Изменение территориальной структуры экономики России
Изменение территориальной структуры экономики России
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева Кафедра экономики Курсовая работа по дисциплине: Национальная экономика и ее государственное регулирование на тему: Изменение территориальной структуры экономики России Выполнила студентка факультета управления группы . научный руководитель к. э. н. Румбаева Н. Н. Чебоксары 2010 Содержание Введение 1.Понятие территориальной структуры национальной экономики 1.1 Цели национальной экономики 1.2 Структура национальной экономики: сущность, понятие и виды 2. Особенности территориальной структуры экономики России 2.1.Геополитическое и экономическое положение России 2.2 Административно-территориальное устройство России 3.Проблемы и пути развития территориальной структуры национальной экономики России на современном этапе 3.1 Урбанизация- средство организации территории 3.2 Значение и результаты магистрализации транспорта 3.3 Возможные перспективы дальнейшего развития территориальной структуры Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Экономическая наука имеет дело с общественным человеком. Социумы несут на себе печать исторических традиций, национального характера и менталитета, политических пристрастий. Сформировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой их экономическую общность заметить трудно. В основе государственной политики находится не собственно рыночная экономика как таковая, а ее национальная модель. Термин "национальная экономика" представляется в двух ипостасях: им обозначают пространственно определенную и национально специфическую организацию экономической жизни и отрасль науки, изучающую эту реальность. Вторая исследует: экономический потенциал страны, его размещение, национальный рынок, место страны в мировой экономике; специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких, как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на экономический рост; степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосударствления), создание национального экономического порядка; традиции и национальную психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества. Это, так сказать, стропила, необходимые для возведения или перестройки национального здания - национальной экономической модели. Многие исследователи полагают, что несущей конструкцией национальной модели являются традиции и менталитет, на них крепится общий формат - государственное регулирование, к ним приспосабливается инструментарий экономической политики. Формирование национальной экономики как специального направления отечественной науки началось во второй половине XIX - начале XX в. В России связь общей экономической теории с национальной спецификой первоначально принимала форму адаптирования, приспособления к российским условиям западного теоретического опыта, или попросту знакомства российского читателя с переводами. Актуальность данной темы определяется тем, что наша страна нуждается в прочной пространственной конструкции, обеспечивающей условия нормального существования и благоприятную среду жизнедеятельности людей, функционирование территориальных социально-экономических систем. Территориальную структуру (синоним территориального устройства) и ее опорный каркас - совокупность центров и соединяющих их магистралей - можно определить как экономико-географический механизм целостности страны. Рационализация территориальной структуры увеличивает заключающийся в ней потенциал скрепления частей страны в единое целое, формирует единые пространства - экономическое, культурное, научное. Рыхлая территориальная структура способствует центробежным силам, сепаратизму, чревата распадом страны. Целью данной работы является рассмотрение территориальной структуры национальной экономики, ее особенности и проблемы. В следствие этого необходимо рассмотреть следующие задачи:1.Рассмотреть понятие национальной экономики; 2.Охарактеризовать территориальную структуру экономики России; 3.Показать роль инфраструктурного фактора в повышении конкурентоспособности Российской экономики. Предметом является исследование проблем экономического развития территориальных структур национальной экономики, а также определения путей и механизмов их решения. Объектом данной работы являются территориальные аспекты экономической системы страны и взаимодействие их отдельных элементов, а также механизмы управления территориальной структурой экономики России. 1.Понятие территориальной структуры национальной экономики 1.1 Цели национальной экономики Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности. Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели: 1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов. 2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение. 3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты - величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо. 4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии. 1.2 Структура национальной экономики: сущность, понятие и виды Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д. Существуют два вида структуры национальной экономики: 1)экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. 