БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики

36

36

Курсовая работа

«Государственное регулирование экономики»

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и

необходимость государственного вмешательства в экономику….4

1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического

управления……………………………………………………………..4

1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение

доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования……..5

1.3. Государственное регулирование экономики и его

необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………..11

2. Основные формы и методы государственного

регулирования экономики………………………………………….21

2.1. Государство в экономической системе общества и его функции..21

2.2. Формы государственного регулирования экономики…………….25

2.3. Методы и инструменты государственного воздействия

на рыночную экономику…………………………………………….26

2.4. Экономическая политика государства……………………………..29

3. Особенности государственного регулирования

экономики в России…………………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………..36

Литература………………………………………………………………...37

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы представляет несомненный интерес ввиду того, что современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование.

В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция "смешанной экономики" получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включаещего предпринимателей.

Смешанная экономика характеризуется многообразием отношений собственности, которые реализуются соответственно в множестве форм хозяйствования. Важным показателем смешанного характера экономической системы являются степень и формы государственного в экономику, его эффективность, что во многом определяет результативность экономического развития. Вопросу качества государственного регулирования экономики уделяется огромное внимание в высокоразвитых странах.

В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных теорий, показать необходимость государственного вмешательства в экономтку, а также, в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия, выделив особенности экономического развития.

1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику.

1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического управления.

Объектами управления являются 3 макроэкономические структуры. Во-первых, это совокупное производство: общая совокупность пред-приятий, создающих все многообразие благ. Вo-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт: вся сумма благ (продуктов и услуг), изготовленных и стране за определенный период. В-третьих, сюда относятся совокупные потребности: общая сумма потребностей всех членов общества.

Эти макроэкономические структуры представлены в виде трех круговых диаграмм (рис. 1.1). [3]

Рис. 1.1. Микроэкономические структуры общества

Между всеми объектами управления прежде всего существует пря-мая связь, состоящая в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался совокупный общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества. Обратная связь проявляется в том, что воз-росшие совокупные потребности влияют на изменение структуры со-вокупного общественного продукта, что позволяет осуществлять струк-турные изменения в общественном производстве.

Выяснение этих прямых и обратных связей, позволяет обнаружить главную цель макроэкономического регулирования. Его целью являет-ся постоянное поддержание народнохозяйственной пропорциональнос-ти. Речь идет о двух взаимосвязанных соотношениях.

1. Для нормального снабжения общества материальными условия-ми его жизнедеятельности необходимо обеспечивать равенство объ-емов: производства всех благ; совокупного общественного продукта; совокупных потребностей общества.

2. Одновременно необходимо обеспечить соответствие друг другу структур: общественного производства (его отраслевого состава); совокупного общественного продукта (его разбивки на виды благ); общественных потребностей (их расчленения на разнообразные виды).

Если данные соотношения не соблюдаются, возникают различные дисбалансы. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Этот закон отражает не за-висимое от воли и желания люден условие существования нормальной народнохозяйственной системы, а именно, необходимость постоянного поддержания соответствия друг другу объемов и структуры совокуп-ных величин производства, общественного продукта и потребностей.

Нарушения закона пропорционального развития макроэкономики проявляются в известных нам видах макроэкономического неравнове-сия: а) структурных кризисах (несоответствии элементного состава производства и совокупных потребностей); б) экономических кризи-сах перепроизводства (превышении объема всего производства над совокупным объемом платежеспособных потребностей); в) массовой безработице (уменьшении спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда); г) инфляции (превышении предложе-ния денег над их спросом).

1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение

доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования.

Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка и потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами.

Макроэкономический регулятор - это общественный способ орга-низации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет сле-дующие функции: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев эко-номики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.

Регулятор макроэкономики начинает действовать при наличии оп-ределенных объективных предпосылок, в частности -- в условиях еди-ного национального хозяйства. [4] Впервые такие условия создало разви-тое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом плац-дарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механиз-ма -- рыночный.

В условиях товарно-рыночного хозяйства специфи-ческой формой взаимоувязки хозяйственных пропор-ций служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального раз-вития народного хозяйства выступает в специфичес-кой форме -- как закон равновесия макроэкономического спроса и макро-экономического предложения.

Макроэкономический спрос -- это сумма денег, которую члены обще-ства готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов: уровня цен; доходов населения; распределения доходов на потребление (текущий спрос) и на-копление (спрос, отложенный на будущее); налогов (части доходов, отданных государству); государственных закупок (спроса государства); предложения денег со стороны кредитных учреждений.

Макроэкономическое предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения опре-деляется такими факторами: уровнем рыночных цен; потенциально возможным объемом производства в стране; уровнем издержек производства продукции; коммерческой выгодой ее выпуска.

