|
Экономическая безопасность государства в переходный период
Экономическая безопасность государства в переходный период
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениеУльяновский государственный университетВысший колледж УлГУ «Заволжье»Экономическое заочное ускоренное отделениеКурсовая работаПо предмету «Макроэкономика»На тему: «Экономическая безопасность государства в переходный период»|
Выполнил:Студент 1 курса гр. БУ-11 Идрисова Эльвира | | Проверил: Ермалаев С. А. | | К защите допущен: | | | Ульяновск, 2006 г.Содержание.|
Введение | | | Глава 1.: Сущность экономической безопасности | | | - Компоненты экономической безопасности | | | - Критерии и показатели экономической безопасности | | | - Угрозы экономической безопасности | | | Глава 2.: Проблемы переходной экономики | | | - Проблемы переходной экономики в пост социалистических странах | | | - Проблемы переходной экономики в России | | | Глава 3.: Стратегия экономической безопасности в переходный период и на перспективу | | | Заключение | | | Список литературы | | | | Введение.Тема моей курсовой работы «Экономическая безопасность государства в переходный период». На мой взгляд, обеспечение экономической безопасности входит в состав важней-ших функций государства. Проблема экономической безопасности ни-когда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкрет-ное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий. Курсовая работа состоит из трёх глав: В первой главе будет рассмотрена сущность экономической безопасности, выделены её важнейшие компоненты, критерии, показатели, раскрыта связь с такими понятиями, как «развитие» и «устойчивость», а также выявлены внутренние и внешние угрозы.Во второй главе рассмотрены проблемы переходной экономики в России и других странах, чем были вызваны данные проблемы и по каким показателям были ухудшения.В последней, третьей, главе я хочу рассмотреть, какой же должна быть стратегия экономической безопасности в переходный период и на перспективу, каковы её аспекты и главная цель.1. Сущность экономической безопасности. В первой главе курсовой работы будет рассмотрена сущность экономической безопасности, выделены её важнейшие компоненты, критерии, показатели, раскрыта связь с такими понятиями, как «развитие» и «устойчивость», а также выявлены внутренние и внешние угрозы. Как уже было сказано ранее, обеспечение экономической безопасности входит в состав важней-ших функций государства. Проблема экономической безопасности ни-когда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкрет-ное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий.Особенности нынешней социально-экономической ситуации в Рос-сийской Федерации обусловливают специфическое содержание пробле-мы экономической безопасности.Понятие «экономическая безопасность» не носит надуманного, конъ-юнктурного характера. Ни у кого не вызывает удивления понятие «на-циональная безопасность», оно прочно вошло в жизнь современного общества, стало неотъемлемой частью внутренней и внешней политики многих государств. Например, США и ряд других государств разраба-тывают стратегии своей национальной безопасности. Не требует дока-зательств тезис, что поскольку экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и лично-сти, то понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внут-ренних и внешних угрозах.Разумеется, понятие национальной безопасности шире понятия эко-номической безопасности, оно включает оборонную, информационную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические ас-пекты. Ряд общих условий и факторов выдвигает это понятие если не на первый план, то во всяком случае в ряд понятий, формирующих систем-ный взгляд на современную жизнь общества и государства. Во-первых, это различия в национальных интересах, стремление к более полному выделению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграцион-ных процессов. Специфика интересов требует определения механизмов их реализации и разработки соответствующей стратегии. Во-вторых,ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурса-ми. В-третьих, возрастает значение фактора конкуренции в производ-стве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создать необходимые условия для развития финансово-банков-ского сектора и отладить его четкую работу ставится в один ряд с уме-нием создавать новые промышленные и сельскохозяйственные техноло-гии. Вот почему рост конкурентоспособности одних стран рассматрива-ется другими как реальная опасность, угроза их национальным интересам.Компоненты экономической безопасности.Прежде чем конструировать понятие экономической безопасности, определим его важнейшие компоненты: признание особых националь-но-государственных интересов и целей России.. Эти интересы существу-ют как в рамках границ страны, так и вовне: поддержание государствен-ного суверенитета и самостоятельного развития; международное поло-жение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, международной финан-совой и банковской системах, важнейших рынках товаров и услуг, цен-ных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как еди-ного многонационального государства.Необходимость поддержания баланса интересов разных наций с уче-том опыта развития и саморазрушения СССР делает особо значимой для России задачу самосохранения при наличии внутренних и внешних угроз. Требуются экономический, правовой и организационный меха-низмы защиты от саморазрушения. Урок распада СССР состоит в том, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще мно-гие слагаемые экономики: развитый сектор потребительских благ и ус-луг; внутренняя социально-политическая стабильность и надежная со-циальная база реформ; достаточный оборонный потенциал, сбаланси-рованный с общим потенциалом экономики. Крупные диспропорции между всей экономикой и оборонной ее частью, как показал опыт СССР, очень опасны.Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие -- один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развива-ется, то у нее резко сокращаются возможность выживания, сопротивля-емость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устой-чивость и безопасность -- важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики отража-ет прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонталь-ных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки». Безопасность -- это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуе-мых и трудно прогнозируемых факторов.