Безработица как фактор деградации человеческого капитала
Безработица как фактор деградации человеческого капитала
2 Федеральное агентство по образованию РФ Некоммерческое государственное учреждение высшего профессионального образования Костромской государственный технологический университетКафедра экономической теорииКурсовая работапо экономической теориина тему:Безработица как фактор деградации человеческого капиталаСтудент: Ливанова К.Москва 2007 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Теоретические основы исследования безработицы 1.1 Характерные черты безработицы 1.2 Виды безработицы 1.3 Определение уровня безработицы 2. Рынок человеческого капитала 2.1 Теория человеческого капитала 2.2 Оценка качества инвестиций в человеческий капитал 3. Влияние безработицы на качество человеческого капитала 3.1 Влияние безработицы 3.2 Особенности безработицы в России 3.3 Государственное регулирование безработицы Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Любое общество стремится оптимально использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы с целью реализации производственного потенциала. Неполное привлечение ресурсов расценивается как неудачный для данного общества выбор, поскольку нарушается принцип эффективного использования производственных ресурсов. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Наличие безработицы в обществе свидетельствует о недоиспользовании трудовых ресурсов. Чрезмерная безработица, без сомнения, отрицательно отражается на всей экономике страны и на каждом безработном в частности. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, выше которой по уровню стресса лишь смерть близких родственников или заключение в тюрьму. Повышение уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, обостряет отношения в семьях, может вызвать социальную напряженность в обществе. Поэтому не случайно в любом государстве безработица считается центральной проблемой современного общества. Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики. К макроэкономическим проблему безработицы относят потому, что она порождается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны, и сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны. Необходимо отметить, что макроэкономическое неравновесие - явление нормальное, обычное и даже необходимое, поскольку экономические процессы всегда развиваются с определенными колебаниями и реализуются по показателям: спрос-предложение, движение цен, безработица и т.д. Государство, как контролирующий орган, должно проводить стабилизационную политику - комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Способов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема - сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного "перегрева" экономики (инфляционного разрыва). Для России безработица - относительно новая проблема. Ее актуальность требует изучения накопленного опыта, учета специфики страны. Задачи написания курсовой работы: раскрыть основные причины и виды безработицы. пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработица добровольная, вынужденная, скрытая и застойная. раскрыть понятие естественного уровня безработицы и как он измеряется. рассмотреть социальные и экономические последствия безработицы. выделить основные особенности безработицы в России. Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические основы исследования безработицы, во второй - вопрос о социально-экономических последствиях безработицы и путях ее преодоления, а в третьей - особенности безработицы в России и проблему доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 1.1 Характерные черты безработицы Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. [4, c.351] Безработица - это социально экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. [5, c.757] Под безработицей часто подразумевают безвозвратные потери людских ресурсов, которые можно было бы использовать для производства товаров и услуг, чтобы удовлетворить потребности общества. В то же время она может означать исключительные житейские трудности для безработных, а потому это серьезная социальная проблема. [20, c.534] Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата. [1, c.5] В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда. Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода. [9, c.545] Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года). Уровень безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %). [20, c.536] Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %). Экономически активное население (рабочая сила) - часть населения, занятая общественно-полезной деятельностью, приносящей доход (в %). Факторами, влияющими на уровень безработицы, являются изменения дефлятора ВВП, темпы роста цен и заработной платы. [31, c.61] Причины данного явления следующие: структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы. 1.2 Виды безработицы Современная западная экономическая наука выделяет несколько форм безработицы: - Фрикционная безработица Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу (например, в строительной промышленности из-за плохой погоды или в автомобильной промышленности из-за смены моделей). И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных». Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют друг друга из месяца в месяц, данный тип безработицы остается. Экономисты используют термин фрикционная безработица в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение "фрикционная" точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, не приводя в соответствие количество рабочих и рабочих мест. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта. [4, c.352] - Структурная безработица Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют термин "структурный" в значении "составной". С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица из-за того, что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать, их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест. Об этом свидетельствует миграция в промышленности из "снежного пояса" в "солнечный пояс" в течение последних десятилетий. