|
Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономики
36 36 Курсовая работа «Государственное регулирование экономики» Содержание Введение……………………………………………………………………31. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику….41.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического управления……………………………………………………………..41.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..51.3. Государственное регулирование экономики и его необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..112. Основные формы и методы государственного регулирования экономики………………………………………….212.1. Государство в экономической системе общества и его функции..212.2. Формы государственного регулирования экономики…………….252.3. Методы и инструменты государственного воздействия на рыночную экономику…………………………………………….262.4. Экономическая политика государства……………………………..293. Особенности государственного регулирования экономики в России…………………………………………………..32Заключение………………………………………………………………..36Литература………………………………………………………………...37ВВЕДЕНИЕТема данной работы представляет несомненный интерес ввиду того, что современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование. В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.Смешанная экономика характеризуется многообразием отношений собственности, которые реализуются соответственно в множестве форм хозяйствования. Важным показателем смешанного характера экономической системы являются степень и формы государственного в экономику, его эффективность, что во многом определяет результативность экономического развития. Вопросу качества государственного регулирования экономики уделяется огромное внимание в высокоразвитых странах.В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных теорий, показать необходимость государственного вмешательства в экономтку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особенности экономического развития. 1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику.1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического управления. Объектами управления являются 3 макроэкономические структуры. Во-первых, это совокупное производство: общая совокупность пред-приятий, создающих все многообразие благ. Вo-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт: вся сумма благ (продуктов и услуг), изготовленных и стране за определенный период. В-третьих, сюда относятся совокупные потребности: общая сумма потребностей всех членов общества. Эти макроэкономические структуры представлены в виде трех круговых диаграмм (рис. 1.1). [3] Рис. 1.1. Микроэкономические структуры общества Между всеми объектами управления прежде всего существует пря-мая связь, состоящая в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался совокупный общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества. Обратная связь проявляется в том, что воз-росшие совокупные потребности влияют на изменение структуры со-вокупного общественного продукта, что позволяет осуществлять струк-турные изменения в общественном производстве. Выяснение этих прямых и обратных связей, позволяет обнаружить главную цель макроэкономического регулирования. Его целью являет-ся постоянное поддержание народнохозяйственной пропорциональнос-ти. Речь идет о двух взаимосвязанных соотношениях. 1. Для нормального снабжения общества материальными условия-ми его жизнедеятельности необходимо обеспечивать равенство объ-емов: производства всех благ; совокупного общественного продукта; совокупных потребностей общества. 2. Одновременно необходимо обеспечить соответствие друг другу структур: общественного производства (его отраслевого состава); совокупного общественного продукта (его разбивки на виды благ); общественных потребностей (их расчленения на разнообразные виды). Если данные соотношения не соблюдаются, возникают различные дисбалансы. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Этот закон отражает не за-висимое от воли и желания люден условие существования нормальной народнохозяйственной системы, а именно, необходимость постоянного поддержания соответствия друг другу объемов и структуры совокуп-ных величин производства, общественного продукта и потребностей. Нарушения закона пропорционального развития макроэкономики проявляются в известных нам видах макроэкономического неравнове-сия: а) структурных кризисах (несоответствии элементного состава производства и совокупных потребностей); б) экономических кризи-сах перепроизводства (превышении объема всего производства над совокупным объемом платежеспособных потребностей); в) массовой безработице (уменьшении спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда); г) инфляции (превышении предложе-ния денег над их спросом). 1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования. Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка и потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. Макроэкономический регулятор - это общественный способ орга-низации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет сле-дующие функции: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев эко-номики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование. Регулятор макроэкономики начинает действовать при наличии оп-ределенных объективных предпосылок, в частности -- в условиях еди-ного национального хозяйства. [4] Впервые такие условия создало разви-тое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом плац-дарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механиз-ма -- рыночный. В условиях товарно-рыночного хозяйства специфи-ческой формой взаимоувязки хозяйственных пропор-ций служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального раз-вития народного хозяйства выступает в специфичес-кой форме -- как закон равновесия макроэкономического спроса и макро-экономического предложения. Макроэкономический спрос -- это сумма денег, которую члены обще-ства готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов: уровня цен; доходов населения; распределения доходов на потребление (текущий спрос) и на-копление (спрос, отложенный на будущее); налогов (части доходов, отданных государству); государственных закупок (спроса государства); предложения денег со стороны кредитных учреждений. Макроэкономическое предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения опре-деляется такими факторами: уровнем рыночных цен; потенциально возможным