Ценообразование на рынках факторов производства
Ценообразование на рынках факторов производства
1 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА 1 Рынок ресурсов. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. Особенности формирования цен на ресурсы. 2 Рынок труда и его особенности. Спрос и предложение на рынке труда. 3 Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. 4 Особенности и проблемы развития рынка труда в РБ. Регулирование рынка труда. 5 Рынок капитала. Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процента. 6 Рынок земельных ресурсов. Земельная рента и ее виды. Рента и цена земли. 1 Рынок ресурсов. Рыночное равновесие на рынке ресурсов. Особенности формирования цен на ресурсы. Рынки факторов производства включают рынок земли (природных ресурсов), рынок труда и рынок капитала (инвестиционных ресурсов). В современной экономике рынки факторов производства также включают рынки информационных технологий. На рынках ресурсов (факторов производства) покупателями выступают фирмы и государство, а продавцами -- домашние хозяйства (собственники ресурсов). Кривая спроса на ресурс со стороны фирмы показывает, как изменяется объем потребленных фирмой ресурсов при изменении цен на них (при прочих равных условиях). Существует обратная зависимость между ценой ресурса -- заработной платой, и количеством нанимаемых работников, что является следствием снижения предельного продукта труда по мере использования все большего объема этого ресурса в краткосрочном периоде. Фирма нанимает работников до тех пор, пока реальная заработная плата не станет равна предельной доходности ресурса. Таким образом, кривая спроса на ресурсы (DL) в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной доходности ресурса (MRP) и имеет ниспадающий характер (рис. 11.2). Важная особенность цен на ресурсы заключается в том, что, с одной стороны, от их уровня зависят расходы предприятий на приобретение факторов производства, а с другой -- они выступают как доходы собственников ресурсов в форме ренты, заработной платы, процента и прибыли. Кривые предложения ресурсов для отрасли с постоянными издержками (S ) всегда совершенно эластичны при их рыночной цене . Фирма заинтересована не в наибольшем объеме выпускаемой продукции, а в таком, который обеспечит максимальную прибыль. Максимизирующее прибыль количество ресурсов труда, используемых фирмой, определяется точкой пересечения кривых их предложения и спроса. На рис. проиллюстрирован механизм установления рыночного равновесия на рынке ресурсов. Кривая спроса DL совпадает с кривой МRPL. Спрос на труд повышается по мере того, как ставка заработной платы понижается. Поскольку рынок труда совершенно конкурентен, фирма может нанять столько рабочих, сколько она пожелает при рыночной зарплате. Поэтому кривая предложения трудовых ресурсов (S ) является горизонтальной линией и совпадает с кривой предельных издержек (MRC). Цены будут формироваться в соответствии со следующим: MPL x MR = W или MRPL = Wt MPK x MR = rк или MRPK =rк МРз x MR - rз или MRP, = rз; где MPL, МРК, МР3 -- предельный продукт труда, капитала и земли; MR -- предельный доход от использования ресурсов; W, rк, rэ -- заработная плата, процент, земельная рента. Фирма минимизирует издержки производства при условии, когда достигается равенство отношений предельной доходности каждого ресурса к их ценам. Правило наименьших издержек: MRPL / PL = MRPK /PK = MRP3 // P3 Очевидно, что данное равенство вытекает из предыдущих. Логично, что фирмы-производители будут замещать более дорогие ресурсы более дешевыми, а менее производительные -- более производительными. Правило максимизации прибыли гласит: любая фирма, максимизирующая прибыль приобретает ресурсы на конкурентных рынках в таком сочетании, чтобы каждый вводимый фактор производства использовался до того момен-та, когда его цена станет равна его предельной доходности: Рк = MRPK; PL = MRPL P3 = MRP3. Преобразуем равенства, разделив их обе части на Рк, PL и Ря. Получим следующее равенство: MRPK / PK = MRPL / PL = MRPз / Рз = 1. Оно отражает условие получения фирмой максималь-ной прибыли. В этом случае фирма полностью использует все возможности факторов производства. 2 Рынок труда и его особенности. Спрос и предложение на рынке труда. Рынок труда -- это рынок, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда. Рынок труда имеет ряд особенностей. 1) специфичность реализуемого на нем товара -- рабочей силы, непосредственно связанной с личностью работника, обладающего не только определенной способностью к труду, но и рядом других качеств -- психофизиологических, социальных, культурных и т.д., что оказывает существенное влияние на интересы, мотивы трудового доведения, степень трудовой активности людей и отражается на состоянии рынка труда. Необходимо отметить, что цена труда представляет собой не просто разновидность цены ресурса, а жизненный уровень, социальный престиж, благополучие работни-ка и его семьи. 2) спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. 