Историческое значение и недостатки физиократической теории
Историческое значение и недостатки физиократической теории
Государственный университет Высшая школа экономики Пермский филиал Факультет «вечерне-заочный» Кафедра государственного и муниципального управления РЕФЕРАТ по дисциплине «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» на тему: Историческое значение и недостатки физиократической теории Студент группы Э-08Вз-ФиК-2 Анисимов А.А. Преподаватель Зуева Е.Л. Пермь 2010 Содержание Введение Экономическое учение физиократов Заключение Список использованных источников Введение История экономических учений - лишь часть, хотя и важнейшая, истории экономической мысли. [1] История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами. [1] Экономическая мысль - понятие чрезвычайно широкое. Это и представления бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий… Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство - всего не перечислить. [1] Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с определенной уверенностью выделить экономические учения - теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ. [1] Экономические учения гораздо моложе экономической мысли. История экономических учений начинается с XVI века; ее истоки неразрывно связаны со становлением капиталистического товарного хозяйства. [1] Конечно же, существует много разнообразных важнейших теоретических положений и методологических установок различных научных школ, оставивших значительный след в истории экономических учений. В данном реферате будет рассмотрено экономическое учение физиократов. Экономическое учение физиократов Первая совокупность идей и представлений, образующих целостную теоретическую концепцию экономической жизни, была предложена школой физиократов. Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. Творцом учения физиократов был Франсуа Кенэ (1694-1774 г.г.), придворный врач Людовика XV. [1] Непосредственной причиной возникновения новой экономической школы было материальное оскудение Франции, указывавшее на ошибочность всей прежней экономической политики. «В конце 1750 г., -- говорит Вольтер, -- нация, пресытившись стихами, комедиями, трагедиями, романами, моральными рассуждениями и богословскими диспутами, принялась, наконец, рассуждать о хлебе. Можно было предположить, выходя из театра комической оперы, что Франции предстояло продавать хлеб в небывалых размерах». Действительно, около этого времени французское общество обратило внимание на печальное положение сельского хозяйства. [3] К числу лиц, занявшихся ранее других экономическими вопросами в аграрном направлении, принадлежал Мирабо-отец, который в своём «Друге людей» уже высказывал мысли о земледелии как единственном источнике благосостояния государств и об экономической свободе как лучшей правительственной политике. Отдельные положения Мирабо, касавшиеся этих вопросов, не отличались ясностью и не были приведены в систему. Впервые сам Мирабо постиг значение собственных идей, когда познакомился с теорией Кенэ, первое экономическое сочинение которого («Tableau economique») вышло в свет в 1758 г. Мирабо одним из первых примкнул к новому учению и стал ревностным его глашатаем в целом ряде сочинений. Дюпон де Немур издал в 1767-1768 г.г. сочинения Кенэ под общим заглавием «Physiocratie», после чего последователи Кенэ и получили название «физиократы» (в переводе с древнегреческого - «господство природы»). [3] Кенэ подходит к обществу как к живому организму. У экономики -- свои законы естественного функционирования, не зависящие от воли и желания людей. Законы эти не меняются со временем, они постоянны. [1] Кенэ видит в богатстве прежде всего его вещественную сторону. С этой точки зрения обмен не может быть источником богатства. Торговля лишь перемещает вещественные блага, а не создает их. Поэтому экономический анализ должен быть сфокусирован на сфере производства. Но и не всякое производство увеличивает богатство: вещество прирастает лишь там, где «работает» природа. Чистый доход общества рождается только в сельском хозяйстве, промышленность же преобразует вещество, ничего не добавляя. Кенэ уподобляет промышленность повару, который может сварить горох, но не увеличить число горошин. [1] Прибыль на капитал в промышленности физиократы отрицают. Конечно, промышленный продукт стоит дороже, чем пошедшее на его изготовление сырье, так как в него включаются издержки на содержание работников промышленности. Однако общее богатство страны от этого не возрастает, ибо их содержат за счет сельского хозяйства. [1] В экономической жизни, согласно Кенэ, участвуют три класса: производительный класс, класс собственников и бесплодный (стерильный) класс. В производительный класс входят все, кто обрабатывает землю, делает затраты на эту обработку. Класс собственников включает тех, кто, не участвуя в производстве, получает чистый доход, создаваемый производительным классом: землевладельцам он достается в виде арендной платы, духовенству -- в форме церковной десятины, королю -- в виде налогов. К стерильному классу относятся те, кто связан с промышленным производством: предприниматели, наемные рабочие, ремесленники, крупные и мелкие торговцы. Модель экономических отношений между этими классами Кенэ представил в ставшей знаменитой «Экономической таблице» (1758). По существу Кенэ построил первую схему воспроизводства общественного продукта. [1] Верный своей врачебной профессии, Кенэ считал, что экономика может находиться в здоровом, нормальном состоянии, а может быть и больной, ненормальной. Здоровая экономика -- это экономика в состоянии равновесия. Условия равновесия и составляют объект изучения. [1] Построенная Кенэ модель крайне упрощена. В ней отражено только простое воспроизводство, т.