БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Формирование и функционирование региональной информационно-консультационной службы в АПК (на материалах Смоленской области)

Формирование и функционирование региональной информационно-консультационной службы в АПК (на материалах Смоленской области)

4

На правах рукописи

ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В АПК

(НА МАТЕРИАЛАХ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

08..00.05. - Экономика и управление народным хозяйством

(15. Экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями и комплексами: АПК и сельское хозяйство)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Брянск - 2006 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Экономической основой для сельскохозяйственного производства является использование производственных ресурсов, таких как земли, труда и капитала. Поэтому для эффективного производства продукции информационно-консультационное обслуживание АПК имеет важное значение в России. В условиях переходного периода перед сельскохозяйственными товаропроизводителями стояли задачи, довольно отличные от тех, которые были при плановой экономике. В настоящее время товаропроизводители должны самостоятельно научиться принимать огромное количество сложных решений, что является главной функцией информационно-консультационной службы.

В связи с этим важной и основополагающей сущностью информационно-консультационной деятельности является оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям информационно-консультационных услуг. Организационная сущность информационно-консультационной деятельности заключается в постоянном ее совершенствовании. Экономическая сущность связана, прежде всего, с необходимостью получения непосредственно в производстве определенного эффекта от данной деятельности и обеспечения планомерного улучшения производственных и экономических показателей работы аграрных и агропромышленных формирований.

В информационно-консультационной службе нуждается также вся инфраструктура агропромышленного комплекса. Задачей государственной информационно-консультационной службы является активное участие в реформировании АПК и программах устойчивого развития сельских территорий.

Вопросами организации сельскохозяйственного консультирования занимались в разное время А.Т.Болотов, Н.Д.Кондратьев, Л.В.Чаянов, А.Н. Челинцев, А.В.Фортунатов и П.А.Андреев, Н.П.Андреева, В.М.Баутин, В.В.Козлов, Ю.И.Зятьков, В.М.Кошелев, В.В.Лазовский, И.С.Санду, В.В.Маковецкий, Ю.Б.Королев, И.М.Михайленко, В.А.Самородский, В.И.Назаренко, Б.А.Рунов, В.В.Текучев, Г.И.Юрьева и др. В их исследованиях подчеркнута особая роль информационно-консультационной службы как одного из самых действенных механизмов государственного воздействия на агропромышленный комплекс и поддержки сельхозтоваропроизводителей. Благодаря этим исследованиям значительно ускорились процессы по формированию инфраструктуры информационно-консультационной службы в АПК. Однако большинство из них выполнено в условиях переходной к рынку экономики, посвящено региональным аспектам деятельности службы, разработке ее отдельных фрагментов и не охватывает проблемы целостного формирования и развития единой сети информационно-консультационной службы на всех уровнях управления АПК в принципиально новой социально- экономической ситуации. В то же время завершение создания в регионах информационно-консультационной службы для сельхозтоваропроизводителей во многом сдерживается из-за отсутствия организационно-экономических разработок по формированию системы информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса в условиях развивающегося рынка. Это и предопределяет потребность в настоящем исследовании.

Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании и разработке научных основ экономического механизма формирования и развития региональной информационно-консультационной службы на базе высшего учебного заведения, обеспечивающей оперативное и эффективное доведение до субъектов АПК Смоленской области востребованных знаний и информации, а также оказывающей необходимое содействие в освоении и внедрении инновационных разработок и передового производственного опыта.

Задачи исследования:

выявить важнейшие закономерности развития информационно-консультационной деятельности в АПК региона;

обобщить опыт работы зарубежных консультационных служб и выявить общие тенденции развитии этого вида деятельности, определить формы и методы, наиболее приемлемые для Смоленской области;

предложить принципы формирования и развития региональной информационно-консультационной службы, разработать основы ее взаимодействия с хозяйствующими субъектами АПК;

разработать организационно-экономические механизмы, усиливающие эффективность и качество работы региональной информационно-консультационной службы;

определить приоритеты развития региональной информационно-консультационной службы и предложить механизмы их реализации;

разработать прогноз развития информационно-консультационной службы АПК региона на ближайшую перспективу.

