Безработица и занятость
Безработица и занятость
Министерство образования и науки РФ Восточной институт экономики, гуманитарных наук и управления права НЧФ "Академия ВЭГУ" Курсовая работа по дисциплине: "Экономическая теория" На тему: Безработица и занятость. Работу выполнила: студентка I курса группы СПО 09 заочного отделения Галеева А. И. Работу проверила: Боровская Н.В. г. Набережные Челны 2010 г. Содержание Введение 3 Глава 1. Трудовая занятость 5 1.1 Понятие и особенности занятости 5 1.2 Государственная политика в сфере занятости 9 Глава 2. Основные особенности безработицы 12 2.1 Сущность и виды безработицы 12 2.2 Причины безработицы и ее социально-экономические последствия 16 Глава 3. Безработица в России 21 3.1 Характерные черты безработицы в России 21 3.2 Пути решения проблемы безработицы 27 Заключение 29 Список использованных источников 31 Приложение 32 Введение Актуальность проблемы исследования. Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы. Страдает экономическая система, которая при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон наносит безработица и человеку, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а следовательно снижение жизненного уровня. Люди переносят серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем. Поэтому политики во время своей предвыборной кампании уделяют так много места обещаниям создания рабочих мест. По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, потому что это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Изучение безработицы позволяет определить ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость. Объект исследования: безработица и занятость населения в современной экономике. Предмет исследования: сущность, виды и особенности трудовой занятости и безработицы. Целью исследования является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать деятельность государства в сфере занятости населения. Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи: 1.Провести анализ трудовой занятости населения. 2.Раскрыть сущность безработицы. 3.Исследовать ее особенности в России. 4.Рассмотреть государственную политику в решении вопросов, связанных с безработицей и трудовой занятостью. Методологической основой работы послужили результаты фундаментальных исследований по данным проблемам российских авторов (Бородянского Э., Кузьмина В., Бузгалина А., Носовой С., Якушева С. и др.), зарубежных исследователей (Лившица А., Макконела К., Брю С.). В качестве информационной базы исследования использовались материалы экономических газет и журналов. Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: проанализирована трудовая занятость населения, исследовано понятие безработицы, раскрыты особенности безработицы в России, рассмотрены различные государственные подходы к решению проблем, связанных с трудовой занятостью и безработицей. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, содержит приложение. Глава 1. Трудовая занятость 1.1 Понятие и особенности занятости С проблемами труда, трудовых отношений всегда соседствовала не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и внерыночной экономике. Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно-полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствование отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов. Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах: 1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. 2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельности, на которую способен человек и которую он желает осуществлять. Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости населения при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется, при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в переходный период в России обозначилась проблема неформальной занятости, вызванная наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Наряду со скрытой безработицей неформальная занятость может перейти в открытую безработицу, кроме того, она вызывает ухудшение трудовой морали, деквалификацию рабочей силы, расширение «теневой» экономики. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению вторым, которое для нее органично. Благодаря принятию новых, значительно отличающихся от советских основ законодательства о занятости, возникла правовая база изменения сложившихся принципов функционирования системы занятости. Но, как известно, от законов до реальной жизни - дистанция значительного размера . Свободно избранная занятость все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как противоречит выработанным годами традициями и установки советской экономики. Необходим коренной поворот в экономическом мышлении. Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно-полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода. Несмотря на то, что принятие подобных положений имеет самостоятельное значение, не находится в прямой, непосредственной связи с переходом к рыночной экономике, вне сомнения, что новая концепция занятости гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует как совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами. В широком смысле слова речь идет о свободном выборе не только вида занятости, но и ее меры, то есть временного режима занятости и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Принципиальное значение таких форм организации труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики. Не менее важно следствие свободно избранной занятости и режима труда: возрастающие возможности получения и использования свободного времени - одного из главных достояний человека и человечества. При этом свободное время как одно из вожделений человека может выполнять роль стимулятора эффективной работы, если будет воплощен в жизнь принцип: «Чем лучше и эффективнее работаешь на производстве, тем больше получаешь свободного времени и тем шире диапазон его использования». Еще одна принципиальная сторона занятости состоит в возможности избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики и вне зависимости от господствующей в нем формы собственности. Допустима, не противоречит закону свободно избранная занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобретают статус так же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Не воспрещается трудовая деятельность российских граждан за рубежом по своему выбору. Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие новой доктрины занятости со временем приведет к ощутимым переменам не только в воззрениях и трудовой психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях, непосредственно в сфере приложения трудовых усилий. Представляется возможным и уже широко наблюдается смещение акцентов престижности отдельных форм, видов, областей труда. Стремление к предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные привилегии и дающих возможность числиться на работе, не работая, по существу, должно смениться почитанием труда в любой области, где он приносит доход, предоставляет возможность самовыражения личности с учетом ее индивидуальных качеств и способностей. На людей перестают давить: примат труда в государственном секторе экономики, унизительность предпринимательской деятельности, непочитаемость работ, которые в огосударствленной экономике с ее социальными стереотипами мышления воспринимаются как «второсортные» и «третьесортные». Соответственно и молодежь, вступающая в трудовую жизнь, прекратит считать трагедией непопадание в клан артистов, дипломатов, космонавтов, ученых, политических и общественных деятелей, а удовлетворится всеми почитаемой, хорошо оплачиваемой профессией станочника, хлебороба, дояра, водителя. Хотя, увы, на первых этапах становления российского рынка притягательны иные профессии и виды деятельности. 1.2 Государственная политика в сфере занятости Следует хорошо представлять и никак не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Наряду с личным волеизъявлением людей имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам. Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной экономике. Это нисколько не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечения занятости. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики - всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий: 1.содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования); 2.развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы; 3.организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест; 4.содействие самозанятости и предпринимательству через постановление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей; 5.содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий. Проведение активной политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности. Приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшее в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости. Что же касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную. Иначе говоря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения наряду с трудовым законодательством призвано гарантировать право на труд и меры по предоставлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная служба занятости. В России ежегодно в службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обращаются более 8,5 миллиона человек, а за содействием в подборе кадров - около 500 тысяч работодателей. Учитывая, что та и другая сторона, прежде чем найдут искомое, могут обращаться неоднократно, общее количество получателей государственной услуги в сфере занятости составляет примерно 40 миллионов в год. Глава 2. Основные особенности безработицы 2.1 Сущность и виды безработицы По определению «безработица» - это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. В экономической теории используются два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и ее средняя продолжительность. Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе. Понятие «безработица» и «безработные» трактуется экономистами неоднозначно. Безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения, официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. К безработным не относятся лица, не способные трудиться (по возрасту, состоянию здоровья). Трудоспособные, но по тем или иным причинам не претендующие на рабочее место (домашние хозяйки), не учитываются в статистике безработных. Лица, способные работать и ищущие работу, но не зарегистрированные на барже труда, не попадают в статистику безработицы. С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребностей в труде, обеспечения рабочими местами. Различают полностью или частично безработных. Частично безработные - это люди, занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по экономическим причинам (из-за отсутствия рабочих мест с полными ставками). Характер современной безработицы, ее особенности выражаются в формах безработицы, ее структуре и показателях, социальных последствиях, характере и соотношении факторов, определяющих масштабы, уровень и продолжительность безработицы. Различают несколько видов безработицы. Фрикционная безработица - это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения. Мотивы увольнений по собственному желанию многообразны, но можно выделить основные мотивы : 1.мотивы, связанные с неудовлетворенностью производственно-экономическими условиями: условий организации труда, сезонностью работы, размером заработной платы, отсутствием возможностей для повышения квалификации, для профессионального продвижения; 2.мотивы, связанные с социально-психологическим климатом в фирме: неудовлетворенность отношениями с администрацией, с коллегами по работе и т.д.); 3.мотивы, связанные с неудовлетворенностью уровнем социально-бытового и жилищного обслуживания; 4.