Формы и модели привлечения иностранного капитала
Формы и модели привлечения иностранного капитала
Министерство Образования и Науки РФ Казанский Государственный Технологический Университет Кафедра Экономики Реферат по курсу: "Внешнеэкономическая деятельность" на тему: "Формы и модели привлечения иностранного капитала" Казань 2008 Содержание Введение 1. Основные формы привлечения иностранного капитала 2. Формы и модели привлечения иностранного капитала в мире 3. Формы привлечения иностранного капитала в России 4. Формы привлечения иностранного капитала в Республике Татарстан Заключение Список литературы Введение В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Причем прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития ее внутренней экономики, и наоборот. В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи являются важным экзогенным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование ее структуры, эффективность функционирования. Для многих стран динамичное развитие внешнеэкономических связей стало катализатором внутреннего роста. В частности, для новых индустриальных стран внешнеэкономичекие связи явились основным структурообразующим фактором в процессе формирования в них динамичной модели устойчивого экономического развития. Особую роль играют внешнеэкономичекие связи в глобальных интеграционных процессах. Для современного этапа развития мировых экономических связей характерны динамизм, либерализация, версификация форм и видов внешнеэкономической деятельности. В последнее время наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных связей торговле товарами и услугами все большее значение приобретает движение капитала в различных формах. Инвестирование или привлечение иностранного капитала (экспорт капитала) это многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, так и субъекту (инвестору). 1. Основные формы привлечения иностранного капитала Привлечение иностранного капитала (инвестиции) это многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль, как объекту, так и субъекту (инвестору). Существуют три основные формы иностранных инвестиций: прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им; портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг. К прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано, прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них. Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются, такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал). Прямые инвестиции, обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставный фонд совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий [1]. 2. Формы и модели привлечения иностранного капитала в мире В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования: 1) Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг -- непосредственно в предприятия). 2) Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). 3) Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям. Ведущими мировыми инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме прямых зарубежных инвестиций сократилась [1]. В качестве примера рассмотрим формы и сферы привлечения иностранного капитала в Китай. Национальное законодательство Китая определяет следующие основные формы деятельности по привлечению иностранных инвестиций в экономику: § совместные долевые предприятия, § совместные кооперационные предприятия, § предприятия со 100% иностранным капиталом, § операции на фондовом рынке. В КНР действует режим разграничения иностранных инвестиций на следующие 4 категории: поощряемые, разрешаемые, ограниченные, запрещенные. Согласно последней редакции "Перечня отраслей для иностранных инвестиций", утвержденной Постановлением Госсовета КНР № 346 от 2002 года, к категории поощряемых для зарубежных инвестиций относятся 260 направлений в сфере сельского, лесного хозяйства и животноводства, текстильной промышленности, энергетики, металлургии, нефтяной, нефтехимической, химической промышленности, машиностроения, электронной промышленности, производства строительных материалов, медицинского оборудования, аэрокосмической промышленности, микроэлектроники, новых видов материалов, био- и информационных технологий, защиты окружающей среды и др. Размещение иностранных инвестиций ограничено по отдельным направлениям сельского и лесного хозяйства, животноводства, рыбной, горнодобывающей, пищевой, табачной, текстильной промышленности, полиграфии, нефте- и коксопереработки, химической промышленности, цветной металлургии, производства стандартной техники (в т.ч. грузовых контейнеров, подшипников, автокранов, гусеничных бульдозеров, оборудования приема сигналов спутникового телевидения), энергетики (строительство и эксплуатация угольных ТЭС с агрегатами мощностью до 300 тыс. кВт), транспорта, связи и др. К отраслям, в которых в настоящее время запрещено размещение зарубежных инвестиций относятся: производство оружия и боеприпасов; разведка, добыча, обогащение радиоактивных и редкоземельных руд; плавка и обработка радиоактивных руд; строительство и эксплуатация электросетей; производство продукции с канцерогенным, тератогенным, мутагенным действием и производящей длительное органическое загрязнение; управление авиаперевозками; фьючерсные компании; радио и телевидение; издание и импорт книг, газет, журналов, аудио-, видео- и электронной информации; почта; разведение редких и ценных видов, сортов, пород растений, скота, продуктов водного промысла; вылов продуктов водного промысла в территориальных водах КНР. Крупнейшими зарубежными