Фискальная политика государства. Понятие валового внутреннего продукта
Фискальная политика государства. Понятие валового внутреннего продукта
Учреждение образования Белорусский Государственный Университет Информатики и Радиоэлектроники Факультет Непрерывного и Дистанционного Образования Специальность: Маркетинг Контрольная Работа по предмету: “Макроэкономика” Вариант 1 Цели и инструменты фискальной политики государства Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.) Цели фискальной политики: - стабильный экономический рост - полная занятость ресурсов - стабильный уровень цен Фискальная политика - это политика регулирования правительством, прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики: - государственные закупки - налоги - трансферты Государственные закупки - это заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Трансферты - это платежи, которые домохозяйства и фирмы безвозмездно (не в обмен на товары и услуги) получают от государства. Трансфертные платежи государства домохозяйствам - это разного рода социальные выплаты , такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности, пособия по бедности и др. Трансфертные платежи государства фирмам носят название субсидий . Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос. Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: - стимулирующая политика - сдерживающая политика Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде и ставит цель сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) и ставит цель сокращения инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, соответственно направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Также различают фискальную политику: - дискреционную - автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: А) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); Б) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); В) пособия по безработице; Г) пособия по бедности. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов. Национальное богатство и Валовой внутренний продукт Национальное богатство - совокупность материальных благ, созданных трудом всех поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество. Национальное богатство определяет мощь и потенциальные возможности государства. Если нам предложат оценить материальное благополучие того или иного человека, мы в первую очередь обратите внимание на его доходы и образ жизни. Люди с высокими доходами имеют возможность удовлетворить многие свои потребности и наслаждаться высоким уровнем жизни - хорошими жилищными условиями, качественным медицинским обслуживанием, автомобилями последних марок и отдыхом на фешенебельных курортах. Логично использовать тот же подход при оценке общего благосостояния государства и общества в данном государстве. Где доход и образ жизни человека можно сравнить с национальным богатством страны. Впервые Национальное богатство было исчислено английским экономистом У. Петти в 1664, во Франции первая оценка Национальное богатство относится к 1789, в США -- к 1805, в России -- к 1864. С 1853 методологические проблемы измерения Национальное богатство становятся темой международных статистических конгрессов. В 1947 создана Международная ассоциация исследования проблем национального дохода и богатства, которая с 1966 выпускает журнал «The Review of Income and Wealth». Наиболее значительные исследования Национальное богатство в 20 в. за рубежом проведены Р. Голдсмитом, рассчитавшим величину Национальное богатство в США за 1898--1948, 1905--50, 1945--58, и П. Редферном, который определил объём Национальное богатство Великобритании за 1938--1953. Меркантилисты считали, что богатством может быть только золото (деньги), а единственным его источником считали торговлю. Физиократы были уверены, что настоящее богатство это земля, а источником богатства народов считали труд на земле. Классики признавали единственным источником богатств человеческий труд, а все что создавалось трудом, становилось национальным богатством. И к 20 в. Сошлись во мнении, что национальное богатство-это все те блага, которыми обладает общество в настоящее время. Согласно современным статистическим представлениям в объем национального богатства включается: - нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности); - непроизведенные активы, в том числе материальные (земля, богатство недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы); - нематериальные активы (лицензии на использование изобретений, передаваемые договора и т. п.); - финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции, займы и пр.) Валовой Внутренний Продукт (ВВП) - это объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами страны. Под резидентами понимаются экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) с центром хозяйственной деятельности на экономической территории данной страны. ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, т. е. товаров и услуг, используемых для конечного потребления. Стоимость промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в ВВП не включается. Поскольку конечная продукция в основной своей части потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие, ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния. Работы по измерению объёма национального производства начались в 30-ые годы XX века экономистом Саймоном Кузнецом (Simon Kuznets) в Департаменте Коммерции США. Первые оценки национального дохода сделаны Кузнецом в 1934 году. В этой работе впервые появились счета национального дохода и продукта. Кузнец пересчитал счета национального дохода США до 1869 года. Впервые доклад о национальном доходе и производстве за период 1929--1935 был представлен Конгрессу США в 1937 году. До этого никто не имел детальных представлений об экономической деятельности страны. Термин макроэкономика до 1939 года в печати не употреблялся. В 1971 году Саймон Кузнец получил Нобелевскую премию. До 1991 года базовым показателем в макроэкономических исследованиях был Валовой национальный продукт. ВВП стал основным индикатором для совместимости с Системой Национальных Счетов Организации Объединённых Наций. ВВП рассчитывается 3 методами: А) По доходам ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги - субсидии - чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)) где, Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций. Б) По расходам ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму (покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Экспорт -- Импорт В) По добавленной стоимости (или производственный метод) ВВП = сумма добавленных стоимостей. Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы - промежуточная стоимость производства товара или услуги. Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска - общая ценность промежуточной продукции Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического развития страны. Возрастание ВВП сопровождается увеличением численности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте потребления товаров и услуг. Возрастание ВВП определяется инвестициями, их долей в ВВП и превышением общего объема инвестиций над величиной капитала, потребленного в процессе производства. Периоды экономического роста могут сменяться спадом производства, занятости, снижением ВВП на душу населения и, соответственно, жизненного уровня. Однако если рассматривать развитие за длительные периоды, то является очевидным, что в основе повышения жизненного уровня населения лежит рост производства товаров и услуг (ВВП) в целом и на душу населения. Ведущими факторами роста ВВП являются вовлечение в производство дополнительных ресурсов (прежде всего дополнительного физического капитала и труда), а также увеличение производительности факторов производства за счет научно-технического прогресса, использования более продуктивных технологий и повышения квалификации работников. Задача Экономика описывается следующими данными: Y = C + I; С = 500 + 0.6 Y; I = 250. Определить: А) равновесный уровень дохода; Б) равновесный уровень дохода в условиях роста автономных инвестиций до 600; В) значение мультипликатора автономных расходов. A) Y = C + I; С = 500 + 0.6 Y; I = 250. Y=(500+0.6Y)+250 Где Y - уровень доходов 0.4Y=750 Y=750/4=1875 Б) Y = C + I; С = 500 + 0.6 Y; I = 600. Где I - инвестиции Y=(500+0.6Y)+ 600 0.4Y=1100 Y= 2750 В) Мультипликатор автономных расходов - отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов. m = ?Y/ ?A где m - мультипликатор автономных расходов; ?Y - изменение равновесного ВНП; ?A -изменение автономных расходов, независимых от динамики дохода. Приращение любого компонента автономных расходов ?A = ?(a + i + g + nx) вызывает несколько большее приращение совокупного дохода благодаря эффекту мультипликатора. ?Y = 2750-1875=875 ?A - менялись только инвестиции ?A=600-250=350 m = ?Y/ ?A=875/350=2,5
|