БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Государственная поддержка малых предприятий как фактор повышения их роли в экономике Иркутской области

Государственная поддержка малых предприятий как фактор повышения их роли в экономике Иркутской области

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Иркутск, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

1.1 Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства

1.2 Тенденции развития малого предпринимательства в развитых странах

1.3 Современное состояние и государственная поддержка малых предприятий в РФ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ЕГО ПОДДЕРЖКЕ

2.1 Роль малого бизнеса в экономике Иркутской области

2.2 Региональная политика в области поддержки малого предпринимательства

2.3 Анализ деятельности ООО "Наяда" как субъекта малого предпринимательства

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ

3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса

3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа

3.3 Рекомендации по стимулированию участия МП в государственных заказах и повышения их конкурентоспособности

3.4 Расчет экономической эффективности при размещении областного государственного заказа на малом предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Малое предпринимательство является существенной составляющей цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемым элементом присущего ему конкурентного механизма.

Предпринимательский характер малого бизнеса придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал. Малое предпринимательство служит также серьезным фактором структурной перестройки, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

В условиях современного российского общества энергичное развитие сектора малого предпринимательства может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических и социальных процессов на объективно определенное участие в функционировании рыночного механизма.

В настоящее время почти треть трудоспособного населения России в той или иной мере связано с малым предпринимательством. В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выживания в российских условиях.

Таким образом, малый бизнес превращается в значительное социально-экономическое и политическое явление, оказывающее многообразное и возрастающее воздействие на все стороны жизни российского общества.

В развитие малого предпринимательства существует ряд проблем начиная с регистрации деятельности и заканчивая отсутствием эффективной системы защиты прав, решение данных проблем обуславливает необходимость государственной поддержки.

Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Иркутской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.

Для достижения указанной цели в дипломной работе ставятся следующие задачи:

· определить особенности функционирования малых предприятий в российской экономике и результаты их влияния на уровень экономического развития страны;

· провести анализ уровня развития малого предпринимательства в Иркутской области;

· рассмотреть региональную политику в области развития и поддержки малого предпринимательства и показать ее влияние на усиление позиций малого бизнеса в экономике Иркутской области;

· провести анализ финансово экономической деятельности субъекта малого предпринимательства на примере ООО "Наяда" и выявить факторы, препятствующие развитию данной организации;

· на основе прогнозной оценки дальнейшего влияния малого бизнеса на развитие экономики области доказать необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого предпринимательства на уровне региона;

· Рассчитать экономическую эффективность размещения государственного заказа на малом предприятии.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

1.1 Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства

Малые предприятия представляют собой вполне самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества в условиях развитого рыночного хозяйства. Они обладают своими специфическими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, присущими только им внутренними закономерностями развития. Функционирование главным образом на конкретном локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, непосредственная связь с потребителем, потребность в относительно небольшом стартовом капитале - эти характеристики малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость и живучесть этих предприятий в качестве структурного элемента экономики. Однако при определенных условиях такие характеристики приобретают негативную значимость, тормозят развитие конкретного предприятия, ставят под угрозу его существование.

Гибкость малого предприятия, его мобильность позволяют быстро приспособиться к изменениям внешней среды, однако оно оказывается особенно сильно уязвимым для колебаний конъюнктуры рынка, изменений локальных условий функционирования, динамики общих социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможности для привлечения дополнительных ресурсов при необходимых ситуациях. Ограниченный масштаб производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако, характерное для малых предприятий совмещение функций собственника и менеджера, установление личных связей с работниками предприятия снижают управленческие издержки, но могут привести к нарушению норм трудового законодательства.

Высокая приспособляемость малого бизнеса и массовый охват практически всех сфер производства внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности социального и политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что условия их жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке вынуждает их в повседневной деятельности к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов.

Владельцы малых предприятий наиболее непосредственным образом приближены к своей собственности и чаще всего прямо участвуют в ее предпринимательском использовании.

