Государственная политика занятости в Республике Беларусь
Государственная политика занятости в Республике Беларусь
36 КУРСОВАЯ РАБОТА "Государственная политика занятости в Республике Беларусь" Введение Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы. Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы. Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач: - определить сущность понятия занятости; - рассмотреть важнейшие показатели занятости; - выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населения в РБ; - исследовать роль государства на рынке труда; - проанализировать содержание Государственных программ занятости в РБ на 2006, 2007, 2008, 2009-2010 гг.; Методологической и теоретической основой исследования послужили: работы белорусских и зарубежных авторов, периодические издания, статистические сборники Республики Беларусь, Государственные программы занятости на 2006, 2007, 2008 и 2009-2010 годы. Работа включает три главы, 6 приложений и 21 источник. 1. Занятость как экономическое явление 1.1 Понятие занятости и факторы ее определяющие Занятость - важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости - важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу[21]. Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан [9, с 5-6]. В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Полная занятость - это такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Эффективная же занятость - это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [5, с 8]. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью - скрытая безработица. Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды: а) сезонная занятость - занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня; б) поденная занятость, связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда; в) периодическая занятость - чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года; г) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ; д) занятость по вызову - нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств; е) самозанятость - занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда [5, с 11]. Экономические факторы занятости связаны с особенностями размещения и развития производительных сил. В их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др. Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности населения в удовлетворении желания трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения. Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства прямо отражается на характере занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности. Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, - это система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике. Социальные факторы занятости связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень развития сферы обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др. Общемировые факторы занятости связаны с особенностями способа производства материальных благ. В их составе выделяют такие взаимосвязанные факторы, как форма собственности на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей силы и др. [1, с 13-15]. 1.2 Показатели занятости Выделяют различные показатели занятости, которые характеризуют состояние трудовых ресурсов в стране и с помощью которых анализируется и прогнозируется занятость. К таким показателям можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активное население, занятое население, численность принятых на работу, численность уволенных, безработные. В общей численности населения можно выделить две крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы [приложение А]. В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по инвалидности 1 и 2 группы, за выслугу лет, по возрасту в связи с особыми условиями труда и на льготных основаниях), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста. Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров. К экономически активному населению относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите. К населению, занятому в экономике, относятся лица, работающие в организациях; индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму; лица, занятые в личном подсобном хозяйстве. В РБ в 2007 г. в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной [4, с 104]. Данные о численности трудовых ресурсов, экономически активного населения и численности населения, занятого в экономике, формируются один раз в год при расчёте баланса трудовых ресурсов и приводятся в среднегодовом исчислении. [приложение Б] В численность принятых включаются лица, зачисленные в отчётном периоде в организацию приказом нанимателя о приеме на работу. В численность уволенных включаются все работники, оставившие работу в организации независимо от оснований прекращения трудового договора, уход или перевод которых оформлен приказом. К безработным, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите, относятся трудоспособные граждане, постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органу по труду, занятости и социальной защите по их постоянному месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней [12, с 76]. Таким образом, занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. А показатели занятости населения являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны. 2. Государственное регулирование рынка труда 2.1 Роль государства на рынке труда Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (с собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения. [5, с 45] Система государственного регулирования на макроуровне включает в себя взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования. Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными органами и органами самоуправления различных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений. Основными законодательными и нормативно-методическими документами по регулированию рынка труда являются: Закон о занятости населения РБ, Положение о порядке образования и использования государственного фонда содействия занятости РБ, Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, Положение об организации профессионального обучения безработных, Положение о порядке регистрации безработных, Положении об организации оплачиваемых общественных работ и др. Перспективная подсистема устанавливает цели регулирования рынка труда, соответствующий механизм их реализации, масштабы регуляторов, обеспечивает получение системного эффекта от их применения. Она предполагает разработку государственных программ социально-экономического развития народного хозяйства и его отраслей, государственных республиканских и региональных программ занятости, включая систему создания рабочих мест для отдельных категорий граждан, учет их наличия, профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д. Оперативное регулирование направлено на заботу о том, насколько эффективно работают механизмы, связанные с организацией и совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, в течение которого человек занят поиском работы. Государство принимает на себя ответственность за развитие профессионального обучения и переквалификации, налаживает трудоустройство, осуществляя постоянный контроль над состоянием рынка труда, финансирует исследование проблем занятости, а также стимулирует разработки новых технологий, освоение которых позволит создать дополнительные рабочие места и льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающего работой население. [8, с 124] Государственное регулирование рынка труда предусматривает: · оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения; · профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации; · бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости; · развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Разрабатываемые правительством программы (программы занятости, структурной перестройки, поддержки предпринимательства и др.) предусматривают конкретную последовательность мер по совершенствованию регуляторов рынка труда и занятости населения в республике. В первую очередь они направлены на: · создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях и в сфере обслуживания населения и производства; · эффективную поддержку малого и среднего предпринимательства; · территориальное развитие единого рынка труда (повышение мобильности рабочей силы путем отмены прописки, развития рынка жилья, стимулирования развития промыслов и производств в сельской местности); · развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройки экономики; · формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечивающих экономическую независимость работников; · углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда); · совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места. Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами: · обеспечение равных возможностей всем гражданам страны в реализации права на труд и свободный выбор занятости; · содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни, достойные человека; является экономически целесообразной и производительной; · добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан; · содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа связано с развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом общих закономерностей динамики профессиональной структуры в эпоху НТР, новых требований к качествам работника в условиях рыночной экономики, а также с формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовность к переобучению в случае необходимости; · обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; · единство ответственности. Означает наличие четырех условий: координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями; участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления; межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране. [6, с 140] Государственные национальные и региональные программы занятости должны предусматривать: · содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли; · совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов; · обеспечение занятости отдельных категории населения, трудоустройство которых затруднено; · повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости; · совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы. Важнейшим направлением является регулирование рынка труда. Оно осуществляется для обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, т.е. для обеспечения его эффективной сбалансированности. Сбалансированность понимается в данном случае как динамичный процесс. Это значит, что в пределах определенного периода допустимы отклонения в сторону как дефицита, так и избытка рабочей силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие систематических долговременных значительных отклонений. Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролировать его важнейшие характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложением рабочей силы. В соответствии с задачами регулирования выделяются: · макропропорции - соотношение между совокупной величиной спроса и предложением рабочей силы; · мезопропорции - соотношение между спросом и предложением рабочей силы в разрезе отраслей, регионов; · микропропорции - соотношение между спросом и предложением рабочей силы в разрезе отдельных профессий, специальностей. В условиях рыночных отношений любые диспропорции в производстве рабочей силы ведут к нарушению макро-, мезо- и микропропорций рынка труда. Поэтому задачей их регулирования является воздействие не только на рыночные отношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое воздействие предполагает регулирование подготовки и переподготовки кадров, а также территориального, отраслевого и профессионального перераспределения трудовых ресурсов. [6, с 273 - 278] Рынок труда как объект управления включает три элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Между данными элементами существует взаимосвязь. Регулируя, например, предложение, государство тем самым воздействует на цену и спрос. В результате регулирования динамики спроса, предложения и цены рабочей силы происходит снижение, рост или стабилизация уровня занятости. Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы, необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна обеспечивать регулирование мезо- и микропропорций, а также выполнять маркетинговые функции. К ним относятся: стратегическое (индикативное) планирование, информационные маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложения, реклама, стимулирование трудоустройства и т.д. В рамках системы регулирования рынка труда существует несколько видов регулирования: · защитное, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся; · поощрительное, направленное на создание условий, в которых могут осуществляться и развиваться определенные формы деятельности; · ограничительное, осуществляемое для исключения действий отдельных лиц или групп лиц таким образом, чтобы они не могли получить преимущества перед другими; · директивное регулирование, предполагающее воздействие правительства на рынок труда с учетом интересов населения; · регулирование посредством экономических финансовых мер (налогов и субсидий), способствующих росту предложений на рынке труда или содействующих повышению занятости. [6, с 289-295] 2.2 Основные направления государственной политики занятости Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны: 1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь; 2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы; 3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным; 4. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду; 5. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью; 6. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами; 7. международное сотрудничество в решении проблем занятости. [3, с 226-227] Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее. Меры государственной политики занятости дифференцируются по: объекту воздействия (общие меры и специализированные); источникам финансирования. К методам воздействия на занятость можно отнести: прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры; косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политики. Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости: 1) пассивный; 2) активный. Пассивная политика занятости - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции [приложение В]. Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором - на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот. Программы общественных работ действуют во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы. Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством. Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при поступлении на работу. Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция №142). [8, с 234] Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства. 3. Государственная политика занятости в Республике Беларусь 3.1 Структура занятости населения и динамика важнейших показателей занятости Анализируя структуру занятости и динамику важнейших показателей в РБ следует отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно [9]. Сегодня многие предприятия работают в неполную рабочую неделю. Современная ситуация на рынке труда в Беларуси - вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны - теневой сектор экономики. Основная часть трудовых ресурсов (70%) сосредоточена в общественном производстве. Это один из показателей, по которому мы приблизились к мировым стандартам (в России - 72,7, в развитых странах - примерно 65%). Продолжилась позитивная тенденция роста численности работающих в экономике, которая в январе-сентябре 2008 г. составила 4502.3 тыс. чел. (при прогнозе на 2008 г. 4490 тыс. чел.) В последние годы темпы снижения численности занятых заметно сократились, даже произошло увеличение спроса на рабочую силу, и практически во всех отраслях (за исключением сельского хозяйства, науки и образования) прием работников превысил их увольнение [10, с 54]. Следует отметить, что динамика занятости имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Наблюдается тенденция роста городской занятости при снижении численности сельских работников. Уровень городской занятости в 2008 году составил 72.6% к трудовым ресурсам, в то время как сельской - 65.9%, хотя в период 2000-2003 он был выше, чем в городе. Отчасти это связано с реформированием аграрного сектора экономики, сопровождаемым высвобождением рабочей силы из сельского хозяйства. При этом недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования и социальной инфраструктуры сдерживали рост новых рабочих мест на селе. Как показывает диаграмма, отраслевая структура занятости характеризуется сокращением численности работников в производственном секторе экономики и расширением ее социальной направленности. Политика по сохранению кадрового персонала и недопущению массовых увольнений сопровождается консервацией неполной занятости и низкой эффективностью использования рабочей силы. На ряде предприятий численность персонала превышает экономически целесообразный уровень. Ведущей отраслью экономики является промышленность, где сосредоточено 26,6% всех работников. В условиях наращивания производства продукции, расширения ввода в действие основных фондов и сокращения незадействованных производственных мощностей увеличивается потребность промышленности в кадрах и заметно активизируется процесс создания новых рабочих мест. Сегодня многие предприятия работают у нас неполную рабочую неделю. Современная ситуация на рынке труда в Беларуси - вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны - теневой сектор экономики. Наиболее острой остаётся проблема сокращения численности занятых в сельском хозяйстве, которая за 2000-2008 гг. уменьшилась на треть - с 625,1 тыс. чел. до 435.4 тыс. чел. Уровень занятости населения в этой отрасли снизился с 14,1 до 9.4% к общей численности работающих в экономике. Следует отметить, что государство принимает кардинальные решения по обеспечению нормального функционирования сельского хозяйства в условиях рыночной системы отношений. В республике разработана и реализуется Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, в рамках которой предусмотрены меры создания новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве. Однако по-прежнему существуют препятствия для роста его эффективности и занятости населения: отсталость технико-технологической базы; кредиторская задолженность сельхозпредприятий; недостаточное финансирование развития АПК [3, с 74-79]. Распределение рабочей силы по отраслям сферы услуг существенно отличается от аналогичного процесса в производственной сфере экономики. В течение последних десяти лет наблюдалась тенденция роста занятости в сфере услуг, где численность работающих только за прошедшее пятилетие увеличилась с 2 201,8 тыс. до 2 319,5 тыс. чел., или на 5,3%. Доля занятых здесь, соответственно, возросла с 49,6 до 53,3.