Безработица в России и основные пути ее сокращения
Безработица в России и основные пути ее сокращения
35 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ (Тульский филиал РГТЭУ) КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Экономическая теория на тему Безработица в России и основные пути ее сокращения Выполнила Власова О. Тула 2010 План Введение I. Безработица и ее сущность II. Уровень и продолжительность безработицы 1. Кривая Филлипса III. Виды безработицы и формы их проявления 1. Естественная безработица 2. Вынужденная безработица IV. Закон Оукена V. Социально-экономические проблемы безработицы VI. Статистические данные по безработице в России VII. Факторы, способствующие безработице в России VIII. Причины возникновения безработицы IX. Методы борьбы с безработицей в России Заключение Список использованной литературы Введение Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в посткризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительскими и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест. Как своеобразное явление общественного развития, безработица возникла в недрах капиталистической экономики, существовала в разнообразных, все более сложных проявлениях и к концу XX в. стала хроническим, неотъемлемым и возрастающим по своим масштабам атрибутом современной рыночной экономики. Тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Объектом нашего исследования являются последствия безработицы и методы её преодоления. Целью работы является рассмотрение причин и тенденций, связанных с безработицей и разработка мероприятий по обеспечению занятости населения. В начале рассмотрим понятие безработицы, ее типы, закономерности развития, а также сущность безработицы. Рассмотрим такие важные понятия, как фрикционная, естественная, циклическая и сезонная безработица, а также и другие виды безработицы. Раскроем основные причины возникновения безработицы, ее характерные черты. Затем исследуем социально-экономические последствия безработицы: снижение уровня жизни, возрастание преступности, потенциальные потери производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы, а также другие экономические и социальные издержки. Однако, не все последствия безработицы выступают как негативные, существуют и положительные аспекты, которые способствуют росту экономического потенциала страны и снижению социальной напряженности. Замечу, что определенного единого метода борьбы с безработицей не существует - каждая экономическая школа предлагает свой «идеальный» метод, но, как правило, у каждого метода имеется множество негативных сторон. I. Безработица и ее сущность Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Безработица - это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена повышением количества желающих найти работу по сравнению с количеством рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными в России считаются трудоспособные граждане, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: * не имели работы (доходного занятия); * занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела; * были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия. К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного. Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: - потерявшие работу в результате увольнения; - добровольно оставившие работу; - пришедшие на рынок труда после перерыва; - впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. II. Уровень и продолжительность безработицы Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется отношением официально зарегистрированных полностью безработных к численности самодеятельного населения, к которому относятся люди, живущие в основном на доходы от своего труда. Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяет получить достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости. Это вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в самодеятельном населении, не учитывает фактор времени, то есть продолжительность пребывания людей без работы. Поэтому более высокий показатель уровня безработицы может оказаться для экономики предпочтительнее по сравнению с менее низким показателем, если в первом случае сроки продолжительности безработицы окажутся значительно короче по отношению к продолжительности безработицы во втором случае. Незначительные сроки продолжительности безработицы свидетельствуют о мобильности рабочей силы, интенсивных миграционных потоках трудовых ресурсов, наличии информационной системы, развитой инфраструктуры рынка труда, что обеспечивает быструю адаптацию свободных трудовых ресурсов к изменяющейся экономической ситуации под воздействием как рыночных механизмов, так и структурных сдвигов в народном хозяйстве. 1. Кривая Филипса Особое место в понимании проблемы безработицы занимает обратная зависимость между динамикой заработной платы и безработицей. Данная зависимость, выраженная графически, вошла в историю экономической мысли под названием кривой Филлипса (см. рис.1). Из нее следует, что требования повышения заработной платы ограничивают возможности найма рабочей силы, так как на одну и ту же величину капитала, предназначенного для затрат на рабочую силу, может приходиться большее или меньшее число занятых в зависимости от цены труда каждого работника. 