Формы и виды предпринимательства
Формы и виды предпринимательства
38 38 Содержание Введение 1. Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм 2. Формы и виды предпринимательства 3. Основные проблемы развития предпринимательства в РФ и РТ Заключение Библиография Приложения Введение Основу любой экономики составляет производство - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является фирма. Именно поэтому фирма выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность фирм, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики. Наиболее важное место в социально-экономическом развитии общества занимает предпринимательская деятельность. Субъектом предпринимательской деятельности является, прежде всего, фирма. Фирма -- основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства. Предпринимательская деятельность оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом посредством повышения уровня ВВП, смягчения безработицы, развития научно-технического потенциала, увеличения налоговых поступлений в бюджет, формирования масштабного среднего класса как экономически самостоятельного социального субъекта. Динамику развития предпринимательства можно было бы рассматривать в качестве важного критерия, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем. Однако развития предпринимательства в России связано с целым рядом проблем. Достигнутый в России уровень развития предпринимательства сохраняется без существенных изменений уже с середины 1990-х годов. Практическое решение многих проблем развития предпринимательской деятельности осложняется отсутствием их теоретических разработок. Российское законодательство далеко от состояния, которое отвечает требованиям современного этапа развития предпринимательства. Современное общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Таким образом, для сегодняшней России, становление предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России. Цель данной работы - это исследование особенностей и проблемы развития фирмы как субъекта предпринимательства в РФ и РТ. Задачами данной работы являются: - определение понятий фирмы и предпринимательства; - характеристика основных признаков фирмы; - определение существующих классификаций фирмы; - характеристика форм и видов предпринимательства; а также: - определение основных проблем, которые оказывают влияние на развитие предпринимательства в России и Татарстане; - рассмотрение некоторых путей решения этих проблем. В своей работе я проанализировал динамику зарегистрированных индивидуальных и малых предпринимателей за последние годы, а так же отразил долевое распределение их по отраслям экономики. При написании данной работы мною были использованы различные учебники по предмету экономика фирмы (предприятия), различные статистические источники такие как Росстат и Татстат, а так же статьи из экономических журналов. Выбранная мной тема достаточно актуальна в настоящее время в условиях развития отечественной рыночной экономики. 1. Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. Однако, возникновение предпринимательства, как оформившегося устойчивого явления, относится к семнадцатому веку. Начальный этап охватывает конец восемнадцатого и девятнадцатый век. Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, а самое главное - новых знаний. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций [4, с.28]. Предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою ответственность и направленная на получение прибыли. Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма -- это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. Фирма - это самостоятельно действующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [4, с.29]. Встречаются понятия «фирма» и «предприятие», сущность которых и разница между ними не определяются нормативными актами. В связи с этим разные авторы по-разному определяют сущность этих определений. Главное отличие между фирмой и предприятием заключается в том, что фирма является более крупным объектом и носит многоотраслевой характер. С точки зрения концентрации производства в составе фирмы в качестве структурных звеньев выступает предприятие различных отраслей экономики. Отличие фирм от учреждений заключается в том, что учреждения (школы, больницы) по большинству государственные, не стремящиеся к извлечению прибыли, а фирма - экономический субъект, участник рыночных отношений, главной целью которой является получение прибыли. Как правило, в нормативно-правовых актах под организацией понимается фирма, предприятие. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель или фирма. Однако они не являются единственными субъектами, в любом случае они вынуждены взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). Далее речь пойдет о фирме, как о субъекте предпринимательской деятельности и о ее классификации. Фирмы различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации фирм по группам являются: - отраслевая и предметная специализация; - мощность производственного потенциала (размер предприятия, фирмы) [6, с.34]; - структура производства. Одними из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании предприятия четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) оно предназначено. В зависимости от этого предприятия (фирмы) разделяются на: - промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви, по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и другие; - сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур; - предприятия строительной индустрии, транспорта. Важнейшими с точки зрения потребностей человека являются фирмы, производящие предметы потребления. Это предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, а также предприятия машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, изготавливающие товары массового потребления, предприятия жилищного и коммунального строительства. Принадлежность предприятия к той или иной отрасли производства должна конкретизироваться по видам внутриотраслевой специализации. Крупные отрасли народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные. Это можно наглядно проиллюстрировать на примере промышленности, которая, в частности, делится на две большие группы специализированных отраслей -- добывающую и перерабатывающую промышленность [3, с.43]. В свою очередь, перерабатывающая промышленность подразделяется на отрасли легкой, пищевой и тяжелой промышленности и т.