Экономическая политика Республики Беларусь
Экономическая политика Республики Беларусь
РЕФЕРАТ Экономическая политика государства: курсовая работа, 26 стр., 17 источн., 2 рис. Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, КРИЗИС, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЗАНЯТОСТЬ Цель работы - отразить преимущества и недостатки экономической политики государства. Объектом исследования является экономика страны. Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического. Исследования и разработки: результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия экономической политики государства, предмета и метода экономической политики государства, отражены особенности экономической политики Республики Беларусь. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. ВВЕДЕНИЕ
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности . Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики . Теоретически понятие государственной экономической политики шире , чем понятие государственного регулирования экономики , так как первая может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (Известный принцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования, а о его масштабах , формах и интенсивности . Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны . Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность , заключается в нарастании проблем , трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. Оно решает различные задачи : это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Цель данной курсовой работы - отразить преимущества и недостатки экономической политики государства. Задачи, которые следует выполнить: 1. Дать понятие экономической политике, а также отразить предмет и метод экономической политики. 2. Показать преимущества и недостатки экономической политики 3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь. 1 Сущность и определения понятий «политика» и «экономическая политика»
Политика -- слово греческое, означает «государственную или общественную деятельность», связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, сущность которой состоит в завоевании, удержании и использовании государственной власти. Платон и Аристотель рассматривали политику как науку об обществе, государстве. Бисмарк считал политику «искусством возможного». Двойственность воззрений на политику разделяют многие авторы. Скорее всего, политика есть одновременно и наука, и искусство. Это положение, по нашему мнению, подтверждает тезис Дж. М. Кейнса о том, что «политика обычно руководствуется теоретическими наработками двадцатилетней давности». В.И. Ленин считал, что самое существенное в политике это «устройство государственной власти». Политика «... есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства». Устаревшие теории и неординарность действительности заставляют политиков проявить искусство, творить, отходить от канонов науки. Понятие «политика» интерпретируют также в зависимости от специфики науки или сферы деятельности. Так, субстанциональные определения ориентируются на раскрытие первоосновы понятия «политика». Это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание, использование. М. Вебер в этом смысле рассматривал политику как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990. С. 646). Определения политики с позиций права трактуют ее как специализированную деятельность по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. п. Определения политики с позиций экономической науки и практики в основном покоятся на концепциях экономического детерминизма. Политика детерминируется материальным производством. Ее характеризуют как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики (В.И. Ленин). В этом случае политика, утрачивая самостоятельность, сохраняет относительную автономию. В целом, согласно этой концепции, она функционирует по объективным экономическим законам, не зависящим от воли субъектов. Теоретически обоснованная К. Марксом и В. Лениным, эта концепция прошла испытание практикой и оказалась несостоятельной на некоторых этапах жизни Советского Союза, в деятельности его отдельных руководителей. С позиций современной науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных, равноправных областей общественной жизни. Экономическая политика. Определения понятия «экономическая политика». Приведем определения ряда авторов. А.А. Мануйлов: «Экономическая политика как отдел экономики составляет, прежде всего, отрасль знания. Она не ставит вопросов: что должно быть и как достигнуть должного? Это задача экономической политики как искусства, а не как отдела науки об экономических явлениях. В качестве отрасли знания экономическая политика исследует, то есть объясняет действительность. Исследуя ее с точки зрения телеологического начала, она связывает явления понятиями цели, средства и достигнутого результата. Она подводит явления, с которыми оперирует, под эти категории и ставит их в определенные соотношения между собой. Экономическая политика, берущая на себя указание должного и подыскание средств для его осуществления, становится на почву практического искусства управления, то есть выходит за пределы чистой науки. Начало этого искусства составляет предмет особой дисциплины, называемой прикладной экономией, «экономикой» (Мануйлов А.А. Политическая экономия: курс лекций. Вып. 1. М., 1914. С. 78,79, 80). Л.И. Абалкин: «Экономическая политика -- система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса в досоциалистических формациях, в интересах всего общества -- при социализме, одна из областей экономический науки. Социальное содержание экономической политики, лежащие в ее основе идеи, ее цели и средства их достижения определяются характером общественного строя, отношениями собственности на средства производства; как всякая политика она является концентрированным выражением экономики исторически определенного способа производства» (Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т. 4. М, 1980. С. 462). М.