Инвестиционный климат и прибыль совместного предприятия
Инвестиционный климат и прибыль совместного предприятия
Содержание 1. Понятие “инвестиционного климата” и его влияние на активность совместной предпринимательской деятельности 2. Особенности формирования и распределения прибыли СП 3. Задача Список использованных источников 1. Понятие “инвестиционного климата” и его влияние на активность совместной предпринимательской деятельности Инвестиционный климат - совокупность условий в стране-реципиенте, влияющих на деятельность в ней национальных и иностранных инвесторов. При выборе страны, в которую иностранный инвестор хотел бы инвестировать свои средства, происходит оценка конкретных экономических, политических, социальных, правовых условий функционирования. В современной экономике существует большое количество методик, применяемых для оценки инвестиционного климата страны. Среди них следует выделить методику оценки инвестиционного риска информационной службы БЕРИ (BERI index - Busi ness Environment Information Risk index), методику оценки кредитоспособности стран Всемирного банка, методику оценки конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума, методику оценки инвестиционного риска журнала "Евромани" (Интегральный показатель надежности) и др. При оценке индекса конкурентоспособности стран, проводимой Всемирным экономическим форумом, анализ ведется по следующим направлениям: степень открытости экономики (уровень тарифов и квот в стране, курс иностранной валюты и валютные ограничения, ограничения на импорт капитала), правительство (особенности государственной экономической политики, налоговой системы, степень бюрократизации экономики, уровень государственного вмешательства в экономику, наличие теневого сектора, уровень налогообложения), кредитно-финансовая система (развитость инфраструктуры финансового рынка, доступность банковского кредитования, особенности финансового регулирования и надзора), инфраструктура (общий уровень развития инфраструктуры, расходы государства на поддержание и совершенствование объектов инфраструктуры, стоимость услуг инфраструктуры), технология (математическое и научное образование, количество ученых и инженеров, научно-исследовательских учреждений, уровень защиты интеллектуальной собственности), качество менеджмента, рабочая сила (квалификация рабочей силы, социальная защищенность, уровень оплаты труда), институты (качество государственного управления, наличие организованной преступности, политическое доверие). В соответствии с данным рейтингом пятерка наиболее конкурентоспособных стран мира представлена следующими государствами: Сингапур, США, Гонконг, Тайвань, Канада. Методика оценки кредитоспособности Всемирного банка основана на оценке возможностей стран погашать свои долги и соответственно вероятности наступления финансового кризиса в стране. В основу рейтинга положены три основных показателя: отношение общей суммы внешнего долга к ВВП (не более 50 %); отношение общей суммы внешнего долга к годовой экспортной выручке (не более 27,5 %); отношение выплат по погашению и обслуживанию внешнего долга к годовой экспортной выручке (не более 30 %). К числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся страны, в которых три показателя в среднем в течение трех лет превышают расчетные уровни. К числу государств, имеющих средний уровень кредитной безопасности, относятся страны, в которых три показателя находятся на уровне не более 60 % расчетных величин. Методика оценки инвестиционного риска журнала "Евромани" предполагает расчет интегрального показателя надежности страны на основе оценки эффективности экономики страны, уровня политического риска, общего показателя задолженности, доступности банковского кредитования, доступности краткосрочного финансирования, доступности долгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств, кредитоспособности, вероятности невыполнения обязательств по выплате долга. В первую пятерку стран по показателю надежности экономики входят: Япония, США, Швейцария, Франция, Голландия. Методика оценки инвестиционного риска информационной службы БЕРИ предполагает расчет интегрального показателя BERI index (Business Environment Information Risk index) на основе оценки параметров: политическая стабильность в стране, отношение к иностранным инвесторам, риск национализации, риск девальвации, состояние платежного баланса страны, уровень государственного регулирования, темпы экономического роста, степень конвертируемости национальной валюты и валютные ограничения, возможности реализации договора, расходы на заработную плату и производительность труда, возможность использования экспертов и услуг, организация связи и транспорта, качество местного управление и местных партнеров, доступ к долгосрочному кредитованию. Основным недостатком указанных методик является нормативный характер показателей оценки инвестиционного климата, что позволяет инвесторам самостоятельно формировать структуру факторов инвестиционного климата. В результате рейтинговые показатели не могут быть использованы при оценке инвестиционного климата страны конкретной компанией-инвестором в силу следующего недостатка: они не позволяют учитывать конкретные цели иностранных инвестиций отдельной компании, поскольку используются для макроэкономических сопоставлений стран. Для анализа инвестиционного климата страны инвесторами может применяться матричная модель оценки инвестиционного климата. Выбор страны компанией-инвестором осуществляется как результат максимизации следующей функции: , где ICj (investment climate) - интегральный показатель инвестиционного климата j-й страны; CIj (competitiveness index) - интегральный индекс конкурентоспособности зарубежного филиала на рынке j-й страны. На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти, На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой (таблица 1). Таблица 1. Факторы, формирующие благоприятный инвестиционный климат |
