БОЛЬШАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА  
рефераты
Добро пожаловать на сайт Большой Научной Библиотеки! рефераты
рефераты
Меню
Главная
Банковское дело
Биржевое дело
Ветеринария
Военная кафедра
Геология
Государственно-правовые
Деньги и кредит
Естествознание
Исторические личности
Маркетинг реклама и торговля
Международные отношения
Международные экономические
Муниципальное право
Нотариат
Педагогика
Политология
Предпринимательство
Психология
Радиоэлектроника
Реклама
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Физика
Философия
Финансы
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Сельское хозяйство
Социальная работа
Сочинения по литературе и русскому языку
Товароведение
Транспорт
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория

Инвестиционная деятельность

Инвестиционная деятельность

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные участники инвестиционно-строительного процесса и их взаимоотношения

В период плановой централизованной системы управления экономикой инвестиционно-строительный процесс представлял собой использование государственных капитальных вложений для создания государственной собственности. Основным инвестором являлось государство, в функции которого входило изъятие средств у предприятий и перераспределение их в централизованном порядке.

Государственными заказчиками строительства объектов являлись министерства и ведомства, через которые государством осуществлялся процесс изъятия средств у подведомственных предприятий и последующего их использования. Государственные капитальные вложения направлялись на финансирование строительства объектов, включенных в титульные списки строек. В их состав входили собственные средства предприятий (амортизационные отчисления, фонды развития производства), средства общественных организаций и граждан.

Конкретными заказчиками-застройщиками, осуществлявшими строительство объектов по внутрипостроечным титульным спискам, являлись действующие предприятия, в производственную структуру которых входили отделы капитального строительства (ОКС). При возведении новых объектов и производственных мощностей создавались дирекции строящихся предприятий. По мере ввода этих предприятий в эксплуатацию дирекции передавали свои функции заказчика отделам капитального строительства.

Заказчиками строительства жилых домов выступали управления капитального строительства (УКС) при органах исполнительной власти областных и краевых центров, действующие предприятия, жилищно-строительные кооперативы (ЖСК).

Подрядчиками строительства являлись строительно-монтажные организации, тресты, управления строительства, производственные строительно-монтажные и проектно-строительные объединения (ПСМО и ППСО). В их состав входили структурные подразделения: строительные управления (СУ), строительно-монтажные управления (СМУ), монтажно-строительные управления (МСУ), управления начальника работ (УНР), строительно-монтажные поезда (СМП), передвижные механизированные колонны (ПМК) и др.

Отношения между заказчиками и подрядчиками оформлялись договорами строительного подряда. Их формы и порядок заключения утверждались государственными органами. Финансирование строительства осуществлялось под контролем государственного банка (Стройбанка) по правилам, установленным государством. Отдельные предприятия вели строительство хозяйственным способом без привлечения подрядных организаций. С ликвидацией плановой централизованной системы управления народным хозяйством, приватизацией государственной собственности, разгосударствлением экономики в России начали формироваться рыночные отношения, в условиях, развития которых наблюдались изменения организационных форм инвестиционно-строительного процесса, функций отдельных ее субъектов, характера инвестиций[5].

С переходом на рыночные отношения значительно изменился характер инвестиционно-строительного процесса, в частности, его состав и функции субъектов (рис. 1).

В роли основных элементов инвестиционно-строительного комплекса выступают инвесторы, заказчики и пользователи объектов инвестиционной деятельности. Структура и взаимосвязь элементов ИСК представлена в Приложении А.

В настоящее время субъектами инвестиционно-строительной сферы выступают:

- инвесторы (заказчики, застройщики) в лице государства, частных предприятий и предприятий иных форм собственности, граждан, иностранных фирм и граждан, вкладывающих инвестиции в создание или поддержание в рабочем состоянии основных фондов;

- предприятия собственно строительного комплекса, осуществляющие основные этапы реализации инвестиционных проектов - проектирование, изготовление строительных конструкций и материалов, возведение зданий и сооружений;

- учреждения центрального и коммерческих (инвестиционных, ипотечных) банков, проводящие взаиморасчеты между всеми субъектами инвестиционного процесса;

- предприятия тех отраслей народного хозяйства, которые поставляют материалы, товары и услуги для участников инвестиционного проекта;

- посреднические, информационные, рекламные, страховые фирмы.