К. Бункина, A.M. Семенов: «Экономическая политика -- поведение государства в отношении национальной экономики; система действий, направленных на поощрение или коррекцию экономических процессов. Она создает условия, противодействующие возникновению нежелательных или роковых тенденций. Нормативная экономическая политика отвечает на вопрос «как должно быть» и соответственно способствует исправлению ситуации посредством применения инструментов прямого действия, правовых норм. Позитивная экономическая политика стремится ответить на вопрос «что происходит», т. е. объяснить сложившуюся ситуацию. Позитивная политика находит свое выражение в составлении прогнозов и ориентируется на использование косвенных или индикативных методов воздействия (на процентную ставку, денежную массу, стимулирование инвестиций). Обычно экономическая политика сочетает в себе эти два начала» (Бункина М.К., Семенов A.M. Экономическая политика: учеб. пособие. М., 1999. С. 330). М.К. Бункина и A.M. Семенов приводят положения следующих ученых, характеризующих экономическую политику: Дж.М. Кейнса, который считал, что экономическая политика -- это государственное регулирование, которое воздействует на такие независимые переменные, как склонность к потреблению, предельная эффективность капитала и норма процента, а через их посредство -- на занятость и национальный доход. Милтона Фридмена, относящего экономическую политику скорее к искусству, чем к науке, особенно в части принятия решений. Такой подход якобы позволяет обнаружить основополагающее единство конечных целей у представителей различных экономических течений. По мнению Вальтера Ойкена, экономическая политика есть совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы. Решающая задача экономической политики состоит в создании условий, которые не приводят к возникновению опасных, роковых тенденций. Джеймс Бьюкенен относит эту политику к процессу обмена между субъектом и государством, при котором каждый добровольно соглашается обменивать свою долю затрат по содержанию государственных служб на услуги, потребляемые совместно. И, естественно, политический рынок использует приемы торговли.[15, c. 23-35] Из приведенных определений понятия «экономическая политика» можно выделить следующие ключевые положения: «государственное регулирование», «искусство принятия решений», «создание условий, которые не приводят к опасным тенденциям», «разработка прогнозов, программ, планов», «коррекция или поощрение экономических процессов». 2. Предмет и метод экономической политики Предмет экономической науки и предмет экономической политики тесно связаны. Предметом экономической науки являются экономические отношения. Они выступают в планах: 1) отношения собственности, связанные с принадлежностью основных факторов и результатов производства; 2) отношения по организации хозяйственной деятельности и ее управлению. Экономическую политику следует рассматривать как часть экономической науки. В то же время экономическая политика есть искусство. Предметом экономической политики являются закономерности развития экономики и экономических систем, экономических процессов, экономических интересов и отношений, экономической власти и механизмов ее осуществления. Экономическая политика занимается разработкой и постановкой целей развития и движения экономики, выработкой, принятием и воплощением в жизнь экономических решений. Фундамент экономической политики составляют концепции, теории, модели, опыт экономической теории и практики. В то же время экономическая политика опирается на концепции и теории социологии, права, политологии, психологии, истории и многих других наук. Макроэкономический механизм -- предмет экономической политики. Экономическая политика изучает и использует макроэкономический механизм, т. е. взаимодействие сил, управляющих совокупным спросом общества и его совокупным предложением. Выделяют следующие факторы (инструменты), воздействующие на макроэкономический механизм: * внешние -- природные и социальные катаклизмы, т. е. землетрясения, засухи, наводнения, войны, резкое изменение в структуре населения и др.; политические (или макроэкономические инструменты): 1) фискальная политика; 2) монетарная политика; 3) политика «зарплата -- цена»; 4) внешнеэкономическая политика; побудительные (или макроэкономические цели): 1) высокий уровень занятости; 2) стабильный уровень цен, регулирование уровня инфляции; 3) выравнивание платежного баланса, т. е. взаиморасчетов с зарубежными партнерами; 4) экономический рост, стабильный рост выпуска продукции и ее реализации. Экономическая наука, практика хозяйствования, особенно после Первой мировой войны и экономического кризиса 1929--1933 гг., всесторонне исследовали побудительные факторы, которые в последующем стали инструментами государства по регулированию экономических процессов. Так, с середины 20-х гг. Советское государство первым в мире в качестве целей (факторов) развития предложило использовать такие показатели, как полная занятость, экономический рост, благосостояние народа. В 30-х гг. многие развитые страны мира приняли концепцию государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнса, в которой занятость, экономический рост, потребление и спрос приняты как целевые показатели движения экономики. В 60-х гг. в ФРГ практика подтверждает обоснованность концепции «магического четырехугольника». Четырехугольник содержит следующие основные цели экономической политики в социальной рыночной экономике ФРГ: 1) высокий уровень занятости; 2) экономический рост; 3) стабильность денежной системы; 4) внешнеэкономическое равновесие. Термин «магический четырехугольник» отражает объективно существующие противоречия между отдельными целями экономической политики и сложность их одновременного достижения.