Между макроэкономическим спросом и макроэкономическим предложением существуют определенные взаимосвязи. Они выступают в виде сквозных взаимозависимостей.

Объекты регулирования в масштабе всего рыночного хозяйства можно графически отобразить в виде двух круговых диаграмм (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Макроэкономические пропорции рыночного хозяйства.

Закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономичес-кого предложения стал действовать в полной мере в условиях классичес-кого капитализма, когда доминировала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII--XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит, который выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирова-ния.

Первое положение -- о невмешательстве государства в регулирова-ние рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку laissez faire (фр. -- “Пусть все идет своим чередом”). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общест-венные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и ее стимулирования, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой.

Второе положение -- о "невидимой руке”, которая как бы “подталкивает” всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выго-де предприниматель “невидимой рукой” направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. “Невидимой рукой” является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-либо конкретный платежеспособный спрос, материально заин-тересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребнос-тей общества.

Третье положение -- о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает в себя прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом.

Прямая связь заключается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Од-нако в условиях классического капитализма единоличные производи-тели, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросов. Поэтому связь, стихийно складывающаяся между производством (предложением) и спросом, может часто давать “сбои”, не достигая поставленной цели.

Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в произ-водственные действия предпринимателей: они переключаются на вы-пуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и явля-ются более выгодными.

Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечива-ется равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б.Сей, счи-тавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал закон рынкам, согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Сею приписывают изречение: “предложение порождает свой собственный спрос”. Однако “закон Сея” безусловно верен только для бартерной. Когда же имеет место обращение "товар - деньги - товар", автоматическое равенство объема предложе-ния и объема спроса чаще всего не устанавливается.

Неоклассики предприняли попытку “спасти” закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за опре-деленный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы “следит” за тем, что-бы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента, который устанавливается в зависи-мости от соотношения предложения денег и спроса на них, регулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций.

Модель классической саморегулирующейся рыночной экономики наглядно отображена на рисунке 1.3.

Рис. 1.3. Модель саморегулирующейся экономики.

Представим себе гигантскую ванну. В ней объем “воды” (ее “запас”) соответствует объему выпускаемой продукции и занятости рабочей силы. Сливная труба изображает поток сбережений населения Сб. Кран обозначает ставку процента Пц , которая соединяет поток сбережений и поток инвестиций И, пополняющий ванну.

Согласно этой схеме, “закон рынка” обеспечивает равенство объемов предложения и спроса (значит, невозможны экономические кризисы); сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную заня-тость рабочей силы (безработица исключается). Так - чисто теоре-тически, умозрительно - неоклассики решили проблему достижения стабильного (пропорционального) развития рыночной экономики.

Наряду с этой проблемой неоклассики задались и другим важным вопросом: способен ли рынок обеспечить социальную стабильность общества, связанную с распределением доходов? Этот же вопрос можно поставить следующим образом: по каким принципам должен распределяться совокупный доход общества (валовой национальный продукт, национальный доход) среди всех граждан?

По этому вопросу высказываются две прямо противо-положные точки зрения. Согласно одной из них, распреде-ление всего дохода общества должно основываться на принципах равен-ства и справедливости. Идею такого уравнительного распределения можно наглядно представить в виде графика (рис. 1.4).

Семьи, %

Рис. 1.4. Равномерное распределение дохода среди всех семей.

График на рисунке 1.4 показывает абсолютное равенство в распределении дохода в обществе. Как видно, любой данный процент семей получает соответствующую долю дохода (20% семей имеют 20% дохода, 40% семей -- 40% дохода и т.д.). По-видимому, такое распределение теоретически предопределяет социальную стабильность общества.

Сторонники либеральной рыночной экономики исповедуют диамет-рально противоположные взгляды. Распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедли-вости. Рыночная система -- это такой хозяйственный механизм, кото-рый не может обладать какой-либо “совестью”, он не является носите-лем моральных норм, т.е. равенство (“справедливость”) в распределении доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее. Неравенство в распределении графически изображается с помощью кривой Лоренца (рис. 1.5.)

Семей, %

Рис. 1.5. Кривая Лоренца.

Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого нера-венства в распределении дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей -- 40% всего дохода и т.д.).

На основе данных кривой Лоренца определяется так называемый децильный (лат. decem -- десять) коэффициент. Этот коэффициент показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных.

Для либеральной рыночной экономики как таковой характерна тенденция к углублению неравенства в распределении общественного дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальная дифференциация населения. Это приводит к тому, что значительная часть населения опускается ниже официально признанной черты бедности.

1.3. Государственное регулирование экономики и его необходимость.

Кейнсианство и неокейнсианство.

