|
Cовременная налоговая политика россии и направления её развития
Cовременная налоговая политика россии и направления её развития
ВВЕДЕНИЕ
Налоги, уплачиваемые в той или иной форме, как главный источник формирования и пополнения финансовых ресурсов государства, изымаемые и поступающие в виде обязательных платежей, известны с древнейших времен. Институт налогообложения, как неотъемлемая составляющая общественного воспроизводства, в части распределения и перераспределения стоимости, формирования доходов субъектов экономики, потребителей и государства, появился одновременно со становлением товарного производства, последующим разделением общества на классы, появлением государства и его наличие присуще всем государственным образованиям, как с рыночной, так и с нерыночной системой хозяйственной деятельности. Внедрение системы налогообложения, обусловлено обеспечением необходимой материальной и финансовой базы для выполнения государственных задач. В Российской Федерации обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена Статьей 57 Конституции.[1]
Поступательное и стабильное развитие экономики возможно только при эффективной и стабильной системе органов государственной власти, деятельность которых финансируется посредством функционирования надежной налоговой системы. Поэтому, проведение рыночных преобразований в экономике невозможно без внедрения эффективных и оптимальных налоговых систем. Система налогов и налоговых сборов, платежей - основной инструмент реализации государственных интересов при формировании доходов бюджетов и регулировании экономики. Система налогообложения включает в себя налоговое законодательство и право, налоговая политика, налоговое планирование, регулирование надзор и контроль.
Настоящая работа посвящена налоговой политике Российской Федерации. Налоговуюполитику уверенно можно расценивать как важнейший инструментарий государственного регулирования, непосредственным образом от разумности и эффективности которой, зависимы почти все социально-экономические сферы жизни общества. Постоянными изменениями и дополнениями налоговой политики, государство получает возможность стимулирования, сдерживания экономического роста, посредством дифференцирования пропорций на макро – и микроэкономическом уровнях. Цель работы - изучение теоретических и базовых аспектов налоговой политики, анализ влияния на формирование бюджета страны, а также определение направления и механизма её реализации, как на ближайшие годы, так и на более долгосрочные периоды.
Основы налоговой системы Российской Федерации, были заложены в начале девяностых годов прошлого столетия, но до сих пор вызывают споры и неоднозначные толкования. Необдуманное удовлетворение текущих бюджетных потребностей, которое осуществляется без учета экономических последствий, несовершенство механизма сбора налогов, отсутствие действенной законодательной базы для борьбы с «теневой» экономикой и уклонениями от налогового бремени, неуверенность иностранных инвесторов в стабильности режима налогообложения, приводят к прямым финансовым потерям. Необходимость выявления, оценки и минимизации указанных потерь, ставит вопрос о переводе деятельности по совершенствованию налоговой системы, а следовательно, и налоговой политики из теоретической, в практическую плоскость. Настоящая работа актуальна по причине необходимости решения указанных выше насущных жизненных проблем. Объектом исследования настоящей курсовой работы считаются общественные отношения, возникающие в ходе реализации основных направлений налоговой политики страны. Предмет исследования – налоговая политика, её влияние на порядок формирование бюджета, и
дальнейшие перспективы её совершенствования. Задачи, решаемые при написании курсовой работы:
- вкратце ознакомиться с основными теоретическими основами налоговой
политики и эволюцией научной мысли по данному вопросу, раскрыть основные типы налоговой политики, принципы её формирования;
- рассмотреть инструменты методы и формы осуществления налоговой политики;
- на примере анализа оценить степень влияния налогов на доходную часть бюджета;
- проследить основные направления налоговой политики в 2010-2014 годы
- выделить направления вопросы стратегического планирования налоговой политики.
В первой главе работы рассмотрены основные вопросы регулирующей роли государства в развитии экономической системы и место налоговой политики при проведении данных мероприятий. Проведен краткий обзор эволюции научной мысли и теории налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Раскрыты понятия типов налоговой политики, принципы её формирования, инструменты, методы и формы её реализации.
Во второй главе,для наглядности результатов влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы,представлен краткий анализ, ориентированный на данные о размерах ВВП (внутреннего валового продукта) за 2000-2007 гг. Анализ проведен на основании данных Министерства Финансов Российской Федерации. В третьей главе обозначены основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы, базовые тезисы краткосрочных и долгосрочных стратегий. Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, статистические данные органов государственной власти, специальная литература, периодическая литература.
