|
Формирование межрегиональных экономических систем
Формирование межрегиональных экономических систем
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ С.Л. ГОЛОБОРОДКО Российские реформы предполагают существенную интеграцию страны в мировое хозяйство, и в этом русле экономическая интеграция регионов, федеральных округов будет способствовать такому развитию. Географическое положение России, обилие природных богатств, значительный научный потенциал, промышленное развитие открывают потенциальные возможности к этому. В настоящее время решающим фактором поддержки экономической деятельности в стране является экспорт энергоносителей, металлов, сырья, удобрений, лесоматериалов. Они дают более 3/4 всей экспортной выручки. Очевидно, что упор только на энергоносители в решении бюджетных и долговых проблем страны ограничивает возможности развития обрабатывающих отраслей и АПК. Вывоз, например, за рубеж 4/5 производимых удобрений в стране наносит огромный ущерб российскому сельскому хозяйству, является результатом структурных аномалий, порожденных рыночными реформами. Вывоз топлива, сырья, природных ресурсов сам по себе - вполне нормальная и выгодная практика торговли. Однако в экспорте развитых стран, таких как, например, Англия, Австралия, Канада, Норвегия, США, ему принадлежит отнюдь не главное место. В Америке вообще созданы стратегические резервы энергоносителей на долгие годы. Обладающая конкурентными преимуществами, российская продукция, например стальной прокат, обогащенный уран, химические товары, стекло и др., наталкивается на те или иные ограничения в виде дискриминационных барьеров на пути российских товаров. В этом случае необходима государственная поддержка и активная протекционистская политика по продвижению своих товаров на внешние рынки с использованием всего государственного механизма. Вся валютная выручка используется для пополнения валютных резервов Центрального банка, выплаты внешних долгов. Она также оседает за рубежом на банковских счетах предприятий и отдельных лиц, вкладывается ими в ценные бумаги, недвижимость, строительство. Отечественная структура экспорта крайне однобока и напоминает структуру вывоза некоторых отсталых стран, что приводит к упадку многих отраслей, не работающих на экспорт и не имеющих достаточного внутреннего сбыта. Посмотрим на структуру импорта и увидим, что там до сих пор преобладают продовольствие и сырье для его производства, одежда, обувь, бытовая техника, компьютеры, легковые автомобили, различное оборудование непроизводственного назначения. Сокращение инвестиций в производство обусловило сокращение ввоза новейшего оборудования, отсутствие модернизации производственной базы страны. Кроме того, слабо применяется таможенное регулирование ввозимого высокотехнологического оборудования, которое не производится в России. Система лизинга не развита и работает не в полную мощь. Почему это происходит? Не потому ли, что природа нас наградила огромными залежами полезных ископаемых и поэтому мы разучились правильно работать и ценить этот "природный подарок"? В других странах этого нет, например, Япония - одна из самых передовых и высокотехнологичных стран мира, с высокими социальными программами и очень высокой продолжительностью жизни населения. Природные ресурсы и запасы полезных ископаемых не возобновляются, уже в недалеком будущем поднимется себестоимость их добычи и транспортировки. Все это будет сдерживать рост производства и экспорта в добывающих отраслях и заставлять переносить центр тяжести на энергосбережение. Ресурсный потенциал страны нельзя считать бесспорным и вечным конкурентным преимуществом. Во главу угла должна быть поставлена продукция обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, способная конкурировать на мировых рынках, а это очень непростая задача, если учесть, что 70% промышленного оборудования устарело и изношено. Однако при дополнительных усилиях и финансовой поддержке можно поднять до мирового уровня ряд производств, где имеются уникальные технологии и изобретения, сохранились кадры специалистов и рабочих, производственная база. Очевидно, что экспорт не должен быть главным источником развития экономики для российских регионов. Для такой крупной по территории, населению, промышленному потенциалу страны решающее значение должно иметь развитие внутреннего рынка с одновременным увеличением платежеспособного спроса и предложения товаров и услуг. За рынки необходимо бороться, а мы уже упустили этот