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. [5] Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. Далее мы рассмотрим исторический процесс появления необходимости госрегулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике.

Механизм рыночного саморегулирования имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых това-ровладельцев. Во-вторых, при условии развития свободной конкурен-ции. В-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.

Но в начале XX в. на рынке произошел полный переворот в резуль-тате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало ха-рактерно господство в производстве и обращении крупного корпора-тивного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъек-ты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирова-ния поведения продавцов и покупателей На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (ус-таревших положений) классической и неоклассической экономической теории.

Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не может обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупно-го спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует “чистая” и “совершенная” конкуренция. Таким образом все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место "несовершенная" конку-ренция. Это означает широкое распространение естест-венных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промыш-ленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.

Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в состо-янии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. На-стало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.

И вот государство взяло на себя все бремя ответственности за выход из глубокой экономической пропасти. Так в США президент Рузвельт получил чрезвычайные полно-мочия для проведения “нового курса” экономической политики. Этот курс (1933--1938) включал в себя следующие меры госу-дарственного регулирования макроэкономики.

1. Государство спасло кредитную систему от полного развала благо-даря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения.

2. Было снижено бремя долгов граждан на 40% с помощью обесце-нения денег (за долги расплачивались потерявшими прежнюю стои-мость долларами).

3. Закон о восстановлении промышленности (1933) предусмотрел введение в практику “кодексов честной конкуренции”, устанав-ливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д.

4. Закон о регулировании сельского хозяйства (1933) предусмотрел повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения.

5. В интересах сокращения безработицы правительство организова-ло общественные работы.

6. Для преодоления обнищания трудящихся было введено регули-рование заработной платы. Впервые введен прожиточный минимум и установлена минимальная заработная плата. Государство стало оказы-вать материальную помощь обедневшим слоям населения.

На практике была доказана высокая эффективность антикризис-ной политики государства. Итак, в 30-е годы на Западе был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новому хозяйственному механизму регулирования национальной экономики, призванному спасти господствующую социально-экономическую сис-тему от гибельных потрясений. Непременным компонентом перехода к качественно иному макрорегулятору стал переворот в неоклассичес-ком направлении экономической теории.

Выдающийся английский экономист Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma - образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, став-ших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической тео-рии - макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка. Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от класси-ков и неоклассиков в вопросе о макроэкономическом регуляторе?

Первый принцип: регулятором национальной экономики в целом яв-ляется не рынок, а государство.

Основные отличия государственного регулятора от рыночного ото-бражены ниже в таблице 1.

Таблица 1.

Признаки рыночного и государственного регулятора экономики.

Рыночный регулятор

Государственный регулятор

Хозяйственные решения (что, как и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и интересах фирм и домашних хозяйств

Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы

Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами и домашним хозяйствами

Управление национальным хозяйством строится но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами)

Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах

Иерархические связи (в порядке подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.)

Помимо политических функций государство осуществляет также экономические функции.

Оно становится ведущим субъектом национальной экономики, на-деленном своей собственностью. На этой основе образуется, как из-вестно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создает-ся двумя путями:

а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников;

б) через создание предприятий новейших отраслей промышленнос-ти, порожденных НТР за счет инвестиций.

Второй принцип: прогнозирование и планирование национальной эко-номики.

Основой государственного регулирования являются научные про-гнозы социально-экономического развития страны на один год, средне-срочную (3--5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропор-циональности, определяемой с помощью национальных счетов и меж-отраслевых балансов.

Как правило, имеется три варианта прогноза:

-- пессимистический (с наименьшими по величине показателями);

-- оптимистический (с наибольшими значениями показателей);

-- базовый (с более реалистическими показателями). Он принима-ется за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и за-дачи экономического и социального развития страны.

По степени жест-кости плановых заданий различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) - применяет-ся прежде всего на государственных предприятиях; индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных со-циально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.

Разъясняя студентам, как функционирует национальная экономи-ка. В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море, “Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер -- это заинтересованность. Руль -- государственное регу-лирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию”.

Третий принцип: осуществление государством политики "эффек-тивного спроса".

Дж. Кейнс в труде “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) исследовал причины спадов про-изводства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недо-статочности покупательского спроса на предметы личного потребле-ния и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увели-чения спроса на полезные блага: у людей уменьшается “склонность к потреблению” и усиливается “стремление к сбережениям”. Дж. Кейнс утверждал: “Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”.

Центральная задача государства, по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем “эффективного спроса”, ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестици-онные товары (средства производства).

Новым в экономической теории стало то, что кейнсианство впе-рвые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируе-мые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.

Внутри страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G: Е = С + i + G .

Вот как выглядит структура всех расходов (используемый валовой внутренний продукт) в некоторых странах (табл. 2.).