2)неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц - культуру, образование и т. д. Структура национальной экономики - это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики: 1)домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей; 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики; 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики - это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. 4)территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики - разделение национальной экономики на различные экономические районы; 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики; 6)структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта. Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием. 2.Особенности территориальной структуры экономики России 2.1 Геополитическое и экономическое положение России Геополитика - это научное направление, изучающее зависимость внешней политики и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и других взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны и другими экономико-географическими факторами. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается геополитическое положение страны по отношению к другим государствам, которые проводят неодинаковую политику и, следовательно, по-разному влияют на соседние страны и регионы. При этом различают: - макроположение (на политической карте мира); - мезоположение (в пределах своего региона); - микроположение - это выгодное или невыгодное расположение отдельных участков границы с соседними государствами. Геополитическое положение России изменилось в результате распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП. На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что: 1) территориально расширилось геополитическое влияние США; 2) расширился блок НАТО; 3) появились новые мощные геополитические центры - Китай и Япония; 4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма; 5) снизился военный потенциал России. В настоящее время зоной преимущественного политического влияния России является территория СНГ. Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новым условиям хозяйствования. На геополитическое положение страны оказывает влияние экономико-географическое положение. Экономико-географическое положение постоянно изменяется. Анализ экономико-географического положения проводится по следующим компонентам: - транспортно-географическое положение; - промышленно-географическое положение; - рыночное положение; - демографическое состояние; - рекреационно-географическое положение. По экономико-географическому положению Россия занимает центральное место. Особенно выгодным и уникальным является расположение крупных городов - на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития. 2.2.Административно-территориальное устройство России Россия - это федеративное государство, состоящее из 89 субъектов. Среди них республики, края, области, автономные округа, автономная область и два города федерального значения. Особенность территориально-государственного устройства России состоит в том, что девять автономных округов входят в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и автономные округа, и области являются равными субъектами Федерации. В 2000 году административно-территориальное устройство России включало: 1) 21 республику; 2) 6 краев; 3) 49 областей; 4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург); 5) 1 автономная область (Еврейская); 6) 10 автономных округов; 7) 1867 районов; 8) 1091 городов; 9) 329 городских районов; 10) 1922 поселков городского типа; 11) 24444 сельских администраций. Большая часть республик расположена в европейской части страны (16 из 21), остальные пять - в азиатской части. Два края находятся в европейской части (Краснодарский и Ставропольский), четыре - в азиатской части. Все десять автономных округов расположены в районах Крайнего Севера, два из них - в европейской части. Все республики, автономные округа и автономная область сформированы по национально-территориальному принципу и соответствуют компактным ареалам размещения этносов. В мае 2000 г. в России образовано семь федеральных округов. Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти. Центрами Федеральных округов являются общепризнанные региональные столицы: 1) Центральный округ - Москва; 2) Северо-Западный округ - Санкт-Петербург; 3) Приволжский округ - Нижний Новгород; 4) Северо-Кавказский (Южный округ) - Ростов-на-Дону; 5) Уральский округ - Екатеринбург; 6) Сибирский округ - Новосибирск; 7) Дальневосточный округ - Хабаровск. 