[15, c. 35-40] Факторы производства и экономическая политика. Классическая экономическая теория к факторам производства относила землю, труд, капитал. В XX веке в качестве факторов производства признаны также организация и знания. Все факторы производства воздействуют на макроэкономику и поэтому каждый в отдельности и все вместе являются предметом изучения экономической политики. В общем виде связь между факторами производства и макроэкономическими инструментами можно представить следующей схемой: Рис. 2.1. Связь между факторами производства и макроэкономическими инструментами Метод -- это «путь к чему-либо». Академик И.П. Павлов говорил, что метод -- самая первая основная вещь. От метода, от способа действий зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. Метод держит в руках судьбу исследования. В науке и практике под методом принято понимать деятельность, направленную на достижение определенной цели. Метод связан с действием человека и представляет собой совокупность мыслительных и физиологических операций. Последовательность проведения операций содействует достижению целей. Общее представление о методе как способе познания позволяет сделать следующий вывод: метод -- вид мышления; метод приводит в движение понятия; понятия переходят в категории науки; категории -- суть законы науки. Метод как вид мышления обеспечивает познание законов природы и общества и дает формулу закона. Метод -- начало, а не закон. Метод не может быть произвольным, он должен соответствовать особенностям предмета конкретной науки. Экономическая политика, ее теория и практика применяют такие общенаучные методы, как логический, индуктивный, дедуктивный, аналогии, синтеза, анализа, обобщения, аксиоматический, эксперимента, моделирования. Особенностям предмета экономической политики соответствуют методы и модели, при помощи которых исследуются процессы экономического роста. В 20-х гг. XX в. использование определенных разделов математики позволило измерять макроэкономические показатели, выявлять связи между ними, представлять экономику страны в виде балансовых моделей. Советская плановая наука и практика 1924--1925 гг.) вооружили экономическую политику таким инструментом, как баланс народного хозяйства. В 1928--1929 гг. была публикована модель Г.А. Фельдмана, которая использовалась для гения возможностей экономического роста на длительную перспективу при подготовке первого пятилетнего плана СССР. Модель Г.А. Фельдмана была основана на схемах расширенного воспроизводства К. Маркса и соответственно включала в себя производственные секторы, выпускающие средства производства и предметы потребления. Центральным звеном модели был механизм распределения инвестиций между двумя подразделениями общественного производства. Однако широкого применения на практике модели экономического роста в то время не нашли. Одна из причин состояла в переоценке возможностей экономического роста, определявшихся на базе этих моделей, что, в свою очередь, было вызвано недостаточной обоснованностью динамики технологических коэффициентов. Построение чрезмерно оптимистических прогнозов как в СССР, так и в странах Запада было связано с использованием разнородных данных, относящихся к нетипичным периодам развития. В 30-е гг. экономическая политика стран Запада обретает более совершенные методы. Модели, более всего соответствующие целям планирования и анализа экономической политики, были построены Тинбергеном. Он использовал макроэкономические модели для оценки возможностей воздействия правительства на экономическое развитие. Разработка таких моделей после Второй мировой войны стала главным направлением деятельности Центрального планового бюро Нидерландов. Я. Тинберген в книге «Теория экономической политики» представил логическую структуру моделей, содержащих как переменные, которые отражают цели или задачи экономической политики, так и переменные, описывающие инструменты экономической политики. Эти модели предназначались для прогнозирования на краткосрочный период. За разработку этих моделей Я. Тинберген и Р. Фриш были удостоены Нобелевской премии. Методы построения экономического баланса страны, прогнозирования экономического роста стали важным инструментом экономической политики. В этой связи Э. Хансен писал, что «ни один президент Соединенных Штатов не может больше дать обзор «положения страны» или представить проект бюджета федерального правительства, или по-настоящему взвесить воздействие каких-либо мер государственной политики на экономику страны в целом, не столкнувшись с проблемой экономического баланса страны» (Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959. С. 168). В конце XX в. методы экономической политики рассматривают как тождественные методам экономической теории, ее макроэкономического раздела. 3. Экономическая политика государства: издержки и выгоды В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий. В своем вмешательстве государство использует методы прямого и косвенного регулирования экономики. К методам прямого государственного воздействия относятся: · определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; · государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; · нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции (стандартизация); · правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; · лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых операций; · экологический контроль.[17] Государственный заказ является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение государственных нужд. