Инвестиции в структуре совокупных расходов
Инвестиции в структуре совокупных расходов
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Инвестиции как компонент совокупных расходов: функции и факторы влияния 1.1 Модель совокупных расходов 1.2 Инвестиции: функции и факторы влияния 2. Инвестиции и национальный доход. Мультипликатор и акселератор инвестиций 2.1 Понятие мультипликатора инвестиций 2.2 Акселератор инвестиций 3. Инвестиции в экономике Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. В начале XXI столетия торговать с внешним миром стало так же естественно, как иметь дело с покупателями в вашем городе или деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран. Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования. Ни для кого не секрет, что о состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Республика Беларусь - это независимое государство, имеющее свою экономическую, политическую и юридическую самостоятельность. Понятие «инвестиции» прочно вошло в нашу социально-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. И интерес к проблемам инвестиций, как внутри страны так и за ее пределами, неуклонно возрастает. Развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства. Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций. Этим самым и подчеркивается актуальность данной темы в наше время. Главными признаками инвестиций являются вложения собственного или заемного капитала в определенный проект, и преследует не цели потребления, а предназначены для решения долгосрочных задач как экономического, так и социального развития. Следовательно, активизация инвестиционной деятельности - это ключ к развитию экономики и повышению благосостояния людей. Главная проблема инвестиций заключается, прежде всего, в поиске ресурсов. Еще в недалеком прошлом основным источником инвестиций в нашей стране были средства из государственного бюджета. С переходом к рыночной экономике произошли коренные изменения в системе хозяйствования Республики Беларусь, появились новые источники инвестиций, в первую очередь финансовые средства частного капитала. В государственной политике особая роль отводится привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременным предоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованием системы правового регулирования иностранного инвестирования, совершенствованием законодательства. Цель данной работы - показать, что инвестиции сложный и многообразный процесс в экономике, а также отразить состояние, проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Для написания теоретической части данной работы использовались учебники и учебные пособия экономического профиля. При написании практической части были изучены данные статистики и проведен анализ периодической печати, указанных в списке использованной литературы, а также данные официальных сайтов Республики Беларусь. 1. ИНВЕСТИЦИИ КАК КОМПОНЕНТ СОВОКУПНЫХ РАСХОДОВ: ФУНКЦИИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ 1.1 Модель совокупных расходов Кейнсианская теория экономического равновесия зародилась в 30-х г.г. XX столетия. Ее основоположник - английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Кейнсианская теория начала распространяться после Великой Депрессии - тяжелого экономического кризиса, охватившего капиталистический мир в 1929-33 г.г. Кейнс изложил свою теорию в книге “Общая теория занятости, процента и денег”, которая вошла в противоречие с господствовавшими тогда классическими взглядами на экономику. Она явилась по общепризнанному мнению поистине революционной для своего времени. В его работе обосновывается важная роль государственного вмешательства в экономическую жизнь. Ключевым моментом в кейнсианской теории является понятие совокупных расходов или совокупного спроса [1]. Совокупные расходы (совокупный спрос) представляют собой сумму всех расходов экономических субъектов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Они отражают связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике [4]. В структуре совокупных расходов можно выделить следующие компоненты: 1. Потребительский спрос - спрос домохозяйств на товары и услуги (С); 2. Спрос предпринимательского сектора - спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей (I); 3. Спрос государства - государственные закупки товаров и услуг (G); 4. Спрос остального мира - чистый экспорт (Xn). Поэтому формула совокупного спроса имеет вид: AD = C + I + G + Xn, (1.1) Она похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т.е. величина совокупного спроса зависит прежде всего от уровня цен. Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг [8]. Охарактеризуем коротко каждый компонент. Потребительский спрос. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На его долю приходится больше половины конечного совокупного спроса. К числу факторов, определяющих спрос домашних хозяйств на рынке благ, относятся: - доход от участия в производстве; - налоги и трансфертные платежи; - размер имущества; - доход с имущества. Принимая во внимание, что сектор домашних хозяйств есть агрегированная величина, к названным факторам следует добавить еще два: - степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества; - численность и возрастная структура населения. Два первых фактора учитываются в понятии «располагаемый доход». Два последних в краткосрочном периоде являются экзогенными параметрами [7]. Спрос предпринимательского сектора или инвестиционный спрос - это спрос предпринимателей на блага для: - восстановления изношенного капитала; - увеличения реального капитала [7]. Инвестиции выступают вторым после потребления компонентом общих или совокупных расходов. Они включают: 1) инвестиции в основной капитал, которые состоят из расходов фирм на покупку оборудования и на промышленное строительство (промышленные здания и сооружения); 2) инвестиции в жилищное строительство, которые делают строительные фирмы, а оплачивают домохозяйства, покупая жилье; 3) инвестиции в (товарно-материальные) запасы, включающие: - запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства; - незавершенное производство, что связано с технологией производственного процесса; - запасы готовой (произведенной фирмой), но еще не проданной продукцией [8]. Инвестиционный спрос является самой нестабильной частью совокупного спроса. Причины этого - циклические колебания выпуска, изменчивость экономической конъюнктуры, нерегулярность нововведений, продолжительные сроки использования основных средств. Спрос государства (государственные закупки товаров и услуг) включают: 1) государственное потребление, к которому относят, во-первых, расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру и, во-вторых, оплату услуг (жалование) работников государственного сектора; 2) государственные инвестиции, т.е. инвестиционные расходы государственных предприятий. Следует различать понятия «государственные закупки товаров и услуг» и «государственные расходы». Последнее понятие включает также трансфертные платежи и выплаты процентов по государственным облигациям, которые не учитываются в ВВП, поскольку не являются ни товаром, ни услугой и предоставляются не в обмен на товары и услуги [8]. Спрос остального мира - чистый экспорт представляет собой разницу между доходами от экспорта и расходами страны по импорту. Зависимость между доходом данной страны и ее чистым экспортом отрицательна, т.