3. Проблемы и пути развития территориальной структуры национальной экономики России на современном этапе 3.1 Урбанизация - средство организации территории В XX веке в России свершилась урбанистическая революция. На рубеже ХХ и ХХI столетий доля городского населения составила 73% (в мире около 50%). За столетие в 2,2 раза увеличилось число городов. Однако главное заключается в развитии и умножении числа больших городов. В 1897 г. на территории нынешней РФ имелось всего лишь 7 больших городов (ни одного на Урале и за Уралом). Сейчас - 163 больших города (на 1.1.2001), в которых сосредоточено 2/5 населения страны. Это важный качественный сдвиг, так как переход города в категорию больших сопряжен с приобретением им новых свойств во всех его подсистемах - экономической базе, населении, планировочной организации. Тем самым осуществилось принципиальное изменение социально-экономической ткани страны, территориального распределения населения. В 1897 г. в губернском центре (кроме столичных) обычно сосредоточивалось 2-3% населения губернии. Сейчас в республиканском, краевом и областном центре в среднем 20-40% населения субъекта Федерации. Рост больших городов - общемировая тенденция. Они росли вопреки прогнозам, которые делались в начале XX в. (знаменитый фантаст Герберт Уэллс говорил о грядущем “распылении” больших городов), вопреки усилиям властей сдержать их рост разными средствами. Большие города, преодолев кризис, поразивший их в развитых странах в середине века, к концу столетия продемонстрировали мощь и торжество урбанизации. Автор замечательной книги “Гений места” Петр Вайль выразился так: “Современная Европа все более и более состоит не из стран, а из городов”. Большие города быстрее выходят из кризиса. Они обладают потенциалом, который делает их локомотивами развития своих регионов и страны в целом. В связи с нашей темой подчеркнем, что большие города - не просто лидеры социально-экономического развития, двигатели прогресса, создатели нового во всех сферах жизни. Это и фокусы территориального развития. П. Хаггет писал: “В городах сосредоточивается все большая доля населения земного шара, в связи с чем территориальная организация все более центрируется вокруг городов”. Большие города обросли плеядами спутников, породив агломерации _ созвездия городов, которые стали ключевой формой современного расселения. Около 30% общего числа новых городов, возникших в России в течение XX в., составили ближайшее окружение крупных центров, умножив их потенциал. Наукограды - новый тип городов, какого не знал XIX в., - это преимущественно города-спутники. Критики недавнего прошлого, когда пишут о том, что напрасно создавалось большое количество новых городов, в то время как надо было развивать старые, забывают, что крупные центры старой России (кроме Петербурга) не имели в своем непосредственном окружении городов. Следовательно, создание новых городов-спутников было необходимостью, ибо обеспечивало закономерный переход к агломерационной (постгородской) стадии развития расселения. В виде крупных многофункциональных центров, потенциал которых был усилен городами-спутниками, были созданы активные точки роста. Именно благодаря им были достигнуты успехи в развитии образования, культуры и искусства, науки и техники, осуществлено освоение космоса, создана ядерная энергетика, лазеры, реактивная авиация и т.д. 3.2 Значение и результаты магистрализации транспорта Россия вследствие своих огромных просторов и расстояний была зачинателем борьбы за покорение пространства. В нашем отечестве были созданы первые многомоторные самолеты “Святогор” и “Илья Муромец”: предшественники “Антеев” и “Русланов”, первый ледокол “Ермак”, первый атомоход “Ленин”, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, первый пассажирский реактивный авиалайнер Ту-104. В России была построена самая протяженная в мире железная дорога - Транссиб. Своего рода экономический диаметр России - магистраль от Смоленска до Владивостока - имеет протяженность 9721 км. В нашей стране высока доля электрифицированных линий. Если доля России в общей сети железных дорог мира составляет 9%, то в протяженности электрифицированных линий - 16%. А в среднем грузонапряженность электрифицированных линий в три раза выше, чем линий на тепловозной тяге. Магистрализация была одним из устоев Плана ГОЭЛРО. Магистрализация (повышение скорости движения и провозоспособности) и агломерирование (повышение доли экономичных коротких связей) обеспечили экономическое сжатие пространства. Не сжатие путем “выбраковывания” территорий, а именно экономическое сжатие на основе рациональной территориальной организации. Точки роста возникли не только в “привилегированных” районах, но повсеместно, ибо во всех регионах живут люди и все они должны жить достойно, а не быть в роли наблюдателей, ждущих, когда до их региона дойдет очередь развития. Опорный каркас, который образован совокупностью ведущих центров и соединяющих их магистралей, - это рассредоточенная концентрация. В опорном каркасе сочетаются две разнонаправленные тенденции развития: к территориальной концентрации и к рассредоточению. Для нашей