Таблица 2.

Планируемые расходы в некоторых странах, %

Страны и год

ВВП

Потребление домашних хозяйсти С

Валовые

инвестиции i

Государствен-ные закупки G

США (1993)

100

69

13

18

Япония (1992)

100

57

34

9

Россия (1993)

100

48

31

21

Чтобы выделить отдельно все государственные расходы (спрос го-сударства), требуется расшифровать потребление домашних хозяйств С. Надо вычесть из суммы доходов У налоги государства Г. При этом определяется так называемая функция потребления: С = У - Т.

Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располага-емого дохода. Располагаемый доход (У - Т) -- это совокупный доход У за вычетом налогов Г, т.е. располагаемый доход -- то, чем население может самостоятельно распорядиться.

Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следую-щая сумма переменных величин (из состава Е - всех планируемых расходов): Т + G.

После проведенного анализа можно подвести его итоги. Стало оче-видно, что совокупный спрос (планируемые расходы) распадается на три части:

Е = (У- Т ) + i + ( Т +С).

Это позволяет определить три направления государственной поли-тики эффективного спроса: 1) увеличение спроса населения на предметы потребления (следст-вием этого является рост занятости); 2) расширение спроса предпринимателей на инвестиционные това-ры (это ведет к увеличению производства и занятости); 3) рост государственных расходов на экономические и социальные цели.

Кейнсианское учение не ограничилось определением направлений политики эффективного спроса.

Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные макроэкономические модели, которые необходимы для управ-ления национальным хозяйством.

Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это осо-бенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточила внимание на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, не принимая в расчет количествен-ной стороны этого процесса. Кейнсианство открыло “первую страницу” в эконометрическом анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы.

Впервые стали применяться агрегированные экономические величи-ны, суммарно охватывающие все национальное хозяйство. Были выделены независимые переменные величины, которые не под-даются непосредственному воздействию государства (склонность насе-ления к потреблению и накоплению, ставка процента и др.). Обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независи-мые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.п.). Установлены количественные связи указанных двух групп изменчи-вых величин в математических моделях.

Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством наци-ональное хозяйство. Он исследовал закономерные коли-чественные связи макроэкономических величин - совокупных капита-ловложений и национального дохода; инвестиций и занятости населе-ния; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Кейнс стремился найти переменные величины, поддающиеся контролю или управлению со стороны властей в рамках существующей хозяйственной системы. Он широко использовал “категории ожиданий” (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный харак-тер и необходимы для экономического прогнозирования.

Кейнсианская теория выделила в качестве центральных три модели (функциональные зависимости). Одна из них отражает зависимость ставки процента r от дохода У: r= F(У). Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.

На рисунке 1.6 показана прямая зависимость ставки процента от дохода. Рост доходов населения с У1 до У2 увеличивает банковский спрос па деньги, а стало быть, повышает ставку процента с r1 до r2.

Ставка процента r

Рис. 1.6. Кривая ставки процента

Другая модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций. (см. рис. 1.7).

Рис. 1.7. Кривая инвестиций.

На рисунке 1.7 мы видим, что увеличение нормы процента с r1 до r2 уменьшает соответственно объем инвестиций с i(r2) до i(r1).

Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффектив-ность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым -- на эффективный спрос.

Объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвести-ций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь выражает особый коэффициент - мультипликатор (лат. multiplicator - умножающий). Кейнс так охаракте-ризовал мультипликатор инвестиций: “Когда происходит прирост об-щей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций”. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым -- к повышению потребительского спроса.

Этот мультипликационный эффект объясняется своеобразной цеп-ной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызы-вают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и т.д.).

Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государствен-ного регулирования легли в основу социально-экономической полити-ки правительств США, Англии и других западных стран, которая про-водилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название плани-руемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие ре-зультаты: это был наибольший период бескризисного развития миро-вой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Со-вершенно новыми были и ее социальные результаты.

2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.

2.1. Государство в экономической системе общества и его функции.

Деятельность государства в рыночной экономике должна быть направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.[5]

Выявление роли государства в экономике связано с раскрыти-ем его функций. Функция государства -- это совокупность направленных на достижение определенных целей и задач вза-имосвязанных действий, осуществляемых государством и со-зданными при его участии организациями.[3]

В рыночной экономике основными функциями государства являются:

-- правовая, регламентирующая порядок организации пред-принимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами;

-- протекционистская, обеспечивающая создание благоприят-ных возможностей для развития национальной экономики или от-дельных секторов и отраслей экономики;

-- стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер;

-- хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности, объек-тов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (про-изводство общественных товаров, распределение ресурсов и т. д.);

-- перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций;

-- социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными ма-териальными условиями, традициями, соотношением классовых сил.