Жесткие условия функционирования малых предприятий в сочетании со столь тесным контактом владельцев со своей собственностью предъявляют высокие, притом весьма специфические требования к личным качествам малого предпринимателя, без соответствия которым деятельность предприятия не может быть успешной. Именно в малом предпринимательстве вырастают настоящие закаленные и опытные лидеры, способные добиться больших успехов. Не случайно хрестоматийными примерами явились истории становления и развития крупнейших и наиболее агрессивных в технологической сфере корпораций - "Форд", "Сони", "Майкрософт".

Характерной особенностью малого предприятий является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как "коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

· в промышленности - 100 человек;

· в строительстве - 100 человек;

· на транспорте - 100 человек;

· в сельском хозяйстве - 60 человек;

· в научно-технической сфере - 60 человек;

· в оптовой торговле - 50 человек;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

· в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица".

К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие социально-экономические факторы:

- кризис административно-командной системы хозяйствования;

- дефицит товаров, работ и услуг;

- чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;

- замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;

- легализацию (признание законом) предпринимательской деятельности; признание иных форм собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;

- сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.

Экономическая деятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений.

Субъекты малого предпринимательства как участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем.

Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур. Реализуя свой экономический интерес, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать:

· оценка экономической ситуации;

· выбор оптимального варианта достижения положительного результата;

· выбор сил и средств;

· принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.

Помимо экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы в малом предпринимательстве - непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:

· в силу неисполнения обязательств по договорам;

· вытекающая из причинения вреда;

· в связи с нарушением действующего законодательства.

Гражданским законодательством предусматривается несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, которые по своим экономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступной формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия (фирмы).

Иные формы предпринимательской деятельности предполагают участие в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим, в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает.

Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2).

Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы не может эффективно функционировать без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр. Исходя из этого, требуется создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определенной степени устранить его недостатки.

Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:

- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;

- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;

- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;

- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

1.2 Тенденции развития малого предпринимательства в развитых странах

Малый и средний бизнес является важной частью экономической деятельности, осуществляемой в масштабах страны, региона, муниципального образования, а также существенным фактором, влияющим на их социально-экономическое состояние и перспективы развития, поскольку обеспечивает значительную часть регионального и местного валового продукта, наполняет их бюджеты, создает рабочие места. Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых, на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% валового национального продукта, они предоставляют 60-70% рабочих мест. Кроме того, они создают порядка 50% объектов интеллектуальной собственности.

Зарубежный опыт позволяет по-новому взглянуть на развитие малого предпринимательства, использовать позитивные аспекты этого опыта.

Существующая статистика красноречиво свидетельствует о роли малых предприятий в странах Запада. Необходимо отметить, что при теоретическом анализе зарубежные специалисты обычно увязывают сферу малого бизнеса со сферой среднего бизнеса, поскольку основы их формирования, развития имеют значительное сходство. Обычно практикуется выделение "микрофирм" (до 10-15 занятых), малых предприятий (15-100 занятых) и средних предприятий (100-300 занятых). В российской экономике средний бизнес является достаточно массовым и представительным, однако в отличие от других стран он вообще не составляет объекта отдельного изучения и анализа.

В конце 90-х годов во всех индустриально развитых странах на сектор малого предпринимательства приходилось подавляющее число предприятий. Так, в США, Японии, и Франции к ним относилось 99,9 % всех предприятий страны [20].

Согласно данным Ассоциации малого бизнеса, в США насчитывается 13 млн. небольших фирм, в Великобритании - 2,37 млн. в Японии - 6,5млн. В США, Великобритании и Франции мелкие и мельчайшие предприятия составляют более половины, а в Японии 77% общего числа промышленных предприятий (табл. 1.1). Показатель ежегодного прироста мелких фирм в ведущих индустриальных странах за последние десятилетия составил: в Великобритании - 1,1%, Франции - 1,5%, в ФРГ - 3% и в США - 8%.

Таблица 1.1 Доля мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий индустриально развитых стран Запада, %

Страна

Мельчайшие предприятия (от 1 до 9 чел)

Мелкие предприятия

(от 19 до 50 чел.)

США

26

28

Великобритания

26

23

Франция

32

28

Япония

49

28

Количественное увеличение числа небольших компаний в промышленности предопределено, главным образом, углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства, отказом от крупномасштабного массового производства в пользу мелкосерийного, индивидуально выпуска товаров. Специализированное производство оказывается зачастую не только рентабельным, но и высоко прибыльным.

