БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Гносеологические корни логистики

Гносеологические корни логистики

15

Міністерство освіти і науки України

Доклад

на тему "Гносеологические корни логистики"

Донецьк 2010

Рассматривая логистику как один из разделов экономики, необходимо признать, что ее теоретико-методологические основы базируются на общей экономической теории и включают совокупность дисциплин (теория фирмы, статистика, менеджмент, маркетинг и др.), а также на теории систем, включая кибернетику, синергетику многое другое. Даже сама этимология слова „логистика” (в переводе с греческого - считать, калькулировать) уже предполагает широкое использование экономико-математического аппарата, начиная от простейших арифметических действий вплоть до использования инструментария исследования операций, теории массового обслуживания и т.п.

Семантика термина логистика в современных энциклопедических словарях отражает два направления его развития:

первое, связанное с управлением перемещением и материально-техническим снабжением войск, которое изначально приписывается византийскому императору Льву VI (866-912 гг. н.э), и развито в фундаментальных работах военного теоретика XIX века А. А Жомини (1779-1869 гг.);

второе, как обозначение математической логики, впервые использованное в трудах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646-1716 гг.) и закрепленное в данном значении на философском конгрессе в Женеве (1904 г.).

В XIX веке теоретическое и прикладное развитие логистики пошло по первому направлению, постепенно расширяя сферу своего влияния с армии на все отрасли экономики и углубляя исследование процессов, тех или иных, связанных с пространственно-временным перемещением товарно-материальных ценностей.

В большинстве работ, посвященных теоретическим основам логистики, выделяются следующие этапы генезиса логистики в XX веке:

1. Период с 1920-х до начала 1950-х годов, который называется переходом фрагментаризации, когда наиболее активно развивалась теория военной логистики, а некоторые функции логистики стали использоваться в гражданских отраслях экономики. К этому периоду относится появление первых логистических сообществ, в частности, национальной ассоциации проблем управления запасами (основана в 1915 г. в США), преобразованной в 1967 г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.

2. Период с середины 1950-х по 1970-е годы зарубежные специалисты называют периодом концептуализации логистики на базе концепции общих затрат в физическом распределении в рамках маркетинга. К концу 60-х годов XX столетия разрабатывается теория бизнес - логистики, которая продвигается в жизнь национальным советом по менеджменту физического распределения (США), преобразованному позднее в совет логистического менеджмента (СЛМ). По мнению членов СЛМ, „Логистика - широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источников снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей”. К концу 70-х годов в экономически развитых странах завершилась так называемая „санитатарно-упаковочная революция”, что позволило значительно расширить сферу применения логистики.

3. Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным развитием интегральной концепции логистики в индустриально развитых странах. Интеграция логистических функций фирмы и логистических партнеров происходила в полной логистической цепи: „закупки - производство - дистрибьюция - продажи”. Революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующими информационными потоками. В 1985г. СЛМ уточнил определение логистики: "Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей". С начала 90-х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль.

Новейший этап развития логистики (с середины 90-х годов XX века по настоящее время) характеризуется как углублением теории, так и расширением практики логистики. Интерес к логистике стали проявлять развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, например, Россия. Это существенно обогатило теорию и практику логистики, синонимами которой в зарубежной литературе являются: физическое распределение, логистика маркетинга, материальный менеджмент, логистический инжиниринг, промышленная логистика, бизнес-логистика, коммерческая логистика, логистический менеджмент, менеджмент в интегрированной логистике, менеджмент снабжения, менеджмент логистического канала, менеджмент распределения, менеджмент ведущего времени, интегрированная дистрибьюция, логистика цепи поставок, логистика сервисного отклика, менеджмент в интегрированной логистической цепи.

Чтобы не втискивать все разнообразие сфер приложения современной логистики в "прокрустово ложе" одного понятия, зарубежные специалисты выделяют: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую или распределительную) логистику; транспортную логистику и т.д.

Поэтому неудивительно, что отечественная теория логистики характеризуется достаточной степенью эклектичности, впитывая в себя самые разнообразные зарубежные теории и порождая новые, учитывающие современные реалии российской экономики.

