БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Экономика отрасли

Экономика отрасли

14

Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Кафедра экономики и организации производства

Контрольная работа

«Экономика отрасли»

Вариант 3

Выполнил:

студент 82-Эзу

Кирченко Н.Н.

зач. книжка № 50893

Рецензент:

Храпова Е.В.

ОМСК 2010

Содержание

1. Влияние налоговой политики на развитие отраслей экономики. 3

2. Понятие и показатели структуры отрасли. 8

3. Задача 11

Список литературы 14

1. Влияние налоговой политики на развитие отраслей экономики

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Как, специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики [1]:

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

В основе формирования налоговой политике лежат две взаимно увязанные методологические посылки:

1) Использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;

2) Использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в конечном счете, направлена на решение основной проблемы страны - обеспечению экономического роста. [5; 320-324].

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.

В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов (в России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности).

Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

- Финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

- Финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

- Обеспечивает свою оборону и безопасность;

- Содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

- Предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого, строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество. Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов и платежей в общей сумме поступлений государству незначителен. [8; 670-673].

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства. [ 4; 16-18].

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования: изменение массы налоговых поступлений; замена одних способов или форм обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок; изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. [ 7; 66-68].

2. Понятие и показатели структуры отрасли

Национальное хозяйство - это единство двух важнейших структур: отраслевой и региональной. Отраслевая структура экономики характеризует сложившуюся систему распределения производственных ресурсов по основным видам деятельности, а также долю отдельных отраслей в общем объеме национального производства. Отраслевая структура в ходе экономического развития претерпевает изменения, динамика которых характеризуется степенью и интенсивностью осуществления.

Все отрасли, с точки зрения общественного разделения труда и участия в национальном доходе, подразделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу. К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, а также в форме перемещения грузов, хранения продуктов, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Отрасли, которые этого не создают, а создают неосязаемые услуги - это сфера непроизводственная. Структура отрасли характеризуется следующими основными параметрами:

количество предприятий в отрасли;

относительные размеры предприятий, доля крупного производства;

степень однородности продукции, выпускаемой в отрасли;

наличие предприятий, которые могут контролировать цены;

наличие входных и выходных барьеров;

наличие потенциальных конкурентов вне отрасли и т. д.

Каждая отрасль экономики уникальна и имеет присущую только ей структуру. Структура отрасли относительно стабильна, но все же может со временем меняться. Пытаясь объяснить структуру той или иной отрасли, необходимо принимать во внимание последствия государственной политики, географические границы рынка, компетенцию управленческого персонала и множество других факторов. Фирмы должны не только реагировать на изменения структуры отрасли и пытаться самим изменить ее в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли.

Для измерения степени структурных преобразований в национальной экономике используются следующие показатели:

Индекс структурных изменений С основан на оценке долей отдельных отраслей в национальном производстве или занятости за два сравниваемых периода. Он определяется по формуле (1).

С = (аi1 - ai2), (1)

где аi1 -аi2 - доли отрасли в общем объеме производства и занятости в периоды 1 и 2, для всех значений аi1>аi2, %

Индекс сходства двух сравниваемых структур S (формула (2)).

S = 100% - С , (2)

где S изменяется от 0 до 100.

Если индекс сходства достигает своего наибольшего значения, отраслевая структура не претерпевает никаких изменений. Нулевое значение свидетельствует о полной инверсии отраслевой структуры за рассматриваемый период.

Анализ отраслевой структуры экономики проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям, что позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВВП. Он рассчитывается как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики. Добавленная стоимость - это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, то есть заработная плата, прибыль, амортизация конкретного предприятия. Прежде всего, изучается соотношение между крупными хозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется по доле обрабатывающей промышленности.

Для оценки интенсивности структурных изменений на каждый данный период используется показатель отраслевой эластичности роста li (формула (3)).

(3)

где di, d - темпы прироста отраслевого и национального объемов производства.

В зависимости от величины показателя li все отрасли можно разделить на четыре основные группы:

отрасли с высокой эластичностью роста (li>1);

отрасли, развивающиеся средними темпами (li=1);

отрасли с низкой эластичностью роста (0<li<1);

отрасли с отрицательной эластичностью роста(li<0).

В индустриально развитых странах наиболее быстрые структурные изменения характерны для отраслей обрабатывающей промышленности. Поэтому большинство рассматриваемых показателей применяются для оценки внутриструктурных изменений в данной группе отраслей. По всем показателям структурных изменений лидерство в данной группе отраслей в современных условиях принадлежит наукоемким отраслям.

3. Задача

В приложении приведены данные по индексу физического объёма и объёму платных услуг населению по видам услуг в фактических ценах. Рассчитать объём платных услуг населению в сопоставимых ценах.