Конец 80-х годов прошлого века в США был отмечен строительством множества небольших узкоспециализированных предприятий, оснащенных высокопроизводительным оборудованием, преимущественно которых перед крупными заводами состояло в том, что их техническое перевооружение в случае необходимости представлялось менее капиталоемким. Подобная индустрия была создана также в Италии, ФРГ, и Японии[14].

Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий является сложившаяся система, т.е. комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений.

Развитая система субподряда, с одной стороны, позволяет монополиям не затрачивать дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения объемов на субподрядчиков. Крайне важно и то, что хозяйственная монополия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом. Субконтрактные отношения Японии занимают большое место в таких отраслях промышленности, как транспортное и точное машиностроение, производство электротехнических изделий. Например, в транспортном машиностроении степень зависимости от разных заказчиков составляет 73,7%, в производстве электротехнических изделий - 60%, точном машиностроении - 53,3%, общем машиностроении - 47,7% ,производстве одежды и других стильных изделий - 45,1 и цветной металлургии - 43,6% [20].

В Италии более 50% субподрядных предприятий приходится на текстильную и металлургическую отрасли.

В машиностроительной промышленности Германии на долю субпоставщиков приходится почти 30% стоимости продукции около 30% стоимости рабочей силы.

В настоящее время доля фирм-субпоставщиков в стоимости готовых изделий обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран колеблется от 25 до 30%, а при производстве электротехники, дорожного оборудования, самолетов и ряда других товаров она достигает 50-70%. Различные показатели эффективности производства у мелких фирм далеко не одинаковы. Так, по норме прибыли на капитал мелкие фирмы опережают крупные компании. Напротив, по объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого работника мелкие компании значительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами, и трудовые издержки у них низкие. Последнее объясняется тем, что в мелких фирмах относительно слабые профсоюзные организации. Во-вторых, стоимость капитала для мелких фирм больше, чем для крупных, так как они платят более высокие проценты по кредитам.

Помимо экономических, малое предпринимательство выполняет и другие функции. Важная социальная функция мелкого предпринимательства в индустриально развитых странах связана с его способностью в больших масштабах, поглощать незанятую рабочую силу, высвобождаемую на крупных предприятиях, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы и экономических кризисов. За счет малого бизнеса создается 2/3 новых рабочих мест в Германии, Великобритании, Италии, Японии и США.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50% ВВП и обеспечивают 66% занятости [18]. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70% всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4%.

В пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают влияние региональные особенности развития экономики. Так, например, в Италии действуют три различные региональные экономические модели.

Первая сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являются такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность - финансовую и технологические сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.

Второй экономический регион Италии - Северо-восточный и Центральный районы, включая области Тоскана (Флоренция), Эмилия-Романья и Венето. В этом регионе малые и средние предприятия развивались достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка, одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.

Третья экономическая модель сложилась на Юге Италии - на территории от Неаполя до Сицилии, где традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность в значительной степени сохраняются и поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию малого бизнеса.

Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества. Как свидетельствует опыт той же Италии, малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому надежды на возможность построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия недостаточны.

Одна из причин успешного функционирования малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В этих странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, в первую очередь в сфере производства, причем крупные предприятия не подавляют мелкий бизнес, а организуют взаимодополняющее сотрудничество, особенно путем специализации, а также в интересах реализации инновационных процессов. В США девять из каждых десяти инновационных технологических идей впервые появляются в малых фирмах.[18]

Крупное производство ориентировано в первую очередь на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартных изделий. Малые предприятия успешно функционируют в небольших рыночных сегментах. Если крупные фирмы способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах производства, то малые предприятия придаю хозяйству гибкость, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Особая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении целостности и структурной завершенности их национальных экономик. Дело в том, что общество заинтересовано в полном удовлетворении своих потребностей, тогда как сверхприбыльные или узкоспециализированные производства сосредотачиваются, как правило, в крупном бизнесе и удовлетворяют только отдельный спектр рыночных потребностей в силу ограничений по рентабельности производства.