1.Теоретические основы формирования налоговой политики
Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.[2]
Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен в книге «Капитализм и свобода»[3] представляет два способа координации экономической деятельности. Первым считается централизованное руководство, основанное на принуждении, или иерархической основе. Вторым способом считается добровольное сотрудничество субъектов или сформировано спонтанно, в стихийном порядке. Экономическая система может быть охарактеризована и как совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации управленческих решений, относительно процесса производства, получения доходов и потребления в границах отдельно взятой географической территории.
При создании основ механизма рыночных отношений происходит усиление регулирующей роли государства в развитии экономической системы. Государство должно обеспечить необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их непосредственной помощью регулировать ход экономических процессов, в частности, используя налоговую политику. Современная экономическая теория представлена различными мнениями насчет трактовки понятия «налоговая политика».
Наиболее универсальным можно считать определение, трактующим налоговую политику как совокупность экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством по созданию налоговой системы, с
целью использования функций налогов при достижения задач, которые призвана решить экономик в определенный момент или период. Выражаясь иначе, налоговая политика представляет собой структурированный набор мер воздействия на налоговую систему, которые реализуется посредством налогового права, то есть на законном основании. В указанных отношениях субъектом управления является осударство, а налоговой системе отведена роль объекта управления.
Результативность осуществляемой налоговой политики значительно зависит от тех корректировок, которое государство вносит в экономическую политику в целом. Но значение налоговой политики все-таки относительно самостоятельное, и по этой причине её построение производится на основе научной теории налогов. Без научного подхода развитие проходит неконтролируемо, с ошибками и недочетами, порой имеющими тяжелые последствия.
Формирование основных налоговых теорий в качестве научных
Концепций налоговых отношений началось XVII веке. Одной из первых возникает теория налогов как разновидность теории обмена - так называемая атомистическая теория, в которой налог рассматривался как договор обменам между гражданами и государством.[4] Согласно этой теории гражданин отдает государству плату за охрану жизни и собственности, защиту и другие услуги.
В середине XIX века появились такие теории налогов, как теория наслаждения (Ж. Симонд де Сисмонди), теория налога как страховой премии (Тьер и Дж. Мак-Куллох), согласно которым государство обязано осуществлять защиту налогоплательщиков от рисков угрожающих жизни, имуществу. Последующий период в эволюции налоговой теории связан с классической теорией налогов, который объясняется более высоким уровнем теоретического, научного осмысления характера налогов и
налогообложения. Адам Смит первый дал определение понятия «налоговая система», сформулировал обязательные условия для ее формирования, и по праву считается основоположником научной теории. Им были выдвинуты четыре основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования. Указанное теоретическое обоснование роли и места налогов постепенно стало меняться по причине усложнения экономических отношений и необходимостью, вызванными данными усложнениями, усиления роли государства как регулятора отношений. Среди новых теорий, лидирующие положения , по причине значительного влияния на формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой заняли два направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.
Концепция Дж.М. Кейнса основывается на основании тезиса о том, что темпы роста экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления.[5] Исходя из этого тезиса, вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников, считавших только бережливость основой национального богатства , Дж. М. Кейнс предоставил главную роль в достижении этой цели еще и предпринимательской инициативе населения. По его мнению, экономический рост зависит от наличия сбережений капитала только в условиях полной занятости трудоспособного населения. В иных условиях, даже наличие достаточного размера сбережений не обеспечивает гарантий роста производства, по причине их пассивности и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, в регулировании этих процессов отведена налогам. Посредством изъятия с помощью налогов и использования через бюджетную систему в качестве ресурса для инвестиций, сбережениям придается статус генератора экономического роста. Основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения, которые должны стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций.
В противоположность кейнсианской теории, неоклассическая модель иначе оценивает роль государства в регулировании экономики в условиях рынка. Неоклассическая теория базируется на утверждении , что государство должно обеспечивать беспрепятственную работу законов свободной рыночной конкуренции, поскольку рынок может и должен саморегулироваться без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Данная теория, в противовес кейнсианской, отводит государству пассивную роль в регулировании экономических процессов. Заметный вклад в развитие неоклассической теории налогов был внесен профессором А. Лаффером, выявившем количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, построив параболическую кривую, названную в честь автора «кривая Лаффера».
