Экономический рост: за и против, проблемы и перспективы
Экономический рост: за и против, проблемы и перспективы
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра "Экономика и управление" КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Экономический рост: за и против, проблемы и перспективы» Выполнил студент Игумнов Я.И. Проверил доц. Хлынин Э.В.Тула 2010СОДЕРЖАНИЕВведение1. Теоретические понятия и аспекты экономического роста 1.1 Основные понятия экономического роста 1.2 Типы и темпы экономического роста. Положительные и негативные стороны (за и против) 1.3 Перспективы экономического роста 2. Роль государства в обеспечении экономического роста 2.1 Стратегия и этапы становления новой модели экономики Вывод Список используемой литературы Введение Главная задача современного общества -- повышение жизненного уровня населения. Вторая половина XX века выдвинула на первый план проблему экономического роста. Под экономическим ростом подразумевается существенная положительная динамика в изменении основных макроэкономических показателей -- валового национального продукта, валового внутреннего продукта, национального дохода. Это абсолютно не значит, что до этого времени экономический рост не волновал людей. Волновал, но темпы его были малозаметны. Так, до XVIII века он обнаруживался в течение столетий, а в XIX веке стал ощущаться в течение десятилетий. Во второй половине XX столетия жизнь потребовала более глубокого и детального изучения этой животрепещущей проблемы, т. к. главной целью государственной экономической политики стало повышение жизненного уровня всего населения. Именно всего населения, а не отдельных групп, ибо только в этом случае можно уменьшить социальное расслоение общества, избежать тех страшных и разрушительных социальных конфликтов, которыми богата история всех стран мира, в том числе и России. Решение этой задачи особенно важно сегодня, когда идет процесс формирования единого мирового хозяйства, который требует гармонизации развития всех стран. Потребности общества растут и изменяются в качественном отношении. Они растут прежде всего потому, что растет численность населения. Одновременно растут и становятся более разнообразными потребности людей. Для современного человека уже недостаточно только есть, пить, одеваться, иметь жилище, хотя и сами требования к таким благам возрастают; сегодня человек в развитых странах нуждается в современных средствах передвижения, общения, услугах по поддержанию и укреплению здоровья, образовании и профессиональной подготовке, в полноценном и содержательном отдыхе и т. д. Эти объективные процессы, протекающие в жизни общества, наука объединяет в «закон возвышения потребностей». Коль скоро численность людей растет, а потребности их возрастают, экономика должна обеспечивать непрерывный прирост благ, необходимых для удовлетворения этих потребностей. История свидетельствует, что жизнеспособность экономической системы определяется тем, в какой степени она может решить эту задачу. Увеличение ВНП за счет более высоких цен текущего периода, т. е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост. В самом деле, если в данном году никаких изменений в общем объеме конечной продукции не произошло, а цены выросли, например в 4 раза, свидетельствовала бы такая ситуация об экономическом росте? Отрицательный ответ очевиден. Экономический рост принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных (в процентах к величине предшествующего периода). Реальный ВНП может увеличиваться, но может и уменьшаться. Нулевое значение сравниваемых величин ВНП означает отсутствие изменений в движении ВНП, следовательно, отсутствие экономического роста. За определенный промежуток времени экономический рост измеряется «годовыми темпами роста». Для того, чтобы определить годовой темп роста ВНП, из величины реального ВНП данного года необходимо вычесть величину реального ВНП предыдущего года и полученную разность соотнести с величиной реального ВНП предыдущего (т. е. сравниваемого) года, выразив результат в процентах. Выстраивая показатели, характеризующие темпы роста ВНП за ряд лет, можно выявить тенденцию, т. е. направление экономического развития. В сочетании с другими макроэкономическими показателями такая информация служит основой экономического анализа, необходимого для выработки и принятия решений на государственном уровне, а также для проверки и контроля эффективности экономической политики правительства. 1. Теоретические понятия и аспекты экономического роста 1.1 Основные понятия экономического роста Под экономическим ростом подразумевается существенная положительная динамика в изменении основных макроэкономических показателей -- валового национального продукта, валового внутреннего продукта, национального дохода. Наилучшим показателем макроэкономического роста является величина национального дохода в расчете на душу населения. Когда мы говорим «рост», то подразумеваем не просто увеличение выпуска по стране в целом, а изменение уровня благосостояния народа. В современной экономической науке темпы экономического роста рассматриваются исходя из потенциальных возможностей общества и фактических результатов. Потенциальные возможности общества определяются посредством оценки материальных ресурсов и существующего уровня менеджмента. Фактические результаты экономического роста выражаются в конкретных цифрах, которые могут не совпадать с прогнозными. Они могут быть больше или меньше -- в зависимости от полного (или неполного) использования производственных мощностей, интенсивности труда работников, качества управленческих решений. Но для любой страны длительное время поддерживать максимально высокие темпы увеличения национального дохода практически невозможно -- на это требуются огромные ежегодные затраты. Высокие устойчивые темпы роста предполагают пропорциональное развитие всех отраслей экономики теми же темпами, что в реальности недостижимо. В результате одна группа отраслей резко отрывается от других, что подрывает внутреннее экономическое равновесие. Поэтому главное сегодня в экономическом росте -- стабильность при удовлетворяющих страну темпах. Для достижения стабильных темпов роста особое значение имеют следующие факторы: Научно-технический прогресс (НТП), т. е. введение в процесс производства самых совершенных технологий и соответствующего