В этих случаях проблема решается малым и средним бизнесом, для которых экономически выгодно работать в секторах, нерентабельных для крупных предприятий. При этом в своей деятельности малые и средние предприятия вынуждены максимально учитывать особенности местных рынков, приспосабливаться к платежеспособности и потребительскому поведению различных слоев населения.

Другая роль малого и среднего бизнеса в развитых странах заключается в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик. Это связано с тем, что крупные современные интегрированные компании имеют, в большинстве случаев, межотраслевой характер и производят, как правило, сложную и трудоемкую продукцию. В ряде случаев для снижения себестоимости конечной продукции выгодно размещать заказы на малых и средних предприятиях, способных производить полуфабрикаты и комплектующие изделия или осуществлять сборку отдельных составных частей.

Велика роль малого и среднего бизнеса в формировании здоровой конкурентной среды в стране, регионах и муниципальных образованиях. Это обусловлено тем, что основная цель малого и среднего предприятия заключается в выживании в условиях конкуренции со стороны высокотехнически оснащенных крупных предприятий, задача же органов власти всех уровней состоит в определении условий и критериев целесообразности такого выживания. Как раз в этом смысле развитие малого и среднего бизнеса и является непременным условием формирования здоровой конкуренции.

Кроме того, представители малого и среднего бизнеса составляют средний класс, который определяет уровень социально-экономической и политической стабильности развитых в экономическом отношении стран.

К наиболее общим причинам, стимулирующих интенсивное развитие малого и среднего бизнеса в большинстве развитых стран мира, относятся следующие.

1) Крупные организационно-технологические изменения, в силу которых меняется соотношение между выгодностью крупномасштабного и мелкого производства. Диверсификация и модернизация крупного частного производства, процессы конверсии и разгосударствления, изменения в отраслевой структуре и структуре занятости населения создают предпосылки для роста малого и среднего бизнеса на длительную перспективу.

2) Развитие транснациональных рынков, коммуникационных и транспортных систем, которое приводит к усилению конкуренции, изменениям международной схемы разделения труда. Эти обстоятельства приводят к усложнению местных рынков, заставляют предпринимателей искать, разрабатывать и использовать новые ресурсы, открывать и занимать дополнительные рыночные ниши.

В этой ситуации малые и средние предприятия, тесно "привязанные" к региональным и местным рынкам, благодаря гибкости малых организационных форм быстро занимают свободные ниши на рынке и добиваются успеха там, где неэффективны крупные предприятия и корпорации.

3) Усиление конкуренции между предприятиями, что проявляет в полную силу достоинства малого бизнеса и, в первую очередь, способность приспосабливаться к специфической клиентуре и сложившимся стандартам качества. Предпринимательская активность позволяет малым и средним предприятиям быстро и эффективно удовлетворять специализированный спрос, который все чаще определяется не только качеством и ценой, но и новизной, современным дизайном изделия или "удобством" услуги.

4) Тенденция к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства. Это подтверждается тем, что особое место в структуре современного малого и среднего бизнеса занимает инновационное предпринимательство, рост которого наблюдается во всех развитых странах мира. Склонность к нововведениям и способность их осуществлять рассматриваются как необходимый признак жизнеспособного общества, развивающегося предприятия. С угасанием такой способности возрастает вероятность кризиса с последующим преобразованием или исчезновением системы или организации.

5) Тенденция к усилению стремления людей к реализации себя как личности и наслаждению работой. Согласно исследованию, проведенных Берчем в США, показали, что примиренчество с бюрократией, которое было главной чертой жизни людей в конце ХХ века, заканчивается. Все большее число людей осознает, что только свое "Дело" способно по-настоящему включить их в полноценную жизнь общества, с перспективой добиться лучших условий не только для себя, но и для общества и страны в целом. Это подтверждается тем, что более 37% занятого мужского населения и примерно 50% работающих женщин хотят или намереваются основать собственный бизнес.

Данные тенденции должны учитываться при выборе приоритетов в деятельности по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях.