инвесторами в экономику Китая являются транснациональные корпорации, международные финансовые и банковские структуры, включая Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, Японский банк международного сотрудничества, а также зарубежная китайская диаспора. На международном уровне гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями по взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений, в частности, с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией, Республикой Кореей. По данным Министерства коммерции КНР, к началу 2005 г. суммарный объем иностранных контрактных инвестиций в китайскую экономику достиг 1 трлн. 96,61 млрд. долларов, фактически использованные зарубежные инвестиции - 562,1 млрд. долларов. Всего на территории КНР учреждены 508941 предприятие с иностранным капиталом. В 2006 году было зарегистрировано 41485 предприятий с иностранным капиталом, совокупный объем освоенных средств составил 69,5 млрд. долл. В 10-ку крупнейших инвесторов входили: Гонконг (20,2 млрд. долл.); Виргинские острова (11,2 млрд. долл.); Япония (4,6 млрд. долл.); Р.Корея (3,9 млрд. долл.); США (2,9 млрд. долл.); Сингапур (2,3 млрд. долл.); Тайвань (2,1 млрд. долл.); Каймановы острова (2,1 млрд. долл.); Германия (1,9 млрд. долл.); Самоа (1,5 млрд. долл.) - 83,8% совокупного объема использованных иностранных инвестиций. В "азиатскую" десятку крупнейших инвесторов входили: Гонконг; Макао; Тайвань; Япония; Филиппины; Таиланд; Малайзия; Сингапур; Индонезия; Республика Корея. C начала в 1978 году экономической реформы Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения. Привлечение иностранных инвестиций в Китае регламентировано пакетом законодательных актов, в том числе Законом КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом (принят 1 июля 1979 года), Законом КНР о предприятиях с иностранным капиталом (12 апреля 1986 года), Положением Государственного Совета КНР о поощрении иностранных инвестиций (11 октября 1986 года), Законом о внешней торговле КНР (12 мая 1994 года), а также значительным количеством подзаконных нормативных документов (указаний, инструкций и др.) по тематике учреждения, производственной и коммерческой деятельности предприятий с участием иностранного капитала (ПИИ). Указанные документы постоянно совершенствуются и обновляются. На центральном уровне доминирующая роль в разработке стратегии привлечения зарубежного капитала в экономику Китая, в формировании привлекательности инвестиционного климата и обеспечении гарантий инвесторам принадлежит Госсовету КНР, Госкомитету по реформе и развитию, Министерству коммерции, Министерству иностранных дел, Министерству финансов, Госкомитету по контролю за банковской деятельностью, Государственному таможенному управлению, Народному Банку Китая, Китайской международной торговой палате. На провинциальном и городском уровнях данная работа ведется народными правительствами, которые осуществляют разработку и реализацию местных проектов по привлечению иностранных инвестиций. На предприятиях и в государственных компаниях действуют уполномоченные представители, организующие поиск и подбор потенциальных инвесторов под программы модернизации и создания новых высокотехнологичных производств [2]. 3. Формы привлечения иностранного капитала в России В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем - создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий); - создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств; - приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; - приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.; - предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок. Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций. Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала. Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. В основном наша страна привлекает капитал в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставный фонд совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий [1]. 4. Формы привлечения иностранного капитала в Республике Татарстан На территории Республики Татарстан могут создаваться и действовать: - предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (предприятия со смешанным капиталом), а также их дочерние предприятия и филиалы; - предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и другие обособленные подразделения; - филиалы иностранных юридических лиц. Особенности создания банков с иностранными инвестициями устанавливаются законодательством о банках и банковской деятельности, действующим на территории Республики Татарстан. Республика Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации, что подтверждается данными международных рейтинговых агентств. Так Standard & Poor's повысило в сентябре 2005 года долгосрочный кредитный рейтинг Татарстана с "В" - прогноз "стабильный" до "B" -прогноз "позитивный", Moody's Investor's Service - по заимствованиям в иностранной валюте с "Ва3" - прогноз "стабильный" до "Вa1", - прогноз "стабильный","Fitch" присвоило в мае 2005 года долгосрочный рейтинг Республике Татарстан в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВ" - прогноз "стабильный". Республика по-прежнему входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов России. Согласно результатам рейтинга российского еженедельника "Эксперт", по итогам 2004-2005 гг. Республика Татарстан входит в десятку безусловных лидеров по низкому инвестиционному риску и высокому потенциалу среди 89 российских регионов. Об инвестиционной привлекательности Татарстана свидетельствуют и количественные показатели притока иностранного капитала. Период осуществления самостоятельной внешнеэкономической деятельности с начала 90-х годов характеризуется как неуклонным ростом объемов внешнеторгового оборота Татарстана, так и увеличением вложений иностранного капитала в экономику республики. В целом, на 1 октября 2003 г. в экономике Республики Татарстан накоплен иностранный капитал в сумме 1048,5 млн. долл.