относительного отклонения фактической его величины от плановой. Абсолютное отклонение определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда (ФЗПф) с плановым фондом заработной платы (ФЗПпл) в целом по предприятию, производственным подразделением и категориям работников: . Однако абсолютное отклонение рассчитывается без учёта степени выполнения плана по производству продукции. Учесть этот фактор поможет расчёт относительного отклонения фонда заработной платы. Для этого переменная часть фонда заработной платы (ФЗПпер) корректируется на коэффициент выполнения плана по производству продукции (Кпп). К переменной части фонда заработной платы относят зарплату рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты, сумму отпускных, соответствующую доле переменной зарплаты, другие выплаты, относящиеся к фонду заработной платы и которые изменяются пропорционально объёму производства продукции. Постоянная часть оплаты труда (ФЗПпост) не изменяется при увеличении или спаде объёма производства - это зарплата рабочих по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат, оплата труда работников непромышленных производств и соответствующая им сумма отпускных. Относительное отклонение фонда заработной платы: . В процессе последующего анализа определяют факторы, вызвавшие абсолютное и относительное отклонения по фонду заработной платы. Факторная модель переменной части фонда заработной платы представлена на рис. 2. Рис. 2. Схема факторной системы переменного фонда заработной платы Факторная модель постоянной части фонда оплаты труда представлена на рис. 3. Рис. 3. Детерминированная факторная система фонда заработной платы рабочих-повременщиков В процессе анализа необходимо также установить эффективность использования фонда заработной платы. Для расширенного воспроизводства получения необходимой прибыли и рентабельности необходимо, чтобы темпы роста производительности труда опережали темп роста его оплаты. Если этот принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда зарплаты, повышение себестоимости продукции и, соответственно, уменьшение суммы прибыли. Изменение среднего заработка работающих за период характеризуется его индексом (JЗП): ; Изменение среднегодовой выработки определяется аналогично на основе индекса производительности труда (Jпт): . Темп роста производительности труда должен опережать темп роста средней заработной платы. Для этого рассчитывают коэффициент опережения Коп и анализируют его в динамике: . Трудовые ресурсы являются первой производительной силой общественного производства, а производительность труда - определяющий критерий социально-экономического развития общества в целом. Трудовой потенциал, которым располагает общество, имеет как экономические, так и социальные аспекты. Улучшение использования трудового потенциала - основной источник социально - экономического роста. Отсюда очевидно значение коллективного изучения и анализа основных факторов, определяющих как формирование состава работающих на предприятии, их профессиональную структуру и квалификацию, уровень общей и специальной подготовки, так и пути повышения эффективности труда. В решении этих проблем необходим системный подход, предполагающий рассмотрение проблем труда в тесном единстве с развитием производства, совершенствованием общественных отношений, осуществлением преобразований в системе хозяйствования и управления. 2. Общая характеристика организации ГУ «Лубянский лесхоз-техникум» и анализ основных технико-экономических показателей ее деятельности 2.1 Общая характеристика и основные виды деятельности ГУ «Лубянский лесхоз-техникум» Государственное учреждение «Лубянский лесхоз-техникум» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, (лесхоз-техникум), является самостоятельным государственным средним специальным учебным заведением, осуществляющим: подготовку специалистов со средним образованием, на договорной основе с юридическими и физическими лицами, а также комплекс лесохозяйственных и лесозаготовительных работ в государственном лесном фонде, переработку древесины, а также иную деятельность, не противоречащую законодательству и Уставу. К государственному учреждению Лубянский лесхоз-техникум присоединен ОРС лесхоза-техникума. Лубянский лесхоз-техникум является его приемником и отвечает по всем его правам и обязанностям. Лесхоз-техникум входит в систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Республики Татарстан и осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на соответствующей территории лесного фонда. Лесхоз-техникум, являясь государственным учреждением, осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества право оперативного управления в пределах, установленных законодательством, в соответствии с возложенными на него функциями и назначением имущества. Лесхоз-техникум в своей деятельности подчиняется по вопросам учебно-воспитательной работы - Федеральной службе лесного хозяйства России, по вопросам производственно-хозяйственной деятельности - Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан. Имущество лесхоза-техникума находится в собственности Республики Татарстан. Учредителем лесхоза-техникума является Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан. Лесхоз-техникум является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в учреждениях банка, открываемые в установленном порядке, круглую печать и угловой штамп с обозначением своего наименования на татарское и русском языках. Лесхоз-техникум вправе от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судебных органах. В непосредственном ведении лесхоза-техникума находятся: а) учебно-производственные объекты, государственный лесной фонд в границах лесхоза-техникума, являющиеся основной базой для практического обучения учащихся, на соответствующей площади; б) производственные здания, сооружения, объекты культурно-бытового назначения, мастерские; в) лесохозяйственные, лесозаготовительные машины, механизмы, инвентарь, деревообрабатывающие станки и оборудование, в том числе учебные; г) прочие ценности и имущество. Юридический адрес лесхоза-техникума: 422143, Республика Татарстана, Кукморский р-он, р.