1.3 Современное состояние и государственная поддержка малых предприятий в РФ

Для России роль малого бизнеса как источника развития предпринимательства и создания конкурентной среды имеет огромное значение. Без бурного роста этих форм предпринимательства невозможно масштабное развитие инновационного бизнеса. В России в настоящее время на 1000 человек приходится около 5 малых предприятий, в то время как в ЕС - не менее 30. К уровню Западной Европы приближаются только Москва и Санкт-Петербург, в которых на 1000 жителей приходится 20 и 15 малых предприятий соответственно.

Следует отметить, что формальные предпосылки для развития малого предпринимательства в России были созданы к концу 90-х гг.: приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малого бизнеса, сформирована определенная инфраструктура его обеспечения, образованы многочисленные ассоциации и общественные объединения предпринимателей.

В настоящее время в Российской Федерации созданы необходимые предпосылки для ускоренного развития малого предпринимательства:

1) традиционно высокий уровень предпринимательских способностей россиян;

2) конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

3) законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;

4) наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;

5) достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

Однако все еще велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьезными препятствиями для осуществления эффективного курса на развитие малого и среднего предпринимательства. Среди основных причин отмечены избыточные административные барьеры, недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства и недостаточный уровень предпринимательской культуры.

При этом отметим, что в последние годы ситуация в малом бизнесе в России несколько улучшилась (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Динамика роста количества зарегистрированных малых предприятий в РФ, тыс. единиц

С 1999 г. наблюдается снижение числа малых предприятий. В результате на начало 2005 г. в РФ малых предприятий было меньше, чем в 1998 г. (в 1997 г. их было 861,1 тыс., в 2005 - 843 тыс.). Количество малых предприятий в России по состоянию на 01.10.2007 г. составляло 952,5 тыс. против 892 тыс. на 01.10.2006 г., рост за рассматриваемый год составил 6,8%. На 1 октября 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1031,5 тыс., что на 4,8% выше, чем по состоянию на 01.10.2008 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей достигло 718,9 ед., увеличившись по сравнению с 01.10.2008 г. на 33,1 ед.

В двух федеральных округах - Северо-Западном и Южном зафиксировано снижение числа зарегистрированных малых предприятий. Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Дальневосточном ФО, заметное увеличение произошло также в Уральском ФО (табл. 1.2).

Число малых предприятий в торговле и общественном питании, на которые приходится 46,3% от их общего количества, увеличилось с 417,6 тыс. до 441 тыс. В промышленности число малых предприятий увеличилось со 119 тыс. до 128 тыс., в строительстве - со 116,9 тыс. до 121,1 тыс., в сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка - с 39,4 тыс. до 44,3 тыс., на транспорте - с 21,8 тыс. до 26,3 тыс.; в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - с 19,9 тыс. до 22,3 тыс., в сельском хозяйстве - с 17,7 тыс. до 19,3 тыс. [31].

Таблица 1.2 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на конец 2009 г.

Федеральные

округа

Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Прирост/сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за период 01.10.2008-1.10.2009

РФ

718,9

33,1

Центральный

935,7

37,8

Северо-Западный

1 179,1

-8,0

Южный

489,0

-14,9

Приволжский

564,3

41,4

Уральский

618,1

78,2

Сибирский

561,8

37,4

Дальневосточный

673,4

94,0

В то же время в оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения число малых предприятий за год сократилось с 27,5 тыс. до 25,7 тыс., в науке и научном обслуживании - с 22,2 тыс. до 20,7 тыс.

Общая численность занятых на малых предприятиях в январе-сентябре 2009 года составляла 8 млн. 525,9 тыс., что на 4,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Малые предприятия за 9 месяцев 2009 г. произвели продукции, работ и услуг в действующих ценах по всем видам деятельности на сумму 1 трлн. 637 млрд. руб. против 1 трлн. 207,1 млрд. руб. в январе-сентябре 2008 г. Выручка от реализации продукции составила 6 трлн. 260,7 млрд. руб., инвестиции в основной капитал - 62,2 млрд. руб.[18].