3) цена рабочей силы, выступающая в виде заработной платы, не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы. Конъюнктура рынка труда представляет собой соотношение спроса и предложения рабочей силы в количественном и качественном аспекте. При совпадении спроса и предложения конъюнктура рынка труда будет равновесной, при превышении спроса над предложением -- трудодефицитной, при превышении предложения над спросом -- трудоизбыточной. Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных фондом оплаты труда. Предложение характеризуется численностью и составом людей, способных к труду и желающих трудиться на условиях найма. Рынок труда выполняет следующие функции: * обеспечение совпадения интересов субъектов трудовых отношений; * поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы; * стимулирование эффективной и рациональной занятости; * обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия; * обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей; * содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры; * формирование резерва рабочей силы в сфере обращения для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства; * регулирование индивидуальных доходов работников и социальная поддержка безработных. 3 Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Каждый работающий по найму получает от работодателя заработную плату -- определенную сумму денежных средств, компенсирующих затраты его труда и обеспечивающих определенный уровень удовлетворения личных потребностей работника, а также потребностей членов его семьи. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная -- это заработная плата в денежном выражении. Реальная заработная плата представляет собой количество товаров и услуг, которое работник может приобрести на свою номинальную заработную плату при данном уровне цен после уплаты налогов и других отчислений. Существуют две формы оплаты труда: сдельная и повременная. Сдельная -- оплата труда в зависимости от количества выпущенной продукции. Для этого рассчитывается плата за производство единицы продукции, называемая расценкой. Повременная -- оплата труда в зависимости от количества отработанного работником времени. При этом должны поддерживаться заданная интенсивность труда и требуемое качество выполняемых работ. Повременная заработная плата может быть почасовой, понедельной, помесячной. Существует множество систем заработной платы. По количеству показателей, учитываемых при оценке трудового вклада работников, системы оплаты подразделяются на: * однофакторные, или простые (простая сдельная, простая повременная); * многофакторные, или премиальные (сдельно-премиальная, повременно-премиальная, сдельно-прогрессивная и т.д.). По формам выражения и оценки результатов труда выделяют следующие системы оплаты: * коллективные (базирующиеся на оценке коллективного труда); * индивидуальные (базирующиеся на оценке результатов труда каждого отдельного работника). По характеру воздействия работника на результат труда системы оплаты подразделяются на: * прямые; * косвенные. 4 Особенности и проблемы развития рынка труда в РБ. Регулирование рынка труда. Кризис рынка труда в РБ обусловлен следующими причинами: Рынок труда и сфера занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений до начала переходного периода характеризуется некоторыми особенностями. 1) Гарантированная занятость и отсутствие у занятых в народном хозяйстве конкуренции со стороны безработных приводило к снижению производительности и мотивации труда, потере стимулов к повышению квалификации и качества работы. 2) Государство, являясь собственником подавляющей части средств производства, было практически единственным работодателем и монопольно устанавливало цену труда, Ставки заработной платы определялись централизованно, в административном порядке. 3) Не предусматривалась дифференциация ставок заработной платы в зависимости от результатов, вызванных процессом инвестирования в человеческий капитал. 4) Высокий уровень монополизации экономики в сочетании с отсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением работников на предприятии (очередь на жилье и т.п.) приводил к ограничению мобильности рабочей силы. 5) Социалистическая экономика характеризуется деформированной структурой занятости -- в промышленности и сельском хозяйстве занято избыточное количество рабочей силы. Этому способствует медленный рост производительности труда и политика, направленная на приоритетное развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства. 6) Существующие механизмы разрешения социальных конфликтов были неэффективны. Профессиональные союзы существовали, но входили в структуру государства или партийного аппарата и не представляли интересы рабочих. 7) Крайне ограничены возможности миграции за пределы страны. Как известно, излишек рабочей силы в одной стране может быть продуктивно использован в другой на рабочих местах, которые местное население занимает неохотно. 8) В течение ряда лет применялись массовые формы принудительного труда. 