БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Эволюция отношений собственности

Эволюция отношений собственности

Контрольная работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему:

Эволюция отношений собственности

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  • 1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОБСТВЕННОСТИ, ЕЁ СУЩНОСТЬ
  • 1.2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННОСТИ
  • 1.3 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
  • 2. ПЕРЕСТРОЙКА ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ХХ СТОЛЕТИИ
  • 2.1 ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
  • 2.2 ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
  • 2.3 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ: ЭТАПЫ И ИТОГИ
  • 2.4 ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

В 90-е годы 20 века Россия прошла свой особый исторический путь, тот путь, который не вписывается в общую тенденцию мирового развития. В это время в нашей стране проводились рыночные преобразования, происходило становление различных форм собственности, получила свое признание частная собственность. После долгих лет господства государственной собственности и отчуждения личности от собственности и власти в России стало формироваться гражданское общество, субъектами которого являются люди - собственники того или иного имущества. Естественно, что в настоящее время все эти процессы нельзя считать завершенными (например: события с «Юкосом» и его руководителями).

Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации гражданского общества, ставят заслон всевластию государства, освобождают личность и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности. Разумеется, это может произойти только при установлении демократического политического режима. Существенно важную роль при этом будет играть трансформация отношений собственности.

Объектом исследования контрольной работы является институт собственности.

Предметом исследования являются собственность, ее формы и сущность.

В соответствии с предметом исследования его основная цель состоит в том, чтобы на основе рассмотрения теоретических положений, исторического опыта нашей страны, конституционного законодательства представить комплексный анализ института собственности в конституционном праве России, выявить предмет и особенности его конституционно-правового регулирования.

1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОБСТВЕННОСТИ, ЕЁ СУЩНОСТЬ

Собственность - принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам - индивидам или коллективам - в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.

Собственность, согласно гражданскому законодательству РФ, - это отношения между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.

Понятие собственности находится на границе двух научных дисциплин: экономики и права. Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными нормативно-правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).

Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится, как правило, к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

Право владения - предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении. Право пользования - основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и/или получения от него плодов и доходов. Право распоряжения имуществом - предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

Собственность - основа любого общественного строя и общества, она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.

Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством неё. Собственность способна формировать и разрушать общество.

Собственность как экономическая категория присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории. Разумеется, на протяжении многих веков развития человечества собственность претерпела существенные изменения, обусловленные, главным образом, развитием производительных сил, иногда довольно бурным, как, например, это имело место в период промышленной революции или имеет место сейчас, в эпоху научно-технической революции.

Всем известным в истории экономическим системам присущ свой набор форм собственности. В настоящее время во всем мире формы собственности выделяют прежде всего по такому критерию, как ее юридический субъект. Под этим углом зрения различают в первую очередь частную и государственную собственность, которые имеют много разновидностей.

О том, какая из форм собственности лучше, можно судить по следующему критерию: какая из форм обеспечивает в данный исторический момент и в отдаленной перспективе более высокую эффективность общественного производства, более высокий уровень жизни и удовлетворения потребностей населения, но обязательно с учетом социально-экономических и экологических индикаторов качества жизни. В настоящее время по совокупности данных показателей предпочтение следует отдать, безусловно, частной собственности, являющейся стержнем развитой рыночной экономики стран Запада.

В условиях исчерпавшего свои возможности социализма было установлено, что любое действие по приближению людей к собственности немедленно давало толчок к повышению эффективности производства: подрядовые бригады на селе без дополнительных вложений на одну треть повышали производство продукции; арендные коллективы умудрялись за один год достичь таких производственных результатов, каких в обычных условиях не удавалось достичь и за много лет.

Процветание же стран с развитой рыночной экономикой, в которых главная фигура - человек, частный собственник, бесспорно доказало, что причины заключены в пороках социалистической экономики с её искажением форм и видов собственности.

Общепризнано, что любая национальная экономика включает три типа экономических отношений. Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках.

Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношения собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления.

В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровне.

1.2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННОСТИ

К настоящему времени сложились три основных традиции в определении происхождения собственности:

Во-первых, через сведение категории «собственность» к категории «мое».

Во-вторых, через понимание собственности как нечто привнесенного человеку извне: Богом, государством, правом, общественным договором и т.п.

В-третьих, через трактовку собственности как самодостаточного явления, не нуждающегося в установлении причины.

Первый подход внутри неоднороден, - связывая происхождение собственности с личностью человека, исследователи выделяют четыре ее значимых свойства, способные порождать собственность: физиологические потребности, целесообразную деятельность человека, его дух и волю, а так же включенность в общественные связи.