Ретроспективный анализ различных точек зрения на сущность логистики в начале 90-х годов провели учёные Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ), показав, что логистика - это:

новое направление в организации движения продукта в сфере производства и обращения;

совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте;

интеграция перевозочного процесса с производственной сферой, включая погрузочно-разгрузочные операции, хранение;

процесс планирования, реализации, контроля затрат перемещения и хранения полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информация о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентов;

некоторая производственная инфраструктура экономики, основанная на чётком взаимодействии спроса, снабжения производства, транспорта и распределения продукции;

форма управления физическим распределением продукции;

оптимизация потока материалов, оптимизация транспортных систем, регулирования материальных ресурсов;

сфера экономики, характеризующаяся взаимодействием снабжения, производства, распределения, транспорта, спроса и потребления;

новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

наука о рациональной организации производства и распределения, позволяющая комплексно, с системных позиций охватить вопросы снабжения, организовать сбыт и распределение готовой продукции.

Поиск компромисса различных точек зрения по поводу сущной характеристики логистики привел А.Н. Родникова, автора терминологического словаря "Логистика" к следующему паллиативному определению: "Логистика (Lоigistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации".

Неудивительно, что попытка "навести мосты" между различными трактовками логистики не только не прекратила дискуссию на эту тему, а даже, в какой-то мере, подхлестнула ее. Это демонстрирует В.И. Сергеев, который попытался перечислить все определения логистики, доминировавшие в экономической литературе во второй половине 90-х годов. Здесь логистика - это:

комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальным и информационным потоком в их взаимодействии;

научная дисциплина об управлении потоками в системах;

междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков;

научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными потоками в сфере производства и обращения;

наука о рациональной организации производства и распределения, позволяющая комплексно с системных позиций охватывать вопросы снабжения, организовывать сбыт и распределение готовой продукции;

процесс планирования, реализации, контроля затрат перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов готовой продукции, а также связанной с ними информация о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентов;

концепция прогнозирования основанная на достижении высокого уровня надежности управления процессами доставки, и поэтому осуществление этой концепции обеспечивает бизнесменам относительную стабильность их деятельности в условиях неопределенности рыночной среды;

организация системы, включающая производство, хранение, транспортировку и распределение продукции с максимальной прибылью;

научный инструментарий эффективного взаимодействия производительных сил общества путем системной организации и оптимизации материальных, товарных и информационных потоков;

наука об организации и планировании процесса обращения материальных ресурсов в общественном производстве (на всех его участках и этапах) и управлении этим процессом;

применение современных науковедческих дисциплин к построению (синтезу), исследованию, анализу и количественной оценке эффективности функционирования логистических систем в сфере материально-технического обеспечения, производственно-коммерческой деятельности и оптовой торговли средствами производства;

процесс управления производством, движением и хранением материалов, изделий и товаров, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения, так что текущие и будущие затраты минимизируются при условии высокоэффективного (надежного) выполнения доставки заказов;

новое научное направление, учение о планировании, управлении и наблюдении (отслеживании) при движении материальных и информационных потоков в производственных и энергетических, системах;

наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя;

логистика как наука изучает потоковые процессы в экономике, в частности, управление товародвижением или управление материальными ресурсами для нужд снабжения - эти потоки обусловлены процессами купли-продажи и в свою очередь порождают денежные (финансовые) потоки.

Практически на рубеже веков, как бы обобщая всю предшествующую теорию и практику логистики, А.И. Семененко в справочном пособии "Логистика. Словарь и библиография" предлагает три определения логистики. Логистика - это:

1) мышление и наука, направленные на организационно-аналитическое совершенствование, доводку (оптимизацию) потоковых процессов человеческой деятельности любого содержания, в частности, экономической;

2) отрасль науки - совокупность самостоятельной методологии, теории, методов и способов оптимизации (совершенствования) различных по субстанциональной сущности потоков, сопровождающих экономические, социальные и коммуникативные процессы в сфере создания, воспроизводства и потребления товаров и услуг, в условиях функционирования и развития рыночных отношений;

3) наука рациональной организации и перманентного совершенствования (доводки) производства и реализации продуктов, позволяющая комплексно с системных позиций охватить вопросы снабжения, организацию сбыта и донесения продукта до потребления (клиента) как единое целое (единую задачу).