страны всегда было характерным предопределенное географическими и историческими условиями развитие урбанизации и “вширь” и “вглубь”. Выполнение городами центральных функций заставляет их рассредоточиваться, стремиться к более или менее равномерному охвату территории. Выгода от экономического сжатия пространства, наоборот, заставляет их собираться территориальными группами, образовывать агломерационные скопления. Заметим, что экономическое сжатие пространства происходило достаточно активно в условиях подъема, развития, а не спада и кризиса. Важным результатом в формировании территориальной структуры явилось создание опорных районов - топливно-энергетических баз, баз научно-технического прогресса (самая значительная база НТР - Московский столичный регион), крупных ресурсных баз; большинство последних вследствие географических особенностей России расположено на Севере. В итоге Россия вошла в XXI век, располагая созданными в течение XX столетия экономико-географическими предпосылками развития - точками роста, осями развития и базами подъема. Однако к моменту распада СССР не было завершено формирование территориальной структуры. Вся огромная Азиатская часть страны имела лишь одну сквозную магистраль - Транссиб. Поэтапно осуществлявшийся сдвиг производительных сил на восток остановился в Прибайкалье. Дальше простирался “забайкальский разрыв” _ между Читой и Благовещенском на расстоянии 1900 км (почти столько же, сколько между Москвой и Владикавказом) нет ни одного большого города. Затормозилось развитие зоны БАМ. Изменилось геополитическое положение страны, она “посеверела”, оказалась сильнее (по сравнению с Советским Союзом) сдвинутой северо_востоку Евразии, затруднился доступ к портам бывших прибалтийских республик и Украины, участки некоторых российских важных магистралей оказались на территории сопредельных государств. Москва стала ближе к западной государственной границе, барьер новых государств отодвинул Россию от Западной Европы. Недостатки административных границ рсфср не замечались, больших трудностей они не создавали. Став государственными границами суверенной РФ, они проявили свои недостатки очень заметно. За рубежом остались 25 миллионов соотечественников, в том числе в Крыму и Северном Казахстане, где они составляли большинство населения. Территориальная структура дала трещины, местами деформировалась. Утратила во многом значение меридиональная полоса концентрации населения и хозяйства Центр - Юг. Ее осями служили три железнодорожных магистрали: Москва - Крым, Москва - Донбасс, Москва - Северный Кавказ (через Воронеж). И.М. Маергойз считал эту полосу, служившую, в частности, проводником территориально-хозяйственной интеграции России и Украины, “становым хребтом” Европейской части СССР. Непомерный рост транспортных тарифов разорвал РФ, Дальний Восток стал еще более дальним. И тем не менее в 90-е годы формирование территориальной структуры не прекратилось. Продолжалось освоение новых нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири, завершалось строительство БАМ, на Обском Севере строились меридиональные железные дороги - к Ямбургу и на Ямале, где они вышли на берега Ледовитого океана. Строится железная дорога на Якутск (уже сооружена половина). Планомерно продолжалось укрепление Срединного региона _ Урало_Поволжья. Срединный пояс страны Ямал - Урал - Волга становится ее индустриальным стержнем (55 - 60% производства и экспорта), а столицы и ряд портов - окнами в мир и фокусами рыночной инфраструктуры. Стоит вспомнить дальновидное высказывание В.П. Семенова-Тян-Шанского, содержащееся в статье “О территориальном могуществе применительно к России”: “Следует выделить пространство между Волгой и Енисеем от Ледовитого океана до самых южных границ государства, особую культурно-экономическую единицу в виде Русской Евразии, не считать ее никоим образом за окраину, а говорить о ней, как о коренной и равноправной во всей русской земле, как мы привыкли говорить о Европейской России. Оказывается, что такая часть Российской империи вполне может быть географически построена при желании по тому же культурно_экономическому типу, к которому мы исторически привыкли в Европейской России, может, следовательно, стать настолько же прочной... страной, как и Европейская Россия”. Урало-Поволжье выступило и выступает, продолжая набирать темпы роста, как главная контактная зона, скрепляющая западную и восточную части РФ. Характерно, что развитие этого региона шло непрерывно и в то время, когда многие районы Европейской части СССР подверглись оккупации. Урало-Поволжье на каждом этапе социально-экономического развития страны делало рывок. До войны - на основе размещения в крупнейших волжских центрах заводов-дублеров Москвы и Ленинграда (авиационных, станкостроительных, подшипников и др.) и создания на Урале металлургической и машиностроительной базы, освоения месторождений “Второго Баку”. После войны - в результате сооружения ГЭС Волго_Камского каскада, использования созданной при этом мощной базы стройиндустрии для сооружения промышленных комплексов Тольятти, Набережных Челнов, Нижнекамска, Балакова, Волжского. Срединный регион стал ведущим в стране по автомобилестроению. Здесь получила развитие половина атомных городов. Выдающуюся роль Урало-Поволжья подтверждают показатели урбанизации: здесь половина российских городов_миллионеров и самая высокая доля населения, сосредоточенная в крупнейших (свыше 500 тыс. жителей) городах. 