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам, кредитам, целевые дотации, средства на капвложения. Хозяйственная деятельность предприятий регулируется на всех этапах от их учреждения до ликвидации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Средствами защиты выступает обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений, экономия ресурсов. Государственное управление стандартизацией на основании нормативных документов (международных, государственных стандартов, правил, норм и т.д.). Он реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации. Экологический контроль обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства. Государственный экологический контроль осуществляют органы власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также специально уполномоченные государственные органы охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Службы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.[17] Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют "правила игры" в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: · налогообложение, его уровень и систему налоговых льгот; · регулирование цен, их уровень и соотношение; · платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; · таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Одним из важных преимуществ экономических методов регулирования является то, что они содержат в себе элемент автоматизма, т.е. после того, как какой-либо экономический инструмент (налоговая ставка, штрафная санкция и т.д.) разработан и включен в хозяйственный механизм, органы управления в течение определенного периода времени могут непосредственно не участвовать в регулировании, так как эффект использования включенного в хозяйственный механизм инструмента должен автоматически воспроизводиться. Однако экономические методы имеют и определенные недостатки. Так, эффект использования экономических инструментов возникает, как правило, через достаточно длительный период времени. Помимо этого в результате включения экономических инструментов в хозяйственный механизм могут возникать побочные, отрицательные последствия (как предусмотренные, так и неожиданные, возникшие при неверном анализе ситуации либо при недостаточном прогнозировании). И эти отрицательные эффекты в значительной степени могут нейтрализовать, уменьшить или даже превысить положительный эффект. Использование экономических инструментов в регулировании, как правило, требует обоснования расчетов, и одна из наиболее сложных задач в технологии применения и использования каких-либо экономических инструментов состоит в определении количественной меры использования конкретного экономического инструмента, например в обосновании уровня налоговой ставки. Последние годы в Российской Федерации государственные органы управления активно используют экономический налоговый инструмент в регулировании, и, несмотря на такой длительный период, до сих пор не найден оптимальный уровень налоговых ставок. Административные методы, как и экономические, также имеют свои достоинства и недостатки. Одно из преимуществ административных методов управления состоит в том, что эффект их применения, как правило, возникает через относительно короткий промежуток времени. Административные методы также относительно просты в использовании, они не требуют такого объема сложных расчетов и обоснований, как экономические, хотя применение административных методов, несомненно, требует анализа ситуации. Основным недостатком административных методов является то, что их использование не предусматривает учет интересов исполнителей и поэтому интересы субъекта и объекта управления могут не совпадать и быть противоречивыми. Такое противоречие интересов отрицательно отражается на эффективности использования административных методов, на качестве выполнения соответствующих управленческих действий. Поэтому, как правило, требуется частое и регулярное повторение определенных административных регулирующих действий, постоянного контроля, т.е. элемент автоматизма отсутствует. В теории и практике использования экономических и административных методов очень важной и достаточно трудной проблемой является установление достижения оптимального соотношения использования экономических и административных методов в государственном регулировании. Необходимость достижения такого оптимального соотношения обусловливается тем, что многие экономические процессы возможно регулировать посредством как экономических, так и административных методов, но эффективность регулирования их, как правило, не одинакова, т.е. есть экономические процессы, которые целесообразно регулировать исключительно экономическими методами (при возможности регулирования административными), а есть процессы, регулирование которых административными методами принесет больший эффект. [17] В условиях становления рыночных форм хозяйствования и преимущественного действия рынка как регулятора интеграционных процессов, в том числе и межрегиональном аспекте, наиболее существенной представляется та сторона экономического механизма федеративных отношений, которая нацелена на использование этого механизма для формирования наиболее благоприятных условий функционирования всех рыночных агентов, прежде всего, представляющих частный капитал и частное предпринимательство. Практика наглядно подтвердила необходимость разработки мер регулирования социально-экономической жизни в регионе. В настоящее время обязательной стадией работы по управлению социально-экономическим развитием региона является стратегическое планирование, которое может успешно использоваться при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, при управлении масштабными инфраструктурными проектами, при осуществлении инвестиций, а также при составлении комплексных планов