Финансовая система и финансовая политика
Финансовая система и финансовая политика
Министерство образования и науки Российской Федерации Филиал Московского психолого - социального института Факультет государственного и муниципального управления Курсовая работа По предмету: “Экономическая теория” на тему: “Финансовая система и финансовая политика” Выполнил: студент 2 курса группы 05 гмио /2-01 Туктамышев И.Р. Принял: ст. преподаватель Ключник С.А. Стерлитамак 2007г. Оглавление Введение Глава I Финансовая система, сущность, принципы построения 1.1 Зарождение и развитие финансовой системы 1.2 Система финансов и ее звенья в РФ Глава II Финансовая политика в РФ 2.1 Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления 2.2 Роль центрального банка в финансовой политике Заключение Список использованных источников и литературы Введение Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: - недостаточные темпы развития экономики; - диспропорции развития экономической системы; - отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; - излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на - воспроизводственный процесс; - низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. В менеджменте по характеру и частоте взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствие того, что - курс валюты был строго фиксирован; - собственником средств производства, земельной собственности, крупной недвижимости было государство; - предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость); - имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах цены не выражались в отечественной валюте; - валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др. Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью. Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д. Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны. Известно определение: “финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий”. В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства. Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Курсовая работа определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы и финансовой политики; - рассмотреть значение и сущность государственного бюджета; - рассмотрение главного звена финансовой системы и финансовой политики; - выявить основные функции. Глава I Финансовая система, сущность, принципы построения 1.1 Зарождение и развитие финансовой системы В “Толковом словаре” В. И. Даль определял термин “финансы” следующим образом: “все, что касается до прихода и расхода государства”. Он был по - своему прав к современному пониманию понятия “государственные финансы”. Попытаемся установить, в чем действительно выражаются сущность специфика финансов как экономической категории, их отличие от других экономических категорий (денег, цены, зарплаты и т.п.). Деньги - категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций: содержало войска для охраны границ и ведения войн, охрану общественного порядка, сохранение власти, постройку общественных зданий, дорог и т.д. Таким образом, даже в рабовладельческом обществе государство предоставило определенные общественные блага для своих граждан. Естественно, что они присваивались в основном самим государством и его приближенными и об общественных благах для всех подданных здесь говорить еще рано. Однако для их предоставления государству требовались определенные ресурсы, как в натуральной, так и в денежной форме. Отсюда и возникли налоги вначале в натуральной (подати), а затем и в денежной форме. Именно соединение двух источников, обусловивших возникновение финансов, - государства и налогов в их денежной форме порождает феномен государственных (публичных) финансов с присущим им атрибутами - налогами, государственным бюджетом, государственным кредитом (долгом). Это произошло при отделении государственной казны от собственности монарха (в Европе в 16 - 17 вв.) и переходе в основном к денежной (стоимости) форме взимания налогов, что породило соответствующий фискальный аппарат. В этот период возник и стал, применятся термин “финансы”. Этимологически он берет свое название от латинских слов “finis”, т. е. конец, и “financia” - наличность, доход. В средневековой латыни их употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца 17 в. и в других европейских государствах под словом “финансы” (finance) стали понимать всю совокупность денежного государства, (его доходы, расходы и долги). В 18 в. этот термин стали применять и в России. До начала 20 в. его употребляли в сравнительно узком смысле - именно государственных финансов, что мы и находим в приведенном выше определении В. И. Даля. Структура неделимых общественных благ, предоставленных государством своим гражданам, еще не получала существенного развития в силу ряда условий объективного и исторического характера. Только со второй половины 20 в. развивается экономика общественного сектора (государства). Она стала оказывать существенное воздействие на оптимизацию размещения и использования ограниченных возможностей рынка. В этот период государственные финансы принимают развитую форму, способствующую перераспределению денежных ресурсов, необходимых всему обществу для достижения поставленных стратегических целей - обеспечения благосостояния населения страны, социального мира и экономического роста. С развитием капитализма, акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин “финансы” выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичного) финансов. Его стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций) - в дальнейшем финансы предприятий. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах - наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент). Таким образом, если деньги - это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы - это совокупность денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). К причинам, порождающим финансы, можно отнести следующие: - Существование государства - Развитие товарно-денежных отношений - Появление налогов в денежной форме - Движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков. 1.2 Система финансов и ее звенья в РФ Финансы - это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства. Здесь следует подчеркнуть очень важный момент с точки зрения выделения сущностных признаков финансов. Когда мы осуществляем покупку любого товара или услуги либо предоставляем свои наличные деньги взаймы, это отношения не регулируются государством, они абсолютно добровольный и носят случайный характер. В отличие от чисто денежных финансовые отношения обладают естественным атрибутом - регламентацией государством. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами в той или Инной степени, регламентирующими их. Таким образом, государственные финансы представляют собой совокупность перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака, действующих только в совокупности: 1. эти отношения - всегда денежные; 2. денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер; 3. денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта. Если в наличии имеются все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевский, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: “Юрайт”, 2000. Разд. 2. Государственные финансы России.. Под системой финансов понимаются совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы). Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле слова. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов связана с различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы формирования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий в основном обслуживает материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, ведомствами, социальными группами населения. В учебниках, изданных в советский период, в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные. Иногда к ним как отдельную подсистему добавляли государственный кредит. Сравнительно простая система финансов бывшего СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений. Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовой системы любого государства. И это является не только теоретическим положением, поскольку вся их совокупность отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. Вся система финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем: 1. государственных и муниципальных финансов; 2. финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные в приложении I. Государственные и муниципальные финансы: * бюджетная система, которая в свою очередь состоит из федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов); * внебюджетные фонды; * государственный кредит. Финансы, хозяйствующих субъектов: * коммерческие предприятия и организации; * финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты); * некоммерческие организации; * республиканский (федеральный) бюджет РФ; * бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга); * бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство. Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция и применение средств этих фондов государством проводятся с помощью специфических форм и методов. Поэтому правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно представить в виде двух групп: * внебюджетные фонды социального назначения; * внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения. В российской действительности концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев привела к неэффективному их применению и многочисленным злоупотреблениям (в конце 1993 г. таких фондов насчитывалось более 40). Для усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была проведена консолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете РФ. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидируемых фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ (ПРФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемщик средств, а также кредитор и гарант. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда государство представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, незначительны. Однако в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило более широкое развитие. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней. Очевидно, что в условиях рыночной экономики, тесной взаимосвязи реализации денежно-кредитной и финансовой политики, традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено и в современном понимании системы финансов включать в нее и систему Центрального банка РФ. Рассмотрим подсистемы финансов хозяйствующих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, которые представляют собой относительно самостоятельное звено. Именно в нем формируется основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств. Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ее можно представить в институциональной форме, т.е. как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами с соответствующим набором финансовых инструментов. Схема финансовой инфраструктуры приведена в приложении II. Важную роль в движении финансовых потоков играют финансовые рынки и финансовые посредники, т.е. организации, основной деятельностью которых является предоставление финансовых услуг и продуктов. К ним относятся банки, страховые и инвестиционные компании, использующие для оказания этих услуг различные финансовые инструменты. Так, к финансовым услугам относят открытие расчетных, текущих и депозитных счетов, выдачу коммерческих займов и ипотечных кредитов, страхование, управление портфелем ценных бумаг и т.п. Финансовая система более мобильна, чем система финансов. Она постоянно развивается, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени. Современная финансовая система становится глобальной, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны друг с другом через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, дающих бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация которой в значительной степени обеспечивается функционированием и самой финансовой системы. Глава II Финансовая политика в РФ 2.1 Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и методов использования финансов. Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для ее осуществления применяется совокупность бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе. В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов. Содержание финансовой политики определяется: · соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, определяющей роль государства в области финансов; · разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу; · осуществлением практических мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов. На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово-директивная, регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории. Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», - достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечивать функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя. Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов. Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и др.). Современная финансовая политика России должна была преодолеть ограничительные рамки планово-директивной политики бывшего СССР и развивалась в 1992-1998 гг. по пути так называемой политики финансовой стабилизации в крайне неблагоприятных условиях как объективного, так и субъективного характера. К ним можно отнести: · отсутствие соответствующей (российской) теории в области финансового регулирования и «романтическую» ориентацию на рекомендации МВФ, предлагавшего все регулирование экономикой свести к ограниченному кругу индикаторов (темпу инфляции, бюджетному дефициту, денежной массе (М2), курсу рубля и золотовалютным резервам). В действительности этих макроэкономических показателей явно недостаточно. Недооценивалось влияние таких показателей, как динамика и структура внутренних и внешних долгов, просроченная кредиторская задолженность, доля импорта в товарообороте, инвестиционная активность. Важнейшие показатели - занятость, производительность труда, фондоотдача, состояние оборотных средств предприятий при разработке финансовой политики просто не учитывались; · резкое снижение объемов производства, сужение доходной базы бюджета с соответствующим увеличением налогового пресса на реального производителя. Все это привело к хроническому невыполнению доходной части бюджета, росту бюджетного дефицита, низкой собираемости налогов; · частые смены министров финансов и глав правительств, что не давало возможности выработать реальную и предсказуемую финансовую политику. Все это обусловило возникновение кризиса 17 августа 1998 г., основными причинами которого, помимо изложенных выше, были: · искусственное сдерживание курса рубля, ошибки в прогнозировании его курса, приведшие к ухудшению платежного баланса и потере золотовалютных резервов; · нарастание внутреннего и внешнего долга, его неблагоприятная структура с преобладанием сравнительно «коротких» долгов; · ошибки в широком допуске нерезидентов на рынок ценных бумаг; · отсутствие стимулов к накоплению, что привело к конвертации свободных средств населения в доллары и нелицензируемому вывозу капитала; · ухудшение в 1997 - 1998 гг. платежного баланса страны вследствие снижения мировых цен на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы; · рост инфляционных ожиданий и взаимных неплатежей предприятий, кризис ликвидности коммерческих банков; · кризис фондового рынка в Юго-Восточной Азии; · нестабильность политической ситуации в России и непродуманность заявлений Правительства и ЦБ РФ. Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике России, прежде всего на доходах населения, потребовали формирования в 2000-2001 гг. принципиально новой финансовой политики, учитывающей временный эффект девальвации рубля и способствующей развитию экспорта, сокращению импорта и созданию определенных условий для повышения конкурентоспособности и соответственно роста отечественного производства. Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Рассмотрим основные направления современной бюджетной политики России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов первоначальное их содержание может претерпевать значительные изменения. Правительство должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями, либо уйти в отставку. Возможен и роспуск Государственной Думы в случае отказа от принятия федерального закона о бюджете. Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2001 г. (рост ВВП составил более 5%, инвестиций - 8,5%) создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических направлений финансовой политики в начале XXI в. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, с помощью которой реализуются следующие основные функции: · финансовое обеспечение в результате выполнения государством своих функций; · поддержание финансовой стабильности в стране; · обеспечение финансовой целостности федеративного государства; · создание условий для социально-экономического развития. Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Основные фундаментальные проблемы, связанные с текущим состоянием бюджетной системы, заключаются в следующем: · несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы; · недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников; · избыточности долгового бремени; · неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития; · незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов. Основными задачами налоговой политики являются: · значительное снижение и выравнивание налогового бремени; · упрощение налоговой системы; · минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства; · ликвидация налогов с оборота; · снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда; · уменьшение налогообложения внешнеторговых операций; · создание условий для легализации прибылей предприятий; · сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков. Частично эти задачи решаются согласно принятой и введенной в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса РФ. Наиболее существенные меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислению реальной заработной платы, а не «увода ее в тень», с помощью введения плоской (единой) ставки подоходного налога (13%), снижения социальных начислений на фонд оплаты труда (с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос) - 35,6%) с применением регрессивной шкалы, коренных изменений в системе налогообложения прибыли с 1 января 2002 г. за счет расширения перечня налоговых вычетов (расходов), снижения ставки налога до 24% при одновременной ликвидации всех налоговых льгот, введением специального налогового режима для малых предприятий (с 1 января 2003 г.). В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом переговорных позиций при вступлении России во Всемирную торговую организацию, стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. Предусматривается также и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного администрирования. Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и определяет на ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи: · сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение ставок процента с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики; · продолжение работы Центрального банка РФ по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, и развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт; · сохранение контроля за денежным предложением за счет установления целевых объемов денежной массы, а также режима плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной наличности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны. Правительство РФ намерено погашать задолженность Центральному банку РФ, переоформлять часть имеющегося портфеля его ценных бумаг в рыночную ликвидную форму для последующих возможных операций на открытом рынке. Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ внесет в Государственную Думу проекты федеральных законов об электронном документе и переводе денежных средств. В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка для активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в систему валютного регулирования. Таким образом, в начале XXI в. финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной. Ее реализация осуществляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управления государственными финансами. 2.2 Роль центрального банка в финансовой политике Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком РФ. Он действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86 - ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.. В соответствии с этим законом уставной капитал и иное его имущество является федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению им, включая золото - валютные резервы. Коллегиальным органом Банка России является Национальный банковский совет численностью 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации РФ, Государственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ. В состав входит также Председатель Банка России. Члены национального банковского совета , за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают плату за эту деятельность. В компетенцию Совета входят рассмотрение годового отчета Банка России, утверждение общего объема расходов на содержание его служащих, на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики, решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций, назначение главного аудитора Банком России и др. .Национальный банковский совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России. Совет директоров Банка России разрабатывает и реализует основные направления единой государственной денежно - кредитной политики, осуществляет руководство деятельностью Банка России и управление им. Он принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России, его участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность учреждений, организаций и служащих Банка России, о купле - продажи недвижимости, необходимой для Банка России и его организаций и т.п В состав Совета директоров входят председатель Банка Росси и 12 членов. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Это выражается в том, что он ежегодно не позднее 15 мая представляет ей годовой отчет, утвержденный Советом директоров, а кроме того, именно Государственная Дума назначает Председателя Банка России и членов Совета директоров сроком на 4 года. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно - кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Центральный аппарат состоит из 25 департаментов, которые можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию основных функций Банка России, и департаменты, сопровождающие деятельность его самого. Территориальные учреждение - обособленное подразделение Банка России, осуществляющие на территории субъекта РФ часть его функций в соответствии с Положением о территориальных учреждений Банка России Положение Банка России от 29 июля 1998г. № 46 “О территориальных учреждениях Банка России”. и другими нормативными актами. Как правило, они создаются на территория субъектов РФ, по решению Совета Директоров Банка России они могут организовываться и в пределах экономических районов, объединяющих территории нескольких субъектов РФ. Расчетно - кассовые центры (РКЦ) - структурные подразделения в составе территориальных учреждений Банка России. Их задача и функции определяются Типовым положением о РКЦ Банка России, утвержденным Советом директоров. Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ, поэтому основная его функция - осуществление расчетов между кредитными организациями. В расчетную сеть Банка России входит 2 центральных, 76 головных, 1260 межрайонных и районных РКЦ, а так же ОПЕРУ - 1 и ЦОУ при Центральном Банке РФ Организация деятельности Центрального банка: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СИбГУ-ЭФ, 2000. С. 186. . Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк Росси имеет три основные цели деятельности , закрепленные в законе. 1. Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; 2. Развитие и укрепление банковской системы РФ; 3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы. Как орган монетарной власти Банка России осуществляет следующие функции: · Разрабатывает и проводит (во взаимодействии с Правительством РФ) единую государственную денежно - кредитную политику, направленно на защиту и обеспечение устойчивости рубля; · Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; · Определяет порядок проведения расчетов с иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; · Осуществляет эффективное управление золото - валютными резервами; · Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; · Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление; · Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам прежде всего денежно - кредитных, валютно - финансовых и ценовых отношений, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий, публикует соответствующие материалы и статистические данные. Денежно - кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Разработку денежно - кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следующим образом. Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по его рекомендациям проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект, не позднее 1 декабря - уже сами основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год. Последнее содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры. Параметры и инструменты единой государственной денежно - кредитной политики. Государственная Дума рассматривает эти основные направления и принимает решения. В ежегодно представленном Председателем Банка России Государственной Думы годовом отчете содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно - кредитной политике, проведенных Банком России. Процентная политика Центрального банка РФ используются для воздействия на рыночные ставки процента в целях укрепления национальной валюты. Он может устанавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фиксации. Ставки процента Центрального банка РФ - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Особенностью процесса их регулирования в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки процента, а в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние центрального банка РФ на уровень ставок процента, осуществляется в основном посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. Политика резервных требований Банк России использует как механизм для регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральном банком РФ норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики ориентиры, Центральный банк РФ производит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций. Механизм обязательного резервирования, заключающийся в депонировании части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Центральном банке РФ и фактическом их блокировании на нем в течении всего периода функционирования банка, направлен на то, чтобы обязательные резервы выполняли также функцию страхованного резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств кредиторов и вкладчиков. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций. Согласно ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России).» Размер обязательных резервов в процентном соотношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливается Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются в зависимости от проводимой денежно - кредитной политики. С января 2000 г. действует следующие нормативы обязательных резервов: · По привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%; · По денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте РФ - 7%. Как расчетный центр банковской системы Банк России играет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны. Он является органом, координирующим, регулирующим и централизующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования систем расчетов он выполняет следующие функции: · Устанавливает правила осуществления расчетов РФ · Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение · Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организации исполнения и исполнение бюджетов. Центральный банк РФ, как субъект платежной системы, предлагает коммерческим банкам услуги аналогичные тем, которые они сами предлагают своим клиентам. Банк России выступает в качестве общего банка - корреспондента для всех участников кредитных организаций. Он проводит межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения, его участие в платежной системе снижает операционные риски всех своих экономических агентов. Эмиссия наличных денег, которые являются одним из инструментов платежей, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Для организации налично - денежного обращения на территории РФ Банк России прогнозирует производство, перевозку, хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды. Он устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, а также признаки платежеспособности и порядок замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения. Банк России в рамках предоставленных ему полномочий определяет порядок ведения кассовых операций для кредитных организаций и их клиентов. Совершенствование действующей платежной системы является фактором повышения стабильности финансового сектора и экономики страны в целом. Оно предполагает проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи платежной информации, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов. Большое значение имеет внедрение валовых расчетов в режиме реального времени для проведения крупных, срочных приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг, другими пользователями, которое позволит обеспечить эффективную работу финансовых рынков и послужит интеграции российской платежной системы в международные платежные системы. Заключение Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства. Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента. История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях. Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях. Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения. Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений. Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги. В состав децентрализованных финансов кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса. Финансы играют различную роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой стратегии. Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг и др. Таким образом, ознакомившись с общими вопросами устройства финансовой системы РФ можно сказать, что финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Сущность финансов проявляется в его функциях: распределительной, контрольной и регулирующей. важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Список использованных источников и литературы1. Банковское дело: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливетский. СПб.: Питер, 2002. 2. Борисов Е.Ф. Экономика: Справочник.- М.: Юрайт-М, 2001.- 655 с. 3. Браунинг П.С. Современные экономические теории.- М.: Экономика, 2003.- 564 с. 4. Бузгалин А.В. Переходная экономика.- М.: Омега, 2002.- 510 с. 5. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: уч. пос.- изд. 2-е- М.: Флинта: МПСИ. 6. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебник.- М.: Флинта: МПСИ. 7. Кураков Л.П. Экономическая теория: Уч. пос.- изд. 6-е.- М.: МПСИ, 2002.- 864 с. 8. Корнаи Я. Путь к свободной экономике.- М.: ОНИКС, 2004.- 620 с. 9. Организация деятельности центрального банка: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинский. СПб.: СПбГУЭФ, 2000. 10. Радаева В.В. Экономика переходного периода.- М.: Флинта, 2001.- 966 с. 11. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика.- М.: Экономистъ, 2002. 12. Современная экономика. Общедоступный учебный курс.- Ростов н/Д: Феникс, 1998.- 672 с. 13. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия.- М.: РОСМЭН, 2004.- 775 с. 14. Суханов Е.А. Гражданское право. Том 1.- М.: АСТ- ПРЕСС, 2004. 15. Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2000. 16. Челноков В.А. Банки и банковские операции. М.: Высшая школа, 1998. 17. Экономика: Учебник для вузов/ Под ред. Е.Н. Лобачевой.- М.: Экзамен, 2003.- 592 с. 18. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д. Камаева.- М.:ВЛАДОС, 2002.- 640 с.: ил.
|