Объектом исследования являются Смоленский фермерский инфомационно-консультационный центр, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия Смоленской области.

Предметом исследования - организационно-экономические механизмы создания и обеспечения деятельности информационно-консультационной службы регионального АПК.

Теоретической и методологической основой исследования являлись фундаментальные экономические категории и законы, а также теоретические и методологические разработки российских и зарубежных ученых в области экономики и организации управления агропродовольственным комплексом.

Эмпирическая база исследования включает материалы Госкомстата РФ, территориального органа федеральной службы госстатистики по Смоленской области, сводные статистические ежегодники и бюллетени Минсельхоз РФ, годовые отчеты сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, нормативно-справочную литературу, сведения о работе информационно-консультационных служб всех уровней, научных и образовательных организаций, материалы семинаров и научно-практических конференций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- предложена оптимальная модель ИКС для условий Смоленской области в результате обобщения и систематизации зарубежного и отечественного опыта создания и управления деятельностью информационно-консультационных служб на региональном уровне;

- выявлено влияние районных факторов на характер информационно-консультационной деятельности путем проведения анкетирования сельхозпроизводителей, учет которого позволяет сформировать рациональную модели районных информационно-консультационных служб;

- предложены основные положения стратегии развития информационно-консультационной службы, направленные на завершение формирования единой государственной системы информационно-консультационного обеспечения АПК;

- разработан прогноз развития информационно-консультационной службы АПК региона на период 2003 - 2010 гг., который может быть использован при формировании программ финансового, материально-технического и кадрового обеспечения службы на региональном уровне.

Практическая значимость и реализация исследования. Разработанные предложения по формированию стратегии информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая региональный аспект развития, комплекс мероприятий по совершенствованию организации и функционирования данной системы, модель регионального информационно-консультационного центра обеспечивают устойчивое функционирование информационно-консультационной службы в области.

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные положения работы приняты к внедрению областным управлением сельского хозяйства. Внедрение предложений позволит более эффективно решать организационно-экономические вопросы совершенствования информационного обслуживания сельского хозяйства и будет способствовать повышению эффективности производства.

Результаты исследования приняты к использованию Департаментом сельского хозяйства Администрации Смоленской области.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ общим 1,8 п.л.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы. Работа содержит 27 таблиц, 11 рисунков и 3 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика состояния изученности проблемы, сформулирована цель и задачи, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе "Теоретические основы информационно-консультационной деятельности в аграрном секторе экономики России" рассмотрены сущность, особенности и условия организации информационно-консультационного обслуживания АПК России, отечественные и зарубежные модели информационно-консультационной службы, проблемы формирования региональных информационно-консультационных центров в сельском хозяйстве

Во второй главе "Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства Смоленской области и её региональной информационно-консультационной службы" на основе комплексного анализа выявлены тенденции развития сельского хозяйства области, рассмотрена информационно-консультационная деятельность, определены предпосылки и перспективы ее совершенствования.

В третьей главе "Основные направления по совершенствованию информационно-консультационной обслуживания субъектов АПК Смоленской области" определена роль высшего учебного заведения в формировании информационно-консультационной деятельности, разработана модель региональной информационно-консультационной службы, даны предложения по совершенствованию его организационно-экономического механизма функционирования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Оптимальная модель информационно-консультационной службы для условий Смоленской области в управленческой деятельности на региональном уровне.

В результате анализа отечественного и зарубежного опыта ведения сельскохозяйственной консультативной деятельности можно сформировать - два основополагающих принципа этой деятельности:

· обеспеченность ведения, сбора и адаптации к местным условиям, к уровню мировоззрения потребителей сведений обо всех применимых нововведениях;

· наличие у консультантов навыков, реализации и обеспеченность выработки недостающих, позволяющих использовать в каждом случае таких форм и методов консультирования, которые наиболее соответствуют восприятию информации конкретными ее потребителями.