шанс, потому что все рынки фактически поделены между странами. Только опираясь на рынок и практическую возможность победить в конкурентной борьбе, российская промышленность и произведенные потребительские товары в нашей стране могут занять достойное место в мировой экономике. Успех развития экономики определяется тем, насколько создаваемый хозяйственный механизм способен стимулировать инновационную деятельность, творческую энергию людей, способствовать подъему науки, образования, культуры, укреплению здоровья населения, росту его численности, открывать ему доступ к информации и на этой основе обеспечивать подъем экономики и уровня жизни людей и в целом всего общества. Все это невозможно без крупных капитальных вложений в производственные мощности, прикладную и фундаментальную науку, подготовку для этого необходимых трудовых ресурсов, внедрение высоких технологий. К сожалению, все это не делается, достаточно посмотреть на статистику. Если в 1991 г. в Академии наук СССР работало более 1 млн. ученых, то сегодня во всех институтах РАН числится всего 60 тыс. научных работников. Средний возраст ученых - 60 лет. Около 80% российских математиков и более 50% физиков-теоретиков работают в США. Средняя зарплата российского ученого примерно 2400 долл. в год. Средняя зарплата обычного профессора США составляет около 100 тыс. долл. в год. С такими показателями конкурировать на мировом рынке, кроме энергоносителей, действительно нечем. Введение разумных протекционистских мер, вложение инвестиций в науку позволят сгладить негативные последствия включения в мировой рынок и отчасти восстановить уровень внутренней межрегиональной интеграции. Интеграционные процессы крайне важны для развития отечественной экономики. С другой стороны, также важно развитие общественных связей и контактов между людьми в нашей стране. Необходимы выравнивание трудовых ресурсов, более тесная работа по привлечению трудовых ресурсов из дотационных территорий в донорские регионы с целью обеспечения заработка и повышения жизненного уровня граждан России. Регулирование трудовой миграции внутри страны должно осуществляться под непосредственным государственным контролем. Как бы ни отличались регионы по условиям жизни, по географическим особенностям, в целом их социальные ожидания сходны: повышение уровня жизни, безопасности, уверенности в завтрашнем дне, занятости, способности создания семьи и обучения детей, получения образования и достойного жилья, медицинского обслуживания и т.д. Современная экономическая политика не соответствует этим требованиям и не отражает запросов общества. А все эти процессы напрямую связаны с региональным развитием страны, целостностью экономики и территории. Несмотря на провозглашенное единое экономическое пространство, свободное движение капиталов, товаров, равные условия оказания услуг, миграции рабочей силы, сохраняется различие в экономическом развитии регионов и уровне жизни населения. Система бюджетных отношений должна выравнивать эти противоречия. Но проблема состоит в том, что с возникновением различных форм собственности и тенденций развития территорий система бюджетных взаимоотношений, оставшаяся после прошедшей эпохи, уже не оправдывает себя на таком уровне и в современных условиях должна претерпеть эволюцию, быть более точной и скорректированной, строиться на более современных принципах и механизмах. Это будет являться основой упрочения Российской Федерации и ее социально-экономических основ от Запада до Востока, Севера и Юга. Формирование единого рыночного пространства России во многом опирается на созданную еще в СССР производственную базу, инфраструктуру, на элементы межрегиональных связей. Очевидно, что все лучшее должно быть сохранено с одновременным развитием новой системы рыночных хозяйственных связей между регионами, федеральными округами, разработан механизм межрегионального взаимодействия в самих федеральных округах. Причем межрегиональные связи охватывают общий перечень хозяйственных взаимоотношений между регионами, в то время как интеграция включает в себя межрегиональные связи, но в соответствии со сложившимся понятийным аппаратом требует выполнения дополнительных условий. Под интеграцией многими учеными понимается достижение состояния переплетения, преобразование в единый экономический организм различных аспектов воспроизводства и движения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы различных экономических обособленных территорий. Интеграция начинается с