Чем более устойчивы экономическая система (например, межотрас-левая структура), соотношения производственного и финансово-банков-ского капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оцен-ка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к ее дестабилиза-ции и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному. Экономическая безопасность, В. К. Сенчагова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 2000г., 11 с. Критерии и показатели экономической безопасности.Сущность экономической безопасности реализуется в системе крите-риев и показателей. Критерий экономической безопасности -- оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражаю-щих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка бе-зопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возмож-ностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в развитых странах, а так-же уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сво-дятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности тер-ритории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам; социальной стабиль-ности и условий предотвращения и разрешения социальных конфлик-тов.В системе показателей -- индикаторов экономической безопасности необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; нор-му безработицы; экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалют-ных резервов; деятельность теневой экономики.Для экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. Пороговые значения -- это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормаль-ному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области эконо-мической безопасности.Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достига-ется при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. журнал Экономист, 2003 г., 21 с. Угрозы экономической безопасности.Сопоставление внутренних и внешних угроз показало, что наиболь-шую опасность для России представляют ее внутренние угрозы. Истоки таких внешних угроз, как возрастание внешней задолженности (более 130 млрд. долл.), сырьевая ориентация экспорта (80--90% экспорта со-ставляет продукция топливно-энергетического комплекса), снижение на 50% объемов внешнеторгового оборота России со странами ближнего зарубежья, обусловлены низкой эффективностью экономики, слабой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей, т.е. являются внут-ренними.Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тен-денции, складывающиеся в социальной и научно-технической сферах. В лучшем положении находится ресурсный потенциал. Россия унаследо-вала от бывшего СССР мощный ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов. Его поддержание обеспечивает разви-тие целого комплекса отраслей материального производства, которые обладают достаточной устойчивостью и позволяют считать Россию ве-ликой державой.Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный по-тенциал России. За 1991--1997 гг. объемы производства сократились в топливно-энергетическом комплексе на 35%, в черной и цветной метал-лургии -- на 50, в лесной и деревообрабатывающей промышленности -- на 60%. При общем достатке и даже перенасыщенности рынков нефти, газа, никеля, руд и концентратов свинца и цинка, фосфатных, апатито-вых руд и калийных солей сложился острый дефицит марганца, хрома, глинозема, концентратов титана, молибдена, олова, редких металлов и ртути. Ранее они поставлялись из Казахстана и Украины. С точки зре-ния воспроизводства ресурсного потенциала, наиболее лимитирующим фактором является резкое сокращение геологоразведочных работ, что сказывается на уменьшении прироста ресурсов.Социальная сфера играет ключевую роль в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности. В ней находят реаль-ное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяются прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и го-сударством, личностью и предприятием. Наибольшую угрозу существо-ванию страны, ее безопасности представляют: резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продо-вольствия и в конечном счете белка; рост бедности в результате абсо-лютного и относительного увеличения числа людей, доходы которых ниже прожиточного минимума, и т.д.Доходы 10% населения с самыми высокими доходами в 13 раз (1997 г.) выше доходов 10% населения с самыми низкими доходами, в то время как в США эта разница составляет 11 раз, а в Западной Европе -- 5--8 раз. Такая дифференциация пи экономически, ни социально не оправда-на. Известно, что уравнительное распределение доходов снижает моти-вацию труда, но и резкая дифференциация не является свидетельством высокой мотивации труда и фактором роста его производительности. В 1980 г. доля лиц, у которых доходы были ниже прожиточного миниму-ма, составляла примерно 10%, в 1993--1997 гг. она повысилась до 25-- 30%. В число бедных попали не только безработные, но и те, кто работа-ет, а это -- показатель низкой эффективности нового распределитель-ного механизма.Все указанные тенденции наряду с сокращением занятости, уменьше-нием доступности образования и, что особенно тревожно, ростом смер-тности и падением рождаемости ведут к ухудшению качества жизни на-селения России. О качестве жизни с известной условностью можно су-дить по такому интегральному показателю, как валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения. В 1997 г. он составил 33--35% от ана-логичного показателя в 1991 г. по СССР. По ВВП на душу населения Россия оказалась ниже уровня всех индустриально развитых стран, в том числе Греции и Португалии, и сравнялась с уровнем Алжира, Бразилии. Экономика переходного периода, Институт экономических проблем перехода, 1999 г., Научно-технический потенциал определяет состояние экономики, возможности ее развития в будущем. Без его обновления и наращивания невозможны поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, возобновление основных фондов базовых отраслей. В настоя-щее время научно-техническая сфера находится в глубоком упадке. Резкое сокращение платежеспособности предприятий привело к уменьше-нию спроса на научно-технические разработки. Наряду со снижением абсолютного и относительного уровня бюджетного финансирования многих новейших видов техники и технологии это привело к сокраще-нию объемов научных исследований. Идет интенсивный отток кадров из науки, утрачиваются научные школы, сокращается потенциал фун-даментальной науки.