3.3 Возможные перспективы дальнейшего развития территориальной структуры Завершение создания и капитальный ремонт территориальной структуры - одно из условий возрождения России. Рационализация территориального устройства - важный резерв ее развития. Если Россия хочет существовать как государство, ее власти должны уделить серьезное внимание территориальному устройству, его укреплением противодействовать распаду страны. Многое зависит от того, какую модель экономического развития удастся (или позволят?) реализовать России: с акцентом на сырьевых отраслях или же, наоборот, на высокотехнологичных производствах. У России есть большие возможности и для каждого из обоих направлений, и для их сочетания. При всех обстоятельствах, особенно принимая во внимание нынешнюю ситуацию, сырьевые отрасли в обозримом будущем: кормильцы России. Они дают основную продукцию на экспорт и валютную выручку. Поэтому будет продолжаться использование богатейших ресурсов Севера. Это предопределяет необходимость пристального внимания к Северу вообще, определение эффективной северной политики. Север - это практически вся российская добыча алмазов, апатитов, кобальта, платиноидов, более 90% добычи природного газа, золота, меди, никеля, олова, лесопродуктов, улова рыбы. Производительность общественного труда в 2,7 раза выше среднероссийской. Север дает 60% валютных поступлений. По некоторым данным, в месторождениях шельфа северных морей содержится до 80% запасов углеводородного сырья России. Добыча газа и нефти постоянно сдвигается на север, в районы с условиями, все более тяжелыми для жизни, особенно для приезжих. Поэтому все большее значение приобретает идея формирования Предсеверной контактной зоны. Располагаясь на подступах к Северу, эта зона выполнит роль плацдарма освоения северных районов и отчасти послужит местом переработки северного сырья. Эта очень важная структура в территориальном устройстве России в перспективе пройдет через всю страну от финской границы до Тихого океана. Ее осью станет Севсиб - вторая широтная Сибирская транспортная магистраль вместе с БАМом на востоке, Белкомуром и Баренцкомуром на Европейском Севере. Предсеверная контактная зона выполнит три задачи: 1) освоения Крайнего Сeвepa; 2) освоения собственных богатств -- очень значительных; 3) межконтинентального транзита. В случае сооружения перехода с материка на Сахалин (мостом или тоннелем) и соединения тоннелем Сахалина и Хоккайдо может установиться грандиозный европейско-азиатский мост Дублин - Токио. Преимущества Севсиба заключаются и в сокращении времени на перевозки по сравнению с Транссибом, так как магистраль пройдет в более высоких широтах. На отдельных участках Предсеверная полоса уже сложилась или складывается вдоль существующих железных дорог (БАМ, Сургут _ Нижневартовск, Хребтовая - Усть-Илимск). Магистраль пройдет в глубине территории, вдали от границы и помимо транзита обеспечит взаимодействие районов Ближнего Севера между собой. Нарастающее значение должны приобрести приморские контактные зоны: Южно-Приморская (Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино), Балтийская (порты Северного и южного побережий Финского залива, объединенные Санкт-Петербургом), Северная (особое значение здесь принадлежит Мурманску, через который в течение всего года возможен непосредственный выход в океан), Черноморская (Анапа, Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи), Каспийская (Астрахань, Махачкала, Каспийск, Дербент), где пройдет трансконтинентальный коридор Север - Юг. Предгорная контактная зона на стыке гор и равнин Северного Кавказа уже проявилась вполне отчетливо как полоса основной концентрации населения и хозяйства. Здесь расположены столицы северокавказских республик, знаменитые курорты, туристические районы. Строительство трансконтинентальных транспортных магистралей, в котором заинтересовано и мировое сообщество, внесет существенные изменения в территориальную структуру России. Сибирь, которая оказалась в особенно невыгодном положении после распада СССР, удалившись от выходов в мировой океан, сможет получить новый выход через “Северное окно” благодаря Севсибу, Уральскому переходу, Баренцкомуру, Белкомуру и портам на Белом и Баренцевом морях (Мурманск, Архангельск, новый порт в устье Индиги и др.). О крупных ожидаемых сдвигах в территориальной структуре пишут сибирские экономисты и географы: “В перспективе на рубеже XХ и XXI веков в результате промышленного развития Сибири и приобретения ею новой роли в мировой экономической системе не просто произойдет развитие производительных сил Сибири, но и принципиально изменятся их размещение и территориальная организация. Если XX век стал веком формирования южного широтного экономического пояса вдоль Транссиба, то XXI в. станет периодом образования нового широтного экономического пояса, который будет простираться в пределах Ближнего Севера от Урала до Тихого океана вдоль новой железнодорожной магистрали, объединяющей Севсиб и БАМ”. Развитие магистрализации позволит эффективно, с большой экономической выгодой для России использовать ее межконтинентальное положение. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, обобщив результаты разработок собственных и других организаций, предложил концепцию развития транспортных коридоров на территории России. На схеме, воплощающей эти предложения, показаны три штротных и четыре меридиональных коридора. Заключение Кардинальные реформы российской экономики, проводившиеся в 90-е годы, сопровождались серьезными негативными последствиями для большинства регионов страны, в том числе и для Сибири: снижением производства товаров и услуг и интенсивности межрегиональных связей, падением доходов населения, ростом безработицы и др. В этих условиях стержень социально-экономической политики, осуществлявшейся в регионах, проходил по линии не развития и роста экономики, а сдерживания ситуации, решения многочисленных и временами почти катастрофических проблем, порождаемых далеко не всегда продуманными новациями центра. В целом политика региональных администраций носила в этот период явно выраженный патерналистский характер и была направлена на смягчение наиболее болезненных последствий осуществляемых реформ. Прямо или косвенно она касалась всех участников экономических отношений в регионах. Крупный бизнес получал налоговые льготы, мелкому бизнесу не особенно досаждали с уплатой налогов и легализацией доходов, для населения в меру возможностей сдерживались цены на продукты питания и коммунальные услуги, предусматривались дотации слабо обеспеченным слоям и бедным семьям и т. д. Местные бюджеты укреплялись жесткой регламентацией расходов и принятием на региональные бюджеты основных расходов муниципальных сообществ на образование и здравоохранение и т. д. Но в целом к началу XXI в. возможности такой патерналистской политики были исчерпаны. И дело не только в перераспределении в пользу центра налоговых поступлений в бюджетную систему РФ и в росте напряженности региональных бюджетов в связи с жесткими установками коммунальной реформы и повышением оплаты труда в бюджетной сфере. Главное - в изменении экономической ситуации в целом, т. е. переходе российской экономики от спада производства к его стабилизации и росту. Осознание необратимости этих перемен, решение ряда самых острых проблем (погашение задолженности по заработной плате и пенсиям, снижение неденежных форм оплаты продукции и услуг и др.) потребовали времени и усилий. И лишь в последние годы утвердилось понимание необходимости осмысления и выработки новой экономической политики. Важным фактором, влияющим на расстановку приоритетов такой политики, являются возможные изменения в пространственном распределении экономической активности. Не секрет, что территориальная структура экономики России сформировалась еще под влиянием принципов и реальной практики хозяйствования в условиях централизованного планирования. Переход к рыночной экономике меняет расклад сил, влияющих на пространственное развитие, многосторонне трансформирует побудительные мотивы движения товаров, инвестиций, материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Рост внутреннего рынка, потребительского спроса и импортозамещающих производств, диверсификация отраслевой структуры экономики с акцентом на развитие перерабатывающих отраслей предопределяют при этом конкурентные преимущества регионов европейской части страны. В этих условиях можно ожидать, что большинство восточных районов будет развиваться по кластерному типу: точечные (очаговые) «оазисы» экономической активности будут перемежаться с весьма слабо освоенными межкластерными пространствами. Уже сейчас основные ресурсы их экономики во все возрастающих масштабах сосредоточиваются в крупных и средних городах. Потенциальную угрозу стабильности экономического развития регионов создают при этом стихийные процессы эволюции расселения. «Голосование ногами» подрывает демографическое воспроизводство на селе и в малых городах и ведет в конечном счете к деградации сложившейся системы расселения. Эти процессы коснулись большинства регионов Сибири и Дальнего Востока и во все большей степени становятся реальными ограничителями их экономического роста. Если большая часть территории восточных районов страны подвергнется этим процессам кластеризации (с очевидными последствиями для удовлетворения даже минимальных потребностей их населения, предприятий и учреждений), то единственной возможной компенсацией для макрорегиона в целом может