Основу рыночных отношений между субъектами инвестиционно-строительной сферы составляют устойчивые договорные отношения, направленные на реализацию экономических интересов и удовлетворение определенных потребностей участников проекта. При этом спрос на строительную продукцию определяется направлениями и объемами инвестиций, выражающих интересы потребителей этой продукции. Предложение же строительной продукции формируется под воздействием ресурсных рынков и в зависимости от наличия, состояния и уровня использования всех природных, трудовых и произведенных человеком ресурсов, обеспечивающих строительный процесс.

Для внесения ясности необходимо дать определения каждого из участников инвестиционно-строительного процесса:

Инвесторы - юридические и физические лица, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных имущественных, финансовых, интеллектуальных и других средств в форме инвестиций, в виде капитальных вложений для достижения коммерческих, социальных, благотворительных или других целей. Следует подчеркнуть, что инвесторы могут быть самыми разнообразными - в зависимости от форм собственности, источников инвестиций, целей и способов инвестирования и т.д.

Инвестором может быть государство (федеральный и городской бюджеты), кредитные организации (банки, финансово-инвестиционные компании), строительные компании (которые становятся инвестиционными компаниями), предприятия и организации (в том числе и некоммерческие, общественные) и т.п. Особенно следует отметить инвесторов - дольщиков -юридических и (или) физических лиц, выступающих соинвесторами в порядке долевого участия в строительстве жилых домов на основании отдельных договоров с застройщиком.

Для выполнения функций инвестора не требуется специального разрешения - лицензии. Отношения, связанные с инвестициями в капитальные вложения, регулируются Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Инвестиционная деятельность может быть осуществлена и в форме капитальных вложений, что представляет собой инвестирование в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвесторы имеют равные права:

на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений;

самостоятельное определение объемов и направлении капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ;

- владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

- передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Инвестор вкладывает собственные, заемные или привлеченные ресурсы в строительство. Свои вложения он делает через застройщика, который осуществляет реализацию инвестиционного проекта, организует строительство, контролирует его и ведет учет производимых при этом затрат.

Следует отметить, что инвестор может выступать также в роли заказчика (застройщика), а также может быть одновременно генподрядчиком и даже эксплуатирующим хозяйством и т.п.

Заказчик - юридическое лицо, наделенное инвестором организаторскими функциями для реализации строительного проекта от начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию.

Если заказчик выполняет строительные работы с привлечением строительно-монтажных организаций (подрядчиков), он называется заказчиком-застройщиком. Деятельность заказчиков-застройщиков по организации строительства объектов осуществляется на основании договоров строительного подряда, заключаемых между заказчиками-застройщиками и подрядными строительно-монтажными организациями.

При выполнении своих функций заказчики не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.

Заказчики наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениям и земельным участком на период и в пределах полномочий, которые установлены договором на капитальное строительство и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.

Для выполнения функций заказчика организация в соответствии со ст.49 ГК РФ должна обладать специальной правоспособностью, иначе говоря, иметь соответствующую государственную лицензию.

Заказчик-застройщик на конкурсной основе, как правило, через подрядные торги, поручает право на реализацию выделенных инвестором средств на строительство целевой программы или объекта на условиях, определяемых договором подряда на строительство.

Основные функции заказчика-застройщика при реализации ИСП следующие:

- выдача исходных данных для разработки проектно-сметной документации, размещение заказа на разработку всей необходимой для строительства объекта документации, ее согласование в установленном порядке, поиск подрядчиков, заключение договоров подряда на разработку документации и выполнение всего комплекса строительных, монтажных и пуско-наладочных работ, поставка оборудования и материалов;

приемка, учет, надлежащее хранение находящегося на складах оборудования, изделий и материалов, передача их в монтаж;

выполнение всех необходимых работ по подготовке строительной площадки, надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ, приемка законченных работ и подготовка объекта к передаче в эксплуатацию;

обеспечение рационального и экономного расходования выделенных на строительство средств, своевременное осуществление платежей за материалы, оборудование, выполненные работы и т.д., принятие мер к сокращению сроков строительства.[15]

В том случае если объект возводится не для нужд государства, а для иных участников рынка, то соответственно основные функции заказчика по организации процесса строительства и детализации, возложенных на него обязательств должны регулироваться в договоре между инвестором и заказчиком.

Подрядная организация - юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору подряда.