Наименование фактора | Описание фактора | | 1 | 2 | | 1. Объективные | | | 1.1. Природно-климатические условия | Богатые природные ресурсы | | 1.2. Географическое положение | Наличие границ с развитыми регионами Республики Беларусь и иностранными государствами; наличие морского и речного сообщения с другими регионами Республики Беларусь и иностранными государствами | | 1.3. Состояние окружающей среды | Постоянно поддерживается на благоприятном уровне | | 2. Субъективные | | | 2.1. Научный потенциал | Неперегруженность общего числа организаций региона научными организациями; высококвалифицированный научный потенциал | | 2.2. Экономическое положение | Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность экономической среды, наличие экономики независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг; приемлемые ставки экспортных и | | | импортных пошлин; положительная политика в области валютного курса | | 2.3. Законодательная и нормативная база | Стабильный правовой режим; жесткое регулирование отношений собственности; законодательное закрепление налоговых льгот для поддержки инвестиционной деятельности; наличие механизма работы с городскими инвестиционными проектами | | 2.4. Строительная база | Наличие экономически независимого рынков строительной продукции, строительных работ и услуг; наращенные мощности строительных организаций и предприятий | | 2.5. Фактор риска | Государственные гарантии защиты белорусских и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности | | 2.6. Трудовые ресурсы | Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов; высококвалифицированный кадровый потенциал | | 2.7. Социальная инфраструктура | Крупные белорусские и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, институциональные инвесторы; развитая экспортная система; наличие общедоступной информации об инвестиционных проектах, инвесторах и др. в регионе; развитые виды инфраструктур (транспортная, связи и т.д.) | | |
Как правило, в зарубежных странах оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере. Позиции Республики Беларусь и других стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня незавидны. В отличие от СССР, который в рейтинге известного экономического журнала "Euromoncy" за 1988 г. занимал 17 место после Италии и Тайваня, ни одна из бывших советских республик не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Беларусь находится за пределами первой сотни инвестиционно привлекательных стран. Это является главной причиной дефицита иностранных инвестиций и бегства частного капитала за границу в более привлекательные регионы. Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и относительная стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г. - к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако принятые меры не привели пока к существенному улучшению экономической ситуации. Рисунок 1. Структура инвестиционного климата и факторы его формирования Усложнение финансовых проблем в свою очередь блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса в республике значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм. Необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций и обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Весьма актуальной задачей для республики становится проведение ежегодного мониторинга инвестиционного климата. Наиболее подходящим вариантом является отслеживание состояния инвестиционного климата экономики страны без выделения отдельных хозяйственных систем (отраслей, регионов, экономических зон). С этой целью Минэкономики и другими заинтересованными органами должна быть разработана методика расчета критериев инвестиционного климата и осуществления такого мониторинга. Одновременно необходимо организовать сотрудничество с одним из ведущих специализированных международных агентств по получению странового инвестиционного рейтинга. Согласно расчетам, потребность в инвестициях на 2002-2010 годы составит 39 млрд. долларов США. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 2,2-2,5 раза (в 2005 г., по сравнению с 2000 г, он возрастет в 1,6-1,7 раза). Доля инвестиций в ВВП составит в 2010 г. 26 - 28% (в 2000 г. - 19,8%). Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах. 2. Особенности формирования и распределения прибыли СП В соответствии со Статьей 10 (Гарантии использования результатов инвестиционной деятельности) Инвестиционного Кодекса Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З, инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности. Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности. Статья 77. Деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь гласит: иностранные инвесторы вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность в любых формах, определенных статьей 5 настоящего Кодекса. Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь. Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Порядок создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь (часть 3 статьи 77 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 № 313-З). Минимальные размеры уставных фондов иных организаций и порядок их создания определяются законодательными актами Республики Беларусь, и на такие организации не распространяются льготы, установленные настоящим Кодексом и законодательными актами Республики Беларусь для коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Неденежный вклад иностранного инвестора должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь за иностранную валюту или официальную денежную единицу Республики Беларусь, если они получены в виде причитающейся инвестору прибыли от деятельности созданной с его участием коммерческой организации с иностранными инвестициями, от иной разрешенной деятельности либо путем обмена иностранной валюты в банках Республики Беларусь. Неденежные вклады оцениваются на дату их принятия на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями (часть 7 статьи 88 в ред. Закона Республики Беларусь от 05.08.2004 № 313-З). В процессе деятельности СП прибыль является источником формирования следующих основных финансовых фондов предприятия: - уставный фонд - это сумма средств или оценка стоимости материальных и нематериальных ценностей, предоставляемых учредителями создаваемому предприятию в целях формирования собственных основных и оборотных средств для его нормального функционирования; - резервный (страховой) фонд - фонд предприятия, предназначенный для покрытия его убытков; - фонд накопления - средства предприятия, направляемые на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (в том числе жилищного строительства), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели; - фонд социального развития - это сумма средств, которые предприятие планирует аккумулировать и направлять для развития социальной сферы (содержание оздоровительных учреждений, оплата медицинских услуг и др.); - фонд материального поощрения - это сумма средств, которые используются для премирования работников; - дополнительные фонды - это сумма средств, отчисляемых из прибыли предприятия, остающейся после налогообложения в распоряжении предприятия, по нормам и на цели, установленные предприятием. 3. Задача Рассчитать все возможные показатели для оценки эффективности функционирования СП с долей иностранного участника в УФ - 38 %, работающего 3 года, если: балансовая прибыль по годам составляет 638 млн. руб., 745 млн. руб., 920 млн. руб., соответственно. Величина УФ оценивается в 3 млрд. 425 млн. руб., в том числе стоимость основного капитала - 3 млрд. 425 млн. руб. Годовая норма амортизационных отчислений равна 10 %. СП направляет в резервный фонд - 20 %, фонд накопления - 15 %, ФМП - 10 %, спецфонд - 5 %. Коэффициент физического износа основного капитала по годам равен 3 %, 5 % и 7 % за первый, второй и третий годы функционирования СП соответственно. Решение: Определим: 1) прибыль налогооблагаемую (Пн/о): Пн/о = Пб - Нн, где Пб - балансовая прибыль; Нн - налог на недвижимость; Нн = (ОС - А) ? 1 % / 100%, где ОС - стоимость основного капитала; А - амортизация; Пн/о1 = 638 млн. руб. - (3425 млн. руб. - 3425 млн. руб. ? 0,1) ? 0,01 = 607,175 млн. руб. Пн/о2 = 745 млн. руб. - (3425 млн. руб. - 3425 млн. руб. ? 0,1) ? 0,01 = 714,175 млн. руб. Пн/о3 = 920 млн. руб. - (3425 млн. руб. - 3425 млн. руб. ? 0,1) ? 0,01 = 889,175 млн. руб. 2) чистую прибыль (Пч): Пч1 = (Пб - Нн - Нп) ? 0,97, где Нп - налог на прибыль (24 %). Нп = (Пб - Нн) ? 24 % / 100%. Пч1 = (607,175 млн. руб. - 607,175 млн. руб. ? 0,24) ? 0,97 = 447,61 млн. руб. Пч2 = (Пб - Нн - Нп) ? 0,95, Пч2 = (714,175 млн. руб. - 714,175 млн. руб. ? 0,24) ? 0,95 = 515,63 млн. руб. Пч3 = (Пб - Нн - Нп) ? 0,93, Пч3 = (889,175 млн. руб. - 889,175 млн. руб. ? 0,24) ? 0,93 = 628,47 млн. руб. 3) прибыль для долевого распределения (Пдр) - это чистая прибыль за минусом отчислений в резервный фонд - 20 %, фонд накопления - 15 %, ФМП - 10 %, спецфонд - 5 %: Пдр = Пч ? 0,5 Пдр1 = 447,61 млн. руб. ? 0,5 = 223,805 млн. руб. Пдр2 = 515,63 млн. руб. ? 0,5 = 257,815 млн. руб. Пдр3 = 628,47 млн. руб. ? 0,5 = 314,235 млн. руб. 4) период окупаемости капиталовложений в СП (Ток): Ток = (Пч + А) / К, Ток = (447,61 млн. руб. + 515,63 млн. руб. + 628,47 млн. руб. + 3425 млн. руб. ? 0,1 ? 3) / 3425 млн. руб. = 0,76 года 5) интегральный экономический эффект (Эинт): Эинт = Пч + А - К. Эинт = 447,61 млн. руб. + 515,63 млн. руб. + 628,47 млн. руб. + 3425 млн. руб. ? 0,1 ? 3 - 3425 млн. руб. = -805,79 млн. руб. 6) внутреннюю норму рентабельности капиталовложений (Pвнутр): Pвнутр = Эинт / К ? 100 %. Pвнутр = -805,79 млн. руб. / 3425 млн. руб. = -23,53 % Список использованных источников 1. Абрамчук С. Н. Государственное регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь. - Брест: Изд. дом С. Лаврова, 2001. 2. Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 253 с. 3. Вашкевич А. С. Иностранные инвестиции и предпринимательская деятельность в Республике Беларусь. - Мн.: ИПА "Регистр", 2001. 4. Мазоль С. И. Совместные предприятия в экономической системе общества. - Мн.: Элайда, 2002. - 176 с. 5. Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с. 6. Малюгин В. И. Рынок ценных бумаг: количественные методы анализа: Учеб. пособие. Мн.: БГУ, 2001. - 318 с. 7. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З.
|