Факторы промышленного отставания Англии в 19-20 веках
Факторы промышленного отставания Англии в 19-20 веках
9 Содержание - Введение
- Социально - экономическая ситуация в мире в конце XIX-начале XX вв.
- Факторы промышленного отставания Англии в конце XIX-начале XX вв.
- Заключение
- Литература
ВведениеКонец XIX и начало XX в. ознаменовались следующими структурными изменениями в экономике: а) в области технических новаций -- изменение энергетической базы производства, -- начало общей электрификации производства, транспорта и быта; б) в области организации и управления производством -- появление акционерной формы предпринимательства, -- появление монополий, -- образование финансового капитала; в) в отношении размещения производительных сил в мире -- окончание эпохи «евроцентризма», -- образование трех типов промышленно развитых стран, -- формирование мирового рынка; -- создание крупных колониальных империй, -- перемещение акцентов в мировой торговле, -- начало международного разделения труда и специализации отдельных стран. По уровню динамики промышленнго развития сложилось три типа промышленно-развитых стран: -- американский -- с относительно высокими, -- немецкий -- со средними, -- английский -- с самыми низкими темпами промышленного производства. Изменился удельный вес стран в мировом промышленном производстве. Закончился период «евроцентризма». В конце XIX в. США вышли на первое место в мире по объему промышленной продукции. Ее стоимость превышала стоимость продукции английской промышленности. Великобритания потеряла роль «промышленной мастерской», отстала от США и Германии -- сначала по темпам экономического развития, а потом и по абсолютным показателям. Германия опередила Великобританию, Францию, а потом заняла второе место после США. 1. Социально - экономическая ситуация в мире в конце XIX - начале XX вв.Основным содержанием процесса индустриализации были структурные изменения в национальных экономиках отдельных стран, вследствие чего появлялись новые и модернизировались старые отрасли, упрочивалась их роль в экономике, т.е. их вклад в производство валового национального продукта и национального дохода. Завершение индустриализации обеспечивало перевес промышленности над сельским хозяйством, тяжелой промышленности над легкой. Машинное производство победило во всех сферах экономики. Произошли изменения в организации и управлении производством. Ведущее место стало принадлежать системе акционерного предпринимательства. Торговый и промышленный капитал уступил первенство финансовому. Были созданы акционерные монополистические объединения -- картели, тресты, синдикаты, концерны. Темпы и сроки индустриализации зависели от конкретных исторических условий каждой страны исходного уровня промышленного производства, общемирового уровня экономического развития. Так, в Великобритании задачи индустриализации стали решаться еще во время промышленного переворота. В других развитых странах индустриализация проходила после промышленного переворота и была его продолжением. Индустриальное развитие было прервано первой и второй мировой войнами.. Существенное влияние на изменение структуры экономики имело изобретение новых способов плавки стали -- бессемеровского (1856), мартеновского (1864), томасовского (1878). В 80-90-х гг. были изобретены новые двигатели. Среди них: динамомашина, двигатель внутреннего сгорания (1893), паровая турбина (1894), водяная турбина (первая ГЭС на р. Ниагара в США в 1889 г.). Появились новые виды транспорта: автомобиль (1885),тепловоз (1891), аэроплан (1903), а также вагон-рефрижератор (1868), паровой экскаватор, приспособления для автоматической погрузки. Эти структурные изменения обусловили сдвиги, в первую очередь в структуре машинной индустрии. Ее ведущими отраслями стали производство электроэнергии, продукции органической и неорганической химии (соды, удобрений, серной кислоты и т.д.), добывающей, металлургической, машиностроительной, химической, транспортной промышленности. Развивались новые отрасли: сталелитейная, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, электротехническая, алюминиевая, строительная, стройматериалов, автомобильная. Усложнилась структура машиностроения. Наиболее динамично развивались транспортная промышленность и станкостроение. В условиях массового производства резко выросло значение стандартизации. Старые отрасли, такие, как текстильная, пищевая, судостроительная, расширялись и модернизировались. Особенно активно прогрессировали новые отрасли индустрии: автомобильная, электротехническая, химическая, синтетических материалов, производство алюминия, где использовались последние достижения науки и техники. Изобретения в области химии дали толчок для появления производства синтетических красителей, лекарственных и парфюмерных синтетических соединений. Для развития металлообрабатывающей промышленности большое значение имело применение автоматических станков. Появились принципиально новые и эффективные