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготовляются бутылки. Также сравнительно недавно в южных штатах неквалифицированные и недостаточно образованные негры были вытеснены из сельского хозяйства в результате его механизации. Многие остались без работы из-за недостаточной квалификации. Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у "фрикционных" безработных есть навыки, которые они могут продать, а "структурные" безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной. [20, c.554] - Циклическая безработица Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Например, в США, в период спада 1982г. уровень безработицы поднялся до 9,7 %. В разгар "Великой депрессии" 1933г. циклическая безработица достигла примерно 25%. Массовыми становиться банкротства предприятий различных сфер хозяйственной деятельности, и в этот период многие миллионы людей совершенно неожиданно и внезапно для них становятся безработными. Проблема усугубляется тем, что в условиях циклической безработицы людям не помогает ни переориентация, ни подготовка по какой-то новой квалификации. Не всегда спасает и перемена места жительства, потому что кризис может охватить всю национальную экономику и даже выйти на мировой уровень. Циклическая безработица опасна еще и тем, что, кроме социальных бедствий, она приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП. На это обратил внимание известный американский экономист Артур Оукен (1928-1979). Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1 % по сравнению с ее естественным уровнем. В экономической литературе этот закон известен как закон Оукена: (Y - Y*) /Y* = -B (U - Un), где Y - фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП, U - фактический уровень безработицы, Un - естественный уровень безработицы, B (в абсолютном выражении) - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы (коэффициент Оукена). Предположим, естественный уровень безработицы составляет 5%, а ее фактический уровень - 8%. Допустим, коэффициент Оукена равен -2,5. Тогда отставание фактического ВВП от потенциального составит (8%-5%)*(-2,5) = -7,5%: страна "недополучила" 7,5% от потенциального ВВП. [15, c.165] Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею. Добровольная безработица - это безработица связана с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд). [13, c.318] Вынужденная безработица возникает вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия, порождается новыми условиями функционирования предприятий и формами найма, а так же вынужденным переселением. [18, c.81] Скрытая безработица - характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. [18, c.81] Застойная безработица - эта форма безработицы, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности. Хотя размеры этой формы безработицы незначительны (по данным МОТ она составляет менее 1%), по степени отрицательных последствий застойная безработица не имеет себе равных. Люди, долгое время не имеющие возможности трудоустроиться, морально подавлены, они постепенно теряют в профессиональном плане - знания, навыки, квалификацию. Причина застойной безработицы состоит в невостребованности некоторых профессий. Эта проблема характерна для малых городов или населенных пунктов, ориентированных на определенное производство. [2, c.143] 1.3 Определение уровня безработицы Уровнем занятости населения называется процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т.п. [20, c.536] Уровень безработицы = 100%. Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при "полном использовании" трудовых ресурсов. Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь "фрикционным" безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. "Структурным" безработным тоже нужно время, чтобы прибрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается "нехватка" рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно "напряженная" ситуация на рынках рабочей силы связана и с инфляцией. Понятие "естественный уровень безработицы" требует уточнение в двух аспектах. Во-первых, отсутствие автоматизма. Термин «естественный» не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал. Уровень безработицы часто превышает естественный уровень. С другой стороны, в редких случаях в экономике может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже естественного уровня. Например, во время второй мировой войны, когда естественный уровень был порядка 3-4%, потребности военного производства привели к почти неограниченному спросу на рабочую силу. Обычным явлением стала сверхурочная работа, а также совместительство. Более того, правительство не разрешало увольняться работникам "важнейших" отраслей промышленности, искусственно сокращая фрикционную безработицу. Фактический уровень безработицы в течение всего периода с 1943 по 1945 г. составил менее 2%, а в 1944 г. упал до 1,2%. Экономика превышала свои производственные возможности, но оказывала существенное инфляционное давление на производство. [15, c.165] Во-вторых, изменчивость. Естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменений в законах и обычаях общества). Например, в 60-х годах многие считали, что неизбежный минимум фрикционной и структурной безработицы составляет 4% рабочей силы. Другими словами, признавалось, что полная занятость достигнута в том случае, когда занято 96% рабочей силы. А в настоящее время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%. Почему сегодня естественный уровень безработицы выше, чем в 60-е годы? Во-первых, изменился демографический состав рабочей силы. В частности, женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы. Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и размеров пособий. Это важно потому, что компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают фрикционную безработицу и общий уровень безработицы. Определяющие факторы естественного уровня безработицы могут быть выражены в терминах продолжительности и частоты безработицы. Продолжительность безработицы (средняя длительность времен, в течение которого индивид остается безработным) зависит от циклических факторов и, кроме того, от следующих структурных характеристик рынка труда: - организации рынка труда, включая наличие или отсутствие агентств по трудоустройству, служб занятости среди молодежи; - демографической структуры рабочей силы; - способности и желания безработных продолжать поиски лучшей работы; - наличия пособий по безработице. [8, c.545] Частота безработицы - это среднее число случаев за данный период, когда работники становятся безработными. Два фактора определяют частоту безработицы: - колебания спроса на труд среди фирм в экономике. Даже когда совокупный спрос постоянен, некоторые фирмы расширяют, а другие прекращают деятельность. Фирмы, сокращающие деятельность, теряют работников, а растущие фирмы нанимают их. Чем больше эта изменчивость спроса на труд среди разных фирм, тем выше уровень безработицы. Кроме того, изменчивость совокупного спроса сама влияет на изменчивость спроса на труд. - скорость, с которой новые работники вливаются в состав рабочей силы: чем быстрее новые работники вступают в рабочую силу, тем выше темп роста численности рабочей силы и тем выше естественный коэффициент безработицы. Факторы, определяющие уровень естественного коэффициента безработицы, не являются неизменными. Структура рынка труда и рабочей силы может изменяться. Может измениться желание работников оставаться безработными, занимаясь поисками или ожиданием нового рабочего места. Изменчивость спроса на труд у разных фирм подвержена сдвигам. Как заметил Эдмунд Феллс, естественный коэффициент «не представляет собой независимую от времени константу, подобно скорости света, которая не зависит ни от чего под солнцем». [9, c.546] Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделено на три большие группы. В первую входят лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях - т.е. лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Третья группа - рабочая сила, в эту группу входят лица, которые могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу. Если мы обратим внимание на существенные различия в уровнях безработицы в разных демографических группах в пределах каждого года и сравним уровни двух лет, то можем сделать следующие выводы. [16,c.167] 1.Род занятий. Уровень безработицы среди «белых воротничков» ниже, чем среди «синих воротничков». «Белые воротнички», как правило, заняты в отраслях, меньше подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг и производство товаров кратковременного пользования), или они самостоятельно обеспечивают собственную занятость. Кроме того, «белые воротнички» реже, чем «синие», теряют работу в период спада. Фирмы стремятся сохранять свои высококвалифицированные «белые воротнички», в обучение которых они вложили значительные средства. 2.Раса. Уровень безработицы среди чернокожего населения - как взрослых, так и молодежи - примерно вдвое выше, чем среди белых. Это можно объяснить рядом факторов: дискриминацией в области образования и на рынке труда, концентрацией чернокожих работников в тех профессиях, которые не требуют высокой квалификации («синие воротнички»), географической изоляцией чернокожего населения в крупных городах, где возможность получить работу тем, кто впервые приходит на рынок труда, сведена к минимуму. 3.Пол. Уровни безработицы среди мужчин и среди женщин вполне сопоставимы. 4.Возраст. Уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, а также отличаются меньшей географической мобильностью. Многие молодые люди впервые вступают на рынок труда в поисках работы. 5.Образование. Среди менее образованных работников в среднем уровень безработицы выше, чем среди более образованных. Более низкое образование обычно ассоциируется с более низкой профессиональной подготовкой, отсутствием постоянной работы, большими перерывами в занятости, с рабочими местами, подверженными циклическому сокращению. 6.Продолжительность безработицы. Число людей, лишенных работы в течение длительного периода - 15 недель и более, - в процентном отношении к общей численности рабочей силы гораздо меньше уровня безработицы в целом. Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей. Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов: 1. Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Кто-то по собственному желанию работает неполный рабочий день, кто-то хочет работать полный рабочий день, но не может найти подходящую работу, либо работает неполный рабочий день из-за временного сокращения потребительского спроса. Фактически эти две последние группы состоят из частично занятых и частично безработных. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы. 2. Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Чтобы считаться безработным, надо активно искать работу. Безработных, которые не занимаются активными поисками работы, относят в категорию "не входящих в состав рабочей силы". Проблема заключается в том, что многие работники, безуспешно пытаясь найти работу в течение какого-то времени, постепенно теряют надежду на ее получение и выпадают из состава рабочей силы. В периоды спада таких работников, потерявших надежду на трудоустройство, становится больше, чем в периоды процветания. Не включая таких работников в число безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы. 3. Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности. Эти лица заносятся в группу "безработных", а не в группу "не входящих в состав рабочей силы". Респонденты дают ложную информацию, потому что пособия по безработице или по социальному обеспечению порой зависят от таких мнимых поисков. Теневая экономика также может способствовать завышению официального уровня безработицы. Вполне вероятно, что человек, занимающийся незаконным бизнесом, назовет себя "безработным". Хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики. 2. РЫНОК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 2.1 Теория человеческого капитала Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшим видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей. Аналогию между человеческим и "обычным" капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек в отличие от станка или пакета акций не может быть предметом купли-продажи. Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. [15,с.225] Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность человеческих инвестиций, прежде всего в образование и производственную подготовку. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые с точки зрения всего общества. Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы. (по существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала.) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны. Второй подход исходит из оценки параметров так называемой "производственной функции заработков", которая описывает зависимость заработков человека (точнее - их логарифма) от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ней изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. Под влиянием теории человеческого капитала, в которой образованию отводится роль "великого уравнителя", произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Важный вывод состоял в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными. Молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам с тем, чтобы получить впоследствии доступ к высокооплачиваемым рабочим местам. Более низкие заработки женщин во многом объясняются тем, что они относительно меньше инвестируют в навыки, имеющие рыночную ценность, и относительно больше в навыки, имеющие ценность в домашнем производстве. Это заметно сужает поле для вмешательства государства. [29,с.62] 2.2 Оценка качества инвестиций в человеческий капитал "Человеческий капитал даже более ценен, чем физический, и должен быть внесен в балансовый отчет организации". Р. Лайкерт Единицу "человеческого капитала" представляет не сам работник, а его знания, навыки и умения. Другое дело, что этот капитал вне его носителя - человека, не существует. И в этом принципиальное отличие человеческого капитала от физического - от машин и оборудования. Можно сказать, что по своей экономической сущности человеческий капитал ближе к нематериальным основным фондам предприятия, в частности, ценностям информационного характера: например, к программным продуктам (которые нуждаются в материальном носителе). Инвестиции в человеческий капитал могут быть прямыми и сопряженными. К прямым инвестициям следует относить затраты на образование и профессиональную подготовку работников, а к сопряженным - затраты на медицинское обслуживание и уход за детьми, на их воспитание, иными словами, связанные с воспроизводством материальных носителей человеческого капитала. Прямые вложения в человеческий капитал увеличивают его объем; сопряженные - продлевают срок его "эксплуатации", улучшают условия его функционирования, повышают отдачу, сокращая заболеваемость и смертность. Объем прямых инвестиций в человеческий капитал в развитых странах достигает весьма значительных размеров и постоянно растет. Так, в 1995 г. американские компании тратили в среднем 5-7% фонда заработной платы на обучение своих сотрудников, считая, что это одно из самых выгодных вложений капитала. [9,с.338] Правда, общее правило о зависимости человеческого капитала и получаемой отдачи от размеров инвестиций - не без исключений. История сохранила имена великих ученых-самоучек, среди которых достаточно упомянуть Томаса Альва Эдисона, Майкла Фарадея, Ивана Петровича Кулибина и других, инвестиции в которых были практически равны нулю, что не помешало им стать носителями человеческого капитала огромной значимости. Приведенные примеры отнюдь не отрицают целесообразности инвестиций в человеческий капитал, но они помогают понять существенную разницу между эффективностью инвестиций в физический и человеческий капиталы. Она заключается в следующем: в случае с физическим капиталом одинаковые инвестиции при прочих равных условиях приносят равный доход. Если, например, приобретаются два однотипных станка по 5 тыс. долл. каждый, и они будут использоваться в сходных условиях, то можно рассчитывать на одинаковую производительность и одинаковый доход. О человеческом капитале этого сказать нельзя - два человека, получившие одно и то же образование в одном учебном заведении (инвестиции равные) и назначенные на одинаковые должности, могут работать с разной отдачей. Она будет определяться их личными качествами и не в последнюю очередь природными способностями. Существует и другое отличие вложений в физический и человеческий капиталы. Содержание нового оборудования, приобретенного за счет инвестиций, обходится обычно дешевле, чем старого. А вот опытный работник при том же уровне подготовки ценится, как правило, значительно выше молодого специалиста. [20,с.75] Ценность работника как носителя человеческого капитала и уровень его оплаты существенно зависит от качества полученного образования, и даже от того, какое конкретно учебное заведение он окончил. Значительное превышение уровня оплаты выпускников престижных вузов над средним вполне обоснованно. Правда, сегодня в России это правило игнорируется или действует в очень редких случаях. Более того, кадры, обеспечивающие научно-технический прогресс и потому высокий уровень рентабельности - научные работники и преподаватели высших учебных заведений (даже самых престижных), оплачиваются в России существенно ниже, чем квалифицированные рабочие. 3.ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 3.1 Влияние безработицы Начало 90-х гг. прошлого столетия было ознаменовано появлением нового социального явления - безработица. Первые массовые сокращения штатов в 1991 г. были восприняты населением как нечто временное. Это связано с тем, что несколько поколений наших граждан воспринимали безработицу как нечто абстрактное, свойственное только западным капиталистическим странам. Но, тем не менее, безработица активно набирала темпы и привела к выделению отдельной категории граждан - безработных. Следует отметить, что особенно остро ситуация обстояла в крупнейшем промышленном районе страны - Свердловской области. Большое количество предприятий в период реформирования находились в кризисном состоянии и были вынуждены увольнять работников. Рассматривая данную проблему с практической точки зрения, прослеживается парадокс: существующие в службах занятости программы помощи безработным