Не подвергая критическому разбору все перечисленные определения логистики, попытаемся сформулировать свою точку зрения на этот счет. По нашему мнению определение сущности логистики должно давать ответы на следующие вопросы:

1. Что является предметом логистики?

2. Каково назначение логистики научное или прикладное?

3. Какие цели преследует логистика?

Сообразуясь с этим, а также используя уже сделанные научно-прикладные заделы, мы определяем логистику как науку и практическую деятельность по организации и управлению экономическими потоками в хозяйственных системах с целью минимизации совокупных затрат на продвижение товаров и услуг из сферы производства в сферу потребления при максимально возможном полезном эффекте функционирования этих систем.

Более детальная расшифровка данного определения включает:

логистика - это одновременно и научная дисциплина, изучающая закономерности формирования и функционирования экономических потоков, и хозяйственная практика, связанная с оптимизацией и рационализацией экономических потоков;

основным предметом логистики являются экономические отношения и хозяйственные процессы, возникающие при организации материальных и связанных с ними потоков, которые определяются как экономические потоки;

экономические потоки как объекты логистики организуются в рамках различных хозяйственных систем, начиная с локальных (внутрифирменных) и заканчивая глобальными (международными) системами;

целью логистики является минимизация совокупных затрат, возникающих в процессе продвижения товаров и услуг (продукции; сырья материалов и т.п.) из сферы производства (из мест создания, возникновения, добычи и т.п.) в сферу потребления (включая конечное и промежуточное, в т.ч. производственное потребление);

достижение целей логистики должно быть подчинено целями хозяйственных систем, что отражено во фразе "при максимально возможном полезном эффекте функционирования этих систем".

Очевидно, и это определение логистики является неполным и неточным, так как, во-первых, вряд ли кто-либо может сегодня претендовать на адекватность отражения в сознании реальной хозяйственной практики, а, во-вторых, логистика - это не застывшая догма, а постоянно развивающаяся наука, которая все время обогащается новыми знаниями. Более продуктивным представляется поиск не бесспорного определения, а исследование сущности логистики через цели, задачи, принципы, методы, функции и другие компоненты этого сложного организационно-технического и социально-экономического явления.

Общая цель логистики, сформулированная нами, отражает не только реалии хозяйственной практики и постулаты "здравого смысла", но и опирается на отечественные и зарубежные авторитеты в области логистики. Так, В.Я. Лимарев и В.П. Алферьев считают, что "Целью логистики, как в целом, так и физического распределения и управления материалами является максимально возможное снижение уровня издержек, связанных с перевозками, хранением товаров и осуществлением других логистических функций, что служит важным фактором общего снижения цен на реализуемую продукцию и повышения ее конкурентоспособности на рынке". Близким по смыслу можно считать утверждение Жерара Шевалье и Тьерри Вань, что "Логистика имеет целью предоставление "внутренним" и "внешним" клиентам возможности получить в срок продукцию в заказанных единицах, оптимизируя качество обслуживания и стоимость самой услуги.

Минимизация и/или оптимизация логистических издержек не может быть самоцелью логистики, так как в пределе она предполагает нулевые затраты при полной деградации хозяйственной системы. В то же время предложенная нами абстрактная целевая функция логистики в виде минимизации - совокупных затрат при максимуме полезного эффекта функционирования хозяйственной системы нуждается в конкретизации. Минимизация логистических издержек считается экономически оправданной, если достигнут определенный уровень оптимизации и рационализации экономических потоков.

Исходя из этого, теоретико-прикладная модель целевой функции логистики может быть представлена так:

где - логистические издержки, возникающие в сферах производства (i = 1. n), обмена (j = 1. m) и потребления (k = 1. с);

Эопт - оптимизация экономических потоков;

Эрац - рационализация экономических потоков.