9) Избыточный спрос на рабочую силу со стороны государственных предприятий и так называемый дефицит рабочей силы, вопреки экономическим законам, искусственно создавался административными методами. Неизбежным результатом приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных предприятий стала безработица, которая буквально за несколько лет превратилась в одну из самых острых проблем в странах с переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10--15 %. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями. Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей численности занятых оказывает негативное воздействие на многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д. Еще одна тенденция -- значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 70 % от общей численности, уволенных в 1997 г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная ~ неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка. Таким образом, среди важнейших проблем развития рынка труда в РБ следует назвать 1) определение масштаба массовых увольнений и разработку политики, призванной снизить их негативное воздействие. 2) перемещение работников из государственного сектора в частный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах. 3) Несмотря на быстрый рост, частному сектору до сих пор принадлежала относительно незаметная роль в поглощении безработицы. 4) низкая степень информированности безработных о вакансиях в частном секторе и препятствия для территориальной и профессиональной мобильности труда. 5) Практически во всех отраслях экономики преобладающим является государственный сектор, доля которого в структуре спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест и вакансий. 6) Характерной особенностью безработицы в странах с переходной экономикой является ее застойный характер, т.е. достаточно низкие показатели поступления и выбытия из состава безработных. Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней продолжительности нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных -- более 40 % от их общей численности. 7) Таким образом, продолжительность безработицы в РБ быстро увеличивается, что порождает порочный цикл: чем выше доля хронически безработных, тем ниже выбытие из состава безработных при данных уровнях безработицы и вакансий. 8) Относительно высокая доля среди безработных лиц квалифицированного труда и значительное несоответствие с профессионально-квалификационной точки зрения предложения рабочей силы и спроса на нее. 10) Уровень безработицы среди молодежи во всех странах с переходной экономикой очень высок. Иногда он в 3--4 раза превышает уровень безработицы в целом по стране. 11) Рынок труда в переходной экономике носит открытый характер, т.е. большинство меняющих работу лиц трудоустраивается самостоятельно. Так, в Беларуси в 1997 г, при содействии государственных служб занятости на предприятия и организации различных отраслей экономики трудоустроено только 26,6 % лиц, принятых на работу на крупные и средние предприятия. 12) Существующая система трудоустройства не соответствует современным требованиям к организации рынка труда ни по содержанию выполняемых функций, ни по состоянию материально-информационной базы и кадровой обеспеченности государственных служб занятости. 13) Развитие рынка труда в переходной экономике также сдерживается низкой территориальной мобильностью рабочей силы. 14) Рынок труда в переходной экономике формируется в определенной мере стихийно и характеризуется наличием значительной по масштабам неформальной занятости. К неформально занятым относятся лица, не зарегистрировавшие в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не уплачивающие налоги. 15) Характерной особенностью рынка труда в условиях переходной экономики является искажение такого важного фактора в формировании его конъюнктуры, как цена рабочей силы Заработная плата и распределительные отношения сегодня не выполняют роли регулятора пропорций занятости. 16) Проблема экономически необоснованной цены труда, существующий уровень которой не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не создает заинтересованности работника в труде, повышении производительности и качества работы, не стимулирует профессиональное совершенствование. Рынок труда представляет собой такую сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам и необходимости государственного регулирования. Стихийный рынок вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группы населения (молодежь, не имеющую профессионального образования и стажа работы, лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных значительную часть времени и сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельные профессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли и соответственно невостребованными рыночной экономикой. Цель регулирования рынка труда в переходной экономике заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы: развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможностей для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада. Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры: * регистрацию ищущих работу; * определение размера пособий по безработице и организацию системы их выплат; * осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п. Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости являются программы страхования от безработицы, широко применяемые в странах с переходной экономикой. Сокращение безработицы и достижение более полной занятости в переходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда. Основная ее цель -- ускорение процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы. Активная политика на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности работника в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и нацеленных на поддержание занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие более быстрому возвращению безработных к активному труду, Одним из эффективных направлений активной политики на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка труда -- службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда путем распространения информации, позволяющей сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы. Для устранения несоответствия структуры свободных рабочих мест и временно незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. В условиях характерного для стран с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости. В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействии Государственной службой занятости безработным в организации самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда занятости на эти цели и не может превышать 150 минимальных заработных плат. В условиях растущей безработицы особое место занимает организация общественных работ. Данные программы представляют безработным общественные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо защищенных групп населения, а также морально поддерживать их во время переходного периода, пока не появятся новые рабочие места. 5 Рынок капитала. Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процента. Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал или производственные фонды в их стоимостном выражении. Рынок капитала состоит из двух частей: * рынок акций, на котором покупаются и продаются доли участия в собственности предприятия; * рынок заемного капитала, т.е. кредита, где обращаются как краткосрочные средства -- деньги, так и долгосрочные -- облигации. Как и на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов действует закон спроса и предложения. Спрос на капитал -- это спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения капитала в физической форме (средств производства: машин, станков, оборудования и т.п.). На первый взгляд спрос на капитал представляет собой спрос на определенную сумму денег. Предлагают капитал домашние хозяйства или фирмы, у которых появились временно свободные денежные средства. Тем самым поставщики капитала отказываются от широкого круга возможностей его альтернативного использования. В качестве посредников на рынке капитала выступают различные кредитно-финансовые институты (коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, пенсионные фонды и др.), где происходит аккумуляция временно свободных денежных средств и превращение их в ссудный капитал. Поставщики и потребители капитала, а также их посредники, действующие на рынке ссудного капитала, являются субъектами рынка капиталов. Ссудный капитал передается функционирующему предпринимателю во временное пользование за определенное вознаграждение -- ссудный процент. Это цена, уплачиваемая собственнику за использование его заемных средств в течение определенного периода. По мнению неоклассиков, процент как цена капитала на рынке определяется путем сравнения полезности (доходности) капитала и издержек (ожидания возврата средств). Процентная ставка является ценой ссудного капитала, т.е. определяет количество денег, которое необходимо заплатить за каждый занятый рубль. Ставка ссудного процента, в конечном счете, формирует спрос и предложение на рынке ссудного капитала. При прочих равных условиях спрос на ссудный капитал будет тем больше, чем ниже процентная ставка. И наоборот, предложение будет тем больше, чем выше ставка процента. Точка пересечения кривых спроса на ссудный капитал и его предложения определяет равновесную ставку ссудного процента, при которой объем предполагаемых заемных средств равен их количеству. В точке Е, где спрос равен предложению, происходит совпадение предельной доходности капитала и предельных издержек утраченных возможностей. Следует различать номинальную и реальную ставку ссудного процента. Номинальная ставка рассчитывается в текущих ценах. Реальная -- это номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции. Она рассчитывается как разность между номинальной ставкой и уровнем инфляции. Именно реальная ставка определяет инвестиционную политику фирмы. 