давно себя исчерпали, а новые программы не разрабатываются, в связи с тем, что существует недостаток знаний по данной проблеме и отсутствие единого мнения по его изучению. [26,с.150] Одним из неразрешенных противоречий является методологический выбор между "селекционной" и "причинной" гипотезами исследования детерминант безработицы. Первая из них относит психические особенности, выявляемые у безработных граждан, на счет выборочной стратегии работодателей при увольнении и в меньшей степени, при приеме на работу. Вторая, иначе называемая "каузуальной" - причинно обуславливает их появление воздействием безработицы. На мой взгляд, наибольшего внимания заслуживает "причинная" гипотеза. Но целесообразным является обращение к анализу опыта субъектной активности человека, анализу его личностной и деятельностной осознанной саморегуляции. Это связано с тем, что человек, столкнувшийся с безработицей, через рефлексивный анализ умений саморегуляции, сформированных в опыте субъектной активности, последующей отработки их в решении задачи поиска работы может произвести коррекцию неоптимальных стратегий, изменить модус активности, в большей степени сориентировать эту активность на поиск работы. Рассмотрение безработицы с позиций субъектной активности позволяет человеку, столкнувшемуся с ситуацией потери работы не быть "выброшенным" из поля профессиональной деятельности, а в случае если это произошло - адекватно и продуктивно решать задачу реинтеграции в профессиональную жизнь [28,с.32].Теоретический анализ показал существование значительных индивидуальных различий в переживании ситуации потери работы. Наряду с безработными, испытывающими всю гамму негативных чувств (тревогу, отчаяние, агрессию, чувство несправедливости), есть люди, для которых данная ситуация не несет угрозы, а побуждает к активным действиям. Кроме того, существуют разнообразные основания, по которым выделяют различные типологии безработных граждан: уровень активности при решении проблемы трудоустройства, эмоциональные переживания ситуации потери работы, социальная принадлежность и т.д. Подобное разнообразие определяет исследовательский интерес к проблеме, но не позволяет решать конкретные задачи, связанные с определением уровня влияния ситуации потери работы на человека. 3.2 Особенности безработицы в России На характер российской безработицы повлиял целый ряд особенностей: - не перепроизводство, как это происходит в развитых экономиках, а обратная ситуация - дефицит товаров, высокая инфляция; - относительно низкий организационный и технико-технологический уровень производства; - значительная доля безработных - служащие; - сокращение Вооруженных сил и конверсия; - спад производства, вызвавший всплеск безработицы и во многом способствовавший распаду сложившихся хозяйственных связей (между бывшими республиками СССР и странами-членами СЭВ); - приток беженцев и вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья, обостривший ситуацию с занятостью и т.д. За последние годы подготовка квалифицированной рабочей силы практически прекратилась: в 1995 г. из 30 млн. рабочих 29 млн. были обучены непосредственно на производстве. [26, с.35] Проходящие модернизация и реструктуризация российского производства проявились в трансформации отраслевой и профессиональной структуры занятых на предприятиях и оптимизации их численности. На крупных и средних предприятиях, где сосредоточено свыше половины занятых экономической деятельностью, продолжают уменьшаться масштабы неполной занятости, численность увольняемых по собственному желанию. Наибольшее снижение числа рабочих мест наблюдалось в нефтеперерабатывающей, химической, угольной, легкой, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, мукомольно-крупяной и комбикормовой, медицинской промышленности, в электроэнергетике, в сельском хозяйстве. Одновременно выросло число рабочих мест в организациях социальной сферы, финансов, кредита и страхования, управления. В результате общая численность занятого экономической деятельностью населения составила в среднем 65.7 млн. человек, что на 1,2% больше, чем в 2004 году. Несколько сократилась общая численность безработных. Уровень общей безработицы в 2005 году к уровню 2004 года сократился с 8.6% до 7,8%. Регистрируемая безработица варьировала в пределах 1,6 - 1,7 млн. человек (пик роста был зафиксирован в феврале и марте). [32, c.20] В общей численности занятого в экономике населения 38,9 млн. человек, или 58%, составляли штатные работники крупных и средних предприятий и организаций (без учета совместителей). На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в эти организации привлекалось еще 1,9 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в 2005 году составило 40,8 млн., на 300 тысяч меньше, чем в 2004 году. Без учета субъектов малого предпринимательства было принято на работу 5,7 млн. человек, из них 349 тыс. человек -- на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 5,8 млн. человек, из них три четверти уволились по собственному желанию. Численность уволенных по собственному желанию сократилась на 34 тыс. человек. Численность высвобожденных работников увеличилась на 60 тыс. При этом возросла доля уволившихся в связи с высвобождением в общей численности выбывших. Позитивным моментом можно считать сокращение вынужденной неполной занятости на 216 тыс. человек: в режиме неполной рабочей недели (дня) работали 436 тыс. человек, а ее удельный вес в общей численности работников предприятий и организаций уменьшился с 1,6% до 1,1%. При этом численность лиц, имевших вынужденные административные отпуска, сократилась на 332 тыс. человек (на 32%). Пятая часть занятого населения страны работает в малом бизнесе, а также производит продукцию как индустриальный производитель или фермер в крестьянском (фермерском) хозяйстве. Вместе с тем количество организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. Развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места в кратчайшие сроки. В 2005 году общая численность безработных, рассчитанная в соответствии с методологией МОТ, снизилась. Это было связанно с увеличением спроса на рабочую силу, в т.