БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Экономическая политика государства

Экономическая политика государства

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кафедра экономической теории

Контрольная работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

по теме: «Экономическая политика государства»

Выполнила:

студентка 1 курса ФЭМ

специальность: 080109

учебный шифр: № С409001

Голиченкова Т.А.

Серпухов

2010

Содержание

1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты

2 Финансовая система и бюджетно-налоговая политика

3 Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

Список использованной литературы

1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты

Экономическая политика - это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (рис 1).

Рис 1. Субъекты исполнения экономической политики

Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

· Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

· Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

· Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность - «пирамиду целей» (рис 2).

· Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.

· Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

Рис 2 Пирамида целей

Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде рис 3.

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом - в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий.

В условиях развитой рыночной экономики складываются следующие предпосылки и характер экономической политики государства. Такая политика прежде всего зависит от степени огосударствления национальной экономики (этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяйства). Важное значение также имеет характер развития рыночных отношений. В условиях более или менее стихийного развития рынка неизбежно возникает нарушение устойчивости, нормального равновесия в важнейших пропорциях (соотношениях) макроэкономики (в общем равновесии спроса и предложения товаров, в денежном обращении, в занятости трудоспособного населения и др.).В силу этого политика государства направлена на достижение экономической стабилизации (лат. stabiles - устойчивость) и установление равновесия основных экономических пропорций.

Рис. 3

Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные последствия стихийного развития рынка и добиться следующих улучшений социально-экономического положения страны.

Во-первых, отрицательным последствием развитой рыночной экономики, каким является периодически повторяющийся кризис (спад) всего производства страны. Он вызывает большие нарушения нормальных хозяйственных связей, увеличивает численность безработных и ведет к значительному уменьшению доходов общества. В противовес этому правительство страны призвано проводить политику устойчивого экономического роста. Это улучшает благосостояние всех членов общества.

Во-вторых, даже при отсутствии экономического кризиса рыночная система порождает безработицу. Этим она обрекает часть трудоспособного населения на все тяготы, связанные с утратой средств существования и нормальной жизнедеятельности.

В-третьих, большим для населения страны является свойственная рынку инфляция. Стремительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные связи, вызывает падение реальных доходов всех граждан.

В связи с этим постоянным долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения. Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя торговля может привести к ухудшению экономического положения страны. Это произойдет, если объем импорта (закупленных за рубежом товаров) существенно превысит объем экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные товаропроизводители. Поэтому важной целью государства является проведение успешной внешнеторговой политики. Это достигается, если увеличивается показатель чистого экспорта (разница между объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство. Не трудно видеть, что наибольшего успеха правительство страны достигает, когда одновременно обеспечивает существенный рост национального дохода, наибольшую занятость трудоспособного населения, низкие темпы инфляции и увеличение чистого экспорта.

Научный подход к экономической политике означает прежде всего выяснение тех взаимозависимостей, которые существуют между рассмотренными основными параметрами (показателями) национального хозяйства.

Экономическая теория установила следующие виды взаимосвязей:

взаимодополняющие показатели. Между ними складывается прямая пропорциональная зависимость. Так, например, чем выше темпы экономического роста, тем больше занятость трудоспособного населения;

взаимозаменяемые параметры. Между ними существует обратная пропорциональная зависимость. Именно так взаимосвязаны, скажем, безработица и инфляция

нейтральные: изменение одного показателя никак не влияет на другой. Наверно трудно обнаружить взаимодействие таких параметров, как безработица и чистый экспорт.

Чтобы можно было регулировать все секторы национального хозяйства, знание количественных зависимостей между его отдельными процессами требуется дополнить современными научными представлениями о макроэкономических показателях.

Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

устойчивый рост национального производства;

поддержание эффективного размера занятости;

стабилизацию уровня цен;

обеспечение внешнеторгового баланса.

Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:

регулирование капиталовложений;

регулирование сбыта;

регулирование рынка рабочей силы;

стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

установление максимальной продолжительности рабочей недели;

установление минимальной величины заработной платы;

установление порядка взносов на нужды социального страхования;

государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.

Помимо вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.

Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику.

К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.

Экономические функции правительства это:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

При изменении политической обстановки наблюдаются перемены в экономической политике.

Управление экономикой -- это целенаправленное воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных предприятий и фирм для достижения намеченных целей.

В процессе управления экономическими процессами на уровне всего общества осуществляется сбор и анализ информации о ходе и перспективе производственной деятельности, принимается решение, постановление, законы обязательные для исполнения.