США. За 2005 год в экономику Республики Татарстан поступили иностранные инвестиции из 10 стран. Наибольший объем иностранных инвестиций поступил из Королевства Люксембург (36,7% общего объема привлеченного иностранного капитала), Ирландии(29,3%)и Великобритании (12,1%). В целом, по состоянию на 1 января 2006 г. в экономике Республики Татарстан накоплено 1432,1 млн. долл. США иностранных инвестиций. По состоянию на 1 июля 2005г. в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) Республики Татарстан, зарегистрировано 568 (по состоянию на 1 апреля 2004 года - 436 КОИИ) коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Из общего их числа 185 предприятий (32%) полностью принадлежат иностранным инвесторам, остальные предприятия созданы с участием капитала республиканских и иностранных организаций. Географическая структура коммерческих организаций с иностранными инвестициями, показывает, что наибольший удельный вес в общем количестве зарегистрированных предприятий имеют предприятия с участием юридических и физических лиц Турции, США, Кипра и Германии. Зарегистрировано 205 турецких и татарстанско-турецких совместных предприятий, 42 предприятий с участием фирм США, 34 - с участием фирм Кипра и 31 татарстанско-немецких совместных предприятий. Общее число стран, участвующих в создании коммерческих организаций на территории республики, насчитывает более 50 стран ближнего и дальнего зарубежья. 22 апреля 1998 г. принят Закон Республики Татарстан "О Свободной экономической зоне "Алабуга". Во исполнение этого Закона Кабинет Министров Республики Татарстан Постановлением от 10 ноября 1998 года принял решение о создании Свободной экономической зоны "Алабуга". Постановлением определены границы СЭЗ, утвержден пакет документов, регламентирующих механизм функционирования зоны. ДИП на ТПП "Алабуга" создана с целью формирования максимально благоприятного правового, инвестиционного и налогового режимов, способствующих решению следующих задач: * привлечение инвестиций для создания современного автомобильного производства; * производство импортозамещающей продукции, в том числе используемой в автомобилестроении; * создание экспортоориентированных производств. Помимо автомобилестроения зона открыта для любых высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов с участием иностранных и отечественных инвесторов, направленных на организацию производства конкурентоспособных товаров и услуг производственно-технического и потребительского назначения. Стартовые инвестиции для организации новых производств на территории ПП "Алабуга" предполагается финансировать за счет привлечения средств внешних инвесторов, в том числе иностранных. В последующие годы источники финансирования инвестиций расширятся за счет собственных средств предприятий, а также реинвестирования суммы налоговых льгот, остающейся в их распоряжении [3]. Заключение Существуют три основные формы иностранных инвестиций: прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им; портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг. К прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано, прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них. Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются, такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал). В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования: прямые, портфельные, а так же среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям. В рассмотренном в качестве примера Китае существуют следующие основные формы деятельности по привлечению иностранных инвестиций в экономику: совместные долевые предприятия, совместные кооперационные предприятия, предприятия со 100% иностранным капиталом, операции на фондовом рынке. В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий); создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств; - приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.; предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п. На территории Республики Татарстан могут создаваться и действовать: - предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (предприятия со смешанным капиталом), а также их дочерние предприятия и филиалы; - предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и другие обособленные подразделения; - филиалы иностранных юридических лиц. Особенности создания банков с иностранными инвестициями устанавливаются законодательством о банках и банковской деятельности, действующим на территории Республики Татарстан. Таким образом, для привлечения иностранного капитала могут быть использованы различные формы. Однако основной формой этого процесса пока остаются предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в последнее время предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Остальные формы остаются в стадии становления. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для России и Татарстана актуальнейшей задачей. Список литературы 1. http://www.inventors.ru/index.asp?mode=628 2. http://www.russchinatrade.ru/ru/china/invest.html 3. http://g2b.tatar.ru/rus/finance/inv/invclimat.html
|