объемом производства в стране; уровнем издержек производства продукции; коммерческой выгодой ее выпуска. Между макроэкономическим спросом и макроэкономическим предложением существуют определенные взаимосвязи. Они выступают в виде сквозных взаимозависимостей. Объекты регулирования в масштабе всего рыночного хозяйства можно графически отобразить в виде двух круговых диаграмм (рис. 1.2). Рис. 1.2. Макроэкономические пропорции рыночного хозяйства. Закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономичес-кого предложения стал действовать в полной мере в условиях классичес-кого капитализма, когда доминировала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII--XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит, который выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирова-ния. Первое положение -- о невмешательстве государства в регулирова-ние рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку laissez faire (фр. -- “Пусть все идет своим чередом”). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общест-венные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и ее стимулирования, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой. Второе положение -- о "невидимой руке”, которая как бы “подталкивает” всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выго-де предприниматель “невидимой рукой” направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. “Невидимой рукой” является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-либо конкретный платежеспособный спрос, материально заин-тересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребнос-тей общества. Третье положение -- о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает в себя прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом. Прямая связь заключается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Од-нако в условиях классического капитализма единоличные производи-тели, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросов. Поэтому связь, стихийно складывающаяся между производством (предложением) и спросом, может часто давать “сбои”, не достигая поставленной цели. Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в произ-водственные действия предпринимателей: они переключаются на вы-пуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и явля-ются более выгодными. Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечива-ется равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б.Сей, счи-тавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал закон рынкам, согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Сею приписывают изречение: “предложение порождает свой собственный спрос”. Однако “закон Сея” безусловно верен только для бартерной. Когда же имеет место обращение "товар - деньги - товар", автоматическое равенство объема предложе-ния и объема спроса чаще всего не устанавливается. Неоклассики предприняли попытку “спасти” закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за опре-деленный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы “следит” за тем, что-бы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента, который устанавливается в зависи-мости от соотношения предложения денег и спроса на них, регулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций. Модель классической саморегулирующейся рыночной экономики наглядно отображена на рисунке 1.3. Рис. 1.3. Модель саморегулирующейся экономики. Представим себе гигантскую ванну. В ней объем “воды” (ее “запас”) соответствует объему выпускаемой продукции и занятости рабочей силы. Сливная труба изображает поток сбережений населения Сб. Кран обозначает ставку процента Пц , которая соединяет поток сбережений и поток инвестиций И, пополняющий ванну. Согласно этой схеме, “закон рынка” обеспечивает равенство объемов предложения и спроса (значит, невозможны экономические кризисы); сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную заня-тость рабочей силы (безработица исключается). Так - чисто теоре-тически, умозрительно - неоклассики решили проблему достижения стабильного (пропорционального) развития рыночной экономики. Наряду с этой проблемой неоклассики задались и другим важным вопросом: способен ли рынок обеспечить социальную стабильность общества, связанную с распределением доходов? Этот же вопрос можно поставить следующим образом: по каким принципам должен распределяться совокупный доход общества (валовой национальный продукт, национальный доход) среди всех граждан? По этому вопросу высказываются две прямо противо-положные точки зрения. Согласно одной из них, распреде-ление всего дохода общества должно основываться на принципах равен-ства и справедливости. Идею такого уравнительного распределения можно наглядно представить в виде графика (рис. 1.4). Семьи, % Рис. 1.4. Равномерное распределение дохода среди всех семей. График на рисунке 1.4 показывает абсолютное равенство в распределении дохода в обществе. Как видно, любой данный процент семей получает соответствующую долю дохода (20% семей имеют 20% дохода, 40% семей -- 40% дохода и т.д.). По-видимому, такое распределение теоретически предопределяет социальную стабильность общества. Сторонники либеральной рыночной экономики исповедуют диамет-рально противоположные взгляды. Распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедли-вости. Рыночная система -- это такой хозяйственный механизм, кото-рый не может обладать какой-либо “совестью”, он не является носите-лем моральных норм, т.е. равенство (“справедливость”) в распределении доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее. Неравенство в распределении графически изображается с помощью кривой Лоренца (рис. 1.5.) Семей, % Рис. 1.5. Кривая Лоренца. Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого нера-венства в распределении дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей -- 40% всего дохода и т.д.). На основе данных кривой Лоренца определяется так называемый децильный (лат. decem -- десять) коэффициент. Этот коэффициент показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных. Для либеральной рыночной экономики как таковой характерна тенденция к углублению неравенства в распределении общественного дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальная дифференциация населения. Это приводит к тому, что значительная часть населения опускается ниже официально признанной черты бедности. 