Подрядные работы - это работы, выполняемые подрядчиком, в состав которых входят строительные, монтажные работы, работы по ремонту зданий и сооружений, а также другие виды работ согласно договору на строительство. Одновременно с этим из практики заключения договоров на строительство при реализации строительного проекта принято организацию, которой поручено выполнение основных строительно-монтажных работ (СМР) или строительство в целом и предоставлено право привлекать прочие строительные организации для реализации возложенных на нее функций, а также несущую ответственность за строительство в целом, именовать генподрядчиком. Согласно ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено право подрядчика привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.[6]

Привлечение субподрядчиков возможно, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично. В том случае если подрядчик привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение закона или заключенного договора подряда, то он несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.[]

Правовое положение договора строительного подряда регулируется статьями 740-757 части второй ГК РФ. Статьей 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.[1]

Предметом договора могут быть как вводимые в действие отдельные объекты, так и части возводимою объекта или отдельные объемы строительно-монтажных работ.

Для выполнения различных строительно-монтажных работ необходимо наличие лицензии на их осуществление.

Организация, выступающая в роли генподрядчика, должна иметь лицензию на генподрядную деятельность. Данное требование связано с ответственностью за качество и сроки выполнения строительно-монтажных работ.

Учреждения центрального и коммерческих (инвестиционных. ипотечных) банков - учреждения, проводящие взаиморасчеты между всеми субъектами инвестиционного процесса. Их главной функцией является финансирование и кредитование объектов строительства.

Изготовители и поставщики - предприятия, которые непосредственно заняты производством строительных материалов, конструкций, а также могут выступать в роли поставщиков собственных материалов для участников инвестиционного проекта.

Посреднические - на "первичном" рынке недвижимости, т. е. продажи готовых квартир, действуют риэлтерские компании, которым продавцы (инвесторы, иные владельцы) поручают на основе договора продажу этих квартир и другой вновь созданной недвижимости гражданам или иным покупателям.

Страховые фирмы - это компании, с которыми заключаются договоры страхования строительно-монтажных рисков или ответственности заказчиков перед третьими лицами.

Покупатели (пользователи) - юридические или физические лица, покупающие на рынке конечную (готовую) строительную продукцию. В качестве покупателя может быть сам инвестор, если он строит объект, квартиру и т.д. для собственных нужд. Сюда следует отнести и "дольщиков", то есть соинвесторов, которыми являются граждане, оформляющие после сдачи объекта недвижимости в эксплуатацию собственность на построенные с их участием квартиры [22].

Таким образом, число участников инвестиционно-строительного процесса достаточно велико и их функции многообразны, но необходимо отметить, что ядром инвестиционно-строительной системы выступает заказчик (инвестор). Он фокусирует влияние всех других элементов, выполняя функции рыночного регулятора, координирует и контролирует весь цикл создания и реализации строительной продукции.

На наш взгляд, состав участников инвестиционно-строительного процесса целесообразно представлять в четырех звеньях:

1. Инвестиционное звено - система обеспечения инвестиционными ресурсами.

2. Строительное звено - система строительного производства.

3. Промышленное звено - система производства и поставок строительных материалов и конструкций, строительных и дорожных машин.

4. Инфраструктурное звено - система организаций производственной и рыночной инфраструктуры. Инвестиционные ресурсы формируются за счет сбережений населения, средств предприятий и организаций, кредитов банков, иностранных инвестиций, доходов от предпринимательской деятельности, региональных и муниципальных займов. Особая роль в реальном инвестировании отводится специальным финансово-кредитным институтам - инвестиционным банкам, инвестиционным фондам и компаниям.[17]

Строительное звено обеспечивает конечный результат функционирования всего процесса. Если в условиях плановой экономики этот результат рассматривался как создание готовой строительной продукции с заданными показателями качества строительно-монтажных работ, то в современных условиях при сохранении тех же требований по качеству на первый план выступает цель создания конечной строительной продукции, обеспечивающей эксплуатационную рентабельность введенных зданий и сооружений. Таким образом, от подрядных организаций, осуществляющих на территории региона новое строительство, расширение, реконструкцию и ремонт основных фондов, требуется придать объектам такие потребительские свойства, при которых на протяжении всего их жизненного цикла будет обеспечиваться минимум эксплуатационных затрат.

Промышленное звено производит для строительства специализированные орудия и предметы труда, оказывает определенные виды услуг. Состав звена образуют промышленные предприятия и производства, относящиеся к пяти отраслям промышленности: промышленности строительных материалов; стекольной промышленности; машиностроению и металлообработке; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Базовой промышленной отраслью ИСК является промышленность строительных материалов, продукция которой почти полностью потребляется в строительстве. Таким образом, предприятия промышленности строительных материалов образуют "стационарную" структуру комплекса, а потоки материалов и конструкций составляют главные материальные внутрикомплексные связи в системе инвестиционно-строительного комплекса.