Следует подчеркнуть, что состав и содержание этих функций -- динамические характеристики, сопряженные с качественными изменениями в условиях и задачах ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.

Обострение социально-экономических проблем, наиболее рель-ефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х годов XX столетия, обусловило смену парадигмы государственного участия в экономике. Оно дополняется новой функцией -- стаби-лизатора общественного воспроизводства.

Потребность в ней обусловливается необходимостью компен-сации "провалов" рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирование экономического роста, обеспе-чение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной струк-туре производства, противодействие инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в эко-номике: регулирование социальных последствий циклических пе-репадов производства; активная региональная политика, позволя-ющая сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; вне-дрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрас-ли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций.

Заметно усложняется перераспределительная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание госаппарата, обороноспо-собность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель -- способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Особо выделяется задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обес-печить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельно-сти.

Особое значение приобретает хозяйственная функция, в части, связанной с производством общественных товаров. Они являют-ся объектом потребностей, которые не выражаются через плате-жеспособный спрос. Общественные товары отличаются от част-ных тем, что, во-первых, в их потреблении участвуют все граж-дане без исключения; во-вторых, они предоставляются гражданам на равных началах.

Важным направлением деятельности государства становится регулирование внешних эффектов. Таковыми признаются эффек-ты производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц (не являющихся продавцами и покупателями) не от-ражается в цене этого блага. Примером внешнего эффекта явля-ется загрязнение окружающей среды металлургическим комбина-том, который выбрасывает в атмосферу различные загрязняющие вещества. Не находя отражения в рыночном механизме цено-образования, внешние эффекты приводят к снижению эффектив-ности его работы и к неоптимальному размещению благ в эконо-мике. Отсюда потребность в государственном вмешательстве.

Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение. в 60-х годах XX века в качестве самостоятельной -- социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструк-тура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодет-ных семей, безработных); многообразные отношения между тру-дом и капиталом. Необходимость участия государства в регули-ровании социально-трудовых отношений обусловливается двумя основными потребностями.

Первая -- потребность в компенсации ограниченных возмож-ностей внутрихозяйственного управления в балансировании инте-ресов собственников (предпринимателей) и производственного персонала. Роль государства проявляется в организационной, пра-вовой, финансовой поддержке реализуемых на уровне компаний преобразований, связанных с созданием и функционированием собственности занятых, с подключением производственного пер-сонала к участию в прибылях, с формированием и развитием партисипативного управления.

Вторая потребность -- в создании стимулов для устойчивой ориентации предпринимательской деятельности на достижение общественных целей и задач. Это достигается, например, посред-ством предоставления инвестиций, государственных заказов пред-принимателям при выполнении ими определенных обязательств.

Неотъемлемый компонент хозяйственной функции государства в рыночной экономике -- управление "своей" собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и от-чуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способ-ствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности.

Изначальная слабость рыночного механизма, неустойчивость переходной экономики -- причины того, что государство должно инициировать постановку и брать на себя решение задач, которые в иных условиях реализуются преимущественно с помощью ры-ночного механизма. Отсюда повышенная роль государства в осу-ществлении перемен в отраслевой и региональной структуре эко-номики, ее финансовой и инвестиционной сферах.

Главным в содержании трансформационного процесса является разгосударствление экономики, т. е. устранение монополии госу-дарства во всех сферах жизни общества. Его основными направ-лениями выступают: 1) создание негосударственного сектора; 2) замена административ-но устанавли-ваемых хозяйственных связей взаимовыгодными ры-ночными; 3) либерализации цен, валютного рынка, внешней тор-говли; 4) децентрализация функций госу-дарственного управления; 5) формирование механизма государственного регу-лирования эко-номики с доминированием экономических методов воздействия.

2.2. Формы государственного регулирования экономики.

Формы госрегулирования экономики, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следую-щие формы государственного регулирования экономики:

1. Государственное прогнозирование и программирование эко-номики -- разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государ-ства; 2) степени охвата экономики-страны.

2. Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и на-логового регулирования обеспечивается государственное потреб-ление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

3. Государственное потребление -- правительственные закуп-ки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупно-го спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повы-шению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в раз-витых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20--30% всех покупок.

4. Государственный заказ привлекает компании гарантирован-ным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью ис-пользовать промышленное и исследовательское оборудование, при-надлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредит-ных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание пе-регрева экономики.

5. Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная пере-стройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кри-зис; поддержка деятельности малорентабельных пред-приятий и отраслей; сглажи-вание диспропорций в социально-экономическом развитии отдель-ных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, иннова-ционного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целя-ми: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление бан-ковской системы.