35 В дальнейшем отношение между заработной платой и безработицей трансформировали в отношение между динамикой цен и безработицей путем вычитания из показателей темпов изменения номинальной заработной платы или менее устойчивого тренда, характеризующего темп роста производительности труда. На графике это выразилось смещением исходной кривой вниз. Однако выяснилось, что она пересекает горизонтальную линию, характеризующую нулевую инфляцию при определенной норме безработицы. Это поставило под вопрос экономическую политику достижения полной занятости без инфляции. Поэтому если на оси ординат отложить среднегодовые темпы прироста цен, а на оси абсцисс - уровень безработицы, то получим кривую Филлипса, отражающую соотношение между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса довольно полно отражала обратную связь между инфляцией и безработицей до конца 60-х гг., до возникшей стагфляции, то есть такого положения экономики, при котором спад производства стал сопровождаться не снижением темпов прироста цен, как это было всегда, а их повышением. Рост инфляции не сопровождался сокращением безработицы. В начале 70-х гг. инфляция и безработица получили однонаправленное развитие, которое назвали "слампфляция". Движение вдоль кривой перестало отражать действительное соотношение между инфляцией и безработицей. Надо заметить, что кривая Филлипса широко использовалась в кейсианской модели экономического регулирования национальной экономики: политика дешевых денег и фискальная политика, провоцируя инфляцию, содействовали развитию производства и росту занятости. Появление стагфляционных процессов вызвало сомнение в явной обратной связи между безработицей и инфляцией. Однако, как объясняют кейнсианцы, стагфляционный эффект вызывается шоком предложения или ценовыми шоками, которые предшествовали появлению стагфляционных процессов. Речь идет о том, что инфляция, подталкиваемая ростом издержек, ведет к сокращению совокупного предложения, которое и обусловливает пропорциональное изменение уровня безработицы и уровня цен. Графически такая ситуация находит отражение в кривой Филлипса вверх и вправо как результат смещения влево совокупного предложения, указывающего на его сокращение. Смещающиеся кривые отражают ситуацию в рамках краткосрочных периодов, а в долгосрочном плане устойчивой кривой Филлипса либо просто не существует, либо она принимает вертикальное положение. При этом монетаристы (М.Фридман) допускают возможность положительного наклона кривой Филлипса в переходный период, измеряемый десятилетиями, в течение которого инфляционные ожидания и институциональные структуры полностью адаптируются к этой вспышке инфляции, вызванной, например, всеобщей индексацией цен и заработной платы. среднегод. темпы прироста Обратимся к рисунку 2 и предположим, что БА - нормальная безработица, а БС - исходная ситуация, характеризующаяся более высоким уровнем безработицы. С целью сокращения безработицы правительство проводит активную политику стимулирования спроса, что ведет к росту цен с уровня ЦС1 до уровня ЦА1 и сокращению безработицы до величины БА. задача заключается в том, чтобы удержать эту норму безработицы. Но правительство своими действиями может и дальше "накачивать" денежную массу путем увеличения субсидий, дотаций. Однако цены реагируют на увеличение спроса гораздо быстрее, чем заработная плата, что ведет к снижению ее реального содержания. В результате цены поднимутся на уровень ЦА2, что будет соответствовать сокращению безработицы до уровня БВ. Этому будут содействовать и факторы несовершенной конкуренции, связанные с наличием долгосрочных коллективных трудовых соглашений, и адекватные инфляционные ожидания занятых. Отметим, что заключение новых коллективных договоров с учетом инфляционной составляющей ведет к росту заработной платы и соответственно к увеличению безработицы, так как рабочие начнут покидать свои рабочие места, понимая, что их реальная заработная плата сократилась. Это означает возврат к нормальному уровню безработицы. Но темпы инфляции уже существенно превышают ее темпы в предшествующем периоде. Дальнейший ход событий можно представить, обратившись к рисунку 2, на котором стрелками показан путь дальнейшего развития событий на рынке труда. В заключение можно прийти к выводу о том, что кривая Филипса принимает вид вертикальной прямой. Как видно, концепция поддержания естественного уровня безработицы дает отличную от кейнсианской трактовки интерпретацию кривой Филлипса. III. Виды безработицы и формы их проявления 1. Естественная безработица При анализе фактора труда, равно как и других факторов производства, с целью выявления условий успешного развития национальной экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Точно так же, как требуются резервы производственных мощностей в качестве условия расширения объемов производства, в рыночной экономике необходимы в определенных масштабах свободные, незадействованные трудовые ресурсы, способные включиться в производственный процесс при увеличении спроса на тех или иных рынках товаров и услуг. Поэтому данный объективно обусловленный резерв рабочей силы отвечает реальным, естественным условиям рынка труда. Естественная норма безработицы -- это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен. Естественная безработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной и институциональной. Фрикционная безработица. Она характеризует процесс миграции рабочей силы с одних предприятий на другие в поисках лучшего и более выгодного приложения своих способностей и усилий. Эта форма безработицы представляет собой естественный процесс перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с имеющейся структурой рабочих мест. Фрикционная безработица отличается скоротечностью. Высокий уровень фрикционной безработицы из-за большой текучести кадров может нанести большие убытки обществу в форме огромных потерь рабочего времени. Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, который по своей воле самоустранился от трудовой деятельности, т.е. просто не желает работать. Институциональная безработица вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на этом рынке. Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое: воздействие на предложение труда. Затем это может проявиться в адаптивном эффекте безработицы, когда люди, испытавшие однажды на себе праздность, сопровождаемую получением пособия по безработице, в дальнейшем нередко время от времени прибегают к использованию данной формы получения дохода. Определенное воздействие на безработицу оказывает и система обеспечения гарантированного минимума заработной платы, который оказывает отрицательное воздействие, на гибкость рынка труда. С одной стороны, гарантированный минимум заработной платы исключат возможность занятости при более низкой ее ставке, что вызывает увеличение безработицы. С другой стороны, такой минимум положительно сказывается на ограничении неэффективно работающих предприятий, так как, устанавливая минимально допустимую цену труда, государство тем самым косвенным образом устанавливает нижний предел прибыльности предприятий, которые не должны получать прибыль за счет занижения стоимости одного из факторов производства -- труда. В направлении сокращения предложения труда действуют и высокие ставки подоходного налога, существенно уменьшающие величину дохода, остающегося в распоряжении работника. Это снижает интерес лиц наемного труда к предложению своей рабочей силы. К институциональной безработице следует отнести и незанятость рабочей силы, сопряженную с несовершенством работы информационных систем, отслеживающих объём и структуру как имеющихся свободных рабочих мест, так и свободной рабочей силы. 2. Вынужденная безработица Другой тип безработицы представляет собой так называемая вынужденная безработица, которая навязывается или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил. В соответствии с этими процессами различают и три формы вынужденной безработицы: технологическую, структурную и региональную. Технологическая безработица сопряжена с приходящими на смену друг другу технологическими принципами функционирования производства, основными из которых являются инструментализация, механизация и автоматизация. В данной весьма упрощенной модели отчетливо прослеживается замена ручного труда механизированным трудом, на смену которому приходит его автоматизация. В первом случае очевидна высокая трудоемкость, поэтому механизация трудовых операций становится выгодной ввиду высвобождения рабочей силы. Происходит вытеснение машинами из производственного процесса рабочих. Во втором случае замена работников, занятых на инструментальных или механизированных участках труда, автоматизированными комплексами или автоматическими системами управления вызывается, как правило, высоким уровнем доходов занятых. Автоматизация производственных процессов, как и в случае с механизацией. Позволяет, существенно сократить затраты на заработную плату, т. е. трудовые издержки производства и повысить его эффективность. В то же время, несмотря на то, что технологическая безработица касается тех или иных отраслей (а в принципе, через это проходят все производства и отрасли), тем не менее она вызывает не только повышение уровня квалификации рабочей силы и интеллектуализацию труда, но и сдвиги п структуре занятых. В частности, роботизация производственных процессов вызывает резкий спрос на операторов, наладчиков и ремонтных работников. Однако надо помнить, что это уже в определенной степени качественно иные наладчики и ремонтники по сравнению с ранее занятыми. При этом порой в корне меняется само представление о рабочем месте. Так, использование персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, ведет к росту надомной занятости. Это указывает на существенное сокращение затрат на основной капитал, необходимый для создания рабочих мест в традиционном их понимании (здания, конторы, бюро). В то же время информационные технологии позволяют модернизировать службу занятости и качественно улучшить систему информации о положении дел на рынке труда. Структурная безработица обусловлена высвобождением рабочей силы в результате происходящих изменений в структуре национальной экономики. В условиях ускоренного НТП происходят крупномасштабные структурные сдвиги в общественном производстве, которые влекут за собой существенные изменения в структуре занятости рабочей силы. Структурная перестройка национальной экономики сопровождается свертыванием инвестиций, производства и занятости в одних отраслях и их расширением в других. Надо отметить, что наибольшее социальное напряжение в обществе порождается именно этой безработицей (если не брать во внимание безработицу, вызванную повторяющимися циклическими спадами или кризисами). Несмотря на всю объективность и предопределенность происходящих структурных изменений в национальной экономике, противодействие свертыванию тех или иных видов трудовой деятельности связано с экономическими, социальными, психологическими и иными факторами. В связи с этим проблема структурной безработицы должна постоянно находиться в центре внимания социально-экономической политики государства, и прежде всего тех институтов, которые напрямую задействованы на рынке труда и имеют непосредственное отношение к осуществляемым структурным изменениям. Региональная безработица связана с целым комплексом факторов исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных государств. Особое место в структуре вынужденной безработицы занимает скрытая безработица, характеризуемая неполной занятостью в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года. Она включает в себя и ту часть занятой рабочей силы, которая выполняет заметно неполный объем работ. Колоссальных масштабов достигла скрытая безработица в России в 1992|Г-1998 гг., что явилось следствием прежде всего ошибочной политики при переходе к рыночной экономике. Застойная безработица охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности. Она может быть охарактеризована и отсутствием возможности найти работу в регионах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее количество свободных рабочих мест оказывается меньше, чем число безработных. Самостоятельную значимость имеет циклическая