Инфраструктурное звено подразделяется на производственную и рыночную. К производственной относятся: предприятия по ремонту машин, специализированные транспортные организации, научно-исследовательские и проектные организации, учреждения по подготовке кадров. Рыночная инфраструктура включает территориальные лизинговые центры, центры по ценообразованию, органы вневедомственной экспертизы проектов, органы по сертификации, тендерные комитеты.

В условиях рынка строительство приобретает новое экономическое содержание, связанное со свободной динамикой финансовых ресурсов в отличии от централизованного планирования. Рыночные отношения предопределяют значительное расширение участников строительной деятельности, и основываются на развитии конкуренции ними за использование ресурсов. Строительный комплекс трансформируется в инвестиционно-строительный, отражающий взаимодействие между субъектами, удовлетворяющими собственные интересы на основе участия в реализации инвесторских программ и проектов.

Современные организационные формы взаимодействия субъектов инвестиционно-строительной сферы

Недостаточное знание правовых вопросов, наряду с экономиче-скими просчетами, являются причинами, ведущими к затягиванию сроков строительства и финансовым потерям фирм, функциониру-ющих на инвестиционно-строительном рынке. Поэтому целесообразно дать характе-ристику организационно-экономических отношений между участниками под-рядной строительной деятельности.

Рисунок 2 - Основные способы производства СМР

В настоящее время строительство ведется двумя способами:

хозяйственный способ - новое строительство или реконструкция для собственных потребностей осуществляются собственными силами застройщика (инвестора) без привлечения подрядных строительно-монтажных организаций. Для этого в структуре организации создается специальное подразделение, ко-торое должно иметь лицензию на право производства строительно-монтажных работ.

Подрядный способ - весь цикл строительно-монтажных работ выполняется специализированной подрядной организацией, при этом функции инвестора выполняет инвестор либо другая организация.[7]

Комбинированный способ - при этом способе часть работ выполняется специалистами самой организации, а другую часть - подрядная организация.

Рассматривая отношения между заказчиками, подрядчиками и инвесторами, возможны следующие варианты:

1. Инвестор выступает в роли заказчика, т.е. в конечном счете, инвестор распоряжается возведенным объектом (является «пользователем» объекта строительства). В этом случае имеется в виду обычный договор строительного подряда, в котором инвестором является заказчик, которому противостоит подрядчик (рис. 3) [5].

Рисунок 3 - Схема взаимодействия субъектов инвестиционно-строительной деятельности (Инвестор и заказчик - одно лицо)

2. Инвестор и заказчик -- разные лица, т.е. инвестор, дает средства для финансирования объекта, а заказчик -- «пользователь» этого объекта. В подобном случае инвестор оказывается вне договора строительного подряда, при этом заказчика с инвестором связывает особый «инвестиционный договор», непосредственным предметом которого строительство не является (рис. 4). Если заказчик не является инвестором, то на период и в пределах полномочий, которые установлены договором с ним, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями.

Рисунок 4. - Схема взаимодействия субъектов инвестиционно-строительной деятельности (Инвестор и заказчик - разные лица)

В случаях, когда на стороне заказчика выступают несколько инвесторов либо когда заказчик уполномочен инвесторами, возникает необходимость после завершения строительства осуществить разделение результата работ, в частности построенного объекта. Поскольку объект как таковой является неделимым, то между соинвесторами могут быть распределены только доли в общем объеме жилого здания: отдельные квартиры, определенные части объектов недвижимости.

В некоторых случаях подрядные и инвестиционные отношения сливаются в единый договор. Это имеет место при выступлении подрядчика и заказчика одновременно в качестве соинвесторов. Например, если при заключении договора между производственно-коммерческой фирмой и строительной организацией стороны осуществляют инвестирование в размере 50% каждая, то соответственно выстроенное здание должно быть разделено между ними поровну.

Взаимоотношения между участниками инвестиционно-строительной деятельности происходят в рамках договора строительного подряда, а также прав и обязанностей сторон, заключающих этот договор. Договор подряда на строительство заключается заказчиком с одной строительно-монтажной организацией -- генеральным подрядчиком.

Заказчик в свою очередь обязуется:

· предоставить подрядчику площадку;

· передать ему утвержденную проектно-сметную документацию;

· обеспечить своевременное финансирование строительства;

· принять законченные объекты и оплатить их.

Подрядчик в свою очередь обязуется производить материально-техническое снабжение, а также производить работы на свой страх и риск построить и сдать заказчику. Заказчик также обеспечивает строящиеся объекты технологическими и другими видами оборудования и некоторыми специальными материалами.