д. По различным причинам специализация предприятий не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализацией отрасли. Например, во многих немашиностроительных отраслях (металлургических, угле- и нефтедобывающих) имеются крупные цехи и заводы, участки по производству машин и оборудования, их ремонту. Наряду с этим в хозяйственных объединениях машиностроения имеются металлургические и химические предприятия, электростанции, транспортные подразделения и другие. Поэтому в народном хозяйстве используются два вида определения отраслей принадлежности предприятия -- по административно-организационному и продуктовому признакам [3, с.44]. При использовании административно-организационного признака учитывается основной заявленный вид деятельности, а также принадлежность предприятия тому или иному ведомству или фирме (холдингу, концерну). Предприятия, выпускающие, например, машиностроительную продукцию, будут учитываться в той отрасли, с которой они административно связаны (к примеру, в угольной). В соответствии с продуктовым признаком, т.е. с отраслевой принадлежностью выпускаемой продукции, определяется структура и объем производства по каждой так называемой чистой отрасли. В таком случае все машиностроительные предприятия и цехи (независимо от их административной подчиненности) относятся к машиностроению, транспортные -- к транспортной отрасли, строительные -- к строительной и т.д. На практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. Этим по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные [4, с.44]. Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, по выпуску тканей, пошиву одежды, производству чугуна, стального проката, литья, поковок для машиностроения, выработке электроэнергии, производству зерна, мяса и т.д. К многопрофильным, относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие организации чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. В промышленности они могут специализироваться одновременно, скажем, на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, станков, инструмента и т.д. С усилением конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, выходят за рамки прежней специализации. Они резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми -- диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Примером является химический концерн «Дюпон-де-Немур», объединяющий производство химических волокон, лекарств, самолетов. Комбинированные предприятия в классическом виде чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид. Например, выплавленный в доменных печах чугун (наряду с его реализацией на сторону) используется собственным предприятием, где он переплавляется в стальные слитки. Часть стальных слитков поступает в продажу потребителям в качестве готовой продукции, а часть идет в дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. Отличие диверсифицированных предприятий от комбинированных состоит в том, что диверсифицированные занимаются выпуском разнородной продукции, а комбинированные сосредотачивают свое внимание на одном продукте, создавая его различные виды для дальнейшего использования. Имеются и другие направления классификации фирм [6,с. 44]: - по степени механизации и автоматизации производства различают предприятия с автоматизированным, комплекс-механизированным, частично-механизированным и ручным производством. - по признаку технологической общности различают предприятия с непрерывным и дискретным процессами производства, с преобладанием механических и химических процессов производства. - по признаку хозяйственной деятельности предприятия подразделяются на: промышленные, торговые, транспортные, работающие в сфере услуг. - по времени работы в течение года различают предприятия сезонного и круглогодового действия. Совокупность перечисленных классификационных признаков характеризует отраслевую принадлежность предприятия. Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные [9, с.31]. Мелкие фирмы образуют самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половина всех занятых. Она характеризуются многочисленностью, гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, быстрым обновлением. Роль мелких фирм в рыночной экономике заключается в следующем: мелкое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, так как она связывает воедино все звенья, не допуская появления «лоскутной экономики». Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, а также благодаря низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу. Обычно мелкие фирмы выбирают такую сферу деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затрат, то есть мелкие фирмы часто имеют свою сферу деятельности, не вставая на путь большого бизнеса. Немаловажную роль играет поддержка мелкого бизнеса со стороны государства как символа национальной предприимчивости. Этим объясняется «живучесть» малых предприятий в условиях жесткой конкуренции. Наиболее типичными формами малого бизнеса стала система франчайзинга и венчурного предпринимательства. Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах [2, с.560]. Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Она может также финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях [2, с.65]. Средние фирмы в развитых странах не так многочисленны, причем в настоящее время существует тенденция к их сокращению. Фирма непрочна, так как ей приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего она перерастает либо в крупную, либо перестают существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники), где средняя фирма становится более устойчивой, чем мелкая. Крупные фирмы - это наиболее могущественные субъекты рыночной экономики. Преимущества крупных фирм состоят в следующем: - только крупным фирмам доступно массовое производство; - крупные фирмы помогают существовать научно-техническому прогрессу, так как в основном только они имеют возможность освоения новых отраслей; - у крупных фирм есть устойчивое, прочное положение на рынке, что способствует повышению стабильности в экономике; Только крупным фирмам доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирование, а также обеспечение занятости в крупных масштабах. Таким образом, существуют огромное множество видов классификации фирм. Фирмы классифицируются по характеру потребляемого сырья, по назначению и характеру готовой продукции, по признаку технической и технологической