В настоящее время, наиболее приближена к требованиям современной налоговой политики теория переложения налогов, основы которой были выдвинуты еще в XVII веке. Несмотря на актуальность, указанная теоретическая концепция менее всего изучена. Суть этой теории заключается в положении о том, что распределение налогового бремени может быть достигнуто только в процессе обмена и формирования цены. Используя обменные и распределительные процессы, налогоплательщик может переложить налоговое бремя на другое лицо- носителя налога, на которого и возлагаются обязательства. В конце XIX века американский экономист Э. Селигмен изложил свою точку зрения на основные положения теории переложения налогов и указал на их две разновидности:
- переложение налогов с продавца на покупателя (косвенное налогообложение)
-переложение с покупателя на продавца (ситуация при которой цена на товары очень велика из-за высоких ставок, например, акциз).[6]
Налоговая политика воздействует на все социальные и экономические сферы системы, и неотделимо скреплена со многими элементами государственного управления: кредитно-денежная и торгово- промышленная политики, ценообразование, структурная реформа экономики и другими. Используя налоговую политику, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает темпы его роста. Однако, главной миссией налоговой политики является обеспечение условий для контролируемого экономического роста, поскольку экономический рост является следствием развития производства, степени его эффективности. Вкратце можно сказать: «эффективной можно считать налоговую политику, стимулирующую накопление и инвестиции, способствующую экономическому росту.[7]
Поскольку, любой налог, является по сути доходом государства, можно сделать вывод о тождестве налоговой политики политике государственных доходов, которые неотделимо связаны с политикой расходов. Комплекс мероприятий (управленческих решений) по осуществлению налоговой политики и политики государственных расходов в теории принято называть фискальной политикой. Управленческие решения напрямую зависят от целей налоговой политики и могут иметь характер широкого диапазона действия: от корректировочных (имеющих характер незначительных изменений) и текущих, до реформаторских (с существенными изменениями основ налоговой системы, а порой шоковыми и даже катастрофическими социально- экономическими последствиями). Как и в любом управленческом процессе, при проведении фискальной политики обязательно присутствие контрольных процедур соотнесения целей и результатов с целью, своевременного выявления нежелательных расхождений и внесения корректировок. Однако вывод о сущности налоговой политики, дееспособность которой заключается в единстве целей, мер и результатов относителен. Характер политики представляет собой сложную причинно-следственную структуру, так как порой, ожидаемый результат на одном этапе представляемый как цель, на следующем этапе выступает как средство. В виде примера можно привести ситуацию, когда понижение ставки налога (налогового обременения), являясь промежуточной целью реформаторских послаблений, может быть средством (стимулирующим действием) для развития производственных сил, что можно расценивать как цель более высокого уровня.
Государство использует методы прямого (властно-распорядительные взаимотношения) и косвенного регулирования экономикой: создание условий экономической мотивации или стимуляции в экономических действиях. Методы заинтересованности или стимуляции предпочтительны для экономики рыночных отношений, по причине их эффективности, при сравнении с прямыми методами. Налоговая политика относится ко второму типу методов регулирования. Формы и методы налоговой политики определяются законами экономики, присущими экономической системе страны, то есть зависят от политической системы, национальных приоритетов и целей, административно-территориального деления, сложившегося характера взаимодействия отличных друг от друга форм собственности, других факторов и условий функционирования экономики государства. Фискальная политика, как и любая другая политика осуществляемая государством, наполнена содержанием, наполненным последовательными действиями по выработке концепции развития налоговой системы обоснованной теоретическим научным опытом, установлению и провозглашению основных направлений использования налогового механизма, а также внедрению в реальные условия и контролю над ее эффективностью.
Являясь составной частью экономической политики и политики в области финансов, фискальная политика напрямую зависит и от форм и методов, применяемых государством в данных направлениях. Разнообразие форм можно представить следующим образом:
- политика максимальной налоговой нагрузки. Государством утверждены высокие налоговые ставки, сокращен перечень налоговых льгот, введены дополнительные виды, с целью изъятия от граждан и субъектов предпринимательства максимального размера финансовых ресурсов. В данном случае указанные фискальные меры не содействуют экономическому развитию, и проводится в критические времена.