ч. в сфере малого предпринимательства. (cм. Приложение) Как и прежде, в общей численности безработных доля мужчин превышает долю женщин. Средний возраст безработного увеличился с 34,8 года (май 2004 г.) до 35.2 года (май 2005 г.). Период поиска необходимого места работы оставался продолжительным и даже несколько увеличился. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, с февраля месяца постоянно снижалась. Причем темпы этого снижения резко увеличились в мае и июне, что связано с развитием летних сельскохозяйственных работ временного характера. Вместе с тем по сравнению с показателями 2004 года численность регистрируемых безработных возросла (на 3.2% в среднем). Одними из основных показателей эффективности работы органов службы занятости являются показатели трудоустройства и направления на профессиональное обучение. В этом смысле 2005 год оказался менее результативным по сравнению с предыдущим годом. Из-за того что на реализацию активной политики занятости из федерального бюджета было выделено меньше средств, чем в предыдущем году, органы службы занятости смогли оказать содействие в трудоустройстве и обучении только 49.9% безработных из числа снятых с учета (52,2% в 2004 году). Доминирующее положение в структуре регистрируемых безработных продолжает сохраняться за гражданами, добровольно уволившимися с постоянного места работы или потерявшими работу более года назад. По-прежнему сохранялась значительная дифференциация регионов по уровню регистрируемой безработицы. В пятерку субъектов с самой большой регистрируемой безработицей вошли: Республика Ингушетия (17,1%), Корякский АО (11,1%), Республика Тыва (10,9%). Агинский Бурятский АО (7.0%), Республика Дагестан (6,3%). Минимальный уровень безработицы отмечался в Липецкой, Тверской, Калужской, Костромской областях, в г. Москве и Санкт-Петербурге (от 0,7% до 1,4%). По данным МВД, в России официально работали больше трехсот тысяч иностранных граждан. Среди них из стран СНГ и Балтии - 162,3 тыс. человек, из Китая - 63,5 тыс. человек, из Турции - 35,1 тыс., Вьетнама - 25,1 тыс., из Кореи - 10,4 тыс. человек. Как и в предыдущие годы, иностранцы работают в основном в отраслях производства: в строительстве работали 130,3 тыс. человек, в промышленности - 39,1 тыс. человек, в сельском хозяйстве - 17,8 тыс. человек, на транспорте - 15,1 тыс. человек. Очевидно, что уровень безработицы в России сегодня не является поводом для беспокойства. В то же время есть определенные сомнения в достоверности официальных статистических данных, касающихся этого параметра. Так, по итогам переписи общая численность населения в России оказалась выше имевшихся на тот момент оценок (145,2 млн. человек по результатам переписи, 143,7 млн. человек - по данным Госкомстата к моменту проведения переписи), а общая численность занятых в экономике - ниже (61,6 млн. и 65,1 млн. человек соответственно). Так, если уровень экономической активности населения соответствовал в это время официальному значению в 65%, то уровень безработицы в действительности превышал 15,7% численности экономически активного населения. Если же допустить, что уровень безработицы был равен официальной оценке (8,6%), то значение экономической активности населения на конец 2003 г. не превысило 60%. Реальное значение уровня безработицы на момент проведения переписи составляло порядка 11 - 12% при уровне экономической активности в 62 -63%. [24, c.42] В течение 2005-2007 гг. демографическая ситуация в Российской Федерации будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения. В течение последующих двух лет будет наблюдаться устойчивое сокращение прироста населения в трудоспособном возрасте. По прогнозу Госкомстата России, к концу 2016 года численность постоянного населения России составит около 134,3 миллиона человек. [28, c.42] Наибольшее абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте прогнозируется в Тульской, Архангельской, Мурманской, Камчатской областях, в Приморском крае, что может привести к дефициту рабочей силы в указанных регионах. В отдельных отраслях будет наблюдаться прирост занятости, например: в машиностроении, электроэнергетике, нефтепереработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в образовании, культуре, искусстве, науке и научном обслуживании, здравоохранении, ЖКХ. При этом в других отраслях ожидается сокращение занятости: в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, транспорте, связи и др. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, стабилизируется или уменьшится по сравнению с 2004 г. на 0,2 млн. человек. Регистрируемая же безработица, наоборот, увеличится не только из-за превышения предложения рабочей силы на рынке труда, но и из-за оказываемых органами службы занятости услуг населению по выполнению государственных гарантий в области занятости и социальной поддержки безработных. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации провел в мае 2005 г. опрос руководящих работников экономических и социальных ведомств в субъектах РФ (399 респондентов из 83 субъектов). В опросе участвовали работники департаментов экономики, финансов, налогов и сборов, труда и социальных вопросов, государственной службы занятости, органов государственной статистики, других органов исполнительной власти, а также территориальных управлений Банка России. Программа опроса предполагала выявление мнений экспертов о развитии ситуации на рынке труда в регионах. О вероятном росте уровня безработицы в 2007 г по сравнению с 2006 годом в целом по 83 регионам сообщают 21% респондентов, о ее сохранении на уровне предыдущего года - 41%, о снижении - 28%.[23, c.34] Безработица, многие годы составлявшая в России не менее 8% экономически активного населения, прогнозируется на 2007 г. на уровне 7,8%, т.е. 5,6 млн. человек, а в 2009 г. это количество, согласно «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и основных параметров прогноза до 2009 года», уменьшится на 0,2 млн. [27, с.25] В силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода. Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. 