п. Лубяны, ул. Ленина д.21. Основными задачами лесхоза-техникума являются: Подготовка для лесного хозяйства высококвалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием среднего звена, компетентных организаторов и руководителей первичных звеньев производства, способных на деле активно участвовать в техническом перевооружении лесного хозяйства, внедрении новых принципов хозяйствования, обеспечивать охрану, защиту лесов на высоком уровне. Повышение квалификации, обучение и переподготовку кадров в лесном хозяйстве. Непосредственное управление государственным лесным фондом на территории лесхоза-техникума. Организация многоцелевого, непрерывного, неистощительного и рационального пользования лесным фондом для удовлетворения потребностей в древесине и другой лесной продукции. Сбережение, охрана и защита лесов. Обеспечение воспроизводства, улучшения породного состава и качества лесов, повышения их продуктивности. Сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов. Лесхоз-техникум в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: - осуществление подготовки специалистов по учебным планам и программам, утвержденных в установленном порядке,а также органами, за которыми закреплена разработка учебно-методической документацией по специальностям, определенных лицензией и настоящим Уставом; - комплектование контингента учащихся; - создание базовых условий для учебно-производственных целей, мастерских, питомников, тренировочных полигонов, других учебных объектов; - обеспечение транспортными средствами, лесохозяйственным оборудованием, машинами, вычислительной техникой, учебным оборудованием для обновления учебных помещений и развитие научно-технического творчества учащихся; - комплектование преподавательского и обслуживающего персонала учебной части, утверждение штатов и их окладов; - учет лесного фонда; - организация подготовительных работ к очередному лесоустройству, участие в проведении лесоустроительных и лесообследовательских работ, контроль за лесоустроительными работами и приемка выполненных работ; - участие в разработке принципиальных направлений развития лесного хозяйства на предстоящий ревизионный период; - подготовка материалов по отнесению лесного фонда к группа лесов и категориям защитности, уточнению размеров главного пользования лесом при изменениях, происходящих в лесном фонде; - подготовка материалов по переводу лесных земель в нелесные; - подготовка материалов и заключений по вопросам изъятия и использования земель лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. ГУ лесхоз-техникум имеет право реализовать образовательные программы начального профессионального образования с присвоением квалификации - лесник IV-V разряда и рабочей профессии. К обучающимся в лесхозе-техникуме относятся учащиеся и слушатели. Учащийся является лицо, зачисленное приказом директора лесхоза- техникума для освоения образовательных программ лесхоза - техникума. Учащимся выдается ученический билет и зачетная книжка установленного образца. Слушателем является лицо, зачисленное приказом директора лесхоза- техникума для обучения в Татарском учебном пункте (ТУП) и для переподготовки кадров лесного хозяйства. Лесхоз - техникум оказывает населению, юридическим лицам платные образовательные услуги в виде заочного обучения по специальности 2604 «Лесное и лесопарковое хозяйство» и по специальности 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль в лесном хозяйстве» на базе среднего (полного) общего образования. Для лиц, поступивших в лесхоз- техникум сверх плана, производится обучение на коммерческой (платной) основе, по специальностям 2604 «Лесное и лесопарковое хозяйство» и 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль в лесном хозяйстве». Источником формирования имущества и финансирования деятельности лесхоза-техникума в реализации образовательных программ и лесохозяйственной деятельности являются: средства республиканского бюджета Республики Татарстан, бюджета районов, выделяемых по решению местных органов государственной власти, средства, взысканные в порядке уплаты штрафов, неустоек, полученных от возмещенного ущерба, причиненного лесному хозяйству, в связи с нарушением правил лесопользования и лесного законодательства, согласно установленным законодательствам размерам, компенсационные выплаты за ущерб, связанный с отчуждением и порчей земель лесного фонда, средства, полученные в результате осуществления различных видов деятельности, то есть оказанные сторонним юридическим лицам и населению средства, полученные от реализации древесины, полученной от рубок ухода, в зрительные взносы и отчисления юридических и физических лиц,иные источники, не противоречащие законодательству. Внебюджетные средства лесхоз - технику расходует с учетом приоритета учебной деятельности. Материально - техническое снабжение осуществляется на основе договорных форм централизованно распределяемыми ресурсами и материалами Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан или через систему оптовой торговли, через другие юридические лица, в том числе через бартер. Лесхоз-техникум имеет уставный капитал, размер которого отражается на балансе лесхоза - техникума. 