Эксперты Европейского сообщества считают, что для нормального развития численность работающих в науке должна составлять пример-но 30% всех занятых. У нас же отток кадров набрал такие обороты, что если он сохранится, то к концу века в науке будет занято 25% от уровня 1992 г.В целом обобщение всех угроз экономической безопасности показы-вает, что они охватили важнейшие сферы экономики, затронули фунда-ментальные основы жизнедеятельности человека. Осуществляемая эко-номическая политика, приводящая к спаду, производства якобы в инте-ресах структурной перестройки, искусственно сдерживает развитие, подрывая тем самым основу национальной безопасности.Таким образом, сущность экономической безопасности можно опре-делить как состояние экономики и институтов власти, при котором обес-печиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность -- это не только защищен-ность национальных интересов, по и готовность, и способность институ-тов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных ин-тересов развития отечественной экономики, поддержания социально-по-литической стабильности общества.2. Проблемы переходной экономики.Во второй главе я хочу рассмотреть проблемы переходной экономики в России и других странах, чем были вызваны данные проблемы и по каким показателям были ухудшения.Проблемы переходной экономики в постсоциалистических странах.Практически все пост социалистические страны, с преимущественно индустриальным типом экономики, столкнулись с проблемами переходной экономики. В ходе экономических реформ произошел резкий спад сельскохозяйственного производства. Главной причиной этого спада стало сокращение, с отменой государственных дотаций, покупательского спроса на продуктовые товары, а для многих стран Восточной Европы - также и сокращение агропродовольственного экспорта в республики бывшего СССР. Драматично в 80-90-е гг. шли изменения в группе стран с переходной экономикой. Катастрофическое сокращение ВВП в странах-членах СНГ отбросило эту подгруппу настолько назад, что даже оптимистический прогноз (высокие темпы роста в самом ближайшем будущем) предрекает им нескорое восстановление прежних позиций. Необходимой предпосылкой постепенного преодоления кризисных явлений в странах СНГ стали проводимые там экономические реформы, направленные на формирование рыночной среды. При этом в зависимости от конкретных условий и социально-экономического положения, глубина и темпы системных преобразований в отдельных государствах на начальном этапе существенно различались. Например, если в России и Киргизии доминировали (хотя и не всегда последовательно) элементы «шоковой терапии», то в других странах азиатского региона, а также в Белоруссии создание рыночных механизмов происходило более плавно. Несмотря на сохраняющиеся между отдельными странами различия в механизмах функционирования экономики, в целом можно констатировать, что к настоящему времени в государствах Содружества заложены основы рыночного хозяйства. При этом основным инструментом институциональных преобразований являлась приватизация собственности, находящейся в руках государства. Наиболее интенсивно этот процесс протекал в России, Киргизии, Казахстане и Молдавии. В подгруппе стран Центральной и Восточной Европы, включая Балтию, экономический рост начался уже в середине 90-х гг., и постепенно эти страны, вероятно, восстановят свои позиции в мировом хозяйстве. Наибольшее изменение, особенно в последние двадцать лет, претерпела экономическая мощь главной страны с переходной экономикой Китай. За это время его доля в мировом ВВП возросла примерно в 3 раза, превысив 10% (по данным МВФ- 12%). Китай превратился во вторую по экономической мощи державу мира, обогнав в самом конце 80-х гг. СССР, а в середине 90-х гг. и Японию. Успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики - постепенным осуществлением реформ, асинхронностью экономических и политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных укладов экономики не на базе государственного сектора, а наряду с ним. Во многом благодаря этому были достигнуты высокие темпы экономического роста. Тем не менее, он весьма не равномерен. Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по активизации внешних экономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов носит постепенный характер. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику многовариантно: используются различные организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных экономических зон, дифференционные методы налогового стимулирования инвестиций. Основы экономической теории: учебное пособие, М: Академический проект, 2002 г., 236 с Мировая экономика, Булатов А. С., Москва юрист, 2003 г., 691 с. Проблемы переходной экономики в России. Переходным периодом в России является пост коммунистический переход. В этот период шел резкий спад во всех направлениях экономики государства. Наблюдалось падение аграрного производства. Прежде всего это связано с тем, что и в дореформенное время аграрная экономика страны была в крайне депрессивном состоянии, реформы перевели кризис в явную фазу. Производство сельскохозяйственной продукции пережило основной кризис, вызванный сокращением спроса и шоком адаптации к новому экономическому окружению. Сельскохозяйственные производители начали приспосабливаться к рынку. Тем не менее, спад в аграрном производстве России все пореформенные годы был ниже, чем в промышленности. Это подтверждает в целом спросовую причину кризиса в отросли - низкая ценовая эластичность продовольственных товаров, по сравнению с промышленными потребительскими товарами, определила меньший спад в аграрном секторе. Среди структурных особенностей