общности, по времени работы в течения года, по размеру, по специализации и масштабам производства однотипной продукции, а также по степени механизации и автоматизации. От эффективности работы фирмы зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства. 2. Формы и виды предпринимательства Группа физических лиц, объединенных общими целями в достижении результатов производства, располагающих необходимыми для достижения этих целей материальными ресурсами, образует юридическое лицо - предприятие. В соответствии с гражданским законодательством юридические лица в России подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Основой для деятельности первых является извлечение прибыли. Вторые не ставят перед собой такой цели. Деятельность их в основном преследует благотворительные цели, не связанные с извлечением прибыли. К коммерческим организациям относятся хозяйственные общества и товарищества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы. Некоммерческие организации -- это фонды, учреждения, потребительские кооперативы, ассоциации. Все многообразие предпринимательства может быть классифицировано по различным признакам: по виду, или назначению, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и другие. По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными и муниципальными. При этом государство не может устанавливать в каком бы то ни было виде ограничения или преимущества в зависимости от формы собственности. На государственных предприятиях в качестве организатора производства и учредителя выступает государство или муниципалитет. Обычно государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, где чрезмерно большие первоначальные капиталовложения, либо очень большие сроки окупаемости (наукоемкое производство), либо заведомо убыточное производство необходимой обществу продукции. Частные предприятия же выступают в самых разнообразных формах: - единоличные фирмы или индивидуальное предпринимательство; - товарищество или партнерство на паях; - акционерное общество (корпорация). По числу собственников предпринимательская деятельность делится на индивидуальную и коллективную. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, которое находится в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников. Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере. Полным товариществом признается объединение двух и более предпринимателей. Создаваемая ими фирма предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную имущественную ответственность участников по обязательствам товарищества. Товариществом на вере признается объединение, в котором один или несколько его действительных членов несут полную ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада. Кооператив - одна из форм организации коллективного предприятия. Создается путем добровольного объединения физических и юридических лиц на паевой основе для ведения совместной деятельности. Кооперативом также называется само предприятие, созданное в такой форме [2, с.302]. Согласно российскому законодательству в кооперативе число ее членов не может быть менее 5 человек, а для образования фирмы в виде товарищества достаточно двух учредителей. При этом один из них может быть директором, другой - главным бухгалтером с правом подписи. Широко распространенной формой предпринимательства в современных условиях являются акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Акционерные общества делятся на открытые и закрытые. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Существуют дочерние и зависимые общества. Дочерним признается хозяйственное общество, если другое хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество в случае, если другое, преобладающее или участвующее, общество имеет более 20% голосующих акций АО. К основным организационно-экономическим формам можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги. Концерны - это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, финансирования, тесного производственного сотрудничества [2, с.293]. Политика фирм в концерне подчиняется политике основной компании. Часто в концерне формируется единый центр контроля - холдинговая компания, которая разрабатывает общую стратегию, ставит перед компаниями конкретные задачи, достаточно жестко контролирует их выполнение. Ее целью является объединение в юридически самостоятельные компании на основе финансового контроля для получения прибыли. Ассоциации - мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. Ассоциации, как правило, включают в себя односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций - совместные решения научно-технических, производственных, экономических и социальных и других задач [2, с.58]. Целью создания консорциума является объединение людей, предпринимателей которые совместно желают провести крупную финансовую операцию (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Синдикат - объединение предпринимателей для сбыта продукции одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними [2, с.349]. Картель означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства [2, с.219]. Холдинг - компания, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других (дочерних) предприятий. Холдинг позволяет выстроить систему участий формально независимых фирм, которые могут обладать капиталами, существенно превосходящими капитал учредителя. В основе общества и хозяйственные товарищества могут объединяться в холдинги по причине того, что они в основном являются частными фирмами. По структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства входят финансовые организации, прежде всего банки. При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам. По виду, или назначению, предпринимательская деятельность делится на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную. Все эти виды могут функционировать как раздельно, так и вместе. Производственное предпринимательство является ведущим видом предпринимательства, в котором осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Предпринимательство должно осуществляться при обязательном соблюдении ряда принципов: 1. Прибыльность; 2. Платежеспособность; 3. Соблюдение законодательства и предпринимательской деятельности. Принцип прибыльности отражает соблюдение интересов предпринимателя-собственника капитала коммерческой организации, тогда как принцип платежеспособности отражает соблюдение интересов общества. Соблюдение законности и предпринимательской этики является базовым принципом, обеспечивающим рациональность организации всей системы общественного производства. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые предприятия. Товарная биржа - корпоративная, некоммерческая ассоциация, ограниченная определенным числом частных лиц и корпораций, обеспечивающая материальные условия для купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, защищающим и обеспечивающим справедливость и равенство для клиентов и членов биржи [2, с.65]. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель товарной биржи - создание механизма управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявление реальных рыночных цен. На товарных биржах широко распространено заключение соглашений по так называемым фьючерсным сделкам. Они предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки. Товарные биржи выполняют следующие основные функции: - оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок; - упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров; - сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, то есть, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. В общем виде программа любой коммерческой сделки включает: - наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг закупки товаров, его транспортировки, продажи, оформления необходимых документов; - приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара; - закупку товара для последующей его продажи; - привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им; - получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции; - получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки; - реализацию товаров покупателю и получение выручки; - регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам. Поле деятельности финансового предпринимательства - коммерческие банки и фондовые биржи. Коммерческим банком называется финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных и ссудных средств. Операции коммерческих банков можно разделить на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии). Особенностью деятельности коммерческих банков в России является то, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип ее функционирования основывается на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся котировки ценных бумаг, которые состоят в регулярной оценке котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. Консультативное предпринимательство. Консультант -- это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известными и применяемыми являются три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее. Таким образом, предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое, финансовое и консультативное. Каждый вид имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом. 3. Основные проблемы развития предпринимательства в РФ и РТ В данной главе мною будут рассмотрены наиболее важные проблемы развития и существования предпринимательства в России и Татарстане в настоящее время. Так же некоторые пути решения этих проблем. Общие проблемы предпринимательства - это проблемы макроуровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся: 1) Несовершенство законодательства: Нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов; Существенные законодательные пробелы: - дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности; - неотработанность процесса купли-продажи; - отсутствие должного законодательства о земле; - внутренняя противоречивость законов. Невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом. 2) Несовершенство налоговой системы. Несовершенство налоговой системы оказывает отрицательное влияние на бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для предпринимательства ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и прочие. При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов. 3) Несовершенство финансово-кредитной системы. Финансирование является одним из видов обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности. Финансирование и кредитование очень похожие понятия, но все же имеют ряд отличий друг от друга. Кредитование можно рассматривать как часть финансирования. Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного производства. Финансирование является безвозмездным и безвозвратным предоставлением денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов. Данный вид финансирования является очень существенным и важным, но он в нашей стране развит пока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что дает надежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в совершенстве. Финансовая помощь и поддержка может осуществляться путем финансирования определенных затрат организаций или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Федерации путем предоставления дотации, субсидий, субвенций. Дотация - ассигнования из бюджета, предназначенные на покрытие плановых убытков, для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Дотация широко применяется как форма оздоровления капиталистических предприятий, оказания финансовой поддержки военной промышленности и малоприбыльным сферам приложения капитала (отрасли инфраструктуры и др.). Дотации выделяется на проведение научных исследований. Дотация выплачивается часто на возмещение убытков монополиям в добывающих отраслях в связи с "бедностью руд", фермерам на ликвидацию потерь, связанных с сокращением посевных площадей в целях поддержания высокого уровня цен. Субвенция - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Одно из средств (методов) бюджетного регулирования. Субвенции и субсидии в отличие от дотации должны быть использованы строго по целевому назначению и в установленный срок; в противном случае она подлежит возврату предоставившему ее органу. Из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2006 году было предусмотрено перечислить субъектам Российской Федерации 9503,7млн. рублей [17]. Фактически субъектам Российской Федерации на указанные цели было перечислено 9317,5млн.рублей (98% уточненных бюджетных назначений на сентябрь). Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации представлена в приложении 2. Кредит является видом финансирования предпринимательской деятельности. Кредит - это предоставление денег или товаров в долг (пользование на срок на условиях возвратности) и, как правило, с уплатой процента. Выступает как банковский и коммерческий. Особая форма кредита международный кредит. Получение кредита для начального капитала означает, что кто-то ссужает вам деньги. Вы должны платить процентную ставку по кредиту и вернуть кредит. Возможно вернуть кредит, выплачивая по частям (в рассрочку) или всю сумму сразу в зависимости от условий договоренности с учреждением, выдавшим вам кредит. Если брать кредит для стартового капитала - это будет более обременительно для бизнеса, чем использование собственного капитала. К определенному сроку придется выплачивать проценты и возможно часть кредита. Это всегда представляет сложности для нового бизнеса и обычно лучше занимать как можно меньше денег для начала своего дела. В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки предпринимательства денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ предпринимательства. Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития предпринимательства. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств. Динамика количества зарегистрированных субъектов малого предпринимательства за период 2004г. - 2006г. отражена в приложении 3 По данным Татарстанстата на диаграммах 4.1 и 4.2 представлено долевое распределение числа ИП и МП в Татарстане по отраслям экономики за 9 месяцев 2007 г. [21]. Агентство по поддержке предпринимательства - это организация, которая своей главной целью преследует повышение эффективности реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в Республике Татарстан. Сотрудники Агентства консультируют предпринимателей, готовят и предоставляют им необходимый информационный и справочный материал [15, с.73-77]. Основными направлениями деятельности Агентства являются: - развитие инфраструктуры; - создание информационных; - развитие сельскохозяйственных кредитно-потребительских кооперативов; - проведение бесплатных семинаров для предпринимателей; - организация выставок продукции сектора малого и среднего бизнеса; - организация конкурсов венчурных проектов; - изготовление дайджестов; - создание положительного образа малого предпринимателя. 4) Безопасность деятельности предприятия. Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона: - невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты; - невыполнение своих обязательств поставщиками; - произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п. - прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране"; - передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам; - утечка информации из коммерческих банков; Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр. Отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Большое значение при анализе развития предпринимательства в Российской Федерации играют нормативно-правовые акты. Существует Закон «О государственной поддержке предпринимательства в РФ», который закладывает основы нормативно-правового регулирования частного предпринимательства в России и, соответственно, в Республике Татарстан. Наиболее важным, с правовой точки зрения, для эффективной реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке среднего предпринимательства в России». Принятый в 1995 году, он до сих пор играет исключительную роль в правовом регулировании взаимоотношений между государством и предпринимательством, хотя и имеет свои недостатки. Федеральные программы поддержки предпринимательства занимают важное место в регулировании предпринимательства в РФ. В систему правового регулирования предпринимательства в Республике Татарстан входят в первую очередь программы поддержки предпринимательства в Республике Татарстан. В Республике Татарстан существует программа «Программы поддержки предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы», которая отражает особенности современного периода становления сектора предпринимательства и специфические задачи, которые ставит республика в области создания условий наиболее благоприятных для развития предпринимательства. Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия. Стадия организации малого предприятия - первый важнейший этап. Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже: - поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке); - поиск партнеров; - недостаточность стартового капитала; - сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу. Кроме того, периодически возникают требования о подтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции), для начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия счета в банке). Также, властные структуры периодически осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой - является способом дополнительных изъятий их средств. - несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения. Для этого нужно обратиться в Областное управление по пожарной охране, где очередь на несколько месяцев. Стоимость же этого заключения и справки от санэпидемстанции составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности. - несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата (изготовление одежды, продуктов питания, парфюмерно-косметических средств, ремонт бытовой техники, деятельность предприятий общественного питания и др.). Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимает довольно долгое время - 2,5 - 3 недели, что для подобных предприятий невыгодно. Возрождение предпринимательской деятельности в РФ и РТ связано с целым рядом трудностей и противоречий. Ошибки предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени его самого и людей, сопричастных его бизнесу. Вместе с тем, в нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Число предприятий и организаций по регионам РФ представлены в приложении 1. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как: - значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; - создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; - ускорить научно-технический прогресс; - составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и другие. Всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить политику в отношении предприятий, всячески способствуя их возникновению, а также стимулирующие их развитие. К ним относят организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами и экономическую поддержку. Экономическая поддержка включает в себя: 1) Поддержку существующих предприятий: - налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью. - налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных. - налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита - закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы. 2) Поддержку новых производств. Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений: - если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись), переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия; на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением. - новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство. Так же на законодательном уровне государство должно всесторонне помогать и способствовать развитию предпринимательства, гарантируя ему свободу деятельности, безопасность и поддержку. Разрешение противоречий в сфере предпринимательства предполагает активную роль государства, проявляющуюся в выработке и осуществлении целенаправленной политики регулирования предпринимательства. Учитывая проблемы и перспективы развития предпринимательства в России и Татарстане, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это различные государственные программы по поддержке предпринимательства. В целом же российское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства. Заключение В заключении своей работы хотелось бы подытожить все вышесказанное. Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности и является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель или фирма. Однако они не являются единственными субъектами, в любом случае они вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. Целью предпринимательской деятельности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимательскую прибыль. В свою очередь, фирма -- это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. В экономике Российской Федерации функционируют различные фирмы, отличающиеся друг от друга рядом признаков: по характеру потребляемого сырья, отраслевой принадлежностью, размером, масштабом производства, степенью специализации, методом организации производства, степенью его механизации и автоматизации. Гражданский кодекс классифицирует юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации. Все многообразие предпринимательства может быть классифицировано по различным признакам: по виду, или назначению, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и другие. Предпринимательство является важным фактором в решении экономических и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг. Учитывая проблемы и перспективы развития предпринимательства в России, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке предпринимательства, и специальные фонды, созданные государством. Предпринимательство в России, развивается замедленно и противоречиво. Основными проблемами в развитии предпринимательской деятельности прежде всего является несовершенство налоговой системы, законодательства финансово-кредитной системы, безопасность деятельности предприятия, а также отсутствие систем государственной и общественной поддержки предпринимательства. В целом же российское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства. Разрешение противоречий в сфере предпринимательства предполагает активную роль государства, проявляющуюся в выработке и осуществлении целенаправленной политики регулирования предпринимательства. Библиография 1. Гражданский кодекс, часть 1. 2. Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев Экономика фирмы: Учебник. - Ростов-на-Дону, 2006г. 3. Н.Л. Зайцев Экономика, организация и управлением предприятием: Учебник. - М., ИНФРА-М, 2004 г. 4. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие/ Под ред. Пелиха А.С., ред.кол. А.С. Пелих, А.А. Чумаков, М.М. Баранников и др - 3изд, испр и доп. - М, Ростов-на-Дону, 2004г. 5. Популярная экономическая энциклопедия /Под ред. А.Д. Некипелова; ред. кол.: В.С. Автономов, О.Т. Богомолов, С.П. Глинкина и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 6. Федеральная служба государственной статистики(Росстат)/ Российский статистический ежегодник 2005/ статистический сборник, М. - 2006 г. 7. Федеральная Служба Государственной Статистики/ Россия в цифрах 2006 / =Краткий статистический сборник, М. - 2006г. 8. Федеральная Служба Государственной Статистики/ Территориальный Орган Федеральной службы Государственной Статистики по Республике Татарстан/ Республика Татарстан 2004 /Статистический сборник, Казань - 2005г. 9. Экономика организации (предприятия): Практикум /Под редакцией проф. Карлика. - М.: ИНФРА - М, 2003. 10. Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. 11. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 12. Экономика предприятия: Учебное пособие /Под ред. Скляренко, Прудникова В.М., ред.кол.: В.М. Прудников, Скляренко, Н.Б. Акуленко, А.Н. Кучеренко - М.: ИНФРА-М, 2002г. 13. Г.М. Отнюкова Государственное регулирование и контроль предпринимательской деятельности /Г.М. Отнюкова //Закон. - 2005г. - №12. - с.4-12. 14. И.Н. Давыдова Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей/ И.Н. Давыдова //Налоговый вестник. - 2005. - №4. - с.80-85. 15. О.В. Данилова Социально-экономические альтернативы развития российского предпринимательства /О.В. Давыдова //Финансы и кредит. - 2005. - №26. 16. http://www.arprt.ru 17. http://www.gks.ru 18. http://www.minfin.ru 19. http://www.TatCenter.ru 20. http://www.Tatstat.ru Приложение 1 Таблица - Число предприятий и организаций по регионам Российской Федерации |
Федеральные округа | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | | РФ | 3593837 | 3845278 | 4149815 | 4417074 | | Центральный | 1347273 | 1458202 | 1596789 | 1727750 | | Северо-Западный | 435536 | 474403 | 517255 | 557607 | | Южный | 440487 | 454722 | 472866 | 486461 | | Приволжский | 542659 | 580649 | 624778 | 650820 | | Уральский | 267838 | 286663 | 310923 | 333550 | | Сибирский | 410805 | 433511 | 460020 | 482465 | | Дальневосточный | 149239 | 157128 | 167184 | 176936 | | |
Приложение 2 Таблица - Финансовая поддержка субъектов Российской Федерации за 2006 год |
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации | 7,15 млрд. рублей | | Субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства | 1,68 млрд. рублей | | Субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области | 0,48 млрд. рублей | | |
Приложение 3 - Динамика количества зарегистрированных СМП Приложение 4 Диаграмма - Долевое распределение числа ИП в республике Татарстан по отраслям экономики за 9 месяцев 2007 г.
|