1.3. Государственное регулирование экономики и его необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство. Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. [5] Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. Далее мы рассмотрим исторический процесс появления необходимости госрегулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике. Механизм рыночного саморегулирования имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых това-ровладельцев. Во-вторых, при условии развития свободной конкурен-ции. В-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен. Но в начале XX в. на рынке произошел полный переворот в резуль-тате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало ха-рактерно господство в производстве и обращении крупного корпора-тивного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъек-ты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирова-ния поведения продавцов и покупателей На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (ус-таревших положений) классической и неоклассической экономической теории. Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не может обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупно-го спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует “чистая” и “совершенная” конкуренция. Таким образом все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место "несовершенная" конку-ренция. Это означает широкое распространение естест-венных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промыш-ленности олигополии, развитие монополистической конкуренции. Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в состо-янии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. На-стало время подыскивать новый макроэкономический регулятор. И вот государство взяло на себя все бремя ответственности за выход из глубокой экономической пропасти. Так в США президент Рузвельт получил чрезвычайные полно-мочия для проведения “нового курса” экономической политики. Этот курс (1933--1938) включал в себя следующие меры госу-дарственного регулирования макроэкономики. 1. Государство спасло кредитную систему от полного развала благо-даря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения. 2. Было снижено бремя долгов граждан на 40% с помощью обесце-нения денег (за долги расплачивались потерявшими прежнюю стои-мость долларами). 3. Закон о восстановлении промышленности (1933) предусмотрел введение в практику “кодексов честной конкуренции”, устанав-ливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д. 4. Закон о регулировании сельского хозяйства (1933) предусмотрел повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения. 5. В интересах сокращения безработицы правительство организова-ло общественные работы. 6. Для преодоления обнищания трудящихся было введено регули-рование заработной платы. Впервые введен прожиточный минимум и установлена минимальная заработная плата. Государство стало оказы-вать материальную помощь обедневшим слоям населения. На практике была доказана высокая эффективность антикризис-ной политики государства. Итак, в 30-е годы на Западе был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новому хозяйственному механизму регулирования национальной экономики, призванному спасти господствующую социально-экономическую сис-тему от гибельных потрясений. Непременным компонентом перехода к качественно иному макрорегулятору стал переворот в неоклассичес-ком направлении экономической теории. Выдающийся английский экономист Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma - образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, став-ших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической тео-рии - макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка. Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от класси-ков и неоклассиков в вопросе о макроэкономическом регуляторе? Первый принцип: регулятором национальной экономики в целом яв-ляется не рынок, а государство. Основные отличия государственного регулятора от рыночного ото-бражены ниже в таблице 1. Таблица 1. Признаки рыночного и государственного регулятора экономики.|
Рыночный регулятор | Государственный регулятор | | Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и интересах фирм и домашних хозяйств | Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы | | Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами и домашним хозяйствами | Управление национальным хозяйством строится но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами) | | Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах | Иерархические связи (в порядке подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.) | | | Помимо политических функций государство осуществляет также экономические функции.Оно становится ведущим субъектом национальной экономики, на-деленном своей собственностью. На этой основе образуется, как из-вестно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создает-ся двумя путями:а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников;б) через создание предприятий новейших отраслей промышленнос-ти, порожденных НТР за счет инвестиций.Второй принцип: прогнозирование и планирование национальной эко-номики.Основой государственного регулирования являются научные про-гнозы социально-экономического развития страны на один год, средне-срочную (3--5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропор-циональности, определяемой с помощью национальных счетов и меж-отраслевых балансов.Как правило, имеется три варианта прогноза:-- пессимистический (с наименьшими по величине показателями);-- оптимистический (с наибольшими значениями показателей);-- базовый (с более реалистическими показателями). Он принима-ется за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и за-дачи экономического и социального развития страны. По степени жест-кости плановых заданий различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) - применяет-ся прежде всего на государственных предприятиях; индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных со-циально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы. Разъясняя студентам, как функционирует национальная экономи-ка. В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море, “Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер -- это заинтересованность. Руль -- государственное регу-лирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию”.