2.2 Организационно-производственная структура управления ГУ «Лубянский лесхоз-техникум» Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровню ответственности, формам их взаимодействия и т.д. Речь идет, прежде всего, о такой системе управления (принципах, методах, функциях, организационной структуре), которая порождена необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворением в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием новейших достижений НТР. Все это требует от промышленных фирм адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах. Лубянский лесхоз-техникум самостоятелен в формировании своей структуры, за исключением создания филиалов. Структурные подразделения лесхоза-техникума создаются приказом директора. Статус и функции структурного подразделения определяются Положением, утверждаемым директором учреждения. Положения о структурных подразделениях не должны противоречить Уставу и действующему законодательству. Лубянский лесхоз-техникум имеет следующую образовательную структуру: А. Дневные отделения по специальностям подготовки. Б. Заочное отделение. В. Бухгалтерия. Г. Предметные (цикловые) комиссии. Д. Учебные кабинеты и лаборатории. Е. Библиотека. Ж. Учебно-производственное хозяйство. Структурные подразделения лесхоза-техникума осуществляют свою деятельность на основе положений, утверждаемых директором учреждения. Управление лесхозом-техникумом осуществляется на основе сочетания централизованного руководства и самоуправления коллектива, построенного на принципах участия преподавателей, сотрудников и студентов в решении важнейших вопросов его деятельности и в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» и Уставом. Общее руководство лесхозом-техникумом осуществляет совет лесхоза- техникума, в состав которого избираются представители всех категорий работников учреждения, студентов, их родителей, а также представители предприятий, учреждений и организаций, направляющих студентов на обучение. Совет лесхоза- техникума принимает решения по основным вопросам деятельности учреждения и осуществляет контроль за их исполнением. Совет лесхоза- техникума: - намечает меры по выполнению программы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов со средним профессиональным образованием и организует их реализацию; - решает вопросы развития учреждения и совершенствования его учебно-материальной базы; - участвует в разработке мер, способствующих более эффективной работе коллектива, и контролирует их выполнение; - устанавливает режим работы в учреждении и утверждает внутренний распорядок его работы; - определяет дополнительные требования по приему с учетом профиля подготовки специалистов; - обсуждает персональный состав аттестационной комиссии, рассматривает и вносит предложения о присвоении почетных званий, представляет работников учреждения к правительственным наградам и другим видам поощрения; проводит избрание преподавателей по конкурсу на вакантные места; - определяет пути взаимодействия лесхоза- техникума с научно-исследовательскими, производственными и другими организациями, творческими объединениями с целью создания необходимых условий для разностороннего развития студентов и творческой деятельности преподавателей; - заслушивает отчеты о работе членов коллектива, администрации о ходе выполнения планов развития учреждения, результатах учебно-воспитательной, хозяйственной, финансовой деятельности и принимает решения; - рассматривает адресованные ему заявления от членов коллектива и принимает по ним решения. Решения совета лесхоза- техникума обязательны для исполнения всеми членами коллектива учреждения. Функции и полномочия совета лесхоза- техникума определяются «Положением о совете лесхоза- техникума», рассмотренным и принятым на общем собрании или конференции уполномоченных делегатов коллектива учреждения. Совет лесхоза- техникума избирается в количестве 25 человек из числа преподавателей - 9, сотрудников - 2, студентов - 6, родителей - 3, представителей производства - 5 на общем собрании или конференции уполномоченных делегатов коллектива учреждения. Порядок выдвижения кандидатур и избрания членов совета, а также срок действия их полномочий определяется общим собранием или конференцией уполномоченных делегатов коллектива лесхоза- техникума. Председателем совета лесхоза- техникума является по должности его директор. Совет лесхоза- техникума собирается в сроки установленные директором, но не реже одного раза в три месяца. Непосредственное управление деятельностью лесхоза-техникума осуществляется директором, порядок прохождения аттестации директора определяется в соответствии с действующим законодательством. Директору лесхоза-техникума совмещение его должности с другой руководящей должностью (кроме научной и научно- методического руководства) внутри или вне лесхоза-техникума не разрешается. Директор лесхоза-техникума назначается на должность приказом Федеральной службы лесного хозяйства России, по представлению и согласованию с Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан, из числа специалистов, имеющих высшее лесное образование и опыт производственной или учебной работы. На директора возлагается, в соответствии с законодательством от имени лесхоза-техникума представлять его во всех организациях, использовать его имущество и