методы организации фабричного труда: хронометрирование рабочих операций, стандартизация, массовое использование типовых деталей, скоростная сборка на конвейерных линиях. Капиталистическая рационализация в тех условиях, помимо производственных достоинств, служила крупнейшим монополиям могучим оружием в борьбе против слабых конкурентов, обрекая их на банкротство, усиливала власть магнатов финансового капитала, служила источником безработицы, обостряла социальный антагонизм в обществе. Мировое хозяйство -- это система национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, торговыми, производственными и другими многообразными формами экономических связей. Современное мировое сообщество стран имеет динамично развивающееся мировое хозяйство, которое прошло длительный путь исторического развития и приобрело свои современные черты к началу XX в. Исторически первой формой экономических связей была мировая торговля. Объективной основой мировой торговли, а в последующем и всех других форм мировых экономических связей, явилось общественное разделение труда, которое перешагнуло рамки национальных границ и вышло на мировой уровень. Первоначально международное разделение труда базировалось на различиях в природно-климатических условиях. На машинной стадии развития производства международное разделение труда стало базироваться не только на природно-климатических различиях, но и на технологической специализации в сфере производства. Процесс интернационализации экономических связей теперь охватил и сферу обращения, и сферу производства. Мировое хозяйство приобрело современные формы. Происходило это следующим образом. Сначала сформировался мировой рынок как подсистема хозяйства, порожденная обменом товаров за пределами национальной экономики и вызвавшая к жизни соответствующее валютно-финансовое обеспечение. В немалой степени это стало возможно благодаря быстрому развитию железнодорожного транспорта. Постепенно стали формироваться мировые рынки кредитов, валюты и трудовых ресурсов. Большую роль в этом сыграли создание мировой колониальной системы и развитие крупной машинной индустрии. Появилось международное разделение труда и, соответственно, специализация отдельных стран на производстве каких-либо видов продукции с последующей кооперацией отдельных промышленных регионов и целых стран. В итоге мир разделился на промышленно развитые и экономически отсталые страны. Однако до конца XIX в. основной формой международных экономических отношений была, конечно, международная торговля, ведущую роль в которой по-прежнему еще играла Великобритания. Стремясь достичь мирового экономического господства, она все еще исповедовала политику свободной торговли и умеренного протекционизма. Однако ей удалось это лишь во взаимоотношениях с ее колониями. Остальные же страны надежно закрыли свои внутренние рынки от английской товарной экспансии высокими таможенными пошлинами. Мировое сообщество в настоящее время включает в себя около 200 национальных, формально независимых самостоятельных государств, которые связаны между собой многосторонними экономическими, политическими и историческими связями. В то же время каждая страна имеет свою национальную, географическую, религиозную и социально-политическую специфику, самостоятельность. Эта взаимозависимость и одновременно самостоятельность каждой отдельной страны в современном мире есть реальное противоречие жизни, которое реально стало прорисовываться на рубеже двух веков, просто на различных этапах оно принимало разные формы: каждая страна стремится к независимости, и одновременно ни одна страна мира не может жить в современном мире изолированно. В основе формирования и становления мирового хозяйства лежит процесс интернационализации хозяйственной жизни. Мировое хозяйство -- это совокупность национальных экономик как макроэкономических организмов, связанных между собой международными экономическими отношениями в целостную систему, формированию которого способствовала техническая революция конца XIX в. Промышленный переворот, который начался в последней трети XVII в., а завершился в 60-80 гг. XIX в., охватил Великобританию, США, Германию, Францию и другие европейские страны. Было сформировано аграрно-промышленное хозяйство, созданы экономические условия для утверждения индустриальной цивилизации. Поскольку ход промышленного переворота имел свои особенности в каждой стране, уровень их экономического развития, место в мировом производстве были различными. Важным итогом промышленного переворота было создание национальных финансово-кредитных систем, которые удовлетворяли потребности индустриального развития, и появление финансового капитала и финансовой олигархии. В Великобритании ведущая роль оставалась за английским банком, который был и правительственным, и частным одновременно. После введения золотого стандарта его билеты стали заменителями золотых монет. Резко выросло количество частных банков, появились акционерные банки. Благодаря