Исследования организации сельскохозяйственной консультативной деятельности показали, что формы ее многообразны. ИК деятельность может реализовываться: структурными подразделениями или группами специалистов органов управления АПК от страны в целом до районов; на базе региональных ВУЗов, в том числе с привлечением сельскохозяйственных колледжей и специализированных средних специальных учебных заведений; профессиональными объединениями и иными некоммерческими организациями сельскохозяйственных товаропроизводителей, например, фермерскими; самостоятельными некоммерческими и коммерческими структурами любой формы собственности (учреждения, фонды, госпредприятия, частные предприятия и т.п.); структурными подразделениями или дочерними предприятиями коммерческих предприятий и организаций, действующих в аграрном секторе экономики, например, производителями удобрений и средств защиты растений.

Каждая из форм обладает не просто рядом преимуществ и недостатков, а и обеспечивает в основном следование тем целям, относительно которых действует организация, в рамках которой осуществляется консультативная деятельность, или в обеспечение интересов учредителей консультационной организации. Соответственно, анализ их возможностей следует вести с позиций оценки возможностей по реализации всех трех составляющих ИКД (консультативной, информационной и инновационной). Если в регионе создавать Центр на базе органов управления АПК, то они будут вынуждены отделить ее от органов власти и управления. Консультировать и управлять - не одно и то же. А вот объединение ИКС с отраслевыми учебными заведениями видится очень перспективным. К тому же, как показывает опыт российских областей, в частности Московской, где действуют самостоятельные районные консультационные центры, их вполне успешная деятельность все же обусловлена тем, что они созданы, как правило, при учебных заведениях. Поэтому идея о создании региональной ИКС на базе ФГОУ ВПО ССХИ выглядит достаточно перспективной.

За последние годы в агропромышленном производстве произошли существенные изменения, связанные с потребностями в информационных ресурсах и использованием коммуникационных технологий. В связи с этим возникла необходимость создания специализированной системы - информационно-консультационной службы с конкретными задачами и функциями деятельности, принципами формирования. Для проведения институциональных преобразований в АПК районов, структура и организационные формы ИКС должны постоянно совершенствоваться, а принципы формирования службы уточняться.

10

Консул.-методический отдел Информационный отдел Отдел планов.экон. и орган.

Бухгалтерия

АХО

Отдел технического обес.

Межрайонный ИКЦ

Рис. 1. Типовой состав сотрудников региональной ИКС с 3-мя межрайонными ИКЦ.

19

2. Формирование рациональной модели районной информационно-консультационных службы в системе информационно-консультационной деятельности.

Согласно исследованию второй этап работ по созданию ИКЦ начинается с определения потребности в консультационной деятельности. Задачей данного шага является разработка направлений консультационной деятельности с учётом специализации хозяйств, образования работников и потребности в информации.

Таблица 1.

Результаты анкетирования сельских товаропроизводителей Смоленской области по районным информационно-консультационным центрам.

Рославльский

район

Вяземский

Район

Демидовский

район

Итого

Коли-

чество

%

Коли-

чество

%

Коли-

чество

%

Коли-

чество

%

Знаете ли Вы, о существовании в России ИКС?

Имею опыт работы со службой

2

5,0

-

-

7

24,0

9

12,5

Слышал о такой организации, но никогда не пользовался услугами

16

40,0

5

71,4

9

36,0

30

41,7

Слышу впервые

22

55,0

2

28,6

9

40,0

33

45,8

Есть ли, по Вашему мнению, организации, которые удовлетворяют потребности сельских товаропроизводителей в предоставлении новых знаний?

Да

7

17,5

-

-

5

20,0

12

16,7

Нет

33

82,5

7

100,0

20

80,0

60

83,3

Испытываете ли Вы недостаток в информации, касающейся Вашей производственной деятельности?

Постоянно

3

7,5

2

28,6

3

12,0

8

11,1

Часто

15

37,5

4

57,1

4

16,0

23

31,9

Иногда

17

42,5

1

14,3

13

52,0

31

43,1

Не испытываю

5

12,5

-

-

5

20,0

10

13,9

Посещали ли в последнее время какие-либо обучающие семинары?