Генеральный подрядчик вправе поручать на основании договора субподряда выполнение отдельных комплексов работ специализированным подрядным организациям. Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком за выполнение договорных обязательств по строительству в целом, выполняемому его собственными силами, а также силами субподрядчика.

Основой для заключения договоров подряда является договорная цена. Она определяется заказчиком и подрядчиком (с участием субподрядчиков) на основе действующих нормативных документов по определению сметной стоимости строительства. Договорная цена -- цена по договоренности, при внесении в установленном порядке заказчиком в проектную документацию поправок, изменяющих объем и состав подрядных работ, она подлежит уточнению и согласованию с подрядчиком.

Выбор исполнителей строительства объекта осуществляется, как правило, на основании подрядных торгов.

Подрядный торг в строительстве -- форма размещения заказов, предусматривающая выбор подрядчика на конкурсной основе, для выполнения всего комплекса работ и оказания услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов. Торги на строительство объектов бывают двух видов:

· открытые (публичные) -- принимают участие, как правило, все желающие иностранные и местные фирмы (об этих торгах даются объявления в периодической печати);

· закрытые (ограниченные или негласные) -- приглашаются лишь определенные, известные в данной отрасли фирмы. Результаты этих торгов в открытой печати не публикуются.

Тендер -- конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющих собой конкурирование предоставленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.

Оферта -- предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых тендерной документацией. Ее состав:

1) общие сведения об объеме и предмете торгов;

2) проектная документация;

3) требования по составу документов оферты;

4) инструкция оферентам;

5) условия и порядок проведения торгов;

6) проект контракта;

7) форма заявки на участие в торгах.

Основным документом, регламентирующим порядок и условия подготовки, организации, проведения и регулирования подрядных торгов, является «Положение о подрядных торгах в РФ».

Специально выделены отношения, связанные с выполнением подрядных работ, предназначенных для удовлетворения потребностей РФ или ее субъектов и финансируемых за счет средств их бюджета или внебюджетных источников, которые регламентируются «Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов для государственных нужд.

Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности

В период существования жёсткой централизованной системы управления экономикой вложение средств в новые основные или оборотные фонды, на выполнение проектных работ, в научно-техническую продукцию имело форму планируемых вложений. Это выражалось в создании плановых предпосылок и проектировании. Развитие рыночной экономики придаёт новый характер инвестиционной деятельности. Развитие многообразных форм собственности, равных условий хозяйствования создаёт новые условия для инвестирования и правового регулирования этого процесса.

Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Государственное регулирование инвестиционного процесса, призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной строительной деятельности для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может выступать в форме: государственных инвестиционных программ, прямого управления государственными инвестициями, налоговой политике, предоставления финансовой помощи на развитие строительства отдельных территорий, отраслей, производств, финансовой, кредитной, ценообразовательной и амортизационной политике, антимонопольной политике, приватизации объектов государственной собственности, контроль за соблюдением норм и стандартов.

Кроме прямого участия в инвестиционной деятельности государство может регулировать инвестиционный процесс. Государственное регулирование инвестиционно-строительного процесса -- это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Сегодня инвестиции -- неотъемлемый атрибут макроэкономического механизма регулирования экономики.

Для эффективного развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Инвестиционно-строительная деятельность реализуется обычно в правовых формах, соответствующих договорам подряда на капитальное строительство, проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить путем приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака и т.д.

Характерной чертой рынка недвижимости, как основной составляющей инвестиционно-строительного рынка, является наличие специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей также и сферу инвестиций в недвижимость и строительство. Причем роль региональных и муниципальных нормативных актов в данной области более значительна, чем в других секторах экономики. К основным федеральным нормативно-правовым актам относятся:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Земельный кодекс Российской Федерации;

- Закон РСФСР от 26 июля 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»;

- федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

- постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1249 «Об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости.

6 июля 1991 года был принят закон "Об инвестиционной деятельности в РФ", а 4 июля 1991 года - закон "Об иностранных инвестициях в РФ". Согласно этим законам инвестицией считается вложение средств в объекты предпринимательской и других видов деятельности, целью которого является получение прибыли или достижение положительного социального эффекта.

29 декабря 2004 года вышел новый Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации».

29 декабря 2004 года - Градостроительный Кодекс Российской Федерации. Эти законы подчеркнули несовершенство государственной политики, а также противоречивость принятых положений крайне негативно была воспринята участниками строительного рынка.