- политика, направленная на экономическое развитие. Государство в максимально возможных объемах налоговой нагрузки учитывает не только фискальные интересы, но интересы налогоплательщиков. При ослаблении давления налогового пресса, целью является создание условий для расширения капитала, стимулирования деятельности инвесторов в атмосфере благоприятного налогового климата.
- политика оптимального налогообложения. Государство устанавливает высокий уровень налогообложения, при проведении мероприятий по социальной защищенности граждан, посредством государственных целевых программ.
В зависимости от длительности проведения и масштабов целей, налоговая политика имеет стратегический или тактический характер. Налоговая стратегия призвана решать крупномасштабные задачи, связанные с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны в целом. Налоговая стратегия тесно увязана со стратегиями в экономической, финансовой и социальной сферах государства, рассчитана на долгосрочную перспективу. Коренное отличие налоговой тактики от стратегической заключается в ориентации на достижение целей на конкретном этапе развития экономики, и придании ей вспомогательной роли, посредством своевременного изменения или дополнения элементов системы налогообложения. Однако, несмотря на отличия в сроках и масштабах проведения мероприятий, указанные политики неразрывно связаны.
При проведении анализа теоретических основ налоговой политики следует разделить такие понятия, как субъекты, принципы формирования, инструменты, цели и методы налоговой политики.
Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, являются федерация, субъекты федерации (земли, республики, области) и муниципалитеты (города, районы, городские округа, поселения). Каждый субъект обладает налоговой самостоятельностью в пределах полномочий, предоставленными федеральным законодательством. Субъектам и муниципалитетам предоставляется право введения и отмены налогов и сборов в пределах утвержденного федеральным налоговым законодательством перечня региональных и местных налогов. Субъектам предоставляются полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других послаблений, а также в определении элементов налоговой базы. Реализуя налоговую политику, субъекты могут влиять на экономические интересы и приоритеты налогоплательщиков, создавая выгодные условия, как для деятельности субъектов предпринимательства, так и для экономики региона.
Результативность налоговой политики в существенной мере зависит от принципов заложенных государством в ее идеологию. Таковыми принципами построения налоговой системы являются:
-соотношение прямого и косвенного налогообложения;
-наличие прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
-непрерывность налогообложения;
-диапазон применения налоговых льгот, их характер и цели;
-использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность при распределении.
К принципам налоговой политики можно отнести и соотношения федеральных, региональных и местных налогов.
Посредством применения вышеприведенных принципов, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует увеличение объемов и ассортимента товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, повышает качественный рост экономики. В периоды кризисов и застоя налоговая политика посредством применения данных принципов содействует решению задач, направленных на преодоление экономикой деструктивных явлений.
Методы реализации налоговой политики зависят от тех целей, к достижению которых направлены усилия государства. Мировой опыт к настоящему моменту позволяет активно использовать такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, посредством замены одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы предпринимательства при распространении тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Цели налоговой политики постоянно меняются. Они формируются или дополняются под воздействием целого ряда факторов и причин, основными из которых являются экономическая и социальная ситуации в экономике, расстановка социально-политических, а порой и националистических сил в обществе. На цели налоговой политики в значительной мере могут повлиять стратегические задачи развития экономики страны, необходимость рассчитаться с международными финансовыми обязательствами государства, в связи с чем, при разработке налоговой политики государство уделяет внимание решению следующих задач:
-экономические. Направлены на повышение уровня развития экономики, оживление предпринимательской активности, ликвидация диспропорций.
-фискальные. Направлены на обеспечение потребностей в финансовых ресурсах всех уровней власти, необходимых для проведения экономической и социальной политики, а также для исполнения органами власти и управления возложенных функций.
-социальные. Направлены на обеспечение государственной политики регулирования доходов, справедливое перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, нивелирования или искоренения неравенства.
-международные. Направлены на исполнение финансовых обязательств государства перед другими странами, укрепление и углубление экономических связей с другими государствами.