Да

-

-

2

28,6

-

-

2

2,8

Нет

40

100,0

5

71,4

25

100,0

70

97,2

В работе приведены анкетирования сельских товаропроизводителей Рославльского, Вяземского и Демидовского районов с целью выяснения их потребности в консультировании. Фрагмент анализа результатов анкетирования представлен в таблице 1

При создании районных ИКЦ в составе сельскохозяйственных техникумов и колледжей в их уставы вносится в установленном порядке соответствующие изменения и дополнения в части выполнения задач и функций по вопросам инормационно-консультационного обеспечения предприятий АПК района, структуры и штатного расписания, а также имущественного и финансового обеспечения.

Преимуществом этой формы районного ИКЦ является наличие: оснащенных оборудованием и приборами лабораторий, методических пособий, учебников, библиотек, демонстрационных полей и ферм, сельскохозяйственной техники и оборудования, транспорта и опытных преподавателей-консультантов.

В этот же период автором обоснована необходимость проведения обучения сельских товаропроизводителей по актуальным вопросам, а также расширение консультационной деятельности, как реализация направлений деятельности ИКЦ. Соответственно необходимо привлечь в штат службы 4 человека: руководителя РИКЦ, его секретаря (помощника), и три директора-консультанта. На данном этапе автором предложен следующий проект структуры управления РКЦ, сформированный по функционально-территориальному принципу (рис. 2):

Рис. 2. Проект структуры управления РКЦ (2006-2008 г.г.)

Принципиально необходимым, особенно в условиях рыночных отношений, является создание единого информационного пространства, которое предполагает охват управленческих и консультационных структур в АПК информационными потоками. Оно также обеспечивается на основе четкого разграничения задач и функций каждого звена, выстраиванием вертикали управления, обеспечивающим гармоничное и динамичное развитие системы. Для постоянной координации совместных действий органов управления АПК Смоленской области, информационно-консультационной службы региона и сельских товаропроизводителей региона предлагается сформировать региональный Совет ИКС, с необходимым составом и выполняемыми функциями, определенными законодательно.

3. Основные положения стратегии развития информационно-консультационной службы, направленные на завершение формирования единой государственной системы информационно-консультационного обеспечения АПК.

Создание единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса окажет существенное влияние на решение таких стратегических задач, как увеличение производства пищевой сельскохозяйственной продукции на рынке региона; обеспечение импортозамещения продукции сельского хозяйства в условиях роста потребительского спроса; повышение эффективности производства продукции агропромышленного комплекса. Это будет являться развитием процесса формирования самой информационно-консультационной службы и позволит повысить уровень информационного обеспечения АПК. Информатизация АПК не может быть решена только путем оснащения работников аппарата управления современными средствами вычислительной техники и связи. Одновременно с этим необходимо обеспечить сопряжение информационных потоков, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов всех структур входящих как в систему ИКС, так и других организаций. При этом необходимо провести работы по созданию отраслевых баз и хранилищ данных, сбору, обработке, хранению и доступу пользователей к этой информации.

Формирование единого организационного пространства предполагает охват управленческих и консультационных структур в АПК информационными потоками. Оно также обеспечивается на основе четкого разграничения задач и функций каждого звена, выстраиванием вертикали управления, обеспечивающим гармоничное и динамичное развитие системы.

Стратегия и прогноз развития информационно-консультационной службы представляет собой объективный экономический процесс, обусловленный необходимостью тесного взаимодействия между различными структурами. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что установление взаимовыгодных интеграционных связей ИКС с другими субъектами рыночных отношений в агропродовольственном комплексе позволяет существенно повысить роль службы в повышении эффективности производства.

Как показывает опыт других областей и регионов России, ИКС в ходе своего развития перенимают часть задач и функций этих органов управления, связанных с консультированием по вопросам технологии и организации сельскохозяйственного производства.

Вопрос взаимодействия с консультационной службой на районном уровне в долгосрочной перспективе это заинтересованность районных органов власти и управления в деятельности службы, их участия в создании и оказании поддержки СКЦ как моральной, так и материальной. Таким образом, предусматривая материальное участие районных бюджетов в содержании СКЦ.

В настоящее время с учетом перспективы развития ИКС (их межрайонных подразделений - СКЦ) следует предусматривать постепенные и, в то же время, значительные изменения роли и места районных органов управления АПК. Поэтому в Смоленской области создание в каждом районе филиала региональной ИКС или нового центра ИКС не целесообразно, поскольку во многих районах или по соседству с ними будут существовать и в перспективе успешно функционировать ранее созданные консультационные службы.