е. производство, повторяющееся от цикла к циклу в неизменном объеме, причем цены остаются постоянными. Движение товаров ограничено внутренним рынком. В сельском хозяйстве выделяется производство продовольствия и сырья для промышленности; вся продукция промышленности выступает как нерасчлененная масса потребительских товаров. [1] Кенэ впервые ввел в научный оборот деление на основной и оборотный капитал (он называет эти два вида капитала «первоначальные и ежегодные авансы»), но в его схеме это деление принципиальной роли не играет. [1] Распределению доходов между собственниками средств производства и наемными работниками Кенэ не уделял большого внимания. Заработную плату он рассматривал как стабильную величину, определяемую минимумом средств существования. [1] Теоретическая концепция Кенэ служила ему обоснованием практических требований к экономической политике. Поскольку весь чистый доход достается классу собственников, на него следует возложить всю тяжесть налогового бремени. Налоги на заработную плату фактически означают налоги на предпринимателя, ибо он все равно должен обеспечить рабочему минимум средств существования. Налога же на предпринимателей -- безразлично, в промышленности или в сельском хозяйстве -- могут быть ими выплачены только за счет капитала, что будет подрывать основы простого воспроизводства. [1] Дальнейшее развитие концепция физиократов получила в творчестве Анна Робера Жака Тюрго (1727-1787 г.г.). Тюрго дополняет деление общества на 3 класса делением производителей на предпринимателей и наемных рабочих. Деление это он не считает изначальным. Оно возникло постепенно в силу экономности и старательности одних и расточительности и лености других. Именно к Тюрго восходит развитая уже в XIX в. концепция бережливости как основы первоначального накопления капитала. [1] Тюрго выдвигает объяснение, почему заработная плата наемных рабочих тяготеет к минимуму средств существования: причина -- в конкуренции между рабочими в условиях избытка предложения труда над спросом на труд. [1] В отличие от Кенэ, Тюрго признает промышленную и торговую прибыль. Он рассматривает ее как процент на капитал, сам же этот процент выводит из земельной ренты. Капиталист, по Тюрго, мог свои деньги превратить в земельную собственность. Значит, деньги должны приносить такую же прибыль, как земля, которая может быть на них куплена. Но, признавая существование прибыли стерильного класса, Тюрго не отступает от фундаментального постулата физиократизма, что чистый доход создается только в сельском хозяйстве. Промышленную и торговую прибыль Тюрго рассматривает как вычет из чистого продукта производительного класса. [1] Будучи генеральным контролером финансов при Людовике XVI, Тюрго пытался осуществить налоговые реформы в духе физиократизма. Как и другие сторонники этого направления, он выступал за свободу торговли. [1] Тюрго освободил крестьян от дорожной повинности, ввел свободу хлебной торговли, пытался установить единый налог на земельную ренту. Однако даже такие ограниченные нововведения встретили упорное сопротивление со стороны дворянства, придворной знати, и Тюрго вынужден был уйти в отставку. [2] Заключение Появлению физиократии предшествовал так называемый меркантилизм, который был скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали никакой цельной научной доктрины, разработав только теорию денежного обращения и торговли. В этом смысле физиократы были действительными основателями политической экономии, тем более что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни - и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. [3] В противовес меркантилистам, физиократы отвергали государственное регулирование экономической жизни и выступали как противники всякого рода монополий, защищая свободу предпринимательской деятельности в условиях капиталистической конкуренции. Собственно история экономического либерализма начинается с физиократов. Ставшее символом экономического либерализма выражение «Laissez faire, laissez passer» («позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят») принадлежало французскому экономисту Жан-Клоду Гурне (1712-1759 г.г.), выступившему в 1758 г. на ассамблее школы физиократов. Понятие «система laissez faire» стало синонимом понятия «система невмешательства государства в экономику». [1] Вершину физиократической системы составила попытка анализа воспроизводства общественного капитала, предпринятая Ф. Кенэ в знаменитой «Экономической таблице». Эта работа впервые показала условия, необходимые для осуществления воспроизводственного процесса. [2] В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Уже Кенэ, мечтая о реализации своей экономической системы, считал необходимой такую силу, которая могла бы совершить эту реализацию. Он требовал поэтому полного единства и безусловного господства верховной власти, возвышающейся во имя общего блага над противоположными интересами частных лиц. [3] Как говорилось ранее, физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал - понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как чистой науки. [3] В оценке общественной роли физиократической теории историки не вполне сходятся между собой, неодинаково понимая их отношение к отдельным социальным классам. Несомненно, что физиократы враждебно относились к сословному строю общества, к привилегиям дворянства и к сеньориальным правам. Некоторые историки особенно подчеркивают народолюбие физиократов. Издатель сочинений физиократов в XIX в., Дэр, ставит им в заслугу, что они «формулировали великую проблему справедливого и несправедливого» в общественных отношениях и в этом смысле «основали школу социальной морали, которой раньше не существовало». Новейший историк социализма (Lichtenberger) говорит, что «в известном смысле физиократы играли роль, имеющую некоторую аналогию с ролью современных социалистов, так как они стремились эманципировать труд и защищали права социальной справедливости». В сущности, однако, физиократы были, как это понял ещё Луи Блан, бессознательными представителями интересов буржуазии; а К.Маркс совершенно верно заметил, что «физиократическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства». [3] Список использованных источников: 1. Левита Р.Я. История экономических учений: - М.: Catallaxy, 1995. - с.192. 2. http: // rudiplom.ru / lekcii / economika / econom_history; История экономических учений, курс лекций, Москва, 1997. 3. http: // ru.wikipeddia.org / wiki / Физиократы.
|