к. с ростом дохода увеличивается импорт, а экспорт не зависит от дохода и остается неизменным. Модель совокупных расходов. Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 1.1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает величину совокупных расходов всех макроэкономических агентов при каждом возможном уровне цен. На графике по оси абсцисс откладывается реальный объем выпуска - реальный ВВП - Y (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных единицах (в долларах, рублях и т.п.), т.е. это стоимостной показатель, а по оси ординат - общий уровень цен P (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах (долях единицы). При более высоком уровне цен (P1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2) (точка В), а рост дохода у одних экономических агентов может быть скомпенсирован его снижением у других. Рис. 1.1. Кривая совокупного спроса Отрицательный наклон кривой совокупного спроса AD объясняется следующими эффектами: 1. Эффектом реального богатства, или эффектом реальных денежных запасов - эффектом Пигу, который ввел в научный оборот понятие «реальные денежные запасы». Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального финансового богатства индивида (M), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (P): Real money balances = M / P,(1.2) и представляющего собой реальную покупательную способность накопленного номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги (денежные финансовые активы) и ценные бумаги (неденежные финансовые активы с фиксированной номинально стоимостью - акции и облигации). Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен (Р) повышается, покупательная способность номинального богатства (М) (т.е. величина реальных денежных запасов - реального финансового богатства - М/Р) падает. Это означает, что на ту же сумме номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребительские расходы (С), а поскольку потребительски спрос является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки Р^ => (М / Р)v => Сv => ADv; 2. Эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса. Он состоит в следующем: если уровень цен (Р) повышается, возрастает номинальный спрос на деньги (МD), так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, при неизменной величине предложения денег возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), т.е. ставка процента ( R). Удорожание кредита, которые в первую очередь берут фирмы для покупки инвестиционных товаров, ведет к сокращению величины инвестиционного спроса (I), являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки Р^ => МD^ => R^ => Iv => ADv Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы, поскольку кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса; 3. Эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта - эффектом Манделла-Флеминга. Он заключается в следующем: если уровень цен (Р) в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт (Ех) сокращается. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан дано страны, поэтому импорт (Im) увеличивается. В результате чистый экспорт (Хn) сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Манделла-Флеминга может быть представлен логической цепочкой Р^ => Ехv, Im R^ => Хnv => ADv Таким образом, зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон. Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой AD [8]. К неценовым факторам совокупного спроса относят: 1) изменение потребительских расходов: - благосостояние потребителей; - ожидания потребителей; - задолженность потребителей; - налоги; 2) изменения в инвестиционных расходах: - процентные ставки; - ожидаемые прибыли от инвестиций; - налоги с предприятий; - технология; - избыточные мощности (наличие неиспользуемого капитала); 3) изменения в государственных расходах: 4) изменения в расходах на чистый объем экспорта: - национальный доход в зарубежных странах; - валютные курсы. Изменение этих факторов способствует изменению совокупного спроса и сдвигу его кривой (рис. 1.2) [2]. Рис.1.2. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос 1.2 Инвестиции: функции и факторы влияния Объективный закон возвышающихся потребностей означает объективное стремление людей потреблять больше товаров и услуг, что, в свою очередь, вызывает необходимость расширения их производства. Это значит, что производитель должен направлять на потребление лишь часть своего дохода, а другую его часть использовать на расширение и модернизацию производства, т.е. использовать в качестве инвестиций. Инвестиции - это имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль или доход. Такими ценностями могут быть: - денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги; - движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности); - имущественные права, вытекающие из авторского права, опыт и другие интеллектуальные ценности; - право пользования земле и другими природными ресурсами и иные имущественные права. В экономической науке выделяют следующие виды инвестиций: - финансовые и реальные; - расширения и обновления; - прямые и портфельные; - долгосрочные и краткосрочные. Финансовые инвестиции - это вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями и государством, а также объекты тезаврации (накопления частными лицами в виде сокровищ или страховых фондов), банковские депозиты. Финансовые инвестиции лишь частично направляются на увеличение реального капитала, большая их часть является непроизводительным вложением капитала. В развитых странах в структуре финансовых инвестиций преобладают частные инвестиции, хотя в последнее время растет доля государства в инвестициях (например, для покрытия бюджетного дефицита широко используется выпуск государственных займов). Реальные инвестиции - в узком смысле - это вложения в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов. В этом смысле указанное понятие применяется в экономическом анализе и, в частности, используется в системе национальных счетов ООН. Однако в условиях научно-технической революции наряду с увеличением вещественных элементов основного капитала быстро растут вложения в развитие духовных производительных сил, интеллектуальный потенциал становится наиболее активным элементом производства. В формировании материально-технической базы производства повышается роль научных исследований, квалификации, знаний и опыта работников. Накопление приобретает комплексный характер. Поэтому в современных условиях затраты на науку, образование, подготовку и переподготовку кадров, по сути, являются производительными инвестициями. Так, например, в США, Японии и других развитых странах затраты на науку и образование опережают по темпам роста вложения в основной капитал в вещной форме. Как элемент совокупного спроса, реальные инвестиции сильно зависят от хозяйственной конъюнктуры. Когда наблюдается экономический рост, инвестиции увеличиваются, во время экономического спада - уменьшаются. Инвестиции расширения - затраты, связанные со строительством новых и расширением уже действующих производственных фондов. Источником инвестиций