им оборудования. Новые технологии, как правило, ресурсосберегающие, позволяющие не только производить больше продукции, но и улучшать ее качество. В развитых странах 70--85% приращения ВВП достигается сегодня за счет новых знаний, воплощенных в новейших технологиях. В России возможности НТП используются крайне недостаточно. Так, на мировом рынке наукоемкой продукции доля России в настоящее время составляет 0,3%, в то время как на долю семи высокоразвитых стран приходится около 80--90% экспорта наукоемкой продукции. Производительность труда -- это важнейший показатель экономического роста, который характеризует результативность использования достижений НТП, всех факторов производства. Производительность труда определяется по формуле , где V-- объем продукции, выпущенной в течение года; L -- количество живого труда (численность работников), примененного для выпуска данного объема продукции. Но если поменять местами числитель и знаменатель в этой формуле, то мы получим еще один очень важный и интересный показатель -- трудоемкость продукции, т. е. затраты труда на единицу продукции: . Источником экономического роста выступают инвестиции -- чем больше средств будет инвестировано, тем больше прирост НД в расчете на душу населения. Особое внимание при вложении инвестиций необходимо уделять их адресное™. Наиболее рациональны вложения в наукоемкие отрасли, производящие продукцию высокого качества. Второй адрес -- это направление свободных денег в отрасли, которые испытывают спад. Инвестиционная поддержка даст возможность обновить производство, что позволит выпускать качественную продукцию, обладающую новыми параметрами, которая найдет спрос у потребителей. Вложение инвестиций в слабеющие отрасли не дает разрастаться безработице и сохраняет равновесие на функционирующем товарном рынке. Инвестиции отражаются на темпах технического прогресса -- на интенсификации производства и, конечно, на концентрации и централизации капитала. Отношение капитала к затратам труда можно выразить формулой , где К -- капитал, L -- затраты труда. Большое влияние на экономический рост общества оказывает увеличение удельного веса конечного продукта в общем объеме общественного производства, экономное расходование сырья, материалов, энергоносителей при создании каждой единицы продукции. В странах с развитой рыночной экономикой и высокими темпами экономического роста основной капитал растет быстрее численности рабочих. В XX столетии в США капитал возрос в 8 раз, а предложение труда -- в 3 раза. Увеличение основного капитала есть главная движущая сила экономического роста. Одним из важных свидетельств экономического роста во второй половине XX в. стало возрастание доли продуктов потребления в национальном доходе по сравнению со средствами производства, т. е. расширение материальных возможностей, повышение уровня и качества жизни населения, рост социальной эффективности хозяйствования. Исследуя процессы экономического роста, необходимо обратить серьезное внимание на факторы, влияющие на него. Земля -- чрезвычайно важный вид ресурсов, особенно в сельскохозяйственных странах, в том числе и в России. Направление средств на осушение и ирригацию земель, повышение плодородия почв, создание эффективной сельскохозяйственной техники, на улучшение и специализацию сельскохозяйственного транспорта, на разработку технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции может не только увеличить окультуренные земли, но и снабдить население сельскохозяйственной продукцией в нужном количестве, ассортименте и качестве. Нехватка современной сельскохозяйственной техники в России приводит к большим потерям урожая; такой же «результат» дает нехватка хранилищ и заводов по переработке сельскохозяйственной продукции. Отрицательно влияет на использование земли ориентация многих наших заводов по переработке сельскохозяйственной продукции на западные технологии и зарубежное сырье, что заставляет отечественных производителей молока, мяса и т. д. сворачивать производство. Земля -- это и полезные ископаемые. Рациональная их добыча, близость к заводам-переработчикам позволяют производить сырье при относительно низких затратах и с минимальными потерями при транспортировке. Очевидно, что результат различных темпов будет зависеть от «веса» каждого процента прироста, т. е. от объема исходного и сравниваемого уровней (например, при объеме реального ВНП в 4 трлн, рублей разница между темпами роста в 1 % выразится суммой в 40 млрд. руб.). В течение ряда лет даже небольшие различия в темпах роста могут приобрести решающее значение. Согласно подсчетам экономистов, если две страны имеют на старте одинаковый объем ВНП, но разные темпы роста (допустим, страна А -- 4 % в год, а страна В -- 2 %), то последствия окажутся существенными (первая страна удвоит свой ВНП всего за 17,5 лет, в то время как для другой для этого потребуется 35 лет). Не менее важным является и то, как используется ВНП: если все увеличивающаяся его доля потребляется непроизводительно (например, направляется на развитие военно-промышленного комплекса), то тем меньше его доля, поступающая в непосредственное потребление населения. Отвлечение значительной части ВНП (на нужды военной промышленности или содержаниё государственного аппарата) уменьшает возможности развития производства в соответствии с его естественным назначением. При одинаковом объеме реального национального продукта его величина, приходящаяся на душу населения, будет зависеть от численности населения данной страны. Поэтому, если изменение ВНП использовать как обобщенный показатель жизненного уровня, необходимо учитывать изменения, происходящие в численности населения. Например, если реальный ВНП за год увеличился на 1,5 %, но общая численность населения за этот период тоже выросла на 1,5 %, то в среднем уровне жизни населения никаких изменении не произойдет. Повышение среднего уровня жизни вызывает лишь такое увеличение объема производства (ВНП), которое превышает рост населения. Что касается темпов изменения этого показателя (реальный ВНП на душу населения), то при одинаковых темпах разница в жизненном уровне населения будет становиться все большей и большей. Под экономическим ростом обычно понимают долговременную тенденцию увеличения реального объема выпуска в экономике. Соответственно, для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом (ВВП, ВНД) или в расчете на душу населения. Например: где t - индекс времени. Экономический рост -- центральная экономическая проблема для всех стран мира; система взаимодействия и воспроизводства элементов и факторов экономического роста. В экономической литературе понятие экономического роста трактуется неоднозначно. Одни экономисты под экономическим ростом понимают увеличение потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), возрастание экономической мощи страны. Другие экономисты экономический рост характеризуют как: увеличение производственных мощностей; увеличение реального объема продукции (ВНП); увеличение реального объема продукции на душу населения. В отечественной экономической литературе под экономическим ростом понимается количественное и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства. Экономический рост имеет: свое содержание (общественное воспроизводство); механизм движения (взаимодействие работников, средств производства, природы, технологии); количественные и качественные признаки этого движения, стращающиеся в темпах роста производимого продукта; социально-экономический результат (национальное богатство); цель (народное благосостояние). Экономический рост измеряется двумя способами: годовыми темпами роста валового национального продукта (ВНП); годовыми темпами роста чистого национального продукта (ЧИП). Более предпочтительным является второй способ. Экономический рост, рассчитанный в сопоставимых ценах, отражает реальный экономический рост, а рассчитанный в текущих ценах -- номинальный экономический рост. Различают потенциальный и действительный экономический рост. Под потенциальным экономическим ростом понимается совокупный ЧИП, который может быть произведен при: доступной технологии; максимально возможном использовании работников; 4 эффективном применении средств производства. Действительный экономический рост -- это фактически достигнутый. В качестве основных показателей измерения экономического роста используются: коэффициент роста -- отношение показателя изучаемого периода к показателю базисного периода; темп роста -- коэффициент роста, умноженный на 100%; темп прироста --темп роста минус 100%. 1.2 Положительные и негативные стороны экономического роста. (За и против) Мировая история хозяйствования знает два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный тип экономического роста -- это процесс увеличения производства за счет наращивания основного капитала (фондов), рабочей силы и расширения потребления природного сырья, материалов, энергии, земельных угодий и т.д. Экстенсивный тип экономического роста имеет как положительные (их значительно меньше), так и отрицательные стороны. Положительные стороны: 1. Сравнительно легко получить желаемые результаты при наличии источников расширения производства. 2. Создаются условия для быстрого освоения природных ресурсов. 3. Большая потребность в рабочей силе сокращает, а иногда даже ликвидирует безработицу. Негативные стороны: 1. Экстенсивный экономический рост ввиду своего несовершенства и определенного варварства в отношении ресурсов ведет к экономическому застою, т.к. средства идут не на развитие нового, прогрессивного, а к повторению уже изведанного, без внесения каких-либо новаций. 2: Темпы экономического роста находятся в прямой зависимости от количества (а не качества) вовлекаемых в процесс производства средств производства и рабочей силы. 3. Наращивание экономического роста за счет копирования уже существующих и действующих сил производства не позволяет повысить фондоотдачу, производительность труда и снизить затраты сырья. 4. Постоянное вовлечение в процесс производства все новых и новых природных ресурсов делает производство ресурсозатратным и приводит к исчерпанию источников сырья. У нас не была своевременно введена ускоренная амортизация оборудования, и фактические сроки службы оборудования на многих предприятиях вдвое (а то и более) превышают нормативные. Развитие производства шло в основном за счет строительства новых заводов и фабрик, хотя уже в 1990 г. загрузка станков и другого оборудования была крайне низкой (1,2--1,3 смены в сутки). Диспропорции в размещении сырьевой и топливной базы отрицательно сказались на развитии экономики. В европейской части страны добывалась 1/3 всех природных ресурсов, но действовало 2/3 промышленных объектов. Для их обеспечения приходилось поставлять топливно-сырьевые ресурсы из Сибири и районов Крайнего Севера, что обусловило поднятие цен на ресурсы в 1,5--2 раза. По оценкам западных экономистов, Советский Союз тратил на производство каждой единицы продукции в 2--3 раза больше энергии и сырья, чем страны Западной Европы и США. Из курса макроэкономики мы знаем формулу производственной функции, которая показывает количественную зависимость объема производства продукции от всех факторов производства: V = f (K, L, N) где К -- основной капитал; L -- затраты труда; N -- земля (природные и материальные ресурсы). Лауреат Нобелевской премии американский ученый Роберт Солоу доказал, что модели экономического роста при экстенсивном расширении производства присуща постоянная отдача от масштаба увеличения факторов. ZV = f (ZK, ZL, ZN) При развитии экономики по экстенсивному пути V изменится в Z раз при изменении каждого из аргументов (К, L и N) в Z раз. Экстенсивный путь не требует внедрения достижений научно-технического прогресса, главное для него -- увеличение объема каждого фактора. Однако, как уже указывалось выше, изменение V не сопровождается повышением производительности труда, не меняются фондоотдача и материалоемкость изделий. В основе интенсивного типа экономического роста лежит расширение производства за счет высокоэффективного использования всех его факторов. Основная роль в интенсивном типе экономического роста отводится обновлению техники и технологии. Положительные стороны: Расширение производства за счет внедрения совершенно новых, прогрессивных технологий и соответствующей им новой техники. В основе новых технологий и техники лежат последние достижения научно-технического прогресса. 2. Рост производительности труда за счет применения новой техники и технологий, эффективное использование сырья и материалов, более рациональное использование рабочих машин и оборудования. 3. Широкое применение новых управленческих подходов, маркетинга, кооперации и т.