%. Устойчивая тенденция спроса на рабочую силу наблюдалась в сфере финансов и кредита, в управлении, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании. Отмечается приток кадров в здравоохранении, хотя темпы прироста численности работников в последние годы здесь несколько сократились в связи с проводимой реструктуризацией системы медицинской помощи. В настоящее время в этой отрасли занято около 7,5% работающих в экономике [11, с 17]. Одной из динамично развивающихся отраслей в последние годы является строительство. В 2000-2008 г. в отрасли наблюдается устойчивая тенденция роста численности работников вследствие наращивания объемов строительно-монтажных работ и улучшение финансового состояния строительных организаций. Численность работающих в строительстве увеличилась с 312.3 тыс. до 368.8 тыс. чел., а их доля - соответственно с 7 до 8.7%. Устойчиво сокращается также численность работников в искусстве. Среди отраслей сферы услуг наиболее сложная ситуация остается в науке и научном обслуживании, где численность занятых сократилась в 2,8 раза и составила в 2008 году 37,3 тыс. чел. (против 102,6 тыс. чел. в 1990 г.). Распределение численности занятого населения по формам собственности приведено в следующей диаграмме: В качественном аспекте структура занятости характеризуется распределением численности работающих по возрасту, уровню образования и половому признаку. Как показывает диаграмма, в Беларуси сохраняется достаточно устойчивая тенденция превышения численности женского населения, что в какой-то степени связано с большей продолжительностью их жизни по сравнению с мужчинами. Так, в 2008 г. на 1 000 мужчин приходилось 1 130 женщин, причем такая ситуация характерна для населения в трудоспособном возрасте, начиная с 25 лет. Данный демографический фактор определил более высокую долю женщин по сравнению с численностью занятых в экономике - 52,2%. [19] Женская занятость в стране характеризуется относительно высокой долей работающих женщин в сфере услуг. Так, их удельный вес в общей численности - 73,7, торговле и общественном питании - 70,5%. Наиболее низка доля женщин в производственных отраслях: сельском хозяйстве - 39,1; промышленности - 45,7; строительстве - 22,5; на транспорте - 28,9% [11, с 56] Анализ образовательного уровня показывает, что постоянно увеличивается численность женщин с высшим и средним специальным образованием. Так, доля женщин с высшим образованием возросла с 20.8 в 2000 г. до 25,3% в 2005 г., со средним специальным - с 27.9 в 2000 г. до - 28,2% в 2005 г. В возрастной структуре занятого населения наметился рост доли молодых работников (23,5% в 2005 г.) при сокращении работников наиболее активного трудоспособного возраста (30 - 39 лет) и повышении доли работающих лиц более старших возрастов. По сравнению с 2000 г. доля работающих лиц в возрасте 30 - 39 лет уменьшилась с 27,5 до 24,4%, в то время как доля лиц предпенсионного возраста (50-54 года) возросла с 11,8 до 12,5%, 55 лет и старше - с 9.4 до 10,8%. Относительно стабильным остается удельный вес работников в возрасте 40 - 49 лет (28,8%). [19] Численность занятой в экономике молодежи в возрасте 16 - 29 лет, начиная с 2000 г., ежегодно увеличивается в среднем на 0,2 - 0,3%. Динамика молодежной занятости в отраслевом разрезе носит неоднозначный характер. Среди работающей молодежи большую долю составляют занятые отраслях социальной сферы, таких как бытовое обслуживание (33,2), общая коммерческая деятельность по обслуживанию рынка (35,4), торговля и общественное питание (32,4), информационно-вычислительное обслуживание (32,7), финансы, кредит и страхование (27,9%). Это обусловлено прежде всего тем, что в данных отраслях происходит не столько смена поколений в рамках стабильной численности, сколько расширение данных сфер деятельности, позволившее привлечь дополнительный контингент из чиста молодежи. [16] На протяжении последних лет наблюдалось устойчивое сокращение доли молодых работников в сельском хозяйстве. Только в 2005 г. удалось приостановить данную негативную тенденцию и впервые наметился рост молодежной занятости в этой отрасли. Однако удельный вес молодежи в общей структуре работников отрасли по-прежнему остается одним из самых низких - 18,1%. Снижение занятости молодежи в этой отрасли обусловлено не только демографическим постарением сельского населения, но и неудовлетворенностью молодых людей характером сельскохозяйственного труда, социально-культурными условиями жизни в сельской местности, стимулирующими отток молодежи в города [3, с 80-83]. Позитивная динамика занятости наблюдается в науке и научном обслуживании, где доля молодых работников возросла за пятилетие с 16,9 до 21,0% в 2005 г. Это свидетельствует о росте престижности научной работы, что привело к увеличению притока молодежи из числа выпускников высших учебных заведений и молодых специалистов в сферу научной деятельности. Что касается работников старших возрастных групп, то здесь четко прослеживается тенденция повышения их доли в общей численности занятых в экономике. Это обусловлено не только процессами старения населения, но и спецификой формирования профессионально-квалификационной структуры кадров в ряде отраслей, требующих высокого уровня профессионализма и опыта работы. В целом по экономике доля работающих пенсионеров составляет 6,2% к общей