7. Приватизация и национализация собственности -- формы государственного регулирования, применяемые для решения ком-плекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позво-ляет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распре-деления части акций предприятий между их ра-ботниками); повысить эффективность использования обществен-ного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

2.3. Методы и инструменты государственного воздействия

на рыночную экономику

Важный компонент механизма -- его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государ-ственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на эконо-мику.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические. [6]

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введе-ние лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных парамет-ров хозяйственной деятельности (минимального размера уставно-го капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, веде-ния и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются фор-мализованными, преимущественно предписываю-щими, влияют на выбор хозяйству-ющими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие инте-ресов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное нало-гообложение и др. Эти методы могут быть как формализованны-ми, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствую-щими субъектами вариантов действий, но и на процес-сы формирования ими целей экономической деятельности, явля-ются средообразующими.

По способу применения различают методы прямого и косвен-ного воздействия.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулиро-вание экономики, при котором государство в инициативном поряд-ке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает про-филь и направления деятельности казенных предприятий, утверж-дает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операци-ями, устанавливает цены на их продукцию; проводит администра-тивное разделение монополистических объединений; принудитель-но приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществ-ляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. По-средством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспече-ния. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, соци-ального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское стра-хование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (по-мощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвали-дам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кре-дитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенно-го уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (вве-дение системы тарифов и квот) политику госу-дарства.

Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики госу-дарства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком -- определен-ный временной лаг между разработкой и применением государ-ством соответствующих мер и полученными изменениями в пове-дении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэко-номическую политику государства.

Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные нало-говые льготы.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расши-рение или ограничение кредита через ме-ханизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.

В рамках бюджетной политики государство оказывает косвен-ное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, до-таций и субсидий на подготовку управляющих и др.

Государственное регулирование цен, осуществляемое с помо-щью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически -- через соотношение между спросом и пред-ложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмисси-онная, направленная на ограничение денежной массы в обраще-нии, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, сни-жение налоговых ставок и др.).

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностран-ных инвестиций и др.

Реализация функций, форм, методов государственного регули-рования осуществляется посредством экономической политики государства.

2.4. Экономическая политика государства

Экономическая политика государства -- это проводимая государством генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, совокупность поставленных целей развития национальной экономики и вы-бранных средств их достижения. [2]

Средствами достижения целей выступают методы и инстру-менты государственного регулирования. Их применение связано с мобилизацией и использованием государством определенных ма-териальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов.

Неотъемлемым компонентом экономической политики являют-ся принципы ее разработки и осуществления. К важнейшим мо-гут быть отнесены следующие принципы:

-- научности. Политика должна основываться на научном ана-лизе объективных экономических отношений, присущих им зако-нов, общемировых тенденций общественного развития и специфи-ческих условий конкретной страны;

-- реалистичности. Учет реальных для планируемого перио-да возможностей развития и продуктивного использования эконо-мического потенциала страны -- необходимая предпосылка успеш-ности политики;

-- сценарного подхода. Обеспечивается проработкой вариантов измене-ний условий и факторов, определяющих ключевые парамет-ры экономики;

-- увязки текущих, среднесрочных и долговременных целей раз-вития национальной экономики. Его реализация предполагает со-четание концептуаль-ного видения будущего состояния экономики с конкретизацией рубежей, достигаемых ею на каждом этапе реа-лизации экономической политики;

-- системности преобразований, т.е. их взаимосвязанного осу-ществления. Это необходимо для обеспечения управляемости эко-номики, достижения синергетического эффекта.

Экономическая политика отражает не только объективные ус-ловия и тенденции развития народного хозяйства. Важными ее детерминантами выступают состояние политической системы об-щества (состав и сила политических партий, программы их действий), традиции и ценностные ориентации населения, характер внешнеполитических отношений страны.

Особенности экономической политики российского государства связаны, например, с необходимостью преодоления привычных стереотипов поведения экономических субъектов, сформировав-шихся в условиях прежней административно-командной системы хозяйствования; создания единых для всех условий деятельности; повышения роли факторов интенсивного типа в резуль-татах общественного производства и др.

Сложная структура экономической системы, многообразие целей, объектов и форм госрегулирования обуслов-ливают разработку множества видов экономической политики. В их числе - политика занятости, доходов, промышленная, антиин-фляционная, антимонопольная, социальная политика.

Основные цели промышленной политики в современной России состоят в обеспечении: структурной перестройки индустриально-го сектора путем поощрения перспективных и сворачивания убы-точных отраслей; приоритетного развития конечных, высокотех-нологичных и наукоемких производств; институциональной поддерж-ки процессов перепрофилирования отраслей и предприятий обо-ронного комплекса на выпуск гражданской продукции; содействия формированию и развитию финансово-промышленных групп, способных успешно конкурировать на мировых рынках товаров и услуг.