того момента, когда уровень экономических связей между территориями достигает состояния взаимопроникновения воспроизводственных процессов. В общем виде экономическая интеграция - это объективный процесс развития все более глубокого и устойчивого обмена деятельности труда, расширения территориальных и производительных границ кооперации, финансовых связей. Интеграция невозможна без капитала и преодоления рамок региональной ограниченности; без развития производства до уровня, предполагающего специализацию; без преодоления межрегиональных различий в функционировании рыночных механизмов; без появления государственных и общественных институтов, ставящих перед собой задачу слома территориальных барьеров на путях движения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы. Наличие больших различий между регионами по этим параметрам делает межрегиональную интеграцию невозможной. А экономические отношения между регионами при этом так и остаются торговлей, эпизодическим ввозом и вывозом капиталов, услуг, перемещением рабочей силы между сильно обособленными друг от друга региональными хозяйствами. К интеграции способны лишь регионы близкого уровня развития, и это реально воплотить в жизнь. Единое экономическое пространство России сочетает в себе регионы разного уровня развития, в разной степени и разным образом включенные в общий хозяйственный оборот. Общая национальная валюта, единая государственная граница, общий механизм хозяйствования, единая законодательная база, наличие налаженных связей с регионами разного уровня развития, единая государственная политика поддержки объективно слабых регионов и стимулирование их включения в общенациональные социально-экономические процессы позволяют говорить о наличии единого экономического пространства страны. Но существующие менее развитые регионы, как правило, оказываются на прямой и косвенной дотации у более развитых регионов, и им необходимо оказывать помощь, потому что в другом случае существует опасность потери территориальной целостности. Такие межрегиональные отношения нельзя назвать интеграцией, на этой почве возможны острые межрегиональные экономические и политические противоречия. В такой ситуации можно предусмотреть качественно новые возможности выхода на более высокий уровень хозяйственной эффективности. В ходе углубления совместной деятельности региональных хозяйств имеет место оптимизация хозяйственной структуры территорий, образующих хозяйственные комплексы с точки зрения наиболее эффективного использования расположенных в них природных ресурсов, трудовых ресурсов, промышленной, научной базы и инфраструктуры. В таком случае масштабы производства расширяются, возникают возможности выпуска более качественной продукции, увеличивается эффективность деятельности предприятий, происходит коренная перестройка рыночной структуры региона и т.д. Процесс интеграции сопровождается определенным сближением параметров основных экономических показателей, происходит относительное выравнивание уровней экономического развития, сближение непроизводственной сферы интегрирующих регионов. Региональная интеграция в условиях рыночной экономики невозможна без высокоразвитой рыночной инфраструктуры, позволяющей эффективно налаживать связи между различными организационными структурами (АО, госпредприятия, частные фирмы, банки) независимо от их территориальной принадлежности. Для формирования единого экономического пространства необходимо, чтобы как минимум не было больших различий между регионами в уровнях развития рыночных структур. Рыночные структуры включают в себя: создание широкой финансово-банковской сети, инжиниринговых центров, оптовых фирм, информационных сетей, сеть обучения и повышения квалификации, инфраструктуры, транспортных сетей, посреднических и консалтинговых фирм и др. Важнейшим ее элементом является банковская сеть, создающая предпосылки для привлечения инвестиций, которые финансово обслуживают движение товарных потоков, способствуют процессу интеграции регионов в единое экономическое пространство. С другой стороны, федеральная экономическая политика должна учитывать мнение регионов по формированию межбюджетных отношений, созданию технопарков, транспортных магистралей и сетей, предоставлению налоговых льгот, инвестиций в производственный сектор экономики, развитию социальных и производственных программ, активной миграционной политики и т.д., которые способствуют дальнейшей интеграции регионов в единое экономическое пространство.
|
|