Так же в законодательстве России существуют «Строительные нормы и правила Российской Федерации». Настоящий нормативный документ устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации и предназначен для применения заказчиками (инвесторами), проектными, проектно-строительными организациями, иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса.

Особенности законодательства в области управления инвестиционно-строительным комплексом базируются на особенностях строительной отрасли. Также в инвестиционном процессе проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит из трех основных этапов:

1. Определение цели инвестирования, назначения и мощности объекта строительства, номенклатуры продукции, места (района) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора). На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчиком (инвестором) проводится оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических показателей. С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет, в установленном порядке, ходатайство (декларацию) о намерениях. После получения положительного решения местного органа исполнительной власти заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство.

2. Разработка обоснований инвестиций в строительстве на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций, в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка) и о разработке проектной документации.

3. Разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации, получение на ее основе решения об изъятии земельного участка под строительство.

В соответствии со статьёй 12 закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

Финансирование осуществляется за счёт средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.

Предварительный объём государственных капитальных вложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных объёмов, разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчётами. Утверждённый перечень является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение государственных контрактов, в которых уточняются все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует, прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях.

Создание благоприятного климата для деятельности иностранного и отечественного капитала в России -- ключевой фактор для формирования позитивного имиджа страны в глазах инвесторов. Причем этот процесс должен идти в рамках четко и конкретно сформулированной государственной политики по привлечению инвестиций в строительный комплекс, включающей как институциональные, так и административные меры на федеральном и региональном уровнях.

Таков «идеальный» вариант государственного регулирования инвестиционного процесса. Важнейшие условия целенаправленного и крупномасштабного привлечения инвестиций в российскую экономику:

1) разработка государственной инвестиционной политики, отвечающей долгосрочным национальным интересам, не подверженной сиюминутной политической конъюнктуре, волюнтаризму и непрофессионализму при принятии решений по ее реализации;

2) наличие ограниченного числа субъектов -- государственных органов, прежде всего федерального уровня, с ясными и четко определенными полномочиями и обязанностями по формированию, координации и обеспечению инвестиционной политики;

3) существование полноценного и непротиворечивого законодательства, обеспечивающего стабильное и рассчитанное на длительную перспективу регулирование правил работы на российском инвестиционном рынке.

Немаловажную роль в государственном регулировании инвестиционного процесса в жилищно-строительной отрасли играет система поддержки благоприятного инвестиционного климата.

Госстрой России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ведет постоянную работу по совершенствованию нормативной правовой базы в направлении повышения доступности и удешевления ипотечных кредитов, развития рынка ипотечных ценных бумаг, решения проблем, связанных с предоставлением земельных участков под застройку, получением исходно-разрешительной документации, согласованием и проведением экспертиз градостроительной и проектной документации.

Задачами технического регулирования в строительстве является реализация требований вступившем в силу с 1 июля 2003 года федерального закона № 184-93 «О техническом регулировании» в части проведения коренной реформы системы технического нормирования, стандартизации и сертификации в стране, а следовательно и в строительной отрасли.

Для решения указанных задач предусмотрено:

обязательные технические нормы устанавливаются только техническими регламентами, принимаемыми федеральными законами и международными договорами, а при необходимости на срок до принятия соответствующего регламента федеральным законом - Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;

федеральные органы исполнительной власти в сфере технического регулирования издают нормативные акты только рекомендательного характера. Вместо обязательных государственных стандартов должны утверждаться национальные стандарты рекомендательного характера;

в качестве обязательных устанавливаются нормы, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья людей, а также окружающей среды и защиту имущества;

технические регламенты должны охватывать полные перечни продукции и процессов, к которым предъявлены обязательные требования по безопасности, в том числе к застройке, возводимым зданиям и сооружениям, строительным процессам, материалам, изделиям и оборудованию;

устанавливать на добровольной основе нормы рекомендательного характера по вопросам создания условий жизнедеятельности населения, таких как качество строительства, эксплуатационная пригодность и долговечность зданий и сооружений, энергосбережение;

сохранить территориальные строительные нормы, устанавливающие обязательные требования по строительству на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Ослабление государственного регулирования по этим важнейшим направлениям привело к ухудшению качества строительной продукции, необоснованным градостроительным решениям, снижению безопасности эксплуатации объектов. Для устранения этих негативных тенденций необходимо:

- при лицензировании проектирования, строительства и инженерных изысканий первоочередное внимание уделить обеспечению эффективного взаимодействия с органами Госархстройнадзоа, Главгосэкспертизы, Жилищной инспекции, другими контрольными и надзорными органами при осуществлении комплексных проверок лицензиатов;