Третий принцип: осуществление государством политики "эффек-тивного спроса".Дж. Кейнс в труде “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) исследовал причины спадов про-изводства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недо-статочности покупательского спроса на предметы личного потребле-ния и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увели-чения спроса на полезные блага: у людей уменьшается “склонность к потреблению” и усиливается “стремление к сбережениям”. Дж. Кейнс утверждал: “Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”. Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем “эффективного спроса”, ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестици-онные товары (средства производства). Новым в экономической теории стало то, что кейнсианство впе-рвые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируе-мые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.Внутри страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G: Е = С + i + G .Вот как выглядит структура всех расходов (используемый валовой внутренний продукт) в некоторых странах (табл. 2.).Таблица 2. Планируемые расходы в некоторых странах, %|
Страны и год | ВВП | Потребление домашних хозяйсти С | Валовые инвестиции i | Государствен-ные закупки G | | США (1993) | 100 | 69 | 13 | 18 | | Япония (1992) | 100 | 57 | 34 | 9 | | Россия (1993) | 100 | 48 | 31 | 21 | | | Чтобы выделить отдельно все государственные расходы (спрос го-сударства), требуется расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления: С = У - Т.Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располага-емого дохода. Располагаемый доход (У - Т) -- это совокупный доход У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый доход -- то, чем население может самостоятельно распорядиться.Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следую-щая сумма переменных величин (из состава Е - всех планируемых расходов): Т + G.После проведенного анализа можно подвести его итоги. Стало оче-видно, что совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части:Е = (У- Т ) + i + ( Т +С).Это позволяет определить три направления государственной поли-тики эффективного спроса: 1) увеличение спроса населения на предметы потребления (следст-вием этого является рост занятости); 2) расширение спроса предпринимателей на инвестиционные това-ры (это ведет к увеличению производства и занятости); 3) рост государственных расходов на экономические и социальные цели.Кейнсианское учение не ограничилось определением направлений политики эффективного спроса.Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные макроэкономические модели, которые необходимы для управ-ления национальным хозяйством.Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это осо-бенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количествен-ной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло “первую страницу” в эконометрическом анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы.Впервые стали применяться агрегированные экономические величи-ны, суммарно охватывающие все национальное хозяйство. Были выделены независимые переменные величины, которые не под-даются непосредственному воздействию государства (склонность насе-ления к потреблению и накоплению, ставка процента и др.). Обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независи-мые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.п.). Установлены количественные связи указанных двух групп изменчи-вых величин в математических моделях.Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством наци-ональное хозяйство. Он исследовал закономерные коли-чественные связи макроэкономических величин - совокупных капита-ловложений и национального дохода; инвестиций и занятости населе-ния; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Кейнс стремился найти переменные величины, поддающиеся контролю или управлению со стороны властей в рамках существующей хозяйственной системы. Он широко использовал “категории ожиданий” (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный харак-тер и необходимы для экономического прогнозирования.Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости). Одна из них отражает зависимость ставки процента r от дохода У: r= F(У). Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.На рисунке 1.6 показана прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост доходов населения с У1 до У2 увеличивает банковский спрос па деньги, а стало быть, повышает ставку процента с r1 до r2. Ставка процента rРис. 1.6. Кривая ставки процентаДругая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. (см. рис. 1.7).Рис. 1.7. Кривая инвестиций.На рисунке 1.7 мы видим, что увеличение нормы процента с r1 до r2 уменьшает соответственно объем инвестиций с i(r2) до i(r1).Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффектив-ность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым -- на эффективный спрос.Объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвести-ций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь выражает особый коэффициент - мультипликатор (лат. multiplicator - умножающий). Кейнс так охаракте-ризовал мультипликатор инвестиций: “Когда происходит прирост об-щей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций”. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым -- к повышению потребительского спроса.Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цеп-ной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызы-вают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и т.д.).Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государствен-ного регулирования легли в основу социально-экономической полити-ки правительств США, Англии и других западных стран, которая про-водилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название плани-руемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие ре-зультаты: это был наибольший период бескризисного развития миро-вой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Со-вершенно новыми были и ее социальные результаты.2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.2.1. Государство в экономической системе общества и его функции.Деятельность государства в рыночной экономике должна быть направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.