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы, является предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает также меры, как предоставление законного статуса частным предпринимателям соответствующие права и гарантии предпринимательства. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. В соответствии с принятыми законами правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи противозаконной экономической практики, применяет власть для наложения соответствующих наказаний.

Государство также представляет услуги обществу в форме содержания государственных структур, обеспечивающих поддержание общественного порядка: суд, прокуратура, полиция и т.п., а также вводит стандарты измерения веса, качество продуктов, поддержание денежного обращения и правил функционирования рынка товаров, капитала и рабочей силы.

Государство стоит на защите конкуренции, то есть создает условия для состязательности между предпринимателями за более выгодные условия реализации результатов своего производства, с одной стороны и состязательности между производителями и покупателями за кошельки потребителей товаров и услуг. В этом случае сама конкуренция рассматривается как форма творческой деятельности и свободы, когда все участники рынка подчиняются диктату покупателя или требованиям потребителя. При конкуренции вопрос о спросе и предложении товаров и услуг решается с помощью рыночной цены. Это значит, что индивидуализация производителя и поставщики ресурсов могут достигнуть желательных результатов лишь в том случае, если они приспосабливаются к желаниям и потребностям потребителей, покупателей.

Силой противопоставления конкуренции является монополия. При возникновении монополии ситуация резко меняется, поскольку на передний план выходят интересы производителей, которые могут устанавливать цены в ущерб всему обществу.

В странах Запада правительства устанавливают контроль над монополиями, и это оно делает двумя способами.

Во - первых, правительство с помощью "естественных монополий" оказывает прямое воздействие на ценообразование многих видов товаров, услуг, сырьевых источников и т.п. В этих сферах правительство формирует комиссии для регулирования цен. Кроме этого, правительство устанавливает стандарты на предоставление услуги.

Во - вторых, важным противодействующим фактором диктату монополий является система антимонополистических и антитрестовых законов с целью защиты свободы предпринимательства в качестве эффективного регулятора поведения малых, средних и крупных представителей бизнеса.

В развитых капиталистических странах существует глубокая дифференциация населения по величине получаемых доходов, что является причиной определенного социального неравенства во взаимоотношениях различных классов в обществе.

С целью снижения этой напряженности правительство берет на себя задачу уменьшения неравенства в доходах. Эта задача находит свое разрешение в ряде политических и экономических мер, предпринимаемых правительствами стран с рыночной экономикой. Среди этих мер следует указать на трансфертные платежи, обеспечивающие выплаты остронуждающимся малообеспеченным, инвалидам, безработным. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем экономическим структурам, которые не могут существовать без поддержки правительства, к примеру, сельское хозяйство.

Важным направлением перераспределения доходов является вмешательство правительства в процессе формирования рыночных цен. Это достигается путем гарантийных цен на продукцию фермеров, а также законодательства о минимальных ставках заработной платы.

Государство активно стимулирует спрос и предложения товаров и услуг, потребление которых приносит обществу пользу. Существуют определенные виды товаров и услуг, которые называются государственными или общественными благами, которые рыночная система несклонна производить в силу особой дороговизны или отсутствия прибыли.

Классическим примером общественного блага предоставляемого обществу со стороны государства служат организации экологического назначения, навигационные системы -- строительство морских маяков, предостерегающих корабли от кораблекрушений. Другими видами общественных благ является национальная оборона, регулирование паводков, строительство дорог и т.п. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться указанными благами и услугами, финансировать их должен государственный сектор за счет налогов, пополняющих государственную казну.

Указанные виды услуг порождают некомпенсируемые издержки, то есть затраты больше чем выручка, получаемая от реализации этих услуг. В данном случае речь идет о так называемых издержках перелива. Наиболее известными издержками перелива связаны с загрязнением окружающей среды (затраты на сооружения очищающие воду, воздух, содержание инспекций и т.п. покрывается за счет государственного бюджета).

Государство осуществляет комплекс мер, направленных на стабилизацию развития производства посредством проведения политики полной занятости ресурсов (капиталов, сырья, рабочей силы и поддержания стабилизации уровня цен).

Для того, чтобы вмешательство правительства в политику было эффективным, в обществе получает соответствующее развитие государственный сектор экономики как важнейший экономический фундамент общественного развития.

Воздействие государства на экономику наиболее ощутимо через налогообложение и правительственные расходы. Однако существуют много других путей вмешательства государства в экономическую жизнь страны о чем было сказано ранее.

Среди важнейших причин, порождающих необходимость роста государственного сектора в экономике, следует назвать такие, как рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (преодоление нищеты и сокращение неравенства доходов и другие).