На значения Эопт и Эрац должны быть наложены следующие ограничения:

1) Эопт = f (Тсв, Qпл, Ккм),

где Тсв - своевременность;

Qпл - полнота;

Ккм - комплектность удовлетворения нужд и потребностей в ресурсах, циркулирующих в экономических потоках;

2) Эрац f (Пкч, Соц, Лср),

где Пкч - потребительские качества;

Соц - стоимостные оценки;

Лср - логистические услуги (логистический сервис) в экономических потоках не ниже установленных стандартов обслуживания.

Задачи логистики чаще всего понимаются утилитарно, применительно к конкретной хозяйственной системе. К примеру, С.А. Уваров формулирует общую задачу логистики следующим образом: "… реализация конкретных преимуществ фирмы путем ее максимальной и оперативной адаптации к изменяющейся рыночной конъюнктуре посредством создания комплексной интегрированной системы регулирования и контроля материальных трудовых, финансовых и информационных потоков, обеспечивающих максимально достижимое качество поставок продукции". К частным задачам логистики он относит:

обеспечение адекватности, взаимного соответствия овеществленных (материальных, трудовых) и информационных потоков;

оптимизацию стратегии и технологии физического перемещения ресурсов и товаров;

стандартизацию форм полуфабрикатов и упаковки;

определение необходимых объемов ресурсов на стадиях заготовок, производства, складирования и транспортировки;

оптимизацию производственных запасов;

максимально возможное сокращение времени хранения и транспортиров грузов.

На макроуровне задачи логистики значительно шире. В частности в сфере товарного обмена они формулируются Д.Д. Костоглодовым следующим образом:

экономико-организационное и правовое регулирование товарного рынка;

формирование хозяйственных связей, как на региональном, так и народнохозяйственном уровне;

организация продвижения продукции от производителя к потребителю (по прямым каналам или через места складирования);

формирование и регулирование материальных запасов;

организация и развитие складского хозяйства материальной базы логистики.

По нашему мнению, задачи логистики не должны подменять собой функции и/или процессы. Они, как правило, являются детализацией (конкретизацией) целей, т.е. как бы определяют способы достижения поставленной цели. Абстрагируясь от конкретных хозяйственных систем и исходя из сформулированной нами цели логистики, мы так видим ее основные задачи:

удовлетворение потребностей в материальных ресурсах, товарах и услугах в нужное время, в нужном месте, в нужном объеме, ассортименте и качестве;

минимизация логистических издержек при максимуме полезного эффекта функционирования хозяйственной системы;

оптимизация экономических потоков в логистических целях и системах;

рационализация экономических потоков в логистических цепях и системах;

экономия материальных ресурсов и в целом ресурсосбережение в экономических потоках;

экологическая и социально-этическая ориентация логистики.

Перечисленные задачи конкретизируются: с учетом масштабов хозяйственной системы, ее целей и задач; в соответствии с характером логистических проблем и уровнем логистизации системы и т.д. и т.п. При этом необходимо руководствоваться рядом правил, которые можно определить как принципы логистики. В теории и практике логистики чаще используются общие принципы создания и функционирования больших социально-экономических систем: системность, комплексность, научность, конкретность, конструктивность, вариантность, надежность, интегративность, эффективность, гибкость, целостность, превентивность и др.

Довольно оригинальную точку зрения на этой счет В.И. Сергеев, который, опираясь на труды зарубежных ученых и специалистов, предлагает следующую типологию принципов логистики:

тотальных затрат;

глобальной оптимизации,

логистической координации и интеграции;

моделирования и информационно-компьютерной поддержки;

разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента;

всеобщего управления качеством;

гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах;

устойчивости и адаптивности.

Рассматривая принципы как основополагающие правила логистики, мы их сформулируем следующим образом:

1. Сопряжение экономических интересов участников логистических цепей и систем. Там, где нет сопряжения экономических интересов субъектов экономических потоков, там нет логистики, а превалируют традиционные формы организации экономических потоков с неизбежными потерями и высокими рисками.