Внедрение и реализация налоговой политики осуществляется посредством налогового механизма, который считается общепризнанным основным регулятором экономики и представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Налоговое законодательство, определяющее совокупность налоговых инструментов является формой реализации и регулирования налогового механизма.
В настоящее время вопросы формирования налоговой политики, не потеряли свою актуальность, и её разработка связана с решением сложных задач экономического развития, требованием разработки новых теоретических подходов к решению проблем, возникающих с изменением ситуации в глобальном масштабе, к примеру, всеобъемлющей интеграцией национальных экономик и конкуренцией за инвестиции.
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы
Наглядность влияния налоговой политики на доходную часть бюджета предпочтительно проводить на основании статистических данных как можно за более долгий период, и желательно за те года, в течение которых проводилось изменение:
- порядка налогообложения в зависимости от отраслевой принадлежности плательщиков;
- ставок, налогооблагаемой базы;
-порядка льготирования и т.д.
Наибольший интерес представляют результаты сравнительного анализа налоговой нагрузки РФ с аналогичным показателями других стран.
Вариантность возможных способов анализа многообразна: начиная от принятия во внимание базовых значений (ВВП, федеральных бюджет, бюджеты субъектов) вплоть до анализа поступления в бюджет отдельных налогов, сборов, платежей.
Проведем краткий анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы, ориентируясь на данные о размерах ВВП (внутреннего валового продукта) за 2000-2007 гг. Анализ проведен на основании данных Министерства Финансов Российской Федерации.[8] Доходы бюджетной системы за указный период составляют в пределах от 36,4 до 40,2 процентов (ВВП). Это близко к среднему уровню по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где он составляет 39% ВВП, и уступает средним по ЕС показателям, составляющим 47% ВВП.
В условиях 2007 года 57% всех доходов поступало в федеральный бюджет, 30% в региональные бюджеты и 13% - во внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования). Однако следует отметить, что это распределение существенно зависит от внешней конъюнктуры, поскольку в федеральном бюджете аккумулируются нефтегазовые доходы, существенно зависящие от мировых цен на нефть и газ.
Начиная с 2000 года в России было проведено существенное реформирование налоговой системы. Реформа затронула как институциональные аспекты отношений между налогоплательщиками и государством, так и принципы уплаты и ставки отдельных налогов. Радикальным изменениям подверглись все основные виды налогов. Из основных изменений в налоговом законодательстве необходимо выделить следующие:
-вместо отдельных взносов во внебюджетные фонды с 2001 года был введён Единый социальный налог (ЕСН), призванный упростить администрирование. Ставка первого диапазона налога изначально была установлена на уровне 35,6%, а с 2005 года снижена до 26%;
-унифицирована ставка налога на доходы физических лиц - 13%;
-в 2002 году вместо трех налоговых платежей (плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) был введён налог на добычу полезных ископаемых;
-с 2004 года снижена ставка НДС с 20% до 18%.
Снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей.
В целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на секторы экономики не относящиеся к нефтегазовому. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.
Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на секторы экономики, не относящиеся к нефтегазовому (в процентах от ВВП) представлена на рис.2.1.
Рис.2.1.Налоговая нагрузка на экономику в целом и на секторы экономики не относящиеся к нефтегазовому (в процентах от ВВП).
При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.
Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в отраслях, не относящихся к нефтегазовому сектору наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).
Анализ структуры налоговой нагрузки с другими странами показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП).
В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю - прежде всего экспортные пошлины - и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других странах они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности. Сведения о налоговой нагрузке в целом по стране, в зависимости от вида налогов представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Налоговые доходы бюджетной системы.