российской экономики, обусловивших промышленный спад, прежде всего, следует выделить наличие в промышленности обширного неэффективного сектора, включавшего, среди прочих тысячи предприятий такой крупномасштабной отрасли, как машиностроение, а также гипертрофированное развитие военных производств, вовлекавших через сеть межотраслевых связей в сферу своего влияния значительную долю тех отраслей экономики, которые было принято считать «невоенными». Функционирование неэффективного сектора промышленности в плановой экономике обеспечивалось директивным установлением цен, централизованным межотраслевым перераспределением ресурсов и жестким ограничением конкуренции со стороны импорта. Практически единовременная либерализация большинства цен, ознаменовавшая переход к рыночной системе хозяйствования, многократное сокращение военных заказов в 1992 году и разрыв многочисленных производственных связей в результате распада СССР - все это, как указывалось выше, радикально изменило условия промышленного развития в России. Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный по-тенциал России. За 1991--1997 гг. объемы производства сократились в топливно-энергетическом комплексе на 35%, в черной и цветной метал-лургии -- на 50, в лесной и деревообрабатывающей промышленности -- на 60%. При общем достатке и даже перенасыщенности рынков нефти, газа, никеля, руд и концентратов свинца и цинка, фосфатных, апатито-вых руд и калийных солей сложился острый дефицит марганца, хрома, глинозема, концентратов титана, молибдена, олова, редких металлов и ртути. Ранее они поставлялись из Казахстана и Украины. С точки зре-ния воспроизводства ресурсного потенциала, наиболее лимитирующим фактором является резкое сокращение геолого - разведочных работ, что сказывается на уменьшении прироста ресурсов. Системные реформы пост социалистического периода в России прошли длительный путь. Радикальные реформы 1992-1993 гг., под влиянием нарастания социально - экономической напряженности, сменились эволюционным развитием рыночных институтов в последующие годы. Среди преобразований переходного периода главное место занимают изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация (преимущественно в сфере финансов), приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое хозяйство. Необходимо отметить резкое сокращение перераспределения ресурсов через государственный бюджет: доля доходов консолидированного бюджета в ВВП сократилась с 43% в 1989году до 24,5% в 1997 году, а расходов - с 52 до 32,2% (с учетом внебюджетных фондов, т.е. бюджета расширенного правительства, - соответственно до 34 и 41,5%).правда, сокращения государственных расходов нередко происходило бессистемно, без провидения реформ, затрагивающих финансовые обязательства государства (военной, социального обеспечения и др.). журнал Мировая экономика, 2005 г., 11 с. Произошла ликвидация плановой системы управления. Разрушена жесткая вертикальная структура управления предприятиями со стороны государства. Она уступила место горизонтальным связям между российскими предприятиями, а также последних - с иностранными фирмами. В результате либерализации цен в России в середине 1998 года 90% их установились свободно, 5 % - государством и 5% - попадали под государственные ограничения по норме рентабельности (т.е. прибыль от продажи данного товара должна составлять не более определенного процента от себестоимости). Либерализация внешне - экономической деятельности разрушила монополию государства в этой сфере, позволила ликвидировать разрыв между внутренними и внешнеторговыми ценами, привела за счет импорта потребительских товаров к устранению дефицита на внутреннем рынке. В 90-х гг. в России были предприняты три попытки финансовой стабилизации (1992г., 1993-1994гг. и 1996-1997гг.) жесткая финансовая политика, хотя и проводилась очень непоследовательно, привела к постепенному снижению инфляции. Индекс потребительских цен снизился с 2505% в 1992 году до 11% в 1997 году. Вместе с тем снижение инфляции сопровождалось «отсроченной инфляцией» (давлением на экономику невыплаченных государством зар.плат и пенсий, не оплаченных поставок продукции по государственным заказам, нарастанием внутреннего и внешнего государственного долга и т.д.). в результате острого кризиса государственных финансов и девальвации рубля в августе 1998 года произошел новый всплеск инфляции (до 84% в целом за 1998год). Главная причина неоднократного срыва стабилизации заключается в том, что антиинфляционное регулирование не может проводиться в отрыве от реального сектора и ценой снижения производства, т.к. спад его ведет к повышению расходов на единицу продукции, уменьшению сбора налогов и в итоге к бюджетному дефициту. Структурная перестройка промышленности в 90-х гг. происходила под воздействием происходившей интеграции России в мировое хозяйство и сильного ограничения внутреннего спроса вследствие жесткой финансовой политики. В более выгодном положении оказались отрасли, ориентированные на экспорт своей продукции: добыча нефти и газа, металлургия, химическая и легкая, деревообрабатывающая и целюллозно- бумажная промышленность. В тоже время снизилась доля отраслей обрабатывающей промышленности. Предприятия отраслей, ориентированных на ограниченный внутренний спрос (машиностроение, пищевая и легкая промышленность), были вынуждены значительно уменьшить объём продукции. Почти полностью исчезло большое число наукоёмких производств, оказавшиеся неконкурентоспособными в условиях открытости экономики. Наихудшее положение сложилось в отраслях, ориентированных на государственный спрос (в частности, в военно-промышленном комплексе, на долю которого ещё в начале 90-х приходилось около 60% продукции машиностроения) или на значительную государственную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство). Сокращение доли обрабатывающих отраслей, и повышение доли добывающей промышленности называется «утяжелением экономической структуры». Сложившаяся в 90-е годы отраслевая структура российской экономики оказывается фактором, способным затормозить или даже блокировать возобновление экономического роста. Главными ограничителями здесь выступают трудности топливно-энергетического комплекса (в связи с исчерпанием легкодоступных ресурсов) и долговременная мировая тенденция сокращения относительно спроса на сырьё и топливо, т.