расширения является вновь созданная стоимость, или национальный доход. Предприниматели осуществляют эти инвестиции за счет собственной прибыли (самофинансирование) и за счет привлеченных и заемных средств. Инвестиции обновления - это затраты на восстановление и обновление уже действующих производственных фондов. Источником этих инвестиций являются амортизационные отчисления. Причем следует заметить, что в последнее время доля амортизации в общем объеме инвестиций постоянно растет. Это объясняется ужесточением конкуренции и необходимостью ускоренного обновления оборудования в условиях современной НТР. Прямые инвестиции - это иностранные вложения капитала, обеспечивающие контроль инвестора над зарубежными предприятиями или компаниями. В международной практике применяются разные подходы к определению прямых инвестиций. Так, по определению Международного валютного фонда (МВФ), инвестиции считаются прямыми при наличии у иностранного инвестора не менее 25% акций предприятия, а по статистике США - не менее 10% акций. Портфельные инвестиции - это иностранные вложения капитала в акции зарубежных предприятий (без приобретения контрольного пакета), облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных организаций с целью получения повышенного дохода на капитал за счет налоговых льгот, изменения валютного курса и т.п. Портфельные инвестиции в отличие от прямых не дают права участия в управлении предприятием. Долгосрочные инвестиции - это вложения средств в крупные объекты с целью выполнения государственных программ развития рыночной инфраструктуры и поощрения экспорта. Приоритет при осуществлении долгосрочных инвестиций отдается тем секторам экономики, которые имеют стратегическое значение для инвестора. Как правило, долгосрочные инвестиции не приносят сиюминутной выгоды, а ориентированы на окупаемость в будущем. Именно такие инвестиционные проекты требуют составления и тщательной проработки бизнес-плана. Краткосрочные инвестиции - это вложения средств, ориентированных на получение дохода в ближайшем будущем. Это инвестиции в обновление и модернизацию производства, в торговлю, сферу обслуживания и др. краткосрочные инвестиции ориентированы в первую очередь на технологическую перестройку производства в связи с меняющимся потребительским спросом населения. В рыночной экономике конечной целью любого предпринимательства является прибыль или доход. Поэтому при принятии решения об инвестировании предприниматели исходят из двух основных факторов: 1) ожидаемой нормы чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции; 2) реальной ставки процента. Известно, что побудительным мотивом осуществления расходов на инвестиции выступает чистая прибыль, т.е. валовой доход за минусом эксплуатационных расходов: расходов на материалы, энергию, рабочую силу и др. Если чистая прибыль, полученная за определенное время, будет превышать расходы на инвестиции за то же время, то предприниматель охотно будет вкладывать средства в дело. Чем выше норма чистой прибыли, тем выше желание инвестировать капитал. Норма чистой прибыли рассчитывается следующим образом: |
Норма чистой прибыли | = | Чистая прибыль | х | 100% | | | | Затраты по инвестициям | | | | |
(1.3) Графически эта зависимость представлена на рис.1.3, где Lp - кривая спроса на инвестиции, определяемая нормой чистой прибыли. Рис.1.3. Зависимость инвестирования от нормы чистой прибыли Ставка процента - это цена, которую фирма должная заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала (станков, машин, оборудования и т.п.). Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, инвестирование будет прибыльным. И чем значительнее эта разница, тем больший интерес проявляют предприниматели к инвестированию. Но если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, инвестировать становится невыгодно. В том случае, когда инвестор собирается инвестировать собственные средства, он при принятии решения об инвестировании сравнивает возможную чистую прибыль от вложения собственных средств в производство с тем доходом, который он мог бы получить в виде процентов от положенной в банк данной суммы. Необходимо подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений. Реальная ставка процента - это номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции. С повышением реальной ставки процента при неизменной норме чистой прибыли объем инвестиций будет падать, и, наоборот, с понижением реальной процентной ставки объем инвестиций будет возрастать. Графически эта зависимость представлена на рис.1.4, где Ls - кривая спроса на инвестиции, определяемая реальной ставкой процента. Рис.1.4. Зависимость инвестирования от реальной ставки процента Пересечение кривых спроса на инвестиции, определяемых нормой чистой прибыли и реальной ставкой процента, в точке Е (рис.1.5) показывает тот предел, за которым инвестирование становится невыгодным. В этой точке норма чистой прибыли равна реальной ставке процента. Рис.1.5. Предельная склонность к инвестированию Такая модель инвестиционных решений позволяет государству через регулирование ставки процента влиять на инвестиционный процесс в стране. Так, при высокой ставке процента будут осуществляться только те инвестиционные проекты, которые обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. Значит, уровень инвестиций будет небольшим. При снижении ставки процента предпринимателям выгодно занимать средства и инвестировать их в те проекты, ожидаемая норма прибыли от которых меньше. Соответственно, уровень инвестиций в данном случае возрастет. Следует заметить, что в реальной жизни кроме вышеуказанных двух основных факторов на инвестиции влияют и другие факторы, которые могут смещать кривые спроса на инвестиции влево или вправо. К наиболее важным из них относятся: 1) Издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования. Первоначальные расходы на основной капитал вместе с расходами на его техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию очень важны при исчислении ожидаемой нормы чистой прибыли от любого инвестиционного проекта. Если эти расходы будут возрастать, а норма чистой прибыли будет снижаться, то кривая спроса на инвестиции, определяемая нормой чистой прибыли (на рис.1.3 кривая Lp), будет смещаться влево, инвестиции будут уменьшаться. И напротив, если эти расходы падают, то норма чистой прибыли будет возрастать, кривая Lp будет смещаться вправо, что означает рост инвестиций; 2) Налоги на предпринимателя. Возрастание налогов приводит к снижению доходов от предпринимательской деятельности, что вызывает смещение кривой Lp влево и снижение инвестиций; сокращение налогов приводит к ее смещению вправо и, соответственно, к росту инвестиций; 3) Технологические изменения. Технический прогресс является основным стимулом для инвестирования. Разработка нового, более производительного оборудования снижает издержки производства или повышает качество продукции, увеличивая тем самым норму чистой прибыли и объем инвестиций. И наоборот, старое оборудование требует дополнительных затрат на ремонт и обслуживание, что ведет к потере чистой прибыли и уменьшению инвестиций; 4) Наличие основного капитала. Если предприятие в полной мере обеспечено новейшей техникой и оборудованием, то инвестирование будет незначительным или его не будет совсем. Если же на предприятии наблюдается относительный недостаток основного капитала, то приобретение его потребует дополнительных инвестиций; 5) Ожидания. Деньги, вложенные в основной капитал, полностью окупаются через несколько лет, а то и спустя десятилетия. Поэтому доходность любого капиталовложения будет зависеть от прогнозов будущих продаж и будущей рентабельности продукции, производимой с помощью этого основного капитала. Ожидания предпринимателей во многом базируются не на экономических расчетах, а на интуитивной основе. Если руководители предприятий настроены оптимистично в отношении будущих условий предпринимательства, то кривая Lp будет смещаться вправо, инвестиции будут расти, и, наоборот, пессимистические настроения приводят к смещению этой кривой влево и снижению инвестиций [2]. Можно выделить следующие особенности инвестиций: 1. Инвестиции непосредственно обеспечивают экономический рост и прогресс человечества. 