увеличению операций фондовой биржи появилась возможность аккумулировать значительные средства для инвестирования их в промышленность. Финансовый капитал во Франции развивался быстрее промышленного и торгового. Сначала появился французский банк, потом -- сберегательный. Возникло множество разновидностей ценных бумаг. Банки стали специализироваться: сначала появился банк «Товарищество подвижного кредита», потом -- «Товарищество поземельного кредита». Национальная счетная контора. Лионский кредит. Товарищество развития торговли и промышленности. Парижская биржа превратилась в денежный рынок европейского масштаба, а ссудный капитал Франции резко превзошел по своим размерам ссудные капиталы других стран. В США банки возникли в конце XVIII в., а уже накануне Гражданской войны банки функционировали практически в каждом городе, не считая Госбанка США с уставным капиталом 35 млн. долларов. Диктуя условия кредита для покупки земли, он завладел значительными земельными массивами, а затем начал продавать ее по спекулятивным ценам. Поскольку это вызвало всеобщее недовольство. Госбанк США ликвидировали, а его средства разделили между штатами. Постепенно, с запозданием, развивалась и банковская система Германии, где банки имели в основном акционерную форму, но пока еще не могли сравниться по своим показателям с французскими банками. Однако процесс пошел. Взаимосвязь завершения промышленного переворота и создания национальных финансово-кредитных систем обусловлена тем, что это -- две стороны одного процесса развития капиталистической экономики. - 2. Факторы промышленного отставания Англии в конце
- XIX-начале XX вв
Причины утраты Великобританией промышленной монополии были различными. Интенсивный процесс индустриализации США, Германии, России, Японии обусловил возникновение новых центров промышленного производства. Английская промышленность потеряла иностранные рынки по ряду товаров. Одновременно немецкие, американские товары были качественнее и дешевле, попадали на внутренний рынок страны. Наблюдался застой в технике. Фабричная промышленность работала на морально устаревшем оборудовании. Модернизация техники происходила медленно, поскольку была очень сложной и дорогой. Тормозящую роль играла монополия на эксплуатацию колоний, которая обеспечивала высокие прибыли при устаревшей технике. Продукция новых отраслей составляла всего лишь 6,5 % всей промышленной продукции страны. Развитие новых и техническое переоснащение старых отраслей требовали больших инвестиций. Однако капиталы не вкладывались в развитие национальной промышленности, а экспортировались. Резко обострилась проблема поставки сырья для новых отраслей промышленности. Негативную роль играла политика промышленного протекционизма, проводившаяся правительствами США, Германии, Франции. Но 10-15 годами позже началось акционирование промышленности и создание корпораций. Однако в структуре английской промышленности происходили такие же важные изменения, как и в США и Германии. Индустриализация Великобритании происходила замедленно, непоследовательно. Существенно снизились темпы экономического развития, прогресс наблюдался только в тяжелой промышленности и в так называемых новых отраслях, т.е. сталелитейной, электротехнической, химической, а также на железнодорожном транспорте. Выросла роль машиностроения. Из традиционных отраслей модернизировалось судостроение, более половины новых кораблей в мире строилось в Великобритании. Общая характеристика экономического развития Англии после вступления в монополистическую стадию может выглядеть следующим образом: - утрата промышленного первенства на мировом рынке; - рост капиталистических монополий, особенно колониальных и военно-промышленных; - создание мощных, в том числе колониальных, банков и финансовой олигархии; - возрастание роли экспорта капитала. ЗаключениеФакторы промышленного отставания Англии были вызваны следующими причинами: - физическим и моральным износом производственной базы промышленности; -- отсутствием эффективной производственной основы национальной экономики; -- отсутствием денег на переоборудование из-за активного вывоза капитала в колонии; - неблагоприятным влиянием политики «свободной торговли», которую надо было вовремя изменить на противоположную. Совокупность всех описанных черт английского монополистического капитализма снискала ему славу британского колониального и на долгие годы предопределила место и роль этой страны в истории мировой экономики и политики. Литература1. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: Инфра-М, 2007.2. Лойберг М.Л. История экономики: учебное пособие. - М.: Инфра-М., 2007.3. Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.4. Шемякина С., Понятовская Н. История экономики. Теоретический курс. Учебно-методическое пособие авторизованного изложения. Для студентов Московского коммерческого института. - М., 1995.5. Экономическая история. Конспект лекций. / Сост. Н.Д. Волохова. - Луганск, 2008.
|