е. главных товаров российского экспорта. Вместе с тем в указанные годы сократилась доля реального сектора (промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта) в ВВП и увеличилась доля услуг. Если в 1990 году на реальный сектор приходилось 60,5%, а на услуги 32,6% ВВП, то в 1997 году соответственно 39,5 и 52,4%. Это отражает позитивные сдвиги в экономической структуре. Для России важное значение имеет рост объёма финансовых услуг, которые ранее отсутствовали или были развиты очень слабо. В результате отмеченных сдвигов в отраслевой структуре промышленности, нарастания технического отставания от развитых стран, износа производственного аппарата в 90-х гг., снизилась производительность труда в российской промышленности, и выросли различия по этому показателю между Россией и развитыми странами. Таким образом, практически все пост социалистические страны, с преимущественно индустриальным типом экономики столкнулись с проблемами переходной экономики. Для России этот период ознаменован распадом СССР, движением из коммунизма. Системные реформы в России и других странах прошли длительный путь. Среди преобразований переходного периода главное место занимает изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация, приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое хозяйство. Экономика переходного периода, Институт экономических проблем перехода, 1999 г., 345 с. 3. Стратегия экономической безопасности в переходный период и на перспективу. В последней главе своей курсовой работы я хочу рассмотреть, какой же должна быть стратегия экономической безопасности в переходный период и на перспективу, каковы её аспекты и главная цель. Иногда утверждают, что в переход-ный период главное -- обеспечить выживание экономики и всей стра-ны, затем -- ее стабилизацию и только в перспективе -- развитие. В дей-ствительности критерий выживания, очень размыт. Никто не может определить, когда сокращение производства достигнет своего предела и наступит стабилизация. Уже в течение многих лет продолжается спад, и вслед за ним меняется наше представление о выживаемости экономики и начале ее стабилизации. Культивируется представление о «могучей руке» рынка, о ее невиди-мой простому глазу силе, которая сама найдет точку отсчета для буду-щего развития. Действительно, в рыночной системе хозяйствования за-ложены огромные потенциальные силы жизнестойкости, но ее возмож-ности не могут реализовываться без экономической стратегии, вырабатываемой на более широкой, чем рыночная, информационной базе. Рынок и предпринимательство -- это только, по выражению аме-риканского экономиста В. Леонтьева, «паруса» экономики, и без руле-вого управления, методом проб и ошибок рынок будет очень долго ис-кать направление и траекторию развития. Основой государственной стратегии экономической и в целом наци-ональной безопасности должна быть идеология развития (система науч-ных взглядов, включающая не только экономику, но и философию, социологию, информатику, право, политологию и геополитику и т.д.), которая учитывает стратегические приоритеты, национальные интере-сы, вследствие чего угрозы безопасности сводятся к минимуму. Если рыночные силы в течение семи лет не могут сами вывести страну на путь развития, то нужно на базе глубокого анализа рыночной ситуации зало-жить основы подъема производства. Без идеологии развития, без куль-тивирования промышленного и научно-технического подъема нельзя решить такие задачи экономической безопасности, как увеличение до-ходов бюджета, обеспечение приемлемого уровня занятости населения, повышение качества жизни и социальной защищенности населения. Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в восстановле-нии в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структу-ры экономики и образование промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для перелива капитала в новое русло развития экономики, отличительная особенность такого подхода к структурной политике заключается в сочетании межотраслевого и то-варно-продуктового подходов. Конечно, рынок может определить, ка-кие виды продукции и в каком объеме выгодно производить. До приоб-ретения товара потребитель лишь ориентировочно может знать, како-вы его рентабельность и доходность. Но ориентиры, своего рода «коридор роста», вырабатываются в рамках структурной политики как составной части макроэкономического регулирования. Поэтому выбор того или иного товарно-продуктового набора в разрезе новой струк-турной политики должен осуществляться на основе глубокого изучения реальных товарных рынков и отвечать принципам окупаемости, возврат-ности и соблюдения нормы прибыли. Возобновление экономического роста требует восстановления плате-жеспособного спроса, как в потребительском секторе, так и в инвестици-онном. Низкий платежеспособный спрос приводит к исчезновению мно-гих видов производств, особенно в условиях сильно милитаризованной и монополизированной экономики. Платежеспособный чрезмерный спрос, особенно при снижении производства и соответственно предло-жения товаров и услуг, - ведет к росту цен, создает «нагрузку» на эмиссию денег и способствует тем самым усилению инфляции. При проведении политики расширения платежеспособного спроса надо учитывать глубокие различия в платежеспособности тех или иных социальных групп населения, чтобы в достатке были товары одного назначения, как по высоким, так и по относительно средним и низким це-нам. Важный элемент данной политики -- сочетание спроса, с одной стороны, на товары, материальные блага, а с другой -- на услуги финансо-во-кредитных учреждений. Оптимальная структура платежеспособного спроса населения, раз-витие всех сегментов потребительского и фондового рынков позволяют снизить издержки производства и обращения и тем самым замедлить повышение цен. Вместе с тем активизация спроса на ценные бумаги по-рождает иллюзию быстрого обогащения, что возможно для отдельных граждан, но нереально для сколько-нибудь большого их числа и тем более для социальных групп. Но основное