д., в результате чего улучшается организация производства и управление им. 4. Ускорение оборачиваемости фондов и использование ускоренной амортизации. 5. Совершенствование организации труда и подготовка более квалифицированных рабочих, соответствующих требованиям новой техники и технологии. Применение интенсивного экономического роста позволяет экономике добиться более высоких результатов на базе широкого внедрения НТП и использования научно-технической информации. Вернемся к нашей функции, модифицировав ее применительно к условиям интенсивного развития: V = Af (K, L) где А -- совокупная производительность факторов. Из уравнения видно, что если мы увеличим совокупную производительность в п раз, то объем производства также увеличится в п раз. При интенсивном росте происходит экономия определенных ресурсов. Исходя из этого, различают следующие виды интенсификации: Трудосберегающая интенсификация -- этот вид наиболее характерен для начальных периодов развития машинного производства. В процессе внедрения новой техники и технологий сокращается потребность в рабочей силе за счет повышения производительности труда. В этот период особое внимание уделяется развитию производства средств производства как основе интенсивного роста, но одновременно наблюдается отставание в производстве предметов потребления. Увеличение безработицы, отставание в производстве предметов потребления снижают жизненный уровень населения, что вызывает социальную напряженность. Капиталосберегающая интенсификация -- этот вид характерен для начального этапа НТР, когда идет активное внедрение более эффективных машин и оборудования, качественно нового сырья и материалов. Все это влияет на экономное применение средств в производстве. Всесторонняя интенсификация -- этот вид характерен для нашего времени, когда широким фронтом внедряются самые последние достижения НТР, что создает условия для максимально рачительного использования всех ресурсов, для снижения затрат, повышения качества продукции и увеличения объемов производства. В современной экономике интенсивный или экстенсивный типы развития производства в чистом виде не встречаются. Как правило, страна сама избирает путь движения; в зависимости от сложившихся обстоятельств он может быть ближе к тому или к другому типу. 1.3 Перспективы экономического роста Одной из актуальных проблем современной экономики стала проблема темпов роста. Из формулы Роберта Солоу нам ясно, что увеличение К, L и N изменяет V, увеличивает производственные возможности общества. Используемые государством методы управления и отдельные производственные факторы неодинаково влияют на экономический рост. Одни оказывают прямое воздействие, другие -- косвенное. Так, фискальная политика влияет на располагаемый доход, заработную плату, последняя в свою очередь влияет на спрос, спрос на предложение и т. д. Цены и величина располагаемого дохода воздействуют на склонность к сбережению и потреблению. Склонность к сбережению способствует увеличению инвестиций. Инвестиции увеличивают объем производства, что создает благоприятные условия для роста национального дохода. Национальный доход делится на два основных фонда: фонд накопления и фонд потребления. Чем больше фонд накопления, тем значительнее масштабы инвестирования, тем выше темпы роста национального дохода на душу населения, тем богаче общество. Экономический рост измеряется: 1)темпами прироста ВНП (ВВП) 2)темпами прироста национального дохода на душу населения. Равновесный экономический рост - экономический рост, при котором реальный объем национального производства и объем применяемого труда и капитала растут одинаковым постоянным темпом. Множество равновесных состояний, которые реальная экономика может проходить в течение долгосрочного периода, называется равновесной траекторией развития. Развитие реальной экономики, как правило, осуществляется не по траектории, а в результате колебаний вокруг нее. Основной задачей при исследовании экономического роста является теоретическое изучение равновесных траекторий и факторов, определяющих их характер. Различают устойчивый и неустойчивый вид траекторий. При устойчивой равновесной траектории: если экономика находится на этой траектории, то она будет развиваться по ней сколь угодно долго, если не будет каких-либо экзогенных шоков. При отклонении от траектории экономика будет вновь стремиться к состоянию равновесия, где бы она ни находилась. При этом государственное вмешательство в регулирование не требуется. При неустойчивой равновесной траектории: если в результате экзогенных факторов произойдет отклонение от траектории, то в процессе развития экономика будет все больше и больше откланяться от траектории. Очевидно, что реализация стратегии экономического роста возможна только на пути расширенного воспроизводства, при регулярном наращивании производительности труда, технического перевооружения производства, повышения занятости населения, заработной платы, совокупного конечного спроса и, как следствие этого, - уровня жизни населения. Среди множества особенностей ситуации, в которой должен осуществляться экономический подъем в России назовем следующие наиболее важные. Первая особенность. Хотя состояние экономики в течение последнего десятилетия предпочитали называть кризисным, в действительности дело обстояло еще хуже. Можно согласиться с мнением автора работы о том, что после всех событий, связанных с ошибками при проведении рыночных реформ и приватизации, речь пошла уже не о кризисе, а о «развале и распаде экономики». К этому, конечно, привели и развал Советского Союза, приведший к утрате сложившихся хозяйственных связей, и единовременный отказ от управляющей системы - главного звена национальной экономической системы, ориентированной на централизованное плановое управление, и проведение в русле осуществляемых реформ «шоковой терапии». Однако что необходимо подчеркнуть, при этом оставалась сохраненной большая часть основных фондов и кадрового потенциала производства. Поэтому при удачном налаживании нового механизма хозяйствования и управления экономикой на этапе оживления мы вправе были ожидать более высоких темпов экономического роста, чего, однако, не произошло. С преодолением «рыночного романтизма» и утратой иллюзий о том, что рынок превратит все народное хозяйство в саморегулирующуюся