[5]Выявление роли государства в экономике связано с раскрыти-ем его функций. Функция государства -- это совокупность направленных на достижение определенных целей и задач вза-имосвязанных действий, осуществляемых государством и со-зданными при его участии организациями.[3]В рыночной экономике основными функциями государства являются:-- правовая, регламентирующая порядок организации пред-принимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами;-- протекционистская, обеспечивающая создание благоприят-ных возможностей для развития национальной экономики или от-дельных секторов и отраслей экономики;-- стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер;-- хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности, объек-тов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (про-изводство общественных товаров, распределение ресурсов и т. д.);-- перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций;-- социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными ма-териальными условиями, традициями, соотношением классовых сил.Следует подчеркнуть, что состав и содержание этих функций -- динамические характеристики, сопряженные с качественными изменениями в условиях и задачах ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.Обострение социально-экономических проблем, наиболее рель-ефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х годов XX столетия, обусловило смену парадигмы государственного участия в экономике. Оно дополняется новой функцией -- стаби-лизатора общественного воспроизводства.Потребность в ней обусловливается необходимостью компен-сации "провалов" рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирование экономического роста, обеспе-чение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной струк-туре производства, противодействие инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в эко-номике: регулирование социальных последствий циклических пе-репадов производства; активная региональная политика, позволя-ющая сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; вне-дрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрас-ли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций. Заметно усложняется перераспределительная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание госаппарата, обороноспо-собность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель -- способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Особо выделяется задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обес-печить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельно-сти.Особое значение приобретает хозяйственная функция, в части, связанной с производством общественных товаров. Они являют-ся объектом потребностей, которые не выражаются через плате-жеспособный спрос. Общественные товары отличаются от част-ных тем, что, во-первых, в их потреблении участвуют все граж-дане без исключения; во-вторых, они предоставляются гражданам на равных началах. Важным направлением деятельности государства становится регулирование внешних эффектов. Таковыми признаются эффек-ты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц (не являющихся продавцами и покупателями) не от-ражается в цене этого блага. Примером внешнего эффекта явля-ется загрязнение окружающей среды металлургическим комбина-том, который выбрасывает в атмосферу различные загрязняющие вещества. Не находя отражения в рыночном механизме цено-образования, внешние эффекты приводят к снижению эффектив-ности его работы и к неоптимальному размещению благ в эконо-мике. Отсюда потребность в государственном вмешательстве. Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение. в 60-х годах XX века в качестве самостоятельной -- социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструк-тура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодет-ных семей, безработных); многообразные отношения между тру-дом и капиталом. Необходимость участия государства в регули-ровании социально-трудовых отношений обусловливается двумя основными потребностями.Первая -- потребность в компенсации ограниченных возмож-ностей внутрихозяйственного управления в балансировании инте-ресов собственников (предпринимателей) и производственного персонала. Роль государства проявляется в организационной, пра-вовой, финансовой поддержке реализуемых на уровне компаний преобразований, связанных с созданием и функционированием собственности занятых, с подключением производственного пер-сонала к участию в прибылях, с формированием и развитием партисипативного управления.Вторая потребность -- в создании стимулов для устойчивой ориентации предпринимательской деятельности на достижение общественных целей и задач. Это достигается, например, посред-ством предоставления инвестиций, государственных заказов пред-принимателям при выполнении ими определенных обязательств.Неотъемлемый компонент хозяйственной функции государства в рыночной экономике -- управление "своей" собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и от-чуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способ-ствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности.Изначальная слабость рыночного механизма, неустойчивость переходной экономики -- причины того, что государство должно инициировать постановку и брать на себя решение задач, которые в иных условиях реализуются преимущественно с помощью ры-ночного механизма. Отсюда повышенная роль государства в осу-ществлении перемен в отраслевой и региональной структуре эко-номики, ее финансовой и инвестиционной сферах.Главным в содержании трансформационного процесса является разгосударствление экономики, т. е. устранение монополии госу-дарства во всех сферах жизни общества. Его основными направ-лениями выступают: 1) создание негосударственного сектора; 2) замена административ-но устанавли-ваемых хозяйственных связей взаимовыгодными ры-ночными; 3) либерализации цен, валютного рынка, внешней тор-говли; 4) децентрализация функций госу-дарственного управления; 5) формирование механизма государственного регу-лирования эко-номики с доминированием экономических методов воздействия.2.2. Формы государственного регулирования экономики.Формы госрегулирования экономики, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следую-щие формы государственного регулирования экономики:1. Государственное прогнозирование и программирование эко-номики -- разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государ-ства; 2) степени охвата экономики-страны.2. Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и на-логового регулирования обеспечивается государственное потреб-ление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.3. Государственное потребление -- правительственные закуп-ки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупно-го спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повы-шению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в раз-витых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20--30% всех покупок. 4. Государственный заказ привлекает компании гарантирован-ным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью ис-пользовать промышленное и исследовательское оборудование, при-надлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредит-ных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание пе-регрева экономики.5. Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная пере-стройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кри-зис; поддержка деятельности малорентабельных пред-приятий и отраслей; сглажи-вание диспропорций в социально-экономическом развитии отдель-ных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, иннова-ционного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целя-ми: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление бан-ковской системы.7. Приватизация и национализация собственности -- формы государственного регулирования, применяемые для решения ком-плекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позво-ляет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распре-деления части акций предприятий между их ра-ботниками); повысить эффективность использования обществен-ного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.2.3. Методы и инструменты государственного воздействия на рыночную экономикуВажный компонент механизма -- его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государ-ственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на эконо-мику.По характеру действия выделяют методы административные и экономические. [6]Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введе-ние лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных парамет-ров хозяйственной деятельности (минимального размера уставно-го капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, веде-ния и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются фор-мализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйству-ющими субъектами вариантов действий.Экономические методы призваны учесть многообразие инте-ресов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное нало-гообложение и др. Эти методы могут быть как формализованны-ми, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствую-щими субъектами вариантов действий, но и на процес-сы формирования ими целей экономической деятельности, явля-ются средообразующими.По способу применения различают методы прямого и косвен-ного воздействия.Методы прямого воздействия предполагают такое регулиро-вание экономики, при котором государство в инициативном поряд-ке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает про-филь и направления деятельности казенных предприятий, утверж-дает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операци-ями, устанавливает цены на их продукцию; проводит администра-тивное разделение монополистических объединений; принудитель-но приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществ-ляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. По-средством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспече-ния. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, соци-ального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское стра-хование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (по-мощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвали-дам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кре-дитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенно-го уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (вве-дение системы тарифов и квот) политику госу-дарства.Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики госу-дарства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком -- определен-ный временной лаг между разработкой и применением государ-ством соответствующих мер и полученными изменениями в пове-дении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэко-номическую политику государства.Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные нало-говые льготы. Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расши-рение или ограничение кредита через ме-ханизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.В рамках бюджетной политики государство оказывает косвен-ное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, до-таций и субсидий на подготовку управляющих и др.Государственное регулирование цен, осуществляемое с помо-щью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически -- через соотношение между спросом и пред-ложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмисси-онная, направленная на ограничение денежной массы в обраще-нии, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, сни-жение налоговых ставок и др.).Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностран-ных инвестиций и др.Реализация функций, форм, методов государственного регули-рования осуществляется посредством экономической политики государства.2.4. Экономическая политика государстваЭкономическая политика государства -- это проводимая государством генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, совокупность поставленных целей развития национальной экономики и вы-бранных средств их достижения. [2]Средствами достижения целей выступают методы и инстру-менты государственного регулирования. Их применение связано с мобилизацией и использованием государством определенных ма-териальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов. Неотъемлемым компонентом экономической политики являют-ся принципы ее разработки и осуществления. К важнейшим мо-гут быть отнесены следующие принципы:-- научности. Политика должна основываться на научном ана-лизе объективных экономических отношений, присущих им зако-нов, общемировых тенденций общественного развития и специфи-ческих условий конкретной страны;-- реалистичности. Учет реальных для планируемого перио-да возможностей развития и продуктивного использования эконо-мического потенциала страны -- необходимая предпосылка успеш-ности политики;-- сценарного подхода. Обеспечивается проработкой вариантов измене-ний условий и факторов, определяющих ключевые парамет-ры экономики;-- увязки текущих, среднесрочных и долговременных целей раз-вития национальной экономики. Его реализация предполагает со-четание концептуаль-ного видения будущего состояния экономики с конкретизацией рубежей, достигаемых ею на каждом этапе реа-лизации экономической политики;-- системности преобразований, т.