мотивы личного характера: вступление в брак, рождение ребенка, переезд на новое место жительства и другое). Фрикционная безработица существует в экономике постоянно. В какой-то мере эта безработица является желательной, так как многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высоко- оплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает боле высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший объем реального национального продукта. Уровень фрикционной безработицы можно снизить, если иметь хорошо отлаженную инфраструктуру рынка труда, в частности его информационное обеспечение. Структурная безработица - это безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться. Эта безработица по существу является углублением фрикционной, разница между этими видами безработицы весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без профессиональной переподготовки, которая нередко сопровождается сменой места жительства. Фрикционная безработица носит в основном краткосрочный характер, а структурная более долговременная, и поэтому считается более серьезной проблемой. Циклическую безработицу порождает общее снижение спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах, которое может возникнуть в период промышленного кризиса, депрессии, спада. Когда совокупный спрос уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Уровень циклической безработицы может зависеть от пола, расы, принадлежности к той или иной социальной группе, национальности. Циклическая безработица, в отличие от фрикционной, носит, как правило, долговременный характер и ведет к появлению застойной безработицы. В классификации форм безработицы она занимает особое место, так как критерием выделения этого вида безработицы является не причина, порождающая данную форму безработицы, а ее продолжительность. Безработица может быть признана застойной в том случае, когда безработный, вследствие длительного пребывания в сфере незанятости, теряет полностью или в значительной мере свою квалификацию и надежду получить рабочее место, то есть становится неконкурентоспособным на рынке труда. Наблюдения и исследования показывают, что этот срок составляет в среднем не менее одного года, исходя из этого, в законодательстве о страховании от безработицы предусмотрен годичный срок выплаты пособий по безработице. Однако у циклической безработицы есть одна положительная черта, которую можно считать фактором, частично компенсирующим издержки. Человек, потерявший работу, приобретает свободное время, которое тоже имеет определенную стоимость, хотя эта свобода вынужденная и потому имеет значительно меньшую ценность, чем потеря дохода вследствие безработицы. Сезонная безработица - безработица, связанная с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, а в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производств, прежде всего, относятся сельское хозяйство и строительство. Добровольная безработица - безработица, вызванная тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых «бомжей» не привели к переориентации этой категории населения. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицы совершенно неизбежными, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработиц. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. 2.2 Причины безработицы и ее социально-экономические последствия Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) «Опыт о законе народонаселения». Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в «Капитале» (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, так как если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства. Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных. Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге «Теория безработицы» (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы. В целом можно выделить следующие причины безработицы: 1. структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; 2. экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; 3. политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; 4. сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; 5. изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения [1]. Наиболее распространенные причины в России: увольнение по собственному желанию (32%) и высвобождение, сокращение персонала, ликвидация собственного дела (28%). Безработица - социально-экономическое явление, имеющее огромные масштабы. Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствуют о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России. Можно представить следующую развернутую классификацию социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему. Социальные последствия безработицы Отрицательные - обострение криминогенной ситуации; - усиление социальной напряженности; - рост количества физических и душевных заболеваний; - увеличение социальной дифференциации; - снижение трудовой активности. Положительные - повышение социальной ценности рабочего места; - увеличение личного свободного времени; - возрастание свободы выбора места работы; - увеличение социальной значимости и ценности труда. Экономические последствия безработицы Отрицательные - обесценивание последствий обучения; - сокращение производства; - затраты на помощь безработным; - утрата квалификации; - снижение жизненного уровня; - недопроизводство национального дохода; - снижение налоговых поступлений. Положительные: - создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики; - конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду; - перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования; - стимулирование роста интенсивности и производительности труда. Глава 3. Безработица в России 3.1 Характерные черты безработицы в России Общие положения теории занятости, рынка труда и безработицы вполне применимы и к анализу современной безработицы в России. Однако модель безработицы, характерная для стран с развитой рыночной экономикой, не может быть механически перенесена на Россию, осуществляющую переход от командно-административной системы к рыночной экономике и демократическому общественному устройству. До недавнего времени безработица в России не являлась объектом научного познания на протяжении длительного периода в истории СССР, начиная с 30-х годов, безработица считалась как бы не существующей. Она признавалась явлением, присущим лишь «загнивающей» капиталистической экономике, поэтому безработица изучалась в курсе политической экономики и капитализма. Согласно марксистской доктрине, безработица возникла как результат действия всеобщего закона капиталистического накопления и приводила к всеобщему обнищанию трудящихся - относительному и абсолютному. В действительности определенные формы безработицы наблюдались и в советском обществе в условиях господства общественной собственности и централизованного управления экономикой. Например, текучесть рабочей силы, соответственно текучая (фрикционная) безработица имелась и в 30-е годы, и в последующие десятилетия фактическая безработица маскировалась искусственным сокращением излишков рабочей силы на предприятиях, разбухшим военно-полицейским аппаратом и т.