систему, состоящую из саморегулирующихся же подсистем, а также о том, что всякое предпринимательство есть благо для экономики и общества, пришлось заново задуматься о значении государства и государственного регулирования в новых условиях. К числу других иллюзий этого периода нужно отнести и мнение о том, что рынок быстро позволит добиться достижения конкурентоспособности отечественных товаров, а равновесные цены избавят власти от необходимости проведения политики ограниченного регулирования цен на ряд товаров первой необходимости (как это делается во всех развитых капиталистических странах). Вторая особенность. Сегодняшняя ситуация характерна еще и тем, что в нашей стране не произошла еще до конца адаптация всей социально-экономической системы к новым рыночным условиям и к иному характеру собственности. Не сформирована адекватная этим условиям институциональная и правовая среда, создание которой в полном объеме потребует еще большой и кропотливой работы. Важность формирования в стране новой институциональной среды, соответствующей рыночным принципам ведения народного хозяйства, справедливо отмечается многими исследователями. В качестве примера новой институциональной категории, складывающейся в рыночных условиях, можно назвать понятие рынка труда, включающее в себя различные общественные отношения, связанные с занятостью населения и безработицей, особый общественный институт, регулирующий отношения между тремя субъектами социально-экономической системы - работником, работодателем и государством. Ведущая роль среди внеэкономических факторов, регулирующих хозяйственную деятельность в стране, бесспорно, принадлежит адекватной рыночным отношениям правовой среде. В формировании новой правовой среды многое уже сделано, но еще больше должно быть сделано в дальнейшем. Это, в частности, касается взаимоотношений работодателя и наемного работника, соблюдения законности и правовой защищенности предпринимателей и населения, внутренней и внешней тарифной политики и т. д. В особенности это важно для развития предпринимательства в области малого и среднего бизнеса в сфере услуг, торговли и собственно производства - областей, составляющих огромный резерв обеспечения занятости населения. Третья особенность. Положение сложилось таким образом, что в экономике преобладают и успешно развиваются в основном сырьевые отрасли, что отчасти объясняется богатством природных недр нашей страны. Взаимозависимость обеспеченности природными ресурсами и занятости хорошо известна представителям современной экономической науки. По данным Госкомстата России, в структуре нашего национального богатства более 87% приходится на природные ресурсы, около 10% - на производственные фонды и около 0,2% - на интеллектуальную собственность. Это отчасти объясняет однобокую сырьевую ориентацию нашей экспортной политики. Четвертая особенность. Наметившееся ухудшение геополитической обстановки и нарастание вероятности межстрановых военно-политических конфликтов потребует укрепления ослабленной обороноспособности государства, что приведет, с одной стороны, к отвлечению значительных ресурсов на нужды обороны и снижению возможностей финансирования социальных программ, но с другой стороны, потребует восстановления мощностей оборонного комплекса производств и тем самым приведет к повышению уровня занятости населения. В условиях ухудшения внешнеполитической ситуации должно быть усилено внимание к различным аспектам экономической безопасности страны и возможному устранению внешней зависимости по основным видам продовольствия, стратегическим материалам, высокотехнологичным видам устройств и оборудования, поставки которых могут быть прекращены при возникновении военно-политических конфликтов. ресурсами существующих и создаваемых производств, а с другой, может составить нежелательную конкуренцию местному населению. Интересы отдельных фирм и работодателей могут не совпадать с общественными интересами и с интересами наемных работников. Поэтому в регулирующие функции государства входит согласование интересов работодателей и наемных работников не только в государственном, но и в негосударственных секторах экономики (на Западе для этого используется система, обобщенно называемая «общественным договором», которая существенно сглаживает проблемы занятости). Для реализации этой задачи используются возможности налоговой системы и создания адекватной правовой среды, в частности в целях правового регулирования деятельности профсоюзов, обеспечения возможностей мобильности капитала, с одной стороны, и рабочей силы - с другой. Экономическое положение в последние годы и перспективы роста. Толчком к появлению оптимистических представлений в отношении перспектив нашего экономического роста явилось заметное оживление экономики, имевшее место в 1999-2001 гг. Следует, однако, заметить, что к потенциалу нашего роста следует отнести и то обстоятельство, что речь идет здесь не только об экономическом развитии, но и о восстановлении народного хозяйства, испытавшего двойное потрясение: от развала Советского Союза и от ошибок первых лет реформ, в частности связанных с «шоковой терапией» и огульной приватизацией государственного имущества. Успехи периода 1999-2001 гг. связывают не с этим обстоятельством, а с высокими мировыми ценами на нефть и возрождением некоторых производств, что явилось следствием сокращения импорта после кризиса августа 1998 г., девальвацией курса рубля и ростом внутреннего спроса. В соответствии с перспективными планами правительства в ближайшие годы предполагается добиться темпов роста в 4-4,5%, которые, с одной стороны, оцениваются многими экономистами как нереальные, а с другой стороны, являются недостаточными для возрождения эффективной экономики. Только с 2008 г. предполагается перейти на более высокие темпы в 6-7%. По мнению специалистов Минэкономразвития России, расширение потребительского спроса в 2002 г. опиралось на рост реальных располагаемых доходов населения* которые возросли за январь-октябрь 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 8,9%. Повышение роли и значения внутренних источников, определяющих динамику развития народного хозяйства, позволит обеспечить более устойчивый характер экономического роста. Тем не менее, как показывают итоги 2002 г., зависимость российской экономики от внешних факторов, прежде всего от конъюнктуры мировых рынков сырья, существенно усилилась. Рост внутреннего потребительского спроса. Ситуация в 2003 пив течение нескольких последующих лет будет характеризоваться продолжением роста спроса со стороны домашних хозяйств, обусловленным увеличением реальных доходов населения. Однако еще недостаточный уровень доходов основной массы населения и неравномерная структура распределения доходов будут тормозить рост спроса со стороны населения в целом. В экспортно-ориентированных отраслях, в которых занято около 11 % экономически активного населения, начисленная средняя заработная плата в два-шесть раз превышает общероссийский уровень. Низкий же уровень заработной платы в бюджетной сфере (составляющей примерно 60% средней заработной платы по промышленности в целом, при этом численность работников здесь составляет около 25% занятых в экономике) сильно сдерживает рост спроса. 