безработица, которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса. Колебания уровня занятости находятся в зависимости от той стадии, которую проходит экономика: на стадии подъема - занятость растет, на стадии спада - резко сокращается, на стадии депрессии - удерживается на низком уровне и на стадии оживления происходит интенсивное ее «рассасывание». IV Закон Оукена В этой связи особое значение приобретает закономерность соотношения между производством и занятостью, выявленная американским экономистом А. Оукеном. Согласно закону Оукена, ежегодный прирост реального валового национального продукта на уровне примерно 2,7% удерживает долю безработных на стабильном уровне. Закон Оукена гласит: каждые дополнительные два процентных пункта прироста ВНП уменьшают долю безработных на один процентный пункт. Сокращение ВНП соответственно ведет к росту безработицы в таком же соотношении. Использование данной закономерности позволяет государственным органам ориентироваться в инвестиционной политике, политике экономического роста с целью решения проблем занятости, возникающих на том или ином этапе развития национальной экономики. В результате безработицы общество несет колоссальные экономические потери. Когда люди остаются без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с имеющимися реальными возможностями. Вследствие этого усложняется решение проблемы повышения благосостояния. V. Социально-экономические проблемы безработицы Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются практически не оцениваются. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических проблем безработицы, рассматриваемых с точки зрения как отрицательного, так и положительного влияния на систему экономики в целом. Социальные последствия безработицы: Отрицательные: ь Обострение криминогенной ситуации ь Усиление социальной напряженности ь Рост количества физических и душевных заболеваний ь Увеличение социальной дифференциации ь Снижение трудовой активности Следует отметить, что проблемы социального характера, вызванные безработицей - это очень важная проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных (низкая самооценка, депрессии), социальных, финансовых, семейных, медицинских (стрессы) и политических (многие безработные на склонны к политической активности) последствий безработицы. Исследования еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Но вместе с тем, растет и численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. Согласно исследованиям и опросам, человек потерявший работу в первую очередь рассчитывает: на местную администрацию - 2% на руководство предприятий - 5,8% на профсоюзы - 8,6% только на себя - 70,6% ни на кого не надеются - 13%. На основе данных опроса мы убедились, что горожане отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, так как ждать помощи со стороны не приходится. Также были проведены опросы, - "каковы самые предпочитаемые и действительные способы поиска работы". Люди рассчитывают: на личные связи- 42,9% на государственную службу занятости - 26,5% на объявления - 11,1% на организацию собственного дела - 7,3% на коммерческую службу занятости - 6,1% на обращение к работодателю - 6,1%. Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. С другой стороны, возникновение и существование безработицы имеет некоторые положительные черты: ь Повышение социальной ценности рабочего места. ь Увеличение личного свободного времени. ь Возрастание свободы выбора места работы. ь Увеличение социальной значимости и ценности труда. Положительные черты безработицы, на мой взгляд, носят определенно субъективный характер, поскольку принимать их в подобном ракурсе или нет - зависит от каждого отдельного человека. Экономические последствия безработицы: Помимо проблем чисто социального характера, существуют также экономические проблемы. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально-экономического развития общества безработица неминуемо влечет за собой: ь Обесценивание последствий обучения. ь Сокращение производства. ь Затраты на помощь безработным. ь Понижение уровня квалификации незанятого населения. ь Снижение жизненного уровня. ь Недопроизводство национального дохода. ь Снижение налоговых поступлений. Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым коллективам. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей; выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы; демобилизованные из рядов Вооруженных сил; женщины предпенсионного возраста; а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам. Отметим, что есть и некоторые положительные моменты: ь Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики. ь Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду. ь Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования. ь Стимулирование роста интенсивности и производительности труда. VI. Статистические данные по безработице в России Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства: Федеральная служба государственной статистики; Федеральная служба по труду и занятости; Министерстве здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ. Методика подсчета такова, что не учитывается скрытая и латентная безработица, а также все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда. В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. - до 7 млн. человек имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка - 4,2 млн. чел. В России несколько лет назад прогрессировал перевыпуск специалистов в области торговли и юриспруденции, а вот грамотных инженеров уже не хватало. Молодые люди на инженеров учиться не хотели, и баланс поддерживался кадрами, подготовленными еще в советскую эпоху. Ситуация с подготовкой кадров и безработицей в России складывалась неоднозначная. По сведениям Росстата, за последние полтора года в России число безработных сократилось на 10,3%, причем речь шла не только об официально