(% в ВВП).
|
2000 |
2001 |
2002 |
22003 |
22004 |
22005 |
22006 |
22007 |
Налоговые доходы, всего |
35.7 |
35.7 |
35.6 |
334.6 |
335.3 |
336.6 |
336.4 |
336.7 |
Налог
на прибыль |
5.4 |
5.7 |
4.3 |
44.0 |
55.1 |
66.2 |
66.2 |
66.6 |
НДФЛ |
2.4 |
2.9 |
3.3 |
33.4 |
33.4 |
33.3 |
33.5 |
33.8 |
НДС |
6.2 |
7.2 |
7.0 |
66.7 |
66.3 |
66.8 |
55.6 |
66.9 |
Акцизы |
2.3 |
2.7 |
2.4 |
22.6 |
11.4 |
11.2 |
11.0 |
11.0 |
Таможенные пошлины |
3.1 |
3.7 |
3.0 |
33.4 |
55.0 |
77.5 |
88.3 |
77.0 |
НДПИ, налоги на природные ресурсы |
1.1 |
1.4 |
3.1 |
3.0 |
3.4 |
4.2 |
4.3 |
3.6 |
ЕСН |
7.3 |
7.2 |
6.9 |
6.6 |
6.3 |
5.4 |
5.4 |
5.6 |
Прочие налоги |
8.0 |
4.8 |
5.6 |
4.9 |
4.4 |
2.0 |
2.0 |
2.2 |
Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).
Налог на прибыль организаций в % от ВВП в 2007 году по сравнению с 2000 годом возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Поступление таможенных пошлин увеличились более чем в 2 раза: с 3,1%ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более, чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом государство реагирует на цены на мировом рынке.
Снижение ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП в 2007 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.
При рассмотрении распределения налогов по отраслям можно сделать вывод, что сравнительно велика лишь налоговая нагрузка в нефтяном секторе, где она превышает 60% от полной добавленной стоимости. В других отраслях налоговая нагрузка не выходит за границы 30% добавленной стоимости. Указанная направление налоговой политики свидетельствует о гибком подходе при определении размера налогового бремени.
Это оказывает влияние и на структуру доходов бюджетной системы.
В 2007 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.
Структура доходов бюджетной системы представлена в Таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Структура налоговых доходов бюджетной системы
% к итогу.
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Налоговые доходы всего |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Налог на прибыль |
15.1 |
16.1 |
12.0 |
1.5 |
4.4 |
6.8 |
7.1 |
7.9 |
НДФЛ |
6.6 |
8.0 |
9.3 |
10.0 |
9.5 |
9.9 |
9.5 |
110.5 |
НДС |
17.4 |
20.1 |
19.6 |
9.3 |
7.8 |
8.6 |
5.5 |
18.7 |
Акцизы |
6.4 |
7.6 |
6.9 |
7.5 |
4.1 |
3.3 |
2.8 |
2.6 |
Таможенные пошлины |
8.8 |
10.4 |
8.4 |
9.9 |
4.3 |
0.5 |
2.9 |
19.2 |
НДПИ и налоги
на природные ресурсы |
3.0 |
4.1 |
8.6 |
8.6 |
9.6 |
11.5 |
11.9 |
9.9 |
ЕСН |
20.4 |
20.1 |
19.4 |
9.1 |
7.8 |
4.9 |
4.7 |
15.3 |
Прочие налоги |
22.4 |
13.6 |
15.9 |
4.2 |
2.5 |
5.6 |
5.6 |
5.9 |
Снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей. В целом, можно сделать вывод, что данные анализа свидетельствуют о положительных сдвигах в развитии социально -экономической системы Российской Федерации за анализируе-мый период, что означает: найден компромисс между государством и налогоплательщиками как субъектами отношений возникающих при осуществлении налоговой политики.
3.Совершенствование налоговой политики
В течение истекшего десятилетия в России была проведена масштабная налоговая реформа, которая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. Реформа была направлена на упрощение и изменение структуры налоговой системы, посредством снижения налоговых ставок и изменения правил исчисления и уплаты налогов, путем повышения эффективности процедур налогового администрирования.
Принятие подходов к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики. В результате, налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в государствах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов.
Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки. Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы. Процесс совершенствования продолжается и в настоящее время.
В Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию в 2010,2011,2012 годах обозначены Основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы.[9] [10] [11]Основными базовыми тезисами совершенствования налоговой политики в краткосрочный период можно считать следующие:
Налоговая политика должна быть ориентирована на решение двух основных задач: модернизацию экономики страны и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
Структура и уровень налогообложения должны свести до минимума негативное и оказывать исключительно положительное влияние на структурные изменения в экономике, формировать оптимальные условия для развития предпринимательства и инновационной деятельности.