В качестве инструментов реализации этих целей могут быть использованы: прямые государственные инвестиции, предоставля-емые по конкурсу и направляемые на техническое обновление и реструктуризацию промышленных предприятий, играющих клю-чевую роль в национальной экономике, региональных формирова-ниях; долевое финансирование капитало-ем-ких инвестиционных проектов; конверсионные кредиты; налого-вые льготы предприятиям, способным обеспечить выпуск импортозаменяющей продукции, а также экспорт продукции перерабатывающей промышленности и др.

Повышение эффективности хозяйствования промышленных предприятий невозможно без развития конкурентной среды. По-этому осуществление промышленной политики взаимосвязано с мерами по демонополизации производства. Целями антимонополь-ной политики государства являются: оптимизация соотношения предприятий, различающихся по масштабам деятельности; дина-мичное развитие малого бизнеса в производственном секторе экономики; организация контроля за финансовыми потоками в сфе-ре естественных монополий; снижение пороговых барьеров для входа в отрасль новых предприниматель-ских структур; оптимальное использование ресурсов; равномерное распределение доходов и др.

Реализация этой политики требует применения комплекса вза-имосвязанных мер: финансовых, информационных и кон-сультационных правовых на основе совершенствования антимо-нопольного законодательства

3. Особенности государственного регулирования экономики в России.

В оценке роли российского государства в переходной эконо-мике необходимо учесть ее специфику. Последняя в существенной степени определяется историческими особенностями страны, чер-тами общественного устройства и культурных традиций: повышен-ной ролью государства в регулировании общественных отношений, устойчивостью представлений об ограниченности сфер функцио-нирования частного капитала, широкомасштабной практикой кол-лективных (артельных) форм труда.

Важно учесть и особенности действия экономических факто-ров, оказывающих на трансформационные процессы как негатив-ное, сдерживающее влияние, так и позитивное. [1] К первым, напри-мер, относятся: высочайшая степень монополизации производства, изначальное отсутствие слоя частных предпринимателей -- носи-телей определенных ценностных ориентации и экономических интересов, разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, Совета Экономической Взаимопомощи, низкая конкурентоспособность отечественной продукции и др. Ко вторым следует отнести в первую очередь уникальный состав и объем естествен-ных ресурсов, которыми располагает Россия, высокую конкурен-тоспособность ее систем образования и фундаментальных научных исследований, наличие в отдельных сферах экономики (например, в аэрокосмической промышленности) технологий, зачастую не имеющих мировых аналогов.

Ориентация с самого начала экономических реформ в России на создание либеральной рыночной экономики дала явно отрицательные результаты. В 1992 году российским Правительством был сделан выбор в пользу самого быстрого перехода от одной крайности (командной системы) к проти-воположной (либеральной рыночной экономике). Реформаторы обо-сновывали свой выбор, исходя из классической либеральной и неоклас-сической модели рыночного саморегулирования. Весь расчет строился на том, что так называемая невидимая рука -- свободный рынок -- возь-мет на себя все бремя хозяйственного механизма.

Однако нам хорошо известно, что в 1992 г. в нашей стране появились лишь первые зачатки рыночных отношений, не принявших цивилизо-ванную форму. Что касается конкурентного рынка, способного регули-ровать хозяйственные связи, то он появится, по-видимому, не скоро.

По официальным данным за 1992--1994 гг., существенно усилилась дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения к концу 1994 г. превышали доходы 10% наименее обеспеченного населе-ния в 14--15 раз, в то время как в 1991 г. этот показатель не превышал 4,5 раз. Вместе с тем общепризнанно, что соотношение децильных ко-эффициентов 10:1 является показателем социального неблагополучия.

В статистике применяется еще один показатель дифференциации доходов среди населения: выделяется пять 20%-ных групп с разными размерами доходов. Динамика этого показателя в последние годы в России отображена в данных таблицы 3.

Т а б л и ц а 3.

Распределение общего объема денежных доходен населения в

1992-1995 г. (%)

Денежные доходы по 20%-иым группам населения

1992

1993

1994

1995

Первая (с наименьшими доходами)

6,0

5,8

5,3

5,5

Вторая

11,6

11,1

10,2

10,2

Третья

17.6

16,7

15,2

15,0

Четвертая

26,5

24,8

23,0

22,4

Пятая (с наивысшими доходами)

38.3

41,6

46,3

46,9

Данные таблицы 3 свидетельствуют, во-первых, о том, что в 1992--1995 гг. в той или иной мере уменьшился удельный вес первых четырех групп в общей сумме денежных доходов населения.

