БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики

РЕФЕРАТ

по курсу «Основы экономики»

по теме: «Государственное регулирование экономики»

1. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики

В соответствии с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования всей экономической системы, ее отдельных блоков и элементов.

Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Еще в советской прессе часто встречалась фраза известнейшего экономиста лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева о том, что экономику можно сравнить с яхтой, у которой надуваемые ветром паруса -- это личная заинтересованность, а руль -- это государственное регулирование.

По мере развития производственно-хозяйственной деятельности возникали и обострялись многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или быть решены в той степени, которая устраивала бы все общество. Рыночная экономика значительно переросла свои изначальные возможности по полному саморегулированию. Да и новые проблемы, возникающие перед обществом по мере его развития, делают вопрос об участии государства в управлении рынком практически решенным.

Поэтому споры между специалистами идут только по поводу степени этого участия.

Государственное воздействие на экономику в условиях рынка может быть представлено как целенаправленная система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемых соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.

Присутствие этого вмешательства желательно и даже обязательно для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования.

Решение многих проблем развития социально-экономической системы невозможно без участия общегосударственных, региональных, местных органов власти. Следовательно, существует объективная необходимость в применении системы целенаправленных государственных мер для их решения, причем эта необходимость возрастает.

С другой стороны, по мере экономического и социального развития появляется и объективная возможность в осуществлении мер государственного регулирования экономики. Делает возможным это регулирование, прежде всего, все возрастающая концентрация производства и капитала, вертикальная и горизонтальная интеграция в экономике.

Перечень экономических объектов государственного вмешательства, его масштаб и глубина, формы воздействия на рынок диктуются степенью общественно-политического и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономического и социального характера, которые наблюдаются в данное время.

Поэтому и степень развитости системы государственного участия и регулирования рынка различается в отдельных странах. Традиционно сильны, например, позиции государства в экономике некоторых западноевропейских стран (Франция, Испания, Германия, Нидерланды), в Японии, активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки. Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем.

При этом так же традиционно менее заметна роль государства в регулировании экономики в США, Канаде, социально-экономические и политические условия развития которых традиционно и объективно отличались от ранее перечисленных стран Европы, Азии, Латинской Америки.

И наконец, принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправности всех форм собственности.

2. Объекты государственного регулирования экономики

Объектами государственного воздействия на экономику должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически вообще, разрешаемые частично или в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в обществе.

Основными среди объектов регулирования называются следующие:

экономический цикл и его отдельные фазы;

секторальная, отраслевая и региональная структура рынка;

условия накопления капитала;

занятость;

денежное обращение;

платежный баланс;

цены;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

-Ф* условия конкуренции;

социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

подготовка и переподготовка кадров;

окружающая среда;

внешнеэкономические связи.

Степень участия государства в регулировании перечисленных объектов различна: одно направление регулирования охватывает макроэкономические процессы -- хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы, другое -- отношения между отдельными экономическими субъектами (например, условия конкуренции), между государственными и регулирующими органами и предприятиями; третье -- социальные отношения.

Характеристика перечисленных объектов представляется в экономической литературе следующим образом.

Государственная политика по преодолению негативных последствий циклического развития экономики состоит в регулировании хозяйственной конъюнктуры, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Наоборот, в условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления -- рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государства как регулятора рынка -- притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов. В будущем, по окончании такого подъема, это поможет уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости.

Регулирование отраслевой и территориальной структуры также осуществляются при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений. При этом в одних случаях такая поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других -- поощряется развитие новых отраслей и видов производств -- носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям, к повышению эффективности производства и его конкурентоспособности; в третьих -- напрямую поддерживаются отрасли, изначально по своей природе нерентабельные, но социально важные. В то же время могут приниматься меры по сдерживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования является накопление капитала. Государство заинтересовано в поощрении накопления. Это в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам госрегулирования. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру производства.

Регулирование занятости населения понимается как поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Принципиально важно, чтобы соотношение между спросом и предложением не вело к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. При этом, конечно, нежелательно и резкое снижение занятости, которое ведет к увеличению численности безработных, снижению потребительского спроса, а главное, опасно серьезными социальными последствиями.

3. Формы и методы государственного регулирования экономики

По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические.

Переориентация (корректировка) интересов экономических субъектов на общенациональные, социальные, перспективные цели может быть достигнута государством либо силой его юридической (законодательной и исполнительной) власти, либо экономическими давлением или поддержкой.

Заметим, что соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различаются по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.

Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами, и прежде всего, косвенными формами регулирования. И наоборот, там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.

Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть довольно развернутым:

разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;

создание государственного сектора и управление им;

перераспределение доходов;

разработка и реализация программ развития экономики;

борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий;

контроль над ценами и заработной платой;

регулирование учетной ставки;

установление сроков, норм и методов амортизации;

регулирование налогов;

эмиссионная деятельность;

стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний;

защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).

Таким образом, государственное регулирование придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.

4. Характеристика рыночной власти

Анализ рыночной власти невозможен без исследования понятия рынка, которое является достаточно сложным и сильно зависит, прежде всего, от свойств товара, от участников рынка (с обеих сторон), их количества и региональных особенностей.

Однако сложность заключается в том, что не существует простого способа определения границ рынка, хотя и существует несколько подходов к решению этой задачи.