2. Инвестиции являются самой неустойчивой частью совокупного спроса и более всего подвержены конъюнктурным колебаниям [7]. 2. ИНВЕСТИЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД. МУЛЬТИПЛИКАТОР И АКСЕЛЕРАТОР ИНВЕСТИЦИЙ 2.1 Понятие мультипликатора инвестиций На величину и динамику инвестиций оказывают влияние различные факторы, прежде всего размер сбережений. Однако между инвестициями и сбережениями существует разрыв, который объясняется тем, что они осуществляются разными лицами и по разным причинам. Кроме того, процессы инвестирования и накопления могут не совпадать по времени. На величину инвестиций влияет также размер получаемого дохода: чем больше доход, тем больше возможности инвестирования. Решения об инвестициях принимаются на основе ожидаемой нормы чистой прибыли. Если предприниматели полагают, что замена технологии на более эффективную принесет прибыль и быстро окупится, то инвестиции будут реализованы. При осуществлении инвестиций они часто пользуются кредитными ресурсами. Если ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиционного проекта с учетом инфляции больше, чем процент за пользование кредитом, то проект будет осуществляться. Таким образом, спрос на инвестиции в основном будет определяться ожидаемой нормой прибыли и реальной ставкой процента (рис.2.1). Рис.2.1. Кривая спроса на инвестиции Кривая спроса на инвестиции отражает обратную зависимость между величиной требуемых инвестиций и реальной ставкой процента. Сдвиги в спросе на инвестиции происходят вследствие ожидаемой их доходности. Если последняя увеличится, то возрастет и спрос на инвестиции, кривая спроса на инвестиции сместится вправо и наоборот. В краткосрочном периоде рост инвестиций означает увеличение спроса на инвестиционные товары и совокупного спроса. В долгосрочном периоде рост инвестиций позволяет вводить новые мощности, увеличивать потенциал производства и чистого национального продукта, т.е. совокупного предложения. Таким образом, состояние сбережений, инвестиций и реального объема производства относительно равновесного уровня чистого национального продукта. В реальной экономической жизни наиболее типичным, для динамичной экономики в том числе, является нестабильный порог равновесия, для которого характерны периоды длительного роста и циклических колебаний. Поскольку на состояние ЧНП воздействуют, с одной стороны, сбережения, а с другой - инвестиции, колебания в этих процессах, их соотношение неизбежно сопровождаются сдвигами в состоянии равновесного уровня производства ЧНП. Сдвиги в равновесном состоянии производства происходят также под воздействием изменения соотношения между потребляемой и сберегаемой частями дохода домохозяйств. Если домохозяйства будут потреблять больше, то совокупные расходы возрастут, а, следовательно, возрастает и равновесный уровень ЧНП и наоборот, т.е. в зависимости от динамики расходов изменяется состояние общей фактической величины ЧНП и его равновесное состояние. Результат подобной зависимости называется эффектом мультипликатора. Взаимосвязь инвестиций и ЧНП была замечена и объяснена Кейнсом, который вывел правило мультипликатора. И неокейнсианцы дополнили его принципом акселератора. Эффект мультипликатора связан тем, что в экономике, во-первых, происходит постоянный кругооборот доходов и расходов. То, что расходуют одни экономические субъекты на приобретение оборудования, жилья, одежды, другие получают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережений. Мультипликатор инвестиций - это отношение изменения равновесного выпуска ЧНП, вызванного изменением инвестиционных расходов, к величине изменения последних. Следовательно, мультипликатор обратно пропорционален MPS (предельной склонности к сбережениям) [5] . Уравнение мультипликатора выглядит следующим образом: |
Мультипликатор | = | Изменение в реальном ЧНП | | | | Первоначальное изменение в расходах | | |
(2.1) Или: |
Мультипликатор | = | Изменение объема ВВП | | | | Первоначальное изменение инвестиций | | |
(2.2) Выраженная мультипликатором зависимость, основывается с одной стороны, на том, что для экономики характерно непрерывное формирование и использование расходов и доходов; с другой - на силлогизме, в соответствии с которым любое изменение дохода влечет за собой изменение в потреблении и сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. В итоге получается, что изменение величины расходов вызывает цепную реакцию и обусловливает многократное изменение ЧНП, что и выражает мультипликатор. Следует различать понятия простого и сложного мультипликатора. Структуру простого мультипликатора отражает зависимость между сбережениями и ЧНП. Сложный мультипликатор предполагает зависимость объема производства не только от сбережений, но и от множества факторов, изменяющих соотношение "доходы-расходы". Это и налоги, и импорт и т.д. [9]. Следует отметить, что в случае с мультипликатором речь идет об автономных инвестициях, т.е. инвестициях, связанных с техническим прогрессом, ростом населения и МРС (предельной склонностью к потреблению). Наряду с автономными, существуют индуцированные инвестиции, т.е. капитальные вложения, направленные на расширение производства на основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего в результате роста доходов совокупного спроса. Воздействие роста доходов на величину индуцированных капиталовложений в сторону их повышения выражает акселератор инвестиций Эффект мультипликатора - эффект изменения в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах. Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства. [5]. 2.3 Акселератор инвестиций Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инвестиций, применяется акселератор - коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода: |
Акселератор | = | Изменение инвестиций текущего года | | | | Изменение национального дохода прошлого года | | |