рассредоточение спроса, переклю-чение на рынок ценных бумаг возможны в условиях строгого выполне-ния финансово-кредитными учреждениями, а также государством своих обязательств перед гражданами. Для населения важно также предсказу-емое изменение курса национальной валюты. Словом, рынок ценных бумаг должен быть «прозрачным» для его участников, а для населения должны быть ясны пределы его стабильности и нестабильности. . Расширение совокупного спроса требует активизации инвестицион-ной политики. Особую роль в решении этой задачи играет государство, через систему закупок оно формирует стабильные условия хозяйствова-ния, создавая импульсы к инвестированию прибыли и амортизацион-ных отчислений. Проводя структурную политику, определяя важнейшие целевые про-граммы, государство прямо формирует состав необходимых строитель-ных объектов. В условиях бюджетного дефицита необходимо соблюде-ние жестких требований по срокам окупаемости и возвратности средств. Это всегда было самым слабым звеном экономики бывшего СССР. Но государство не может, ссылаясь па дефицит бюджета, освободить себя от принятия крупных инвестиционных решений, затрагивающих интере-сы национальной безопасности. В условиях нестабильности и высокой степени риска оно должно осуществлять инвестиции на долевых, парт-нерских началах с отечественными и иностранными компаниями. Осо-бый предмет заботы инвесторов -- гарантии возвратности и стабильно-сти средств, а также достаточно крупные масштабы их вложений. В тех случаях, когда государство принимает решение об участии в инвестиционном проекте, гарантии, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов существенно повышаются. Возобновление и расширение инвестиционного спроса во многом затруднены из-за чрез-мерного превышения доходности вложений в ценные государственные бумаги по сравнению с нормой рентабельности реального сектора эко-номики. Поэтому без снижения доходности спекулятивных сделок не-возможно восстановить стимулы к инвестициям и создать условия для возобновления экономического роста. Обычно в политике подавления инфляции упор делают на сокраще-ние и нормализацию бюджетного дефицита. Но в бюджетной политике опасен простой арифметический подход, согласно которому расходы не должны превышать доходы. Без структурной и промышленной полити-ки, нацеленной на извлечение доходов, нельзя быть уверенным, что со-кращение бюджетного дефицита приведет к положительным результа-там в экономике. На нынешнем этапе переходного периода главным направлением снижения инфляции, на наш взгляд, является решение одной из самых сложных задач -- стабилизации цен и их снижения в естественных моно-полиях, оказывающих огромное влияние на общий уровень цен произ-водителей продукции. Разумеется, если спрос превышает предложение, экономика дефицитна, а денежная масса увеличивается более высокими темпами, чем того требует естественный кругооборот капитала и товар-ной массы, то предпосылки для роста цен налицо. Но также верно и то, что искусственно сдерживаемый рост массы денег для прекращения рос-та цен наносит экономике прямой ущерб, возникает так называемый кризис неплатежей и на самом деле -- недофинансирование оборотного капитала. Без возобновления финансирования оборотно-го капитала в бюджет поступают платежи из прибыли, налог на добав-ленную стоимость, а предприятия не имеют средств, чтобы поддержи-вать воспроизводство оборотного капитала, выплачивать своевремен-но заработную плату. Регулирование денежной массы -- самый простой способ регулиро-вания платежеспособного спроса и инфляции. По форме и по существу это очень грубый способ, он напоминает жесткие административные методы воздействия на экономику. Более сложным и многофакторным способом подавления инфляции является обеспечение стабилизации из-держек производства и цен. Можно с уверенностью утверждать, что ста-билизировать цены только в русле монетаристской политики, т.е. путем жесткого регулирования денежной эмиссии, сжатия бюджетного дефи-цита, невозможно. Чем больше времени проходит после либерализации цен, тем яснее становится, что стабилизация цен невозможна без стаби-лизации издержек производства и обращения, а также повышения про-изводительности труда. Решить эту задачу только с помощью единовре-менного отпуска цен нельзя. Здесь требуется целая система мер по созда-нию условий для развития конкуренции, а именно: — формирование структурной политики и приоритетов националь-ной экономики на основе выработки общих позиций государства, феде-ральных органов власти, субъектов Федерации и деловых кругов по этой проблеме; -- существенное увеличение числа малых и средних предприятий; развитие рынка ценных бумаг как инструмента стимулирования сбережений населения и аккумуляции средств для осуществления инвес-тиционных проектов; сокращение разрыва между рентабельностью учреждений финан-сово-банковской системы, торговли и отраслей промышленности и сель-ского хозяйства. Это возможно при росте числа надежных банков, фи-нансовых и страховых компаний, расширении состава услуг, которые они оказывают физическим и юридическим лицам, а также при расши-рении объемов производства, пользующихся спросом товаров. Сегодня рентабельность финансово-банковских и страховых операций в десят-ки, а по отдельным операциям в сотни раз превышает рентабельность производства; разработка надежной законодательной базы и надежных методов контроля за обоснованностью калькуляции затрат, что требует суще-ственного повышения качества бухгалтерского учета и широкого раз- вития аудиторских служб; принятие гибкой антимонопольной политики, направленной на выявление увеличения прибыли и рентабельности за счет нарушения правил конкуренции; построение системы анализа, прогнозирования и регулирования всей совокупности цен -- от закупочных и оптовых до потребительских. Глубокий факторный анализ цен поможет выявить основные очаги рос-та издержек производства и обращения и послужит основой для разра-ботки системы мер по снижению затрат. Главным объектом регулиро-вания должны быть как соотношения в уровнях цен, так и темпы их при-роста; -- создание кодекса правил и этики конкуренции, с тем, чтобы учиты-вались национальные