Для полного охвата всей территории Смоленской области также необходимо создать 3 межрайонных информационно-консультационных центра (центр Рославльского, Вяземского и Демидовского районов) и 6 районных ИКС (в Ельненском, Угранском и др. районах) (таблица 2). Консультационное обслуживание районов, расположенных в территориальной близости к городу Смоленску (Краснинский, Ярцевский и др.) целесообразно осуществлять непосредственно региональной службе.

Таблица 2.

Действующие и предполагаемые участники информационно-консультационной деятельности в районах Смоленской области

Наименование организации

Наименование района

Число хозяйств

Гагаринский ветеринарный техникум

Гагаринский

8

Сычевский

5

Новодугинский

4

Темкинский

3

Вяземская межрайонная агрохимическая лаборатория

Дорогобужский

16

Сафоновский

13

Вяземский

18

Ярцевский

7

Угранский

5

Холмжирковский

3

Ельнинский сельскохозяйственный техникум

Починковский

12

Глинковский

6

Ельнинский

8

Демидовский сельскохозяйственный техникум

Велижский

7

Демидовский

11

Руднянский

13

Краснинский

13

Монастырщинский

9

Рославльский колледж механизации сельского хозяйства

Хиславический

7

Рославльский

23

Шумяческий

7

Ершический

5

На районном уровне служба представлена районным (межрайонным) информационно-консультационным центром, который является самостоятельным юридическим лицом в форме государственной некоммерческой организации или структурного подразделения РИКЦ. Основой для создания РИКЦ является Рославльский район Смоленской области. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что по размерам и специализации производства сельскохозяйственной продукции является одним из крупнейших в Смоленской области. Наиболее развитой в районе является отрасль животноводства, которая занимает более 65% производства валовой продукции. Сельскохозяйственные организации не являются основными работодателями района, но от эффективности их деятельности зависит, в конечном итоге, благосостояние всех жителей района. Анализ хозяйственной деятельности и кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций района, а также анкетирование сельских товаропроизводителей, выявили их потребность в информационно-консультационных услугах. В первую очередь был проведен анализ возможных моделей организации межрайонного ИКЦ, в том числе сделан предварительный расчёт затрат на организацию «нового» ИКЦ (самостоятельной организации или консультационного пункта при региональной ИКС), которые составили 6292 тыс. руб. в год.

4. Прогноз развития информационно-консультационной службы АПК региона на период 2003 - 2010 гг., который может быть использован при формировании программ финансового, материально-технического и кадрового обеспечения службы на региональном уровне.

Федеральное государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования «Смоленский сельскохозяйственный институт» (ФГОУ ВПО ССХИ) - единственный сельскохозяйственный вуз в регионе. В нем ведется подготовка специалистов для сельского хозяйства, как по очной, так и по заочной формам обучения по специальностям - агрономия, зоотехния, экономика, бухучет, агротехнология и ветеринария.

В процессе исследования был применен поэтапный подход к формированию структур с учетом динамики развития службы. За каждым этапом закреплены приоритетные направления деятельности службы и, исходя из объема работ, создан проект организационной структуры и структуры управления.

I этап - 2005-2007 г.г.

Для выполнения этой деятельности на начальном этапе функционирования информационно-консультационная служба будет состоять из руководителя и его помощника-секретаря. Предполагается, что на специалиста одного из отделений института возлагаются дополнительные обязанности руководителя центром. Изменений в штатное расписание института не вводится. По вопросам, касающимся деятельности службы руководитель ИКС будет подчиняться непосредственно ректору ФГОУ ВПО ССХИ, а взаимодействие с факультетами института будет осуществляться по функциональным связям. Первоначальное финансирование будет исходить за счет средств института. С постепенным развитием службы многие товаропроизводители начнут признавать товаром консультационные услуги и будут готовы за них заплатить. Однако, ввиду низкой платежеспособности товаропроизводителей, часть услуг будет оказываться на льготных условиях за 30-50% от их полной стоимости. При этом меньше всего за услуги по животноводству и растениеводству и больше за консультации по экономическим вопросам.