6 Рынок земельных ресурсов. Земельная рента и ее виды. Рента и цена земли. Одним из факторов производства являются природные ресурсы. Обычно, говоря о природных ресурсах, употребляют термин «земля» в широком смысле этого слова. Данное понятие охватывает все природные ресурсы, которые используются в процессе производства. Их предложение фиксировано и, в общем случае, не может быть увеличено при росте цен или уменьшено при их падении. Ограниченность предложения земли -- важнейшее условие возникновения земельной ренты. Различные участки суши неодинаковы по плодородию, климатическим условиям, местоположению (близость к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции). По этой причине на лучших и средних участках производится больше продукции с меньшими затратами на единицу продукции, чем на худших. Но для удовлетворения спроса на продукцию сельского хозяйства необходимо использовать не только лучшие и средние земли, но и худшие. А это возможно только в том случае, если рыночные цены будут покрывать издержки производства и обеспечивать прибыль субъектам, хозяйствующим на худших землях. Следовательно, хозяйства с более благоприятными почвенно-климатическими и другими условиями получают наряду с обычным и дополнительным доходом, который принято называть дифференциальной рентой. Дифференциальная рента -- это дополнительный доход, полученный в результате использования ресурсов с неэластичным предложением в ситуации ранжирования их по производительности (в нашем случае по плодородию). Различают два вида дифференциальной ренты. Дополнительный доход, связанный с различиями в естественном плодородии почвы и местоположением земельных участков по отношению к рынку, называют дифференциальной рентой I. Дополнительный доход, определяемый интенсивным ведением хозяйства, добавочным вложением капитала, является дифференциальной рентой II. Графически величина арендной платы определяется пересечением кривых спроса и предложения. Кривая предложения земли SS представляет собой вертикальную линию, так как в любом случае использования земли ее предложение всегда абсолютно неэластично. Кривая спроса на землю представлена кривой DD, точка О -- это уровень арендной платы, или земельной ренты, который уравнивает спрос и предложение земельных участков. Если произойдет повышение арендной платы выше точки О, то предложение земли (хотя оно и неизменно) превысит спрос на нее. Это приведет к тому, что не все землевладельцы найдут желающих взять их земельные угодья в аренду. Тогда землевладельцы начнут конкурировать между собой в поисках арендаторов, и величина ренты уменьшится. Если же арендная плата будет ниже уровня равновесия, то спрос на землю превысит ее предложение. Землевладельцы воспользуются высоким спросом на участки и повысят арендную плату. Следовательно, только в точке О будет наблюдаться равенство спроса и предложения земли. От чего зависит уровень, на котором устанавливается арендная плата? 1- При пассивности предложения земли (ведь оно абсолютно неэластично) спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим земельную ренту. 2- Особенностью спроса на землю (как, впрочем, и спроса на другие факторы производства) является его зависимость от стоимости готовых товаров и услуг, которые создаются с помощью данного ресурса. Например, если цена на пшеницу снизилась, то и производный спрос на землю для выращивания пшеницы уменьшается. На рис. 11.14 этот процесс иллюстрируется перемещением кривой DD в положение dj.d,. Результатом снижения спроса на землю является понижение арендной платы с уровня Й0 до Лг В условиях рыночной экономики, когда земля покупается и продается, важно выяснить основные факторы, которые определяют цену земли. Рассматривая земельный участок как капитальное благо, приносящее доход, можно сделать вывод о том, что цена земли зависит от двух параметров: 1) размеров земельной ренты, которую можно получить, приобретя в собственность данный участок; 2) ставки ссудного процента. Покупка земли осуществляется не ради владения земельным участком, а с целью иметь тот постоянный доход, который приносит земля. Поэтому цена земли определяется величиной земельной ренты, которую она приносит, скорректированной в соответствии с процентной ставкой. Использование ссудного процента для определения цены земли объясняется тем, что владелец денег делает выбор: он может потратить деньги на покупку земли или положить их в банк и получить доход в виде процента. Поэтому цена земли равна денежной сумме, которая при открытии вклада в банке даст в виде процента доход такой же величины, как и рента, ежегодно получаемая с данного участка. Цену земли можно рассчитать по формуле Из этой формулы видно, что цена земли прямо пропорциональна величине ренты и обратно пропорциональна ставке ссудного процента. На практике цена земли зависит и от других факторов, которые влияют на спрос и предложение земли. Например, рост цен на землю может наблюдаться при растущем спросе на землю для несельскохозяйственных целей, а также в условиях инфляции, когда резко возрастает спрос на недвижимость. Литература 1 Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золотогоров. - Мн.: Книжный дом, 2004. 2 Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мировая экономика: социально- экономический подход (курс лекций). - Мн.: Равноденствие, 2004. 3 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2001. 4 Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис», 2003.
|