зарегистрированных безработных: исследование, основанное на методике Международной организации труда, охватывает практически все население страны. Эти цифры лучше громких заявлений политиков и бизнесменов свидетельствовали об экономическом росте страны в те годы. Средний возраст безработного россиянина был невелик - всего 34,1 года. При этом молодежь до 25 лет составляла только 31% среди безработных (и 11% среди трудоустроенного населения). Такое сравнительно небольшое количество безработных среди молодежи объясняется двумя факторами: во-первых, первую работу найти довольно сложно, всюду требуется опыт работы, и молодые люди не очень требовательны в выборе рабочего места. Во-вторых, если не понравится эта работа - можно всегда найти себе другую, в этом отношении у 17-25-летних гораздо больше свободы, чем у работников с 5-летним стажем работы в одной конкретной области. К ноябрю 2006 года общая численность активного трудоспособного населения России в возрасте от 15 до 72 лет составляла 74,2 миллиона человек - это 66,2% от общей численности населения в этой возрастной группе. При этом число занятых в этом количестве было 69,2 млн. человек, а еще 5 миллионов числились безработными. По сравнению с результатами аналогичного исследования за 2005 год занятых стало больше на 0,7%, а безработных - меньше на 8,8%. Таким образом, уровень безработицы в России к 2007 году составлял примерно 6,7%. При этом стоит отметить, что 11% безработных в России имели высшее образование, а 17% - среднее специальное; среди занятых оба эти параметра равняются 25,6%. Однако вместе с экономическим подъемом России требовались умелые специалисты в разных областях, а пока в стране налицо явная переподготовка одних специалистов и недобор других. К примеру, юристами и менеджерами рынок труда перенасыщен уже несколько лет, и тем не менее молодые люди все равно продолжают стремиться поступить именно на эти факультеты. При этом тем же юристам карьеру сделать намного сложнее, чем, скажем, экономистам - экономисты могут быть востребованы и в финансовой отрасли, и в бухгалтерии, и в аналитике, очень востребованы грамотные финансисты. Тем не менее по опросам россиян выясняется, что 28% населения РФ считают профессию юриста самой престижной, а 23% респондентов - самой прибыльной, отсюда и высокий спрос на юридические факультеты среди абитуриентов. 2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Экономический кризис затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. человек, что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения. Нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по Трудовому Кодексу и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными. VII. Факторы, способствующие безработице в России Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличению числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов: Ш подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию); Ш частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков); Ш условная безработица (непостоянная работа); Ш временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания); Ш потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность); Ш безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда; Ш безработица структурная (закрытие, банкротство); Ш вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия); Ш безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации; Ш безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии; Ш безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа; Ш безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий; Ш первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов); Ш безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию; Ш безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации; Ш безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию; Ш безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы); Ш безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом; Ш безработица возвращающихся из мест лишения свободы; Ш безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу; Ш безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий); Ш безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест. Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения списка безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Другая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными. VIII. Причины возникновения безработицы В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке. Наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы, является теория Дж.М. Кейнса, которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А. Смит, А. Маршалл), объясняющих причину безработицы высоким уровнем заработной платы. По Кейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. «Объем занятости, - писал Кейнс, - совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса». Недостаточный объем эффективного спроса обусловливает вялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к росту безработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел в повышении роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов, прежде всего - на инвестиционные товары. Критики Кейнса, представители неоклассической школы, видят причины безработицы как раз в той государственной политике, которую развитые страны проводили «по рецептам» Кейнса. Так, например, Ф.Хайек считал, что безработица «есть прямой результат близорукой политики полной занятости, которую мы проводили в течение последних двадцати пяти лет». Рост государственных расходов, по мнению Ф.