е. их взаимосвязанного осу-ществления. Это необходимо для обеспечения управляемости эко-номики, достижения синергетического эффекта.Экономическая политика отражает не только объективные ус-ловия и тенденции развития народного хозяйства. Важными ее детерминантами выступают состояние политической системы об-щества (состав и сила политических партий, программы их действий), традиции и ценностные ориентации населения, характер внешнеполитических отношений страны.Особенности экономической политики российского государства связаны, например, с необходимостью преодоления привычных стереотипов поведения экономических субъектов, сформировав-шихся в условиях прежней административно-командной системы хозяйствования; создания единых для всех условий деятельности; повышения роли факторов интенсивного типа в резуль-татах общественного производства и др.Сложная структура экономической системы, многообразие целей, объектов и форм госрегулирования обуслов-ливают разработку множества видов экономической политики. В их числе - политика занятости, доходов, промышленная, антиин-фляционная, антимонопольная, социальная политика.Основные цели промышленной политики в современной России состоят в обеспечении: структурной перестройки индустриально-го сектора путем поощрения перспективных и сворачивания убы-точных отраслей; приоритетного развития конечных, высокотех-нологичных и наукоемких производств; институциональной поддерж-ки процессов перепрофилирования отраслей и предприятий обо-ронного комплекса на выпуск гражданской продукции; содействия формированию и развитию финансово-промышленных групп, способных успешно конкурировать на мировых рынках товаров и услуг.В качестве инструментов реализации этих целей могут быть использованы: прямые государственные инвестиции, предоставля-емые по конкурсу и направляемые на техническое обновление и реструктуризацию промышленных предприятий, играющих клю-чевую роль в национальной экономике, региональных формирова-ниях; долевое финансирование капитало-ем-ких инвестиционных проектов; конверсионные кредиты; налого-вые льготы предприятиям, способным обеспечить выпуск импортозаменяющей продукции, а также экспорт продукции перерабатывающей промышленности и др.Повышение эффективности хозяйствования промышленных предприятий невозможно без развития конкурентной среды. По-этому осуществление промышленной политики взаимосвязано с мерами по демонополизации производства. Целями антимонополь-ной политики государства являются: оптимизация соотношения предприятий, различающихся по масштабам деятельности; дина-мичное развитие малого бизнеса в производственном секторе экономики; организация контроля за финансовыми потоками в сфе-ре естественных монополий; снижение пороговых барьеров для входа в отрасль новых предприниматель-ских структур; оптимальное использование ресурсов; равномерное распределение доходов и др.Реализация этой политики требует применения комплекса вза-имосвязанных мер: финансовых, информационных и кон-сультационных правовых на основе совершенствования антимо-нопольного законодательства3. Особенности государственного регулирования экономики в России.В оценке роли российского государства в переходной эконо-мике необходимо учесть ее специфику. Последняя в существенной степени определяется историческими особенностями страны, чер-тами общественного устройства и культурных традиций: повышен-ной ролью государства в регулировании общественных отношений, устойчивостью представлений об ограниченности сфер функцио-нирования частного капитала, широкомасштабной практикой кол-лективных (артельных) форм труда. Важно учесть и особенности действия экономических факто-ров, оказывающих на трансформационные процессы как негатив-ное, сдерживающее влияние, так и позитивное. [1] К первым, напри-мер, относятся: высочайшая степень монополизации производства, изначальное отсутствие слоя частных предпринимателей -- носи-телей определенных ценностных ориентации и экономических интересов, разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, Совета Экономической Взаимопомощи, низкая конкурентоспособность отечественной продукции и др. Ко вторым следует отнести в первую очередь уникальный состав и объем естествен-ных ресурсов, которыми располагает Россия, высокую конкурен-тоспособность ее систем образования и фундаментальных научных исследований, наличие в отдельных сферах экономики (например, в аэрокосмической промышленности) технологий, зачастую не имеющих мировых аналогов.Ориентация с самого начала экономических реформ в России на создание либеральной рыночной экономики дала явно отрицательные результаты. В 1992 году российским Правительством был сделан выбор в пользу самого быстрого перехода от одной крайности (командной системы) к проти-воположной (либеральной рыночной экономике). Реформаторы обо-сновывали свой выбор, исходя из классической либеральной и неоклас-сической модели рыночного саморегулирования. Весь расчет строился на том, что так называемая невидимая рука -- свободный рынок -- возь-мет на себя все бремя хозяйственного механизма.Однако нам хорошо известно, что в 1992 г. в нашей стране появились лишь первые зачатки рыночных отношений, не принявших цивилизо-ванную форму. Что касается конкурентного рынка, способного регули-ровать хозяйственные связи, то он появится, по-видимому, не скоро. По официальным данным за 1992--1994 гг., существенно усилилась дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения к концу 1994 г. превышали доходы 10% наименее обеспеченного населе-ния в 14--15 раз, в то время как в 1991 г. этот показатель не превышал 4,5 раз. Вместе с тем общепризнанно, что соотношение децильных ко-эффициентов 10:1 является показателем социального неблагополучия.В статистике применяется еще один показатель дифференциации доходов среди населения: выделяется пять 20%-ных групп с разными размерами доходов. Динамика этого показателя в последние годы в России отображена в данных таблицы 3.Т а б л и ц а 3. Распределение общего объема денежных доходен населения в 1992-1995 г. (%)|