2. Организационно-технологическая интеграция звеньев логистических цепей на базе единых технологий экономических потоков. Даже самый высокий энтузиазм во взаимодействии участников экономических потоков не в состоянии компенсировать потери технологической несопряженности звеньев логистических цепей.

3. Социально-экономическая кооперация логистических звеньев и цепей с целью извлечения синергетического эффекта объединения логистических усилий. Логистика предполагает превышение общесистемного эффекта над суммарным эффектом участников логистических звеньев и систем,

4. Административно-правовая субординация участников логистических цепей и систем. Отсутствие подобной субординации затрудняет трансформацию субоптимизации в общесистемную оптимизацию, что на практике представляет собой трансформацию традиционных хозяйственных систем в логистические.

Таким образом, резюмируя изложенное, основные принципы логистики можно определить как: сопряжение, интеграция, кооперация и субординация. Они должны быть дополнены принципами маркетинга, менеджмента и других научно-прикладных дисциплин, которые синтезирует теория и практика логистики. Кроме того, научно-методическую базу логистики составляют: теория вероятностей, математическая статистика, функционально-стоимостный анализ, линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания, теория управления запасами, методы имитационного моделирования и сетевого планирования, экономическая кибернетика, исследование операций, системотехника и многое другое.

Все это создает условия для постоянного обогащения инструментария логистики и расширения сфер ее применения. Последнее обстоятельство существенно затрудняет формулировку функций логистики, что особенно заметно по публикациям соотечественников. Так, ученые СПбГУЭФ считают, что логистика в сфере обращения выполняет системообразующую, компенсирующую, интегрирующую и регулирующую функции. Авторы учебного пособия "Логистика", изданного под редакцией Б.А. Аникина, различают в логистике два вида функций: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. К функциям логистической координации они относят: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других участников этих рынков; обработку данных, касающихся заказов и потребностей клиентов.

Нередко происходит подмена понятий "логистическая функция" и "логистическая операция", когда к функциям логистики относят материально-техническое обеспечение производства, хранение и складскую переработку грузов, сбыт готовой продукции и т.п. Все-таки, центральная идея логистики - это управление экономическими потоками в хозяйственных системах. Значит, и функции логистики должны быть связаны с нею, что позволяет нам говорить об общих и специальных функциях.

К общим функциям логистики мы относим те, которые отражают содержание процесса управления хозяйственными системами вообще в приложении к специфическому объекту - экономическим потокам. Традиционно они включают: планирование, организацию, регулирование, учет, контроль, анализ, стимулирование. Специфические функции логистики производны от специфики процесса оптимизации и рационализации экономических потоков и, по нашему мнению, могут быть определены так:

организация формирования экономических потоков в хозяйственных системах;

обеспечение нормального функционирования экономических потоков;

оптимизация и рационализация экономических потоков;

проектирование и модернизация логистических операций, звеньев, цепей и систем;

достижение организационно-технологического и социально-экономического сопряжения логистических процессов и экономических интересов.

Далее логистические функции могут быть детализированы по видам экономических потоков, по составу логистических звеньев, по типам логистических цепей и систем, по характеру логистических операций и т.д. Так, исследуя сквозную логистическую цепь материального потока, правомерно говорить об управлении: закупками материально-технических ресурсов; погрузочно-разгрузочными и транспортно-складскими работами; запасами; сбытом готовой продукции и т.д.

Список использованной литературы

1. Е.В. Леонтьева Материальная ответственность - М.: Информационно - издательский дом "Филинъ", 1997.

2. Сивохина Н.П., Родионов В.Б., Горбунов Н.М. Логистика: Учеб. пособие. - М.: ООО "Издательство АСТ", ЗАО "РИК Русанова", 2000.

3. Логистика: Учебник/ Под ред. Б.А. Аникина: 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2000.

4. Волгин В.В. Склад. Организация и управление: Практическое пособие. - 4-е издание, перераб. и дополн. - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002.

5. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и Ко, 2004.

6. Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. - СПб: Питер, 2001.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011