социально-экономического развития регионов. Приемы стратегического планирования, формализованные в бизнес-планировании, уже часто применяются в практике региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов. Начало стратегического планирования начинается с определения целей развития. Формулируются краткие общие цели развития региона, критерии его развития и система задач, которые должны быть измеримыми, поддерживающими друг друга, ориентированными во времени и достижимыми. Цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенное время, быть четкими и относительно краткими. К выработке целей развития региона желательно привлечь всех, кто будет их осуществлять: работников администрации, представителей экономических агентов данного региона, населения. В рамках стратегического планирования в обязательном порядке должно предусматриваться использование имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Основной упор делается на создание новых местных преимуществ: рыночной инфраструктуры, наличия коммуникационных линий, безопасности (личной и бизнеса), институтов, поддерживающих бизнес, квалифицированных кадров, благоприятных условий для инвестиций. Основой управления социально-экономическим развитием региона являются целевые планы, в которых предусмотрена комбинация всех инструментов и методов воздействия. В основе таких планов должна лежать концепция развития региона, включающая в себя цели, факторы, этапы, основные направления. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития могут стать: · управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей, в частности, меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности; · формирование дополнительных источников финансирования развития региона, в частности, меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, контроля эффективности по всем направлениям работы администрации, управлению региональными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантий фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой базы, в том числе путем реструктуризации предприятий; · меры по поддержке малого предпринимательства, в частности, развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга; · осуществление реформ в жилищно-коммунальной сфере, развитие конкуренции в городском хозяйстве; · законодательные меры осуществления промышленной и инвестиционной политики; · меры по развитию рыночной инфраструктуры; · маркетинг региона. Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития. Таким образом, регулирование экономики государством имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны государство упорядочивает экономическую жизнь страны и региона, не превращая экономику в абсолютно саморегулирующийся механизм, что с одной стороны хорошо, так как снижается социальная напряженность, а с другой - плохо, так как возникают диспропорции в экономике. 4. Экономическая политика Республики Беларусь 4.1 Основные положения экономической политики РБ в переходный период Основные направления, цели и задачи экономической политики государства представлены в системе государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективы. Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства (рис. 4.1).[8, c. 640] Первая стратегическая линия определяется тем, что государство уходит из тех сфер социально-экономической жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). Место государства на данном направлении занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление институтов гражданского общества. Рис. 4.1 Основные стратегические линии поведения государства в переходный период Благодаря таким изменениям в первую очередь здорово выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более «дешевым». Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса. Вторая стратегическая линия определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений. Например, выделим: а) проведение белорусским государством с середины 90-х гг. аукционов и тендеров; б) последовательное использование при подготовке важных решений экономической информации, которую предоставляет рынок; в) воздействие на рыночные цены через спрос (государственные закупки) и предложение (использование товарных резервов, регулирование импорта). Передача функций управления государственным предприятием директорскому корпусу, увязывание оплаты труда с конечным финансовым результатом, коммерциализация значительной части государственных предприятий отражают такого же рода существенные изменения. Третья стратегическая линия государства состоит в том, что последнее берет на себя ответственную роль регулировщика экономической жизни страны. По тем направлениям, где: а)рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы с обеспечением должной экономической ответственности хозяйствующих субъектов и т. п.; б)часть рыночных отношений, утратив внутренние импульсы развития, не обеспечивает необходимый уровень экономической и социальной эффективности. Примечание. Реализуя вторую и третью стратегическую линию, необходимо все же соблюдать объективные пределы, которые существуют для государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. Экономическая политика государства. Выполняя в переходный период соответствующие функции (классические и новые), государство разрабатывает и проводит сбалансированную экономическую политику. Экономическая политика государства есть совокупность мер, направленных на упорядочение процессов в национальной экономике и предусматривающих достижение поставленных целей. Государственная экономическая политика выступает как генеральная линия действий, проводимых правительством в .области, национального производства. Основными сферами экономической политики государства выступают финансово-кредитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, а также внешние экономические связи.