2. Роль государства в обеспечении экономического роста Формирование новой модели российской экономики предполагает осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия сами по себе еще не создают импульса динамичного экономического развития - они лишь образуют требуемый формат среднесрочной стратегии. Первое: формирование субъекта экономической политики, интересы и возможности которого соответствовали бы системным целям антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего, необходимо задать жесткий формат «правил игры», переводящий взаимодействие ключевых экономических игроков в конструктивное целеориентированное русло. Это возможно только в рамках консолидации одновременно на трех социальных уровнях: власти (групп элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп). Второе: концентрация банковского и промышленного капиталов, формирование крупных производственно-финансовых корпораций74 и мощных банковских структур. Выполнение данного условия абсолютно необходимо для решения целого ряда задач: - обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; - создания целостных производственно-технологических комплексов, восстановления технологической кооперации; - реструктуризации отдельных предприятий, их финансовой санации и вывода из эксплуатации устаревших производственных мощностей; - реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техническую реконструкцию производственного аппарата; - восстановления единой управленческой вертикали, поиска партнеров для государства при формировании и реализации крупных государственных проектов и программ; - создания противовеса экономическому сепаратизму регионов; - укрепления платежеспособности и ликвидности предприятий. Третье: создание эффективной вертикали государственной власти, без которой невозможна последовательная экономическая политика. Четвертое: развитие эффективных механизмов реализации государственной экономической политики. По мере реализации трех предшествующих условий ме- ханизм государственной экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по крайней мере, в следующих направлениях: - превращение федерального бюджета в активный инструмент управления государственным спросом; - развитие государственного целевого программирования как инструмента ре- шения системных задач; - повышение уровня управления государственной собственностью. Пятое: осуществление социальных реформ, направленных, прежде всего, на усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение). В ближайшие годы необходимо одновременно решить две трудно совмещаемые задачи. Первая - согласовать социальные расходы государства с реально имеющимися ресурсными возможностями. Вторая - сохранить общедоступную систему социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими услуг. Решение этих задач состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить приоритетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на снижение в реальном выражении соответствующих бюджетных статей. С другой - необходимо усилить адресность социальной поддержки и обеспечить строго целевое использование финансовых ресурсов, направляемых на социальные нужды. Шестое: превращение денежного предложения в инструмент экономической политики. В настоящее время на денежную эмиссию как экономический инструмент наложено табу - она рассматривается в основном как отрицательный побочный эффект активных операций Центрального, банка (покупка валюты и др.), Между тем в условиях низкой монетизации хозяйственного оборота расширение предложения денег - один из факторов повышения хозяйственной активности, оживления производства и нормализации кругооборота капитала в реальном секторе экономики. Задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организационную схему, которая позволила бы направлять эмиссионный ресурс на снятие актуальных экономических угроз, минимизировав при этом ее негативные последствия (инфляция, падение валютного курса рубля). Для этого необходимы: - гибкое регулирование денежного предложения, выдерживая его соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприятий и населения; - меры по замедлению скорости оборота денег - использование процентной политики, ужесточение требований к уровню ликвидности и др.;. - эффективное использование «антиинфляционного якоря» - цены на товары и услуги естественных монополий, валютный курс и др.; - максимальное отсечение эмитируемых денежных средств от валютного и других финансовых рынков. Седьмое: вытеснение денежных суррогатов, сокращение неплатежей и неденежных форм расчетов. Начиная с 1995 г. главной причиной распространения неденежных форм расчетов стали не столько монетарные факторы (нехватка денежных средств, ограничение денежного предложения), сколько структурные (дисбалансы между доходами и расходами, плохое финансовое положение предприятий) и институциональные. Из этого следует, что монетизация хозяйственного оборота объективно превратилась из текущей в долгосрочную, поэтапно решаемую задачу. Тем не менее, постепенное вытеснение неплатежей, денежных суррогатов и бартера остается одним из ключевых условий реализации конструктивной экономической стратегии. Во-первых, это - один из наиболее емких источников дополнительных ресурсов для инвестиций и бюджета. По оценке, в неплатежах и бартере сегодня заморожены доходы экономических агентов в объеме не менее 10-12% ВВП. Во-вторых, бартерные операции и оборот денежных суррогатов стали одной из наиболее криминализованных сфер экономики, включая уход от налогообложения, теневое предпринимательство и т.