Приложение. Объём платных услуг населению в фактических ценах.

Виды услуг

Объём платных услуг в фактических ценах, млн. руб.

Индекс физического объёма, в % к предыдущему году

1

2

3

Бытовые услуги

812,5

119,0

Услуги пассажирского транспорта

771,8

81,5

Услуги связи

259,7

109,4

Жилищные услуги

173,2

121,3

Коммунальные услуги

515,9

109,7

Услуги культуры

28,3

88,5

Туристско-экскурсионные услуги

20,4

128,1

Услуги физкультуры и спорта

10,4

127,9

Медицинские услуги

158,2

113,9

Санаторно-оздоровительные услуги

52,3

74,5

Услуги системы образования

162,3

169,3

Другие услуги

287,0

214,8

Решение

Индекс физического объема платных услуг населению - относительный показатель, характеризующий изменение объема платных услуг населению в текущем периоде по сравнению с базисным. Этот индекс показывает во сколько раз увеличился объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

(1)

где q0,1 -количество услуг в натуральном выражении в базисном (0) и текущем (1) периодах; p0- базисная цена или тарифы отдельных видов услуг.

Однако, так как нам дан индекс физического объема не по всей совокупности услуг, а по конкретным их видам, выражение (1) может быть записано в следующем виде:

(2)

где Q0,1 - объём платных услуг в базисном (0) и текущем (1) периодах.

(3)

- объём платных услуг в текущем (1) периоде в сопоставимых ценах.

Виды услуг

Объём платных услуг в фактических ценах, млн. руб.

Индекс физического объёма, в % к предыдущему году

Объём платных услуг населению в сопоставимых ценах, млн. руб.

1

2

3

4

Бытовые услуги

812,5

119

966,9

Услуги пассажирского транспорта

771,8

81,5

629,0

Услуги связи

259,7

109,4

284,1

Жилищные услуги

173,2

121,3

210,1

Коммунальные услуги

515,9

109,7

565,9

Услуги культуры

28,3

88,5

25,0

Туристско-экскурсионные услуги

20,4

128,1

26,1

Услуги физкультуры и спорта

10,4

127,9

13,3

Медицинские услуги

158,2

113,9

180,2

Санаторно-оздоровительные услуги

52,3

74,5

39,0

Услуги системы образования

162,3

169,3

274,8

Другие услуги

287

214,8

616,5

Относительно предыдущего периода на основании произведенных расчетов можно сделать следующие выводы:

Объём платных услуг населению снизился:

Услуги пассажирского транспорта на 18,5% (142,8 млн. руб.)

Услуги культуры на 11,5% (3,3 млн. руб.)

Санаторно-оздоровительные услуги 25,5% (13,3 млн. руб.)

Наибольшее снижение в процентном отношении произошло по «Санаторно-оздоровительным услугам», а в суммовом выражении по «Услуги пассажирского транспорта».

Объём платных услуг населению увеличился:

Бытовые услуги на 19% (154,4 млн. руб.)

Услуги связи на 9,4% (24,4 млн.руб.)

Жилищные услуги на 21,3% (36,9 млн.руб.)

Коммунальные услуги на 9,7% (50 млн.руб.)

Туристско-экскурсионные услуги на 28,1% (5,7 млн.руб.)

Услуги физкультуры и спорта на 27,9% (2,9 млн.руб.)

Медицинские услуги на 13,9% (22 млн.руб.)

Услуги системы образования на 69,3% (112,5 млн.руб.)

Другие услуги 114,8% (329,5 млн.руб.)

Наибольшее увеличение как в процентном так и суммовом отношении произошло по виду «Другие услуги».

Общее увеличение объема платных услуг по всей совокупности видов, составила 578,9 млн. руб.

Так же можно сделать предположение об увеличении благосостояния населения, т.к. существенный рост произошел не только по жизненно важным статьям, но и относящимся к сфере развлечений, образования и здоровья.

Список литературы

1. http://nalog.ru

2. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Инфра-М, 2009. - 145 с.

3. Гоголева Т.Н. Теория отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. - 24 с.

4. Журнал «Финансы» № 3, 2007.

5. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложения: учебное пособие, - М: ИНФРА-М, 2002. - 320 стр.

6. Казачун Н. У., Дремина Г. А. Экономика отрасли: Учебное пособие. - Омск: ОГИС, 2006. -196 с.

7. Крылова Н.С. Налоговое регулирование в федеративных государствах: конституционно-правовые аспекты // Государство и право - 2001 - №6. - 66 стр.

8. Перов А.В., Толкушкин А.В., Налоги и налогообложение: учеб пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 670 стр.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011