Само государственное вмешательство в экономику осуществляется в трех направлениях -- это вмешательство федерального правительства, правительств в штатах и местных органов власти. Каждая из указанных ветвей государственного сектора имеет в себе доходы, соответствующие денежные источники и расходы своих бюджетов.

Доходы федерального бюджета формируется за счет нескольких статей: личных подоходных налогов -- 46%, налогов с фонда заработной платы -- 35%, налогов на прибыль корпораций --10%, других налогов -- 10%, куда входят акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги на дарение и т.п.

Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (на страховые взносы по пенсионному обеспечению, бесплатной медицинской помощи), выплачивают работодатели и лица наемного труда. Акцизные налоги взимаются с ограниченного количества товаров: алкогольные напитки, табак, бензин. Расходы федерального бюджета характеризуются широким разнообразием и на 80% составляют три величины ставки расходов бюджетных средств: 1. Помощь престарелым, безработным, инвалидам, малообеспеченным гражданам страны, что составляет 40%. 2. Национальная оборона --28%. 3. Процент по государственному долгу -- 14%.

Финансы штатов характеризуются своими особенностями. Во-первых, доходы формируются в основном за счет налогов с продажи (налоги с оборота, акцизные сборы), которые составляют около 50%. Во-вторых, налоги с физических лиц (подоходный налог) составляет 31%, лицензии, визы -- 9%.

Расходная часть бюджета штатов покрывает затраты на образование (24%), социальное страхование (12%), общественную безопасность (7%). Каждый штат в соответствии со своими законами устанавливает нормы расхода на перечисленные нужды, что порождает значительные колебания в размерах налоговых поступлений и расходов.

Доходы местных органов власти (округов, муниципалитетов, районов) в основном поступают от поимущественных налогов (74% в 1987 г.), налогов с продажи и акцизов (11%). В настоящее время статьей доходов местных органов власти стали так называемые "неналоговые поступления" в виде лотерей и субсидий федерального правительства и власти штатов.

Главными статьями расходов местных бюджетов является финансирование образования -- 43%, здравоохранения и социальной защиты -- 12%, потребности в сохранении и защите окружающей среды и жилищные расходы -- 11%.

Финансы госсектора являются наиболее полным отражением экономической деятельности государства, поскольку госсектор все больше и больше становится субъектом хозяйственной деятельности. Через состояние финансов государственных органов можно судить об уровне производственной деятельности в этом секторе экономики. Через распределение финансовых средств правительство раскрывает содержание и характер распределительных отношений в обществе с рыночной экономикой. Дело в том, что система распределения финансовых средств в госсекторе осуществляется в соответствии с действующим законодательством, что само по себе представляет собой пример требований закона. С другой стороны развитие госсектора ведет ко все большему и большему его влиянию на общие тенденции развития экономики страны, что дает основание утверждать положительные результаты воздействия госсектора в качестве определенного стандарта применительно к сфере хозяйственной деятельности.

2 Финансовая система и бюджетно-налоговая политика

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на рис 4.

Рис 4

Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика - совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на рис 5.

Рис 5

Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой . Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка - это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера . Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (рис 6).

Рис 6. Кривая Лаффера

Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.

Государственный бюджет - план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. таблицу 1) :

Таблица 1

Структура государственного бюджета

Доходы

Расходы

* Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др.

* Доходы от государственной собственности, госпредприятий, госторговли и др.

* Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов

* Прочие доходы

* Финансирование экономики

* Социально-культурные и целевые программы

* Оборона

* Управление

* Трансферты

* Кредиты и помощь другим государствам

* Платежи по государственному долгу

Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.

· Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

· Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

· Фактический дефицит - общий дефицит госбюджета.

· Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Структура государственного долга показана на рис 7.

Рис 7

Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:

· существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

· вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

· увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

· перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом.

3 Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на рис 8.

Рис 8

Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.

Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта - важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление - влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Институты кредитно-денежной политики

Инструменты политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная политика

Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).

Валютная политика

Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает

Политика открытого рынка

Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Кредитно-денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Список использованной литературы

1. Борисов Е.Ф., Волков Ф.И.. Основы экономической теории. "Высшая школа". М., 2003 г.

2. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. "Наука", 2006 г.

3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А.В. Сидоровича. М.: ИППК МГУ, 2006 г.

4. Миронов В.А. Экономическая теория. М. , 2004 г.

5. Сакс Дж.С., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. М. Дело. 2006.

6. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М. 2004.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011