Поэтому на первом этапе развития ИКС необходимо обеспечить полное бюджетное и спонсорское финансирование ее деятельности с предоставлением ей права взимать плату за индивидуально-коммерческие услуги с любого удобного момента времени и в любых возможных размерах. В дальнейшем должны быть разработаны и приняты нормативно-правовые акты по обеспечению функционирования ИКС в регионе. Решены вопросы о лицензировании ее деятельности, особенно в части предоставления проведения прикладных научных исследований и образовательной деятельности по дополнительному образованию работников, специалистов и руководителей АПК.

II этап - 2008-2009 г.г.

Во второй период планируется создание и развитие районных консультационных центров (РКЦ) на базе аграрных техникумов в Рославльском, Вяземском и Демидовском районах, основное назначение которых - проводить консультации в том случае, когда вопрос не сложный и не требует обращение в региональную информационно-консультационную службу. А уже существующий Смоленский областной консультационный центр переквалифицировать в межрайонный информационный центр, так как межрайонные ИКЦ способны не только обеспечивать высокий научно-методический уровень работы, но и формировать и реализовывать единую аграрную политику в масштабах региона. В его пользу говорит опыт работы и близкое расположение к создаваемой региональной службе. После этого, планируется проводить подбор и углубленное обучение преподавателей и сотрудников техникума, которые будут привлекаться для консультирования сельских товаропроизводителей по различным тематикам в зависимости от потребностей сельхозтоваропроизводителей.

На первых двух этапах - этапах становления региональной ИКС - особенно важное значение имеет формирование эффективной системы обратной связи, способствующей корректировке направлений деятельности и методов работы сотрудников службы с учетом особенностей и потребностей сельхозтоваропроизводителей, а также позволяющей с помощью региональной службы более рационально установить связи с другими (внешними) организациями, например, с образовательными или научно-исследовательскими учреждениями. При этом следует учитывать, что на следующем, третьем этапе, обратная связь не прекращается, поэтому постоянно необходимо принимать меры по совершенствованию.

III этап - 2009-2010 г.г.

На данном этапе деятельности службы предполагается разделить консультационные функции и информационно-методические, что объясняется ожидаемым увеличением объема работ: сельские консультационные пункты должны выполнять большой объем работ, который по мере развития ИКС будет увеличиваться. Соответственно, сельские консультационные пункты будут нуждаться в поддержке и координировании со стороны межрайонного центра. Это основные функции консультационного отдела, территориально который будет находиться в офисе Центра - в техникуме. Кроме того, необходимо расширять консультационную деятельность, отвечающую запросам сельских товаропроизводителей. В частности, приобретение другого программного продукта, например «Оптимизация и анализ рационов сельскохозяйственных животных» и проведение работ аналогичных применению методики первого программного продукта.

На данном этапе организационная структура информационно-консультационной службы будет выглядеть следующим образом (рис. 3).

20

Рис. 3. Организационная структура ИКС Смоленской области

24

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. На современном этапе выхода сельского хозяйства из кризиса значительно повышается и значение информационно-консультационной деятельности, основная функция которой состоит в оказании оперативной помощи сельским товаропроизводителям в реорганизации и модернизации производства, инновационном и информационном обслуживании. Исследования показали, что повышение эффективности информационно-консультационной деятельности оказывает прямое воздействие на эффективность ведения сельского хозяйства.

2. В результате проведенного исследования выявлены негативные факторы, влияющих на эффективность работы информационно-консульта-ционных служб. Прежде всего, это отсутствие четко выстроенной системы координации и вертикали управления ИКС. Более чем в 30 регионах еще не приступили к созданию информационно-консультационной службы, что сдерживает формирование единой государственной системы консультирования сельских производителей. Обобщен отечественный и зарубежный опыт функционирования ИКС.