п. В-третьих, монетизация хозяйственных связей является одним из главных факторов повышения инвестиционной привлекательности предприятий, без нее нельзя рассчитывать даже при наличии ресурсов на сколько-нибудь значительный рост капиталовложений. Восьмое: сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции. В ближайшие годы значение этого резко возрастает в силу необходимости расширения инвестиционных ресурсов. Сокращение вывоза капитала и привлечение внутренних валютных активов в качестве инвестиционных ресурсов - один из наиболее крупных возможных источников капиталовложений в российскую экономику. Объективно возникла альтернатива: либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во внутренние валютные активы или за рубеж в форме вывоза капитала (что принципиально одно и то же), либо будут созданы каналы, по которым эти ресурсы будут направлены в инвестиции. Девятое: повышение сбалансированности государственных доходов и расходов. Снижение возможностей внешних и внутренних заимствований и необходимость выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов бюджета резко обострили проблему его сбалансированности. Эта проблема усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения нужно поддерживать низкий валютный курс рубля - но чем ниже курс, тем большую часть доходов бюджета нужно направлять на обслуживание внешнего долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов. Десятое: урегулирование проблемы государственного внешнего долга. Одиннадцатое: преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и кредитора. В настоящее время нерешенность многих экономических проблем обусловлена не столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью статуса собственности. Для ослабления ограничений в этой области необходимо, по крайней мере, повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности; обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, позволяющую снизить их риски до приемлемого уровня. 2.1 Стратегия и этапы становления новой модели экономики Стратегия выхода на требуемые темпы экономического развития существенно зависит от оценки имеющихся в российской экономике резервов, в частности производственных мощностей, способных производить конкурентоспособную продукцию. Рассматриваемый сценарий модернизации исходит из того, что их объем (в целом по промышленности не более 15-20%) недостаточен для форсированного некапиталоемкого роста. Соответственно ключевая особенность перехода к режиму роста состоит в том, что он требует в первоочередном порядке наращивания инвестиций. Вплоть до 1994-1995 гг. существовала благоприятная возможность перехода к росту за счет повышения загрузки простаивающих мощностей. Она определялась тем, что российская экономика располагала достаточно большим парком относительно нового оборудования, введенного в 1986-1989 гг., когда были развернуты масштабные программы технической реконструкции ряда отраслей. Наличие такого парка давало возможность некапиталоемкого развития в течение относительно длительного периода. Однако с тех пор ситуация кардинально изменилась. Возраст производственного оборудования, введенного в 1986-1989 гг., достиг 11-14 лет, т. е. превысил порог морального старения. В настоящее время «новым» является оборудование, введенное в эксплуатацию после 1992 г., когда инвестиционная активность резко снизилась (по данным Госкомстата России, если в 1994 г. доля промышленного оборудования с возрастом менее 10 лет составляла 44,5%, то уже в 1998 г. - 24,2%, а в настоящее время - еще меньше). По прогрессивным видам оборудования, способным выпускать конкурентоспособную продукцию, уровень загрузки в 1,5-2,0 раза выше среднего и в ряде отраслей (цветной металлургии, химии и нефтехимии, пищевой, медицинской и др.) близок к предельному (65-85%). Поэтому уже сегодня возможности некапиталоемкого роста за счет повышения загрузки производственных мощностей очень ограничены. Согласно опросам руководителей предприятий они сохранились, прежде всего, в машиностроении и легкой промышленности (20-25% выпуска продукции). Учитывая масштабы и темпы разрушения производственно-технологического аппарата, необходимо во главу угла поставить именно обновление основного капитала, т. е. развертывание инвестиционного процесса с выходом на максимально возможные темпы роста капиталовложений. Чтобы обеспечить требуемую экономическую динамику, объем капиталовложений должен быть удвоен за 10 лет, т. Е увеличиваться темпом 7-8% в среднем за год. Экономический рост в России: возможные рычаги стимулирования. В России также нужно проводить более активную политику стимулирования экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран; Один из важнейших моментов здесь - последовательное использование денежными властями имеющихся у них, механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом. При этом надо учитывать, что процесс формирования "длинных" инвестиционных ресурсов не может идти быстро, и сам реальный сектор еще не всегда готов к приему средств. В данной связи следует уделить особое внимание отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия, для более длительных сроков размещения средств с одновременном предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков. Естественно, мы имеем в виду комплексный подход, обеспечивающий благоприятные предпосылки для этого процесса на всех этапах движения финансовых средств - от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования. Так, нужно разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки. Эти меры могут сочетаться с более низкой нормой резервирования по "длинным" ресурсам, что позволит устанавливать по таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. Причем, если есть опасения (а они иногда высказываются), что участники рынка будут по-прежнему ограничиваться "коротким" размещением средству возможно использование механизмов, предполагающих "заниженные" резервный и налоговый режимы только на величину средств, размещенных на длительные сроки. Важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. Например, Банк России (помимо Минфина) может предоставлять гарантии поддержания ликвидности коммерческих банков, направляющих средства на финансирование приоритетных (с точки зрения задач экономической политики) проектов. В случае задержек отдачи от них он мог бы временно пополнять ликвидность таких банков (подобные механизмы предлагались в начале 1990-х годов). Большое значение имеет формирование механизмов, способствующих высвобождению и расширению возможностей использования уже имеющихся средств. В этой связи целесообразно рассмотреть меры по увеличению кредитного мультипликатора уже упоминавшееся снижение нормы резервирования (в данном случае - с точки зрения мультипликационного роста ресурсов), уменьшение доли наличных денег в денежной массе, ограничение отвлечения ресурсов на депозиты ЦБ (за счет создания других эффективных возможностей) и т.