[8, c. 641] В переходный период основными объектами экономической политики государства непосредственно выступают те задачи, которые определяют содержание самой трансформации, -- стабилизация, либерализация и экономический рост. Проведение государством экономической политики находит свое отражение в разработке соответствующих документов (концепции, прогнозы, программы и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная и долгосрочная перспективы государственной экономической политики. Особо следует выделить те документы, которые после прохождения соответствующих процедур в парламенте страны приобретают силу закона. В первую очередь это касается бюджета страны и налоговой политики. Примечание. Концепция социально-экономического развития обычно включает оценку итогов предшествующего этапа развития общества и национальной экономики. Определяются важнейшие проблемы развития, в соответствии с которыми формулируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического, производственного потенциала страны, инвестиционных возможностей, а также с учетом других социально-экономических факторов. Программа (основные направления) социально-экономического развития, как правило, имеет общегосударственное значение. К ее разработке приступают на основе ранее одобренной концепции и имеющихся прогнозов развития по основным направлениям. Поэтому такая программа имеет весьма детализированную внутреннюю структуру. Здесь содержатся количественные и качественные показатели дальнейшего социально-экономического развития, а также задания для соответствующих органов государственного управления. В отраслевом аспекте в первую очередь следует выделить концепции промышленной политики, аграрной политики, а также программы типа «Здоровье нации», региональные программы развития и т.д. При реализации своих планов государство опирается на экономический и производственный потенциал, находящийся в его собственности, использует другие финансовые и материальные резервы, в первую очередь -- возможности бюджета, ведет активную законотворческую деятельность. Законотворчество. Нарождающаяся национальная экономическая система должна иметь свою «экономическую конституцию». Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, должен быть направлен на: а)защиту прав собственности и формирование режима экономической свободы; б)обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений, закрепление в обществе атмосферы законопослушания; в)сохранение единства внутреннего национального рынка, сдерживание тенденций «теневой экономики»; г) развитие свободной конкуренции и недопущение проявлений монополизма. Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопущение произвола чиновников, ликвидацию криминала в экономических отношениях. Принимаемые законодательные акты должны проходить тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренне непротиворечивыми. Следует специально подчеркнуть важность выработки в таких условиях антимонопольного законодательства. Создавая в переходный период новые «правила игры» и обеспечивая их соблюдение всеми субъектами хозяйствования, государство контролирует наличие равных условий для конкуренции, не допускает появления на рынке монополистических тенденций. Сильную антимонопольную нагрузку должны нести программы разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации национальной экономики и развития рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура. Анализ показывает, что в современных условиях более половины издержек производства, определяющих цену товара, формируется именно в сфере обращения. Это придает рыночной инфраструктуре особое экономическое значение.[8, c. 643] Не секрет, что в переходный период цивилизованную рыночную инфраструктуру приходится создавать заново, при заметном отставании правовой базы и отсутствии соответствующего опыта организации рыночных отношений. Не секрет и то, что установление пределов для административного вмешательства вызывает порой болезненную реакцию у государственных чиновников. На первом этапе развития рыночных отношений между поставщиком и покупателем могут появиться лишние посредники, что тут же приводит к взвинчиванию рыночных цен и перераспределению добавленной стоимости далеко не в пользу реального сектора экономики. Надо признать, что в период становления внутренний рынок оказывается слабо защищенным от появления товаров и услуг сомнительного качества. По этим и другим проблемам развития рыночной инфраструктуры целесообразно находить своевременную поддержку со стороны государства. Опыт переходного периода показывает, что государство располагает особыми возможностями, чтобы достаточно эффективно развивать рыночную инфраструктуру. Малый бизнес. Особая роль принадлежит государству в развитии инфраструктуры малого бизнеса. Безусловно, создание ассоциаций и предпринимательских гильдий не нуждается в специальной государственной опеке. Но государство создает фонды поддержки мелкого бизнеса, которые используются на возвратной основе для развития частного сектора. Бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателям освоить бухгалтерский учет, правила налогообложения, организовать маркетинг и разработать бизнес-планы. Технопарки, кроме специальных услуг, предоставляют в аренду оборудование и производственные площади. В рамках проводимой государством экономической политики развитие получают торгово-промышленные палаты, агентства по поддержке предпринимательства, а также специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному кредитованию, внешнеторговые ассоциации и т. п. Конкретные примеры такого рода, отражающие состояние дел в Беларуси, постоянно приводятся на страницах «Национальной экономической газеты», «Белорусского рынка» и других изданий. Внешнеэкономические связи. Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты белорусских производителей с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал государства. Отдавая предпочтение тем или иным экономическим союзам, государство определяет внешние условия развития национальной экономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а также степень открытости внутреннего рынка. В идеале рынок свободной конкуренции в состоянии самостоятельно определить перечень товаров, которые выгоднее или импортировать, или экспортировать с учетом уровня издержек производства. Но в переходный период следует учитывать низкую конкурентную способность местного производителя по сравнению с иностранным поставщиком. Поэтому белорусское государство стремится разработать и осуществить оптимальную стратегию внешней экономической деятельности (тарифы, квотирование, льготы экспортерам, регулирование обменного курса, программа импортозамещения и т. д.). Существенные коррективы в данную работу требуется вносить с учетом подготовки Беларуси к вступлению в ВТО. Накопленный опыт показывает, что на внешних рынках белорусским производителям зачастую приходится сталкиваться, например, с так называемыми антидемпинговыми процедурами (удобрения, металлы, химволокно, текстиль). Такие процедуры чаще всего заканчиваются повышением ввозных таможенных пошлин, что резко снижает конкурентную способность национального экспорта по ценовому фактору. При этом в ход идут и прямые квоты, которые резко ограничивают поступление иностранной валюты и загрузку соответствующих белорусских предприятий. Согласование таких позиций на международной арене предполагает активное участие белорусского государства в отстаивании интересов отечественного производителя. Таким образом, экономическая политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики. О том, что экономика несбалансированна, говорит, прежде всего, неустойчивость денежно-кредитной сферы, а также постоянно меняющееся законодательство. Немало говорится сегодня о демонополизации, либерализации, однако данные процессы все еще находятся в подвешенном состоянии. 4.2 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь Большинство государств, оказавшиеся втянутыми в воронку кризиса, принимают сегодня экстренные меры поддержки финансового и реального секторов экономики. Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины прошлого года. Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов работы предприятий республики. И в текущем году мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом году за аналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента. Заметно ухудшились условия торговли и с нашим основным партнером - Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте республики традиционно приходится более 45 процентов. Эти экономические процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [16] Работа по противодействию влиянию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь носит комплексный характер и охватывает все сферы экономики страны. Экономическая политика нацелена на минимизацию последствий воздействия негативных внешних факторов, адаптацию экономики к новым условиям жизни. Правительством и Национальным банком выработан и реализуется антикризисный план. Проводятся мероприятия по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата. В области бюджетной политики с конца прошлого года реализуются меры по: · достижению сбалансированного бюджета; · обеспечению сдержанного роста заработной платы в бюджетном · секторе и на государственных предприятиях; · ограничению государственных инвестиций; · повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги; · развитию системы адресной социальной поддержки населения. Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и региональных программ. Результат этой работы - оптимизация программ и исключение тех мероприятий, которые потеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических условиях. Пересматривается порядок разработки программ и усиливается ответственность государственных органов за их эффективную реализацию. Министерством финансов подготовлен проект уточненного бюджета на 2009 год, в котором существенные изменения вносятся в доходы и расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении прогноза рассматривается ряд вариантов развития экономики. Несмотря на сокращение бюджетных расходов, мы будем стараться реализовать эти подходы с тем, чтобы сохранить достигнутый качественный уровень социальных услуг, обеспечить социальную направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики. Для смягчения негативных последствий кризиса используются, в том числе и налоговые стимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние годы было направлено на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики, либерализацию экономической системы и повышение ее инвестиционной привлекательности. В 2008 году налоговая нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется и в 2009 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более тщательно подойдем к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить налоговую нагрузку и в предстоящем 2010 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее время завершаем работу над концепцией развития финансового рынка страны. Концепция не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся на рынке участниках (банков, страховых компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет служить ориентиром для появления и развития новых организаций . Это , главным образом , небанковские кредитно - финансовые институты - инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке. Мерой , которая позволит ограничить возможные