3. Как показали исследования управление и функционирование информационно-консультационной службы координируется по вертикали от региональной службы к районным центрам. На уровне района служба функционирует как горизонтальная структура, в центре которой находятся сельские товаропроизводители всех форм собственности. Районная информационно-консультационная служба обеспечивает взаимодействие по вопросам внедрения научных достижений и передового опыта, обмена информационными потоками между товаропроизводителями и научными, образовательными и обслуживающими сферами АПК, фермерскими и кредитными союзами, органами управления АПК и другими организациями. Из которых чаще всего пользуются услугами ИКС фермерские хозяйства - 30,1 %. Как система, такая структура управляема и устойчива, саморазвивающаяся, так как она формируется на договорных взаимоотношениях с сельскими товаропроизводителями

4. Анализ деятельности всех категорий хозяйств Смоленской области и, в частности, реорганизованных сельскохозяйственных предприятий показывает резкое сокращение производства сельскохозяйственной продукции, особенно животноводческой, увеличение убыточных предприятий, сокращение ресурсного потенциала и падение финансовой дееспособности коллективных предприятий. Немногочисленные хозяйства, имеющие прибыль(3,8 % от общего количества), получают ее за счет того, что у них ранее была создана хорошая материально-техническая база и высокое почвенное плодородие. Комплексный анализ состояния аграрного сектора области свидетельствует о необходимости создания ИКС, для оказания различного вида поддержки сельхозтоваропроизводителям области.

5. Смоленская область обладает значительным научным потенциалом, который в настоящее время используется недостаточно. Проведенный научно-производственный эксперимент по созданию на базе ФГОУ ВПО ССХИ региональной информационно-консультационной службы, организации ее функционирования и анкетирования результатов эксперимента в хозяйствах Смоленской области (в условиях ограниченных материально-технических и финансовых ресурсов) сопровождался повышением устойчивости развития хозяйств в результате внедрения достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Эксперимент показал, что региональная информационно-консультационная служба должна иметь единую структуру, включающую: региональный Совет и районные центры.

6. Предлагаемая модель региональной информационно-консультационной службы состоит из двух уровней. Первый уровень представлен информационно-консультационным центром на базе ФГОУ ВПО "Смоленский сельскохозяйственный институт", второй - межрайонными ИКЦ, созданными на базе средних аграрных учебных заведений, каждый из которых координирует информационно-консультационную деятельность 3-4 ближайших районов. Основной целью деятельности данной службы является оказание информационных и консультационных услуг способствующих повышению эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий. Однако, ввиду низкой платежеспособности товаропроизводителей, часть услуг будет оказываться на льготных условиях за 30-50% от их полной стоимости.

7. Для повышения эффективности информационно-консультационной службы необходимо сконцентрировать внимание на инновационной деятельности. Именно консультационная служба, функционируя в тесном контакте с сельскими товаропроизводителями, должна обеспечивать как прямую, так и обратную связь производства с наукой, побуждать научные учреждения разрабатывать новации, остро необходимые производству.

По теме диссертации опубликованы следующие работы

Взаимодействие консультационной службы региона с органами управления АПК, научными и образовательными организациями // сб. Научные труды международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня основания ФГОУ ВПО «ССХИ», ФГОУ ВПО «ССХИ», Том 3, Ч 1, 2004 г.0,25 п.л.

Основные направления совершенствования региональной ИКС // сб. Научные труды международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня основания ФГОУ ВПО «ССХИ», ФГОУ ВПО «ССХИ», Том 3, Ч 1, 2004 г.0,25 п.л.

Организационная структура ИКС // сб. Научные труды международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня основания ФГОУ ВПО «ССХИ», ФГОУ ВПО «ССХИ», Том 3, Ч 1, 2004 г.0,25 п.л.

Взаимоотношения информационно-консультационной службы со сторонними организациями // сб. Научные труды научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ 5-6 января 2004 года Том 3. Экономика, Москва-Луганск Смоленск 0,25п.л.

Взаимоотношения информационно-консультационной службы с основными субъектами АПК // сб. Научные труды научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ 29-30 июня 2004 года Том 3. Экономика, Москва-Луганск Смоленс0,25п.л.

Роль средств массовой информации в завоевании клиентов и создании имиджа ИКС// сб. Научные труды научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ ССХИ 10-11 декабря 2002 года Том 2. Экономика, Москва-Луганск-Смоленск 0,25п.л.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011