численности занятых, что ниже среднемирового показателя (7%), тогда как в 1995 г. он был 1,1%. Как показывает диаграмма, уровень регистрируемой безработицы с 1995-2008 г. экономически активного населения снизился на 2,1%. Сложившийся рынок труда имеет следующие особенности: - число заявленных предприятиями свободных рабочих мест начиная с июня 2007 г. превышает численность регистрируемых безработных; - сохраняется территориальная дифференциация уровня безработицы - от 0,3% в Минске до 1,2% в Брестской и Витебской областях; - увеличивается число граждан, которые не могут трудоустроиться самостоятельно, без помощи органов службы занятости. - продолжается снижаться напряженность на рынке труда. В конце января 2008 г. на 10 свободных рабочих мест условно претендовало 6 безработных (в аналогичном периоде 2007 г. - 8). - по-прежнему сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен перепроизводством специалистов с экономическим и юридическим образованием [10, с 55-56]. Таким образом, профессионально квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке» труда является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системы профессиональной полготовки кадров, ее увязки с реальными потребностями общественного производства. Не менее важная задача - обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов. 3.2 Государственная программа занятости в РБ на 2009-2010 гг.: проблемы и пути их решения К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся: 1) снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке; 2) создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов; 3) достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики; 4) повышение территориальной мобильности рабочей силы. Для достижения эффективной занятости в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. [16] В РБ с целью более успешного решения проблемы безработицы разрабатываются государственные программы занятости [приложение Г] Особый интерес представляет Государственная программа занятости населения на 2009-2010 годы, поскольку в отличие от предыдущих эта программа разработана на два года. Основные приоритеты программы - это вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблем занятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сфере занятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности. Реализация заложенных в программе мер позволяет обеспечить уровень безработицы в Беларуси к концу 2010 года - 1-1,1%. А численность занятых в экономике возрастет к концу 2010-го - до 4775 тыс. [18] Структура спроса на рабочую силу кардинально не меняется. Рынок труда, как и раньше, ориентирован на рабочие профессии. По-прежнему востребованы обладатели строительных специальностей (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др). Среди специалистов с высшим образованием наиболее дефицитные - врачи, инженеры различных профилей. А в сельской местности ощущается нехватка механизаторов, трактористов, операторов машинного доения, животноводов, ветврачей, зоотехников. При этом в избытке (предложение рабочей силы значительно превышает спрос) остаются бухгалтеры, экономисты, юристы, преподаватели, техники-технологи, закройщики, операторы персональных электронно-вычислительных машин, продавцы непродовольственных товаров, парикмахеры и т.д. [приложения Д, Е] На рынке труда регионов, малых и средних городских поселений также снижается напряженность. Реально сокращается безработица на селе - количество сельских безработных практически сравнялось с числом имеющихся в сельской местности вакансий. Вместе с тем на рынке труда республики по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Не теряют своей остроты проблемы женской и молодежной безработицы. Сложно решаются вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также людей, имеющих длительный перерыв в работе[10]. Постановлением правительства №1640 от 30 октября 2008 г. был утвержден план мероприятий на текущий 2009 год, который предусматривает три главных направления: содействие в трудоустройстве незанятого населения; обеспечение занятости жителей сельской местности; обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. В 2010 году в Беларуси планируется создать 161,5 тыс. рабочих мест. Причем 2,9 тыс. из них будут организованы нанимателями с использованием бюджетных ссуд. [21] Для организации предпринимательской деятельности и развития самозанятости (в первую очередь в сфере услуг) будет оказана финансовая поддержка в виде субсидий и (или) денежных средств 2,4 тыс. безработных на основе предварительного изучения их деловых качеств, консультирования и обучения. В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделяется организации профподготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям. Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов. В прошлом году (2008) оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов. Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест. [19] Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации. Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников. [20] Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика». Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека. Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики. В 2008 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи. [20] В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% - в общей численности безработных. Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин. Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет. Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в 2008 году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, - женщина. Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда. Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%. В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия - «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др. В 2008 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных. [20] Наиболее сложная ситуация на рынке труда в 2009-2010 годах прогнозируется в 21 из 187 малых городов, поэтому именно они и включены по предложениям облисполкомов в госпрограмму. Как и прежде, по каждому малому городу - с учетом специфики территорий - предусмотрены меры активной политики занятости, направленной на повышение эффективности использования и развития трудового потенциала. Здесь будут открыты современные производства, ориентированные на местные ресурсы, традиции населения и потребности регионов. Особое внимание будет уделяться реализации важнейших инвестиционных проектов, развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Реализация заложенных в программе мер позволит снизить безработицу в малых городах к концу 2010 года до 1%. [21] Отдельный раздел посвящен мерам по улучшению ситуации на рынке труда в сельской местности. Их реализация будет способствовать сокращению оттока трудоспособного населения из сельской местности, повышению эффективности использования трудовых ресурсов, качества и уровня квалификации кадров, содействию в трудоустройстве граждан, в том числе высвобождаемых в результате интенсификации сельскохозяйственного производства. В соответствии с программой в 2,3 раза увеличено задание по организации новых рабочих мест на селе. В 2010 году предусматривается организовать в сельской местности 12 тыс. рабочих мест, в том числе 256 - с использованием бюджетных ссуд. В целом на реализацию плана мероприятий в 2009 году направлено почти 174 млрд.[21]. Как видно из вышесказанного, правительство активно занимается вопросами занятости и трудоустройства граждан. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. Заключение В ходе исследования получены следующие результаты: - занятость - важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических процессов. Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т.е. имеет социальное и демографическое содержание. - состояние рынка труда является основным фактором развития экономических процессов. Следует сказать, что рынок труда РБ характеризуется негативными тенденциями: происходит снижение численности населения в трудоспособном возрасте, существуют значительные территориальные и межрегиональные диспропорции в распределении трудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и дефицит других. Поэтому необходимо провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сферах услуг, развернуть систему подготовки и переподготовки по приоритетным направлениям технического прогресса, ликвидировать разрыв между профессиональным образованием и требованиями рынка труда. - При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.). - Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда - В РБ в целях повышения эффективности занятости наряду с прогнозами разрабатываются Государственные программы по содействию занятости. В них находят отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики страны, устранения безработицы в трудодефицитных регионах, регулирования трудовой миграции и т.д. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики. Список использованных источников 1. Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие по спец. «Социальная работа» / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2001. - 318 с. 2. Боровик Л.С. Структура занятости населения: территориальные и отраслевые пропорции / Л.С. Боровик; Л.С. Боровик // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2008. - №9. - с 74-86. 3. Головочев А.С., Головочева И.В. Макроэкономика - 2-е стер. изд. - Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 256 с 4. Зенькова И.В. Исследование рынка труда на современном этапе: функции, методологический инструментарий планирования трудовых ресурсов / Инга Владимировна; И.В. Зенькова; Веснiк Беларускага Дзяржаунага Унiверсiтэта. - 2007. - №2.-С. 102-107 5. Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие.-М. Пресс-сервис. 1994. 6. Планирование национальной экономики, отраслей и регионов, предприятий: справ. пособие/ В.И. Борисевич [и др.]. - Минск: Современная школа, 2008. - 576 с. 7. Полоник С. Социальное развитие - приоритет деятельности государства / С. Полоник, Л. Боровик; Степан Полоник, Людмила Боровик // Беларуская думка. - 2007. - №9. - С. 5-13. 8. Рынок труда и доходы населения. / Под. ред. Н.А. Волгина. учеб. пособ. - М.: Информационно - издательский дом «Филинъ», 1999. - 280 с. 9. Рынок труда: Учебник. / Под. Ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. - 2-е изд. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 480 с. 10. Социально-экономическое развитие РБ, итоги девяти месяцев 2008 г. / Я.М. Александрович, А.В. Богданович // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. - 2008. - №11. - с 54-57. 11. Статистический ежегодник Республики Беларусь. - Минск: М-во статистики и анализа Республики Беларусь, 2009. 12. Статистический сборник «Труд и занятость в Республике Беларусь», 2007 (Стат.сб.) Минстат Республики Беларусь - Минск, 2006.-375 с. 13. Шарашников Б.М. Рынок и занятость. / Соц. аспект-М.:Луч, 1995 - 125 с. 14. Закон РБ «О занятости населения Республики Беларусь» (от 15 июня 2006 г.) 15. В Беларуси утверждена Государственная программа занятости на 2006 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.government.by/ru/rus_analytics501.html. Дата доступа: 20.11.2009. 16. Государственная программа занятости населения Республики Беларусь на 2007 год. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bankzakonov.com/obsch/razdel210/time2/lavz1287.htm. Дата доступа: 20.11.2009. 17. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.union.by/news/e3675501aeba6459.html. Дата доступа: 15.11.2009. 18. Национальный статистический комитет РБ [Электронный ресурс] - Минск, 2009. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 18.11.2009. 19. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РБ [Электронный ресурс] - Минск, 2009. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by. - Дата доступа: 17.11.2009 20. Правительство Республики Беларусь утвердило Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mogbiz.by/modules.php? name=News&file=article&sid=959. Дата доступа: 15.11.2009.
|