д. С переходом к рыночной экономике в конце 80-х начале 90-х годов происходит рост безработицы и превращение ее скрытых форм в открытые [17]. Одной из характерных черт регистрации в России безработицы является тревожный факт роста ее продолжительности. Самой «безработной» категорией в наше время оказалась молодежь. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Большие проблемы у тех, чей возраст приближается к пенсионному, так как в нашем обществе живуче мнение, что они не столь активны и не способны на то, что легко дается более молодым работникам. С момента возникновения в России безработицы, характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 1,5 раза меньше, чем среди общей численности безработных. Проблема женской безработицы, прежде всего, связана с предоставлением женщинам неравных возможностей при приеме на работу и увольнении. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам. Вместе с ростом открытой безработицы происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса. По данным социологических исследований среди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность россиян, безработица наряду с преступностью и ростом цен занимает одно из ведущих мест. Меняется отношение к безработице и безработным: если в свое время безработные отождествлялись с тунеядцами и люмпенами, то затем они стали считаться «жертвами» стихии рынка, а в последнее время просто людьми, временно попавшими в трудное положение, нуждающимися в социальной защите общества. Процесс формирования полноценного рынка труда в России тесно связан с этапами перехода от централизованной плановой экономики к рыночной, с проводимыми в стране радикальными экономическими и социальными реформами. Этот процесс не может быть длительным: современный рынок труда унаследовал от предыдущих периодов элементы жесткости. В частности, динамика заработной платы, играющая в развитом рынке труда роль одного из главных регуляторов спроса и предложения на труд, на рынке труда России эту свою функцию выполняет не в полной мере. Во-первых, заработная плата резко отстала от стоимости воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, движение ставок заработной платы искажается инфляционными процессами. В-третьих, не сложилась пока система договорного формирования заработной платы. В-четвертых, сохранились некоторые централизованные способы административного регулирования заработной платы (единая тарифная сетка для бюджетных организаций). Негибкость рынка труда определяется также отсутствием свободного рынка жилья, институтом прописки (регистрации) и другими ограничителями, оставшимися в наследство от старого режима. Характерной чертой рынка труда России является наличие в достаточно широких масштабах скрытой (неформальной) занятости. Всех занятых в экономике можно условно разделить на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), неформальном секторах. К последнему относятся незарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые в которой не платят налогов. В России неформальный сектор чрезвычайно разнообразен, внутри него выделяется несколько разновидностей занятости: по профессионально-квалификационному уровню и уровню доходов выделяется квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы), не требующая квалификации работа (мелкая торговля, «челночный бизнес»). Это так называемые «ларечники», «челночники» и другие граждане, не платящие налоги от своих теневых доходов. Следует обратить внимание на феномен фиктивной безработицы, когда граждане, официально получившие статус безработного, имеют не контролируемые доходы от индивидуально-трудовой деятельности и не трудовой деятельности, преимущественно торгово-посреднической. Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России: - наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости; - наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, масштабы которой в несколько раз превышают размеры официальной безработицы; - наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда); - неразвитость инфраструктуры рынка труда; - наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм. Что можно сказать о безработице в настоящее время? Росстат опубликовал краткие итоги обследования населения по проблемам занятости, и при сравнении с результатами предыдущего исследования в сфере занятости обнаруживается несколько не очень приятных тенденций. Так, в ноябре 2006 года из 69,2 млн. занятых россиян 5,0 млн. человек классифицировались как безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ). По сравнению с ноябрем 2005 года численность занятого населения увеличилась на 0,7%, численность безработных сократилась на 8,8%. Между тем показатели аналогичного августовского обследования Росстата были заметно лучше. За год, прошедший с августа 2005 года, в России численность безработных сократилась на 10,3% вместо ноябрьских 8,8%. Также в августе 2006 года по сравнению с августом 2005 численность занятого населения увеличилась на 1,1%, что выше ноябрьских 0,7%, а безработных с применением критериев МОТ было меньше - 4,5 млн. человек. Соответственно и уровень безработицы с августа по ноябрь возрос с 6,1% до 6,7%. Но ситуация еще более ухудшается. Если в конце октября 2006 года безработными, в соответствие с методологией МОТ, классифицировались 5,0 млн. человек, или 6,6% экономически активного населения, то в январе 2007 года эти показатели составляли уже 5,3 млн. человек и 7,14% соответственно. Между тем официальная безработица за период с августа по январь не изменилась. По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце января 2007 года на учете в органах гос.