Собственность как атрибут человеческого тела. Первое свойство, вызванное существованием человеческого тела в условиях ограниченных ресурсов, определяет собственность как порождение инстинкта выживания и самосохранения, как неотъемлемый атрибут человека.

Строго говоря, потребности человеческого организма сами по себе собственности не рождают, они создают необходимость в ней и мотивацию к соответствующей деятельности, которая и выступает непосредственным источником тех или иных благ.

Собственность - результат труда. С XVIIв. крепнет традиция признавать человеческие потребности и инстинкты лишь за первоначальный импульс возникновения собственности, а сам этот процесс рассматривать в связи с человеческой деятельностью, как материальной, так и духовной.

Возникновение общин натуральных производителей нарушило неразвитое единство человека, труда и собственности. Собранный или созданный продукт уже не принадлежал индивиду, он становился достоянием общины. Появляется основа для различия «моё - не моё». Возможность внешнего управления, отчуждение созданного продукта и даже самого человека обусловлена отделением собственности от труда, началом ее самостоятельного существования.

Собственность как порождение духа и воли человека. Для реализации инстинкта самосохранения и удовлетворения потребности в еде, человеку приходилось распространять свою власть на соответствующие предметы. Появляется определенное пространство, где человек волен распоряжаться свободно и независимо.

Собственность как порождение включенности человека в общество. Общественный характер человека, представление индивида как части общества обусловливает необходимость общественного признания притязаний личности на тот или иной объект собственности. В рамках трактовки происхождения собственности в непосредственной связи с личностью человека, это признание принимает форму обязательного санкционирования обществом прав собственности: какое бы свойство человека - его тело, дух, труд, - ни порождали собственность, обязательно этот процесс опосредует общество.

В рамках второго основного подхода признание источником собственности некой внешней для человека силы имеет социально - политическую подоплеку и приводит к мысли о нарушении институтом частной собственности естественного порядка вещей, - дано было всем, а оказалось в руках у немногих. Остается сделать еще один шаг и призвать к перераспределению собственности, к возврату к естественному порядку.

Третий подход, рассматривающий собственность как самодостаточное явление, не так популярен - собственность выступает основанием себя самой.

В целом происхождение собственности объясняется в рамках первого подхода, т.е. источником и причиной возникновения собственности выступают потребности физического выживания индивида, духовного самовыражения и его общественного самоопределения.

Таблица 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОБСТВЕННОСТИ Собственность в 20 столетии.-М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) 2001.-960. Г.Ю.Ивлева с.47-50

Степень вещной зависимости

Вещная зависимость не осознается, слита с человеком

Вещная зависимость осознается и принимается как естественная

Вещная зависимость доминирует

Вещная зависи

мость снижается

Роль экономической власти

Ограничена телом человека

Находится в ряду других регуляторов общественной жизни - религии, традиций и т.п.

Доминирует в организации человеческого общества

Уступает место в организа

ции человеческого общества социаль

ным факторам

Цель производства

Выживание - удовлетворение первичных потребностей

Существование - стабильное и устойчивое удовлетворение определенного типа, набора потребностей

Развитие - расширенное удовлетворе

ние потребностей

Превращение - создание нового в условиях полного снятия материальных потреб

ностей

Тип хозяйства, общества

Общество собирателей

Натуральное производящее хозяйство

Рыночное производящее хозяйство

Постэкономическое общество

Свойства собственности

Утилитарность

Материальность

Прибыльность

Креатив

ность

Основные источники, факторы собственности

Сила, свойства организма

Труд, право, традиции

Деньги, право, обмен

Способ

ности личности

Основные объекты собственности

Территория как место добывания пищи

Земля как средство производства

Средства произ-ва как овеществ

ленный труд

Способность к творчеству

Основные субъекты собственности

Индивид, племя

Племя, община, владельцы земли

Владельцы капитала

Владельцы творчес

ких способностей

Перераспределение собственности

Сила, традиции

Традиции, обмен, право, сила

Деньги, право, обмен

Добровольный обмен

Связь между субъектом и объектом

Неразрывная, неотчужденная

Внешне направляемая, но неразрывная, неотчужденная

Отчужденная и внешне направляемая

Неразрыв

ная и неотчуж

денная

Тип экономического роста

Экономичес

кий рост отсутствует, прогресс общества выражается в выживании человека

Экономический рост фрагментарен

Экономичес

кий рост экстенсивный, при исчерпании его возможностей- интенсивный экономичес

кий рост, доминируют количествен-ные показатели

Экономи

ческий рост преимущественно интенсив

ный, с доминиро

ванием качественных характе

ристик

Факторы

Экономического роста

Природа, труд

Земля, труд

Капитал, труд

НТП, творчество

Связывая происхождение собственности с необходимостью удовлетворения потребностей индивида и общества в их неразрывном единстве, можно определить собственность как вещное соотношение людей, определяющее субъекта экономической власти.

