Инфляция в сфере спроса и предложения
Инфляция в сфере спроса и предложения
6 1. Охарактеризовать инфляцию спроса и инфляцию предложения Инфляция (от лат. Inflation - «вздутие») как экономическое понятие. Впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. Широкая характеристика данного явления: · Инфляция - форма проявления дисбаланса в макроэкономических процессах, нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Более конкретная характеристика явления: · Инфляция - процесс обесценивания денег, снижение их покупательной способности; · Тенденция к повышению среднего уровня цен. Инфляция классифицируется по определенным критериям. Различают инфляцию спроса, вызванную избытком денежных средств у покупателя, и инфляцию предложения, связанную с ростом производственных издержек у производителя при формировании объема товарного предложения. Основными причинами инфляции спроса являются, избыток денег, повышение спроса над предложением по многим товарам, повышение общего уровня цен в стране. Причины инфляции предложения - рост затрат на производстве, рост цен, рост заработной платы, удорожание материала и энергии. Причинно-следственные связи, отражающие возрастание спроса I. Рост расходов, производимых субъектами экономики Домашние хозяйство · Требование профсоюзов по повышению заработной платы (прежде всего на фазе подъема) · Повышение потребности населения. Государство. · Динамика государственных бюджетных затрат: социальные и военные расходы. Фирмы. · Динамика инвестиционных затрат фирм: в период подъема предприниматели склонны увеличивать инвестиционные расходы. II. Повышение совокупного спроса, опережающего динамику совокупного предложения. III. Рост цен. Графическая модель инфляции спроса P 0 Y Причинно следственные связи, отражающие возрастание издержек производства I. Проявление монопольных прав со стороны государства. · Взимание косвенных налогов (что способствует росту цен); · Воздействие на учетную ставку (в сторону ее повышения, что косвенно ведет к росту цен) II. Проявление монопольных возможностей со стороны фирм. · Повышение цен (прежде всего на сырье и энергию) путем картельных соглашений, что удорожает продукцию других производителей. III. Проявление монопольных возможностей со стороны профсоюзов. · Требование роста заработной платы (представляющей существенную часть издержек производства). В итоге предприниматели вынуждены повышать цены. IV. Дополнительные факторы повышающие издержку производства. · Возрастание удельного веса сектора услуг в народном хозяйстве. · Увеличение прироста затрат по заработной плате за единицу продукции. · Периодические замедления в динамике роста производительность труда. Повышение издержек ограничивает экспансию фирмы (из-за относительного сокращения прибыли). Динамика совокупного предложения начинает отставать от динамики спроса. Итог - рост цен. Графическая модель инфляции предложения (инфляция издержек) P AS2 AS1 AD 0 Y 2. В таблице приведены данные об индексах потребительских цен (ИПЦ) в российской экономике за период с 1991 по 1999 гг. Рассчитайте темп инфляции Индекс потребительских цен (ИЦП) измеряет изменение во времени затрат на покупку стандартной корзины потребительских товаров и услуг. Использование этого индекса для расчета темпа инфляции представлено формулой, где темп инфляции в% за год; J1 - индекс потребительских цен текущего года; J0 - индекс потребительских цен прошлого года: J1-J0 = * 100% J0 |
Годы | ИПЦ (% к предыдущему году) | Темп инфляции | | 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 | 260,4 2608,8 939,9 315,1 231,3 121,8 111,0 184,4 136,5 | - 901,8 - 64 -66,5 -26,6 -47,3 -8,9 66 -26 | | |
3. Предположим, национальное производство включает два товара: X и Y. X - потребительский товар, Y - инвестиционный товар. В текущем году было произведено 200 единиц товара X по цене 2 долл. За единицу и 10 единиц товара Y по цене 4 долл. За единицу. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми. Рассчитайте: А) ВВП; Б) ЧВП; В) объем потребления (С) и объем валовых инвестиций (I вал); Г) объем чистых инвестиций (I чист.). Решение а) Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение - ВВП (англ. GDP) - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. ВВП = (200 х 2) + (10 х 4) = 440 долл. б) ЧИСТЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ЧВП) - один из обобщающих статистических показателей развития национального хозяйства, использующийся в системе национальных счетов. ЧВП представляет собой разницу между валовым внутренним продуктом и величиной амортизационных отчислений. ЧВП = ВВП - аморт. = 440 - (6 х 4) = 440 - 24 = 416 долл. в) Объем потребления С =200*2= 400 долл.; Валовые инвестиции - макроэкономический показатель; сумма расходов на возмещение и приращение производственного капитала страны плюс / минус изменение объема товарных запасов. вал. =10*4= 40 долл. г) объем чистых инвестиций рассчитывается как валовые инвестиции за вычетом амортизационных отчислений чист. = вал. - аморт. = 40 - 24 = 16 долл. Список литературы: 1. «Экономика», учебное пособие, изд. «Юристъ», Москва, 2001 г., гл. 22 стр. 427-446. 2. «Экономическая теория», учебное пособие, изд. «Кнорца» Москва, 2008 г. стр. 276-283. 3. «Экономика», учебное пособие, автор И.В. Лисиц, § 74, стр. 427-435. 4. «Макроэкономика» Конспект лекций.: Учебное пособие/Е.А. Киселева, изд. Эксмо, 2007 г., стр. 210-222. 5. «Экономическая теория», учебник, Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Москва, Инфра-М, 2003 г., раздел 19, стр. 358-362, раздел 26, стр. 538-548.
|