интересы, а методы конкурентной борьбы носили добросовестный характер. Основа конкурентной среды заложена в отношениях собственности. Без оптимальной структуры собственности, без механизма персонифи-кации собственности не может быть и ответственности за ее сохранение, приумножение, эффективное использование. Обобщение опыта россий-ской экономики показывает, что мотивационный механизм и стимулы эффективного использования собственности не возникают автоматичес-ки с изменением формы собственности, с приватизацией и акциониро-ванием государственной собственности. журнал Экономика и управление, 2002 г., 17 с. В условиях переходного периода не подтвердилось мнение, что от-ход от глобальной государственной собственности явится инструмен-том преодоления бюджетного дефицита. Всем -- и собственно государственным предприятиям, и акционерным обществам, и частным компа-ниям, и многим банкам -- не хватает средств даже на выживание, не говоря уже о развитии. Поэтому спрос на бюджетные средства чрезвы-чайно высок. Этот финансово-бюджетный «голод» в производственной сфере не позволил осуществить задуманный еще в 80-е годы крупный маневр, заключавшийся в переходе к развитию материального произ-водства на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Почему изменение отношений собственности не стало фактором раз-вития конкуренции и повышения эффективности экономики? Причин этому несколько. Во-первых, не сформировался активный собственник. Акционирование не привело к появлению менеджеров, способных пред-ложить новые стратегии развития с большей долей риска; зачастую ме-неджеры ставят личные интересы выше интересов компании и максими-зируют свой доход, а не доход компании. Во-вторых, не отлажен меха-низм открытия собственного дела, а также перепрофилирования предприятий, подлежащих банкротству, и ликвидации несостоятельных предприятий. В-третьих, незначительна доля мелких и средних собствен-ников, которые формируют конкурентную среду, а также перспектив-ных собственников и менеджеров. В-четвертых, по нашему мнению, это одна из главных причин -- медленное формирование института юриди-ческой защиты прав собственности и выполнения контрактов, догово-ров и обязательств. В условиях рыночной экономики резко сужается роль государства, его предприятий как производителей товаров и услуг, в то же время его роль как законодателя правовых норм хозяйствования, финансовой де-ятельности, арбитра при разрешении споров возрастает, усиливаются надзорные и контрольные функции за своевременным и точным испол-нением принятых законов. В последние годы резко повысилась актив-ность государства как законодателя, но утратила свои позиции судеб-ная власть. Слабость судебной власти выражается в том, что она лиша-ет субъектов рынка уверенности в надежной защите властными структурами их интересов, закрепленных законодательно. Одно из направлений соблюдения стратегических интересов безопас-ности' состоит в создании системы гибкого регулирования рыночной экономики. Разумеется, само по себе регулирование не гарантирует бе-зопасности. Оно может оказаться не только полезным, но и вредным, если пытаться восстановить не оправдавшие себя формы регулирования. Прежде всего, нельзя забывать, что речь идет о регулировании не про-сто экономики, а рыночной ее модели. Важно не только не нарушить механизмы само регуляции, но и создавать условия для наиболее эффек-тивной работы этих механизмов. Для этого субъекты рынка должны располагать достаточно полной информацией о развитии экономики в це-лом; задачах структурной политики; приоритетах государственной под-держки; насыщенности и дефицитах рынка, так называемых провалах рынка; прогнозируемых макроэкономических показателях и т.д. Конеч-но, столь сложную задачу выполняют не только государственные управ-ленческие структуры, но и общественные и частные аналитические цен-тры. В самом общем виде роль государства состоит в познании причин-но-следственных и иных зависимостей в рыночной экономике, в предупреждении таких стихийных моментов развития, которые угрожа-ют национальной безопасности, в определении сфер, способных дать в перспективе наибольшую прибыль. В систему гибкого государственно-го регулирования целесообразно включить следующие основные подси-стемы; макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие пра-вила и параметры хозяйствования для всех типов организаций; индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты струк-турной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций; более жесткое планирование деятельности государственных пред-приятий, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом. Сущность и стратегия экономической безопасности не исчерпываются проблемами восстановления экономического роста на основе новой структурной политики, удовлетворения потребительского и инвестицион-ного спроса, развития рынка ценных бумаг, создания конкурентной сре-ды, оптимизации отношений собственности и менеджмента, создания гибкой системы государственного регулирования рыночного типа. Стра-тегия не станет действенным инструментом политики, если не будут кон-кретизированы задачи безопасности в отдельных сферах экономики: в отраслях материального производства; в научно-технической, социаль-ной и внешнеэкономической сферах; в регионах. Еще один аспект стратегии экономической безопасности -- устойчи-вость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках мо-нетаристского подхода в России пока не удалось обеспечить стабиль-ность валюты. Между тем проблема устойчивости национальной валю-ты приобретает, пожалуй, важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов. С полной либерализацией цен курс рубля становится од-ним из главных факторов, влияющих на издержки производства и обра-щения, уровень и динамику цен. Причем, если в 1992 и частично 1993 г. курс валюты зависел от динамики цен, то теперь он сам становится фактором, воздействующим на цены. Это показал октябрь 1994 г., когда резкое снижение курса рубля сразу же привело к существенному росту цен. Главная опасность девальвации рубля в 1998 г. состояла в дестаби-лизации системы цен, прежде всего, удорожании продовольствия и про-мышленных товаров. Расчет