(2.3) Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса) только в результате индуцированных инвестиций, т.е. в результате вложения нового капитала, образованного путем увеличения уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей, а его уменьшение может сократить прибыли и, следовательно, объем инвестиций. Статическая модель мультипликатора была предложена в 1931 г. Р. Каном и детально разработана Дж. М. Кейнсом. Динамическая модель мультипликатора, учитывающая фактор времени, была подробно исследована П. Самуэльсоном, Ф. Маклупом, Дж. Робинсон, А. Хансеном и др. В дальнейшем экономисты пришли к выводу, что мультипликационный эффект могут вызвать эндогенные (внутренние) факторы. Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком. Мультипликатор и акселератор связаны: - рост инвестиций умножает доход; - рост дохода приводит к росту производства и спроса на потребительские товары; - последнее вызывает рост инвестиций в производство потребительских товаров (акселератор); - результатом является рост дохода. Теория мультипликатора и акселератора используется в экономической политике развития совокупного спроса при обосновании стратегии структурной перестройки отраслей, обеспечивающих большую доходность и занятость [6]. 3. ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Как любое государство, Республика Беларусь заинтересована в поступательном развитии экономики. Этим обусловливается политика нашей страны, направленная на создание благоприятиных условий для привлечения и эффективного использования инвестиций. Республика Беларусь предлагает инвесторам выгнодное географическое расположение, достаточно благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, квалифицированные трудовые ресурсф высокий научно-технический и промышленный потенциал, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса. Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и к российскому рынку. В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые правила игры для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении налогообложения. В целях создания привлекательных возможностей для ведения бизнеса зарубежными инвесторами в нашей стране принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата. Так, в республике с 9 ноября 2009г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Его действие распространяется на инвесторов, заключивших инвестиционных договор с Республикой Беларусь на реализацию инвестиционного проекта. Инвесторы освобождаются от перечисления в бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка; возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционных проектов, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов; уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС (кроме уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Беларуси с территории России) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционных проектов; уплаты госпошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь; а указанные лица освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Беларуси. При заключении инвестиционного договора по решению Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь возможно получение инвестором дополнительных льгот, не установленных действующим законодательством. Иностранные инвесторы могут также воспользоваться преференциями, предусмотренными другими законодательными актами. Так, Декретом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)», с изменениями и дополнениями, определено, что коммерческие организации с иностранными инвестициями, созданные с 1 апреля 2008г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением некоторых населенных пунктов (численность населения которых составляет свыше 50 тыс. человек), освобождаются в течение пяти лет со дня их создания от налога на прибыль и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, налога на недвижимость, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, местных налогов и сборов, обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду. В республике функционирует шесть свободных экономических зон (далее - СЭЗ). Государственная поддержка организаций, зарегистрированных в качестве резидентов СЭЗ, осуществляющих реализацию импортозамещающих товаров (по перечню) собственного производства на внутреннем рынке, реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт, а также реализацию другим резидентам СЭЗ, представлено в виде ограниченного перечня уплачиваемых налогов и сборов и налоговых льгот. Также другие льготы по уплате различных налогов и сборов предусмотрены такими законодательными актами как: Декреты Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005г. №12 «О Парке высоких технологий» (с изменениями и дополнениями), от 20 декабря 2007г. №9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (с изменениями и дополнениями), Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007г. «Об упрощенной системе налогообложения» (с изменениями и дополнениями) и другими [13]. По данным Национального статистического комитета за 2009 год в экономику Республики Беларусь поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 9 303,7 млн. долл. (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем инвестиций увеличился в 1,4 раза), в том числе: - прямых инвестиций - 4 821 млн. долларов; - портфельных инвестиций - 1,9 млн. долларов; - прочих инвестиций - 4 480,8 млн. долларов. Из стран пребывания загранучреждений привлечено 8 627,3 млн. долларов или 92,7% от общего объема поступлений иностранных инвестиций в экономику страны. Доля инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 65,4% от общего объема инвестиций. При этом доля Россия в общем объеме привлеченных инвестиций составляет 65,3%. Из стран вне СНГ поступило 34,6% от общего объема. Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выделить: - Россию (6 076,6 млн. долларов; 65,3% от общего объема инвестиций); - Австрию (931,7 млн. долларов; 10%); - Кипр (536,5 млн. долларов; 6,1%); - Великобританию (467,7 млн. долларов; 5%); - Швейцарию (371,2 млн. долларов; 4%). Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2009 году поступил из следующих стран: - Россия (4 026,5 млн. долларов; 82,5% от общего объема ПИИ); - Швейцария (353,1 млн. долларов; 7,3%); - Кипр (102 млн. долларов; 2,2%); - Германия (51,6 млн. долларов; 1,1%) [17]. Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 г. Особое внимание государства будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг. С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке. Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания для развития рынка недвижимого имущества посредством предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского кредита. В 2009 году продолжено совершенствование законодательной базы. Принят Декрет Президента Республики Беларусь “О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики Беларусь “О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 413. Декрет предусматривает формирование трехуровневой системы инвестиционных договоров. На первом уровне инвестиционный договор заключается на основании решения облисполкома или профильного ведомства, инвестиционный проект реализуется в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и в пределах компетенции государственного органа или исполнительного комитета. На втором уровне, инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь, если инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации. На третьем уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при предоставлении инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации. Независимо от уровня инвестиционного договора, данный Декрет предполагает дополнительные условия для реализации инвестиционного проекта. В частности, предусматривается: - право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства; - упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона, без взимания платы за заключение договора аренды с фиксированным размером арендной платы за земельный участок; - освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель; - освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта. Перечень товаров согласуется с органом госуправления; - освобождение от целевых сборов в местные бюджеты. Указом №413 вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности - инвестиционные агенты. Статус инвестиционного агента могут получить как юридические, так и физические лица, способные проводить подготовку инвестиционных проектов к реализации, и вести переговоры с потенциальным инвестором. Введение данного института еще раз свидетельствует о том, что Республика Беларусь открыта для инвесторов и готова к инвестиционному сотрудничеству [15]. Исследовательский институт международной инвестиционной группы Legatum (Дубай, ОАЭ) опубликовал очередной мировой рейтинг национального благосостояния Legatum Prosperity Index за 2009 год, в котором Беларусь заняла 85-е место, на одну строку отстав от Сенегала. Индекс благосостояния Legatum Prosperity Index публикуется с 2006г. и оценивает благосостояние 104 стран, в которых проживает более 90% земного шара. Согласно методологии Legatum, ранг каждой строаны определяется путем вычисления средневзвешанного значения девяти субиндексов, отражающих такие важные составляющие благосостояния, как ключевые макроэкономические показатели, качество образования и здравоохранения, развитость демократических институтов, бизнес и инновации, эффективность правительства, безопасность, социальный капитал и личную свободу. В свою очередь, значения указанных девяти субиндексов сводного рейтинга формируются на основе статистических данных в разрезе 79 различных показателей. Прабирка Так, по субиндексу «Макроэкономика» Беларусь занимает 45-е место. Показатель безработицы (1,1%) является самым низким в мире. А вот по уровню инфляции - в нижней четверти мирового рейтинга. Уровень внутренних сбережений - около 27% от ВВП. В Беларуси почти 1% кредитов и займов является проблемным (9-е место в мире). Чистая банковская маржа (разность средних процентных ставок по кредитам и депозитам) составляет 6 процентных пунктов, что указывает на ограниченную эффективность и конкуренцию в банковском секторе. Уровень расходов домашних хозяйств низок, что указывает на ограниченность внутреннего рынка. Ускорение роста цен импорта по сравнению с ценами экспорта свидетельствует об ухудшении внешнеторговых условий. При этом удельный вес прямых иностранных инвестиций является невысоким (4%). В субиндексе «Предпринимательство и инновации» Беларусь занимает 76-е место в мире. Исследователи отмечают, что низкий уровень развитости технологической инфраструктуры и ограниченный объем инвестиций со стороны правительства сдерживают развитие инноваций. Удельный вес в ВВП валовой добавленной стоимости сферы услуг также остается достаточно низким (49% ВВП), т.е. экономика по-прежнему опирается преимущественно на производственный сектор и сельское хозяйство [14]. Гомельская область по праву считается одним из наиболее динамично развивающихся регионов Республики Беларусь. На ее территории сконцентрирован мощный конкурентоспособный производственный, сельскохозяйственный и научно-технический потенциал. Одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности Гомельской области является ее выдвижение в число лидеров по инновационному потенциалу, сохранение и развитие научно-технического комплекса. Гомельщина традиционно занимает лидирующие позиции в республике по объему инвестиций в основной капитал. Ключевой позитивной чертой инвестиционного климата региона является стабильность его инвестиционного потенциала, которая обеспечивает постоянный и растущий интерес инвесторов. За 2008 год объем инвестиций в основной капитал составил 2520,2 млн. долл. США. В 2008 году сохранилась положительная динамика в развитии инвестиционной деятельности организаций всех форм собственности. Рост объема капитальных вложений по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах по местным и без ведомственным организациям составил 133% при задании - 125% или более 2,4 трлн. рублей. Увеличивается доля собственных и привлеченных средств организаций в общем объеме инвестиций (в том числе кредитных и иностранных ресурсов), при уменьшении бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения. Так, если в течение 2005, 2006 и 2007 годов доля бюджетных средств составляла около 40% в общем объеме инвестиций, то по итогам 2008 года она уменьшилась до 33%. Необходимость привлечения иностранных инвестиций продиктована также интенсивной интернационализацией (интеграцией) производственно-хозяйственных систем. В 2008 году объем иностранных инвестиций составил 990,7 млн. долл. США, из них 127,8 млн. долл. США - прямые, 0,2 млн. долл. США - портфельные, 862,7 млн. долл. США - прочие. Местные исполнительные органы государственной власти придают первостепенное значение вопросам привлечения инвестиций, улучшению инвестиционной привлекательности и поддержанию положительного имиджа Гомельской области. Для реализации этих целей на Гомельщине ежегодно проводится инвестиционный форум. На предприятиях области реализуется ряд масштабных инвестиционных проектов, в том числе и с участием иностранного капитала. Так в 2008 году, благодаря австрийскому капиталу (компания ATEC), уже начат выпуск стеклобанки на Гомельском стеклотарном заводе. С участием российского капитала произведен пуск первой очереди еще одного стеклотарного производства иностранным обществом с ограниченной ответственностью «Белстеклопром». При кредитной поддержке немецких банков модернизируется производство полированного листового стекла на открытом акционерном обществе «Гомельстекло». На базе совместного предприятия открытого акционерного общества «Речицапиво» реализуется проект, предусматривающий модернизацию производства и развитие товаропроводящей сети с целью укрепления позиций на рынке пивной продукции. В настоящий момент компания «Heineken» выкупила контрольный пакет акций дополнительного выпуска данного предприятия. В апреле 2008 года на ОАО «Мозырский НПЗ» приступили к созданию новой установки гидроочистки дизельного топлива. Мощность установки составит 3 млн. тонн в год. Ее ввод позволит предприятию выпускать весь объем дизтоплива в соответствии с экологическими нормами Евро-5 и, таким образом, отвечать перспективным требованиям европейского рынка. На строительство установки в 2009 году планируется направить 104,7 млрд. руб., в том числе 46,1 млрд. руб. за счет внешних инвестиций. Данный проект включен в перечень важнейших инвестиционных проектов текущего года, утвержденный постановлением Совета Министров №2068 «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2009 году». В 2009 году начался монтаж основных мощностей, ввод запланирован в 2010 году. На территории Гомельской области