- в перечень лицензируемых видов деятельности внести разработку градостроительной документации и эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других поселений, непосредственно связанных с обеспечением безопасности проживания населения;

- ужесточить работы по проверке деятельности проектных, изыскательских и строительных организаций, осуществляющих лицензируемую деятельность в сложных условиях, в частности, на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, землетрясениям, проселочным процессам, оползням, карстам, селям, лавинам, цунами и др.;

- при проведении экспертизы предпроектной и проектной документации особое внимание уделить вопросам экономической эффективности, рационального использования бюджетных средств, энергосбережения, внедрения прогрессивных технологий, конструкций и материалов;

- сертификацию продукции строительного назначения осуществлять аккредитованными органами в обязательной форме подтверждения соответствия по номенклатуре материалов, изделий и конструкций, от которых зависит безопасность жизнедеятельности людей и окружающей среды. Добровольное подтверждение соответствия производится в соответствующих организациях, работающих по собственным правилам.

- обеспечить непрерывность государственного архитектурно-строительного надзора на всех стадиях строительства от обоснования инвестиций до завершения эксплуатации объекта;

- повысить эффективность регулирования имущественного потенциала комплекса в соответствии с интересами строительной отрасли и государства;

- привести процедуры технормирования, стандартизации и сертификации в соответствие с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Система страхования является одиним из механизмов государственного регулирования на этапах проектирования, строительства, эксплуатации всех видов недвижимости. Системой страхования должно быть охвачено имущество всех субъектов хозяйствования строительного комплекса: проектные, проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации, организации промышленности строительных материалов и конструкций и др. Одним из источников возмещения ущерба, причиняемого жилищному фонду должно стать введение института обязательного страхования жилых помещений.

Основным механизмом реализации государственной стратегии в отношении инвестиционно-строительного комплекса является комплекс мер по активизации инвестиционной деятельности в строительстве, включающий:

- концентрацию государственных инвестиций на объектах, обеспечивающих внедрение новых градостроительных принципов, архитектурно-строительных систем, технологических, объемно-планировочных и конструктивных решений;

- повышение уровня координации и качества управления инвестициями, реализуемыми в рамках адресной инвестиционной программы и Федеральных целевых программ, направленных на повышение экономического благосостояния страны, конкурентоспособности строительной продукции.

- активное использование механизмов снижения инвестиционных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их результатов до стадии коммерческого освоения;

- активизация развития инфраструктуры инвестиционного рынка (фондов венчурного финансирования, страховых агентств, специализированных информационных агентств и т.д.), формирование рынка инновационно-ориентированных инвестиционных проектов;

- разработка механизмов участия государства в инвестиционных проектах нефинансовыми вложениями в виде объектов интеллектуальной собственности.

- активизация деятельности государственных банков, государственных инвестиционных компаний по отбору и финансированию на возвратной основе инвестиционных проектов строительства;

- усиление инвестиционной направленности в деятельности рынка ценных бумаг в целях совершенствования механизма межотраслевого перелива капитала;

- совершенствование и расширение лизинговой деятельности;

- пересмотр существующих механизмов и принципов выделения государственных гарантий по инвестиционным кредитам

В настоящее время инвестиционно-строительной деятельностью в России управляет ряд министерств, ведомств, государственных организаций: Минэкономразвития, Минимущество, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству России, отраслевые министерства и ведомства. Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация.

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России. Это отчетливо осознает Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России), который играет немаловажную роль в строительной и инвестиционной политике страны.

Так в 2004 году для повышения эффективности работы и привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг Госстроем России разработан и внесен на рассмотрение в Государственную Думу 27 проектов федеральных законов. В соответствии с постановлением и распоряжениями Правительства Российской Федерации Росстрой России в 2003 году являлся государственным заказчиком 7 программ и 9 подпрограмм. Общий объем государственных капитальных вложений по Госстрою России составил 5,8 млрд. рублей.

В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2003 год предусматривалось выделение государственных инвестиций на строительство 2500 строек. Из намеченных к вводу в действие 739 строек в 2003 году введено в эксплуатацию на полную мощность 122 стройки и 72 - частично.

Госстрой ежегодно подводит итоги работы строительного комплекса и ЖКХ, намечает программу действий на будущий год, а на перспективу разрабатывает стратегию развития. На данный момент Госстрой имеет Концепцию стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2010 года.

Роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с объективными закономерностями выход России на экономический уровень передовых зарубежных стран возможен при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов, с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы.

При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства, на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведенных объектов.