В качестве основного закона выступает процесс возрастающе-убывающей значимости экономической власти в организации общества, а границы существования собственности связывают с угасанием вещной зависимости людей и возможностью использования неэкономических способов организации их деятельности.

1.3 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Всем экономическим системам присущ свой набор форм собственности. В традиционной системе этот набор представляется довольно разнородным вследствие ее многоукладности. В более отсталых странах (в Африке, Азии и Океании), где сохраняется и натурально-общинный уклад, земля и орудия труда принадлежат общинам, которые ведут коллективное хозяйство с натуральным, уравнительным распределением производственных благ между ее членами. В мелкотоварном укладе доминирует частная собственность на производственные ресурсы, основанная на личном труде ремесленника, кустаря или крестьянина. В частнокапиталистическом укладе господствует собственность частных предпринимателей, использующих наемный труд, на производственные ресурсы. Значительная часть последних так же находится в собственности государства.

В административно - командной системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности государства, а также производственных кооперативов (колхозов, артелей в бывшем СССР), функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. Непосредственные производители здесь выступают как собственники таких ресурсов, как знания (уровень общего и профессионального образования в СССР и европейских социалистических странах был довольно высок), а также рабочая сила. Распределение потребительских благ было (в КНДР и на Кубе еще сохраняется) довольно равномерным, а в некоторых аспектах (услуги образования, здравоохранения и др.) даже с элементами уравниловки. Оно во многом определялось не отношением к ресурсам, а политическими факторами. В преимущественном положении находился узкий слой правящей партийно-государственной номенклатуры, имевшей привилегии в доступе ко многим потребительским благам (жилью, услугам санаториев и других лечебно-оздоровителных учреждений, дефицитным видам продуктов питания и одежды и др.)

В рыночной экономике прежде всего выделяются две основные формы собственности: частная и государственная, которые, в свою очередь, имеют много разновидностей.

В подавляющем большинстве стран мира сегодня превалирует частная собственность. Она делится на индивидуальную и корпоративную.

Индивидуальные частные фирмы, образующие юридическое лицо, невелики по размерам и представлены в небольшом числе отраслей: ремесленном и сельскохозяйственном производстве, в сфере услуг разного рода, в том числе и самых современных, например консалтинговых. Их собственниками являются или одно лицо, или небольшое число лиц; преобладает собственный труд (одного лица или семьи, как это имеет место в фермерских хозяйствах на селе), но в дополнение к нему может применяться и наемный труд. Во всем мире имеется несколько сотен миллионов таких хозяйств, но для них характерна огромная ротация: каждый год большое число таких фирм разоряется и ликвидируется, но на смену им приходят новые.

Кроме мелких фирм, к индивидуальной частной собственности относятся служащие для извлечения дохода, имущественные объекты отдельных предпринимателей (мелких торговцев, ремесленников, лиц свободных профессий), работающих по соответствующему разрешению (патент, лицензия) от властей и не образующих юридического лица.

Корпорированные предприятия существуют везде, где технологическая база той или иной отрасли предполагает формирование среднего или крупного производства, для чего необходимы большие капиталы. Эти предприятия существуют в виде обществ (акционерные и с ограниченной ответственностью), товариществ (полных, на вере и др.), кооперативов, некоммерческих организаций (фондов, объединений)

Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм.

Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или по меньшей мере обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах - соответствующие центральные и региональные учреждения.

Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

К государственной собственности непосредственно примыкает муниципальная собственность (городов, общин и т.п.), которая, однако, и на Западе, и в России квалифицируется как отличная от государственной. Тем не менее, по своей экономической природе они родственны друг другу. Разница лишь в том, что муниципальная собственность связана с бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной области национального хозяйства. Но и собственность земель или штатов также не распространяется на всю страну.

2. ПЕРЕСТРОЙКА ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ХХ СТОЛЕТИИ

2.1 ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

Преобразование отношений собственности
- магистральное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой. Оно идет различными путями в трех группах стран. В первой и второй группах стран (к ним относятся бывшие советские республики и социалистические страны Восточной Европы, ранее входившие в Совет Экономической Взаимопомощи), осуществляющие более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, главным направлением является приватизация государственной собственности.