Это уменьшение составило от 1 до 4 процентных пунктов. Во-вто-рых, значительно возросла доля пятой группы: с 38,3 до 46,9%. Это означает, что в ней произошла существенная концентрация доходов. В-третьих, резко усилилась неравномерность распределения денежных доходов в нашей стране. Если у 40% населения с наименьшими дохо-дами душевой доход здесь в 1995 г. был в 2,5 раза ниже среднего уровня (для всех групп), то у 20% населения из пятой группы душевой доход в 2,3 раза превысил средний уровень.

Таким образом, либеральная рыночная экономика принципиально не может гарантировать реализацию права человека на достойную жизнь. Она имеет тенденцию углублять неравенство в распределении доходов между гражданами. В результате возникает и усиливается со-циальная нестабильность в обществе.

Мы находимся сейчас в самом начале пути к новой системе регулирования национального хозяйства России. В связи с этим приходится говорить о стартовом отрезке еще не пройденной дороги и о нерешенных проблемах, исходной из которых является проблема выбора макроэкономическими регулятора.[6]

Другой проблемой преобразования системы управления в России является определение отношения к институтам плановой организации народною хозяйства.

Народное хозяйство развивается прежде всего по объектив-ным экономическим законам. Первую роль здесь играет закон пропор-ционального развития макроэкономики, который требу-ет увязки и сбалансированности всех народнохозяйственных пропор-ций. Это означает, как минимум, что без научно поставленного прогно-зирования нельзя обеспечить управление всем хозяйственным механиз-мом. Невозможно составить государственный бюджет -- финансовый план государства на предстоящий год.

Важнейшей проблемой преобразования системы управления ста-ла задача создать “российскую модель” экономики, которая, по замыслу Правительства, соответствует национальным традициям, что предпо-лагает выполнение государством важной роли в хозяйственной жизни и наличие социальной ориентации экономики.

По мнению Правительства, в первую очередь надо наладить управляемость макроэкономики. Для этого требуется направить государст-венную деятельность по следующим каналам:

а) придать преобразованиям макрорегулятора институциональное направление, т.е. создать государственные и иные институты (органы), которые усиливают управляемость национальной экономикой;

б) восстановить управление государственными предприятиями, в частности создать казенные предприятия (прямо подчиненные Прави-тельству), перевести часть предприятий на полный коммерческий рас-чет (здесь государство назначает руководителей фирм), расширить управление предприятиями через акционерную;

в) сделать экономику социально ориентированной. В ста-тье 7 Конституции РФ конкретно указаны обязанности такого “со-циального государства”.

Однако реформы, сопровождающиеся кризисным спадом экономи-ки, не дали желаемых социальных результатов. В 1992--1996 гг. про-изошло невиданное в мирное время падение уровня жизни народа. Об этом достаточно красноречиво говорят две цифры. По уровню потреб-ления населением продуктов питания страна откатилась назад на 33 года. Реальная заработная плата в 1994 г, составляла только 36% к уровню декабря 1990г.

Наконец, серьезной проблемой является установление эффек-тивных методов экономического регулирования.

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отвечая поставленным в данной работе целям и задачам, мы рассмотрели необходимость государственного регулирования экономики на современном этапе развития общественно-экономических отношений.

Нами были проанализированы два варианта государственного регулирования смешанной экономики - кейнсианский (неокейнсианский) и неоклассический, получивших развитие в той или иной форме в разные периоды ХХ века. Однако необходимо отметить, что подобное разделение в известной мере условно и схематично, т.к. на практике зачастую наблюдается сближение или даже сращивание этих двух подходов к проблеме стимулирования и регулирования экономики.

В результате рассмотрения интересующей нас темы, мы определили достоинства и недостатки рыночного механизма. Достоинство заключается в саморегуляции посредством соотношения спроса, предложения и цен. Любое изменение в каком-либо звене, нарушающем его равновесие, передается по всей системе, приводит к изменениям в других звеньях и восстановлению равновесия.

Однако рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции и равновесных ценах, имеет недостатки. Так свободная рыночная экономика в силу имманентных ей законов неизбежно в ходе своего развития ведет к концентрации производства и образованию монополии, нарушающих механизм свободного ценообразования. Рыночный механизм ведет также к дифференциации производителей, к расслоению членов общества по уровню доходов. В результате цели рыночного хозяйства не достигаются.

Следовательно, необходимы механизмы нейтрализации монополизма, социальной защиты населения и т.д., что и достигается с помощью государственного регулирования. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия.Литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.-М., Финансы и статистика, 1997.

2. Курс экономики: Учебник / Под ред.Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Общая экономическая теория / Под ред. Корогодина. - Воронеж, Изд. ВГУ, 2000. - с.321.

4. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М., 1997.

5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2001. - 448 с.

6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Ю.И.Хаустова. - Воронеж, Изд. ВГУ 1998.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011