средства, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке счета и являться распорядителем кредитов, издавать в пределах своей компетенции приказы и давать указания, обязательные для всех работников и студентов, слушателей, назначать и освобождать от должности своих заместителей, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений и других работников. Директор ежегодно отчитывается перед общим собранием или конференцией уполномоченных делегатов коллектива по итогам деятельности лесхоза-техникума за отчетный период. Освобождение директора от должности осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации согласно действующему законодательству Российской Федерации. Директор лесхоза-техникума в соответствии с действующим законодательством Российской утверждает штатное расписание учреждения в пределах фонда заработной платы; определяет по согласованию с профсоюзной организацией должностные обязанности всех работников учреждения, утверждает положения о структурных подразделениях; несет персональную ответственность за качество подготовки специалистов, создание необходимых социальных и бытовых условий, своевременную выплату заработной платы, соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности. Из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю учреждения, и опыт педагогической работы, директором, по согласованию с учредителем, назначается и освобождается от должности заместитель директора по учебной работе, являющийся по своим полномочиям первым заместителем директора лесхоза-техникума. Заместитель директора по учебной работе организует и контролирует состояние учебного процесса и методической работы в учреждении. При отсутствии заместителя директора по воспитательной работе дополнительно организует и контролирует воспитательный процесс. Из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю лесхоза-техникума, и опыт педагогической работы, директором назначается и освобождается от должности заместитель директора по производственному обучению. Заместитель директора по производственному обучению организует и контролирует работу по практическому обучению студентов, созданию материальной и методической базы для практического обучения, работу по охране труда в учебной части и профориентационную работу. Главный бухгалтер назначается и увольняется приказом директора лесхоза-техникума из числа лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и, как правило, стаж работы по специальности не менее трех лет. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно директору лесхоза-техникума, а по вопросам организации и методам ведения бухгалтерского учета, составлению отчетов - финансовой службе вышестоящей организации. В целях совершенствования качества преподавания и воспитания студентов, повышения педагогического мастерства преподавателей в учреждении создается как консультативный орган при директоре педагогический совет, объединяющий педагогических и других работников, непосредственно участвующих в процессе обучения и воспитания студентов. Состав, функции и полномочия педагогического совета определяются Положением «О педагогическом совете лесхоза-техникума», рассматриваемым и принимаемым советом лесхоза-техникума. Директор имеет следующих заместителей: заместитель директора по учебной работе (1-й заместитель, имеет право подписи), заместитель по воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической и творческой работе и заместитель директора по административно-хозяйственной части. В колледже имеется отдел кадров, которым руководит начальник отдела кадров. Есть учебная часть, которой заведует заведующая учебной частью. Учебная часть занимается контингентом студентов, успеваемостью студентов, составляет расписание учебного процесса, экзаменов, зачетов, ведет учет контрольных работ и дипломов студентов. Составляет отчеты и предоставляет их органам статистики и Министерству по профессиональному образовании, также учредителю. Также предоставляются сведения о движении численности студентов колледж различной формы обучения за каждый квартал текущего года. Предоставляется сведения о студентах в разрезе городов и районов республики. Отчеты составляет заведующая учебной частью. Таким образом, управление Лубянским лесхозом-техникумом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом лесхоза-техникума, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Лесхоз-техникум осуществляет также свою деятельность в целях обеспечения рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации В настоящее время лесистость земли составляет 28-30% и, как установлено учеными, находится на минимальном пределе, при котором еще обеспечивается нормальное функционирование биосферы. Забота о сохранении и восстановлении леса и использование его ландшафтообразующей роли в настоящее время имеет исключительно большое значение. Интенсификация всех отраслей деятельности человека возможна только при более полном и рациональном использовании леса не только как одного из важнейших источников разнообразной продукции, но и в качестве одного из определяющих факторов ландшафтообразования. Организационная структура управления лесхозом-техникумом представлена на рис. 4. Основным структурным подразделением лесхоза-техникума являются лесничества, возглавляемые лесничим. Лесничества создаются, реорганизуются и ликвидируются органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, в состав которого входит лесхоз. В состав лесхоза-техникума входит Государственная лесная охрана, действующая на основании Положения о Государственной лесной охране.
|