Один из критериев, который используется с небольшими вариациями антимонопольными комитетами многих стран, предполагает, что изучение границ рынка следует начинать с конкретного товара, затем рассматривать его заменители (товары-субституты), затем заменители данных заменителей и в такой последовательности до тех пор, пока не появится значительная брешь в цепи заменителей. Такие бреши и определят границы рынка данного товара.

Данное определение имеет несколько недостатков. Во-первых, оно определяет товары слишком симметричным образом, т. е. товары одной группы могут занимать разные рынки. Во-вторых, данное определение принимает в расчет только существующую конкуренцию и не учитывает потенциально возможную на данном рынке. В-третьих, невозможно точно определить саму брешь и ее размеры.

Другой критерий основан на корреляции цен товаров: товары, относящиеся к одному рынку, выпускаются обычно при сходных затратах и размере спроса, и поэтому их цены имеют тенденцию к взаимоувязке, зависимости, корреляции. Однако ценовая корреляция, хотя и является показателем принадлежности конкурирующих товаров к одному рынку, не является обусловливающим фактором.

Исходя из отмеченных сложностей, определение рынка обычно связывают с целью исследования. Например, если добыча угля рассматривается для исследования эффективности политики в области энергетики, тогда следует определить рынок электроэнергии широко, т. е. рассматривать одновременно добычу угля, газа, нефти, других энергоносителей, производство атомной энергии. Если же анализируются слияния двух компаний, добывающих уголь, то здесь угольная промышленность должна трактоваться в наиболее узком смысле.

Идентификация рынка, очевидно, будет зависеть от широты или узости задания его границ. Для этого выделяют несколько видов границ рынка: товарные (продуктовые) границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении; временные границы, связанные с существенным изменением условий спроса и предложения во времени; географические границы. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависит, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение географических границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов, во-вторых.

Сложность определения рынка конкретного товара накладывает отпечаток на установление понятия отрасли. Вопрос о соотношении рынка и отрасли однозначно практически не решаем. В частности, в рамках теории организации промышленности эти понятия различаются. Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, с использованием близких ресурсов и близких технологий. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль -- характером используемых технологий. Отождествление отрасли и рынка, с этой точки зрения, неприемлемо. С одной стороны, два товара почти никогда не являются идеально взаимозаменяемыми, так как чаще всего различаются какими-нибудь характеристиками. С другой стороны, группа продуктов (отрасль) всегда взаимодействует с другими товарами в экономике; установление цен на товары, не относящиеся к данной отрасли, влияет на спрос на товары данной отрасли не только через эффекты дохода, но также и через эффекты замещения. Кроме того, границы отрасли сильно зависят от типа участников рынка: одно- или многопродуктовые фирмы.

Именно такое изучение отрасли со стороны представленных на рынке продавцов однородных товаров поднимает вопрос существования рыночной власти. В наиболее общем виде рыночная власть представляет собой обладание критическим объемом информации, позволяющим контролировать решения конкурентов по ценам и объемам выпуска продукции.

Наличие рыночной власти вовсе не означает, что конкуренты не будут взаимодействовать. Решение, предпочитаемое обладающей влиянием стороной, может быть очень дорогим для другой стороны. Какое-нибудь альтернативное решение может быть взаимовыгодным, а сторона, облеченная властью, может получить выигрыш, если откажется от использования этой власти. Таким образом рыночная власть лишь гарантирует стороне, которая ей обладает, лучшее положение.

Рациональное применение рыночной власти только подчеркивает оптимизирующее поведение фирм -- участников рынка. В наиболее общем виде, рыночная власть определяет результат инвестирования.

Большинство рынков обслуживается небольшим числом фирм со значительной рыночной властью. Масштаб власти можно определить правом собственности обладающей властью стороны. Однако такое определение будет далеко не полным. Существование общего понимания масштаба власти, даже когда он не определен заранее, облегчает ситуации форс-мажора в отрасли.

Не следует упускать из виду и влияние государственного регулирования на отрасль промышленности, в частности, ограничение либо протекционизм по отношению к фирме, применяющей рыночную власть. Например, общественные интересы, выразителем которых выступает государство, могут потребовать разрешения монополисту проводить дискриминационную ценовую политику.

Ценовая дискриминация предполагает возможность продавца товара при наличии нескольких покупателей обращаться с ними различным образом или даже лишить одного из них права доступа к товару. Таким образом, интегрируясь с одним клиентом, производитель может общаться с ним по-иному или, возможно, совсем закрыть ему доступ на рынок промежуточного товара. В данном случае, рыночная власть -- это установление рыночных цен выше предельных затрат.

Характеристика рыночной власти предполагает также учет неформального фактора в рыночных отношениях фирм. В этом случае эффективность фирм и сама рыночная власть поддерживается при помощи репутации (проблема моральной угрозы со стороны доминирующей фирмы).

Таким образом, рыночная власть определяется открытостью или доступностью информации о текущем состоянии рынка для всех его участников. Асимметричность информации лежит в основе рыночной дискриминации, установления субординации (доминирующая фирма и фирмы-последователи) в отрасли и оказывает определяющее влияние на принимаемые решения фирм-конкурентов.

Список литературы

1) Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2) Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.

3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.

4) Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.

5) Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2007.

6) Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум., - Инфра-М, 2003.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011