риски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровне корпораций. Тем не менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная система противодействия кризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом экономической политики во многом ограничен. Поэтому, на наш взгляд, у нас есть все возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы с минимальными потерями выйти из кризисной ситуации. В 2008 г. году между правительствами наших стран достигнута договоренность о взаимопонимании по вопросам координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик, в соответствии с которой предусматриваются совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами. Более активно следует создавать стимулы для: · взаимной поддержки наших традиционных рынков; · развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле; · упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран, включая участие в государственных закупках. Для того, чтобы усилия были комплексными и продуктивными по продвижению наших товаров на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер по совершенствованию условий взаимной торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов. Важна реализация межгосударственного соглашения о расширении применения российского рубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень финансового состояния наших предприятий и соответственно улучшит положение бюджетов обеих стран. Необходимо отметить, большой потенциал регионального взаимодействия в рамках СНГ и ЕврАзЭС для преодоления последствий кризиса. И здесь далеко не все резервы ещё исчерпаны. Значительное внимание следует уделять дальнейшему уменьшению региональных барьеров во взаимной торговле, повышению мобильности капитала, увеличению межрегиональных инвестиционных потоков. [16] В последнее время много говорят о роли международных организаций, главным образом, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Наша позиция в данном вопросе проста - МВФ должен существенно усилить свою роль по предупреждению кризисных явлений. Таким образом, экономика Беларуси, показывая последние 5 лет устойчивые экономический рост и находясь на фазе подъема, в 2009 году перешла в фазу спада и рецессии. Причины различны, но, как и остальные экспортоориентированные страны, Беларусь пострадала от кризиса от сворачивания основных рынков сбыта. При этом на фоне мировых экономических проблем Беларусь уже столкнулась со структурным кризисом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы. На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно . Тем не менее существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо. Это: перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое. Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики, кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов. К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке. Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям . Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики - основы рыночного хозяйства , а значит и всей страны. Касаемо экономической политики Республики Беларусь, следует отметить следующее. РБ, начиная с 1991 г., когда были нарушены все экономические связи, началась перестройка экономики. Экономическая политика нашего государства не существовало, и главной задачей было разработать эту самую политику и определиться, каким курсом идти Республике. На сегодняшний день мы видим экономическую политику, прежде всего, в разрезе приватизации, либерализации, дебюрократизации. И хотя данные понятия носят скорее политический аспект, это не означает, что они не повлияют на экономику страны в целом и на отдельных субъектов хозяйствования в частности. При активизации описанных выше процессов Беларусь ждет кардинальное изменение всех экономических процессов. Особое место занимает сегодня мировой финансово-экономический кризис. Экономическая политика РБ в данном аспекте выглядит несколько противоречивой. Основная проблема сегодня - структурный кризис в стране. Именно это и объясняет некоторые особенные черты мирового кризиса в РБ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика - Москва: Издательство Инфра-М,2004г. - 416с. 2. Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А. В. Бондарь и др.]. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с. 3. Головачев А.С. Макроэкономика. Курс лекций. - Мн.: АУП, 2002. - 253 с. 4. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс” 1994г. - 412с. 5. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с. 6. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. - М.: Дело, 2002. - 472 с. 7. Ковалев, Александр Васильевич Макроэкономика: Курс лекций / Ин-т соврем. знаний. - Мн.: Белорус. гос. политехн. акад., 1996. - 119 с. 8. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 543 с. 9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 1999г. - 974с. 10. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная, А.Ю.Юданов и др.. - М.: КноРус, 2004. - 604 с 11. Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой. - М.: МЭСИ, 2003. - 267 с. 12. Национальная экономика Беларуси / Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005 13. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. - М., 1997. - 664 с. 14. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с. 15. Черныш Л.В.Экономическая политика государства: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Черныш Л.В.. - М.: Юрайт-издат, 2006. - 652 с. 16. Экономические последствия кризиса в РБ [Электронный ресурс] - 2009. - Режим доступа:www.minfin.gov.by/data/doklad.pdf - Дата доступа: 16.11.2009 17. Экономические последствия кризиса в РБ [Электронный ресурс] - 2009. - Режим доступа:journal.vlsu.ru/index.php?id=67- Дата доступа: 16.11.2009
|