в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы предусмотрена реализация 39 проектов, в том числе 8 проектов по созданию новых предприятий и важнейших производств (1-ый уровень), 11 проектов по созданию новых производств на действующих предприятиях (2-ой уровень) и 20 проектов по модернизации действующих производств на основе внедрения новых и высоких технологий (3-й уровень). Выполнение этих проектов направлено на повышение эффективности работы промышленного комплекса и улучшение социальной обстановки в регионе, а также обеспечение инновационного развития основных отраслей экономики области. Наиболее приоритетными направлениями инвестирования являются: строительство, энергетика, переработка, туризм, торговля и сфера услуг. В настоящий момент прорабатываются инвестиционные проекты по строительству цементных заводов, завода по производству кальцинированной соды, строительство гипермаркетов в г. Гомель и др. Планируемые сроки реализации данных проектов запланированы на 2010-2012 гг. [17]. Однако в отношении формирования благоприятной среды для привлечения инвесторов Беларусь ставит перед собой планы весьма амбициозные. Остается немаловажным вопрос: каким образом, собственно, следует формировать интерес потенциальных инвесторов? К сожалению, до сих пор на белорусском рынке очень мало информации о результатах деятельности предприятий. Это опять же издержки отсутствия в стране реально действующего фондового рынка. А ведь ни один инвестор не станет вкладывать в предприятие, не ознакомившись с его бухгалтерским балансом, отчетом о прибылях и убытках. Голландский эксперт Тон Ван Кеменаде, работающий на ниве консалтингового и инвестиционного бизнеса в Беларуси уже 15 лет, отмечает: белорусские предприятия, которые сегодня хотели бы привлекать иностранные инвестиции или осваивать внешние рынки делают одну самую важную стратегическую ошибку - отказываются от посредничества в вопросах привлечения иностранных партнеров. Между тем вопросы сотрудничества с зарубежными консультантами стратегически важны, ведь именно помощь эксперта помогает выстроить наиболее прямой путь привлечения капитала. Как показывает практика, именно на подготовительном этапе наши предприятия в большинстве случаев и совершают те самые стратегические ошибки, которые в перспективе означают отказ иностранных инвесторов работать с белорусским бизнесом. Пожалуй, самым сложным моментом для зарубежных компаний, проводящих в нашей стране осторожную инвестиционную разведку, является непостоянство инвестиционного климата. Хотя в последние годы погода на этом фронте явно стала меняться к лучшему, «заманивать» в страну иностранных капиталистов простым калачом явно мало - его надо подсластить сахарной подсыпкой. Если проанализировать негативный опыт иностранных компаний, пожелавших в свое время развивать бизнес в Беларуси, но по разным причинам отказавшихся от этих проектов, то самым неприятным открытием для них было непостоянство условий, когда правила игры постоянно меняются. В странах Западной Европы также постоянно происходят изменения в инвестиционном законодательстве, но все сделки, зарегистрированные до введения этих изменений, не подвергаются коррекции. Это дает инвестору полную уверенность в завтрашнем дне. Впрочем, в Беларуси уже действует аналогичный правовой акт, который гарантирует инвесторам на несколько лет незыблемые условия, на которых они входили в рынок [12]. В республиканском общественном объединении «Белорусская научно-промышленная ассоциация» прошел очередной круглый стол, посвященный правовым и экономическим проблемам реализации и защиты прав инвестора на объекты инвестиционной деятельности в свете массового акционирования. Привлечением капитала, созданием новых и сохранением нынешних рабочих мест, удержанием рынков озабочены правительство, отраслевые министерства, предприятия реального сектора экономики. Неудивительно, что улучшение инвестиционного климата является одной из приоритетных задач законодательства. О льготах, преференциях и гарантиях у нас говорится много. Однако на практике порой оказывается, что отечественные, да и зарубежные инвесторы не могут рассчитывать не только на доходность, но даже на сохранение своих вложений в Беларуси. Прежде всего, это касается одного из самых распространенных и дорогостоящих объектов инвестиционной деятельности - недвижимости. Такого рода имущество подлежит специальному учету и государственной регистрации, которая призвана служить гарантией добросовестности приобретения. Порукой тому - участие компетентных государственных органов. Тем не менее все чаще встречаются случаи оспаривания прежним собственником - государством сделок с недвижимостью, причем совершенных достаточно давно. Но ведь законы не должны иметь обратной силы и ухудшать положение инвесторов? Печальным опытом могут служить факты отмены результатов приватизации ряда предприятий в 90-е годы. Не повториться ли это теперь? В этой ситуации очень важно на государственном уровне обеспечить преемственность старой и нынешней законодательной базы приватизации, разработать механизм действия дополнительных государственных гарантий по обеспечению прав и защите экономических интересов инвесторов на территории РБ от необоснованных изъятий собственности, в т.ч. объектов недвижимости. Проблема правовых гарантий сохранности инвестиций поднималась и на инвестиционном форуме в Лондоне, где эта тема занимала одно из первых мест. И отмены «золотой акции» здесь недостаточно. Слишком много существует сравнительно законных способов отъема собственности, особенно если речь идет о сделках с недвижимостью, совершенных до 1999г. Например, идет акционирование. У АО масса объектов недвижимости. В ходе инвентаризации выясняется, что на многие из них вообще нет документов. Но сроки акционирования ограничены - программу надо выполнять. В спешке неизбежны ошибки в оформлении документов. Но именно на их основе формируется уставный фонд АО, цена, которую инвесторы платят за акции. Далее может возникнуть прецедент, в результате которого объекты имущества выходят из общей массы, а можно дойти и до аннулирования решения о приватизации и эмиссии акций. Кто захочет быть акционером при наличии таких рисков? Выходом из данной ситуации, по мнению участников, должен быть некий нормативный правовой акт о гарантиях инвесторам - иностранным или собственным. В нем нужно закрепить, что в спорных ситуациях с недвижимостью приоритет должен отдаваться содержанию, а не форме сделки. Следует также ввести понятие «существенных нарушений» сделки и оговорить исчерпывающий перечень таких нарушений, в силу которых сделку следует считать недействительной. А должностные лица госорганов должны неукоснительно исполнять нормы законов [10]. Между тем, для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по: - подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций; - созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам; - расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств; - более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей [15]. В экономику Беларуси в 2010 году должно быть привлечено не менее 2,7 млрд.долларов прямых иностранных инвестиций. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский на совещании в правительстве по вопросам инвестиционной деятельности. Темп роста инвестиций в основной капитал в 2010 году должен составить 123 - 125%. «Для выполнения этого прогнозного показателя в экономику станы необходимо направить 61,2 трлн.белорусских рублей инвестиций в основной капитал по верхней границе, обеспечив привлечение и освоение 5,6 млрд.долларов иностранных инвестиций, из которых не менее 2,7 млрд.долларов - прямые», - сказал премьер. Сергей Сидорский подчеркнул, что за названными цифрами стоят конкретные задания по созданию новых и коренной модернизации действующих предприятий, расширению использования инновационных технологий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, прежде всего на зарубежных рынках. «Для достижения указанных задач нам необходимо изменять подходы к организации инвестиционной деятельности в Беларуси и перейти от точечного привлечения инвестиций для реализации отдельных проектов к широкомасштабному международному инвестиционному сотрудничеству с инвесторами, которые готовы работать с Беларусью», - сказал он [11]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе были изучены инвестиции в структуре совокупных расходов, их функции и факторы влияния, рассмотрена модель мультипликатора и акселератора инвестиций. Также Приведен практический материал по состоянию инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, ее проблемах и перспективах дальнейшего развития. Инвестиции образуются за счет части национального дохода, неиспользованного на конечное потребление и направляемого на развитие и рост производства. На ранних стадиях развития рыночной экономики единственным источником инвестиций была часть прибыли предпринимателей, которую они сберегали и превращали в капитал, увеличивая спрос на рабочую силу и капитальные активы. Инвестиции воплощались в приросте физического капитала, а целью их было - получение прибыли. В процессе эволюции рыночной экономики сформировалась сложная система инвестирования. Сбережения образуются у различных экономических субъектов. Компании используют не только свои собственные средства для развития бизнеса, но и привлекают инвестиции путем эмиссии долговых обязательств. Инвестиции осуществляются не только с целью получения прибыли, но и ради достижения определенного социального эффекта. Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения независимости и безопасности Республики Беларусь являются оптимизация накоплений и активное инвестирование [3]. Республика Беларусь - единственная страна среди стран СНГ, принявшая в 2001 г. Инвестиционный кодекс - основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные инвестиции. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства. Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в т. ч. с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в т. ч. с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой. Республика Беларусь является участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 г. Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.3.1965 г., Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11.10.1985 г. Деятельность по привлечению инвестиций, в т. ч. иностранных, является приоритетом государства. Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси - финансовый, производственный, интеллектуальный. Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ. В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина. Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием. Инвестирование в экономику Беларуси обладает следующими преимуществами: 1) выгодное географическое положение между Европейским Союзом и Российской Федерацией, доступ для сбыта на рынки стран Таможенного союза; 2) прогрессивное инвестиционное законодательство, гарантирующее защиту прав инвесторов (в Беларуси единственной из стран СНГ принят Инвестиционный кодекс); 3) высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал; 4) развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два паневропейских транспортных коридора II и IX); 5) стабильная социально-политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера; 6) экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП); 7) низкий уровень преступности и коррупции; 8) один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпам экономического развития; 9) наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий; 10) деятельность Консультативного Совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства («One Stop Shop»). Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретению недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к ВТО [15]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Учебники и учебные пособия 1. Агапова Т.А. Макроэкономика / Т.А.Агапова, С.Ф.Серегина. - М.: Издательство “Дело и Сервис”, 1999. - 355с. под ред. ое / Т.С.Алексеенко по экономическим специальностямнной форм обучения учреждений, обеспечивающихема выпуска (так как 2. Зубко Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие / Н.М.Зубко, А.Н.Каллаур. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Выш.шк., 2007. - 416с. 3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2002. - 472с. 4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национально экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. - 2-е изд., прераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832с. 5. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.: Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Книжный дом; Минсанта, 2005. - 496 с. 6. Макроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.: Под ред. М.И. Плотницкого. - 2-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2004. - 462 с. 7. Макроэкономика: учеб.пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям: 2-е изд., исправленное / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П.Зеньковой. - Минск: ИВЦ Минфина, 2009. - 380с., ил. 8. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие / Т.Ю.Матвеева; Гос.ун-т - Высшая школа экономики. - 5-е изд., испр. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 511с. 9. Экономическая Теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 752 с.; Издания переодической печати 10. Абрамович Т. Рискованные инвестиции и искатели надежных гарантий / Т.Абрамович // НЭГ - 2009. - 20 февраля. 11. Беларусь в фокусе // Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом. - 2010. - №2 (238). 12. Бенько А. Инвестору грабли не предлагают…/ А.Бенько // Республика - 2008. - 19 ноября. 13. Бутько Ю.В. Улучшение инвестиционных условий в Республике Беларусь / Ю.В.Бутько // Налоги Беларуси - 2009. - №37. 14. Муха А. Благосостояние белорусов в мировом фокусе / А.Муха // НЭГ - 2009. - 16 ноября. Электронные ресурсы 15. Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.инвест.агенство. - Минск, 2010. - Режим доступа: www.invest.belarus.by. - Дата доступа: 25.01.2010. 16. Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Президент Респ.Беларусь. - Минск, 2010. - Режим доступа: www.president.gov.by. - Дата доступа: 10.10.2010. 17. Сайт Министерства Иностранных Дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Мин.иностр.дел Респ.Беларусь. - Минск, 2010. - Режим доступа: www.mfa.gov.by. - Дата доступа: 30.01.2010, 12.02.2010.
|