3.3 Государственное регулирование безработицы Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно стараться эти потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия. Организационное воздействие механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости населения Российской Федерации и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации работы центра занятости в Российской Федерации. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. Функции службы занятости многообразны: 1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; 2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; 3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам; 4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; 5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения; 6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; 7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи; 8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии; 9. Выдача в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий; 10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий; 11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения. Политика занятости позволяет снижать экономические и социальные последствия, финансовые затраты на социальную поддержку граждан, признанных безработными и получающих пособие по безработице. [30,c.33] Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства. Как свидетельствуют результаты обследований фонда "Социальная инноватика", для того чтобы улучшить свое материальное положение, 55% опрошенных работают, 4% экономят, 5% учатся, 3% заявили, что воруют, 33% не делают ничего. Как видим, ориентированность населения на помощь государства по-прежнему сильна. Повышения заработной платы и создания новых рабочих мест ждут от президента страны, того же плюс большей заботы о гражданах и безопасности - от губернаторов и мэров. Данные отечественной статистики свидетельствуют, что востребованность услуг ГСЗ со стороны населения возрастала вплоть до 1997 г., а с 1999 г. стала сокращаться. Снижение количества обращений граждан в органы ГСЗ обусловливалось рядом причин. Во-первых, стремлением безработных самостоятельно действовать на рынке труда и использовать современные альтернативные формы поиска работы, прежде всего - через средства массовой информации. В значительной степени это заслуга работников региональных и районных органов службы занятости, которые перешли на новый принцип взаимодействия с безработными - «помоги себе сам, а мы научим тебя, как это лучше сделать». Во-вторых, внесением в 1999 г. поправок в Закон занятости, которые ужесточили условия получения статуса безработного и права на пособие для определенных категорий безработных (высвобожденных работников, лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, и т.д.). В-третьих, усложнением процедуры подтверждения статуса безработного в период безработицы (введение плана поиска работы). [32, c.50] По данным ВЦИОМа, безработица занимает четвертое место в списке самых значимых угроз для россиян (36% респондентов). [26, c.34] Цель реформирования трудовых отношений состоит в обеспечении прав работника при соблюдении интересов работодателя. Речь идет не только о пособиях по безработице. Государство должно гарантировать реализацию конституционного права гражданина на свободный выбор работы и рода занятий с достойным вознаграждением за труд. Безработным оказывают помощь по нескольким каналам. Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников: - обязательные взносы предприятий; - взносы работников; - дотации бюджета. Кроме того, общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки. Общества, ориентирующиеся на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финансировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом, платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен и налогов. Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда. За счет переобучения, переквалификации безработных обеспечивается рациональная занятость. Работник получает возможность адаптироваться к новым требованиям рынка. Процесс переобучения, социальная защита населения уменьшают время вынужденной безработицы. Возможность такой ситуации обусловлена тем, что работник приобретает именно ту конкретную профессию и квалификацию, которую требует на современном этапе рынок. Попытаемся сформулировать возможные направления политики занятости. Учитывая, что фактическая безработица не превышает сегодня естественного уровня, дальнейшие кредитно-денежные и фискальные меры по стимулированию занятости не представляются целесообразными. Подобные действия приведут лишь к увеличению инфляции и опережающему росту стоимости трудовых ресурсов, но при этом почти не повлияют на безработицу. Вместе с тем эффективными и необходимыми могли бы стать меры по сглаживанию структурных диспропорций на рынке труда. Речь идет о перераспределении трудовых ресурсов в пользу трудодефицитных регионов через повышение географической мобильности населения, расширение масштабов трудовой миграции и т.п. [24,c.42] Из сказанного следует, что для снижения безработицы в России необходимо воздействовать на сложные взаимосвязанные процессы, протекающие в сфере производства и потребления путем активизации деятельности предприятий и одновременно повышения уровня благосостояния людей, как работающих, так и временно безработных. Но добиться этого можно будет лишь после завершения структурной перестройки экономики и решения судьбы сотен и тысяч предприятий, являющихся фактическими банкротами, но не вступившими еще на путь финансового оздоровления, а также существенного улучшения работы служб занятости населения, которые должны оказать безработным материальную помощь и облегчить поиск рабочих мест. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В наше время безработица - одна из самых насущных проблем. Если несколько лет назад она затрагивала в основном людей рабочих профессий, то в настоящее время от нее страдают и специалисты с высшим образованием. Проанализировав проблемы безработицы, мы можем сделать вывод: наличие фрикционной безработицы - явление нормальное и не представляющее собой угрозы для экономического роста страны. Более того, без такого вида безработицы развитие просто невозможно. Ведь если на рынке труда нельзя найти незанятых работников, то как создавать новые фирмы или расширять производства тех товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом? Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций, безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Поскольку экономическая ситуация в ближайшие годы, по мнению многих экономистов, кардинально не улучшится и нет оснований рассчитывать на существенное увеличение занятости и сокращение безработицы, требуются изменения в социальной политике государства и ее приоритетах. Речь идет о необходимости проведения мер, противодействующих резкому ухудшению материального положения лиц, оставшихся без работы, тем более что скрытая безработица все чаще превращается в явную. Необходимо, чтобы проведение активной политики стало прерогативой экономических структур государства, поскольку она требует больших в создание рабочих мест, организацию систем и институтов подготовки и переподготовки не только безработных, но и всего населения. Средств фонда занятости на это не хватает и хватить не может. Что же касается финансовых средств для проведения пассивной политики занятости, то они должны формироваться на основе системы социального страхования от безработицы. С изменением принципов формирования средств на реализацию такой политики следовало бы соответствующим образом изменить критерии и условия выплаты пособий по безработице, а значит и законодательство. Из вышесказанного следует, что для снижения безработицы в России необходимо воздействовать на сложные взаимосвязанные процессы, протекающие в сфере производства и потребления путем активизации деятельности предприятий и одновременно повышения уровня благосостояния людей, как работающих, так и временно безработных. Но добиться этого можно будет лишь после завершения структурной перестройки экономики и решения судьбы сотен и тысяч предприятий, являющиеся фактическими банкротами, но не вступившими еще на путь финансового оздоровления, а также существенного улучшения работы служб занятости населения, которые должны оказать безработным материальную помощь и облегчить поиск рабочих мест. Все это свидетельствует о том, что проблемы безработицы в нашей стране еще не скоро сойдут с повестки дня и предстоит приложить немалые усилия ликвидации циклической и уменьшения структурной безработицы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». 2. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2004. - 608 с. 3. Основы экономической теории: Учебник для вузов/ Под общ. ред. А.И. Тяжова. - Кострома, 1997. - 100с. 4. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов / Под ред. Б.И. Башкатова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 703 с. 5. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 1999. - 792 с. 6. Экономика: Учебник / Под ред. Доц. А.С. Булатова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 1999. - 786 с. 7. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, А.С. Тарасевича. - 3-е изд. - СПб.: СпбГУЭФ, 2004. - 544 с. 8. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд. «ДИС», 1997. - 416 с. 9. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики): Учебник. -М.: Дело и сервис, 1997. - 320 с. 10. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 784 с. 11. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 2004.- 504 с. 12. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - 574 с. 13. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2004. - 472 с. 14. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Экономист, 2004. - 861 с. 15. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 432 с. 16. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика / Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 972 с. 17. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). - М.:РАГС, 2004. - 384 с. 18. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. - М.: ТЕИС, 1999. - 311 с. 19. Райсберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 408 с. 20. Рощин С.Ю. Экономика труда: Учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 400 с. 21. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 848 с. 22. Сироткин С.П. Экономическая теория: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Кострома: Изд-во Костромского государственного технологического университета, 2002. - 211 с. 23. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. Л.С. Тарасевича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: СПбГУЭФ, 1999. - 656 с.Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 2001-2006 гг. (по материалам Росстата) // Вопросы статистики. - 2006. - №9. - с. 78-89. 24. Безруков В., Остапкович Г. Тенденции развития регионов в 2005 - 2006 гг. // Экономист. - 2005. - №10. - с.31-38. 25. Брагин В., Осаковский В. Безработица и экономическая активность // Человек и труд. - 2005. - №7. - с.41-42. 26. Брагин В., Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003 гг.: эмпирический анализ // Вопросы экономики. - 2004. - №3. - с.95-104 27. Волосатов В. Регионы Урала и Сибири: занятость и безработица // Человек и труд. - 2005. - №2. - с.34-37. 28. Глазьев С. Федеральная социально-экономическая политика: принципиальных изменений не намечается (по поводу правительственных бюджетных проектировок и прогнозных оценок - 2006) //Российский экономический журнал. - 2005. - №7-8. - с.3-32. 29. Гривина И., Рудик А. Статистика предупреждает // Социальная защита. - 2004. - №2. - с.42-45. 30. Клинов В. Мировая конъюнктура первой четверти XXI в. и стратегия развития России // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - №10. - с.3-10. 31. Кулешова Е. Безработных больше, вакансии сохраняются // Социальная защита. - 2004. - №11. - с.31-33. 32. Мелкумян А. Проблемы безработицы // Экономист. - 2005. - №8. -с.61-63. 33. Сорокина Н. Рынок труда в 2004 году // Социальная защита. - 2005. - №3. - с.20-23. 34. Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд. - 2004. - №3. - с.48-53. 35. Российская экономика: прогнозы и тенденции. - 2005. - №9. - с.19-20.
|