на удешевление товаров отечественного производства был не обоснован, поскольку механизм конкурентного цено-образования еще не налажен во многом из-за спада отечественного про-изводства. Экономическая безопасность, В. К. Сенчагова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 2000г., В связи с падением масштабов отечественного производства, особен-но в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, низкой конкурентоспособностью этих отраслей, слабой таможенной политикой, не скоординированной с системой налогового поощрения развития на-званных отраслей, объем розничного товарооборота примерно на 35-50%, а в Москве и других крупных городах на 70-80% зависит от импор-тных поставок. Поэтому резкие колебания курса рубля ведут к повыше-нию внутренних цен на импортные товары, что при отсутствии конкуренции и спаде производства является сигналом для повышения цен на отечественные товары. Валютный курс должен устанавливаться на основе определения сред-невзвешенного курса по всем сегментам валютного рынка, включая меж-банковский оборот валюты. Необходимо пополнение золотовалютных резервов, что упирается, с одной стороны, в развитие золотодобываю-щей промышленности, в недальновидность политиков и бизнесменов, недооценивающих роль золота в современной экономике, с другой сто-роны, в состояние платежного баланса и его зависимость от экспорта топливно-сырьевых ресурсов, чрезмерно большие объемы вывоза рос-сийского капитала за границу в его крайней форме -- «бегства» капита-ла. С 1997 г. наблюдалось ухудшение платеж-ного баланса страны из-за резкого сокращения мировых цен на нефть, что осложнило формирование валютных резервов и создало негативное давление на курс рубля. Центральный банк России, был вынужден выку-пать долговые обязательства Минфина, отвлечь часть валютных ре-зервов на поддержание ликвидности рынка ценных бумаг и этими свои-ми действиями подрывает базу устойчивости рубля. Необходимо устра-нить общеэкономические причины падения курса рубля, а они кроются в недрах самой экономики, в глубоком спаде производства, в ее неэф-фективной структуре. В стратегических интересах России перейти от политики спада производства, выжидания результатов саморазвития рыночной системы к политике восстановления экономического роста, что невозможно сделать без консолидации политических сил, способ-ных вывести страну из глубокой депрессии. Стратегической целью обеспечения экономической безопасности яв-ляется создание приемлемых условий для жизни и развития личности, со-циально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влия-нию внутренних и внешних угроз. Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего на поддержание достаточного уровня производ-ственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдель-ными слоями и группами населения, отдельными нациями и народно-стями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнитель-ной и судебной власти, общественные и иные организации и объедине-ния. Таким образом, государственная стратегия может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенных требований. Во-первых, необходи-мо четко разграничить функции аппарата Президента Российской Фе-дерации и правительства, а также федеральных органов исполнитель-ной власти. Во-вторых, должны быть определены задачи федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государствен-ному управлению между федеральными органами и органами исполни-тельной власти субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти. В-третьих, требуется адекватное информацион-ное обеспечение регулирующей функции государства. Некоторые важные положения государственной деятельности по обес-печению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год. журнал Макроэкономика, Москва, 2003 г., 18 с. Заключение. Таким образом, экономическую безопасность можно опре-делить как состояние экономики и институтов власти, при котором обес-печиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность -- это не только защищен-ность национальных интересов, по и готовность, и способность институ-тов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных ин-тересов развития отечественной экономики, поддержания социально-по-литической стабильности общества. Практически все пост социалистические страны, с преимущественно индустриальным типом экономики столкнулись с проблемами переходной экономики, представляющими угрозу экономической безопасности. Для России этот период ознаменован распадом СССР, движением из коммунизма. Системные реформы в России и других странах прошли длительный путь. Среди преобразований переходного периода главное место занимает изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация, приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое хозяйство. Государственная стратегия экономической безопасности в переходный период может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенных требований. Во-первых, необходи-мо четко разграничить функции аппарата Президента Российской Фе-дерации и правительства, а также федеральных органов исполнитель-ной власти. Во-вторых, должны быть определены задачи федерального и местного уровня и соответствующее разграничение по государствен-ному управлению между федеральными органами и органами исполни-тельной власти субъектов Федерации при обеспечении единства систем исполнительной власти. В-третьих, требуется адекватное информацион-ное обеспечение регулирующей функции государства. Некоторые важные положения государственной деятельности по обес-печению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год. Список литературы. 1. Экономическая безопасность, В. К. Сенчагова, Москва ЗАО «Финстатинформ», 2000г., 670 с. 2. Экономика переходного периода, Институт экономических проблем перехода, 1999 г., 1345 с. 3. Основы экономической теории: учебное пособие, М: Академический проект, 2002 г., 544 с. 4. Мировая экономика, Булатов А. С., Москва юрист, 2003 г., 734 с. 5. Макроэкономика (СПб Питер), 2002 г., 432 с. 6. журнал Экономист, 2003 г., 35 с. 7. журнал Мировая экономика, 2005 г., 25 с. 8. журнал Экономика и управление, 2002 г., 37 с. 9. журнал Макроэкономика, Москва, 2003 г., 48 с.
|
|