д. Важны здесь и меры по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности. Кроме того, нужно последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства. Более активную роль в этом должны играть специализированные фонды и банки. Для достижения указанной цели необходимо шире использовать процентные, налоговые и иные рычаги. При выборе приоритетных направлений инвестирования надо принимать во внимание межотраслевой аспект, а также возможности стимулирования спроса в других отраслях и возникающий в результате мультипликационный эффект для экономики в целом. Активную позицию в реализации этих подходов должен занимать национальный бизнес. Эффективность политики, способствующей укреплению его позиций на внутреннем рынке (что особенно важно ввиду предстоящего вступления России в ВТО), будет определять масштабы участия национального бизнеса в экономическом подъеме в стране и возможности отстаивания ее интересов за рубежом; Если экономический рост финансируется прежде всего из внешних источников, то в перспективе все большая часть финансовых ресурсов страны будет зависеть от мировой конъюнктуры, а их поступление и последующее использование - от намерений внешних кредиторов. Важно, чтобы в такой стратегической сфере российской экономики, как финансы, ключевые позиции занимали национальные экономические субъекты. Очевидно, все названные меры должны быть составной частью бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики, направленной на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста. Национальным денежным властям и отечественному бизнесу принадлежит ведущая роль в этих процессах. Бизнес заинтересован в росте экономики, что позволяет ему укреплять свои позиции и на внутреннем, и на внешнем рынках. В свою очередь, упрочение позиций бизнеса закладывает более надежный фундамент для проведения государственной экономической политики. Крепкое стабильное государство, создающее надежные условия работы национальному бизнесу в стране и за рубежом, сильные промышленность и банки, формирующие экономический базис страны, активная экономическая политика государства являются основой устойчивого долгосрочного развития России. Вывод Для любой страны длительное время поддерживать максимально высокие темпы увеличения национального дохода практически невозможно -- на это требуются огромные ежегодные затраты. Высокие устойчивые темпы роста предполагают пропорциональное развитие всех отраслей экономики теми же темпами, что в реальности недостижимо. В результате одна группа отраслей резко отрывается от других, что подрывает внутреннее экономическое равновесие. Поэтому главное сегодня в экономическом росте -- стабильность при удовлетворяющих страну темпах. В современной экономике интенсивный или экстенсивный типы развития производства в чистом виде не встречаются. Как правило, страна сама избирает путь движения; в зависимости от сложившихся обстоятельств он может быть ближе к тому или к другому типу. Цены и величина располагаемого дохода воздействуют на склонность к сбережению и потреблению. Склонность к сбережению способствует увеличению инвестиций. Инвестиции увеличивают объем производства, что создает благоприятные условия для роста национального дохода. Эффективность использования трудовых ресурсов зависит от уровня организации труда, применения научно обоснованных методов и способов его организации, а также от состояния образовательной и профессиональной подготовки работников, отношения их к выполняемой работе. Не последнюю роль в характеристике качества рабочей силы играет и состояние здоровья работников, повышающее продолжительность и интенсивность трудовой отдачи полученных ими знаний и навыков. Экономический рост, построенный на экстенсивном методе, носит затратный характер. Долговременная ориентация на преимущественно экстенсивный метод роста ведет страну к тупиковой ситуации. Для перехода на интенсивный путь развития Россия должна преодолеть отставание от развитых стран в уровне использования сырьевых ресурсов. Но этому препятствуют изношенность производственного оборудования, отсталость технологий и недостаточно высокая квалификация работников многих отраслей экономики. Список использованных источников: 1. Гуакасьян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007 г. - с. 286-291. 2. Океанова З.К. Основы экономической теории: уч. пособие. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: ИД «ФОРУМ», 2009 г. - с. 184-193. 3. Белоусов А.Р. Эффективный экономический рост в 2000-2010 гг.: Условия и ограничения// Проблемы прогнозирования- 2001 г. № 1. 4. Ершов М.А. О финансовых механизмах экономического роста// Вопросы экономики- 2002 г. №12. 5. Жеребин В.М., Ермакова Н.В., Землянская В.М. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения// Вопросы статистики- 2003 г. №7. 6. Кушлин В. Задачи экономического роста// Экономист- 2001 г. №1. 7. Макроэкономика: Учебник/ Агапова Т.А., Серегина С.Ф.-М.: Дело и сервис,1999 г. 8. Макроэкономика: Учебник/ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.- СПб: Питер,2002 г. 9. Общая экономическая теория (Политэкономия): Учебник/ Под ред. акад. Ведяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П. М.: Промо-медиа, 1995 г. 10. Основы экономической теории: Учебное пособие/ Куликов Л.М. М.: Финансы и статистика, 2002 г. 11. Современная экономика: Учебник/ Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-На-Дону: Феникс,1997 г. 12. Экономика: Учебник/ Под ред. Булатова А.С.- М.: Юристъ, 2002 г. 13. Экономика России: Учебное пособие/ Отв. ред. Маклярский Б.М.- М.: Международные отношения, 2001 г.
|