Различают малую и большую приватизацию. Различия состоят в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью, во втором - акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже.

В странах третьей группы (КНР и Вьетнам), взявших курс на длительный, постепенный переход к рыночному хозяйству через «социалистическое смешанное хозяйство» при сохранении политической диктатуры коммунистической партии, преобразование отношений собственности идет главным образом по пути создания частного сектора при активном привлечении иностранного капитала, без приватизации государственной собственности. При этом государственные предприятия все более широко используют рыночные методы хозяйствования.

2.2 ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

В ходе приватизации во всех странах с переходной экономикой появились примерно одинаковые важнейшие тенденции, проблемы и противоречия.

1. Приватизация в первую очередь охватила промышленность и сферу услуг, торговлю и общественное питание. При этом использовались схожие
методы приватизации. Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационным ведомствам, которые осуществляли их разгосударствление путем акционирования. Акции таких предприятий частично (но не во всех странах) передавались коллективам предприятий, а оставшаяся часть приобреталась частными (юридическими и физическими) лицами на аукционах или по конкурсу. Вместе с тем в конкретных формах и методах приватизации было и много различий.

2. В большинстве стран первой и второй группы новые правящие элиты в начале 90-х гг., на старте рыночной трансформации, полагали, что путем быстрой ликвидации госсобственности и передачи в частные руки можно быстро решить важнейшие экономические и социальные проблемы. Однако в середине 90-х гг. стало очевидным, что такой подход оказался ошибочным. Все эти страны оказались в состоянии кризиса. До сих пор только Польше и Словении удалось достичь и превзойти уровень производства ВВП 1989г., а Чехия, Словакия и Венгрия лишь приблизились к этому уровню.

Вследствие таких обстоятельств во всех указанных странах стали исходить из того, что дальнейшая приватизация должна быть проведена поэтапно, в течение 5-10 лет и более. При этом должны быть решены те проблемы, которые не удалось решить на начальном этапе приватизации и которые обусловили ее неэффективность: привлечение «эффективных инвесторов» и реальное накопление капитала, коренное улучшение менеджмента, формирование конкурентной среды и благоприятных для частных фирм общих условий хозяйствования.

3. Практически все страны считали, что к приватизации удастся быстро привлечь большие объемы иностранного капитала в форме прямых инвестиций. Именно иностранному капиталу отводилась роль «мотора» приватизации. Однако и эти расчеты потерпели провал. Поэтому к середине 90-х гг. большинство стран перешло к разработке стратегических долговременных программ по привлечению иностранных прямых инвестиций.

4. Малая приватизация оказалась в институциональном и организационном аспектах не слишком сложной проблемой и прошла в большинстве стран довольно быстро. Пожалуй, единственной проблемой, значительно ее осложнившей, была реституция, т.е. возвращение хозяйственных объектов лицам, которые ими владели ранее (до социалистической революции), или их наследникам. К «счастью» для России и других стран - членов СНГ они не были серьезно обременены этой проблемой, ибо Октябрьская революция, экспроприировавшая частную собственность, произошла еще в 1917 г. В других же странах эта проблема стояла достаточно остро и породила сложные общественные коллизии. Так, в сельском хозяйстве Болгарии многолетнее «перетягивание каната» между отдельными крестьянами за возвращение им только их прежних (а не других, равноценных) участков нанесло тяжелый удар по аграрному производству - важнейшему сектору национальной экономики этой страны. Напротив, в тех странах, например, в Венгрии, где власти придерживались принципа приоритета равноценной компенсации перед собственно реституцией, эта проблема была решена более или менее безболезненно.

5. Гораздо более сложной и медленной, как и следовало ожидать, во всех странах стала большая приватизация, которая все еще далека от завершения. Она оказалась сопряженной с целым рядом сложных проблем. Так, ни в одной стране не удалось гармонично увязать экономическую рациональность и эффективность приватизации с ее социальной справедливостью.

2.3 ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ: ЭТАПЫ И ИТОГИ

ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый из них пришелся на 1992г. - первую половину 1994г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.

Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения 144 млн. ваучеров номиналом в 10 тыс.руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую - за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994г. ими стали 15тыс.

С середины 1994г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6-7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.

МАЛАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели - создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства.

При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий (по российскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн. входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало.

Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельного населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему.

БОЛЬШАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги большой приватизации. С одной стороны, положительным само по себе является то обстоятельство, что к настоящему времени около 55 млн. российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн. из них приобрели акции за ваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов). С другой стороны, и этот способ «рассеивания собственности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.