В перспективе до 2010 года улучшение уровня жизни и качества проживания требует ввода в эксплуатацию жилья не менее 80 млн.кв.м в год, а за 2003 - 2010 годы суммарно 410 - 430 млн. кв.м. путем строительства коммерческого и муниципального жилья, в т.ч. домов для малосемейных, молодежных жилых комплексов, общежитии, домов для престарелых и инвалидов с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства. При этом доля частного сектора должна составить 80 %, муниципального и государственного - 20 % соответственно.

В России государственное управление инвестиционной деятельностью пока остается распыленным между большим числом федеральных министерств и ведомств. Поэтому практически любое решение, касающееся серьезных инвестиционных проектов, в той или иной форме стимулирующее приток инвестиций в экономику страны, может по-прежнему вырабатываться и приниматься в тиши правительственных и ведомственных кабинетов. В результате российское инвестиционное законодательство оказалось раздробленным и внутренне противоречивым. В этой связи, часто меняющиеся правила игры для инвестирования частного зарубежного и отечественного капитала в России лишают уверенности серьезных инвесторов в стабильности российского законодательства, так как не обеспечивают гарантий правовой защиты их интересов при осуществлении долго- и краткосрочных вложений.

За годы экономических реформ в России практически с нуля была заложена и продолжает формироваться вполне цивилизованная система правового регулирования инвестиционно-строительной деятельности, определяющая правила и механизмы отношений государства с отечественными и зарубежными инвесторами. В то же время сложилась и система федеральных органов государственного регулирования в инвестиционной сфере. При этом функции государственного регулирования и координации инвестиционной деятельности в России в настоящее время рассредоточены между многими федеральными органами, каждый из которых реализует их в пределах своей компетенции и по своим направлениям.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ООО УСФ «НАДЕЖДА» С СУБЪЕКТАМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО УСФ «Надежда»

Общество имеет полное и сокращенное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Универсальная строительная фирма «НАДЕЖДА» или соответственно ООО УСФ «НАДЕЖДА».

Таблица 1 - Организационная характеристика ООО УСФ «Надежда»

Юридический адрес

241036, г. Брянск, ул. Ульянова, д.14

Дата создания предприятия и регистрация

16 апреля 1988 год, зарегистрировано Администрацией Бежицкого района г. Брянска, № свидетельства 365, № 2393 серия 00 от 16.04.1999 г

Свидетельство о постановке на учет в Государственной налоговой инспекции

№ 32 № 0002906 дата 20.05.99 г.

ИНН

3232006030

Месячный фонд оплаты труда

( в т.ч. дочерние предприятия)

1,8 млн. рублей

Количество работающих на предприятии

(в т.ч. дочерние предприятия)

965 человек

Основные виды деятельности ООО УСФ «Надежда»

1. Выполнение функций заказчика и генерального подрядчика при строительстве объектов промышленного, жилого, общественного назначения;

2. выполнение строительно-монтажных и других специально-строительных работ;

3. оказание транспортных услуг;

4. производство железобетонных изделий;

5. выполнение сантехнических работ;

6. производство столярных изделий и металлоконструкций;

7. операции с недвижимостью;

Универсальная строительная фирма «Надежда» входит в число ведущих строительных организаций области. Фирма создана в 1988 году. За 16 лет УСФ «Надежда» ввела в эксплуатацию более 60 объектов. Приоритетное направление в деятельности фирмы является жилищное строительство. С 1991-1998 г. УСФ «Надежда» производила строительно-монтажные работы, являясь, генеральным подрядчиком субподрядчиком на объектах МУП «Брянскгорстройзаказчик» и других муниципальных учреждений. В 1999 г. было начато строительство 170-ти квартирного ж/д, где ООО УФС «Надежда» впервые выполняло роль заказчика строительства. В настоящий момент ведется строительство сразу на 10 строительных площадках, по которым УСФ «Надежда» является Заказчиком и в тоже время не имеет объектов, где является генеральным подрядчиком.





17.06.2012
Большое обновление Большой Научной Библиотеки  рефераты
12.06.2012
Конкурс в самом разгаре не пропустите Новости  рефераты
08.06.2012
Мы проводим опрос, а также небольшой конкурс  рефераты
05.06.2012
Сена дизайна и структуры сайта научной библиотеки  рефераты
04.06.2012
Переезд на новый хостинг  рефераты
30.05.2012
Работа над улучшением структуры сайта научной библиотеки  рефераты
27.05.2012
Работа над новым дизайном сайта библиотеки  рефераты

рефераты
©2011