Денежные доходы по 20%-иым группам населения | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | | Первая (с наименьшими доходами) | 6,0 | 5,8 | 5,3 | 5,5 | | Вторая | 11,6 | 11,1 | 10,2 | 10,2 | | Третья | 17.6 | 16,7 | 15,2 | 15,0 | | Четвертая | 26,5 | 24,8 | 23,0 | 22,4 | | Пятая (с наивысшими доходами) | 38.3 | 41,6 | 46,3 | 46,9 | | | Данные таблицы 3 свидетельствуют, во-первых, о том, что в 1992--1995 гг. в той или иной мере уменьшился удельный вес первых четырех групп в общей сумме денежных доходов населения.Это уменьшение составило от 1 до 4 процентных пунктов. Во-вто-рых, значительно возросла доля пятой группы: с 38,3 до 46,9%. Это означает, что в ней произошла существенная концентрация доходов. В-третьих, резко усилилась неравномерность распределения денежных доходов в нашей стране. Если у 40% населения с наименьшими дохо-дами душевой доход здесь в 1995 г. был в 2,5 раза ниже среднего уровня (для всех групп), то у 20% населения из пятой группы душевой доход в 2,3 раза превысил средний уровень.Таким образом, либеральная рыночная экономика принципиально не может гарантировать реализацию права человека на достойную жизнь. Она имеет тенденцию углублять неравенство в распределении доходов между гражданами. В результате возникает и усиливается со-циальная нестабильность в обществе.Мы находимся сейчас в самом начале пути к новой системе регулирования национального хозяйства России. В связи с этим приходится говорить о стартовом отрезке еще не пройденной дороги и о нерешенных проблемах, исходной из которых является проблема выбора макроэкономическими регулятора.[6]Другой проблемой преобразования системы управления в России является определение отношения к институтам плановой организации народною хозяйства.Народное хозяйство развивается прежде всего по объектив-ным экономическим законам. Первую роль здесь играет закон пропор-ционального развития макроэкономики, который требу-ет увязки и сбалансированности всех народнохозяйственных пропор-ций. Это означает, как минимум, что без научно поставленного прогно-зирования нельзя обеспечить управление всем хозяйственным механиз-мом. Невозможно составить государственный бюджет -- финансовый план государства на предстоящий год.Важнейшей проблемой преобразования системы управления ста-ла задача создать “российскую модель” экономики, которая, по замыслу Правительства, соответствует национальным традициям, что предпо-лагает выполнение государством важной роли в хозяйственной жизни и наличие социальной ориентации экономики.По мнению Правительства, в первую очередь надо наладить управляемость макроэкономики. Для этого требуется направить государст-венную деятельность по следующим каналам:а) придать преобразованиям макрорегулятора институциональное направление, т.е. создать государственные и иные институты (органы), которые усиливают управляемость национальной экономикой;б) восстановить управление государственными предприятиями, в частности создать казенные предприятия (прямо подчиненные Прави-тельству), перевести часть предприятий на полный коммерческий рас-чет (здесь государство назначает руководителей фирм), расширить управление предприятиями через акционерную;в) сделать экономику социально ориентированной. В ста-тье 7 Конституции РФ конкретно указаны обязанности такого “со-циального государства”.Однако реформы, сопровождающиеся кризисным спадом экономи-ки, не дали желаемых социальных результатов. В 1992--1996 гг. про-изошло невиданное в мирное время падение уровня жизни народа. Об этом достаточно красноречиво говорят две цифры. По уровню потреб-ления населением продуктов питания страна откатилась назад на 33 года. Реальная заработная плата в 1994 г, составляла только 36% к уровню декабря 1990г.Наконец, серьезной проблемой является установление эффек-тивных методов экономического регулирования. 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отвечая поставленным в данной работе целям и задачам, мы рассмотрели необходимость государственного регулирования экономики на современном этапе развития общественно-экономических отношений. Нами были проанализированы два варианта государственного регулирования смешанной экономики - кейнсианский (неокейнсианский) и неоклассический, получивших развитие в той или иной форме в разные периоды ХХ века. Однако необходимо отметить, что подобное разделение в известной мере условно и схематично, т.к. на практике зачастую наблюдается сближение или даже сращивание этих двух подходов к проблеме стимулирования и регулирования экономики. В результате рассмотрения интересующей нас темы, мы определили достоинства и недостатки рыночного механизма. Достоинство заключается в саморегуляции посредством соотношения спроса, предложения и цен. Любое изменение в каком-либо звене, нарушающем его равновесие, передается по всей системе, приводит к изменениям в других звеньях и восстановлению равновесия. Однако рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции и равновесных ценах, имеет недостатки. Так свободная рыночная экономика в силу имманентных ей законов неизбежно в ходе своего развития ведет к концентрации производства и образованию монополии, нарушающих механизм свободного ценообразования. Рыночный механизм ведет также к дифференциации производителей, к расслоению членов общества по уровню доходов. В результате цели рыночного хозяйства не достигаются. Следовательно, необходимы механизмы нейтрализации монополизма, социальной защиты населения и т.д., что и достигается с помощью государственного регулирования. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия.Литература: 1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.-М., Финансы и статистика, 1997. 2. Курс экономики: Учебник / Под ред.Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Общая экономическая теория / Под ред. Корогодина. - Воронеж, Изд. ВГУ, 2000. - с.321. 4. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М., 1997. 5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2001. - 448 с. 6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Ю.И.Хаустова. - Воронеж, Изд. ВГУ 1998.
|
|