Поскольку ваучеры не были именными ценными бумагами и подлежали свободной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки оказалась в руках различного рода мафиозных структур. Это, с одной стороны, привело к резкому усилению социального расслоения общества, а с другой, что еще хуже, - способствовало быстрой криминализации российской экономики.

На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительные фирмы, посулив гражданам огромные дивиденды, сумели получить в «доверительное управление» миллионы ваучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн. граждан был нанесен ущерб в 6 трлн. руб. (тогда это соответствовало 13 млрд. долл.).

Весьма сомнительными оказались и льготы коллективам предприятий. Надо отметить, что такие льготы во многом оправданы тем, что большинство предприятий к моменту начала приватизации находились в сложном финансовом положении или даже были убыточными, а поэтому их акции не представляли интереса для внешних инвесторов. В то же время такие льготы явно противоречат основному принципу демократии - равноправию граждан.

Поскольку сотрудники предприятия имели право (наряду с бесплатным получение акций) приобретать часть акций со скидкой, их администрации при предшествующей акционированию оценке стоимости предприятий стремились любыми способами к занижению последней, что, как правило, удавалось сделать. К тому же часть акций, которая при проведении приватизации продавалась на сторону, скупалась за бесценок. Соответственно бюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994г., с началом второго этапа, льготы коллективам предприятий при проведении приватизации последних были отменены.

ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ

Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.

По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета.

2.3 ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравнению с промышленностью и сферой услуг.

Бывшие советские совхозы, как правило, пошли по пути преобразования в общества с ограниченной ответственностью (ООО). Каждому их члену, бывшему колхознику, формально выделен земельный надел и доля в производственном имуществе ООО. Однако фактически земля и производственное имущество по-прежнему используются коллективно. Подавляющее большинство бывших колхозников остаются в ООО, считая это в условиях глубокого экономического кризиса единственно возможным способом выживания. Необходимо также отметить, что в отличие от подчиненных плановому диктату государства советских колхозов ООО являются самостоятельными товаропроизводителями, от которых целиком зависит благосостояние ее членов.

Фермерские хозяйства, как правило, создаются на базе неиспользовавшихся ранее или брошенных сельскохозяйственных угодий. Их число в последние годы колеблется вокруг отметки 240 тыс. Они дают около 2% сельскохозяйственной продукции. Росту этого показателя противодействуют многочисленные факторы, прежде всего утрата российским крестьянством традиций частного хозяйствования в результате насильственной коллективизации 1929-1933гг., объективные трудности выживания в одиночку вследствие необычайной дороговизны в нынешних кризисных условиях кредитов и аграрных средств производства, нехватка (или отсутствие) малой техники для фермеров, неурегулированность поземельных отношений. Так, нынешний Земельный кодекс запрещает куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Объективно сельское хозяйство РФ в обозримой перспективе должно развиваться как смешанное. Его принудительная фермеризация может стать не менее контрпродуктивной, чем бывшая коллективизация.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный характер» в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

Как отмечалось выше, в течение всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно.

Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.

Показателен в этой связи опыт китайских реформ. После их начала в 1978г. в стране были созданы миллионы небольших частных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более Ѕ ВВП КНР.

К сожалению, в России вновь созданных в послереформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, дальнейшее экономическое развитие России в совершенствовании форм собственности. После долгих лет господства государства и отчуждения человека от собственности, в стране стало формироваться общество, ориентированное на то, что каждый его член имеет право быть собственником.

Незавершённость в настоящее время процессов формирования различных форм собственности создаёт широкое поле деятельности для различных научных исследований на границе двух смежных наук - экономики и юриспруденции, рекомендации которых необходимо апробировать на практике с тем, чтобы определить оптимальные для экономически развитого общества формы собственности и отношения по поводу распоряжения данной собственностью.

Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации нового класса собственника, ограничивают государство в «беспределе» по отношению к индивидууму экономической деятельности, освобождают личность от постоянного страха перед «аппаратом насилия» и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности.

Демократизация политического режима в России, трансформация отношений собственности, создание многообразия её форм - вот залог экономического процветания Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. В редакции Федерального закона от 30.12.2004 N 217 - Ф3

2. Экономика./ Под ред. А.С.Булатова. М.: Экономистъ, 2005.-894с.

3. Алексеев В.В. Собственность в ХХ столетии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001.-960с.

4. Гошуляк В.В. Институт собственности в конституционном праве России. М.: РГНФ, 2003.-166с

5. Кузнецова Н.В. Гражданское право: учебное пособие в схемах. М.: Право и закон ХХI, 2004.-128с.

6. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. Третье издание. М.: Дело, 2002.-512с.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011