Предприниматели должны осознавать и проявлять высокую степень ответственности при исполнении обязанности по уплате налогов. Умышленное уклонение от уплаты налогов должно восприниматься как лишение общества ресурсов, и данные действия должны жестко пресекаться и караться.
Постоянно необходимо изыскивать дополнительные возможности и для пополнения доходной части бюджетов всех уровней. Указанное пополнение должно обеспечиваться путем улучшения качества администрирования существующих налогов.
По ряду направлений возможна оптимизация налогообложения для стимулирования инновационной деятельности.
Необходимо ввести в действие новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях и ввести в законодательство механизм консолидированного налогообложения прибыли организаций.
Однако, также следует принять во внимание, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также то, что ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства. В связи с данными положениями не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов.
Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций. С учетом изложенного, предстоит обеспечение реализации следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики:
1. Совершенствование налогообложения добычи нефти. По мере наработки соответствующих методов налогового администрирования, возможен переход к налогообложению добавочного дохода, получаемого при добыче углеводородного сырья, рассчитываемого по четко установленным правилам.
2. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и налоговой нагрузки при добыче нефти с одновременной дифференциацией налоговых ставок в зависимости от условий добычи. Планируется поэтапная отмена нулевой ставки НДПИ в части технологических потерь и попутного газа
3. Введение налога на недвижимость.В долгосрочной перспективе планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Для этого необходимо создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра.
4. Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы должны приниматься к вычету за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. Также необходимо добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики.
5. Постепенное повышение ставок акцизов с целью придания большей значимости этому виду налоговых доходов в составе доходов бюджетов. Одновременно необходимо внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса и унификацию ставок на бензины с различным октановым числом. При проведении акцизной политики также необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.
6. Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
7. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В завершении работы сделаем обобщающие выводы:
1. За четыре столетия экономическая мысль активно работает над проблемой построения оптимальной системы налогообложения. К настоящему времени появилось много налоговых проблем в связи с усилением процессов международной интеграции (глобализации) мировой экономики. Россия стоит перед необходимостью непрерывно изучать накопленный как зарубежный, так собственный опыт, с целью его применения при формировании стратегии развития российской налоговой политики.
2. Применяя гибкие инструменты к налогообложения, учитывая ситуацию на мировых рынках, меры по снижению налогового бремени, введение дополнительных льгот могут компенсировать потери доходной части бюджета, к примеру, за счет нефтегазового сектора. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволяет ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей. Влияние налоговой политики на доходную часть бюджета можно оценить только при проведении многофакторного анализа, с учетом не только абсолютных показателей пополнения бюджета, но и относительно валового продукта страны. Особенную значимость представляет собой оценка влияния налоговой политики при сравнении аналогичных показателей других стран.
3. Процесс формирования краткосрочной и долгосрочной налоговых политик с учетом сложившейся ситуации, и адекватно реагирующей на изменения на внутреннем рынке, на международных рынках не останавливается и находится под пристальным вниманием руководства России. Хочется надеяться, что налоговая стратегия государства будет учитывать факты возможного стимулирующего влияния налогов на экономическое развитие, которое не ограничивается только к снижению ставок, а содержит комплекс мер по оптимизации налоговых механизмов. В механизме каждого из налогов участвуют элементы, серьезно меняющие процесс принятия экономических решений хозяйствующими субъектами, и именно в оптимизации этих элементов скрыто решение проблем налоговой политики.
[1]"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
[2] Экономический словарь. – М.: ЕВРОАЗИЯ, 2006. – С. 607.
[3]Фридмен М. Капитализм и свобода: пер. с англ. / М. Фридмен. – Нью-Йорк, 1982. – 160с.
[4] Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов/ В.М. Пушкарева. – М.: ФиС, 2005. – 192с.
[5] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. / Дж. М. Кейнс. – М.: Прогресс, 1978. – 494с.
[6] Селигман, Э. Этюды по теории обложения / Э. Селигман, Р. Стурм; пер. В. Гефдинга, Б. Никольского. – СПб.: Тип. «Правда», 1908. – 200с.
[7] Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 411с.
[8]Министерство Финансов Российской Федерации. Официальный сайт: http://www1.minfin.ru/ru/
[9]Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
[10] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
[11] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
|
|