По прогнозу Минэкономразвития РФ, к 2008 году число малых предприятий в России увеличится более чем на треть (34,7%) и достигнет 1,2 млн. Развитие малого бизнеса в МЭРТ связывают с реализацией механизмов государственной поддержки (бизнес-инкубаторы, микрокредитование, поддержка экспорта), а также снижением затрат малого предпринимательства на преодоление административных барьеров с 10% до 3% от выручки.

Проводимая на территории РФ с 2006 года административная реформа направленная на оптимизацию административно-управленческих процессов и повышение эффективности государственного управления способствует снижению уровня административных барьеров.

В регионах с низким уровнем социально-экономического развития реализация мер государственной поддержки будет иметь, наряду с экономической, и социальную значимость, являясь эффективным механизмом снижения безработицы.

По-прежнему, очень низкой остается доля малых предприятий в ВВП. Если в большинстве стран Запада этот показатель превышает 50%, а в некоторых доходит и до 70%, то в России малым бизнесом создается всего 10-12% ВВП. Проблема обеспечения малого бизнеса финансами решалась до сегодняшнего дня очень медленно. Хотя за последние три года объемы кредитования в целом по стране увеличились в 2 раза, этот рост пришелся в основном на долю устойчивых предприятий, которые взаимодействуют с банковским сектором и имеют кредитную историю. А малым предприятиям, особенно вновь создающимся, получить заем по-прежнему очень сложно. По оценкам экспертов, потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется на 20-30% [13]. Банкам невыгодно работать с малыми заемщиками: очень велика доля накладных расходов при оформлении микрокредитов, высоки риски, отсутствуют залоги.

Сложившаяся в 90-е годы отраслевая структура малого предпринимательства в последний период существенно не изменилась. Доля отдельных видов отраслей наглядно показана на рисунке 1.2.

Так, основными видами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание (47%). На втором месте - промышленность и строительство. Доля малых предприятий этих отраслей составляет 13,7 и 12,8% соответственно [15]. В российской промышленности малые предприятия представлены в основном в машиностроении и металлообработке (32,7% всех малых предприятий промышленного сектора), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%).

Рис.1.2 Доля малых предприятий по отраслям экономики

Общий объем продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями, составил в 2009 г. 2 трлн. 273,9 млрд. руб., что (без поправки на инфляцию) превысило показатель 2008г. на 35%. В 2006 г. рост производства продукции и услуг малыми предприятиями в текущих ценах составлял 45%, в 2005 г. - 36%, в 2004 г. - 39%. В целом за 1999-2008 гг. (по сравнению с 1998 г.) объем производства малых предприятий вырос в 8,7 раза. С поправкой на индекс-дефлятор ВВП (который является наиболее точной характеристикой инфляции в целом по экономике) рост производства продукции и услуг малых предприятий составил в 2009 г. 13,9% и замедлился по сравнению с 2008г., когда он составлял 27,5%. Темпы роста производства в малом бизнесе в прошлом году оказались самыми низкими за последние 4 года. Тем не менее, в целом за 1999-2007 гг. производство продукции и услуг малыми предприятиями России за вычетом инфляции удвоилось. Абсолютные объемы производства в малом бизнесе практически не сказываются на общей величине выпуска продукции в стране.

Капиталовложения в малый бизнес достаточно низки. Доля малых организаций в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составила в 2004 г. 2,7% (5,4% в 1997 г.). Этим объясняется тот факт, что малыми предприятиями используется немногим более 3% основных фондов промышленности. Инвестиции в основной капитал на одного работника в малом бизнесе более чем втрое ниже соответствующего показателя по стране в целом. Причем ситуация здесь ухудшается год от года.

По итогам января-сентября 2009 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 6,3% и составила 8 480 тыс. чел. Динамика среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в РФ представлена на рисунке 1.3.

Рис. 1.3 Динамика среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в РФ

В январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. малые предприятия обеспечили на 499,1 тыс. больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 17,6%, повысившись на 1,0 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях произошел в Приволжском и Сибирском федеральных округах - на 10,8% и 10,6% соответственно.