службы занятости в августе состояли 1,7 млн. безработных, то есть ровно столько же, сколько и в конце августа 2006 года. Еще тревожнее стал возросший уровень первичной безработицы. В ноябре в общей численности безработных уже 1,6 млн. человек, или 31,8%, не имели опыта трудовой деятельности. Тремя месяцами ранее их было 1,3 млн. и 28,3% соответственно. К тому же в ноябре 2006 года по сравнению с ноябрем 2005 года среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 3,3 процентного пункта, в то время как аналогичный августовский показатель был, наоборот, лучше на 0,9 процентного пункта. Требуемый опыт работы почти всегда обязателен, а обучать молодых берутся разве что в метрополитене, милиции или других, самых непрестижных производствах и специальностях. Усиливаются и проблемы со служебным или карьерным ростом. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, уже 1,1 млн. человек, или 31,9%, составляют лица, уволившиеся по собственному желанию. В августе таких было 1,0 млн. и 31,2% соответственно. С 0,9 до 1 млн. возросло количество лиц, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. Если по сравнению с августом 2005 года доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 1,1%, то в ноябре она, наоборот, возросла на 2,6%. Правда, доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, уменьшилась на 2,2 вместо августовских 3,0 процентных пункта. Это неплохо. Однако опять же не секрет, что за этими статьями Трудового кодекса слишком часто скрывается конфликт работника и работодателя. Неудивительно, что российская безработица носит застойный характер, который, кстати, усиливается. Среднее время поиска работы безработными в августе 2006 года составляло 8,5 месяца и по сравнению с августом 2005 года осталось на том же уровне. Но в ноябре показатель возрос уже до 8,9 месяца. Возрос «стаж» пребывания в состоянии безработицы - один год и более. В ноябре 2006 года его имели 40,3% безработных (в ноябре 2005 года - 38,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет 48,0%, хотя и уменьшился за последний год на 0,2%. А вот среди безработных городских жителей доля застойной безработицы в ноябре увеличилась на 2,4% по сравнению с 1,5% в августе и составила 34,6%. То есть основная же масса рабочей силы по-прежнему малоподвижна, причем как на работе, так и в безработном состоянии. Тревожной тенденцией является и уменьшение среднего возраста безработных, который всего за три месяца снизился с 34,5 до 34,1 года, занятого населения - 39,6 года. Среди безработных возросла доля молодежи до 25 лет - с 30,2% до 31,1%. Зато занятой молодежи стало меньше - уже не 12,2%, как в августе, а всего 11,2%. 3.2 Пути решения проблемы безработицы Правительственная программа содействия занятости должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью. Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально-допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его основных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Можно выделить следующие государственные задачи в этой сфере: - обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации; - регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы; - формирование эффективной структуры занятости населения; - повышение качества создаваемых рабочих мест; - развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; - создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; - предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы. Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку. Заключение Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность. Безработица - явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением. В настоящее время уровень безработицы в нашей стране 7%, но официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которая нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда. Если до недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на проблему безработицы и занятости населения, то в настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости: - программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; - программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; - программы содействия найму рабочей силы; - программы по социальному страхованию безработицы. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики. Список использованных источников 1.«Российская бизнес-газета» - № 10, 2007. 2.«Российская газета» - № 60, с.5, 2007. 3.«Социально- политический журнал» - №1, с. 63, 2006. 4.«Человек и труд» - №1, с. 37-46, 2004. 5.Бестужев-Лада И.В. «Безработица? Не может быть!» - М.: Знание, 2001. 6.Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице»- «Человек и труд» - №9, 2000. 7.Бузгалин А.В. «Переходная экономика» - М.: Таурус, 2002. 8.Булатов А.С. «Экономика» - М.: Экономист, 2003. 9.Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» - М., 2004. 10.Душанин Т.Н. «Экономика переходного периода» - М.: ИМПЭ, 2001. 11.Камаев В.Д. «Основы экономической теории» - М.: Владос, 2002. 12.Лившиц А.Я. «Введение в рыночную экономику» - М., 2005. 13.Макконелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» - М.: «Туран», 2001. т.1. 14.Никифорова А.А. «Рынок труда: занятость и безработица» - М., 2003. 15.Носова С.С. «Основы экономики» - М.: Владос. 16.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» - М., 2002. 17.Якушев С.С. « 18.Экономика России» - М.: Прогресс, 2000. Приложение Регионы с самой высокой безработицей. |
Регион | Количество зарегистрированных безработных | % к экономически активному населению | | Российская Федерация | 1 744 386 | 2,4 | | Республика Ингушетия | 454 419 | 34,1 | | Корякский АО | 1 529 | 11,8 | | Республика Тыва | 11 258 | 8,8 | | Кабардино-Балкарская Республика | 32 583 | 7,4 | | Республика Алтай | 5 588 | 5,9 | | Алтайский край | 77 243 | 5,9 | | Амурская область | 22 714 | 5,2 | | Магаданская область | 5 199 | 5,1 | | |
Данные Роструда на 1 марта 2007 года.
|