стать формирование в более благоприятных частях Сибири и Дальнего Востока зон интенсивного развития. Под влиянием геополитических угроз значение таких зон для страны со временем только усилится. В Сибирском федеральном округе (ФО) к роли такой «опорной территории» в наибольшей степени готовы регионы юга Западной Сибири. Основу развития этой зоны составляют два мегаполиса (Новосибирск и Омск), крупные города (Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Томск) и система средних и малых городов, образующих точки сгущения экономической активности между ними (от Барабинска и Куйбышева на западе до Асино и Мариинска на востоке). Целенаправленная поддержка таких городов (путем создания в них сети филиалов крупных перерабатывающих производств и учреждений культуры и образования, расположенных в региональных столицах, развития местной промышленности, агропереработки, ремонтно-обслуживающих производств и т. п.) может вдохнуть в них новую жизнь, создать условия для более равномерного распределения экономического потенциала, нормализовать воспроизводство населения (объективно противостоящее процессам кластеризации). Уже сейчас вокруг крупнейших городов Западной Сибири - Новосибирска и Омска _ успешно формируются городские агломерации. Их влияние выходит за пределы Сибирского ФО. Так, аэропорт Северный (г. Новосибирск) обслуживает в основном вахтовые поселки нефтяных и газовых промыслов Тюменского Севера. Софтовые компании, специализированные лечебные и реабилитационные центры, образовательные учреждения этих городов обслуживают предприятия и население не только Сибирского ФО, но и Тюменской области, Якутии и др. В Дальневосточном округе аналогичную роль выполняют отдельные регионы юга Дальнего Востока. Но говорить о них как об опорных территориях в широком смысле еще рано. В Уральском ФО основу устойчивого развития все больше определяют Свердловская и Челябинская области. Список литературы 1. Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики : учеб. пособие / А. М. Бабашкина. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 480 с: ил. 2. Бункина, М. К. Национальная экономика: учебник для вузов / М. К. Бункина. - М. : Логос, Палеотип, 2003. - 488 с. 3. Виноградов, В. В. Экономика России: учебное пособие / В. В. Виноградов. - М. : Юристь, 2001. - 354 с. 4. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В. И. Кушлина. - 2-е изд., перер. и доп. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 834 с. 5. Градов, А. П. Национальная экономика / А. П. Градов. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. 245 с. 6. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С. Г. Капканщиков. - 3-е изд., перер. и доп. - М. : КНОРУС, 2010. ^448 с. 7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А. В. Сидорович; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. И доп. - М. : Изд-во «Дело и Сервис», 2007. - 1040 с. - (Серия «Учебники Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова»). 8. Национальная экономика : учебник / В. И. Волков и др.; под общ. Ред. В. И. Лисова. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. - 477 с. 9. Национальная экономика: учебник / под. Общ. Ред. В. А. Шульги. - М. : Изд-во Российской экономической академии, 2002. - 325 с. 10. Орешин, В. П. Государственное регулирование национальной экономики / В. П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 450 с. 11. Савченко, П. В. Национальная экономика: учебник / П. В. Савченко. - М. : Экономиста, 2007. - 864 с. 12. Юсупов, К. Н. Национальная экономика: учеб. пособие / К. Н. Юсупов, А. В. Янгиров, А. Р. Таймасов, под общ. Ред. К. Н. Юсупова. - М. : КНОРУС, 2008. -288 с. 13. Братимов, О. В. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / О. В. Братимов, Ю. М. Горский. - М.: ИНФРА-М, 2000. -268 с. 14. Ермоленко, Т. Ф. Патернализм в России (опыт культурно-исторического анализа) / Т. Ф. Ермолаенко. - Ростов н/Д : Изд-во РГУ, 1999. - 196 с. 15. Егоров, В. В. Прогнозирование национальной экономики: учебное пособие / В. В. Егоров. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 234 с. 16. Салихов, Б. В. Экономическая теория: учебник / Б. В. Салихов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 724 с. 17. Экономическая безопасность России (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения) / под общ. Ред. Ю. И. Аболенцева. - М.: Московский институт МВД России. - 2001. - 325 с. 18. Яковлев, Ю. В. История цивилизаций / Ю. В. Яковлев. -М.: Владос, 1997. - 426 с. 19. Российский статистический ежегодник, Россия в цифрах. - 2005, 2006, 2007, 2008,2009 гг. - Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат РФ). 20. Периодические издания: журналы «Вопросы экономики», «ЭКО», «Право и экономика», «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления», «Слияния и поглощения», «Инвестиции в России», «Финансы и кредит», «Общество и экономика», «Эксперт», «Профиль», «Секрет фирмы», и др.; еженедельная газета «Экономика и жизнь».
|