Тем не менее, статистика показывает, что удельный вес прибыльных малых предприятий в общем числе малых предприятий в 2004 г. был выше, чем по крупным и средним предприятиям (66,1% и 62,1% соответственно), причем данный показатель за рассматриваемый период неуклонно возрастал. Коэффициент текущей ликвидности с 1998 г. также увеличивался со средним темпом роста 103%, а это лишний раз свидетельствует о том, что в малом бизнесе неэффективные предприятия не выживают. Однако отметим, что рентабельность малых предприятий за рассматриваемый период была ниже, чем по крупным и средним предприятиям, и данный разрыв из года в год увеличивается. Так, если в 1999 г. рентабельность малых предприятий составляла 3,9% при 6,3% по крупным и средним предприятиям, то в 2006 г. значения данных показателей составляли уже 2,6% и 14,4% соответственно.

В настоящее время деятельность малого предпринимательства регулируется следующим законодательством:

§ Конституция РФ. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

§ Гражданский Кодекс РФ. Устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и т.д.

§ Федеральный закон от 8 августа 2004г № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направленный на введение принципа "одного окна", создание единой системы регистрирующих органов, действующих по общим правилам на территории РФ, упрощение процедуры регистрации, её сроков и издержек, формирование единого реестра юридических лиц.

§ Федеральный закон от 8 августа 2004г № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля". В Законе сформулированы основные принципы защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля.

§ Федеральный закон от 8 августа 2004г № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Основными целями закона стали количественное сокращение лицензируемых видов деятельности, введение единого порядка лицензирования на всей территории РФ и закрепления функций по лицензированию за конкретными лицензирующими органа.

§ Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Направлен на решение проблем комплексной поддержке малого бизнеса.

Правовая база регулирования и поддержки малого предпринимательства не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами. Особое место в механизме малого предпринимательства занимает налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Большую роль в поддержке и развитии малого предпринимательства имеет законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей инфраструктуры. Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, на наш взгляд, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран. Таким образом, малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Становление и развитие различных форм предпринимательства во многом следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества.

В условиях России, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ЕГО ПОДДЕРЖКЕ

2.1 Роль малого бизнеса в экономике Иркутской области

По состоянию на 1 января 2009 года в Иркутской области действовало 10440 малых предприятий и более 130 тысяч индивидуальных предпринимателей. За последние 5 лет наблюдается постоянный рост числа субъектов малого предпринимательства (рис. 2.1). В расчете на 1000 человек населения области приходится 4,1 малых предприятий против 3,6 в 2008 году. По сравнению с 2008 годом наблюдается рост малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на 13,8 и 16% соответственно.

Рис. 2.1 Динамика роста количества малых предприятий в Иркутской области за период 2005-2009 гг.

На малых предприятиях работало на постоянной основе 78,6 тыс. человек. В области зарегистрировано 51,4 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве составило 130 тыс. человек или 17,2% от общего количества занятых в экономике области.

В 2009 году объем выпуска продукции, работ, услуг составлял 31 млрд. рублей, темп роста составил 137% (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Основные показатели развития малого предпринимательства в Иркутской области в 2008-2009 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

Количество малых предприятий, ед.

9175

10440

Количество работающих на малых предприятиях, чел.

81789

78562

Количество предпринимателей без образования юридического лица, чел.

44380

51452

Всего занято в малом бизнесе, чел.

126169

130014

Доля занятых в малых предприятиях в общем количестве занятых в экономике области, %

16,5

17,2

Объем выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, млн. руб.

22790,3

31000

Доля малого предпринимательства в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг, %

9,01

10,6

Среднемесячная заработная плата, руб.

4011

5480

Темп роста заработной платы, %

113

137

В малом бизнесе г. Иркутска занято 24,3 % от общей численности экономически активного населения города (каждый четвертый работающий в городе), или 10,3% от всего населения г. Иркутска.

По сравнению с 2008 годом численность занятых в малом бизнесе области в 2009 году увеличилась на 8,6 тысяч человек, или на 24,4%. Важным показателем для оценки ситуации в малом бизнесе является численность занятых на малых предприятиях. Малые предприятия характеризуются небольшой численностью работников - в среднем 6 человек на одном малом предприятии. Из числа малых предприятий наиболее крупными по численности работающих на них в 2009 году стали предприятия обрабатывающего производства (на одно предприятие приходится 10 человек) и строительства (8 человек).





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011