Хайека, неизбежно ведет к инфляции, которая, достигнув критической отметки, сама становится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого круга один - прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека, даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществить неинфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровня занятости. Монетаристы во главе с М. Фридменом выдвинули концепцию «естественной» безработицы, к которой они относят так называемую фрикционную безработицу. Фрикционная безработица охватывает работников, меняющих по тем или иным причинам место работы, например, в поисках более высокого заработка или работы с большей престижностью, более благоприятными условиями труда, или мигрирующих в связи с необходимостью смены места жительства. К естественной безработице относят также структурную, вызванную изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производственных процессов. Этот тип безработицы также является временным (хотя и более продолжительным, чем фрикционная безработица), так как исчезновения одних производств (отраслей) сопровождается бурным ростом других. Проблема лишь в том, насколько быстро безработные смогут приспособиться к изменившимся условиям на рынке труда. Концепция «естественной безработицы» поддерживается практически всеми экономистами, в том числе и неокейнсианцами. Споры идут лишь о том, что вызывает рост безработицы выше естественного уровня, - недостаточность совокупного спроса или регулирующая политика государства, нарушающая «естественный» механизм формирования занятости и заработной платы на рынке труда. Таким образом, западные экономисты признают, что безработица - неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем «естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда. Но до сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости. Все имеющиеся взгляды на причины безработицы можно сгруппировать следующим образом. Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства - безработица - уменьшение общего уровня доходов - снижение совокупного спроса - падение производства - безработица и т.д. В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости. Рассмотрев эти причины, мы можем сделать следующие выводы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда, так как рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества. IX. Методы борьбы с безработицей в России Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Рассмотрим общие меры борьбы и отдельно по каждому виду безработицы. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как: Ш выплата пособий по безработице; Ш создание служб занятости (бюро по трудоустройству). Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет: Ш улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда1*). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным; Ш устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего: - создание развитого рынка жилья; - увеличение масштабов жилищного строительства; - отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой. Ш создания специальных служб. Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между работниками и работодателями по купле-продаже рабочей силы. Она занимается трудоустройством безработных, оказывает услуги желающим поменять место работы, направляет молодых людей на курсы для приобретения профессии и т.д. Программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Ш Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются: · стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них; · поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Ш Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат. Ш Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Ш Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта). Для помощи в трудоустройстве молодежи могут использоваться различные методы: · экономическое стимулирование молодежной занятости; · создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки. Ш создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики. Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Заключение Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: - регистрация безработных в службе занятости; - незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации; - отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Следует сделать вывод о том, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места, и увеличивает продолжительность безработицы, то в России совсем небольшие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с: ь действующей системой регистрации безработицы; ь чрезвычайно низким пособием по безработице; ь ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства; ь предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда. Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать: · макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала; · государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами; · регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости; · регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть: - повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм; - создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Список использованной литературы 1) Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с. 2) Журнал «Справочник кадровика», 2007 год. 3) Журнал «Справочник по управлению персоналом», 2007 год. 4) Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.-М.: Юристь, 2000.-861 с. 5) Макроэкономика. Учебник для вузов. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенщиков, А.И. Леусский, Москва: Высшее образование, 2005. 6) Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. Павленков В.А. Издательство МГУ, 2004, 368 с. 7) Экономическая теория/Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. -- М.: Инфра-М, 2003. -- Гл. 24. 8) Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Косовой, Ю.В. Латова. - Тула: Изд-во ТулГУ., 2003. - 292 с. 9) Экономический учебник. 3-издание, перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. проф. А.С. Булатова - М.: Юристь, 2002 - 896 с.
|